Научная статья на тему 'ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования'

ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3110
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-FOCUSED APPROACH / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / SOCIAL CONSTRUCTIVISM / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATIONAL COMPETENCE / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / CONTROL AS EVALUATION OF QUALITY OF KNOWLEDGE / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ / MODULE SYSTEM OF TESTING / ТЕСТ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / ON-LINE TEST / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / PEDAGOGICAL ASSESSMENT MATERIALS / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / LAYERED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Елена Николаевна, Харитонова Ольга Викторовна

В данной статье рассматривается значение информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Новая модель обучения подразумевает широкое использование ИКТ в различных формах: тестовые оболочки, обучающие программы и платформы, электронные ресурсы, Интернет. Также подчеркивается актуальность перехода к новым формам обучения, основанных на принципах использования компьютерных технологий. Кроме того, уделяется внимание тестовому контролю как оценке качества знаний, но в современном формате, который позволяет, благодаря возможностям технологий, проводить тестирование многочисленной аудитории дистанционно. Авторы статьи показали на примере анализа Федерального Интернет-экзамена важность электронного тестирования для развития аналитических способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Елена Николаевна, Харитонова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT AS AN EFFECTIVE TOOL IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION

This paper aims to consider the importance of information technology technologies in the modern educational process. This new model of education involves extensive use of IT in various forms: a test of the shell, training programs and platforms, electronic resources, the Internet. This article also emphasizes relevance of transition to new forms of education based on the principles of the use of computer technologies. The attention is also paid to test control as evaluation of quality of knowledge in a modern format that enables to test the numerous audience remotely through technology. The authors showed the importance of electronic testing for the development of analytical skills of students on the example of analysis of the Federal Internet-examination.

Текст научной работы на тему «ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования»

ИКТ КАК ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.161.1

Елена Николаевна Зверева,

доцент кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (495) 442-64-98 Эл. почта: ezvereva@mesi.ru

Ольга Викторовна Харитонова,

к. пед. н., доцент кафедры Лингвистики и межкультурных коммуникаций Московского государственного университета экономики, статистики и информатики(МЭСИ) Тел.: (495) 442-64-98 Эл. почта: oharitonova@mesi.ru

В данной статье рассматривается значение информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Новая модель обучения подразумевает широкое использование ИКТ в различных формах: тестовые оболочки, обучающие программы и платформы, электронные ресурсы, Интернет. Также подчеркивается актуальность перехода к новым формам обучения, основанных на принципах использования компьютерных технологий. Кроме того, уделяется внимание тестовому контролю как оценке качества знаний, но в современном формате, который позволяет, благодаря возможностям технологий, проводить тестирование многочисленной аудитории дистанционно. Авторы статьи показали на примере анализа Федерального Интернет-экзамена важность электронного тестирования для развития аналитических способностей учащихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный подход, социальный конструктивизм, информационная компетентность, оценка качества знаний, модульная система тестирования, тест в режиме реального времени, педагогические измерительные материалы, уровневая модель.

Elena N. Zvereva,

Associate Professor, Linguistics and Cross-cultural department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: ezvereva@mesi.ru

Olga V. Haritonova

PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Linguistics and Cross-cultural department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: oharitonova@mesi.ru

IT AS AN EFFECTIVE TOOL

IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION

This paper aims to consider the importance of information technology technologies in the modern educational process. This new model of education involves extensive use of IT in various forms: a test of the shell, training programs and platforms, electronic resources, the Internet. This article also emphasizes relevance of transition to new forms of education based on the principles of the use of computer technologies. The attention is also paid to test control as evaluation of quality of knowledge in a modern format that enables to test the numerous audience remotely through technology. The authors showed the importance of electronic testing for the development of analytical skills of students on the example of analysis of the Federal Internet-examination.

Keywords: information technology, personality-focused approach, social constructivism, informational competence, control as evaluation of quality of knowledge, module system of testing, on-line test, pedagogical assessment materials, layered model.

1. Введение

В настоящее время профессиональная компетенция специалиста формируется не только по объему знаний своего предмета, но и по умению пользоваться программами, обеспечивающими работу в Сети и возможность использования Интернет-ресурсов на работе, эффективное использование ресурсов Интернета, необходимых для успешной практической деятельности. Проникновение инноваций во все сферы жизни значительно изменило и процесс межличностной и деловой коммуникации - он стал проще и значительно быстрее. А развитие таких новых технологий общения, как компьютеры, Интернет, видеотелефоны, сотовые телефоны, смартфоны и т.д., расширило понятие «информация от нескольких многим» до «информация от многих многим».

Образование не могло не ответить на вызовы современности. В условиях нерегламентированности и многовариантности обучения, формирования и развития нестереотипного мышления, которое характеризуется способностью выдвигать одновременно множество новых идей, а также быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью, основными средствами обучения становятся электронные средства, расширяются функции преподавателя, изменяется тип образовательной среды и характер взаимодействия в ней преподавателя и учащегося.

2. Интернет как инструмент формирования новых средств общения в образовательной среде

В настоящее время, как показывает практика, основным средством во многих случаях обучения становится Интернет.

Во-первых, Интернет используется как поисковая система при подготовке к занятиям как учащихся, так и преподавателя, что ускоряет процесс обучения, экономит время и позволяет охватить большее количество источников. Ярким доказательством тому служит использование электронных библиотек с возможностью быстрого доступа к большому количеству справочного материала, обращение к ним как к источнику дидактической и учебно-методической базы для ее дальнейшей обработки учащимися или переработки преподавателем.

Во-вторых, Интернет расширяет возможности коммуникации между преподавателем, учащимися и менеджментом учебного заведения. On-line или off-line общение на тематических форумах и в чатах создает среду для формирования и развития основных речевых навыков как основы коммуникативной компетенции.

Благодаря Интернету распространенной формой получения знаний становится дистанционное обучение, дающее возможность обучающимся становиться без отрыва от основной профессиональной деятельности дипломированными специалистами, причем и международного уровня. Наконец, в режиме реального времени может проводиться тестирование, доступное на сайтах учебных Web-порталах, а также на серверах учебных заведений. Широкое использование Интернета и его бурное развитие привело к созданию многочисленных специальных компьютерных программ, которые

определяют, во многом, характер современного образования. Востребованная электронная поддержка учебных программ (учебных планов, учебно-методических комплексов и т.д.) трансформировала, к примеру, в области изучения иностранных языков компьютерные курсы (Reward, The Business и т.п.); электронные словари и переводчики (Macmillan English Dictionary, Lingvo, Prompt, и т.п.); тестовые оболочки (MyTest, SuperTest, TechLab); профессиональные софты (Пакет программ Microsoft Office). Теперь преподаватели могут создавать собственные тесты, презентации, слайд шоу и PR-акции, портфолио или собственные аудиотексты (Adobe Audition) [1].

Образовательные стандарты нового поколения отличает обязательное обеспечение процесса обучения интерактивными досками, проекторами, DVD, видеокамерами и диктофонами. Активное использование данных инновационных технических средств вызвано изменением философии современного образования. Произошел переход от «передаточной модели» в обучении к личностно-ориентированной, основывающейся на принципах «социального конструктивизма», который, в свою очередь, предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности; формирование, развитие критического и творческого мышления; умения работать с информацией, в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учащихся [2, 170-198.]. Введение новых технологий для модернизации технологий обучения в высшей школе потребовало изменения методики преподавания и умения внедрять новейшие инновационные технологии в процесс обучения на всех его стадиях: от подготовительного до заключительного этапа. Так, использование Интернета и других технологий экономит время преподавателя, потому что при поиске дополнительного материала он может обратиться к существующим специализированным сайтам и найти большее количество материала. Электронные словари [3], письменное общение по e-mail, профессиональные программы

(Adobe Audition, Audacity и др.) расширяют репертуар педагогического взаимодействия с учащимися как при проверке отдельных заданий, так и при совершенствовании методической работы. На новом этапе развития информатизации современного общества понятие «информационная компетенция» получило свое качественное расширение и стало ключевым компонентом современного процесса обучения в целом.

3. Основные технологии контроля знаний в аспекте инноваций в современном образовании

Использование современных информационных технологий позволяет оптимизировать учебный процесс в целом и в контроле знаний, в частности. Например, многие образовательные сайты, размещенные в Интернете, сопровождаются on-line тестами. Ответы в режиме реального времени, отсутствие необходимости записи ответа - достаточно щелкнуть курсором мыши по нужной строке, моментальный результат по прохождении теста в виде комментария, оценки, рекомендации и т.п. обеспечивают несомненные преимущества подобного вида контроля как при самостоятельном обучении, так и очном. В большинстве тестов на проверку знаний дается 4-5 различных ответов на одно задание, один из которых, как правило, верный, а другие - нет. В компьютерном тестировании принято десятичное измерение счета заданий. Корректный тест включает, как правило, не менее 30 заданий. В случае уменьшения количества заданий, например, меньше 20, снижается точность проверки заданий, что позволяет охарактеризовать тест как неточный и приближенный.

Многие исследователи компьютерный контроль относят к одной из самых объективных и быстрых форм контроля [4, 15-16.]. Бесспорным достоинством компьютерного теста является его выполнение и быстрая обработка программой результатов. Также к приоритетным качествам компьютерного тестирования обычно относят такие его характеристики, как незамедлительное и постоян-

ное подкрепление правильности выбора тестируемого; быструю обработку вводимой информации; полное отсутствие бумажной работы; экономию рабочего времени преподавателя; секретность информации и объективность оценивания выполненных тестовых заданий. А возможность выполнения заданий на любом электронном носителе (на компьютере, на мобильном телефоне, на смартфоне и т.п.), подключенном к Интернету, делают данный вид контроля незаменимым в современном образовании.

Как показывает практика, современная система проверки качества знаний предполагает обязательное дополнение тестового контроля другими формами контроля учебной деятельности. Это связано, в первую очередь, со стремлением к объективности контроля знаний, а также с самой спецификой тестов. Широкие возможности привлечения средств научно-информационных технологий для стандартизации процедуры контроля и обеспечения объективности оценки знаний студентов, строгая организация количественного учета знаний обучаемых, сравнение результатов и количественное описание прогресса полученных знаний не только не позволяют отказаться от тестов, но оставляют выбор за ними. При этом, многими преподавателями и самими тестируемыми отмечается, что не всегда с помощью тестов можно оценить глубину, системность и прочность знаний и обобщенных умений. Очень часто контролируются только частные навыки. Малоприменимы тесты в случае необходимости выявления системы знаний студентов. Противники тестового контроля отмечают, что подобный вид оценки качества знаний не показывает, может ли студент применить свои знания в новых условиях, логически обосновать свое решение и пр. Высокий тестовый балл не является критерием соответствующей степени умения самостоятельно и творчески мыслить. Кроме того, тесты требуют специальных мер защиты, без которых их легко фальсифицировать. Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу,

№3, 2015И 4

_

ключевой позицией которого является контроль качества образования, выдвигает повышенные требования к созданию качественных тестовых заданий.

В системе контроля знаний студентов тестирование является формой текущего и промежуточного контроля в течение учебного года. На экзамене и зачете тестирование может применяться, по усмотрению преподавателя, как вспомогательный элемент при проведении итогового и рубежного контроля. Например, Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, который проводится в настоящее время на территории нашего государства в тех вузах, которые готовятся к прохождению лицензирования. Целью его проведения является оценка соответствия качества подготовки специалистов требованиям Государственных образовательных стандартов, создание внутренней системы качества образования на основе независимого внешнего контроля. Чтобы достичь поставленной цели разработчики Федерального Интернет-экзамена использовали уровневую модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленную в трех взаимосвязанных блоках. Подобная модель в полной мере отвечает требованию необходимости перехода на новые виды тестов в соответствии с компетентностным подходом.

В первом блоке теста сформулированы задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Во втором блоке - задания на уровне «знать» и «уметь», которые позволяют оценить не толь-

ко знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Третий блок представлен кейс-заданиями, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Это задания на уровне «знать», «уметь», «владеть» [5].

Заключение

Таким образом, при помощи информационных технологий обучающиеся способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, что способствует формированию ключевых компетенций, развитию аналитико-рефлексивных способностей студентов, реализации их творческого потенциала. Преподаватель, используя в своей деятельности ИКТ, получает также возможность осмыслить свою деятельность, оценить соответствие способов работы целям и полученному результату. Большая индивидуализация учебной деятельности, в которой учащиеся сами определяют содержание предмета обучения, а преподаватель реализует принципы личностно-ориентированного обучения, трансформируют образовательный процесс согласно вызовам современности.

Литература

1. Жданова Е.В., Харитонова О.В., Хромов С.С. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного // Экономика, статистика и информати-

ка. Вестник УМО МЭСИ: Научно-практический журнал. - М.: МЭСИ, №3/2012. - с. 8-16.

2. Даффи Т., Каннингем Т., Конструктивизм: // Руководство по изучению образовательных телекоммуникационных технологий. - Нью-Йорк: Мак Миллан, 1996. - с. 170-198.

3. URL: http://multilex.aport. ru; www.lingvo.com, http://slovari. yandex.ru; www.gramota.ru

4. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. Монография. - М.: Прометей, 2000. - с. 15-16.

5. URL: http://i-olympics.ru/ sites/default/files/content/broshu-ra_01.09.2012.pdf

References

1. Zhdanova E.V, Haritonova, O.V., S. Chromov S.S. To the question about the criteria of selection and evaluation of web resources in teaching foreign languages and Russian as a foreign language // Economica, statistica and Informatica. Vestnik UMO MESI. - M.: MESI, №. 3/2012. - p. 8-16.

2. Duffy T., Cunningham T., Constructivism: // guide for the study of educational telecommunications technologies. - New York: MC Millan, 1996. - p. 170-198.

3. URL: http://multilex.aport.ru; www.lingvo.com;http://slovari.yan-dex.ru, www.gramota.ru

4. Nardugev V.I., Nardugev I.V Models and algorithms computer information system computer-based testing. The monograph. - Prometej, 2000. - s. 15-16.

5. URL: http://i-olympics.ru/ sites/default/files/content/broshu-ra_01.09.2012.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.