Информационные системы муниципального здравоохранения
ТбЛОГЙ1/1 Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмана»
Г.И.ЧЕЧЕНИН, О.В.БОЛОВНЕВА, В.И.ЛОШКАРЕВ, В.А.ЮНУСОВА,
Муниципальное учреждение «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МУ КМИАЦ), г. Новокузнецк
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЕМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
В данной статье представлен опыт информационного обеспечения реализации «Льгота-2005» и национального проекта «Здоровье» на муниципальном уровне, где проводятся основные мероприятия проекта. Сделана попытка обосновать необходимость повышения роли системы управления с адекватным информационным обеспечением в повышении эффективности и результативности проекта «Здоровье».
Ведущими направлениями национального проекта «Здоровье» являются ориентация на профилактику и обеспечение доступности первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи высокого качества населению. В данном контексте речь идет о диспансеризации, проведении дополнительных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях труда, иммунизации отдельных контингентов населения, обеспечении дорогостоящими специализированными видами медицинской помощи и т.п. Для этих целей выделяются значительные дополнительные финансовые средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации [1].
По опыту реализации проекта в 2006 году создается впечатление, что разработчики и органы управления высших органов власти основное внимание уделили информационному обеспечению проекта для верхнего иерархического уровня и в большей степени по организации контроля за финансовыми потоками.
Чтобы добиться эффективного использования выделяемых ресурсов и результативности от внедрения, необходимо прежде всего определить ожидаемые результаты в виде целевых установок и создать соответствующую систему управления с адекватным информационным обеспечением, охватывающую все этапы управленческого цикла.
С позиции системного подхода и теории управления система управления должна охватывать своим влиянием все уровни и всех субъектов и участников, задействованных в реализации проекта. Для каждого уровня и участника определяются функции, обязанности, права и ответственность, конечные результаты (целевые показатели), необходимое ресурсное обеспече-
© Г.И.Чехенин, О.В.Боловнева, В.И.Лошкарев, В.А.Юнусова, 2007 г.
' 14 ! ! ! ! ! : 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !!■!!!!!!!!!!! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения
и социельной сферы в регионех России:
проблемы координеции и информеционного обмене»
www.idmz.nu 2007, № 4
ние и регламентированная учетно-отчетная документация.
Исходя из сказанного, система управления проектом создается для каждого уровня с учетом делегированных им функций, охватом всех участников и обязательным выполнением требований вышестоящего иерархического уровня о предоставлении необходимой информации, а также обеспечении совместимости программных средств как по вертикали, так и по горизонтали.
По нашему мнению, на федеральном уровне разрабатываются нормативно-правовые документы, методические рекомендации, вырабатываются требования по содержанию, объему, периодичности поступления необходимых данных для координации деятельности субъектов и участников федерального уровня, организации планирования, прогнозирования, контроля и т.п.
На уровне субъекта Федерации определяются целевые установки для муниципальных образований по выполнению ведущих направлений проекта, осуществляется координация деятельности всех участников, задействованных в проекте; проводится дооснащение персональными компьютерами, передача программных средств из центра, обеспечение нормативно-справочной информацией и инструктивно-методическими материалами; предоставление персонифицированных баз данных муниципальным органам для решения задач проекта; формирование сводных отчетных данных и представление информации, необходимой для мониторинга на региональном и федеральном уровнях; создается единое информационное пространство с регламентированным доступом к информационным ресурсам участников проекта, оказание организационно-методической помощи муниципальным органам власти.
На муниципальном уровне выполняется основной технологический процесс по каждому направлению проекта «Здоровье». Здесь проводятся непосредственный меди-
цинский осмотр граждан, оказание первичной медико-санитарной помощи населению, прививки, организация установки получаемого медицинского оборудования и оперативного контроля за его использованием. На данном уровне осуществляется оперативное управление реализацией всех направлений проекта [2].
Информационное обеспечение системы управления проектом может быть создано двумя способами. Первый — централизованный способ, когда по согласованному проекту с представителями всех уровней и участников разрабатывается типовой программный продукт, который бесплатно поставляется всем участникам, с последующим сопровождением и представлением новых версий, как это делается в фонде ОМС, налоговой и пенсионной службах и др. Здесь имеются положительные и отрицательные моменты.
К положительным моментам можно отнести: наличие лицензионных общесистемных средств, что немаловажно в настоящее время, единые методические подходы к формированию выходных данных. И самое главное — ответственность заказчика и разработчика за вносимые изменения, поставку новых версий и т.п. Важное значение имеет создание единого нормативно-справочного фонда. При таком подходе обязательным условием является учет уже созданного в течение 30-летнего периода и успешно функционирующего в регионах РФ информационного обеспечения. Для этого следовало определить формат выгрузки и дополнительные реквизиты, необходимые для выполнения функций своего иерархического уровня, и передать их в регионы. На федеральном уровне данный подход был применен при организации информационного обеспечения управления реализацией проекта без выполнения выше-отмеченных требований. В связи с чем возникли дополнительные проблемы при выполнении проекта и проявились со всей полнотой негативные моменты, на наш взгляд, имеющие
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ шхьЬшш 15Г. ^ , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
'■ и информационные
технологии
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмана»
существенное значение — это отсутствие возможности использовать функционирующие на протяжении многих лет информационные системы, персонифицированные базы данных в учреждениях муниципального здравоохранения с отработанной технологий сбора, передачи медико-статистических данных, технологией формирования управляющих решений. Это привело к дублированию, нерациональному использованию кадров, информационных ресурсов. Все это с особой остротой проявилось на муниципальном уровне при реализации программы ДЛО, ведущих направлений национального проекта «Здоровье». Больше всего проиграли те регионы, где информатизация здравоохранения была наиболее продвинута (Удмуртия, Краснодарский и Красноярский края, Самарская, Кемеровская, Нижегородская области и др.). Дело в том, что при разработке программных продуктов по формированию регистра врачей, организации мониторинга по использованию федеральных финансовых средств при оказании первичной медико-санитарной помощи населению, проведению дополнительной диспансеризации, дополнительных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях труда и т.п., учтены только интересы федерального уровня. Реализация же конкретных мероприятий проекта на муниципальном уровне требует выполнения всех функций управления: планирования, прогнозирования, контроля и анализа и др., что не предусмотрено программными средствами.
Второй способ информационного обеспечения системы управления проектом — это поставить задачу и отдать на откуп регионам для решения, что практически и был сделано по государственной программе «Льгота-2005». Более чем по двухлетнему опыту работы в программе в г. Новокузнецке можно сказать, что мы (наверное, и другие муниципальные образования) не были готовы:
♦ материальная база — компьютеры начали поступать в город в январе 2005 года;
♦ создание программного комплекса для поликлиник, аптек, фармацевтической организации, территориального пенсионного фонда, фонда социального страхования; обеспечение интеграции информации между КОМИАЦ (Кемерово) и КМИАЦ были отданы на откуп территории;
♦ не был создан единый нормативно-справочный фонд;
♦ не разработаны подробные методические рекомендации по работе с льготниками как в поликлиниках, так и аптечных учреждениях;
♦ не были в достаточной степени проработаны форматы информационных потоков между организациями — участниками программы, а также сроки их передачи (например, персонифицированный регистр федеральных льготников доходит до ЛПУ в лучшем случае через месяц после выгрузки обновления из филиала ПФ города);
♦ не были в достаточной степени исследованы и спроектированы принципы функционирования программного комплекса и т.п. Основная причина — недостаток времени и отсутствие методической и проектной документации по программе «Льгота-2005».
В результате мы имели на момент установки в поликлиниках и аптеках, незавершенный программный продукт, неописанное руководство пользователя, непротестированные режимы как ввода данных на льготников, так и формирования выходной информации. В связи с дополнительными запросами вышестоящих руководящих структур программное обеспечение постоянно менялось (по поликлинике в 2005 году — 21 обновление ПО, 2006 году — 26 обновлений, 2007 году — 9 обновлений; по аптеке в 2005 году — 26 обновлений, 2006 году — 23 обновления, на апрель 2007 года — 13 обновлений). Все это приводило к тому, что при недостаточной укомплектованности кадрами поликлинических учреждений и отсутствии подготовленных операторов пришлось отрывать неподготовленных (компьютерно безграмотных) сотруд-
• 16 ! ! ! ! ! : 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 i i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения
и социельной сферы в регионех России:
проблемы координеции и информеционного обмене»
www.idmz.nu 2007, № 4
ников для организации персонифицированного учета выписанных льготных рецептов.
В 2006 году при внедрении приоритетного национального проекта «Здоровье», несмотря на то, что информационное обеспечение проекта осуществлялось по первому способу — централизованно, с одной стороны, с другой, можно было учесть недостатки и проблемы, выявленные при ДЛО, многие вышеперечисленные недостатки также были актуальны, и к ним добавляются дополнительные.
На территорию начинают спускать множество программ разных организаций-разра-ботчиков по большинству направлений реализации национального проекта с недостатками, описанными выше, хотя в городе уже несколько лет функционируют аналогичные программы и можно было потребовать добавить необходимые реквизиты и формат выгрузки.
К примеру, такие программы, как:
♦ программа формирования регистра на специалистов первичного звена (для дополнительной оплаты), куда на данный момент требуется ввести всех сотрудников государственных и муниципальных медицинских учреждений, имеющих медицинское либо фармацевтическое образование (разработчик Москва). В Новокузнецке уже много лет функционирует программа «Кадры» государственных и муниципальных медицинских учреждений, и ею можно было вполне реально воспользоваться, определив формат выгрузки и перечень реквизитов;
♦ программа учета поставок, ввода в эксплуатацию, а также использования медицинского оборудования и автомобилей скорой помощи, поступивших на территорию по национальному проекту «Здоровье» (разработчик — ФГУ ВНИИИМТ Росздравнадзора, город Москва), в городе создана и используется много лет база данных «Паспорт ЛПУ»;
♦ программа формирования реестров на оплату дополнительных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях (разра-
ботчик — ФСС) — существующая программа: АСУ «Поликлиника» для МЛПУ и «Профосмотры» для медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение ПМО;
♦ программа формирования реестров по родовым сертификатам (разработчик — ФСС)
— существующая программа: АСУ «Поликлиника» и т д.
Для организации информационного обеспечения управления и отчетности по остальным направлениям национального проекта наращивается дополнительными режимами ПО, до сих пор используемое для выписки льготных рецептов.
В Кемеровской области создание данного программного продукта ТФ ОМС было возложено на КОМИАЦ. Необходимо отдать им должное: программа является оптимальным вариантом информатизации деятельности поликлиники (в перспективе будем надеяться
— больницы) для территорий, которые в плане информатизации здравоохранения были «чистым листом». Но в здравоохранении Новокузнецка имеются колоссальные наработки в плане информатизации, формирования статистической отчетности, а также проведения научно-исследовательской работы на основе накопленных персонифицированных баз практически во всех направлениях здравоохранения (поликлиника, стационар, дневные стационары, диспансеризация, инвалиди-зация, смертность и т.д.).
Как было отмечено выше, оперативное управление реализацией проекта осуществляется на муниципальном уровне, поэтому ПО должно обеспечивать все функции управления и удовлетворять требования медицинского учреждения, чтобы избавить операторов и статистиков от двойной, а то и тройной работы с одним и тем же документом, разовым его вводом в систему.
Сегодня имеет место дублирование как ПО, так и многократное введение исходной информации для формирования однотипных выходных данных и решения задач. К приме-
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ._L_l_J__U._U._Jt и_и_1_£и_й_1 17Т ^ , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11
'■ и информационные
технологии
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмана»
ру, пять разновидностей реестров, несколько видов персонифицированных учетно-отчетных данных о выполненных мероприятиях, исходах и т.п. Кроме того, для оперативного управления требуется оценка деятельности врача, поликлиники, стационара, ЛПУ в целом, а также формирование паспорта здоровья каждого пациента, терапевтического участка, населения, прикрепленного к данной поликлинике, и т.д. Речь идет о создании единого информационного пространства.
Управление здравоохранения города Новокузнецка уже сделало первые шаги к достижению такой цели, как формирование единого информационного пространства здравоохранения города:
♦ создание корпоративной вычислительной сети здравоохранения с защитой персонифицированной информации от несанкционированного доступа и поддержка ее функционирования;
♦ разработан вариант системы АСУ «Поликлиника», который решает большинство из перечисленных выше задач и продолжается доработка его до заключительной версии, которая удовлетворяла бы все запросы медицинских учреждений.
Остановимся подробнее на опыте создания городской корпоративной медицинской сети передачи данных. Её создание началось с появлением персональной вычислительной техники. В 1993 г. в КМИАЦ был установлен почтовый сервер (ОС Unix FreeBSD). Установлен модемный пул из 3-х модемов, построена локальная вычислительная сеть. В медучреждениях, имеющих компьютеры, устанавливались модемы (Dial-UP), инсталлировалось программное обеспечение (ПО) по сбору первичной информации, передача которой организовывалась посредством электронной почты. Дальнейшее развитие информационных технологий привело к увеличению потоков информации, наступил момент, когда существующие в то время сети не стали справляться с этими объемами. Изыскивая сред-
ства, МУЛПУ стали организовывать выделенные каналы связи. Но это были лишь единичные случаи, отсутствовала система в построении корпоративной сети [3].
Принятие федеральной программы «Льгота-2005» увеличило объемы информации между участниками программы в десятки раз. Учитывая большие объемы информации, особенно по обновлению баз данных и программного обеспечения, Администрация города выделила средства для организации выделенных каналов связи и создания локальных вычислительных сетей в поликлиниках и больницах города. Для обеспечения нормального функционирования информационных потоков в КМИАЦ установлен дополнительно сервер БД, маршрутизатор с функциями VPN и шифрацией трафика. На сегодняшний день к корпоративной сети подключено 118 учреждений ГУЗО и фармацевтической службы.
В КМИАЦ организованы рабочие места для обучения персонала поликлиник и больниц работе с программным обеспечением, создана «горячая линия» для оказания оперативной методической помощи по работе с программным обеспечением. Группе внедрения КМИАЦ поручено производить регулярное обновление баз данных по льготному контингенту, а с привлечением программистов — корректировку программного обеспечения, поступающего из КОМИАЦ.
Национальная программа «Здоровье» увеличила нагрузки на городскую корпоративную сеть и выдвигает дополнительные требования к ее функциональным возможностям. Сейчас ведется разработка нового программного обеспечения для реализации федеральной программы. Разрабатывается концепция создания корпоративной медицинской сети в масштабах области.
Вместе с тем эксплуатация городской медицинской корпоративной сети вызвала ряд проблем не только технического характера, но и подготовки кадров. Здесь учебные заведения и дополнительного профессио-
' 18 III!!: 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !!■!!!!!!!!!!! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1
Информационные системы муниципального здравоохранения
Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения
и социельной сферы в регионех России:
проблемы координеции и информеционного обмене»
www.idmz.nu 2007, № 4
нального образования могли бы оказать неоценимую помощь в подготовке кадров. Медицинский персонал, являясь профессиональным в своей области, мало подготовлен к работе с информационными системами.
Таким образом, всевозрастающая компьютеризация здравоохранения должна быть направлена на повышение результативности управления.
В то же время это приводит к тому, что на многих территориях начинают разрабатывать собственное ПО для решения проблем данной конкретной территории. Спущенные «сверху» программы в большей части не удовлетворяют пользователей, так как выходная информация реализована в минимальном размере, с одной стороны, с другой, эксплуатация некоторых систем (АИС «ММИ») требует серьезной подготовки к работе в ней специалистов, которые обслуживают, например, медицинское оборудование.
В свою очередь неоправданное дублирование информации в двух и более программных
средствах приводит к дополнительной нагрузке на операторов и других сотрудников ЛПУ. Учитывая, что основной объем мероприятий проекта по ведущим направлениям выполняется на муниципальном уровне, где проводится оперативный контроль за выполнением объёмных показателей, качеством оказываемых услуг, информационное обеспечение должно быть ориентировано на решение данных задач. Поэтому было бы оправдано для реализации национального проекта «Здоровье»:
♦ разработать единый нормативно-справочный фонд;
♦ передавать на территории форматы выгрузки требуемой информации с указанием реальных сроков для выполнения требований;
♦ разрабатывать и передавать на территории подробные методические рекомендации по реализации проектов, а также описания предполагаемых информационных потоков.
Все это, на наш взгляд, повысило эффективность управления и результативность проекта «Здоровье».
ЛИТЕРАТУРА
1. Стародубов В.И. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохранения/Ред. В.И. Стародубов, В.О. Флек//Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1. - С.5-16.
2. Чеченин Г.И. Проблемы и пути реализации приоритетного направления национального проекта «Здоровье» — оказание первичной медицинской помощи взрослому населению//Развитие информационных технологий и проблемы управления здоровьем и здравоохранением: Научные труды. — Ижевск, 2006. — В.О. — С.19-24.
3. Чеченин Г.И. О необходимости создания единого информационного пространства в системе охраны здоровья населения крупного промышленного горо-да/Ред. Г.И.Чеченин, В.В.Захаренков, В.Л.Лошкарев//Вестник РАЕН (ЗСО), 2006. — № 8. — С.92-98.
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 _i.i_i_i_i_i_._i5 '._i_i_i_i_fi_i_i'i_j .. , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1