ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА*
Н.М. Баранова
Кафедра экономико-математического моделирования Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий при обучении российских и иностранных студентов университета. Даны практические рекомендации для разрешения психологических проблем учащихся в процессе их информационного обучения и проблем, связанных с их компьютерными нарушениями.
Ключевые слова: информационное общество, информационные и коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, информационно-образовательные порталы, информационно-коммуникативное взаимодействие, учебно-познавательная деятельность, компьютерные нарушения.
Стремительное развитие информационного общества, широкое распространение электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в повседневной жизни, научной деятельности, производстве, обучении и т.п.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИТ в образование, которые можно рассматривать как средства обучения, оптимизирующие процесс преподавания, повышающие его качество и эффективность; как объект изучения и инструмент обучения, познания действительности; в качестве средства для автоматизации процессов контроля, коррекции, организации коммуникаций, творческого развития учащихся; интеллектуального досуга; интенсификации и совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом.
Обучение студентов в Российском университете дружбы народов (РУДН) имеет свою специфику — многие из них иностранцы. Их учебная деятельность сопряжена с существенными трудностями: языковым барьером, культурно-социальными различиями, спецификой национальных образовательных традиций и др.
Формальный подход к решению этих проблем препятствует освоению ими учебных программ и, как следствие, приводит к потере иностранными студентами интереса к учебе, что негативно может сказаться на имидже вуза.
ИТ, внедренные в учебный процесс университета, позволяют минимизировать эти проблемы. Анализ направлений использования информационных и комму-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00974-а) «Проектирование образовательного процесса на основе интеллектуальных адаптивных семантических и когнитивных моделей».
Баранова Н.М. Положительные и отрицательные стороны использования технологии E-Learning...
никационных технологий в образовательных целях на экономическом факультете РУДН определил основные положительные и отрицательные стороны их применения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Создание и активное использование информационно-образовательных порталов. С помощью такого вида информационной системы образовательное учреждение оснащается электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам.
В частности, учебный портал экономического факультета Economist (http://economist.rudn.ru) является наиболее эффективным проводником учебного взаимодействия между студентами (российскими и иностранными) и преподавателями на экономическом факультете РУДН.
На портале Economist каждый студент, в зависимости от специальности и курса может выбрать в интерактивном режиме необходимую ему дисциплину. В открывшемся меню дисциплины прочитать интересующую его информацию: объявления, программу курса, информацию о преподавателях, ведущих данную дисциплину, материалы курса, домашние задания, тесты по курсу, рейтинги успеваемости, www по тематике [1].
Информационно-образовательный портал Economist способствует совершенствованию учебного процесса; формированию сетевых информационных ресурсов для моделирования и прогнозирования развития инновационной сферы; созданию информационной системы банков данных для выполнения учебных заданий, курсовых и дипломных проектов по дисциплинам экономико-математического цикла; организации механизмов, обеспечивающих актуальное состояние баз данных рабочих программ, тестов и контрольных заданий по дисциплинам экономико-математических специальностей; проведению онлайн-тестирования, организации интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами; использованию интерактивной информационной среды для проведения: студенческих, всероссийских и международных конференций; научно-исследовательских работ аспирантов и молодых ученых; развитию навыков самостоятельного обучения учащихся и др.
2. Повсеместное использование ИТ в учебном процессе, научно-исследовательской и педагогической практике позволяет изменить характер информационно-коммуникативного взаимодействия учащихся и профессорско-преподавательского состава. В результате между участниками данного процесса устанавливаются следующие виды взаимодействия: прямая связь (преподаватель ^ студент); обратная связь (студент ^ преподаватель); горизонтальная связь (преподаватель ^ преподаватель; студент ^ студент) [2].
Прямая связь осуществляется через учебную литературу, лекции, учебники, разработанные и адаптированные преподавателями кафедры для российских и иностранных слушателей; порталы РУДН (http://web-local.rudn.ru) и экономического факультета (http://economist.rudn.ru); компьютерные обучающие программы по различным дисциплинам; рейтинг успеваемости студентов и др.
Обратная связь представлена в виде тестирующих программ портала университета (Mentor) и экономического факультета (Тесты L-Tests); контрольных, само-
стоятельных, лабораторных, курсовых, дипломных и других видов работ; общего сетевого дискового пространства Student; электронной почты; программ быстрого обмена сообщениями (ICQ, Skype).
Горизонтальное взаимодействие преподавателей осуществляется посредством научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава; учебные порталы экономического факультета и университета; всевозможные протоколы доступа к сети Интернет (Wi-Fi), глобальную систему дискуссий Usenet, почтовый сервис E-mail, систему мгновенных сообщений ICQ и др.; общее сетевое дисковое пространство Teacher; внешние мобильные носители информации и др.
Горизонтальная связь между студентами возможна через научно-исследовательскую деятельность; Internet (E-mail, IRC и др.) и беспроводные протоколы доступа Wi-Fi, Bluetooth и др.; общего сетевого дискового пространства Student, социальные сети (В Контакте, Facebook и др.).
3. Внедрение ИТ в учебный процесс российских и иностранных студентов РУДН направлено на создание особой информационно-образовательной среды, которая позволяет делать данный процесс более гибким и мобильным. В результате такой организации учебного процесса стало возможно:
— развитие дистанционного образования, которое обеспечивает равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан;
— оптимизация образовательных программ с учетом индивидуального подхода к обучению (поверхностный подход, углубленный подход, учеба как достижение цели, обучение через всю жизнь);
— динамическое обновление курсов и программ обучения, где наряду с линейной формой подачи учебного материала используется и нелинейная (гипертекстовые технологии), визуализация учебной информации;
— углубление межпредметных связей и интегративных междисциплинарных исследований;
— экономия времени за счет автоматизации громоздких вычислений и опроса учащихся в виде тестов, расширение доступа к информации;
— осуществление моделирования экономических процессов, с последующим их анализом и выявлением тенденций развития;
— автоматизация процесса установления уровня знаний, умений и навыков основных видов учебной деятельности с последующей диагностикой ошибок и обратной связью и др.
4. Внедрение ИТ в учебный процесс экономического факультета университета, научно-исследовательскую практику студентов позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов.
ИТ способствуют усилению роли самостоятельной работы учащихся; повышению их информационной культуры и грамотности; активизируют мотивацию познавательной деятельности на получение будущей профессии; способствуют развитию личности обучаемого, постепенной его адаптации к дальнейшей жизни в условиях информационного общества; ориентируют его на обучение в течение всей жизни, развивают его коммуникативные способности.
Баранова Н.М. Положительные и отрицательные стороны использования технологии E-Leammg...
Однако растущая информатизация российских учебных заведений наряду с положительными явлениями влечет за собой и отрицательные последствия использования компьютерных и сетевых технологий.
В число таких наиболее распространенных компьютерных нарушений входят:
— неправомерный доступ к компьютерной информации, в частности, неправомерный доступ к содержанию порталов (например, взлом системы и осуществление доступа к текущим и аттестационным тестам по учебным курсам);
— нарушение авторских и смежных прав путем копирования, ранее не опубликованной учебной или научной информации и использование их в своих целях (например, лекции или электронные учебники, вывешиваемые на порталах учебных заведений; лабораторные, рефераты, курсовые, дипломные и др. работы);
— разработка и распространение вредоносных программ и компьютерных вирусов;
— неправомерный доступ к содержанию чужих электронных сообщений и др.;
— подмена знаний угадыванием ответов во время тестирования и др.
Очевидно, что все эти нарушения в массовом масштабе могут носить уголовный характер, квалифицируемый статьями Уголовного кодекса РФ [3].
На экономическом факультете университета повсеместно ведется борьба с различными видами нарушений (проверка студенческих работ на плагиат с помощью программы «Антиплагиат»; устранение уязвимостей в компьютерной системе; запрет на использование во время текущих и итоговых аттестаций собственных электронных средств коммуникаций; покупка, установка и постоянное обновление лицензионных антивирусных программ; использование в тестах наряду с закрытыми вопросами и открытых вопросов; административные меры и др.).
Существуют и психологические отрицательные факторы использования ИТ в учебном процессе студентов, например, попытка замены живого общения с преподавателем учением только с помощью компьютера (особенно это актуально для иностранных студентов); развитие синдрома зависимости от компьютера, от Интернета, уход от реальности, что может сказаться на успехе в обучении [4].
Многие из этих проблем можно решить за счет создания доброжелательной атмосферы на занятиях и проявление профессионализма преподавателя; использования наглядности и знаковости в обучении дисциплинам экономико-математического цикла; разработки и внедрения учебно-методических пособий (печатных, электронных) с пошаговыми объяснениями основных этапов работы, раздаточных материалов, адаптированных для иностранных слушателей и др.; проведения обязательных консультаций отстающим студентам и др.
Современный процесс образования не стоит на месте, сегодня без ИТ уже нельзя обойтись, несмотря на все его отрицательные стороны. Возможности ИТ превалируют над их недостатками, необходимо выполнить главный государственный заказ: информатизация страны в кратчайшие сроки. В связи с этим использование современных ИТ в ходе учебной деятельности преследует и глобальные цели развития общества:
— интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом;
— создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
— создание единой системы дистанционного образования в России;
— участие России в международных образовательных программах;
— повышение конкурентоспособности страны на рынке знаний и информации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баранова Н.М., Сорокин Л.В. Интерактивные методы обучения студентов в экономической среде университета // Материалы X Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы бизнес-образования. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — С. 18—19. [Baranova N.M., Sorokin L.V. Interaktivniye metodi obucheniya v economicheskoy srede universiteta // Materiali X Mezhdunarodnoy nauch-prakticheskoy konferentsii: Aktualniye problemi bisnes-obrazovaniya. — Minsk: Isd. Tsentr BGU, 2011. — S. 18—19.]
[2] Баранова Н.М. Модель обучения студента в экономической среде университета // Инновационно-педагогическая среда современного вуза: Коллективная межвузовская монография. — М.: МГОУ, 2011. — С. 73—95. [Baranova N.M. Model obucheniya studenta v economicheskoy srede universiteta // Innovatsionno-pedagogicheskaya sreda sovremennogo vusa: Kollektivnaya mezhvuzovskaya monografiya. — M.: MGOU, 2011. — S. 73—95.]
[3] Справочные правовые системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru [Spravochniye pravoviye sistemi KonsultantPlus [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru]
[4] Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm [Sovremenniye informat-sionniye tehnologii v obrazovanii [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm]
POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS ECONOMICS FROM THE UNIVERSITY
N.M. Baranova
Faculty of economic-mathematical modeling Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In this article are considered the positive and negative aspects information technology in teaching Russian and foreign students. Practical recommendations for the resolution of psychological problems of students in their learning and information issues related to computer breaches.
Key words: information society, information and communication technology, information and educational environment, information and education portals, information and communicative interaction, learning and cognitive activity, computer violations.