Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся (из опыта работы клуба «Любослов»)'

Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся (из опыта работы клуба «Любослов») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Охрименко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся (из опыта работы клуба «Любослов»)»

Педагогическая мастерская

например, «Русь и Золотая Орда». Статьи, которые высказывают разные точки зрения на взаимодействие Руси и Золотой Орды.

Учитель ставит задачу перед учениками: назвать автора статьи, её название, где она напечатана, когда, в каком году, каким издательством выпущена, в каком журнале или газете, или книге. Затем учитель и его тьюторы (помощники) находят свои статьи, отличные от тех, что нашли дети.

В классе несколько раз обсуждается эта тема. Готовится оборудование урока, составляется тезаурус (словарь) к данной теме, видеоматериалы, выставка книг, журналов, альбомов. При необходимости осуществляется выход в музей, организу-

ется встреча с учёным, изучающим данную проблему.

Учитель при сценировании урока, учитывает развитие у учащихся новых способностей к мышлению, коммуникациям, действию, пониманию и рефлексии. Это нестандартный урок, где обучение идёт по наполнению знаний, умений и навыков. Метапредметная технология в процессе уроков формирует мировоззрение у учащихся, умение самостоятельно принимать решения.

Такие уроки можно проводить по разным предметам: истории, литературе, мировой художественной культуре, музыке, физике, химии, биологии, изобразительному искусству, иностранным языкам, математике.

Охрименко Е.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 город-курорт Геленджик

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

как средство самореализации учащихся

(из опыта работы клуба «Любослов»)

Чему и как учить в школе ХХ! века? Как выстроить образовательную цепочку, чтобы в условиях сокращения часов на изучение предмета и существующей формой итоговой аттестации, помочь учащимся самореализоваться не только в академической успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.

Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева: «Самореализация - это процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы». Мной это понимается как « Я - в обществе», осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.

В ходе педагогической деятельности у меня возникла необходимость и потребность расширения развивающего и образовательного пространства, поиска дополнительных ресурсов, чтобы помочь учащимся в самореализации. С этой целью обновила материальнотехническую базу кабинета, внедрила ИКТ в учебный и воспитательный процесс, освоила новые педагогические технологии. Но проблема восполнения временного ресурса не была решена. Это подтолкнуло к поиску формы внеурочной деятельности. И такая форма была найдена - Клуб. Основная идея:

внеурочная деятельность в рамках клуба создаст дополнительные условия для самореализации учащихся, даст возможность овладеть самым главным знанием - знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности, в ходе которой формируются практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области,

в отношениях с другими людьми. Это позволит осуществить компетентностный подход в организации внеурочной деятельности школьников, что отвечает современным требованиям к образованию и делает работу клуба актуальной.

В педагогической литературе «клубная тема» исследована в работах В.Сухомлинского, А.С. Макаренко. В 70-80-ые годы О.С. Газман предлагал создание школ-клубов.

В нашей школе нет опыта работы литературного клуба с использования ИКТ, интеграции внеурочной деятельности в систему традиционного урока, применения проектного метода.

Проектный метод делает работу клуба актуальной и привлекательной, как для учащихся, так и для меня. В чем? Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию. Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе. Меняются отношения: учитель-ученик становятся равными субъектами образовательного процесса.

В работе клуба используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные мероприятия, (праздники, конкурсы чтецов, рисунков, литературные кафе, музыкальные гостиные, тематические выставки, экскурсии, устные журналы, театральные постановки и др.). Групповая - это деятельность временных творческих объединений. Индивидуальная клубная работа организуется чаще всего в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральной постановке, репетиция индивидуального но-

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

мера для концерта, консультация по разработке проекта и др.).

Клуб успешно работает пять лет. Вырос он из «Почемучки» - так называлась серия театрализованных представлений для учащихся начальной школы: «А знаешь ли ты, почему осенью листопад?» «Кто видит ушами?»

соры, родители, учащиеся, представители СМИ. По местному

телевидению сюжет об этом проекте вышел в эфир уже на следующий день.

В настоящее время в АРТ-галерее проводятся литературно-музыкальные гостиные, экскурсии для младших школьников.

ЭТАП ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

МЛАДЕНЧЕСТВО (1 г.) «ПОЧЕМУЧКА» - театрализованные постановки

ДЕТСТВО (2-3 г.) Создание собственного клуба, устава, организация его структуры - тематические выставки - театрализованные постановки - устные журналы - познавательные экскурсии ПРОЕКТ «ШКОЛА-НАШ ДОМ»

ОТРОЧЕСТВО (4-5л.) КЛУБ «ЛЮБОСЛОВ» - научная деятельность - исследовательская деятельность - творческие работы ПРОЕКТ «АРТ-ГАЛЕРЕЯ XXI век»

Три года назад участники клуба разработали устав и дали клубу название - «Любослов» В Уставе сформулированы основные цели и задачи:

- самореализация учащихся в процессе творчества;

- выявление одаренных детей в области литературы и языка;

- популяризация знаний по русскому языку и литературе;

- формирование коммуникативных навыков.

Руководство деятельностью клуба осуществляет

актив во главе с президентом. Составляется план, участники имеют возможность внести свои предложения, осуществить свободный выбор деятельности, в которой бы хотели себя реализовать.

Яркие страницы жизни клуба «Любослов» связаны с путешествиями: Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Париж, Амстердам, Берлин. В период осенних каникул прошлого учебного года посетили литературные музеи Санкт-Петербурга, приобщились к оперному искусству.

Впечатления, информацию интегрировали не только в уроки литературы, но и в другие предметные области. Посещения Русского музея, Эрмитажа, Лувра вызвали к жизни идею создания АРТ - галереи «XXI ВЕК» в стенах школы. Ребята собрали работы по изобразительному искусству учащихся разных выпусков, но оформить их не представлялось возможным, так как холл четвертого этажа требовал ремонта. У клуба «Любослов» нашлось много друзей, которые включились в проект, и в октябре 2008 г. АРТ-галерея «XXI ВЕК» открылась.

На открытии присутствовала заместитель главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Маслова Роза Сергеевна, спон-

Таким образом, воплощенный проект создает не только единое воспитательное пространство, но и решает проблему ветхости школ, обозначенную президентом страны Д.А. Медведевым.

Результат деятельности клуба «Любослов» я вижу в том, что внеурочная работа способствует раскрытию творческих, предметных, коммуникативных, организаторских способностей.

О развитии предметных компетенций, творческих способностей можно

судить по достижениям ребят в творческих конкурсах, конференциях различного уровня, предметных олимпиадах.

Мои учащиеся имеют следующие достижения: по итогам конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» в 2005г. Чагин А., Блинова И. вошли в «десятку» лучших по параллелям Регионального ОК; в 2006г. в городском конкурсе «Геленджик - город-праздник» Чибисова А. - призер в номинации «Рисунок»; в 2007г. в конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чагин А. занял 1-ое место в районе, Исакова М. - 2-ое, Бернгарт Б. - 3-ье среди учащихся 8-ых классов; в 2007г. Коршунов Илья - победитель в номинации «Поэтические произведения» городского этапа краевого заочного конкурса «Дети Кубани против наркотиков». Данная работа опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http:// portfolio.1september.ru .

Мною подготовлены: победитель литературнотворческого конкурса «Салют, Победа!» 2004/2005у.г. Верескова Н. в номинации иллюстрация произведений художественной литературы; призер городской конференции «Отечество» - 2006/2007у.г. Фатнев С; призер городской олимпиады по русскому языку 2007/2008у.г.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

71

Педагогическая мастерская

Дагаева К.; частники Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2007/2008 ; Чагин А. - Диплом первой степени, Фатнев С. - Диплом второй степени. Творческая работа ученика 10 класса Панаетова А. опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru. В этом учебном году ученица 11 «В» класса Малиновская Анастасия участвовала в международной конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура» - удостоена диплома.

Социологический опрос учащихся 9 «В» класса позволяет судить о востребованности клубной работы. Из 27 опрошенных учащихся 100% отметили для себя положительный развивающий эффект коммуникативных и социальных навыков.

Условия успешности тиражирования опыта вижу, прежде всего:

- в заинтересованности самого учителя работать во внеурочное время, в новой модели взаимодействия учитель-ученик,

- в содействии со стороны администрации, родителей, общественности.

При оценке результата внеурочной клубной работы как средства самореализации использовала наблюдение, анкетирование учащихся, беседы, диалоги, анализ ученического творчества.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Барбитова А.Д.,

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО)

e-mail: a_barbitova@mail.ru

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

(создание психолого-педагогических условий для развития процесса самоактуализации у старшеклассников)

Одним из направлений педагогической деятельности классного руководителя является работа по обеспечению успешной индивидуализации и социализации учащихся.

Ниже предлагается программа "Дорогу осилит идущий", которая может быть использована классными руководителями для развития процесса самоактуализации у старшеклассников в рамках воспитательной работы.

Одной из форм воспитательной работы со старшеклассниками может быть проведение занятий (классные часы) по использованию старшеклассниками знаний психологии в познании себя.

Несмотря на то, что данная программа занятий разработана психологом, она в большей степени предназначена классным руководителям. Предлагаемая программа1 призвана расширить их возможности:

1 В апробации данной программы в 2003-2004 годах принимали участие классные руководители Ульяновского техникума питания и торговли М.П. Костина, О.В. Рачковская, Л.М. Абрашина, руководитель психологического кружка, учитель общеобразовательной средней школы № 1 г. Новоулья-новска Ю.В. Домрачев, классный руководитель 5 «Б» класса школы № 82 г. Ульяновска А.Г. Якупова. Модификация данной программы (с сохранением структуры, приемов и техник НЛП) применялась в факультативном курсе «Практическая психология» в 10 «А» классе гимназии № 3 г. Ульяновска доктором педагогических наук, профессором Поляковым С.Д.. Элементы программы использовались учителями и классными руководителями вечерней сменной школы № 5 г. Ульяновска В.И. Соколовой и Т.А. Артыковым.

- организации у старшеклассников процесса самопознания;

- совместного анализа классного руководителя и старшеклассников полученных результатов самопознания;

- повышения эффективности и коррекции воспитательной работы;

- формирования целостного коллектива старшеклассников;

- обучения старшеклассников эффективным средствам самовоспитания.

Пояснительная записка

Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. Это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала [10]. Процесс самоактуализации предполагает наличие благоприятных социальнопсихологических условий и соответствующего воспитания.

Воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием - сознательной и целенаправленной деятельностью человека по формированию и совершенствованию у себя позитивных и устранению негативных качеств. Главным условием самовоспитания является стремление к истинному знанию о себе, наличие адекватной самооценки, самосозна-

72

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.