20
ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (271)
УДК 613.956
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
М.А. Поленова
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Представлены результаты популяционных исследований по изучению особенностей жизнедеятельности учащихся 5—9-х классов методом анкетирования. Установлено, что ежедневный объем суммарной образовательной нагрузки школьников составляет в среднем 10—13 часов. У школьников недостаточная продолжительность сна и прогулок на свежем воздухе и чрезмерная компьютерная нагрузка, у них высокая занятость дополнительным образованием. Так, к 9-м классам численность школьников, дополнительно занимающихся по русскому языку и математике, возрастает в 6 раз. На фоне роста информационно-образовательных нагрузок у школьников нарастают жалобы на плохое самочувствие, снижаются показатели самооценки здоровья. Ключевые слова: школьники, здоровье, жизнедеятельность, информационно-образовательные нагрузки, компьютерная занятость.
M.A. Polenova □ INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL LOADS AS A RISK FACTOR TO SCHOOLCHILDREN'S HEALTH □ Scientific Centre of Children's Health of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.
The results of population studies are presented by using questionnaires according to the characteristics of pupil's life of 5—9 classes. It is determined that the daily content of total educational load of schoolchildren is an average of 10—13 hours. In addition to insufficient duration of sleep and fresh air, they are distinguished by excessive computer employment and high employment of additional education. So, for the 9th grade attending school, further dealing with the Russian language and mathematics, increased 6 times. Against the background of informational and educational loads of schoolchildren growing, complaints ofpoor health, reduced self-rated health indicators increase.
Key words: schoolchildren, child's health, vital activity, educational-informational loads, computer employment.
g
Введение. В условиях роста учебных нагрузок и интенсификации обучения освоение образовательных программ на этапе средней школы достигается путем значительного напряжения функциональных возможностей учащихся, что свидетельствует о высокой физиологической цене учебной деятельности [1, 3, 4]. Вместе с тем недостаточный уровень подготовленности большинства школьников к выпускным экзаменам определяет их высокую занятость дополнительным образованием по учебным дисциплинам уже на этапе обучения в 5—9-х классах, что приводит к увеличению объемов информационных нагрузок, общей перегруженности, значительному изменению режима жизнедеятельности, ограничению двигательной активности подростков и в целом оказывает неблагоприятное воздействие на формирование здоровья.
Цель исследования — изучить особенности жизнедеятельности современной популяции
школьников-подростков для выявления приоритетных факторов, вызывающих развитие нарушений здоровья на данном этапе школьного онтогенеза.
Mатериал и методы. Основными характеристиками жизнедеятельности учащихся 5—9-х классов, которые подлежали исследованию, являлись сформированность режима дня, продолжительность ночного сна и прогулок, объем и содержание дополнительных образовательных нагрузок с двигательно-активным или статическим компонентом, показатели самооценки здоровья и самочувствия подростков по предъявляемым жалобам и ряд других.
Данные характеристики изучались методом анкетирования по специально разработанному опроснику. Анкетный опрос проводился в семи школах г. Москвы, общее количество классов составило 52, в опросе приняли участие 976 школьников 5—9-х классов (465 мальчиков и 511 девочек).
ОКТЯБРЬ №10 (271) ЗНиСО
21
Результаты исследования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании 5 в Российской Федерации» охрана здоровья ^^ учащихся предполагает «определение опти-еэ мальной учебной, внеучебной нагрузки, = режимовучебныхзанятий»[6]. ( Вместе с тем в ходе популяционных иссле-
ди дований по данным распределения суточного бюджета времени учащихся 5—9-х классов установлено, что ежедневный объем суммар-= ной образовательной нагрузки школьников aïs составляет в среднем 10—13 часов. Данный sE показатель определялся путем суммирова-1 ния ежедневной образовательной нагрузки в школе (исходя из максимально допустимой нагрузки при пятидневной учебной неделе в данных классах) с затратами на выполнение уроков, различными видами дополнительной образовательной деятельности, просмотром телепередач, занятиями на компьютере.
Оценивая особенности жизнедеятельности учащихся среднего школьного возраста, следует отметить их высокую занятость дополнительным образованием. Более 80 % подростков после уроков в школе дополнительно посещают занятия с двигательно-активным или статическим компонентом, такие как спорт, иностранный язык, музыка, художественная школа и т. д.
Однако уже к 9-м классам подростки достоверно чаще выбирают нагрузки интеллектуального характера. Более 60 % против 45 школьников посещают спортивные кружки и секции (p < 0,01), затрачивая на них в среднем за неделю по 7,0 часов против 5,7 часов на двигательно-активные занятия. Кроме того, практически каждый четвертый девятиклассник совмещает 3—4 вида интеллектуальных нагрузок.
Тот факт, что в досуге школьников интеллектуальные нагрузки, такие как занятия по различным учебным дисциплинам, постепенно вытесняют двигательно-активные занятия, мы связываем не со снижением интереса к спорту, а с необходимостью своевременного получения достаточного объема информации, не предоставляемого в рамках школьных занятий. Установлено, что за период обучения в средней школе значительно возрастает группа школьников, дополнительно занимающихся по различным учебным предметам: по русскому языку и математике — в 6 раз (соответственно до 31,9 и 49,6 % — в 9-х классах; p<0,001), при этом не менее 46,0 % девятиклассников посещают дополнительные занятия по иностранным языкам и 14,2 % — по другим учебным дисциплинам.
Такая востребованность дополнительных занятий может быть связана как с несоответствием существующих программ обучения психофизиологическим возможностям учащихся, так и с недостаточным использованием в учебном процессе личностно-ориентированных приемов обучения, в результате чего возникают существенные проблемы с усвоением учебного материала у многих школьников.
Согласно данным опроса большинство учащихся 5—9-х классов (соответственно 86,6—94,5 %) оценивают ряд предметов школьной программы как «трудные» для изучения. При этом доля подростков, выделяющих от трех до пяти трудных предметов, к 9-м классам увеличивается более чем в 2 раза (до 35,0 против 13,1 % в 5-х классах; р < 0,001). В качестве основных причин трудного усвоения учебного материала учащиеся называют сложность учебных программ и отсутствие интереса к предмету (соответственно 54,0 и
45.5 % девятиклассников).
Оценивая объем информационно-образовательных нагрузок на школьников-подростков также следует отметить, что характерной чертой их досуга, наряду с просмотром телепередач, становится регулярная компьютерная занятость, возрастающая в период обучения в 5—9-х классах более чем в 1,5 раза (с 46,5 до 75,8 %; р < 0,001). У большинства девятиклассников компьютерная деятельность связана в основном с информационным поиском и общением с другими пользователями (соответственно
77.6 и 88,8 % школьников), при этом их ежедневные затраты времени на компьютерные занятия (в среднем 2,2 часа — в учебные дни и 3,2 часа — в выходные дни) превышают время просмотра телепередач (соответственно в течение 1,5 и 2,5 часа).
На фоне продолжающегося роста учебных нагрузок, недостаточной продолжительности ночного сна и времени пребывания на свежем воздухе, выявленной у большинства подростков (соответственно у 78—88 % и 71—83 % учащихся 5-х и 9-х классов), нерациональная организация досуга, в котором доминируют нагрузки статической направленности, вносит существенный вклад в развитие гипокинезии, поддержание состояния утомления и ухудшение их здоровья.
Анализ распространенности жалоб повторяющегося характера у подростков, а также показателей их самооценки здоровья свидетельствует о негативных изменениях в состоянии здоровья школьников в динамике обучения в средней школе. Ухудшение по-
22
ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (271)
Таблица 1. Характеристика самооценки здоровья у учащихся 5—9-х классов, %
Варианты самооценки Классы
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
«Совершенно здоров» 61,9 ± 3,7 56,4 ± 3,2 49,7 ± 3,9 46,2 ± 3,5 45,2 ± 3,5**
«Почти здоров» 33,9 ± 3,7 36,6 ± 3,1 44,2 ± 3,9 48,2 ± 3,5 42,2 ± 3,5
«Не очень здоров» 4,2 ± 1,5 7,0 ± 2,1 6,1 ± 1,9 5,6 ± 1,6 12,6 ± 2,4**
Примечание: ** р < 0,01
Таблица 2. Характеристика распространенности жалоб у учащихся 5—9-х классов, %
Виды жалоб Классы
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
Головная боль и усталость 24,0 ± 3,3 30,2 ± 3,0 30,9 ± 3,6 34,2 ± 3,4 36,2 ± 3,4*
Плохое настроение и раздражительность 31,1 ± 3,6 40,1 ± 3,2 39,3 ± 3,8 45,7 ± 3,5* 41,2 ± 3,5*
Сочетание жалоб 11,9 ± 2,5 20,6 ± 2,6 19,0 ± 3,1 23,6 ± 3,0 23,6 ± 3,0**
Примечание: *p < 0,05; **p < 0,01
казателей их субъективной оценки здоровья выражается не только в снижении от 5-х к 9-м классам категории «совершенно здоровых» школьников (с 61,9 до 45,2 %; р < 0,01) при увеличении в 3 раза числа тех, кто характеризует свое здоровье как «не очень здоров» (с 4,2 до 12,6 %; р < 0,01), но и в нарастании жалоб на плохое самочувствие (табл. 1, 2). Так, головную боль и усталость, плохое настроение и раздражительность в конце учебного дня отмечают соответственно 36,2 и 41,2 % учащихся 9-х классов (против 24,0 и 31,1 % у пятиклассников; р < 0,05).
Полученные данные субъективной оценки здоровья учащихся среднего школьного возраста полностью согласуются с результатами динамических исследований, свидетельствующих о негативных тенденциях в состоянии здоровья московских школьников-подростков, в том числе о значительном темпе прироста хронических заболеваний у школьников на этапе обучения в 7—9-х классах [5] и высокой частоте признаков выраженного утомления у учащихся 7-х и 9-х классов в процессе их учебной деятельности [3].
Заключение. Увеличение объемов информационно-образовательных нагрузок на этапе обучения в средней школе существенно ограничивает естественную биологическую потребность подростков в движении, пребывании на свежем воздухе и сне, формирует гигиенически не рациональный режим дня и способствует развитию хронического утомления и различных нарушений здоровья в период полового созревания.
Проведенные исследования позволили разработать рекомендации по гигиенической оптимизации процесса обучения в средней школе, применение которых дает возможность снизить
негативный эффект высоких информационно-образовательных нагрузок на организм подростков и обеспечить позитивную направленность сдвигов в показателях их функционального состоянии и здоровья [2, 4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 240 с.
2. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.
3. Поленова М.А. Особенности динамики функционального состояния организма учащихся 5—9-х классов в процессе обучения //Вопросы школьной и университетской медицины. 2013. № 3. С. 49—53.
4. Степанова М.И. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, А.С. Седова, И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова, С.А. Уланова //Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 46—49.
5. Сухарева Л.М. и др. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Санитария и гигиена. 2014. № 3. С. 64—68.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Контактная информация:
Поленова Марина Альбертовна, тел.: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
Contact information: Polenova Marina, phone: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]