УДК 37.035.6
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, State Maritime University
n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
Mirzaev A.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
ABOUT NECESSITY OF STRENGTHENING OF INFORMATION CONFRONTATION IN THE SPHERE OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH. The article substantiates the relevance of the topic, analyzes the nature of information warfare, shares the authors' definition of the considered phenomenon, defines the purpose and objectives of information warfare in the field of patriotism and patriotic education. The researchers propose specific measures to enhance the work with the youth in the field of information warfare. According to the authors, information warfare is deliberate destructive activities that are carried out in secretive or open form in order to achieve information superiority over the enemy, what should result in the subordination of its political leadership, manipulation at its discretion and with full control of economic resources that allow receiving substantial financial benefits.
Key words: information security, information warfare, youth, patriotism, patriotic education, Fatherland, formation.
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
А.А. Мирзаев, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: www.aumsu.ru
О НЕОБХОДИМОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье обосновывается актуальность заявленной темы, анализируется сущность информационного противоборства, приводится авторское определение рассматриваемого феномена, определена цель и задачи информационного противоборства в сфере патриотизма и патриотического воспитания, предлагаются конкретные меры активизации работы с молодёжью в сфере информационного противоборства. По мнению авторов, информационное противоборство представляет собой целенаправленную деструктивную деятельность, осуществляемую в скрытной или открытой форме в целях достижения информационного превосходства над противником, результатом которого должно стать подчинение себе его политического руководства, манипулирование им по своему усмотрению и полный контроль экономическими ресурсами, позволяющий получить существенные материальные выгоды.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационное противоборство, молодёжь, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.
Современное государственное строительство, реализуемое в Российской Федерации, настоятельно требует сплочения всего многонационального народа, активного его участия в проводимых политических и социально-экономических преобразованиях, укреплении оборонного потенциала, формирования готовности к защите Отечества в мирное и военное время. Для этого политическим руководством государства создана и совершенствуется законодательная, нормативно правовая база патриотизма. Величественным фактором активизации воспитательно-патриотической деятельности стало придание патриотизму статуса «общенациональной идеи». Проводимая работа дала свои ощутимые результаты. По результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) выяснилось, что большинство россиян (78%) считают себя патриотами [1].
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [2]. Для данного феномена свойственны два уровня:
- личностный, выступающий как существенная, неизменная и стабильная характеристика гражданина-патриота, проявляющаяся в его мировоззрении, убеждениях, нравственных идеалах, нормах поведения, делах и поступках;
- макроуровневый, являющийся значительной часть общественного сознания и проявляющийся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [2].
Обновлённый общероссийский патриотизм, базирующийся на государственной платформе позволяет:
- придать новый активно-деятельный импульс консолидации современного российского социума;
- духовно оздоровить все категории населения;
- сформировать в стране единое гражданское общество.
Практика показывает, что недооценка патриотизма, его игнорирование и придание забвению приводит к ослаблению государства и общества, утрате политической свободы и независимости, деградации и краху.
В современных условиях на процесс воспитания патриотов деструктивно воздействуют ряд отечественных и зарубежных СМИ, Интернет, зарубежная киноиндустрия, низкопробная лите-
ратура и т. п. Не удивительно, что даже в День защитника Отечества некоторые российские телеканалы транслируют американские фильмы на военную тему вместо отечественных.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 12 сентября 2012 года в г. Краснодаре, акцентировал внимание на неоспоримом факте, что ныне культурное самосознание, духовные и нравственные ценности являются сферой жесткой конкуренции, объектом открытого информационного противоборства с пропагандистскими атаками [3].
Актуальность рассматриваемой темы обусловлено также следующими факторами:
- значительными темпами непрерывного развития науки и техники, появлением новых информационных технологий, повышающих объем и быстроту распространения информации;
- колоссальным информационным охватом огромного количества людских масс в кратчайшие сроки и на различных континентах;
- конструированием единого информационного пространства, превратившегося в новое поле противостояния и противоборства в международных отношениях;
- зависимостью политической власти от состояния информационного противоборства во внешне- и внутриполитической сферах;
- подверженностью национальных элит, различных категорий граждан и, прежде всего, молодёжи информационному и психологическому воздействию;
- стремлением западных «борцов за демократию» навязать российскому народу свое видение демократии, своих ценностей.
Что же такое «информационное противоборство»?
Различные аспекты данного термина исследовали В.М. Бе-резин, Л.В. Васильева, Л.П. Громова, П.С. Гуревич, В.Б. Каш-кин, А.В. Манойло, С.А. Модестов, И.Н. Панарин, Г.Г. Почепцов, С.П. Расторгуев, Е.П. Тавокин, В.П. Терин, Н.Ю. Хлызова, Э. То-ффлер, Р. Харрис и др.
Так, согласно взглядам С.П. Расторгуева информационное противоборство - это открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере [4]. А.В. Манойло полагает, что термин «информационное противоборство» следует рассматривать более широко, как соперничество социальных систем в информационно-психологической
сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установление контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущество, необходимое им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают [5].
Следовательно, информационное противоборство представляет собой целенаправленную деструктивную деятельность, осуществляемую в скрытной или открытой форме в целях достижения информационного превосходства над противником. Думается, одного превосходства противной стороне будет недостаточно. Реальной конечной целью информационного противоборства является разрушение государственного строя, подкуп или переманивание на свою сторону элиты, оболванивание народа, установление полностью контроля над политической властью в стране и национальными ресурсами и последующий полный их грабеж. Судьба Советского Союза яркое тому подтверждение.
Для нас особый интерес представляет информационное противоборство, осуществляемое в сфере патриотизма и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Рассмотрим специфические концептуальные стороны такой деятельности.
Главная цель информационного противоборства в сфере патриотизма и патриотического воспитания - это противостояние враждебно-деструктивным нападкам, защита и обеспечение национальных интересов в области воспитательно-патриотической деятельности. Достижение намеченной цели возможно только путем решения следующих задач:
- обеспечение действительно достойного уровня жизни всех категорий граждан Российской Федерации, побуждающего желание жить, учиться и трудиться в родной стране, гордиться ею;
- реальное торжество социальной справедливости и подлинного равенства всех перед законом;
- обеспечение информационной идеолого-патриотической и морально-психологической безопасности государства, социума и личности;
- активно-наступательное утверждение превосходства российского образа жизни, пропаганда отечественных ценностей, преимуществ нашей культуры, истории, традиций и обычаев перед западными;
- постоянный и умелый показ разрушительного характера западных ценностей, их потребительского образа жизни и вреда для россиян;
- совершенствование системы патриотического и военно-патриотического воспитания российской молодёжи, включающих постоянное проведение контрпропагандистских мероприятий;
- поиск форм и методов воспитательной работы на опережение, формирования критического мышления, неприятия на веру юношами и девушками лживо-обманного, сфальсифицированного материала регулярно вбрасываемого в социальных сетях.
К основным средством ведения информационного противоборства (СВИП) относятся [6; 7]:
- национальные и транснациональные средства массовой информации,
- информационные сети,
- специальные средства силовых структур.
Для достижения намеченных целей в информационном противоборстве применяются следующие способы:
- достижение информационно-психологического превосходства и полное доминирование;
- оперативный асимметричный ответ на внешние воздействия враждебных сил.
В практике достижения информационно-психологического превосходства применяются следующие методы: информационно-психологическая агрессия; информационно-психологическая война и тайное управление деятельностью органов власти государства-конкурента, информационными (информационно-психологическими) процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений государства-соперника. Внешняя информационно-психологическая экспансия является одним из методов создания условий, необходимых для организации тайного управления деятельностью геополитического субъекта.
По мнению Г.А. Атаманова [8], СВИП являются эффективным «инструментом информационной, политической и культурной экспансии», основным объектом которых является молодёжь, студенты, которые не обладают достаточным жизненным опытом и не могут оперативно разобраться в правдивости полу-
чаемой информации, искажённой правды и умелой деформации отечественных ценностей.
Применяемые СВИП способны влиять на мировоззрение, политические взгляды, правосознание, менталитет, духовные идеалы и ценностные установки отдельного человека, коллектива, населения региона и общества в целом. Ныне США и страны Европейского союза настойчиво и последовательно пытаются сформировать у народов мира негативный образ Российской Федерации. Такая враждебная деятельность, представляет реальную угрозу национальной безопасности для нашей страны.
В условиях развернувшегося информационного противоборства воспитательно-патриотическую деятельность с молодёжью следует направить на решение следующих задач:
- активизация воспитания у молодёжи чувства патриотизма;
- продолжение научного поиска и обновления форм и методов воспитательного воздействия у юношей и девушек высоких патриотических качеств и твердой патриотической позиции;
- усиление воспитательной деятельности по противодействию идеологии экстремизма и религиозного фанатизма;
- развитие интереса и желания к изучению героической и славной истории России и её доблестных Вооруженных Сил;
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости.
В условиях информационного противоборства необходимо:
- усилить контроля со стороны государства и социума за негативное освещение патриотической и военно-патриотической тематики информации, искаженное, лживое ею интерпретацию публикуемой в Интернете, СМИ, отрицательно воздействующие на состояние нравственных и моральных устоев юношей и девушек;
- привлекать к административной и уголовной ответственность авторов за пропаганду насилия, терроризма, религиозного фанатизма, публикацию и распространение сфальсифицированного материала, состоящего из искаженных и непроверенных фактов, обмана и откровенной лжи об истории России и её Вооружённых Силах, национальных героях, событиях Великой Отечественной войны и т. п.;
- принять новые, наступательные контрпропагандистские формы конкурентной борьбы с противостоящим противником;
- постоянно разъяснять реальную позицию государства и широкой общественности по наиболее резонансным статьям, видеоматериалам, путём доведения до них позицию государственных и политических деятелей, авторитетных историков, работников архивов и музеев, распространения через социальные сети достоверной информации из первоисточников;
- систематически размещать на популярных для молодёжи сайтах, наиболее часто посещаемых российской молодёжью, информационные материалы, раскрывающие сущность патриотизма и патриотического воспитания, пропагандирующие отечественные ценности, наш образ жизни, традиции и обычаи, их преимущества перед западными;
- непрерывно информировать молодёжь через социальные сети о воспитательно-патриотической деятельности различных патриотических, военно-спортивных, спортивно-оздоровительных, поисковых и других общественных объединений, клубах по интересу, центров отдыха и культуры;
- развивать интерес у молодёжи к патриотической тематике, к образу патриота и защитника Отечества;
- активно привлекать возможности Интернет-ресурса для создания устойчивого положительного имиджа российского образа жизни, популяризации отечественных ценностей, истории, традиций и обычаев, героической истории и боевых традиций армии и флота;
- формировать у современной молодёжи гордости и уважительное отношение к прошлому России и её достижениям, к старшим поколениям и ветеранам, поколению победителей фашизма.
- особенно не оставлять без внимания ни одного факта реабилитации нацизма, попыток пропаганды новых видов и форм фашизма;
- систематически проводить блог-туры, спецпроекты с использованием хэштегов, акций, викторин и конкурсов для юношей и девушек.
Таким образом, предлагаемый комплекс мер противодействия деструктивным действиям, позволит повысить политическую бдительность молодёжи, сформировать у юношей и
девушек понимание целей и задач наших оппонентов, твёрдую убеждённость в разрушительности навязываемых либералами и западными «доброжелателями» чужих ценностей, необходи-
Библиографический список
мости защиты национальных интересов в области воспитательно-патриотической деятельности, в том числе и отечественной культуры, истории и славных традиций.
1. СМИ: Минобрнауки займётся патриотическим воспитанием при помощи блогеров и соцсетей. 29.03.2017 г. Available at: https:// russian.rt.com/russia/news/373130-minobrazovaniya-patriotizm-socseti
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Available at: minobr.government-nnov.ru
3. Путин В.В. Выступление на встрече в г. Краснодаре 12.09.2012 г. с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Available at: http://baldin.ru/article/a-218.html
4. Расторгуев С.П. Информационная война. Москва: Радио и связь, 1999.
5. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. Москва: МИФИ, 2003.
6. Баранов А.В. Педагогические условия защиты российской молодёжи от негативного информационного воздействия. Молодой учёный. 2013; 8: 369 - 373.
7. Степанова Н.С. Информационное противоборство на современном этапе: анализ и тенденции. Молодой учёный. 2009; 2: 52 - 256.
8. Атаманов Г.А. О некоторых особенностях воспитания молодёжи и студентов в современном информационном обществе: Тезисы выступления на конференции в ВГСХА. 22-23.04. 2009 г. Available at: http://pycode.ru/2011/03/education-youth/
References
1. SMI: Minobrnauki zajmetsya patrioticheskim vospitaniem pripomoschiblogerovi socsetej. 29.03.2017 g. Available at: https://russian.rt.com/ russia/news/373130-minobrazovaniya-patriotizm-socseti
2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan RossijskojFederacii. Available at: minobr.government-nnov.ru
3. Putin V.V. Vystuplenie na vstreche vg. Krasnodare 12.09.2012 g. s predstavitelyami obschestvennostipo voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Available at: http://baldin.ru/article/a-218.html
4. Rastorguev S.P. Informacionnaya vojna. Moskva: Radio i svyaz', 1999.
5. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika vosobyh usloviyah: monografiya. Moskva: MIFI, 2003.
6. Baranov A.V. Pedagogicheskie usloviya zaschity rossijskoj molodezhi ot negativnogo informacionnogo vozdejstviya. Molodoj uchenyj. 2013; 8: 369 - 373.
7. Stepanova N.S. Informacionnoe protivoborstvo na sovremennom 'etape: analiz i tendencii. Molodoj uchenyj. 2009; 2: 52 - 256.
8. Atamanov G.A. O nekotoryh osobennostyah vospitaniya molodezhi i studentov v sovremennom informacionnom obschestve: Tezisy vystu-pleniya na konferencii v VGSHA. 22-23.04. 2009 g. Available at: http://pycode.ru/2011/03/education-youth/
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 371
Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salakhbekov A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Technology and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Rahmetov T.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MANAGING PROFESSIONAL CHOICE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. The article deals with problems of professional self-determination in the aspect of professional choice management. The work identifies the main stages of professional self-determination, as well as the factors and conditions that affect the choice of profession, such as the position of senior family members, especially parents, peer positions, the position of teachers, the class teacher, personal professional plans, abilities, talents, the level of claims for public recognition, awareness, inclination. The society demands competent professionals, who are able to integrate knowledge and skills and who are always ready to self-improvement. The authors conclude that during the study it is necessary to train students for professional mobility, for the need to learn more, in accordance with changing conditions and the demand in the society for new professions.
Key words: self-determination, profession, professional choice, professional self-determination.
А.У. Умаев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.П. Салахбеков, канд. пед. наук, доц. каф. технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Т.С. Рахметов, канд. пед. наук, доц. каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в аспекте управления профессиональным выбором. Выявлены основные этапы профессионального самоопределения, а также факторы и условия, влияющие на выбор профессии, такие как: позиция старших членов семьи, особенно родителей, позиция сверстников, позиция учителей, классного руководителя, личные профессиональные планы, способности, таланты, уровень притязаний на общественное признание, информированность, склонности. Авторы делают вывод том, что в течение учёбы необходимо готовить учащихся к профессиональной мобильности, необходимости переучиваться, в соответствии с изменяющимися условиями труда, востребованностью в обществе тех или иных профессий.
Ключевые слова: самоопределение, профессия, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение.
На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального само-
определения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Совпадает ли выбранная специальность с интересами, жела-