Педагогическая мастерская
например, «Русь и Золотая Орда». Статьи, которые высказывают разные точки зрения на взаимодействие Руси и Золотой Орды.
Учитель ставит задачу перед учениками: назвать автора статьи, её название, где она напечатана, когда, в каком году, каким издательством выпущена, в каком журнале или газете, или книге. Затем учитель и его тьюторы (помощники) находят свои статьи, отличные от тех, что нашли дети.
В классе несколько раз обсуждается эта тема. Готовится оборудование урока, составляется тезаурус (словарь) к данной теме, видеоматериалы, выставка книг, журналов, альбомов. При необходимости осуществляется выход в музей, организу-
ется встреча с учёным, изучающим данную проблему.
Учитель при сценировании урока, учитывает развитие у учащихся новых способностей к мышлению, коммуникациям, действию, пониманию и рефлексии. Это нестандартный урок, где обучение идёт по наполнению знаний, умений и навыков. Метапредметная технология в процессе уроков формирует мировоззрение у учащихся, умение самостоятельно принимать решения.
Такие уроки можно проводить по разным предметам: истории, литературе, мировой художественной культуре, музыке, физике, химии, биологии, изобразительному искусству, иностранным языкам, математике.
Охрименко Е.А.,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 город-курорт Геленджик
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
как средство самореализации учащихся
(из опыта работы клуба «Любослов»)
Чему и как учить в школе ХХ! века? Как выстроить образовательную цепочку, чтобы в условиях сокращения часов на изучение предмета и существующей формой итоговой аттестации, помочь учащимся самореализоваться не только в академической успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.
Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева: «Самореализация - это процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы». Мной это понимается как « Я - в обществе», осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.
В ходе педагогической деятельности у меня возникла необходимость и потребность расширения развивающего и образовательного пространства, поиска дополнительных ресурсов, чтобы помочь учащимся в самореализации. С этой целью обновила материальнотехническую базу кабинета, внедрила ИКТ в учебный и воспитательный процесс, освоила новые педагогические технологии. Но проблема восполнения временного ресурса не была решена. Это подтолкнуло к поиску формы внеурочной деятельности. И такая форма была найдена - Клуб. Основная идея:
внеурочная деятельность в рамках клуба создаст дополнительные условия для самореализации учащихся, даст возможность овладеть самым главным знанием - знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности, в ходе которой формируются практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области,
в отношениях с другими людьми. Это позволит осуществить компетентностный подход в организации внеурочной деятельности школьников, что отвечает современным требованиям к образованию и делает работу клуба актуальной.
В педагогической литературе «клубная тема» исследована в работах В.Сухомлинского, А.С. Макаренко. В 70-80-ые годы О.С. Газман предлагал создание школ-клубов.
В нашей школе нет опыта работы литературного клуба с использования ИКТ, интеграции внеурочной деятельности в систему традиционного урока, применения проектного метода.
Проектный метод делает работу клуба актуальной и привлекательной, как для учащихся, так и для меня. В чем? Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию. Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе. Меняются отношения: учитель-ученик становятся равными субъектами образовательного процесса.
В работе клуба используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные мероприятия, (праздники, конкурсы чтецов, рисунков, литературные кафе, музыкальные гостиные, тематические выставки, экскурсии, устные журналы, театральные постановки и др.). Групповая - это деятельность временных творческих объединений. Индивидуальная клубная работа организуется чаще всего в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральной постановке, репетиция индивидуального но-
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
мера для концерта, консультация по разработке проекта и др.).
Клуб успешно работает пять лет. Вырос он из «Почемучки» - так называлась серия театрализованных представлений для учащихся начальной школы: «А знаешь ли ты, почему осенью листопад?» «Кто видит ушами?»
соры, родители, учащиеся, представители СМИ. По местному
телевидению сюжет об этом проекте вышел в эфир уже на следующий день.
В настоящее время в АРТ-галерее проводятся литературно-музыкальные гостиные, экскурсии для младших школьников.
ЭТАП ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
МЛАДЕНЧЕСТВО (1 г.) «ПОЧЕМУЧКА» - театрализованные постановки
ДЕТСТВО (2-3 г.) Создание собственного клуба, устава, организация его структуры - тематические выставки - театрализованные постановки - устные журналы - познавательные экскурсии ПРОЕКТ «ШКОЛА-НАШ ДОМ»
ОТРОЧЕСТВО (4-5л.) КЛУБ «ЛЮБОСЛОВ» - научная деятельность - исследовательская деятельность - творческие работы ПРОЕКТ «АРТ-ГАЛЕРЕЯ XXI век»
Три года назад участники клуба разработали устав и дали клубу название - «Любослов» В Уставе сформулированы основные цели и задачи:
- самореализация учащихся в процессе творчества;
- выявление одаренных детей в области литературы и языка;
- популяризация знаний по русскому языку и литературе;
- формирование коммуникативных навыков.
Руководство деятельностью клуба осуществляет
актив во главе с президентом. Составляется план, участники имеют возможность внести свои предложения, осуществить свободный выбор деятельности, в которой бы хотели себя реализовать.
Яркие страницы жизни клуба «Любослов» связаны с путешествиями: Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Париж, Амстердам, Берлин. В период осенних каникул прошлого учебного года посетили литературные музеи Санкт-Петербурга, приобщились к оперному искусству.
Впечатления, информацию интегрировали не только в уроки литературы, но и в другие предметные области. Посещения Русского музея, Эрмитажа, Лувра вызвали к жизни идею создания АРТ - галереи «XXI ВЕК» в стенах школы. Ребята собрали работы по изобразительному искусству учащихся разных выпусков, но оформить их не представлялось возможным, так как холл четвертого этажа требовал ремонта. У клуба «Любослов» нашлось много друзей, которые включились в проект, и в октябре 2008 г. АРТ-галерея «XXI ВЕК» открылась.
На открытии присутствовала заместитель главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Маслова Роза Сергеевна, спон-
Таким образом, воплощенный проект создает не только единое воспитательное пространство, но и решает проблему ветхости школ, обозначенную президентом страны Д.А. Медведевым.
Результат деятельности клуба «Любослов» я вижу в том, что внеурочная работа способствует раскрытию творческих, предметных, коммуникативных, организаторских способностей.
О развитии предметных компетенций, творческих способностей можно
судить по достижениям ребят в творческих конкурсах, конференциях различного уровня, предметных олимпиадах.
Мои учащиеся имеют следующие достижения: по итогам конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» в 2005г. Чагин А., Блинова И. вошли в «десятку» лучших по параллелям Регионального ОК; в 2006г. в городском конкурсе «Геленджик - город-праздник» Чибисова А. - призер в номинации «Рисунок»; в 2007г. в конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чагин А. занял 1-ое место в районе, Исакова М. - 2-ое, Бернгарт Б. - 3-ье среди учащихся 8-ых классов; в 2007г. Коршунов Илья - победитель в номинации «Поэтические произведения» городского этапа краевого заочного конкурса «Дети Кубани против наркотиков». Данная работа опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http:// portfolio.1september.ru .
Мною подготовлены: победитель литературнотворческого конкурса «Салют, Победа!» 2004/2005у.г. Верескова Н. в номинации иллюстрация произведений художественной литературы; призер городской конференции «Отечество» - 2006/2007у.г. Фатнев С; призер городской олимпиады по русскому языку 2007/2008у.г.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
71
Педагогическая мастерская
Дагаева К.; частники Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2007/2008 ; Чагин А. - Диплом первой степени, Фатнев С. - Диплом второй степени. Творческая работа ученика 10 класса Панаетова А. опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru. В этом учебном году ученица 11 «В» класса Малиновская Анастасия участвовала в международной конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура» - удостоена диплома.
Социологический опрос учащихся 9 «В» класса позволяет судить о востребованности клубной работы. Из 27 опрошенных учащихся 100% отметили для себя положительный развивающий эффект коммуникативных и социальных навыков.
Условия успешности тиражирования опыта вижу, прежде всего:
- в заинтересованности самого учителя работать во внеурочное время, в новой модели взаимодействия учитель-ученик,
- в содействии со стороны администрации, родителей, общественности.
При оценке результата внеурочной клубной работы как средства самореализации использовала наблюдение, анкетирование учащихся, беседы, диалоги, анализ ученического творчества.
Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы от века Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Барбитова А.Д.,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО)
e-mail: a_barbitova@mail.ru
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
(создание психолого-педагогических условий для развития процесса самоактуализации у старшеклассников)
Одним из направлений педагогической деятельности классного руководителя является работа по обеспечению успешной индивидуализации и социализации учащихся.
Ниже предлагается программа "Дорогу осилит идущий", которая может быть использована классными руководителями для развития процесса самоактуализации у старшеклассников в рамках воспитательной работы.
Одной из форм воспитательной работы со старшеклассниками может быть проведение занятий (классные часы) по использованию старшеклассниками знаний психологии в познании себя.
Несмотря на то, что данная программа занятий разработана психологом, она в большей степени предназначена классным руководителям. Предлагаемая программа1 призвана расширить их возможности:
1 В апробации данной программы в 2003-2004 годах принимали участие классные руководители Ульяновского техникума питания и торговли М.П. Костина, О.В. Рачковская, Л.М. Абрашина, руководитель психологического кружка, учитель общеобразовательной средней школы № 1 г. Новоулья-новска Ю.В. Домрачев, классный руководитель 5 «Б» класса школы № 82 г. Ульяновска А.Г. Якупова. Модификация данной программы (с сохранением структуры, приемов и техник НЛП) применялась в факультативном курсе «Практическая психология» в 10 «А» классе гимназии № 3 г. Ульяновска доктором педагогических наук, профессором Поляковым С.Д.. Элементы программы использовались учителями и классными руководителями вечерней сменной школы № 5 г. Ульяновска В.И. Соколовой и Т.А. Артыковым.
- организации у старшеклассников процесса самопознания;
- совместного анализа классного руководителя и старшеклассников полученных результатов самопознания;
- повышения эффективности и коррекции воспитательной работы;
- формирования целостного коллектива старшеклассников;
- обучения старшеклассников эффективным средствам самовоспитания.
Пояснительная записка
Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. Это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала [10]. Процесс самоактуализации предполагает наличие благоприятных социальнопсихологических условий и соответствующего воспитания.
Воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием - сознательной и целенаправленной деятельностью человека по формированию и совершенствованию у себя позитивных и устранению негативных качеств. Главным условием самовоспитания является стремление к истинному знанию о себе, наличие адекватной самооценки, самосозна-
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2