ИЮНЬ Mac (291) ЗНивО
29
^ УДК 613.955
ТРЕХЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ БИМЕСТРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА
И.К. Рапопорт1, О.С. Панина2, В.В. Чубаровский1, С.Б. Соколова1, А.В. Данова1, А.П. Цамерян1, А.С. Седова1
1ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России,
Москва, Россия
^Университетская школа ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
В Университетской школе (УШ) Московского городского педагогического университета (МГПУ) реализована «биместровая» модель организации учебного года. Она заключается в чередовании 6-7-недельных занятий с двухнедельными каникулами. Изменение организации учебного процесса направлено на предотвращение переутомления учащихся и профилактику психосоматических расстройств и хронических заболеваний. В течение 3 лет, в начале и в конце учебного года, в УШ проводились комплексные медицинские обследования учащихся начальных классов. Установлено, что за трехлетний период лонгитудинального наблюдения среди школьников не произошло увеличения распространенности хронических болезней и нервно-психических расстройств. Ключевые слова: биместровая модель организации учебного года; младшие школьники; медицинское обследование; хронические заболевания; нервно-психические расстройства.
I.K. Rapoport, O.S. Panina, V.V. Chubarovsky, S.B. Sokolova, A.V. Danova, A.P. Tsameryan, A.S. Sedova □ THREE-YEAR DYNAMICS OF THE HEALTH STATUS OF STUDENTS IN BIMESTER ORGANIZATION OF THE ACADEMIC YEA □ National Scientific and Practical Center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation Moscow, Russia; University school of Higher Education of the City of Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
New bimester model of academic year organization has been implemented at the University school (USH) of Moscow City University (MGPU). It consists of 6-7-week sessions with a two-week vacation. The change in the structure of the educational process is aimed at preventing fatigue of students, psychosomatic disorders and chronic diseases. The comprehensive medical examinations of primary school students have been conducted for 3 years in USH, at the beginning and at the end of the school year. It is estimated that for the period of longitudinal observation the prevalence of chronic diseases and neuropsychiatric disorders did not increase among students.
Key words: bimester model of the organization of the school year, primary school students, medical examination, chronic disease, neuro-psychiatric disorders.
В настоящее время в образовательных организациях России широко внедряются здо-ровьесберегающие технологии, целью которых является создание гигиенически оптимальных условий обучения, включая равномерное распределение учебной нагрузки школьников в течение учебного года за счет равных по продолжительности периодов занятий, чередующихся с каникулами [1-3, 6]. При традиционной четвертной структуре учебного года продолжительность учебных периодов разная, особенно длинной является третья четверть. Такая организация учебного процесса, не соответствуют психофизиологическим возможностям школьников, и приводит к росту распространенности пограничных психических расстройств и хронических болезней [1].
В России нашла достаточно широкое распространение триместровая модель учебного года, когда 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. Исследования М.И. Степановой и С.В. Чайкина [6, 7] показали, что триместровая модель обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся, устойчивое психоэмоциональное состояние и высокую успеваемость школьников в сравнении с традиционно организованным обучением. Однако при триместровой модели большая часть каникул не совпадает с привычными периодами отдыха населения в национальные праздники, поэтому в период каникул дети так
же мало общаются с родителями, как и в будние дни.
Указанный недостаток побудил администрацию Университетской школы Московского городского педагогического университета (УШ МПГУ) разработать новую биместровую модель организации учебного года [3-5]. В УШ учебный год состоит из 5 равных по продолжительности (примерно по 6-7 учебных недель) периодов обучения - биместров (от лат.: Ытея-tris - двухмесячный). Между биместрами каникулы не менее 2 недель, в основном совпадающие с общенациональными праздниками, что позволяет учащимся проводить время вместе с родителями. При такой модели учебный год составляет 10 месяцев (с сентября по июнь включительно), летние каникулы длятся 2 месяца. В настоящее время в научной литературе отсутствуют данные о медицинской эффективности биместровой модели организации учебного года, основанные на достаточно длительном наблюдении за состоянием здоровья обучающихся.
Цель исследования - оценка трехлетней динамики показателей заболеваемости учащихся 1-3 классов при биместровой модели организации учебного года.
Материалы и методы. На первом, пилотном, этапе исследования под наблюдением врачей Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков
30
ЗНиСО июнь №С (291)
(НИИ ГиОЗДиП) ФГАУ «ННПЗД» Минздрава России были учащиеся первых классов УШ, поступившие в 2013 году (14 мальчиков и 14 девочек). Контрольной группой (КГ) являлись первоклассники московской школы с традиционной организацией каникул (16 мальчиков и 19 девочек), которые занимались при идентичных условиях обучения и наполняемости классов. Обследование учащихся УШ и КГ было проведено в начале и конце первого учебного года и отражено в публикациях [3, 4].
Далее на протяжении трех лет продолжалось наблюдение за детьми, поступившими в УШ в 2013 и 2014 гг. В начале и конце учебного года проходили комплексное медицинское обследование 67-70 учащихся, состоявших под динамическим наблюдением. Обследования проводились в школе врачами - специалистами НИИ ГиОЗДиП: педиатром, психоневрологом, офтальмологом, ортопедом и антропологом с использованием методов врачебной скрининг-диагностики. Перед осмотрами родители подписывали добровольное информированное согласие и заполняли анкеты для выявления жалоб ребенка и сбора анамнестических сведений (истории заболеваний и жизни ребенка).
Статистическая обработка результатов проводилась общепринятыми методами с использование М8 Ехсе1 ХР и 81ай8йса 6.0. Для выявления достоверности различий между показателями использовался критерий Стьюдента.
Результаты исследования. При пилотных медицинских обследованиях первоклассников, поступивших в УШ и контрольную школу, были получены данные о практически одинаковом исходном уровне здоровья учащихся: распространенность функциональных отклонений составляла 2 464,3 %о и 2 457,2 %о, а хронических заболеваний - 535,7 %о и 600 %о соответственно. К концу первого класса в обеих школах частота функциональных отклонений, выявленных у детей, возросла до 3 333,3 %о. Однако динамика частоты встречаемости хронических заболеваний в наблюдаемых группах различалась: в УШ к концу года показатель остался практически на прежнем уровне (555,6 %о), в то время как в КГ показатель вырос на 41,4 % (с 600,0 %0 до 848,5 %0) (р < 0,05). В КГ за первый учебный год (у.г.) у детей появились новые случаи хронических болезней органов пищеварения, ротоносоглотки, неврозы.
Учащиеся, поступившие в первые классы УШ в 2014 году, имели показатели состояния здоровья несколько более благоприятные, чем их сверстники-первоклассники 2013 года: распространенность функциональных отклонений составляла 2 179 %о против 2 464,3 %о, и частота хронических заболеваний была 436 %о против
535,7 %о. К концу учебного года у данной группы детей распространенность функциональных отклонений осталась на прежнем уровне (2 111 %о), а частота хронических заболеваний снизилась до 389 %, хотя различие не достоверно.
Далее для большей статистической наполняемости изучаемых групп было проведено объединение данных о заболеваемости учащихся первых классов УШ 2013-2014 у.г. и 2014-2015 у.г., а также второклассников УШ 2014-2015 у .г. и 2015-2016 у.г. Обобщенные данные о распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных среди первоклассников, второклассников и третьеклассников в начале и в конце каждого учебного года, представлены в таблице.
Проведено изучение структуры и динамики показателей заболеваемости младших школьников УШ по отдельным классам заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Для определения рангового места (р.м.) каждого класса болезней в структуре были суммированы данные о распространенности нарушений здоровья на 6 этапах наблюдения: в начале и конце учебного года в первых классах, аналогично во вторых и третьих классах.
В структуре функциональных отклонений на I р.м. находились функциональные нарушения костно-мышечной системы. Последующие места занимали функциональные расстройства системы кровообращения (II р.м.), психические расстройства и функциональные нарушения нервной системы вместе (III р.м.), функциональные нарушения органов пищеварения (IV р.м.), органа зрения (V р.м.), органов дыхания, представленные нарушениями ротоносог-лотки (VI р.м.). На VII р.м. располагались функциональные расстройства, вовлекающие иммунный механизм, фактически отражающие численность часто болеющих детей в расчете на 1 000 человек. VIII р.м. принадлежало функциональным расстройствам эндокринной системы, IX и X р.м. занимали функциональные нарушения кожи и мочеполовой системы.
Структура хронической патологии отличалась от структуры функциональных отклонений, хотя на I ранговом месте также находились болезни костно-мышечной системы. Последующие ранговые места занимали хронические расстройства психической сферы и нервной системы (вместе) (II р.м.), болезни глаза (III р.м.), патология мочеполовой системы (IV р.м.), хронические болезни органов дыхания (V р.м.), заболевания кожи и подкожной клетчатки (V р.м.). На VII р.м. находились болезни органов пищеварения и на VIII р.м. - эн-докринно-обменные нарушения.
Таблица. Распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных среди первоклассников, второклассников и третьеклассников Университетской школы (%о)
Наблюдаемые учащиеся Количество наблюдаемых учащихся Функциональные отклонения Хронические заболевания
начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года
Первоклассники 67 2 268,7 2 619,0 462,6 476,2
Второклассники 70 2 711,7 2 628,6 440,7 414,3
Третьеклассники 35 2 823,5 3 057,1 441,2 400,0
ИЮНЬ Ht (291) ЗНиСО
31
Трехлетнее наблюдение за учащимися УШ свидетельствует о прогрессирующем, высоко достоверном (р < 0,001) увеличении распространенности функциональных нарушений системы кровообращения с 268,6 %о в начале первого класса до 742,9 %о в конце третьего класса; костно-мышечной системы - с 298,5 %о до 685,7 %о, функциональных нарушений зрения -с 164,2 %о до 485,7 %о. Рост распространенности нарушений системы кровообращения обусловлен онтогенетически закономерным гете-рохронным развитием структур сердца, проявляющимся появлением функциональных сердечных шумов, которые требуют врачебного наблюдения в течение 4-5 лет. Увеличение частоты функциональных нарушений костно-мышечной системы связано с возрастанием распространенности нарушений осанки среди школьников. Частота функциональных нарушений зрения выросла за счет увеличения количества детей с миопией, что связано с постоянным и длительным использованием электронных гаджетов в домашних условиях (использование смартфонов и планшетов в школе запрещено). За указанный период статистически значимо возросла частота встречаемости функциональных эндокринно-обменных нарушений: с 74,6 %о до 257,1 %о (р < 0,05), т. к. на протяжении 3 лет отмечалось постепенное увеличение численности детей как с дефицитом, так и избытком массы тела.
Одновременно отмечены и благоприятные тенденции: достоверное снижение частоты хронических заболеваний психической сферы и нервной системы (вместе) с 164,2 %о до 28,6 %о (р < 0,05) за счет уменьшения у детей числа случаев неврозов и церебрастений. Одновременно снизилась распространенность функциональных нарушений центральной нервной системы (астенические и невротические реакции, цефалгия напряжения) с 402,9 %о до 314,3 %о, но различие не достоверно (р > 0,05). Выявлено статистически высоко значимое уменьшение количества часто болеющих детей (частота нарушений иммунитета снизилась с 388,1 %0 до 85,7 %0, р < 0,001). Имела место и тенденция к уменьшению распространенности функциональных нарушений органов пищеварения с 417,9 % до 257,1 %0 (г = 1,7). Таким образом, можно подвести итог трехлетнего наблюдения за состоянием здоровья школьников, занимающихся при «биместровой» организации учебного года.
Заключение. Наиболее важное значение имеет тот факт, что за 3 года наблюдения среди учащихся Университетской школы не увеличилась распространенность хронических заболеваний. Следует отметить снижение частоты
нервно-психических расстройств, что свидетельствует о том, что данная модель организации учебного года способствует профилактике переутомления и формирования неврозов. Однако вызывает обеспокоенность резкое возрастание частоты близорукости и нарушений осанки у детей, что диктует необходимость усиления работы по охране зрения и профилактике нарушений костно-мышечной системы у детей.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-06-07746 «Взаимодействие соматических и психологических переменных: модель детерминационного кольца».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Оценка риска здоровью детей и подростков условий обучения в образовательных организациях / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина // Материалы Международного форума Научного Совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды «Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека, посв. 85-летию ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина Минздрава России» 15-16 декабря 2016 г. / Под ред. академика РАН Ю.А. Рахманина. М. 2016. Т. 1. С. 346-348.
2. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Саза-нюк, Т. В. Шумкова // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42-44.
3. Рапопорт И.К. и др. Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе / И. К. Рапопорт, С. Ю. Степанов, О.С. Панина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 13-17.
4. Рапопорт И. К. и др. Биместровая модель организации учебного года в школе: состояние здоровья и мнение обучающихся / И.К. Рапопорт, С.Ю. Степанов, О.С. Панина [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С.17-22.
5. Степанов С.Ю. и др. Биместровая система годичного образовательного цикла как одно из базовых условий создания здоровьесберегающей среды / С. Ю. Степанов, О.С. Панина // Проблемы развития и формы организации регионального базового центра педагогического образования на базе МГПУ: сб. науч. ст. / сост.: Р.Г. Резаков, В.М.Кондратьев. М.: МГПУ, 2014. 207 с.
6. Степанова М. И. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 46-49.
7. Чайкин С.В. Гигиеническая оценка новой структуры учебного года в школе // Российский педиатрический журнал. 2001. №6. С.40-41.
Контактная информация: Седова Анна Сергеевна, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected] Contact information: Sedova Anna, phone: +7 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]