УДК 374.1(03)
К. В. Чернобабова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, крупных бизнесменов, новаторов в искусстве и спорте - это люди, обладающие проектным типом мышления [1].
В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной.
Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инновационная методика обучения - проектный метод - направлена на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожденной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей [2].
Российские педагоги придавали большое значение формированию у учащихся потребности в самостоятельной, творческой деятельности. Еще Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо, «если ученик не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [3].
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным. По дан-
ным ООН в 90-е г. XX в. количество работников, занятых в информационной сфере возросло примерно на 25% [4].
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов, справочных и обучающих программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Применение ИКТ-технологий в образовании создает благо приятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
В современных условиях развития рыночной экономики, огромного роста объема информации, от каждого человека требуются высокий уровень профессионализма, проявление таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться, оперативно и обосновано принимать решения, работать творчески, самостоятельно. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ [1].
Подавляющее большинство ребят столкнется после школы с реальной проблемой: тотальным охватом всех сфер жизни конкретной компьютерной технологией, включающей понятия: файл, CD и DVD-RAM, электронные таблицы, базы данных, фейерверк программных и аппаратных средств. Знать, что такое «*.WAV» или «*.AVI» теперь, пожалуй, не менее важно, чем знать таблицу умножения.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формирование познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского,
Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности [5].
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
• проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
• аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
• диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
• изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
• экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
• проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний [6].
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.
Таким образом, проект - это замысел, движение вперёд. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Информатика - именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
Многообразие сфер применения информационных технологий - от области искусства до сложных задач моделирования реальных жизненных процессов - активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению и творчеству.
Предмет Информатика и ИКТ находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель информатики лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, т. к. у любого ребенка есть интересующие его темы, вопросы. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по какому-либо предмету он будет получать знания и умения по информатике.
Проект подразумевает законченность, то есть реализацию. Он должен найти практическое применение, например, он может использоваться на уроке как подсобный материал, или воздействовать на аудиторию в случае социальных проектов.
Проекты могут быть индивидуальные и коллективные, долгосрочные и кратковременные, нельзя установить нижнюю или верхнюю возрастную границу для проектировщиков.
У средних школьников лучше получаются коллективные проекты. Достаточно небольшой группе ребят обозначить проблему, как уже все загорелись. Например, для поздравления мальчиков с праздником 23 февраля девочки создали яркую открытку, на которой были фото каждой из них с пожеланиями. Мальчики аналогично поздравили девочек с 8 марта. Ребята давно закончили гимназию, но бережно хранят эти поздравления. А создатели открытки вспоминают, как они старались: фотографировали, сканировали, фантазировали, пробовали, экспериментировали, спорили, искали, просили, договаривались, наконец, - много работали за компьютером. Работа с цифровой техникой всегда вызывает у детей большой восторг, но
самое главное, ребята использовали компьютер по назначению, а не играли или просматривали мультфильмы, и это им понравилось, ко всему они получили прочные навыки по работе с текстовым документом, включающим рисунки из файлов, рисованные объекты, текстовые эффекты и т. д.
Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
В старшей школе предлагаются индивидуальные творческие проекты, где тему выбирает сам ученик. Ученик может выбрать формой представления проекта презентацию, ’^БВ-сайт, видеофильм, базу данных, использовать технологию программирования - прикладные программы тесты, игры и др., но он должен обосновать правильность своего выбора: социальную значимость проекта, возможности, способы и средства достижения цели.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества. Он помогает ученику в акте познания через диалог с ним, через постановку новой проблемы. Педагог не должен претендовать на то, что знает ответы на все вопросы. Он становится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Такой подход к обучению открывает возможность проведения широких дискуссий на занятиях (включая моральные дилеммы взаимодействия технологии и общества, соединения обучения и воспитания). Такой стиль обучения ведет к созданию более открытого общества. Чем больше знание будет строиться на собственном опыте учащихся, тем более творческими и активными будут выпускники [7].
В нашей гимназии очень охотно и дети, и учителя занимаются проектированием. Содержательная часть проекта обязательно обсуждается с учи-телем-предметником.
Тема должна увлекать ученика, отвечать его склонностям, интересам.
Он развивается, познает новое, и у него появляется возможность быть услышанным, получить оценку. Ученик оценивается не только по информатике, но и по тому предмету, в рамках которого он работал.
Такой подход к проектированию исключает дублирование. У детей гораздо больше фантазии, чем можно себе представить. Они сами поднимают такие темы и вопросы, которые им интересны.
Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь лич-ностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяют свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. И здесь огромную роль играют средства ИКТ. Так, если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеи-
ванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Ребята увлеченно, с интересом собирают материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию, надо выделить самое важное и значительное, надо правильно подать проект, что -бы он вызвал интерес у аудитории. Визуальные средства - эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55%, из аудио - 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации.
Как это сделать? Вот вопрос, который каждый должен решить, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Какую создать анимацию? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы ребята вынуждены искать ответ. Это поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.
Каковы результаты такой деятельности?
Для учащегося
1. Формируются и отрабатываются:
- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;
- умение представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
- умение работать в группе, в команде;
- навыки публичного выступления (ораторское искусство).
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (сканер, микрофон, модем, фото и видеокамеры, мультимедиа проектор, TV-тюнер, Pinnacle PCTV Pro и т. д.)
4. Ученик довольно основательно изучает необходимое для реализации проекта программное обеспечение ПК. Задача учителя обеспечить кабинет необходимыми программными средствами.
Так, в нашем кабинете имеются: Microsoft Office 2003, PhotoShop, Macromedia-Flash, Page-Maker, Pinnacle Studio, декодеры, конверторы и т.д.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все это дает ребятам возможность, выйдя из стен гимназии, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя
1. Отношения с учениками переходят на уровень сотрудничества.
2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все это приводит к повышению профессионализма учителя.
Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают как субъекты, как активные участники образовательного процесса. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность [8].
Метод проектов - это форма обучения, по большей части, внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для учителя. Поэтому важную роль приобретают дополнительные, кружковые и факультативные занятия.
На протяжении многих лет в гимназии работает кружок. Итогом его работы является представление творческих проектов учащихся на школьных и городских конкурсах, научно-практических конференциях, выставках, фестивалях.
В период подготовки к таким конкурсам кабинет превращается в творческую мастерскую, в которой создается атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, рождаются идеи, совершаются удивительные открытия. Ребята творят, фантазируют, творческий процесс так увлекает, что кабинет работает до позднего вечера.
Особое внимание обращается на процедуру защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент - 7-10 минут на выступление. Автор готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри, заранее позаботившись об оформлении аудитории - заявляет о необходимых требованиях к технике и программной поддержке для демонстрации мультимедиа-проекта.
На конференциях и конкурсах работы наших учащихся в течение многих лет отмечаются дипломами победителей. Темы проектов разнообразны:
- «Ромашки, опаленные войной»;
- «Готовимся к ЕГЭ по алгебре и началам анализа» - тест, (рис. 1);
- «Петр I. Штрихи к портрету»;
- «В мире смекалки»;
- «Сочи Олимпийский»;
- «Учись работать в Photoshop»;
- «Кубановедение. Слово о губернаторе»;
- «Авторская песня»;
- «Тема семьи в русской литературе»;
- «Экстремальный велоспорт»; и многие другие.
Лучшие проекты пополняют медиатеку информационного центра гимназии, используются на уроках и классных часах, они отличаются тщательно подобранным материалом, содержательны, интересны, оригинальны. Для их создания ребятам пришлось осуществлять поиск информации в Интернете, работать в школьной медиатеке с CD-энциклопедиями, справочниками, предметными и тематическими электронными носителями; связываться с городскими научными, литературными и др. обществами и объединениями.
Например, к празднованию 60-летия Победы гимназисты встретились с членами сочинского литературного клуба «Надежда», ветеранами ВОВ -женщинами-фронтовичками. Был создан мультимедиа проект «Ромашки, опаленные войной», включающий видео-материал, с интервью, которое брали учащиеся у женщин-героинь, документальные видео-кадры с CD-диска «От Кремля до рейхстага», фото, фрагменты из книг знаменитых со-чинок. На городской научно-практической конференции в номинации «Салют, Победа!», проект занял I место. К празднику 9 мая - Дню Победы -ребята подарили свой проект (CD-диск) работникам городской службы «Социальная защита населения». Был организован показ проекта ветеранам войны. Они были тронуты таким вниманием школьников и сердечно благодарили их.
В любой школе устраиваются праздники, предметные декады, фестивали и т. д., участие в которых требует дополнительной подготовки. Например, к празднику Фестиваль народов «Наши соседи», возникла идея объединить усилия 6-го и 11-го классов, подготовить проект «погружения» в национальную культуру. Ребята представляли Украину. Им необходимо было собрать материал о национальных традициях, оформить выставку народно-прикладного искусства, приготовить национальное блюдо, художественно изобразить сцены быта, показать национальную песню и пляску и т. д.
Работая в группах, ученики осуществляли поиск информации в Интернет, в энциклопедиях, книгах, журналах. Работали со сканером, с программой Photoshop. Большая работа была проведена по музыкальному оформлению, поиску мелодий в Интернет, на аудио-дисках. Ребятам пришлось освоить программы по обработке звука, с помощью которых они «отделили» мелодию от слов песни, создали так называемый «минус», чтобы спеть и сплясать под фонограмму «Лщманула, пщвела». Совместное выступление выпускников и «шестиклашек» на сцене в национальных костюмах в составе 17 человек вызвало овацию зрителей.
Главное, как сплотились ребята за время подготовки и репетиций (после уроков почти ежедневно)! Они жили одной идеей, была одна цель - выступить достойно! Целью проекта было не только получить знания по предме-
там: ИКТ, мировая художественная культура, музыка, но стояли важные воспитательные задачи: развить дух коллективизма, сплотить классный коллектив. Ребята должны были почувствовать, что такое общее дело, когда мы - одна команда! Ведь именно им придется встречать Олимпиаду в Сочи.
Ничто так не сплачивает коллектив, как деловые отношения, общие идеи. Совместная коллективная деятельность устанавливает деловые, межличностные, дружеские контакты между детьми и между учителем и детьми. При работе над подобным проектом, учитель - не только классный руководитель и предметник, но и энтузиаст, и организатор, и художественный руководитель.
В нашей гимназии многие ребята сдают экзамены в форме проекта. Теперь это не реферат на бумажном носителе, а электронный вариант мультимедийного проекта на CD или DVD-RAM.
В современных условиях невероятно быстрыми темпами идет модернизация компьютеров, также быстро происходит обновление программного обеспечения, появляются все новые и новые возможности. Сегодня от ребят требуется умение работать с TV-тюнером, цифровой камерой, умение преобразовать аналоговый вид информации в цифровой.
Так, в экзаменационный проект «Авторская песня» Создановой Елены включаются, созданные ею клипы, анимации, звуковые и видео-фрагменты, взятые из Интернет, с дисковых носителей, а также из телепередачи «В нашу гавань заходили корабли». Выпускник Коновалов Даниил в течение длительного времени просматривал новости Кубани (TV), чтобы записать фрагменты выступления губернатора края А. Н. Ткачева, затем обработал и вставил их в проект по кубановедению «Слово о губернаторе». Ребята «монтируют» фильмы, используя такие новые устройства как Pinnacle PCTV Pro и программы Video Studio, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio и многие др. Им очень нравится, когда их работы демонстрируют на уроках и классных часах. Те, кто знакомятся с работами, с восторгом спрашивают «А кто это сделал?!», у них появляется желание тоже сделать что-нибудь, только «покруче».
Мультимедийные технологии прочно входят в школьную жизнь. Сегодня мультимедийный, интерактивный проект - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению. Мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.
Опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе проектные методы обучения в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями, можно достичь высоких образовательных результатов, необходимых для жизни в современном информационном обществе, а именно:
- повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;
- развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;
- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, меж-культурного взаимодействия, воспитание толерантности.
Таким образом, внедрение в проектное обучение информационно-коммуникационных технологий можно отнести к инновационным подходам в образовании, которые раскрывают большие возможности для самоопределения личности, для ее самореализации в современном мире.
Библиографический список
1. Кимишкез, Ю. И., Солодуха Е. Г. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru
2. Колесникова, Е. В., Мидуков В. З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2003.- 98 с.
3. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4.
4. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 288 с.
5. Копылова, О. Е. Методика организации исследовательской и проектной деятельности. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru
6. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.
7. Коробейникова, Н. Ю. Использование проектно-дизайнерской деятельности в дополнительном образовании детей. Технология проектного обучения. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http:// festival. 1september.ru
8. Кажарова, И. А. Метод проектов и познавательная деятельность учащихся // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival. 1september.ru
9. Бекиш, А. И. Сотворчество педагога и учащегося - важный стимул развития личности. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru.
10. Иванов, Г. Готовим юных исследователей. // Народное образование. -1999. - № 6. - С. 69-71.