Научная статья на тему 'Информационное многообразие и проблемы патриотического воспитания будущих специалистов в условиях вуза'

Информационное многообразие и проблемы патриотического воспитания будущих специалистов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МНОГООБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА / INFORMATION FLOWS / DIVERSITY OF INFORMATION / PATRIOTIC EDUCATION IN CONDITIONS OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаев Азиз Агакеримович

В статье раскрыты особенности и тенденции развития современных средств информационно-го воздействия на молодежь, их влияние на воспитательную деятельность среди студентов вузов, охарактеризованы проблемы информационного многообразия и информационного противоборства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзаев Азиз Агакеримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL DIVERSITY AND PROBLEMS OF FUTURE SPECIALISTS’ PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

The article reveals the features and development trends of modern media information influence on young people, their impact on educational activities of university students, describes the problems of information diversity and information confrontation

Текст научной работы на тему «Информационное многообразие и проблемы патриотического воспитания будущих специалистов в условиях вуза»

А.А. Мирзаев

(Великий Новгород)

ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

INFORMATIONAL DIVERSITY AND PROBLEMS

OF FUTURE SPECIALISTS' PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

В статье раскрыты особенности и тенденции развития современных средств информационного воздействия на молодежь, их влияние на воспитательную деятельность среди студентов вузов, охарактеризованы проблемы информационного многообразия и информационного противоборства.

Ключевые слова: информационные потоки, многообразие информации, патриотическое воспитание в условиях вуза.

The article reveals the features and development trends of modern media information influence on young people, their impact on educational activities of university students, describes the problems of information diversity and information confrontation.

Key words: information flows, diversity of information, patriotic education in conditions of university.

В современных условиях возрастает роль информации, охватывающей все сферы жизнедеятельности человека, особенно в процессе воспитания личности. Общественную значимость сегодня приобретает не только регулирование процессов производства, трансляции и использования информации, но главным образом её восприятие и осмысление, так как в информационном мире реальность преобразуется в пространство, в котором истинные и ложные сведения накладываются друг на друга и переплетаются.

Информационное воздействие на современную молодежь способно влиять на мировоззрение, политические взгляды, правосознание, менталитет, духовные идеалы и ценностные установки отдельного человека и общества в целом.

На фоне этих тенденций возникает феномен информационного многообразия и его влияния на сложившуюся систему формирования и развития патриотических качеств личности.

Многообразие информационных потоков характеризуется такими признаками, как:

- направленность и разнообразие целей информации (формирование массового сознания, распространение сведений об общественно значимых событиях; организация информационного противостояния, влияние на общественное мнение, реформирование межгрупповых контактов, решение проблем делового характера - реклама, справочная информация и др.);

- множественность средств производства информации (компьютерные сети, Интернет, аудиовизуальные СМИ, информационные службы, электронные потоки, печатные издания и др.);

- наличие совокупности информационных пространств, текстов информационного и аналитического характера (в периодической печати, специальных рекламных изданиях и т. д.); пространств общественных дискуссий, создание образовательных эффектов от конкретной деятельности, массивов межличностных коммуникаций [3].

Информационное разнообразие разрушает четкость мировоззрения человека, когда информационное пространство заполнено множеством вариантов одного и того же события, которые часто противоречат друг другу. Вследствие этого возникает проблема формирования миропонимания [4].

Видный ученый в области информационной педагогики И.В. Роберт в связи с проблемой восприятия информационных потоков поднимает проблему интеллектуализации информационного взаимодействия [7].

По мнению М.А. Горюновой и М.Б. Лебедевой угроза информационной безопасности в молодежной среде связана с избыточностью и многообразием по целям влияния на личность информационных потоков, особенно в сети Интернет. Это способствует:

- распространению клипового сознания среди молодежи;

- манипуляции общественным сознанием. Для этого создаются киберпространство и киберцентры;

- развитию разных, не вписывающихся в реальную жизнь ценностей;

- внедрению научных, политических мифов, изменяющих модели социально-культурных норм и традиций;

- снижению уровня культурного и интеллектуального развития личности [2];

- обострению проблемы информационного противоборства, создаваемого информационными потоками из многочисленных информационных центров западных стран.

Сегодня в обществе главным является интеллектуальное понимание информации, развитие способностей сформировать свое мнение в процессе принятия информации [6].

Возникает вопрос о соотношении позитивных и негативных последствий информационного многообразия. Если еще недавно пользователи интернета составляли некое сообщество, социальную группу, теперь сетевая деятельность стала неотъемлемой частью жизни большинства населения. Интернет вбирает в себя все - и любую информацию, и коммуникацию, он стал альтернативной реальностью, с одной стороны, отражающей мир, с другой - включающей в себя многое, что не характерно для реальной жизни. Он отличается совершенно другими законами, которые не соответствуют

бытию невиртуальной Вселенной. В частности прогресс в информационной сфере ведет к снижению информированности за счет увеличения объема неструктурированной и неотсортированной информации [7]. Недостоверная информация становится причиной различных конфликтов и противоречий, а также условием манипулирования сознанием.

Следовательно, информационное многообразие, информационная избыточность приводит к трансформации человека, его мышления и системы ценностей.

Отсюда актуальность проблемы информационного потребления, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Это ставит перед педагогикой в высшем учебном заведении научную задачу - как научить современного будущего специалиста критически воспринимать поступающую информацию, сформировать устойчивое мировоззрение гражданина России.

Нами рассматривается один из аспектов информационного многообразия - информационное противоборство, как наиболее важный фактор, влияющий на формирование молодежи как патриотов своей Родины.

Так, согласно взглядам С.П. Расторгуева, информационное противоборство - это открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Н.С. Степанова исходит из понимания, что информационное противоборство есть «противоборство с использованием всего спектра информационных возможностей, осуществляемое в целях достижения информационного превосходства над противником» [9]. И.Н. Панарин трактует термин «информационное противоборство» как форму «борьбы сторон, представляющую собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей» [5].

С.Н. Бухарин, А.Г. Глушков, И.Д. Ермолаев придерживаются следующего определения: «Информационная борьба (противобор-

ство) - одна из форм международного или внутригосударственного противоборства в мирное и военное время. Включает совокупность взаимосвязанных мероприятий технического и информационно-психологического характера с целью информационного воздействия на государственные, общественные организации, вооруженные структуры, компьютерные сети, системы управления, на общественное и индивидуальное сознание в нужном для противоположной стороны направлении, их дезинформации и нарушения нормального и достоверного функционирования информационных процессов, при одновременной защите своей информационной среды от воздействия противостоящей стороны. Организуется и ведется также в операциях и боевых действиях различного масштаба» [1].

Следовательно, информационное противоборство представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую соперничающими сторонами в скрытной или открытой форме в целях защиты государства и населения от психологического воздействия и достижения информационного превосходства противником.

Для нашего исследования особый интерес представляет процесс информационного противоборства, осуществляемого в сфере идеологии, патриотизма и патриотического воспитания граждан Российской Федерации, имеющего серьезные социально-психологические последствия для нашей молодежи. Стоит задача разработки педагогических механизмов использования информационного потенциала в процессе

Важнейшие общепрофессион;

формирования мировоззрения гражданина России в этих условиях.

По нашему мнению, в каждом вузе может быть создана и действовать определенная система патриотического воспитания будущих специалистов (Рис. 1, стр. 121).

Организационными компонентами системы патриотического воспитания в вузе являются учебный процесс и внеучебная (внеаудиторная) воспитательная работа со студентами. Содержательными компонентами являются морально-психологическая и физическая подготовка студентов.

При организации эксперимента в техническом вузе мы исходили из государственного заказа на подготовку современного выпускника вуза как компетентного специалиста, гражданина-патриота Отечества, способного противостоять негативной и деструктивной информации.

Например, ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация «Специалист») ориентирует на то, чтобы выпускник обладал общекультурными компетенциями (ОК) и был способен представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ФГОС ВО также четко определяет в числе профессиональных компетенций (ПК) ряд общепрофессиональных, которые непосредственно касаются готовности выпускника ориентироваться и действовать в условиях информационного многообразия (табл. 1).

Таблица 1

>1е компетенции выпускника вуза

Компетенция Содержание компетенции

ПК-1 - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, и том числе и новых областях знаний

ПК-3 - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; осознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе обработки информации, знать и соблюдать основные требования информационной безопасности

ПК-4 - знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; обладать навыками работы с компьютером как средством управления информацией; уметь работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ; быть способным работать с информацией в глобальных информационных сетях

Применение деятельностного подхода к настоящему исследованию позволяет:

- выбрать и создать необходимую и стройную организацию патриотического воспитания с позиции студентов вуза как субъектов познания, труда и общения (включает учет мотивов, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций). От исследователя требуются осознание, це-леполагание, планирование деятельности,

её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия);

- выделить этапы процесса патриотического воспитания студентов вуза в условиях информационного многообразия, активизации личностного потенциала в усвоении целевой программы; каждый этап характеризуется приобретением определенных личностных качеств и ресурсных возможностей, что позволит каждому студенту вуза

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

ЦЕЛИ - формирование:

гармонично развитом

личности, умеющей

противостоять и давать отпор деструктивному воздействию информационного противоборства

профессиональных знаний, навыков и умений (компетенций)

системы жизненных и патриотических ценностей, в основе которых любовь к Отечеству и готовность к его защите

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

3

а П

Морально-психологическая

Ж

Военно-профессиональная

Патриотическая

±

ПРИНЦИПЫ: единство национальных и интернациональных интересов народов России; активности и наступательности, органическое единство патриотического воспитания с практической подготовкой, развенчивание пропаганды расизма, национализма, терроризма, экстремизма и религиозного фанатизма.

ФУНКЦИИ: социальная, воспитательно-развивающая, преобразующая, культурного наследия.

Организация патриотического воспитания в условиях информационного противоборства (методы, формы, средства)

_лггь_

РЕЗУЛЬТАТ: студент-патриот - защитник Отечества

Рис. 1. Система патриотического воспитания будущих специалистов в вузе

наиболее верно определиться в сложной, информационно-насыщенной среде современного социума;

- создать условия для саморазвития задатков и творческого потенциала личности студенту вуза в процессе патриотической деятельности.

К основным принципам организации воспитательного процесса в вузе в условиях информационного многообразия мы относим:

- принцип аналитического и критического осмысления (ориентирует на взвешенный анализ и критическую оценку событий и явлений, в том числе и информации идеологической направленности, формирует личностную готовность к информационному противодействию девальвации значимости российской культуры, традиций, ценностей, образа жизни, фальсификации отечественной истории, героической истории Великой Отечественной войны, подмены и переписывания истории);

- принцип активизации гражданской позиции на основе расширения мировоззренческого кругозора (предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения студентов и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России, на осно-

ве развития современной науки, накопленного опыта воспитательно-патриотической деятельности, ознакомления студентов с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями патриотического воспитания);

- принцип безопасности в информационном многообразии (предполагает недопущение субъективности и искажения реального положения дел, фактов и явлений, включает совместную скоординированную, целенаправленную работу всех государственных, вузовских и общественных структур, использование различных форм и методов патриотического воспитания, противостояния негативному информационному воздействию, враждебным акциям и операциям, разлагающим общественное сознание молодежи, нацелен на защиту молодежи от интенсивного пропагандистского «промывания мозгов», сознательное прерывание контактов с источником враждебно-деструктивной информации).

Таким образом, процесс патриотического воспитания будущих специалистов в условиях информационного многообразия должен представлять собой целостную, достаточно динамичную педагогическую систему, открытую для постоянного обновления и совершенствования.

Литература

1. Бухарин С.Н., Глушков А. Г, Ермолаев, И.Д. Информационное противоборство. Книга 2. Теоретические основы. - М.: Полиори, 2004. - 24 с.

2. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Роль информационных технологий в реализации идей продуктивного обучения // Человек и образование. - 2018. - № 1 (54). - С.59-63.

3. Ильин А.Н. Проблема информационного консюмеризма // Информационное общество. - 2013. - №6. - С. 22-28.

4. Коровкин В. Мышление «пользователя» беззащитно // Новая газета. 2008.

5. Панарин И.Н. Система информационного противоборства // Военно-промышленный курьер. - № 41 (257). - 15.10.2008 г. [Электронный ресурс] / http://vpk-news.ru/ агйс^/3672 (Дата обращения: 18.04. 2017).

6. Певзнер М.Н. Менеджмент многообразия. - В. Новгород, 2017. - С. 154-158.

7. Полудина В.П. Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. XIV. - № 5 (58). -С. 386-394.

8. Роберт И.В. и др. Информационно-образовательное пространство. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - С. 62-65.

9. Степанова Н.С. Информационное противоборство на современном этапе: анализ и тенденции // Молодой ученый. - 2009. - №2. - С. 252-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.