АВГУСТ №8 (269)
17
УДК 613.955
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
С.Б. Соколова
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Школа — идеальное место для осуществления профилактических и оздоровительных программ. Критерии безопасности, методы гигиенической экспертизы, мониторинга показателей и оценки эффективности разработаны в отношении небольшого числа применяемых технологий. В полной мере не реализуются возможности проведения профилактической, оздоровительной работы, гигиенического обучения и воспитания в процессе послеурочной деятельности учащихся. Для создания единой профилактической среды в школах необходимо научно обосновать и разработать концептуальную модель и методические основы организации здоровьеориентированной деятельности при проведении основного и послеурочного учебно-воспитательного процесса. Ключевые слова: единая профилактическая среда; школы, содействующие укреплению здоровья; оздоровительные и профилактические мероприятия.
S.B. Sokolova □ CREATING A SINGLE PREVENTIVE ENVIRONMENT IN HEALTH PROMOTING SCHOOLS: PROBLEMS AND SOLUTIONS □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.
The school is a perfect place for prevention and health programs. Safety criteria, hygienic examination methods, monitoring and evaluation indicators were developed for a small number of the used technologies. The possibilities of preventive, health activities, hygiene education and training are not fully implemented in after-school activities. To create a single preventive environment in schools it is necessary to scientifically substantiate and develop a conceptual model and methodological fundamentals of oriented on health activities during the basic and after school educational process.
Key words: single preventive environment; health promoting schools; health activities and preventive measures.
В период школьного обучения приоритетной средой обитания для детей и подростков, где они проводят значительную часть времени, являются образовательные организации. В современной школе проблемы здоровья и образования неразрывно переплетаются. Именно школа сегодня рассматривается как идеальное место для осуществления профилактических и оздоровительных программ [1]. Не случайно с каждым годом увеличивается число российских школ, позиционирующих себя как школы, содействующие укреплению здоровья обучающихся [2]. Так, если в 2008 г. в Российскую сеть школ, содействующих укреплению здоровья (ШСУЗ) входило 3708 общеобразовательных учреждений, то в 2013 г. — 13375, что составляет одну треть от всех школ России. ШСУЗ способствуют повышению академической успеваемости и формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих [2, 3]. Школы, реализующие политику укрепления здоровья обучающихся, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения единой профилактиче-
ской среды: безопасных и благоприятных для здоровья социальных, физических и психологических условий.
Цель исследования — обосновать подходы, необходимые для создания единой профилактической среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся в школах, содействующих укреплению здоровья.
В соответствии с приказом Минздрава России, одним из 14 стратегических направлений является научная платформа «Профилактическая среда» [8]. К числу важнейших задач указанной научной платформы относятся: научное обоснование и обеспечение методического сопровождения по разработке и реализации программных механизмов формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и комплексной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) у детей и подростков. Помимо общеизвестных хронических неинфекционных заболеваний, характерных для взрослого населения (болезни системы кровообращения, онкологические и хронические бронхо-
18
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
легочные заболевания, сахарный диабет), необходимо принимать во внимание наиболее распространенные школьно обусловленные заболевания и функциональные отклонения (миопия, нарушения осанки, плоскостопие и уплощение стоп, невротические и астенические расстройства, функциональные нарушения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта), в отношении которых также необходимо осуществление мер профилактики. Первичная профилактика ХНИЗ и школьно обусловленных нарушений здоровья заключается в устранении или уменьшении неблагоприятного воздействия факторов риска их формирования. Вторичная профилактика включает раннее выявление нарушений здоровья у школьников и проведение оздоровительных мероприятий как в медицинских, так и в образовательных организациях в установленном порядке.
В настоящее время в школах реализуется большое количество профилактических и оздоровительных технологий, направленных на сохранение и укрепление соматического здоровья учащихся, профилактику переутомления, психологическую релаксацию. Данные технологии разработаны и продолжают разрабатываться новые как специалистами в области гигиены детей и подростков, так и специалистами различных медицинских и биологических направлений, педагогами, психологами, спортивными тренерами, менеджерами и др. Реализация технологий происходит без должной гигиенической экспертизы и оценки безопасности, без определения медицинской, социальной и экономической эффективности. Критерии безопасности, методы гигиенической экспертизы, мониторинга показателей и оценки эффективности разработаны только в отношении небольшого числа применяемых технологий.
Для проведения оздоровительных и профилактических мероприятий требуется определенные временные затраты, что приводит к сокращению времени, отведенного на отдых (перемены), или к пропуску части урока. В то же время не реализуются в полной мере возможности проведения профилактической и оздоровительной работы, гигиенического обучения и воспитания в процессе послеу-рочной деятельности учащихся. Сегодня многие общеобразовательные организации стали работать в режиме полного дня или имеют группы продлённого дня, в которых большинство детей находится после основных занятий в течение 5—7 часов, в течение которых дети должны получить двух-, трехразовое питание, отдохнуть на свежем воздухе, выполнить домашнее задание и получить дополнительное образование; это
же время отводится и на осуществление профилактической и оздоровительной работы. Сложилась необходимость научного сопровождение формирования единой профилактической среды, в которой протекает послеурочная деятельность школьников. До настоящего времени не обоснована и не разработана методология комплексной профилактики ХНИЗ и школьно обусловленных болезней, а также формирования ЗОЖ в условиях послеурочной деятельности учащихся в ШСУЗ.
Целесообразность использования послеу-рочного времени для проведения первичной и вторичной профилактики обусловлена тем, что еще в 90-х годах прошлого века исследованиями сотрудников Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков было доказано, что использование оздоровительных технологий в образовательных учреждениях позволяет улучшить состояние опорно-двигательного аппарата у 60% школьников, обеспечивает снижение заболеваемости ОРВИ у часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки в 4 раза при сокращении продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня. Рациональная организация питания, применение витаминопрофилактики и фитотерапии позволяет добиться улучшения состояния здоровья у 10—15 % учащихся с хроническими заболеваниями органов пищеварения, а в 75—80 % случаев — стабилизации патологических процессов. Осуществление комплексных целенаправленных профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях и дома, раннее выявление учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации, своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией обеспечивает нормализацию зрения или стабилизацию патологических процессов более чем у 30 % учащихся с нарушениями зрения. Наиболее высокие результаты при использовании профилактических и оздоровительных программ наблюдаются при систематическом проведении их начиная с первого класса [4].
Нашими собственными исследованиями показана эффективность массовой профилактики ОРВИ с помощью ежедневного трехкратного впрыскивания спреев с морской водой учащимся начальных классов. Простая в организационном плане профилактическая технология позволила уменьшить количество детей, болеющих ОРВИ, в классах применения технологии по сравнению с контрольными классами в 2,8 раза (13,86 ± 3,44 против 38,54 ± 4,97; р < 0,001), снизить частоту случаев ОРВИ в 2,4 раза (14,85 ± 3,54 против 45,834 ± 5,09
АВГУСТ №0 (269)
19
соответственно; p 0,001), а также сократить продолжительность пропусков по болезни с 298,96 дней (в расчете на 100 детей) до 124,75 дня. Впрыскивание спрея проводилось детям на первой и четвертой переменах и в группах продлённого дня [5].
В связи с утверждением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, современная Российская школа становится местом формирования здоровья школьников путем просвещения по вопросам охраны и укрепления здоровья. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы программы образования содержали раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Личностным результатом освоения основных образовательных программ становится формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни [6].
Формирование ЗОЖ детей является одним из приоритетных направлений деятельность ШСУЗ, что соответствует одной из задач «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. (№ 761): «распространение здоровьсберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения».
Актуальность работы по формированию ЗОЖ у обучающихся обусловлена значительной распространенностью поведенческих факторов риска. Так, по результатам международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children, HBSC): среди 15-летних ежедневно завтракают только 57 % юношей и 50 % девушек; ежедневную физическую активность в течение одного часа и более имеют 13 % юношей и 7 % девушек; ежедневно курят 15 % юношей и 9 % девушек; еженедельно употребляют алкогольные напитки 13 % юношей и 9 % девушек [7].
Одним из ключевых направлений деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в соответствии с Оттавской Хартией по укреплению здоровья (Ottawa Charter for Health Promotion, 1986), составленной Всемирной организацией здравоохранения, является создание благоприятного социально-психологического климата, который определяется взаимоотношениями школьных работников и учащихся, как между собой, так и друг с другом. Вместе с тем причинно-следственные связи между психологическими и личностными особенностями, состоянием здоровья детей и педагогов и формированием социально-психологического климата не изучены в
должной мере, что не позволяет разработать основные принципы и технологии психопрофилактической работы в школах.
В настоящее время не используется весь потенциал организации продленного дня учащихся в школах, позволяющий реализовать все направления работы, сформулированные в концепции деятельности работы ШСУЗ. Для осуществления здоровьесберегающей послеурочной деятельности в общеобразовательных организациях необходима разработка концепции единой профилактической среды, основанной на комплексном подходе к профилактической и оздоровительной работе в школе полного дня. Кроме того, необходимо создание модели и алгоритмов внедрения здоровьесбергающих технологий на всех этапах послеурочной деятельности ребенка в школе.
Разработка концепции, модели, алгоритмов должна основываться на современных требованиях к организации основного и дополнительного образования в России и ключевых направлениях деятельности ШСУЗ, включая гигиенически-рациональные условия и организацию пребывания детей в течение 10—11 часов в школе; рациональное и сбалансированное питание; увеличение двигательной активности и времени пребывания детей на свежем воздухе; благоприятный социально-психологических климат; уменьшение продолжительности времени, проведенного детьми перед экраном электронных устройств; формирование ЗОЖ у детей, родителей и педагогов; активное вовлечение родителей в жизнь школы; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья; осуществление мониторинга состояния здоровья, самочувствия и эмоционального состояния учащихся; сохранение соматического и психического здоровья педагогов. Все компоненты единой профилактической среды должны быть сбалансированы по времени, психо-эмоциональному напряжению, двигательной активности и соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Заключение. Для создания единой профилактической среды в школах, содействующих укреплению здоровья, необходимо научно обосновать и разработать концептуальную модель и методические основы организации здоровьеориентированной деятельности при проведении основного и послеурочного учебно-воспитательного процесса.
Для медицинских работников создание профилактической среды позволит снизить уровень психо-эмоционального напряжения учащихся и, как следствие, распространен-
20
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
ность психосоматических расстройств, неврозов, вегетативно-сосудистых нарушений. Реализация оздоровительных мероприятий позволит уменьшить частоту нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, желудочно-кишечного тракта.
Для педагогов создание благоприятного психологического климата будет способствовать повышению успеваемости, воспитанию культуры поведения и здоровья, снижению распространенности агрессивного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2009.
2. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012.
3. SHE strategic plan 2013-2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schools-for-health.eu/she-network/she-network/documents-and-reports/she-background-documents.
4. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей (утв. Минздравом России 22.01.2002 г.). М., 2002. 68 с.
5. Рапопорт И.К. и др. Массовая профилактика острых респираторных заболеваний у детей средствами элиминационной терапии в условиях образовательных организаций / И.К. Рапопорт, Е.Н. Сотникова, С.Б. Соколова //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 34—9.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. М.: Просвещение; 2010 (Стандарты второго поколения).
7. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни: Монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2014, 160 с.
8. Приказ Минздрава России от 30 апреля 2013 г. № 281 «Об утверждении научных платформ медицинской науки».
Контактная информация:
Соколова Светлана Борисовна, тел.: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]
Contact information: Sokolova Svetlana, р^га: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]
-V-
УДК 613.955
ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАНШЕТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова, Н.О. Березина ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия Обоснованы регламенты безопасного использования электронных планшетов на учебных занятиях в школе. Приведены данные о влиянии учебных занятий с использованием электронных планшетов на функциональное состояние учащихся 7—8 классов. Ключевые слова: учащиеся, учебное утомление, функциональное состояние организма, электронный планшет.
M.I. Stepanova, Z.I. Sazanyuk, M.A. Polenova, I.Е. Aleksandrova, I.P. Lashneva, T.V. Shumkova, N.O. Berezina □ JUSTIFICATION OF SAFE CONDITIONS OF USE OF ELECTRONIC TABLETS AT LESSONS IN SCHOOL □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.
Regulations of safe use of electronic tablets at the lessons in school have been justified. The article presents the data on the impact of lessons with using electronic tablets on the functional status of pupils of 7—8 classes of school.
Key words: students, school fatigue, functional State of the organism, digital writing tablet.
Известно, что длительная работа за компьютером приводит у большинства детей и подростков к накоплению зрительного и общего утомления, увеличение статических нагрузок [4]. Однако сегодня научно доказано, что электронные устройства, как и
другие технические средства обучения, при соблюдении гигиенических регламентов могут быть фактором повышения уровня функционального состояния и установления благоприятной динамики работоспособности, а также успешности обучения учащихся,