ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
И.Н. Куринин, В.Е. Марфина, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев
Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье описаны программы и технологии для инфор: подавателя вуза. Представлена комплексная технология к< учебных достижений студентов в кредитно-модульной тивного обучения, основанный на учебных интегр: содержания таких проектов для дисциплин, связанны! технологий и их применением в управлении тей: комплекс лабораторных работ, учебный иятегрир; венное влияние практикума на организацию самост использования электронного журнала в^Яч^стве
актической работы пре-тестирования для оценки ния. Описан метод интерактах. Представлены примеры ием информационных и интернет-актикума, состоящего из трех час-щий проект и реферат. Отмечено сущест-ельной работы студента. Описан метод умента эффективной практической работы
преподавателя. Предложен разработа тронного журнала.
Ключевые слова: студент, щчебныядостижения, оценка, технология рования, методы интерактивного обучения, комплекс лабораторных раб ющие проекты, электронный журнал, преподаватель вуза.
хХ?
Мировой опыт и
орами и активно используемый ими вариант элек-
ого тести-интегриру-
Комплексная технолог омпьютерного тестируя
использования тестов как
онтроля знаний показал еспечивает высокотехно-ий студентов и позволяет со-ми образовательных стандартов. е преподавания — отметить силь-щие дальнейшего совершенствования вность преподавателей работать с конкрет-труирования педагогических тестов, орга-а компьютерах, интерпретации результатов на качество современного образовательного
перспективность компьютерного тестиров логичнуЮ^юбъективную оценку учебн оставить уровень их подготовки с эезупьтатам тестов можно ные стороны и указать слабые етодов работы преподавать ой технологией и решат низации процедур тес тестирования сущес процесса [4. С. 10].
Разработанная авторами комплексная технология дает возможность преподавателю без посторонней помощи быстро и качественно подготовить банк тестовых заданий, провести текущий и итоговый контроль знаний студентов в виде компьютерного тестирования, проанализировать его результаты и оценить качество своих тестов.
Эта технология основана на использовании четырех программ.
1. С помощью программы «Банкир» быстро и легко без потери оформления переносятся образы тестовых заданий в банк (для хранения в сжатом и не доступ-
ном для посторонних лиц виде) и указываются их параметры. При формировании теста задается пароль для начала тестирования, выбирается форма для регистрации и анкета для опроса тестируемых, вводится максимальная продолжительность теста и т.д.
2. С помощью программы «Тестер» проводятся сеансы тестирования на автономных компьютерах или в локальной сети. По окончании теЕГашшможен показ количества правильных ответов и набранных баллов.
3. С помощью программы «Маркер» проводится яналЛ^оЩрбок тестируемого или апелляция по результатам компьютерного тестирования.
4. С помощью программы «СтатИнфо» смотрятша^цране монитора или печатают на принтере ведомости с результатамитестирования. Накопив информацию, преподаватель сможет перейти к ее статистическому и тестологическому анализу.
Программы зарегистрированы в Российсквм' агентстве по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) [1—3].Эффективность и надежность комплексной технологии компьютерного тестирования проверена многолетним опытом ее применения в кредитной системе обучешя^иже кратко описаны функциональные возможности всех четырех программ.
1. Разработка компьютерных "Гестов (программа «Банкир») особенностей программы — ее ориентация на потребности и ных преподавателей; быст|ый^еревод имеющихся матер™ рольных вопросов, набранных на компьютере в текстовом компьютерных те|[орГпррстая процедура корректировки банка, проведения сеанса тестирования и обработки его^ре|ультат1в. Для оформления тестовых^заданиивбычно используются возмоЖ*остир^актора Microsoft Word по раб^с те1стом, графикой, формулами, спискамийтаблицами и т.д. Через стандартный буфер обмена образ задания без потери оформления переносится в банк (для хранения в сжатом и не доступном для посторонних лиц виде) и описывается с пч^ощью параметров.
рограмма «Банкир» запуга^^с^^че^^ файл Banker.exe. Рабочий экран со-жит заголовок, две страницы и строку состояния, в которой можно получить
Среди главных ости отдель-авило, контре) в формат мпоновки теста,
комментарии по назначению затель мышки. Вариант^вда ложены несколько альте ным выбором (преДлоЖены подходящие) или
о элемента управления, установив на него укает быть с альтернативным выбором (пред-ив^— выбирается одна подходящая), с множествен-сколько элементов множества — выбираются все ым ответом (как правило, ничего не предложено — тестируемыи сам конструирует ответ).
Для формирования компьютерного теста используется отдельная закладка. Здесь задается пароль для начала тестирования, выбираются форма для регистрации и анкета для опроса тестируемых, из буфера обмена добавляется инструкция к тесту, определяется необходимость случаИноИ перестановки заданий и показа их номеров в процессе тестирования, вводится максимальная продолжительность теста, требуемое количество выполненных заданий и допустимая ошибка измерения, разрешается показ количества правильных ответов и набранных баллов
по окончании тестирования. К тесту добавляется инструкция, которая будет показана непосредственно перед началом работы с тестом. Среднее время изготовления компьютерного теста при наличии его аналога в виде Word-файла составляет 1—2 часа.
2. Проведение компьютерного тестирования (программа «Тестер»). Программа «Тестер» запускается через модуль Tester.exe. Включается подсистема информационной безопасности, которая не позволит тестируемому переключиться в другие программы. Появляется экран Сеанс. На экране ^еаНС^рчРодаватель лично выбирает тест из списка файлов с расширением«^St»^ежащих в папке Tester. Затем он вводит пароль для начала тестированиБ^аданный автором теста в программе «Банкир» [1]. После нажатия кноаии ДаЛее начинается работа с тестом. В момент начала работы с тестом включается контроль времени. Программа «Тестер» показывает, сколько времен^^^чаНах^минутах и секундах) осталось до автоматического завершения работы \ тестом^сли автор теста не установил ограничения по времени, то программа «Тестер» показывает, сколько времени прошло с момента начала работы с тестом. В процессе тестирования в заголовке экрана выводятся количество представленных заданий и общее число заданий в тесте, что позволяет тестируемому оЦенить объемы проделанной и предстоящей работы.
В качестве правильног^ответ! на задание тестируемый ливо выбирает подходящую альтернативу (альтернативный выбор), либо отмечает все подходящие элементы множества (множественный выбор), либо вводит набор символов (свободный ответ).
Тестируемый может в любой момент времени до окончания работы с тестом перейти к новому и вернуться к пропущенному или выполненному ранее (для возможЯого^исправления своего ответа) заданиЮ» Если при просмотре задания с поав|дним номером нажимается кнопка Далее^лй^ри просмотре любого за-ия^наЖимается кнопка Выход, то програмуа'«г£стер» выводит последний эк-н Результат. На этом экране программа «Тестер» показывает код предмета и комментарий к нему; количества^пре|ставл£нных заданий; количество исполь-'ванных минут; количество пра§ильных^ответов.
3. Анализ выполнения^аданиит тесте (программа «Маркер»). Программа «Маркер» позволяет преподавателю найти неправильно решенное студентом задание теста и посмотреть на экране компьютера текст задания, правильный ответ (ключ), неправил£ный«вв§ет абитуриента и время, затраченное им на работу с данным заданием [2]/Ьрограмма «Маркер» использует протоколы сеансов компьютерного тестирования (файлы с расширением «.р»), полученные с помощью программы «Тестер», а также тесты (банки тестовых заданий) по конкретным предметам (файлы с расширением «.tst»), созданные программой «Банкир». Просмотр протоколов и заданий тестов возможен только с помощью программы «Маркер» после ввода правильного пароля.
При рассмотрении апелляции переход к любому заданию теста выполняется с помощью навигационной панели, которая расположена в нижней части экрана
программы «Маркер». Каждое задание теста имеет свой статус: 1) задание не было представлено; 2) задание решено правильно; 3) задание решено неправильно.
Кнопка, отражающая статус текущего задания, выделяется подсветкой. После нажатия кнопки с красным номером неправильно решенного задания теста, указанного в заявлении на апелляцию, программа «Маркер» показывает текст задания; правильный ответ (ключ), который появляется в отдельнам^йиалоге после двойного щелчка левой кнопкой мыши по тексту задания (двшнай^елчок левой кнопкой мыши по диалогу закрывает его); неправильный ответ абитуриента; время, затраченное абитуриентом на решение данного^аданид. После завершения работы с заданиями теста программа «Маркер» выСдич^оследний экран Результат. На этом экране программа показывает^одрредмета и комментарий к нему; количество представленных заданий; ^оличе1тЗо использованных минут; количество правильных ответов.
4. Анализ результатов тестирования^(прогкамма «СтатИнфо»). Результаты компьютерного тестирования определяют учебные достижения студентов и позволяют судить о качестве учебного1проца1са. В такой ситуации для преподавателей принципиально важными становятся оперативный анализ и правильная интерпретация результатов тестирования, как и оценка качества тестовых материалов для корректного использования их в учебной работе. Решить эти задачи помогает разработанная авторами технология оперативного статистического анализа результатов^омпьИтерного тестирования. Она^азируется^а функциональных возможростяХкРрограммы «СтатИнфо» [3; ^¿Эффективность и надежность технологиичроверена многолетним опытом^е применения для оценки учебных достижений студентов в кредитной системе обучения.
Оарпоз||ля||: 1) выбрать объект статистической обработки; 2) для выбранного объекта получить в цифровом виде: количество тестируемых; распределение тестируемых по оценкам с учетом шкалы перевода тестовых баллов в оценки, которую можно тут же подстраивать для получения оптимального варианта (для вуза, факультета); распределение тестируемых по количеству набранных баллов;
юцент правильных ответов на^вопррстеста; 3) по полученным цифровым данным построить графики; 4) провести сравнительный анализ результатов тестирования различных объектов статобработки; 5) посмотреть список тестируемых, с возможностью произвольной сортировки и быстрого поиска; 6) распечатать статистические формы и списки (или их части) на принтере.
Для статистическо"—анализа качества тестовых заданий обычно используются следующие параметры: средний балл, трудность задания, точечно-биссери-альная корреляция, дифференцирующая способность задания, дистракторный анализ. По итогам статистической обработки результатов компьютерного тестирования студентов выявляются ошибки в тестовых заданиях (длинная формулировка или отсутствие правильного ответа) и определяются хорошо или плохо освоенные студентами разделы курса.
5. Банки тестовых заданий и компьютерные тесты. В соответствии с современными требованиями к информационной культуре студента в учебном плане
курса «Информатика» отмечается, что в результате изучения этого курса студент должен знать теоретические основы информатики, современные информационные технологии, способы их использования для решения прикладных задач, уметь работать в режиме пользователя на персональном компьютере, выполняя подготовку текстов, содержащих формулы и графику, используя различные методы обработки информации в электронных, сводных таблицах и в базах данных, создавать презентации, владеть терминологией современных информационных технологий, владеть навыками работы с электронной почтой, самостоятельного поиска в Интернете информации и обеспечения ее информационной безопасности.
Для студентов, готовящихся к итоговому тесту пв^ур^у^Компьютерные технологии в науке и образовании» или к тестам февералчРого интернет-экзамена в сфере высшего профессионального образованм^ИзрабЬтан дополнительный блок тестовых заданий, учитывающий специфЯкуприиладных задач курса. Примеры таких блоков заданий показаны в сборнике тестовых заданий по курсам «Информатика» и «Компьютерные технолокии^науке и образовании» [8; 9]. Всего в данный сборник включено 106жрепет1|ционных тестовых задания по всем указанным выше темам. ДополниршьноЧрйдставлен пример теста на 50 заданий.
Учебные^Нтегрирующие проекты как меТОд иЛерактивного обучения Ж
1. ИнтерактивнвЛвбУче™йTO настоящее время традиционные мЙГрды обучения (лекции в комЛьюКном классе, лабораторный практикум на^Ъмпьютерах, компьютерное тестирование) не обеспечивают в полноймере^оИладение студентами всеми необходимыми, предусмотренными образовательными стандартами нового поколения компетенциями. Причин тому несколько. Интернет изменил роль преподавателя в учебном процессе и сам стал во многом источником информации для студентов. В условиях, когда студент^Ыбирает свою образовательную траекторию (например, выбирая учебниЙJlЯCциплины в кредитной системе
учения), большую роль играет его самостоятельная работа и обучение, интег-рировадаые с прикладными задачаM'ЯlPйаЛ^l^ЬИ жизни. Информационные, облачные^ интернет-технологии в информационном обществе стали для студента новным инструментом формирования его информационной культуры, полу-ения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Поэтому современный учебный процесс совершенствуется с помощью методов интерактивного обучения^И^. 11]. Интерактивное обучение ориентировано на взаимодействие студенГов^е только с преподавателем, но и друг с другом. Лекций в структуре учебных занятий становится меньше, а учебных семинаров, деловых игр, учебных проектов — больше.
2. Метод учебных интегрирующих проектов. Метод учебных проектов позволяет: 1) научить студентов приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых прикладных задач; 2) собирать нужную, указанную преподавателем информацию в Интернете, анализировать ее, делать прогнозы и выводы; 3) оформлять электронные документы, веб-страницы и т.д.
Эффективность метода учебных проектов можно повысить за счет интеграции: 1) знаний, умений, навыков из разных дисциплин, необходимых для успешного решения комплексной, значимой в исследовательском и профессиональном плане прикладной задачи (например, это прикладные задачи информатизации и управления, задачи филологии, лингвистики, социологии, культуры, искусства и т.д.); 2) разных образовательных методик (электронное обучЕниеидистанци-онные образовательные технологии) и разных методик интерактивного обучения (основных, дополнительных и вновь разработанных); 3) информационных, облачных и интернет-технологий как средства решения конкретных (актуальных) прикладных задач и как объекта изучения при выполнен0и^чебного проекта.
Такие учебные интегрирующие проекты (УИВ) [б]^риентированы на студентов, которые владеют компьютерной техникой вАвь^е курса «Информатика» и должны далее изучать современные информационные технологии в увязке с конкретными прикладными задачами управлерия^Чадачами технических и/или гуманитарных наук. Задачи УИП подбираются с^четом специфики специальности студентов. Такой задачей (проектом) может быть создание веб-сайта по конкретной тематике, разработка бизнес-плана малого предприятия, разработка презентации по методам решения серьезнойприкладной задачи. Обычно в УИП разбираются жизненно важные примеры и приводятся многочисленные задания (по опыту иногда до 300). КаждоМ задание предполагает поиск указаннои^рнформации в Интернете, ее анализ, синтез и оценку с целью практическо ленной задачи.
Результатом^ИП^ожет быть мультимедийная арез^ ный веб-сайт или набор веб-страниц в Интернете.^о^уч с дываются, демонстрируются всей учебной гр в комдЪютерн^мклассе. Возможность доступ;
ния постав-
ле университета стимулирует студентов учвбнцодня. Электронный формат обуч позволяют студенту самому планироват о курсу, делая его более интерес«
реферат, локаль-результаты докла-тудентов на учебном семинаре м УИП на учебном порта-
ь обучение по окончании постоянный доступ в Интернет ремя и продолжительность занятия удента.
икум как база
ной работы студента
Качество обучения студента по требованиям образовательных стандартов нового поколения во многом зависит от эффективной организации процесса его самообучения. Поэтому^разработка и внедрение практикума на основе широкого использования информационных технологий стала важнейшим направлением развития методов самостоятельной работы студентов.
Например, организационно-методическое построение курса «Информационные технологии» в магистратуре предусматривает, что студенты лично работают на мобильных, автономных или объединенных в локальную сеть персональных компьютерах, оснащенных разными операционными системами и офисными пакетами, с доступом в Интернет, выполняя практические задания по четырем на-
правлениям — «Мобильные АРМ и персональные компьютеры», «Офисные технологии», «Интернет-технологии» и прикладные задачи курса («Компьютерные технологии в образовании», «Информационно-аналитические технологии управления», «Информационные технологии в филологии (лингвистике)» и т.д. Отчеты по практикуму оформляются в виде текстовых документов, презентаций или в виде гипертекста и конкретно оцениваются в баллах. На каждом семжнаре^тудент лично работает на компьютере, выполняя или сдавая выполненные^мпракти-ческие задания. ж
Апробированный в последние годы практикум может состоять го трех частей: 1) комплекса лабораторных работ; 2) учебного интегрирующего проекта; 3) реферата.
1. Комплекс лабораторных работ по конкретному курсу включает в себя практические задания по 32 лабораторным иЯвотаС (базовая часть — 16 работ и специальная часть — еще 16 работ). Они выполняются лично каждым студентом непосредственно на офисном персональном или мобильном компьютере с доступом в Интернет (в рамках самостоятельной работы дома, в общежитии, в компьютерных классах). Отчеты по лабораторным работам оформляются в виде гипертекста (локальный сайт).
Базовая часть комплек работ, в которых представлены за ние студентами технологии в среде ОС "^пёор^Чваботы с
раторных работ состоит из 16дабораторных ия, ориентированные на практическое освое-!i на персональных (мобидЬнЫшкомпьютерах пакетами MS Office ^WoTd, oYCel, Access,
PowerPoint) и в Инт разработаны задани Даны прим Спел
*г (WWW, FTP и E-mail). По в^ »еделяющие требования к их< ния всех работ.
комплекса лабораторных работ
раторных работ, в которых представлены за ческж^цоение студентами использований тфорМационно-аналитических технологий скус|тве, в филологии и лингву
лабораторным работам жанию и оформлению.
акже состоит из 16 лабо-нтированные на практи-ютерных, информационных, ауке, в образовании, в культуре ударственном и муниципальном управлении. Освоение студентом^того^рактикума является необходимым усло-тем его готовности решать научныОки практические задачи при дальнейшем обу-1ении, используя персонал^!^1жкомп1ютер как инструмент [2; 5; 6].
2. Учебный проект «Мобильное автоматизированное рабочее место». Этот учебный проект ориентированнатешение студентом следующих задач: 1) разработать личное мобилмое^Втоматгоированное рабочее место (АРМ на базе планшетного компьютера и смартфона) для решения конкретных прикладных задач; 2) разработать личное резюме и оформить его в Word; 3) разработать бизнес-план и оформить его в виде презентации; 4) разработать и оформить в виде презентаций расписание посещаемых в течение года международных конференций и выставок, планы индивидуального обучения в интернет-университете или на курсах массового онлайн-обучения.
3. Темы рефератов и требования к их оформлению. Среди основных направлений самостоятельной работы студентов в оказались вопросы углубленного
освоения информационных и интернет-технологий, изучения существующих информационно-вычислительных систем и методов компьютерной поддержки будущей профессиональной деятельности. Эти вопросы находят отражение в задании на подготовку реферата. Все исходные данные по подготовке реферата представлены для студента на веб-сайте преподавателя (темы рефератов, требования к его содержанию и оформлению в виде документа или презентации, методика оценки готового реферата с учетом его проверки в системе «АнтипЛагиаlpr, Готовый реферат студент высылает преподавателю до указанного срока п0Йл|крронной почте.
Например, среди актуальных тем рефератов по курсу^Сомпьютерные технологии в образовании» можно выделить следующие: ЯГкймщьютерные технологии в образовании; 2) электронное обучение (е-ЬеагиЯк); пристанционное обучение; 4) интернет-университет ИНТУИТ; 5) МООС^—маковые курсы открытого он-лайн-обучения; 6) учебная среда МооёУ^^Х^чедао-методический комплекс; 8) электронные учебники; 9) интерактивные^оОмы обучения; 10) эффективный преподаватель в мире информационныхт1кн1шогий. Самостоятельная работа студента по темам курса завершаедря^предстрвлением материалов лабораторного практикума, учебного проекта
Актуальнос деляется следу Внедряя б от преподавателе
урнала опре-
юнныи журнал учета ' достижении студента
разработки и применения в вузе эле и факторами.
ьно-рейтинговые системы, многие вузы в явном виде требуют использовать журналы успеваемости (электронные журналы) как инструмент количественной оценки знаний, навыков и умений студентов. Требования к уровню подготовки студентов и процедуры их оценки должны быть открытыми и понятными для студентов, их родителей и будущих работодателей. од от разовых экзаменов в кянцеуччЬного курса к оценке учебных дости-ений студента на всех промежуточных этапах обучения по курсу существенно ысит объективность оцен^СэтияСдостижений и сделает практически невозможным какой-либо обман. Электронный журнал вуза логично дополняет и замыкает технологии средней школы (облачные версии электронных дневников и журналов), федерарщоТо^интернет-экзамена в сфере профессионального образования (личные иаоия|£ы?^дентов с «электронным портфолио», содержащие информацию о результатах внешнего тестирования в процессе всего обучения в вузе) и будущих работодателей (модели компетенций, системы сертификации специалистов и портфели их достижений).
Единых рекомендаций и требований к электронным журналам в сфере высшего профессионального образования нет, и поэтому в вузах используются разные подходы к организации текущего контроля успеваемости студентов и разные по составу и функциям информационные системы, дающие студентам и их родителям информацию по успеваемости. Анализ некоторых из этих информаци-
онных систем и практические рекомендации по выбору и использованию в своей практической работе конкретной версии электронного журнала дан в статье авторов [7].
1. Электронный журнал в программе MS Excel. Этот электронный журнал реализован в программе MS Excel. Учитывая факт многолетней эксплуатации такого типа электронных журналов для организации практическоЕ^абСГы преподавателя в рамках кредитно-модульной системы обучения, можно говорить о следующих преимуществах такого выбора: эксплуатациондаЯ^Цростота (это
авт
атического под-с результатами ого лет эксплуатации ация преподавателем , расчету и публикации ного портала университета),
касается его заполнения, оформления, редактирован счета баллов, построения графиков и сводных отчет компьютерного тестирования), высокая надежнодГЪ^(за нет случая утраты информации), эффективно' с минимальными трудозатратами всех требований по данных по успеваемости студентов, на сайте учеб возможность масштабирования, модер^изацир^^юбого усложнения выполняемых функций. Ведение этого жур™ла^скоряет процесс обработки полученных данных за счет реальной автоматизации прикладных задач, связанных с оперативным учетом и расчетом результатов учебных достижений каждого студента. Журнал дает возможность и #реп^1йвателям, и студентам практичеякишепрерывно (еженедельно) отслеживать персональную и групповую динамику успеваемости и посещаемости. Журнал формализует осуществление текущего контроля успеваемости, рубежных и промежуточной аттестаций студентов. Устанавливает форму учета, периодичности^ порядка проведения этих аттевГацийкНозволяет оперативно давать информацию по успеваемости и по посещению учебных занятий студентам всем заинтересованным лицам (преподаватели, тьюторы, студенты, родители, работодатели) за счет ее размещения на личной странице преподавателя на учебном портале.
нности применения электашнош^журтала. Многообразие вузовских формационных систем и применяемых вариантов балльно-рейтинговых систем предопределили для большинства преподавателей актуальность задачи выбора рианта, освоения и ведения электронного журнала учета учебных достижений удента.
Эффективность подготовки информации по успеваемости студентов (качество информации, ощративность^представления, трудозатраты преподавателя) и работы в среде балньыорвй™нговой системы и работы со страницей «Успеваемость» на сайте учЩерго портала во многом зависит от варианта используемого преподавателем вуза электронного журнала.
Описанный в статье [7] вариант электронного журнала реализован в MS Excel, прошел многолетнюю апробацию в условиях кредитно-модульной системы обучения в вузе. Такой электронный журнал является современным инструментом организации эффективной практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и широкого внедрения балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программ.
При оформлении страницы «Успеваемость» на личной странице преподавателя на учебном портале университета можно ввести два следующих раздела: 1) посещаемость, выполнение практических работ, итоги рубежных аттестаций, набранные баллы и шкала оценок; 2) условия и критерии выставления оценок в кредитной системе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Свидетельство РОСПАТ тября 2001 г. об официальной регистрации программ: стический анализ результатов тестирования на компьюте] Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Свидетельство тября 2001 г. об официальной регистрации про ческий анализ результатов тестирования на Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Свидетел 2000 г. об официальной регистрации про анализ результатов тестирования на компь Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Ндрщюже тестирования // Вестник Росс матизация образования». Куринин И.Н., Нардюж> результатов компьюте Российского универси
1421 от 25 ок-«Оперативный стати-ернет (БАНКИР)». 1° 2001611422 от 25 ок-ВМ «Оперативный статисти-через Интернет (ТЕСТЕР)». ЕНТ № 2000610068 от 27 января ЭВМ «Оперативный статистический рез Интернет (СТАТИНФО)». |В. Комплексная технология компьютерного :рситета дружбы народов. Серия «Инфор-С. 112—121.
дюжев И.В. Оперативный статистический анализ тирования в кредитной системе бы народов. Серия «Информат:
2013. — № 1. Куринин И.Н. метод интер дов. Серия «Ин
достижений студента // Вестник Российског «Информатизация образования». — 2013. — КуринщИ.Н, Нардюжев В.И., НардюжевИ. бны^достижений студентов. Учебно-ме 308 с.
уринин И.Н., Нардюжев В.И., Н0рд\ «Информатика» и «Компьюте
стеме^врвер
матиЗ&Ция обр; атеврирующие
ния // Вестник азования». —
115- _
жев В.И., Нардюжев И.В. Учебные^йтегрируюИие проекты как обучения // Вестник Российского университета дружбы наро-матизация образования». — 3.^—С 5—13.
дюжев В.И., Нардюжев И. В.Электронный журнал учета учебных
ниверситета дружбы народов. Серия 4. — С 79—89.
ютерное тестирование в оценке еское пособие. — М.: Изд-во РУДН,
.В. Сборник тестовых заданий по курсам ии в науке и образовании». — М.: Изд-во
РУДН, 2010. — 306 с.
[10] Нардюжев В.И., Нардюжев ИВ^уринин И.Н. Оценка учебных достижений студентов. Компьютерное тестирование, учебные проекты и электронные журналы: монография. — Изд-во Lambert Acadeba^ublishrng, 2014. — 270 с. ISBN 978-3-659-13785-3.
LITERATURA
[1] Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V. Svidetel'stvo ROSPATENT № 2001611421 ot 25 oktjabrja 2001 g. ob oficial'noj registracii programmy dlja JeVM «Operativnyj statisticheskij analiz rezul'tatov testirovanija na komp'juterah cherez Internet (BANKIR)».
[2] Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V. Svidetel'stvo ROSPATENT № 2001611422 ot 25 oktjabrja 2001 g. ob oficial'noj registracii programmy dlja JeVM «Operativnyj statisticheskij analiz rezul'tatov testirovanija na komp'juterah cherez Internet (TESTER)».
[3] Nardjuzhev V.I, Nardjuzhev I.V. Svidetel'stvo ROSPATENT № 2000610068 ot 27 janvarja 2000 g. ob oficial'noj registracii programmy dlja JeVM «Operativnyj statisticheskij analiz rezul'tatov testirovanija na komp'juterah cherez Internet (STATINFO)».
[4] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V. Kompleksnaja tehnologija komp'juternogo testirovanija // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 2. — C. 112—121.
[5] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V. Operativnyj statisticheskij analiz rezul'tatov komp'juternogo testirovanija v kreditnoj sisteme obuchenija // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 1. — C. 115—125.
[6] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I. V. Uchebnye integrirujushhie pEektykak metod interaktivnogo obuchenija // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhbyüarodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 3. — C. 5—13. ^
[7] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V. Jelektronnyj zhurnal^apjota uchebnyh dostiz-henij studenta // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby naodoy-Smija «Informatizacija obrazovanija». — 2013. — № 4. — C. 79—89.
[8] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I. V. Komp'jutirnlbJestirovanie v ocenke uchebnyh dostizhenij studentov. Uchebno-metodicheskoe posobie^M-Tld—vo RUDN, 2008. — 308 s.
[9] Kurinin I.N., Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I. V. Sbprnjk_telfc|yyh zadanij po kursam «Informa-tika» i «Komp'juternye tehnologii v nauke i obmzovani». — M.: Izd-vo RUDN, 2010. — 306 s.
[10] Nardjuzhev V.I., Nardjuzhev I.V., KurMin I.N.^Ocenka uchebnyh dostizhenij studentov. Komp'juternoe testirovanie, uchebnye^rockly,i jjjlktronnye zhurnaly: monografija. — Izd-vo Lambert Academic Publishing, 2014^— 270 s. ISBN 978-3-659-13785-3.
INFORMATIZATION LECTURER'S PRACTIC
I.N. Kurinin, V.E. M V.I. Nardyuzhev, I.
Chair of comi Peoples' Friendship Miklukho-Maklay
The article describes programs A comprehensive technology in the credit-modular system of ' learning, based on educatior for disciplines, connected^ith .
logies of Russia Russia, 117198
ilogies for informatization of lecturer's practical work. computer-based testing for assessment of students' achievements on is presented. The article describes a method of interactive 'ojects. It presents examples of the contents of such projects ing»Tnformation and Internet technologies and their usage in man-
agement. It gives a descriptraMrof the practicum consisting of a complex of laboratory works, an educational project, and a report. A considerable influence of the practicum on the organization of self-study is noticed. The article describes a method of using an electronic journal as a tool of the effective organization of practical work of the lecturer. A version of an electronic journal, worked out and actively used by the authors, is presented.
Key words: student, educational achievements, assessment, technology of computer-based testing, methods of interactive learning, complex of laboratory works, educational integrating projects, electronic journal, lecturer.