References
1. Zhilyaeva O.A. Yazykovaya kul'tura kak faktor uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 93: 245 - 248.
2. Gostyuhina 'E.Z. Razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya v sfere obsluzhivaniya v kontekste sovremennyh tendencij. Servis plus. 2008; 4: 50 - 52.
3. Dusenko S.V. Kachestvo uslug v sfere gostepriimstva. Servis vRossiii za rubezhom. 2010; №4. Available at: http: // electronic-journal.rguts. ru/index.php?do=cat&category=2010_4
4. Mat'yash O.A. Chto takoe kommunikaciya i nuzhno li nam kommunikativnoe obrazovanie. Vestnik rossijskoj kommunikativnoj associacii. Vyp. 2. 2004: 103 - 122.
5. Surmin Yu.P. Situacionnyj analiz, iliAnatomiya kejs-metoda. Kiev. Centr innovacij i razvitiya, 2002.
Статья поступила в редакцию 11.09.17
УДК 37.035.6
Mirzaev A.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossisk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY IN TERMS OF INFORMATION DIVERSITY. Acquisition of patriotism is still some outlines of the state ideology and giving it the status of "national idea" urges search for new, relevant and more effective models of patriotic and military-patriotic education of Russian youth, taking into account modern threats and challenges, including increased targeted propaganda destructive plan, use of the Internet and other media. The process of military-patriotic education of cadets at Maritime University occurs in a complex environment information diversity, characterized by both positive and negative features. In this article the author substantiates the topicality of the declared themes, analyses the basics of information diversity, provides the author's definition of the phenomenon under consideration, disclosed the components of the concept of military-patriotic education of cadets at Maritime University in the information diversity.
Key words: informational diversity, information warfare, cadets of Maritime University, patriotism, Patriotic education, Fatherland, formation.
А.А. Мирзаев, аспирант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: azmir198333@gmail.com
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ
Приобретение патриотизмом пока ещё некоторых очертаний государственной идеологии и придание ему статуса «общенациональной идеи» настоятельно требует поиска новых, актуальных и более эффективных моделей патриотического и военно-патриотического воспитания российской учащейся молодёжи, учета современных угроз и вызовов, в том числе и усилившейся целенаправленной пропаганды деструктивного плана, использования в этих целях Интернета и других средств массовой информации. Процесс военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза происходит в сложных условиях информационного многообразия, для которого характерны как положительные, так и отрицательные черты. В статье обосновывается актуальность заявленной темы, анализируется сущность информационного многообразия, приводится авторское определение рассматриваемого феномена, раскрываются компоненты концепции военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия.
Ключевые слова: информационное многообразие, информационное противоборство, курсанты морского вуза, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.
Произошедшая в ХХ веке научно-техническая революция привела к новому, качественному уровню развития человеческой цивилизации на нашей планете, основу которого составляют информационные технологии. Стремительно вошедший в нашу жизнь Интернет характеризуется наличием информационного многообразия (ИМ). Ныне всемирная патина наводнена огромным массивом информации как положительного, так и негативного плана.
Под термином «информационное многообразие» понимается значительные по количеству, разнообразные, всевозможные, разноплановые, порой диаметрально противоположные сведения и печатные материалы, получаемые человеком об окружающем мире, его истории, культуре и современных происходящих процессах, из сетей Интернета и других средств массовой информации.
Главными особенностями современного ИМ являются:
- рост информации в жизнедеятельности людей и общества;
- рост открытости общества вследствие информатизации;
- доступность информации каждому желающему;
- широкая возможность получения информации о каждом человеке;
- возможность манипулирования общественным мнением социума и сознанием личности, «промывания его мозгов».
Вместе с положительными, существуют и негативные признаки ИМ:
- практически неразделимость знания и псевдознания;
- расширение сферы информационного загрязнения;
- проникание информационных симулякров в жизни человека;
- накладывание и переплетение истинных и ложных суждений друг на друга, затрудняющих верное ориентирование человека;
- применение информационных технологий с целью деструктивного влияния на массовое сознание.
А.Н. Ильин [1] отмечает, что настоящее время «это время товарной и информационной избыточности. ... С ростом влияния СМИ, рекламы и скоростных интернет-потоков информации становится слишком много, и человек теряется в ней, утопает в бескрайнем массмедийном море сообщений, образов и голосов, в котором растворяется реальное бытие». Согласно мнению В. Ко-ровкина [2], мышление «пользователя» от продуктов Интернета беззащитно. Личность не способна качественно и критически обработать потоки обрушившейся на нее информации. Кроме того, анализ состояния вПв показывает, что в этой работе абсолютно не учитываются современные информационные реалии, наличие информационного многообразия, полярности предлагаемой информации, что затрудняет ориентацию молодых людей в информационном пространстве [3].
Информационное поле стало ареной информационной войны и информационного противодействия. Основным объектом информационных нападок стала Российская Федерация и ее многочисленная Интернет-аудитория и в первую очередь российская молодёжь. Нашими оппонентами в ход пускаются ложь, обман, фальсификация, фабрикация подложных документов, искажение фактов, тенденциозное преподношение информаци-
онного материала. На умы и души отечественной молодёжи целенаправленно обрушены колоссальные объёмы деструктивной информации с задачей дезориентировать юношей и девушек, посеять у них недоверие к государственной власти, высшему руководству, сформировать чувство брезгливости к российским ценностям и стыда за историческое прошлое нашего Отечества, культуру и традиции, привить желание уклониться от государственной и военной службы.
С учётом вышеизложенного в морском университете разработаны концептуальные основы ВПВ курсантов-моряков в условиях информационного многообразия.
Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза - это систематическая и целенаправленная деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава, общественных организаций учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического мировоззрения, сознания и убеждений, твердой государственно-патриотической позиции, чувства верности и преданности своему Отечеству, активного участия в деле по укреплению обороноспособности страны, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины - Российской Федерации в мирное и военное время.
Анализ социального заказа, общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника морского вуза позволяют определить цель ВПВ курсанта-моряка в условиях информационного многообразия - формирование у курсантов высокого уровня патриотизма, умения ориентироваться и эффективно действовать в условиях информационного многообразия, готовности к воинской службе в рядах ВС РФ и умело защищать интересы Отечества в мирное и военное время.
Задачами военно-патриотического воспитания курсантов являются:
- формирование у каждого курсанта патриотического самосознания и убежденности, уважительного отношения к патриотическим ценностям;
- изучение боевых и героических традиций Российской армии и Военно-морского флота, опора на них в интересах формирования готовности следовать им в повседневной жизнедеятельности;
- утверждение сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы, политической и территориальной независимости России, обеспечению её безопасности;
- активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- почитание символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, патриотической символики и исторических святынь Отечества.
Процесс ВПВ происходит более результативно, если осуществлена опора на следующие принципы:
- комплексный подход;
- единство национальных и интернациональных интересов народов России;
- непрерывности, активности и наступательности,
- дифференцированный подход,
- органическое единство ВПВ с практической военной подготовкой,
- критический подход к информационному многообразию,
- развенчивание пропаганды расизма, национализма, терроризма, экстремизма и религиозного фанатизма.
Анализ научной литературы [4; 5] показывает, что ВПВ курсантов-моряков является наиболее эффективным если:
- оно включает в себя систему учебно-воспитательных действий, направленных на развитие морально-нравственных качеств личности - потребности быть патриотом, патриотического мировоззрения, уважения к Вооруженным Силам РФ, интереса к изучению боевых традиций и героической истории, к овладению военным делом и др.;
- предусмотрено активное физическое развитие учащейся молодёжи, вовлечение каждого курсанта в такие виды спорта, которые имеют военно-прикладной характер;
- включает в себя воспитывающую деятельность руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций вуза;
- активно применяются коллективные методы и формы работы.
Важнейшими концептуальными основами организации ВПВ в морском вузе являются:
- понимание сущности военно-патриотического воспитания курсантов-моряков в условиях информационного противодействия и информационного многообразия как целенаправленный процесс формирования патриотических качеств, патриотических мировоззрения, убеждений, поведения, на основе создания и реализации социально-педагогических условий в ходе изучения, как учебных дисциплин, так и овладения авторской целевой программы и обеспечения непрерывного самовоспитания патриотизма;
- военно-патриотическое воспитание, формирование и проявление патриотизма личности курсанта-моряка, выступает как основной показатель его социальной зрелости; указывает на необходимость учета происходящего информационного противодействия, его деструктивной сущности, разрушительного влияния на мировоззрение и неокрепшие убеждения молодых людей, становление патриотических качеств личности;
- участие курсантов в мероприятиях информационного противодействия, является значимым средством формирования патриотизма, одновременно проявляемое как мощное средство развития его когнитивных и креативных способностей. Такая деятельность формирует чувство личного сопричастия к патриотической деятельности, патриотическое самосознание, заставляет задуматься о судьбе Отечества и народа, способствует изменению поведения и осознанного осуществления патриотических поступков;
- содержание процесса военно-патриотического воспитания курсантов-моряков включает комплекс мер направленных на: расширение знаний о боевой летописи Отечества, истории Великой Отечественной войны, государственных, военных и боевых традиций; сущности, цели и содержании информационного противоборства, особенностей информационной войны; формирование потребности быть патриотом Отечества и обладать навыками патриотического поведения; применение системы воспитательного воздействия соответствующих достигнутому уровню морально-нравственной зрелости курсантов-моряков; проведение целенаправленной и организованной патриотически-значимой и волонтерской деятельности, способствующие формированию и развитию таких патриотических качеств как любовь к Отечеству, гордость за свою Родину, ее прошлое и настоящее, верность традициям, готовность к защите рубежей России, ответственность, законопослушность и добросовестное выполнение требований Конституции и законов Российской Федерации, активное участие в укрепление экономической и оборонной мощи государства, ненависть к врагам Отечества, готовность отстаивать информационную безопасность России, умение разоблачать и давать отпор фальсификациям истории, культуры и традиций и др.; стимулирование потребности курсантов в патриотическом самосовершенствовании и др.;
- структура процесса военно-патриотического воспитания курсантов-моряков, предполагает: определение специфических субъекта и объектов военно-патриотического воспитания; конкретную постановку цели и задач; выявление закономерностей, противоречий, принципов процесса; подбор методов, приемов, средств и форм реализации поставленных задач; определение критериев, показателей объектов воспитательно-патриотической деятельности; определение конечного результата.
Специфика ВПВ курсантов морского вуза определяется:
- приоритетностью патриотического воспитания курсантов в общей системе обучения и воспитания в современном морском вузе;
- систематической и целенаправленной деятельностью руководства вуза и общественных организаций по формированию у курсантов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
- обладанием высоким уровнем комплексности, охватом своим воздействием молодого поколения будущих специалистов морского транспорта, пронизыванием всех стороны жизнедеятельности учащихся морского вуза: учебную, политическую, духовную, спортивную, общественную;
- формированием у каждого курсанта общественно значимых ориентаций и ценностей, гармоничного сочетания личных и
общественных интересов, преодоления чуждых явлений, разрушающих устои государства;
- направленностью на создание условий для национального возрождения России как великой державы, активное участие в котором обязан принять каждый курсант как гражданин-патриот Отечества.
Положения законодательной базы патриотизма позволили определить основные направления ВПВ курсантов:
1. Изучение героической истории Отечества и боевой летописи Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Изучение воинских и боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Формирования у курсантов морально-психологической и физической готовности к службе в армии и на флоте в качестве действующего, профессионального военнослужащего или военнослужащего запаса, а также готовности и способности к защите Отечества в условиях военного времени.
4. Героико-патриотическое воспитание, ориентированное на популяризацию профессии офицера Вооруженных Сил РФ -защитника Отечества, как героической профессии, пропаганду знаменательных героических и исторических дат военной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям старших поколений и основанными ими традициям.
5. Спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование необходимых качеств для военного службы и готовности к защите Родины.
Библиографический список
6. Поисковая работа по местам боев, поиск и захоронений останков воинов, павших на полях сражений за оборону и освобождение Новороссийска и Краснодарского края.
7. Волонтерская работа по оказанию помощь ветеранам Великой Отечественной войны, ВС РФ, уходу за памятниками и братскими могилами.
Практика ВПВ курсантов должна быть насыщена инновационными, интересными формами воспитательно-патриотической работы к которым относятся: встречи с ветеранами, тематические вечера, уроки мужества, походы по местам боевой славы, экскурсии, диспуты, дискуссии, собеседования по актуальным темам, участие в социально-значимых акциях (Георгиевская лента, Бессмертный полк) и др.
Таким образом, на основании выше изложенного мы можем заключить:
1. Информационное многообразие, перенасыщенность и избыточность противоречивой информации расщепляет сознание личности, нивелирует критерий истинности. Это порождает серьезную проблему для патриотического воспитания молодёжи, формирования их идентичности.
2. Предложенные концептуальные основы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия позволяют организовать стройный воспитательно-патриотический процесс, учета деструктивного влияния негативной информации и формирования у курсантов умений противостоять специальной враждебной пропаганде, направленной на промывание мозгов и информационной обработке молодёжи, их дезориентации и деморализации, разрушении гражданско-нравственного духа, патриотизма.
1. Ильин А.Н. Проблема информационного консюмеризма. Информационное общество. 2013; Вып. 6: 22 - 28.
2. Коровкин В. Мышление «пользователя» беззащитно. Новая газета. 2008; 4 апреля. http://www.novayagazeta.ru/society/40767.html
3. Корупаев А.Е. Масштабная информационная война против России и гражданско-патриотическое воспитание молодёжи интеллигенцией в 2014 - 2015 гг. К 100-летию начала Первой Мировой войны, 70-летию Великой Победы. Тезисы научных конференций. Москва, 2015.
4. Томилин А.Н., Алиев Т.И. Патриотизм современной молодёжи: сущность и определение. Наука в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. Ставрополь: Логос, 2015: 58 - 63.
5. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
References
1. Il'in A.N. Problema informacionnogo konsyumerizma. Informacionnoe obschestvo. 2013; Vyp. 6: 22 - 28.
2. Korovkin V. Myshlenie «pol'zovatelya» bezzaschitno. Novaya gazeta. 2008; 4 aprelya. http://www.novayagazeta.ru/society/40767.html
3. Korupaev A.E. Masshtabnaya informacionnaya vojna protiv Rossii i grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi intelligenciej v 2014 - 2015 gg. K 100-letiyu nachala Pervoj Mirovoj vojny, 70-letiyu Velikoj Pobedy. Tezisy nauchnyh konferencij. Moskva, 2015.
4. Tomilin A.N., Aliev T.I. Patriotizm sovremennoj molodezhi: suschnost' i opredelenie. Nauka vsovremennom mire: materialy VI Mezhdunarod-noj nauchnoj konferencii. Stavropol': Logos, 2015: 58 - 63.
5. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: mono-grafiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
Статья поступила в редакцию 10.09.17
УДК 37.018.1(091)
Sheveleva N.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Education, Institute of Pedagogy and Psychology,
Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia), E-mail: shevelevanatka70@mail.ru
INTEGRATED SUPPORT OF FAMILIES WITH CHILDREN WHO HAVE SURVIVED VIOLENSE. The presented article describes the state policy of Russia and foreign countries, aimed at the formation of values of family-marriage relations and the integrity of the family: the organization of the family, the formation of its integrity in terms of its moral laws, moral principles. The paper presents various models of working with families with children who have experienced violence and presents a comprehensive model of psychological and pedagogical support for this category of families. The work has an interdisciplinary nature, written at the intersection of two sciences of pedagogy and psychology. Particular attention is paid to the work of a teacher psychologist on the resocialization of families who have fallen into a difficult life situation, in particular, violence against underages, committed both in family and in other social institutions.
Key words: psychological and pedagogical resocialization, domestic violence, education, disharmonization of child-parent relations.
Н.В. Шевелева, аспирант каф. педагогики и психологии образования, Институт педагогики и психологии,
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, E-mail: shevelevanatka70@mail.ru
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НАСИЛИЕ
В представленной статье описывается: государственная политика России и зарубежных стран, направленная на формирование ценностей семейно-брачных отношений и целостности семьи; организация семьи, формирование ее целостности с точки зрения её моральных законов, нравственных принципов. В данной работе представлены различные модели работы