УДК-37.035.6
13.00.00 Педагогические науки
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ
Мирзаев Азиз Агакеримович аспирант кафедры Безопасности жизнедеятельности
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Произошедшая в конце прошлого века научно-техническая революция открыла человечеству новые возможности хранения и передачи информации, коммуникации и даже самовыражения личности. Сегодня Интернет вошел в каждый дом, им пользуется абсолютное большинство молодежи. Он хороший помощник для учащихся вузов, для любителей новостей, истории, кино, литературы и даже для обывателя. Возможности Интернета ныне характеризуются обилием информационного многообразия, понимаемого как значительные по количеству, разнообразные, всевозможные, разноплановые, порой диаметрально противоположные сведения и печатные материалы, получаемые человеком об окружающем мире, его истории, культуре и современных событиях из многочисленных сетей Интернета и других СМИ, что порой затрудняют ориентацию личности в поиске правды, истины и достоверности. Вместе с тем, Интернет стал орудием, оружием, средством, инструментом информационной войны, информационного воздействия на умы и души граждан, и прежде всего, молодежи. На сайтах и страницах всемирной паутины развернулась настоящая информационная битва. В ход активно пошли ложь, обман, фальсификации, клевета, наветы и т.п. Цель -подчинить общественное мнение и сознание личности, овладеть многомиллионной аудиторией, и вбрасывать ей ту информацию, которая желательна деструктивным силам и военным ястребам. Под особым прицелом - духовная сфера личности, нравственность, мораль, патриотизм и другие ценности. Создавшееся положение настоятельно требует поиска новых концепций и моделей нравственного, патриотического и военно-патриотического воспитания российской молодежи. В статье автором предлагается инновационная модель военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия, позволяющая строить и проводить целенаправленную воспитательно-патриотическую деятельность с учетом современных реалий и происходящего
UDC-37.035.6 Pedagogical sciences
MODELING OF THE PROCESS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY IN TERMS OF INFORMATION DIVERSITY
Mirzaev Aziz Agakerimovich postgraduate student of the Department of life Safety State Maritime Academy named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk, Russia
What happened at the end of the last century was the technological revolution which opened new possibilities to mankind: storage and transmission of information, communication, and even self-expression. Today the Internet has entered every home, it is used by vast majority of young people. It is a good helper for students, for fans of news, history, cinema, literature and even for everyone. The possibilities of the Internet nowadays are characterized by an abundance of informational diversity, understood as significant in quantity, varied, various, diverse, sometimes diametrically opposite information, and printed materials received by a person about the world, its history, culture and current events from multiple networks of the Internet and other media, which sometimes make difficult the orientation of the individual in search of truth, real situations and authenticity. However, the Internet has become a tool, a weapon, a tool, an instrument of information warfare, information effects on the minds and souls of citizens, and especially young people. On sites and pages of the world wide web we see an information battle. We can see lie, deception, fraud, libel, slander, etc. The goal is to subdue public opinion and the consciousness of the person, to master an audience of millions, and throw the information that is desirable to destructive forces and military hawks. Under a special sight - the spiritual sphere of the personality, morals, morality, patriotism and other values. The situation urgently requires a search for new concepts and models of moral, patriotic and military-patriotic education of Russian youth. In the article, the author proposes an innovative model of military-patriotic education of cadets of a Maritime University in terms of information diversity, allowing to build and conduct targeted educational and patriotic activities taking into account modern realities and place of information confrontation
информационного противоборства
Ключевые слова: БЛОК, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ, МОДЕЛЬ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПАТРИОТИЗМ, КУРСАНТ, ОТЕЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ
Рок 10.21515/1990-4665-132-050
Keywords: UNIT, MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION, INFORMATION DIVERSITY MODEL, MODELING, PATRIOTISM, CADET, COUNTRY, FORMATION
Выполненный анализ многочисленных диссертаций и научной литературы показал, что организация военно-патриотического воспитания (ВПВ) на научной основе, с учетом требований системно-деятельностного подхода обеспечивает высокую результативность педагогического процесса. И лучше, эффективнее, такая деятельность осуществляется на основе моделирования, наличия соответствующей модели.
Слово «модель» имеет французское происхождение и переводится как «образвец». Чаще всего в словарях и учебных пособиях встречается следующее определение: «Модель - это материальная или идеальная система, которая в определенных условиях может заменить объект-оригинал и служит для получения информации об объекте-оригинале и (или) других объектах, с ним связанных» [5]. Тем не менее, имеется и большое количество авторских определений.
Так, С. А. Бешенков [1] придерживается позиции, что модель представляет собой «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта». Е. А. Лодатко трактует понятие «педагогическая модель» как «мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования, и презентующаяся в виде культурной формы, присущей определенной социокультурной практике [2, с. ]. В. И.
Михеев и А.Ю. Потапова пишут: «Под термином «педагогическая модель» понимается модель педагогической деятельности, в которой передан замысел ожидаемого результата; определен его смысл; предоставлена характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата; указаны субъекты деятельности [3, с. 48].
Из вышеприведенных определений вытекают важнейшие положения, позволяющие уяснить сущность феномена модель, которая является:
- идеальным или материальным объектом;
- отображением или воспроизводством объекта-оригинала;
- источником получения информации.
Приведенные определения позволяют увидеть функции моделей:
- иллюстративная функция (означает наглядность модели, упрощенную форму представления изучаемого объекта);
- трансляционная функция (возможность переноса (трансляции) информации из одной относительно изученной сферы действительности в другую, менее изученную).
Модели выполняют две гносеологические задачи: объяснительную и предсказательную [4].
Следовательно, модель представляет собой некий образец, аналог для серьезного проведения исследования объекта, проведения моделирования будущей деятельности.
Изучение практики разработки моделей патриотического воспитания такими исследователями как А. А. Аронов, А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, М. Ю. Корнилова, М. Б. Кусмарцев, С. Н. Томилина, С. И. Фоменко и др. позволило установить, что структурными компонентами модели могут быть: цели, задачи, подходы, принципы, педагогические условия, формы, методы и средства, совокупность которых обеспечивают действенный процесс воспитательно-патриотической деятельности.
С учетом вышеизложенного была разработана структурно-функциональная модель патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия, организованная как образовательная среда и представляющая собой совокупность структурных компонентов (блоков), функциональных отношений и связей, содержательно включающая пять взаимосвязанных блоков: целевой, методологический, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный.
Системообразующим элементом модели является целевой блок, выполняющий целеобразующую и ценностно-ориентирующую функции и вытекающий из социального заказа на подготовку современного выпускника морского вуза как компетентного специалиста, гражданина-патриота, способного противостоять негативной и деструктивной информации. На это ориентирует ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация "Специалист") [6] требующий, чтобы выпускник, обладал общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) и был способен:
- представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- взаимодействовать на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой национальности и культуре (ОК-4);
- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-1) и др.
Анализ социального заказа, общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника морского вуза
позволяют определить цель ВПВ курсанта-моряка в условиях информационного многообразия - формирование высокого уровня патриотизма, умения ориентироваться и эффективно действовать в условиях информационного многообразия, готовности к воинской службе в рядах ВС РФ и защите интересов Отечества в мирное и военное время.
Установленная цель позволяет конкретизировать задачи ВПВ:
- формирование у каждого учащегося морского вуза патриотического самосознания и убежденности, уважительного отношения к патриотическим ценностям;
- изучение боевых и героических традиций Российской армии и Военно-морского флота и опора на них в интересах формирования готовности следовать им в повседневной жизнедеятельности;
- утверждение сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы, политической и территориальной независимости России, обеспечению ее безопасности;
- активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- почитание символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, патриотической символики и исторических святынь Отечества.
Второй блок модели - методологический, выполняющий обосновывающую функцию. Он состоит из двух структурных компонентов: методологические подходы и принципы воспитательно-патриотической деятельности.
Рекомендации отечественных ученых и исследователей [1, 2, 3, 7, 8 и др.] позволили определить для настоящего исследования, следующие методологические подходы: системный, деятельностный, полусубъектный (диалогический), аксиологический и программно-проектировочный.
Данная совокупность методологических подходов к исследованию темы ВПВ курсантов-моряков в условиях информационного многообразия позволят:
- определить имеемые проблемы и тенденции воспитательно-патриотической деятельности и информационного противодействия;
- разработать стратегию и основные способы разрешения вскрытых противоречий и имеемых проблем;
- обосновать, создать и реализовать технологические механизмы воспитательно-патриотической практики с курсантами морского вуза в условиях информационного многообразия;
- определить пути совершенствования процесса ВПВ курсантов.
Второй элемент блока - принципы воспитательно-патриотической
деятельности:
- научности (предполагает соответствие содержания ВПВ уровню развития современной науки, накопленному опыту воспитательно-патриотической деятельности; ознакомление курсантов с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями патриотического воспитания);
- комплексности (включает совместную скоординированную, целенаправленную работу всех государственных, вузовских и общественных структур, использование различных форм и методов ВПВ, противостояния негативному информационному воздействию, враждебным акциям и операциям, разлагающих сознание молодежи);
- активности и наступательности (предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения курсантов и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы);
- критичности (ориентирует на взвешенную и критическую оценку к любым событиям и явлениям, в том числе и к информации идеологической направленности, западному образу жизни и западным ценностям;
формирующий личностную готовность к информационному противодействию девальвации значимости российской культуры, традиций, ценностей, образа жизни, фальсификации отечественной истории, героической истории Великой Отечественной войны, вклада нашей страны в Великую Победу над германским фашизмом, подмены и переписывания истории);
- дифференцированности (требует проводить ВПВ с курсантами раздельно, с учетом их возраста, курса обучения, изучаемой специальности, интересов и т.д.; использование в каждой такой группе особых и инновационных форм и методов работы);
- объективности (требует беспристрастного проведения оценки любой информации, не допущения субъективности, недопущения искажения реального положения дел, фактов и явлений;
- развенчивание пропаганды расизма, национализма, терроризма, экстремизма и религиозного фанатизма, означающий защиту молодежи от интенсивного пропагандистского "промывания мозгов", сознательное прерывание контактов с источником враждебно-деструктивной информации.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Третий блок модели - содержательный выполняет содержательную функцию и включает: компоненты (когнитивно-знаниевый, личностно-мотивационный и деятельностно-поведенческий); функции (коммуникативная, ориентирующая; информационная; мобилизационная, мотивационная, организационно-деятельностная, диагностическая и коррекционная) и содержание - модули целевой программы (историко-культурный, информационной безопасности, деятельностный, культурно-досуговый и установочный).
Четвертый блок модели - организационно- технологический, включает технологию ВПВ, педагогические условия, формы, методы и
средства и этапы ВПД. Названный блок выполняет организационно-управленческую и информационно-формирующую функции.
Основной компонент блока - педагогическая воспитательная технология формирования патриотизма у курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия, условно, которую можно представить в виде формулы: ПТ = цель + задачи + содержание + методы + средства + воспитательные приемы + формы
Анализ психолого-педагогической литературы и современных исследований С. Н. Томилиной [7], С. И. Фоменко [8] и др. показывает, что действенность процесса ВПД в основном обеспечивается созданием педагогических условий, являющихся неотъемлемым структурным компонентом концептуальной модели патриотического воспитания.
Учитывая опыт названных исследователей, цель и задачи настоящего исследования установлены следующие педагогические условия:
1. Создание патриотически направленной информационно-воспитательной среды.
2. Интеграция идеи ВПВ курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия в содержании гуманитарных дисциплин.
3. Сочетание видов деятельности курсантов (учебной, внеучебной, научно-исследовательской).
4. Разработка и реализация авторской целевой программы «Патриот, гражданин, защитник Отечества».
В соответствии с замыслом организационно-воспитательная деятельность по реализации настоящей модели осуществляется в течение трех последовательных этапов:
- Диагностический этап - включает: выбор диагностического инструментария - апробированных методик и тестов, а также, разработку авторской анкеты; подготовку, проведение педагогической диагностики и оценку полученных результатов диагностирования.
- Процессуальный этап. На данном этапе организуется изучение авторской целевой программы «Патриот, гражданин, защитник Отечества», содержащая модули: историко-культурный, информационной безопасности, деятельностный, культурно-досуговый. По окончании изучения каждого модуля запланировано проведение контрольной формы работы - собеседования.
- Аналитический этап. Этап посвящен проведению итоговой оценки и интерпретации результатов формирующего эксперимента, подведению итогов педагогического эксперимента, корректировку целевой программы.
Пятый блок модели - оценочно-результативный, выполняет аналитическую функцию и включает: контроль, оценку результатов и коррекцию процесса ВПВ курсантов-моряков в условиях ИМ.
Разрабатывая блок мы ориентировались на следующие положения:
1) знания, навыки и умения курсантов, формируемые в процессе изучения ЦП, являются результатом их учебно-познавательной деятельности, основой патриотизма и патриотических качеств;
2) контроль хода и результатов воспитательно-патриотической деятельности обладает следующими особенностями: а) целесообразен и способствует улучшению качества ВПВ; б) является элементом системы управления процессом ВПВ; в) служит условием повышения результативности проводимой воспитательной работы; г) обеспечивает получение обратной информации о процессе ВПВ; д) предполагает наличие качественных изменений уровня развития патриотизма и ВПВ курсантов.
Блок содержит конкретные критерии сформированности патриотизма курсантов морского вуза (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический) и соответствующие уровни (высокий, средний, низкий). Выделенные нами критерии: а) служат в качестве ориентиров, которые позволяют нам дать обстоятельную
характеристику уровней патриотизма и ПВ курсантов; б) позволяют получить достоверную информацию о степени сформированности компонентов патриотизма.
Важнейшими требованиями к ним являются: адекватность, наличие объективных показателей, при помощи которых можем судить об успешности ВПД.
Разработанный критериальный аппарат обеспечивает надежную оценку уровня сформированности патриотизма курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия.
Таким образом, можем обоснованно резюмировать, что моделирование процесса военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия позволяет более наглядно и всесторонне исследовать специфику воспитания патриотов, конкретизировать и улучшить воспитательно-патриотическую деятельность в морском университете.
Литература:
1. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
2. Лодатко, Е. А. Типология педагогических моделей //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. С. 126-128.
3. Михеев В.И. Методы измерения в педагогических исследованиях / В.И. Михеев, А.Ю. Потапова. - М.: Издательский центр АПО, 2002. - 48 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
5. Понятие модели и классификация моделей [Электронный ресурс]/ http://systematy.ru/articles/31 (Дата обращения: 02.07. 2017).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2056 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация (степень) "специалист")" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ http://base.garant.ru/55170823/#ixzz4posI31KN (Дата обращения: 16.03. 2017).
7. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография /С.Н. Томилина. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 124 с.
8. Фоменко С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /С.И. Фоменко. - Великий Новгород, 2016. - 207 с.
References:
1 1. Beshenkov, S. A. Modelirovanie i formalizacija: metod. posobie / S.A. Beshenkov. - M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2002. - 336 s.
2. Lodatko, E. A. Tipologija pedagogicheskih modelej //Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2014. S. 126128.
3. Miheev V.I. Metody izmerenija v pedagogicheskih issledovanijah / V.I. Miheev, A.Ju. Potapova. - M.: Izdatel'skij centr APO, 2002. - 48 s.
4. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. - M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2009. - 528 s.
5. Ponjatie modeli i klassifikacija modelej [Jelektronnyj resurs]/ http://systematy.ru/articles/31 (Data obrashhenija: 02.07. 2017).
6. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 24 dekabrja 2010 g. N 2056 "Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 180403 Sudovozhdenie (kvalifikacija (stepen') "specialist")" (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]/ http://base.garant.ru/55170823/#ixzz4posI31KN (Data obrashhenija: 16.03. 2017).
7. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitanija flotskoj molodezhi: monografija /S.N. Tomilina. -Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015. - 124 s.
8. Fomenko S.I. Patrioticheskoe vospitanie budushhih oficerov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza na osnove sistemno-dejatel'nostnogo podhoda: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 /S.I. Fomenko. - Velikij Novgorod, 2016. - 207 s.