Н. М. Баранова, канд. пед. наук, доцент Российского университета дружбы народов, г. Москва
Информационные технологии как средство моделирования учебного процесса
Доступ к знаниям и дистанционное обучение с использованием новейших технологий сети Интернет приобретает в современном мире все большее значение. Для построения образовательных систем полезным может оказаться опыт практического внедрения систем в учебный процесс учебных заведений.
Введение
Одной из основных проблем системы высшего образования является несоответствие между возможностями традиционных методов обучения и объемом фактических знаний, который современное общество требует от будущих специалистов. Средой массового доступа к знаниям и их распространения становится в современном мире сеть Интернет, поэтому возникает необходимость развития интернет-ориентированных педагогических технологий. Такого рода технологии можно назвать гипертекстовыми. Образовательный процесс в информационном пространстве, представленном в форме гипертекста, характеризуется интерактивностью, что подразумевает качественные изменения не только в субъектах образовательного процесса (обучающемся и обучающем), но и в профессиональной среде образовательной деятельности.
Использование в образовательном процессе современных информационных технологий позволяет не только изменить характер учебно-познавательной деятельности учащихся (школьников, студентов и т. д.) и активизировать их самостоятельную работу с применением различных электронных средств учебного назначения, но и существенно повысить качественные параметры организации педагогической деятельности преподавателей и уровень усвоения знаний.
Однако остается ряд сложных проблем, связанных с практической реализацией интернет-ориентированных образовательных технологий. Имеет место недостаточная изученность как самого процесса преподавания с помощью современных телекоммуникационных технологий, так и общекультурных последствий массового внедрения Интернета в образование. Проблемными остаются также вопросы дидактики и психолого-педагогических свойств виртуальных образовательных сред (ОС). Наблюдаются и противоречия между сложившимися предпосылками широкого внедрения в российское образование средств Интернета и отсутствием кадров, способных эффективно использовать интернет-технологии в своей работе по причине невозможности прямого переноса традиционных педагогических технологий в телекоммуникационное образовательное пространство.
Для практической реализации интернет-технологий в образовании целесообразно при проектировании образовательного процесса применять новые методы и подходы формализованного представления содержания образовательных дисциплин на основе интеллектуальных адаптивных семантических и когнитивных моделей.
Остановимся на этом подробнее.
В образовательном процессе можно выделить три составляющие «понятийно-тезисной модели знаний» [1]:
• передача учебной информации (вербальный способ: лекция, семинар и др.; дис-
68 у
№ 5 (35) 2011
танционный способ: гипертекст и мультимедиа содержимое, где «протоколом» передачи знаний является текст);
• социальная составляющая (общение между участниками образовательного процесса);
• практические занятия.
Структуризация знаний необходима при
решении задач эффективного поиска информации, обучения и эффективного проведения научных исследований. Способ представления знаний также может быть основан на логико-семантическом подходе, принципах построения систем искусственного интеллекта и адаптивных информационных семантических систем [2 - 4].
Для представления знаний и данных предметной области их объединяют в систему. В вершинах учебной семантической сети находятся объект познания, личность познающего и основные компоненты процесса обучения, а связи между вершинами означают отношения между ними.
Наличие таких интеллектуальных качеств, как идентификация знаний обучаемого, его личностных характеристик и способностей, адаптация процесса обучения к индивидуальным особенностям обучаемого, позволяет индивидуализировать и повышать качество обучения.
Процесс обучения в информационно-педагогической среде экономического факультета Российского университета дружбы народов (далее — РУДН) можно представить в виде подпространства, назовем его «Информационно-педагогическая среда» (ИПС1). ИПС включает подпространство
1 Информационно-педагогическая среда (ИПС) — это окружающее человека физическое и социальное пространство (в целом — как макросреда, в конкретном смысле — как непосредственное социальное окружение, как микросреда), в котором происходит непрерывающийся обмен сообщениями, определяющий характер взаимодействия в процессе обучения, а также связанная с этим процессом зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия (Жаров В. К. Теория и практика обучения математике в информационно-педагогической среде. Автореф. на соиск. учен. степени докт. пед. наук. М., 2002. С. 38).
та
«База знаний университета» (БЗ). БЗ напол- | няются знаниями и умениями сотрудников, Ц профессорско-преподавательского соста- ^ ва, студентов РУДН, ученых других учебных ^ и научных учреждений, учебно-научным материалом внутренних и внешних библиотек (в том числе и электронных) постоянно пополняемых и обновляемых, и др. БЗ университета делится, в свою очередь, на две пересекающихся БЗ: «Базу знаний преподавателей» (БЗП) и «Базу знаний студентов» (БЗС)2. Число подпространств в иерархической системе может быть увеличено в зависимости от детализации проблемы (рис. 1).
Рис. 1. Схема модели обучения в экономической среде университета
Проектирование процесса обучения также может осуществляться и на основе интеллектуальных адаптивных семантических моделей (электронных библиотек, обучающих тестирующих систем и др.). При этом происходит глубокая структуризация изучаемых понятий предметной области и их представление в виде иерархической модели.
Анализируя учебный процесс экономического факультета РУДН, можно утверждать, что сетевые компьютерные технологии и сформировавшаяся на их основе всемирная информационная сеть Интернет предоставляют огромные возможности для организации обучения. К ним следует отнести оперативный обмен достаточно крупными информационными блоками между интернет-серверами и конечными пользова-
2 В таком случае процесс обучения можно формально представить как биекцию баз знаний «Учитель — Ученик».
Economist
Курс
Специальность
Дисциплина
Объявления по курсу
Информация о преподавателях
Домашнее задание
Рейтинги успева-
Рис. 2. Структура портала Economist
телями (обмен файлами, электронная почта, телеконференции, аудио-, видеоконференции в режиме онлайн и др.) [5 - 8, 10].
Процесс обучения на экономическом g и юридическом факультетах Института ми-|| ровой экономики и бизнеса (далее — ИМЭБ) || основан на архитектуре «клиент-сервер», ¡2 при которой определенная учебная инфор-vg мация, находящаяся на сервере факультета (университета), доступна всем участникам <£ учебного процесса [6 - 10]. § Учебный портал экономического фа-^ культета Economist (http://Economist.rudn.
ru)3 и портал университета (http://web-local. 1 rudn.ru) являются интерфейсом между сту-g дентами и преподавателями в процессе ис-
U
3 Для оптимизации работы экономического, юри-
S дического факультетов ИМЭБ были разработаны и за-
ss патентованы программы для ЭВМ учебного портала
§ Economist ведущими специалистами кафедры ЭММ
§ экономического факультета РУДН: зав. кафедры ЭММ,
Й докт. экон. наук, проф. В. М. Матюшок, канд. экон. на-
Й ук, доцент О. Н. Жилкин, канд. физ.-мат. наук ст. пре-
jg подаватель С. Н. Лузгин, М. А. Ремар. (свидетельство
§ № 2009612979 о государственной регистрации про-
g граммы для ЭВМ, зарегистрированное в Реестре про-
¡i грамм для ЭВМ 8 июня 2009 г. Федеральной службой
■&■ по интеллектуальной собственности, патентам и товар-
ss ным знакам).
пользовании современных информационных технологий (ИТ).
С помощью такой информационной системы образовательное учреждение оснащается электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам. Создание информационно-образовательных порталов способствует логическому упорядочиванию информации, ее систематизации и структурированию.
Economist представляет собой программную систему поддержки работы студентов и преподавателей экономического факультета ИМЭБ РУДН. Портал Economist обеспечивает удобный и простой доступ к материалам учебных дисциплин и рейтинговой системе. Благодаря дружественному и простому интерфейсу любой пользователь (как продвинутый, так и начинающий) легко может ориентироваться на веб-страницах этого портала.
На портале Economist каждый студент в зависимости от специальности и курса может выбрать в интерактивном режиме необходимую ему дисциплину, в открывшемся меню почерпнуть интересующую его информацию: объявления по курсу, программу
70
№ 5 (35) 2011
Преподаватель 1
А V
Студент 1
Преподаватель п
А
V
Студент т
§ §
I
ua
Рис. 3. Информационно-коммуникативные связи между участниками педагогического процесса
курса, информацию о преподавателях, ведущих дисциплину, материалы курса, домашние задания, тесты по курсу, рейтинги успеваемости, www по тематике (рис. 2).
Иерархическая структура портала допускает дальнейшую детализацию каждого из этих блоков по мере накопления знаний.
Информационно-образовательный портал Economist способствует:
• совершенствованию учебного процесса в университете классического типа;
• формированию сетевых информационных ресурсов для моделирования и прогнозирования развития инновационной сферы;
• созданию информационной системы банков данных для выполнения учебных заданий, курсовых и дипломных проектов по дисциплинам экономико-математического цикла, моделирования и прогнозирования развития инновационной сферы;
• организации механизмов, обеспечивающих актуальное состояние баз данных рабочих программ, тестов и контрольных заданий по дисциплинам экономико-математических специальностей;
• разработке, созданию и поведению он-лайн-тестирования, организации интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами;
• использованию интерактивной информационной среды в проведении студенческих, всероссийских и международных конференций; научно-исследовательских работ аспирантами и молодыми учеными, в учебном процессе университета классического типа;
• развитию навыков самостоятельного обучения учащихся.
Использование ИТ в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать их самостоятельную работу с применением различных электронных средств учебного назначения, в результате чего между участниками учебного процесса были установлены следующие виды информационно-коммуникативных связей (рис. 3):
• «прямая связь» (преподаватель ^ студент4);
• «обратная связь» (студент ^ преподаватель);
• «горизонтальная связь» (преподаватель о преподаватель; студент о студент) [6 - 10].
Схематически данный процесс можно представить следующим образом:
1. «Прямая связь» от преподавателя к студенту осуществляется через:
4 Создание условий в ИПС для коммуникаций
№ 5 (35) 2011
• учебную литературу, рекомендованную министерством образования, лекции, учебно-методические пособия и учебники для студентов экономического и юридического факультетов, разработанные и адаптированные преподавателями кафедры для российских и иностранных слушателей;
• порталы университета (http://web-local. rudn.ru) и экономического факультета (http:// Economist.rudn.ru), на страницах которых вывешивается и постоянно обновляется необходимая для учебного процесса информация (программы читаемых курсов, учебно-тематические и календарные планы, презентации лекций, электронные учебники, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, лабораторные работы, задания и др.);
• компьютерные обучающие программы по дисциплинам экономико-математического цикла, информатике, правовой информатике и др.;
• рейтинги успеваемости студентов и др. [6 - 9, 11- 12].
g 2. «Обратная связь» от студента к пре-|и подавателю осуществляется посредством: || • тестирующих программ портала уни-¡2 верситета и экономического факультета; vg • контрольных, самостоятельных, лабо-э; раторных, курсовых, дипломных и других ви-§ дов работ;
ig • общего сетевого дискового простран-^ ства «Student»;
• электронной почты [6 - 9, 11- 12].
1 3. «Внутренняя связь», обмен учебно-на-§ учной информацией между преподавателя-¡5 ми осуществляется через:
• участие в заседаниях кафедры, учено-
be
S го и диссертационного советов факультета, ! университета и др.;
§ • проведение и участие в российских § и международных конференциях, форумах, !ъ семинарах, круглых столах и др. по пробле-I мам различных областей науки; Ü • публикации научных статей, программ, I монографий и др. в периодических научных .Ц российских и международных издательства вах, на веб-сайтах;
• учебный портал экономического факультета и портал университета;
• всевозможные протоколы доступа к сети Интернет (такие как Wi-Fi), глобальную систему дискуссий Usenet, почтовый сервис Email, систему мгновенных сообщений ICQ и др.;
• общее сетевое дисковое пространство «Teacher»;
• внешние мобильные носители информации [6 - 9, 11- 12].
4. «Горизонтальная связь» между студентами может осуществляться посредством:
• участие в российских и международных конференциях (в том числе телеконференций, аудио-, видеоконференций в режиме онлайн);
• принятие активного участия в научной работе кафедр (через курсовые работы, дипломы, статьи, научные конференции и др.);
• использование возможностей Интернета (е-mail, IRC и др.) и беспроводных протоколов доступа Wi-Fi, Bluetooth и др.;
• общее сетевое дисковое пространство «Student» [6 - 9, 11- 12].
При этом электронная информация может являться как доступной, так и ограниченной для студентов.
Остановимся подробнее на рассматриваемых информационных потоках.
Учебная связь «преподаватель о студент» может быть представлена:
• двусторонним взаимодействием «преподаватель о студент» и предполагает сотрудничество (активные действия со стороны преподавателя и ожидаемая (прогнозируемая) отдача со стороны студентов);
• односторонним принятием со стороны преподавателя (в процессе обучающей деятельности преподаватель приобретает необходимую ему педагогическую практику);
• односторонним принятием со стороны студентов (в процессе учебной деятельности учащиеся приобретают необходимые учебные навыки);
• односторонним противодействием: активные действия со стороны преподавателя
№ 5 (35) 2011
и отсутствие соответствующей предметной (языковой) подготовки со стороны студентов или нежелание ими в должной степени воспринимать полученную учебную информацию [9, 10 - 12].
При изучении «внутренней связи» информационного потока студент о студент были выделены некоторые аспекты межличностных взаимодействий индивидов:
• Сотрудничество или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон, что проявляется в следующем:
— в интеллектуальной поддержке более сильными студентами отстающих;
— языковой поддержке иностранных студентов на практических занятиях и лекциях, в разных видах деятельности со стороны российских учащихся;
— языковой практике (иностранные языки) российских и иностранных студентов и др.
• Одностороннее принятие (активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу). Данный вид взаимодействия осуществим при всестороннем оказании помощи отстающим студентам (российским или иностранным), как в предметном, так и в языковом аспектах.
• Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности, нет взаимопонимания в группе среди студентов (наиболее частый случай: российские студенты сами по себе, иностранные — сами по себе).
• Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели (например, студенты сообщают учащимся, привыкшим только списывать, заведомо неправильные решения и др.).
• Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (конфликтная форма взаимодействия).
• Компромиссное взаимодействие: сторо- | ны в зависимости от ситуации склонны взаи- Ц модействовать то в форме сотрудничества, ^ то в форме противоборства [9, 10 - 12]. ^
Некоторые причины таких взаимодействий находятся в различии уровней подготовки российских и иностранных студентов по дисциплинам экономико-математического цикла, информатики и др. С первых курсов данная проблема вносит в учебно-коммуникационную среду факультета компонент конкуренции, что стимулирует студентов к учебной и научной деятельности, к стремлению быть профессионально лучшими, более конкурентоспособными в современных экономических условиях.
Сформулированные виды учебного взаимодействия между студентами можно проследить и через научные взаимоотношения преподавателей.
«Внутренняя связь» информационного потока преподаватель о преподаватель определяет информационно-педагогическую среду экономического факультета, формирует мышление и интеллектуальное развитие учащихся, создает научный плацдарм для полноценного функционирования будущих специалистов в современном обществе. Рассматриваемый информационный поток проявляется в следующих взаимоотношениях:
• сотрудничество или профессиональное взаимодействие обеспечивает:
— достижение общего научного результата (кафедры, факультета, университета), например при подготовке к проведению научных конференций и участии в них, при написании учебников, учебно-методических пособий, монографий, статей в научные журналы, докладов, отчетов и др., в оформлении заявок на гранты, патенты и работе по ним и др.;
— научные консультации сотрудников внутри кафедры и сотрудников других кафедр;
— проведение практических занятий со студентами различных специальностей (междисциплинарная координация) и др.;
— взаимозаменяемость сотрудников;
— научную преемственность поколений;
— научный рост сотрудников, их компетенция;
— карьерный рост и др.;
• одностороннее принятие; данный вид взаимодействия имеет место при активной помощи молодым специалистам или новым сотрудникам со стороны «сторожилов» кафедры; при проведении ФПК; при всесторонних научных консультациях на всех уровнях и др.;
• компромиссное взаимодействие; оно проявляется в научной конкуренции между кафедрами какого-либо факультета, между факультетами университета, между учебными заведениями и т. п.
При «обратной связи» от студента к преподавателю большое методическое значение в оценке качества знаний студентов имеет тестирующая система. При этом семантическая сеть подразумевает смысловую обработку информации компьютером, которая необходима при проверке ответов g учащихся и их дальнейшего обучения. || Для финального тестирования в РУДН || используется тестирующая система Mentor5, g которая является частью пакета TestStudio, J в состав которого входят редактор «Тест Мастер»6 и редактор «ДИОГен»7. Эта сис-<£ тема поддерживает тестирование по линей-§ ной схеме с выбором одного или нескольких ^ правильных ответов из предложенных в задании. Результатом тестирования является 1 помещаемая в базу данных запись с про-
о
Ü -
Ч
^ 5 Программный комплекс Mentor обеспечивает тес-íe тирование обучаемых, отображает результаты теста,
4е дает комментарии по дальнейшему обучению.
^ 6
Í5 D Тестовый редактор «Тест Мастер» обеспечивает
<3 создание и редактирование сложных многоуровневых
g иерархических тестов, иллюстрацию с помощью гра-
щ фических объектов.
^ 7
jg ' Диалоговый Интеллектуальный Обучающий Ге-
§ нератор «ДИОГен» обеспечивает статистическую об-
g работку результатов, оценку надежности, валидности
¡i тестов и др., отображает информацию преподавателю,
■&■ оказывает помощь в принятии решений по коррекции
ss обучения.
центами правильных ответов, временем тестирования и датой прохождения теста. Каждый преподаватель одновременно может использовать только один тест, и при этом система Mentor не фиксирует название выполненного теста, что крайне неудобно.
Онлайн-тесты и контрольные работы проводятся с применением тестирующей системы портала экономического факультета РУДН. Она более гибкая, чем Mentor, и позволяет формировать отчеты с детализацией до каждого ответа по каждому заданию и вычислением итогового результата по матрице оценок для каждого теста. В тестирующей системе у каждого преподавателя может находиться большое число тестов и контрольных работ. Все данные, включая промежуточные, заносятся в единую базу. Однако для качественного тестирования знаний студентов при обучении математическим дисциплинам возможностей линейного тестирования явно недостаточно.
Для деканата показателем успешности выполнения теста является оценка, а для преподавателя — выявление блоков усвоенных и неусвоенных знаний. Дифференцирующая способность тестового задания достигает максимума при среднем балле за тест 50% [14 - 15]. Однако такая оценка предполагает наличие заведомо сложных заданий и будет воспринята как неудовлетворительная. Существенная редукция материала для тестирования повышает оценку до «хорошо», но при этом делает затруднительной оценку качества восприятия материала курса.
Для математических дисциплин роль ди-стракторов в тесте принимает иное, «негативное» значение. Дистракторы встречаются в тесте чаще правильных ответов, как следствие, запоминаются студентами при просмотре заданий теста и уводят их от верного решения, а иногда подсознательно переучивают на ошибочное решение.
Для учета дидактических единиц, усвоенных студентами при изучении курса, необходимо наличие в тесте групп вопросов по каждой контролируемой теме. Фактически тест разбивается на группу тестов, ори-
№ 5 (35) 2011
ентированных на выявление знаний по выбранным темам.
Стандартные тестирующие системы не ориентированы на определение знаний студентов внутри разделов и тем читаемого курса. Для определения уровня знаний по каждой теме необходимо использовать классификатор базы знаний, навыков и умений тестируемого. При этом вопросы и ответы, как верные, так и неверные, должны содержать дополнительное поле с кодом классификатора. Возникает необходимость классификации всех тем и разделов читаемого курса, включая приемы решения задач, а также навыки проведения вычислений. Структура самого теста при этом практически не усложняется.
Одной из возможностей выявления знания дидактических единиц является федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) [13 - 14].
Система ФЭПО поддерживает следующие формы представления заданий:
• задания с выбором одного правильного ответа из предложенных;
• задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных;
• задания на установление правильной последовательности;
• задания на установление соответствия;
• задания с кратким ответом (целое число) [13 - 14].
Для преподавания экономико-математических дисциплин наиболее подходят три последних способа тестирования. Так, в задании на установление правильной последовательности имеет значение последовательность выбора, что позволяет определить выбор оптимальной схемы решения или верный алгоритм. Такие задания крайне важны для проверки узнаваемости формул и выявления навыков вычислений, при этом последовательность расположения ответов определяет порядок перечисления действий. Задания с кратким ответом крайне эффективны для определения навыков вычислений в специализированной программной среде, где существует единственно правильный ответ.
Однако система ФЭПО не может использо- §
%
ваться непосредственно в учебном процес- S1 се, а применяется для экзаменов, что суще- ^ ственно ограничивает ее сильные стороны. ^
Существует и более простое решение для использования тестирующих систем в учебном процессе — программное обеспечение для операционных систем Linux/ Unix, распространяемое в рамках открытого лицензионного соглашения GNU (General Public License). При этом необходимо решать вопросы совместимости и адаптации программного обеспечения.
Например, операция «выход из программы» в одних приложениях выполняется нажатием клавиши Esc, в других — Q, в третьих — <Alt><X> и т. д., и, чтобы произвести элементарные действия, пользователю приходится постоянно обращаться к документации. В случае «интегрированных» программ ситуация еще хуже. В частности, многие менеджеры окон X11 (X Window Manager) позволяют напрямую вызывать менеджеры файлов (File Manager), но они написаны с использованием разных API. Это приводит к тому, что даже кнопки мыши работают в них по-разному.
Вторая серьезная проблема бесплатных операционных систем — отсутствие порядка в документации, которой очень много, но организована она плохо: документация хранится в разных местах, в нескольких форматах и т. д. [16].
Заключение
Таким образом, внедрение ИТ в учебный процесс позволяет:
1) схематически представлять и проконтролировать процесс обучения как индивидуума, так и учебной группы;
2) управлять ИПС экономического факультета с учетом запросов (вызовов) государства (времени);
3) организовывать учебный процесс наилучшим образом, повышая качество образования, эффективность научного труда профессорско-преподавательского соста-
№ 5 (35) 2011
5
I
о
6
о
45
¡у
Ü
s 00 О
! §
5
и
! *
8 Ё
ig
0 §
1 t
ва, их профессионального сотрудничества в ИПС экономического факультета университета, что неизменно приведет к увеличению конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.
Однако, невзирая на значительные достижения в отрасли интеллектуальных обучающих систем, средств контроля знаний и систем распространения информации в Интернете, остается потребность в интегрированном системном подходе, который органично объединит методы сохранения и управления знаниями, индивидуализируемое представление образовательного вэб-контента и методы автоматизации контроля знаний.
Список литературы
1. Словари и энциклопедии на Академике-[Элек-тронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33681.
2. Шихнабиева Т. Ш, Курбанмагомедов К. Д. К вопросу использования семантических сетей для моделирования процесса обучения и распознавания. М.: Деп. в ВИНИТИ, 1997.
3. Кузнецов И. П. Семантические представления. М.: Наука, 1986.
4. Морозов В. П., Тихомиров В. П., Хруста-лев Е. Ю. Гипертексты в экономике (информационная технология моделирования). М.: Финансы и статистика, 1997.
5. Кедрова Г. Е., Дедова О. В. Опыт построения обучающей среды, основанной на гипертексте. Проблемы гипертекстовой интерпретации лингвистического материала в процессе создания автоматизированного мультимедийного курса русской фонетики // МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://nature.web.ru/db/msg.html? mid=1154155&uri=index.htm.
6. Баранова Н. М. Об информационно-технологическом проектировании учебного процесса // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов / II Международная научно-практическая конференция (сборник научных трудов). М.: ВНИИПВТИ, 2007. С. 273 - 274.
7. Баранова Н. М. Информационные технологии как средство интенсификации учебного про-
цесса университета // Прагматика и коммуникация в обучении русскому языку как иностранному. Тезисы докладов и статьи Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2008. С. 22 - 25.
8. Баранова Н. М, Сорокин Л. В. Технологии E-learning в обучении студентов экономического факультета математическим дисциплинам // Электронное обучение инновационное развитие России: мировой опыт и российская практика / Международная научно-практическая конференция. М.: МЭСИ, 2008. С. 71- 75.
9. Баранова Н. М, Змушко А. А. Использование технологии E-learning при обучении математике в малых группах на основе сотрудничества // Научный вестник РУДН. № 3. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». М.: РУДН, 2009. С. 79 - 84.
10. Хрусталев Е. Ю. Методологические и теоретические основы гипертекстовой технологии моделирования экономических систем // Концепции. 2010. № 1- 2. С. 40 - 49.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005.
12. Баранова Н. М, Жаров В. К. О вариативности моделей обучения с учетом родной информационно-педагогической среды студента // Инновационные подходы и технологии в образовании и управлении. Сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: МГУС, 2009.
13. Нардюжев В. И., Нардюжев И. В. Алгоритмы и методика подготовки компьютерных тестов // Развитие системы тестирования в России. Всероссийская научно-практическая конференция. М.: Прометей, 1999. С. 23 - 24.
14. Нардюжев В. И, Нардюжев И. В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. Монография. М.: Прометей, 2000.
15. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). Операционные системы Linux, Unix [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.fepo.ru.
16. Операционные системы Linux, Unix [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// linux.bip.ru/string/op.htm.
76