Г.И.ЧЕЧЕНИН, В.В.ЗАХАРЕНКОВ, Н.М.ЖИЛИНА, И.В.ВИБЛАЯ,
ГУ НИИ КПГ ПЗ, КМИАЦ, [email protected]. г. Новокузнецк
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ (проблемы и пути решения)
В условиях современных социально-экономических преобразований в стране возникло достаточное количество проблем в организации и управлении охраной здоровья работающих (ОЗДР). Наиболее значимыми являются следующие проблемы:
♦ отсутствие системного подхода к охране здоровья;
♦ отсутствие взаимодействия, комплексности при выявлении и анализе причинно-следственных связей возникновения заболевания, раннем выявлении профессиональных заболеваний, лечении и разработке комплекса профилактических мероприятий и т.п.;
♦ несовершенство методической базы определения потребности работающих в профилактических и реабилитационных мероприятиях, в том числе пос-лесменной реабилитации;
♦ наличие несовершенной правовой основы, при которой присутствует несвоевременность вывода с производства лиц с выявленными первичными признаками профессионального заболевания, что усугубляет положение работающих;
♦ отсутствие действенной системы контроля за выполнением назначенных оздоровительных и профилактических мероприятий (первичной и вторичной профилактик);
♦ при дефиците финансирования отсутствует система оценки эффективности используемых ресурсов и другие проблемы.
В условиях рыночной экономики снизилась эффективность управления охраной здоровья населения, в том числе лиц, занятых на производстве. Утрачена
© Г.И.Чеченин, В.В.Захаренков, 2004 г. © Н.М.Жилина, И.В.Виблая,2004 г..
возможность прямого административного контроля за условиями труда на частных предприятиях. Существующая система ОЗДР в силу ряда объективных причин требует реформирования. С одной стороны, ранее разработанные методические подходы и технологии организации медико-санитарного обслуживания (МСО) работающих в рыночных условиях стали мало эффективными и нуждаются в адаптации. С другой, резко увеличилось число субъектов, участвующих прямо или косвенно в процессе МСО лиц, занятых на производстве. В настоящее время в процессе охраны здоровья принимают участие около 20 субъектов, таких, как представители собственника, лечебно-профилактические учреждения, центры Госсанэпиднадзора соответствующего иерархического уровня, фонды ОМС и социального страхования, пенсионный фонд, органы власти, Гостехнадзор, общественные организации, страховые медицинские организации и др. Их взаимодействие остается несовершенным или практически отсутствует [1].
Существующие правовые, организационные и технологические трудности не позволяют создать адекватного информационного обеспечения управления ОЗДР и комплексного решения имеющихся проблем. Все это указывает на целесообразность совершенствования системы управления ОЗДР на основе положений, сформулированных в Концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения» на 2004-2015 гг. [2]. Создание эффективной системы ОЗДР - весьма важная задача, поэтому при обосновании и разработке желательно рассмотреть научные, экономические и политические аспекты этой пробле-
№11, 2004
мы, в том числе учесть возможности и интересы бизнеса. Первоочередной задачей становится научное обоснование системы ОЗДР, или службы медицины труда. Прежде всего необходимо уточнить ее назначение, главную цель, задачи. Обосновать организационно-функциональную структуру, описать информационную модель с указанием объема периодичности поступления необходимой информации для формирования вариантов управляющих решений. Затем на основе изучения и обобщения функционирующих информационных систем и имеющихся информационных ресурсов разработать «свод законов» и требований по созданию единого информационного пространства для всех субъектов, подкрепив их законодательно-правовыми актами. Главной целью системы ОЗДР становятся минимизация потерь общества по медико-биологическим аспектам и повышение результативности производственного процесса. Достижение цели возможно при заинтересованности и повышении ответственности бизнеса, представителей власти и трудящихся, при широком комплексировании и эффективном взаимодействии всех субъектов и участников.
Задачи системы управления охраной здоровья работающего населения:
♦ снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
♦ увеличение социально-активной продолжительности жизни;
♦ улучшение репродуктивного здоровья;
♦ снижение инвалидности, смертности работающих;
♦ снижение производственного травматизма, тяжести и напряженности труда;
♦ снижение социально-значимой заболеваемости (алкоголизм, курение, наркомания);
♦ повышение уровня жизни;
♦ минимизация потерь жизненного и трудового потенциала по медико-биологическим аспектам;
♦ повышение производительности труда.
Основные концептуальные положения совершенствования системы управления ОЗДР:
1. Комплексный подход к разработке и реализации мероприятий.
2. Приоритет интересов работающего человека.
3. Превентивная (профилактическая) направленность реализации всех мероприятий.
4. Эффективное использование сил и средств, уже имеющихся в городах, регионах и Федерации.
5. Общедоступность системы охраны здоровья работающих.
6. Использование эффективных методов и многообразие форм охраны здоровья работающих, системный подход при их разработке и осуществлении.
7. Многоуровневая система проведения здраво-охранных мероприятий.
С учетом этого возникает необходимость создания информационного обеспечения, адекватного целям, задачам и выполняемым в процессе ОЗДР функциям. В этом случае целью информационного обеспечения управления ОЗДР будет повышение эффективности и качества принимаемых решений по проблемным ситуациям. Особо следует остановиться на важном моменте - создании совершенно новой системы информационного обеспечения управления. Сегодня на разных уровнях системы здравоохранения страны разработаны и функционируют сотни различных по масштабам и «интеллектуальности» информационных систем, автоматизированные рабочие места, автоматизированные системы управления. Информационное обеспечение должно быть направлено на решение следующих задач:
♦ оперативное представление в полном объеме достоверной информации лицам, принимающим решения, в соответствии с выполняемыми ими функциями;
♦ создание и поддержание в актуальном состоянии баз данных (БД), характеризующих общественное здоровье, здоровье социальной группы и индивидуума, а также БД по условиям труда, среде обитания и т.п. Что является необходимым условием для проведения макроэкономического анализа и научных исследований?;
♦ создание БД «Знания», обеспечивающей пользователей необходимой информацией о современных научных достижениях, новых медицинских технологиях, оборудовании и т.д.;
>
гчшш
ЬЛ1
I
>
♦ определение потребности лиц, занятых на производстве, в основных видах медицинской помощи и профилактических мероприятиях, возможности максимального их удовлетворения при использовании имитационного моделирования;
♦ представление необходимой информации по вопросам охраны здоровья, об условиях труда, здоровом образе жизни и других профилактических программах.
Создание адекватного информационного обеспечения управления ОЗДР необходимо проводить с учетом следующих принципиальных подходов:
♦ использование многоуровневого принципа (учрежденческий, муниципальный, региональный, федеральный округа) с организацией головного из двух-трех опорных центров, созданных на базе специализированных институтов или окружных центров;
♦ обязательное взаимодействие с функционирующими информационными системами учрежденческого, муниципального, регионального уровней;
♦ создание на всех уровнях сетевой структуры на примере существующей структуры информационного пространства муниципального образования, территории;
♦ при создании единого информационного пространства охраны здоровья работающих приоритетными должны являться: выработка единых требований к совместимости информационных массивов и БД, методических подходов к анализу и интерпретации полученных результатов, разработка правил и технологий сбора, передачи, хранения и защиты первичных данных. Информационное обеспечение управления ОЗДР должно базироваться на информационных ресурсах работодателей и соответствующих ведомств, таких, как фонды ОМС, пенсионный, социального обеспечения и других;
♦ применение современных программно-технических средств и новых информационных технологий при организации информационного обеспечения управления ОЗДР.
Единое информационное пространство управления ОЗДР представляет собой совокупность баз данных, баз знаний, технологий их ведения и использо-
вания; единого нормативно-справочного хозяйства, информационно-коммуникационных сетей, функционирующие на основе единых принципов, по общим правилам обеспечивающих взаимодействие всех субъектов при решении задач в достижении общей цели. Приоритетными для совершенствования информационного обеспечения управления ОЗДР являются следующие аспекты и виды деятельности:
♦ организационно-управленческий аспект (оценка состояния здоровья, прогноз, определение потребности, стратегия развития, планирование, ресурсное обеспечение и т.п.);
♦ технологический (оказание медицинской помощи, диагностика, лечение, профилактика, реабилитация и др.);
♦ информационное обеспечение НИР;
♦ подготовка и переподготовка специалистов;
♦ информационное обеспечение населения (формирование здорового образа жизни, гарантия права граждан и пациентов на достоверную информацию о здоровье и среде обитания и т.п.).
При таком подходе к созданию адекватного информационного обеспечения управления ОЗДР будут подключены многочисленные разработчики и пользователи информационных систем в здравоохранении, а также, что очень важно, более эффективно будут использоваться информационные ресурсы. То есть важно сформулировать требования к «входной» информации, используемой в системе управления ОЗДР, и передать их субъектам, формирующим первичные данные. В требованиях должны быть оговорены объем, сроки, вид, каналы передачи данных и т.п. Субъекты нижних иерархических уровней своими силами в соответствии с предъявляемыми требованиями доработают функционирующие информационные системы в поликлиниках, больницах, центрах и других специализированных учреждениях и обеспечат представление данных, необходимых для информационного обеспечения управления ОЗДР. Отдельные функционирующие системы в здравоохранении после доработки могут быть предложены как типовые. Полагаем, что жесткая регламентация к технологиям сбора и обработки первичных данных, а
№11, 2004
также внедрение типовых информационных систем без централизованной поставки программно-аппаратных комплексов будут мало эффективны. В структуре информационного обеспечения управления ОЗДР целесообразно выделить «функционально» три блока.
Первый блок для обеспечения основных функций оперативного управления ОЗДР (прогнозирование, планирование, контроль, анализ, учет, отчетность).
Второй блок, содержащий информацию о состоянии общественного здоровья, здоровья социальной группы и персональную информацию о каждом отдельном работающем, условиях труда, среде обитания, социальных условиях для проведения научных исследований и более глубокого анализа.
Третий блок - это информация познавательного характера для специалистов и населения.
Говоря о многоуровности информационного обеспечения управления ОЗДР, необходимо иметь в виду, что на каждом уровне решаются свои задачи и выполняются соответствующие функции, присущие данному уровню, закрепленные за ним нормативно-правовыми актами.
При этом важно соблюдать принцип «пирамиды», когда на нижних иерархических уровнях в основании пирамиды в большей степени выполняются виды деятельности и операции управленческого цикла, связанные со сбором первичных данных, организацией БД, реализацией оперативного управления ОЗДР. На вершине пирамиды, соответствующей федеральному уровню, в значительной степени реализуются операции формирования решений стратегического плана и обеспечение управления реализацией принятых решений. Существенным в эффективном стратегическом управлении становится уровень федерального округа. Информационное обеспечение управления ОЗДР на уровне федерального округа - это не сумма типовых проектов информатизации стационаров, поликлиник, проф-патологических центров и т.п. Это должна быть качественно новая модель с применением новых информационных технологий, функционирующих информационных систем и проектов, адаптированных
под цели и функции, включая широкое развертывание телемедицинских технологий и современных методов управления. Как уже было отмечено выше, в управлении ОЗДР принимают участие в разной степени масштабности и объемов около двух десятков разноведомственных субъектов. Объединить их в одном информационном пространстве и нацелить на решение задач, связанных с достижением цели ОЗДР, весьма проблематично. Выходом из этой проблемной ситуации может стать ориентация на информационно-коммуникационные сети, реализуемые в соответствии с федеральными целевыми программами «Электронная Россия», «Информатизация охраны здоровья населения России», «Стратегия развития Сибири» и др. В функциональном плане взаимосвязь субъектов ОЗДР осуществляется прежде всего через социально-гигиенический мониторинг (СГМ) состояния здоровья и среды обитания. В ряде городов и территорий Российской Федерации, в том числе и г.Новокузнецке Кемеровской области, успешно функционирует автоматизированная информационная система (АИС «СГМ»), где уже отработаны информационные взаимосвязи разноведомственных субъектов и определены информационные потоки о состоянии здоровья населения и отдельных контин-гентов, среде обитания.
При оценке эффективности информационного обеспечения управления ОЗДР, по мнению авторов, необходимо динамическое наблюдение за такими показателями, как:
♦ заболеваемость работающего населения, в том числе травматизм, профессиональная заболеваемость;
♦ первичный выход на инвалидность среди работающего населения.
При оценке динамики трудового потенциала целесообразно использование таких показателей, как:
♦ трудовые потери в результате заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
♦ потери производительности труда в результате накопления груза болезней;
♦ трудовые потери в результате инвалидизации работающего населения;
>
гчшш
ЬЛ1
_
|
>
♦ трудовые потери в результате преждевременной смертности работающего населения и т.п.
Немаловажное значение в эффективности управления ОЗДР даже при хорошо организованном информационном обеспечении имеет организационно-функциональная структура системы ОЗДР. Дело в том, что в настоящее время все многообразие субъектов, принимающих участие в ОЗДР, можно объединить по функциональному принципу по трем группам.
Первая группа - субъекты, контактирующие непосредственно с человеком. В эту группу входят лечебно-профилактические учреждения, муниципальные поликлиники, профпатологические центры, диспансеры, а также государственные специализированные медицинские учреждения и т.п.
Координацию их деятельности по вопросам ОЗДР осуществляет главный специалист - профпатолог. Информационное обеспечение управления этими учреждениями организуется в рамках информационных систем управления здравоохранением как муниципального образования, так и регионального уровня. Следует заметить, что более чем за тридцатилетний период информатизации учреждений здравоохранения разработаны и успешно функционируют десятки разномасштабных информационных систем.
Вторая группа - учреждения, связанные с условиями труда. Это прежде всего центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службы охраны труда и безопасности, организации других ведомств.
Третья группа - субъекты, обеспечивающие финансирование услуг, связанных с ОЗДР, и выполняющие функции контроля.
Во второй и третьей группах отсутствует координирующий орган, а информационное обеспечение является несовершенным, ведомственным и требует доработки на принципах единого информационного пространства. Данная проблема может быть решена путем применения программно-целевого управления с созданием органа управления, имеющего вид координационного совета под руководством одного из заместителей руководителя исполнительной власти, с возложением на него координирующей роли для субъектов всех трех групп. Информационное обеспечение в этом случае должно осуществляться на основе многоуровневой иерархической информационной системы социально-гигиенического мониторинга. Правовой основой будут выступать Закон о санитарном эпидемиологическом благополучии населения страны и Постановления Правительства по данному вопросу. Становится очевидным, что вопрос о создании и внедрении такого информационного обеспечения более эффективно решать при наличии единого координационного органа в системе управления охраной здоровья работающих. Таким координатором могут выступать центры медицины труда при достаточной разработке нормативно-законодательной базы и функций всех участников процесса.
Ожидаемые конечные результаты: снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости до 10-15% в ведущих отраслях промышленности, оптимизация условий труда и трудового процесса, улучшение состояния промышленной экологии, совершенствование законодательной и нормативной базы, принятие обоснованных управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаренков В.В. О социальной ответственности бизнеса и власти за здоровье работающих/Под ред. В.В.Захаренкова, Г.И.Чеченина//Материалы XXXIX научно-практ. конф. с междунар. участием «Здоровье работающего населения». - Новокузнецк: ГУ НИИ КПГПЗ СО РАМН, 2004. - С. 11-16.
2. Материалы II Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», Иркутск, 18-19 сентября 2003 г. - М., 2004. - 480 с.