28
ЗНиСО
МАРТ №3 (252)
представляют риска для здоровья учащихся, 30 % — представляют слабую степень риска.
Республиканский художественный интернат им. К. Девлеткильдеева по «Санитарно-противоэпидемическому режиму» имеет сильную степень риска, 50 % признаков не представляют риска для здоровья учащихся, 40 % представляют слабую степень риска для здоровья.
Выводы. По результатам комплексной оценки общая сумма баллов была наибольшей в санаторной школе-интернате № 2 (951 балл), а наименьшей — в Республиканском башкирском лицее-интернате (735 баллов).
Пять из девяти обследованных школ-интернатов отнесены к первой группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию, и условия обучения в них признаны допустимыми. В остальных общеобразовательных учреждениях условия обучения и воспитания оценены как умеренно опасные, и они отнесены ко второй группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Таким образом, уровень здоровья и физического развития подростков, обучающихся в школах-интернатах г. Уфы, достаточно высок — более 1/з приходится на долю здоровых детей, что связано с условиями обучения, медицинским отбором при поступлении их в специализированные учебные заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей //Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 43—44.
2. Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) //Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 36—40.
3. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 4—6.
4. Сетко Н.П. и др. Роль медико-психолого-педагогической поддержки учащихся в формировании их психического статуса в общеобразовательных учреждениях, работающих в режиме пансиона и полупансиона / Н.П. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 10 (236). С. 25—27.
5. Cухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4—5.
6. Шишова А.В. и др. Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников / А.В. Шишова, Л.А. Жданова, И.Н. Михайлова //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 2 (215). С. 28—31._
Контактная информация:
Ахметшина Римма Асхатовна,
тел.: 8(347)223-94-01, 8 (347) 229-90-88,
e-mail: [email protected];
Contact Information:
Akhmelshina Rimma,
рhone: 8(347)223-94-01, 8 (347) 229-90-88, e-mail: [email protected]
g
S
УДК 613.956
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ (ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва
Представлены данные логитудинального исследования состояния здоровья московских школьников, наблюдавшихся с 1-го по 9-й класс. Учащиеся ежегодно проходили клиническое обследование в условиях школ. Образ жизни школьников изучался методом анкетирования. Получены сведения о возрастных и половых особенностях заболеваемости и жизнедеятельности учащихся на различных этапах школьного онтогенеза. Рассмотрены факторы риска развития хронического утомления школьников. Ключевые слова: школьники; лонгитудинальное наблюдение; клиническое обследование; анкетирование; заболеваемость; особенности жизнедеятельности.
L.M. Sukhareva, I.K Rapoport, M.A. Polenova □ THE HEALTH OF THE MOSCOW SCHOOLCHILDREN AND THE FACTORS, THAT INFLUENCE ITS FORMATION (LONGITUDINAL STUDY) □ «Scientific Center of Children's Health» under the Russian Academy of Medical Sciences, Moscow □ The article presents the data of longitudinal study the health of Moscow schoolchildren, observed from the 1st to the 9th grade. Schoolchildren annually passed clinical examination in the context of schools. Lifestyle of schoolchildren was studied by the method of questioning. There was provided information about the age and sex features of morbidity and lifestyle of children at the different stages of school ontogenesis. Were considered risk factors for chronic fatigue schoolchildren. Key words: schoolchildren; longitudinal study; clinical examination; questionnaire survey; morbidity; features of lifestyle.
Актуальность. Для обеспечения здоровья и гармоничного развития подрастающего поколения необходимо систематическое изучение возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития современного ребенка [2, 6]. Такие научные данные можно получить только в процессе лонгиту-динального наблюдения (longitudinal study) — клинического и гигиенического исследования, при котором на протяжении длительного времени ведется наблюдение над одними и теми же лицами. Лонгитудинальное наблюдение (ЛН) позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний, определить факторы риска ухудшения здоровья, разра-
ботать комплексные профилактические программы [1, 3-8].
Целью исследования являлось изучение динамики показателей состояния здоровья московских школьников и факторов, оказывающих влияние на его формирование, для научного обоснования гигиенически рациональной организации учебной деятельности, определения профилактических и оздоровительных мероприятий, являющихся приоритетными для каждого этапа школьного онтогенеза.
Материалы и методы. На протяжении 9 лет сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН проводилось ЛН за учащимися 4 московских школ,
МАРТ №3 (252)
29
^^ расположенных в различных административных округах г. Москвы. Под наблюдением с 1-го клас-О са вплоть до окончания 9-го находились 426 детей 5? (216 мальчиков и 210 девочек). Обследование детей проводилось ежегодно в апреле непосредственно в школах и включало: осмотры специалистами — педиатром, ортопедом, офтальмологом, неврологом, оториноларингологом; трехкратное измерение АД, ¡-^ клинический анализ электрокардиограмм, сомато-
скопические и соматометрические исследования. ^ Особенности жизнедеятельности учащихся ЕЕ 5—9-х классов (сформированность режима дня, 3 продолжительность ночного сна и прогулок, объ-■_ ем и содержание дополнительных образовательных нагрузок с двигательно-активным или статическим компонентом, режим приема пищи и др.) изучались методом анкетирования по специально разработанному опроснику. В опросе приняли участие 976 московских школьников (465 мальчиков и 511 девочек) [5, 9].
Результаты исследования. Установлено, что в процессе обучения от 1-го класса до 9-го включительно состояние здоровья школьников ухудшается, так как увеличивается наполняемость Ш—ГУ групп здоровья за счет уменьшения количества детей, отнесенных к II группе здоровья, и возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. Анализ распределения детей на группы здоровья показал, что, если в 1-м классе к Г группе здоровья, т. е. к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3 % наблюдаемых школьников, то к концу 9-го класса — лишь 0,4 %. За этот же период произошло уменьшение наполняемости II группы здоровья, в которую входят учащиеся, имеющие только функциональные отклонения, с 44,4 до 36,2 % (1 = 2,1 р < 0,05). Одновременно увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями в стадии компенсации и отнесенных к III группе здоровья (с 51,3 до 61,2 %; 1 = 2,5 р < 0,05), и с IV группой здоровья, т. е. с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (с 0 до 2,2 %).
Выявлены определенные половые различия в темпах прироста распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний: в группе девочек за 9 лет обучения произошло увеличение распространенности функциональных отклонений на 33,1 %, в группе мальчиков-девятиклассников, после некоторых колебаний показателя, частота функциональных отклонений находится практически на уровне 1-го класса. В то же время прирост распространенности хронических заболеваний среди мальчиков составил 31,5 %, в группе девочек всего 13,7 %. Полученные данные свидетельствуют о более неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья современных мальчиков по сравнению с девочками, что выражается в более быстром темпе прироста частоты хронической патологии. Неблагоприятные тенденции в показателях хронической заболеваемости мальчиков обусловлены увеличением распространенности хронических болезней органов дыхания (бронхиальная астма, хронический тонзиллит, синуситы), пищеварения (хронический гастродуоде-нит и язвенная болезнь), костно-мышечной систе-
мы (плоскостопие, сколиоз, остеохондропатии) и нарушений обмена веществ (ожирение).
Изменение показателей заболеваемости не носит линейный характер, а отмечаются периоды некоторого снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний и периоды быстрого их увеличения. Наиболее благоприятные тенденции, выражающиеся в снижении показателей заболеваемости, выявлены в период обучения школьников с 4 по 6 класс. Было установлено, что переход к предметному обучению в 5 классе среди наблюдаемых детей не сопровождался ухудшением состояния их здоровья, как это отмечалось при предыдущих исследованиях института [8]. Значительный рост частоты функциональных расстройств у школьников отмечен в 9 классе, что связано с появлением невротических и вегетативно-сосудистых расстройств у учащихся в период усиленной подготовки к экзаменам. Увеличение распространенности хронической патологии среди мальчиков начинается в 7 классе, а среди девочек в 8—9 классах за счет возрастания частоты болезней органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы и зрительного анализатора.
В структуре функциональных отклонений пять первых ранговых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы (вместе), расстройствам зрения. В структуре хронической патологии ведущие ранговые места принадлежат болезням желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, ротоносоглотки, органа зрения. В динамике обучения в школе увеличивается удельный вес хронических болезней системы пищеварения (с 9 до 21 %) и органа зрения (с 1 до 11 %), уменьшается доля болезней ротоносоглотки (с 26 до 15 %). Удельный вес болезней костно-мышечной системы колеблется в пределах 27—15—21 %. Заслуживают самого пристального внимания гигиенистов и офтальмологов неблагоприятные тенденции в изменениях распространенности нарушений зрения среди школьников в динамике обучения. Так, частота функциональных расстройств (в основном миопия слабой степени) с 1-го по 9-й класс возрастает почти в 2 раза — с 219 до 412 %о, а хронической патологии зрения (в основном миопии средней и высокой степеней) более чем в 10 раз — с 11 до 118 %. При этом у 70—75 % детей, страдающих миопией, зрение ухудшается на 0,5—1,0 диоптрию за учебный год. В группе девочек выше распространенность миопии слабой степени по сравнению с мальчиками в полтора раза: 459,8 % против 303,8 %. Распространенность функциональных расстройств нервной системы и психической сферы целесообразно рассматривать вместе. Частота расстройств колеблется в пределах 508—680 % . Однако обращает на себя внимание резкое увеличение распространенности невротических и астенических реакций, вегетативных нарушений у девятиклассников, что, по-видимому, обусловлено эмоционально напряженным периодом подготовки к экзаменам. Одновременно выявлено и возрастание частоты хронических болезней нерв-
30
ЗНиСО
МАРТ №3 (252)
ной системы и психической сферы, в основном неврозов, — с 33 до78 %.
Начало глубоких нейрогуморальных перестроек в детском организме, связанных с наступлением препубертатного и пубертатного периодов, совпадает со значительным усложнением требований, предъявляемых школой к обучающимся в средних классах. На организм школьников негативное влияние оказывает целый комплекс факторов, в том числе чрезмерная учебная нагрузка и низкая двигательная активность. Как известно, существенный вклад в поддержание утомления учащихся и ухудшение здоровья вносит нерациональное распределение их суточного бюджета времени. В ходе наших исследований установлены характерные особенности жизнедеятельности учащихся 5—9-х классов [3]. У большинства из них отмечается недостаточная продолжительность ночного сна и времени пребывания на свежем воздухе (соответственно у 78—88 и 71—83 % школьников), при этом выраженная степень дефицита сна констатирована у 45,7—51,3 % подростков. Негативные изменения в режиме дня школьников во многом определяются их высокой занятостью дополнительным образованием. Во внеучебное время более 80,0 % подростков посещают занятия с двигательно-активным или статическим компонентом, причем к окончанию 9-го класса в их дополнительном образовании доминируют нагрузки статического характера. Так, практически каждый четвертый 9-классник имеет 3—4 вида статических нагрузок и затрачивает на них в среднем за неделю 7,0 ч против 5,7 ч — на двигательно-активные занятия. Установлено, что от 5-го к 9-му классу существенно возрастает число школьников, посещающих дополнительные занятия по различным учебным дисциплинам, в том числе по обязательным экзаменационным предметам (русскому языку и математике) — в 6 раз. Наряду с этим регулярная компьютерная занятость подростков вне занятий в школе возрастает в период обучения в 5—9-х классах более чем в 1,5 раза. Так, компьютерные занятия 9-классников составляют в среднем 2,2 ч в учебные дни и 3,2 ч в выходные дни, время просмотра телепередач, соответственно, 1,5 и 2,5 ч.
Заключение. Лонгитудинальные исследования показали, что в целом с 1-го до 9-го класса состояние здоровья школьников ухудшается, так как возрастает частота хронических заболеваний и увеличивается наполняемость III—IV групп здоровья, за счет уменьшения количества детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья больше выражены среди мальчиков по сравнению с девочками.
В процессе школьного онтогенеза относительно благоприятным периодом, характеризующимся снижением распространенности функциональных отклонений и в основном стабильной
распространенностью хронических заболеваний, является период обучения детей в 4—6-х классах. Ухудшение состояния здоровья учащихся, заключающееся в значительном темпе прироста хрони- 5? ческих заболеваний, наблюдается в 7—9-х классах, причем у мальчиков раньше, чем у девочек. В 7-м и 9-м классах выявлена высокая частота признаков выраженного утомления у школьников. Нерациональная организация режима дня, в том числе преобладание в досуге школьников дополнительных образовательных нагрузок со статиче- ^ ским компонентом на фоне регулярного просмо- S тра телепередач и возрастающей компьютерной 3
занятости, вносит существенный вклад в разви- ■_
тие гипокинезии и в поддержание хронического ^Z утомления учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михеева Е.В. и др. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников в современных условиях / Е.В. Михеева, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 9 (222). С. 37—40.
2. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.
3. Поленова М.А. и др. Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста / М.А. Поленова, Т.В. Шумкова, Л.А. Лапонов //Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. №3 (19). С. 117—118.
4. Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических осмотров //Гигиена и санитария. 2006. № 6 С. 48—50.
5. Степанова М.И. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения. / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, А.С. Седова, И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова, С.А. Уланова //Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 46—49.
6. Степанова М.И. и др. Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, И.П. Лашнева, Н.О. Березина //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3 (228). С. 10—12.
7. Степанова М.И. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, С.А. Уланова, И.П. Лашнева, Н.О. Березина, А.С. Седова, Е.Д. Лапонова //Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 52—55.
8. Сухарева Л.М. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Л.Ф. Бережков, Ю.А. Ямпольская, И.В. Звездина //Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 21—26.
9. Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 5 (242). С. 23—25.
Контактная информация:
Сухарева Людмила Михайловна, тел.: 8 (495) 916-26-42, e-mail: [email protected]
Contact information:
Sukhareva Lyudmila, tel.: 8 (495) 916-26-42, e-mail: [email protected]
МАРТ №3 (252)
31
др УДК 613.95
ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ И ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЗАДАЧИ ВЕДОМСТВЕННОЙ 2 ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ»
А.И. Ищенко1, А.С. Крига2, И.И. Новикова1-2, Ю.В.Ерофеев1, О. А Савченко3, П.А. Вейних1 = 'ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, г. Новосибирск
2Управление Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск 3Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск
t^ Целевые и индикативные показатели по разделу гигиены детей и подростков, отражающие эффек-
^^ тивность реализации ведомственной целевой программы, должны быть научно обоснованными, объ-
ективными и базироваться на данных, учитываемых статистическими формами наблюдения, отчетности и не требовать особых усилий в сборе информации. Это позволит обеспечить единство подхода в планировании деятельности и оценке ее эффективности с учетом имеющихся на территории проблем. Ключевые слова: здоровье детей, эффективность, целевые и индикативные показатели.
A.I. Ishchenko, A.S. Kriga, I.I. Novikova, Yu.V. Erofeyev, O.A Savchenko, P.A. Veynikh □ ABOUT INTEGRATION OF TARGET AND INDICATIVE INDICATORS ON HYGIENE OF CHILDREN AND TEENAGERS IN TASKS OF THE DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM «HYGIENE AND HEALTH» □ Federal budgetary institution of science «Novosibirsk scientific research institute of hygiene» Rospotrebnadzor, Department of Rospotrebnadzor for the Omsk region; Omsk autoarmoured engineering institute □ Target and indicative indicators according to the section of hygiene of children and the teenagers, implementation of the departmental target program reflecting efficiency have to be scientifically reasonable, objective and be based on the data considered by statistical forms of supervision, the reporting and not demand special efforts in collection of information. It will allow to provide unity of approach in planning of activity and an assessment of its efficiency taking into account problems available in the territory. Key words: health of children, efficiency, target and indicative indicators.
Целевые показатели — это социально значимые критерии эффективности нашей деятельности, измеряемые в показателях динамики и структуры нарушений здоровья детей и подростков [1, 4, 8, 10]. Индикативные показатели отражают состояние факторов внешней среды во всем ее многообразии. Данная проблема будет рассмотрена на примере контроля за соблюдением санитарного законодательства дошкольными организациями.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста на протяжении длительного периода не теряет своей актуальности, по большинству нозологических групп отмечается неблагоприятная динамика. Вместе с тем вопрос медицинской регистрации показателей заболеваемости детей в формах статистической отчетности и статистического наблюдения остается открытым. Наиболее удобная для оценки уровня и структуры заболеваемости форма статистической отчетности лечебно-профилактических организаций № 12 отслеживает ситуацию в целом по когорте детей, не выделяя в качестве признака возрастную категорию детей дошкольного возраста, не учитывается и признак «посещения организованного коллектива».
-перед поступлением в ДДУ за год до поступления в школу перед поступлением в школу
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 1. Динамика показателей распространенности нарушений зрения среди детей, посещающих дошкольные организации Омской области, за период 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)
Единственным источником информации, привязанной к факту посещения ребенком дошкольной организации и учитывающей динамику распространенности патологической пораженно-сти, в настоящее время является форма статистической отчетности лечебно-профилактических организаций № 31 [2, 3, 5—7, 9]. Так, по данным этой формы, в целом по Омской области за период 1998—2012 гг. были промониторированы показатели распространенности нарушений зрения и осанки.
Статистически значимые различия в показателях распространенности нарушений зрения за период 1998—2012 гг. отмечались в возрастных группах «за год до поступления в школу» и «перед поступлением в дошкольную организацию». В возрастной группе «перед поступлением в дошкольную организацию» статистически значимых различий в показателях за 15-летний период не произошло.
За весь период нахождения в дошкольной организации наибольший прирост показателя нарушений зрения отмечался у детей, пошедших в дошкольную организацию в 2008—2009 гг. и, соответственно, поступивших в школу в 2011 и 2012 гг. В целом отмечается устойчивая во времени негативная тенденция.
4,5 4
3 2,5
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Динамика прироста распространенности нарушений зрения среди детей, посещавших дошкольные организации Омской области, за период от момента поступления в дошкольную организацию до момента ее окончания за 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)
5
4
2