электронных учебных пособий в обучении младших школьников. Вместе с тем, обозначив возможные подходы к данному вопросу, мы хотели заострить на нем внимание широкое педагогическое общественности. Стимулировать учителей, преподавателей к созданию, разработке ЭУ для учеников и электронно -сопроводительных пособий по читаемой дисциплине для студентов.
Литература
1. Молокова А. В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников, Москва. 2005.
2. Федеральный институт развития образования (ФИР0), Электронные учебники, Москва, 2012.
3. Трегубова О. П. Создание электронного учебника, фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; Москва, 2014.
4. Фаргиева З. С., Аушева М. А. Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике // European Research. 2015, № 8 (9). С. 31-34
Метод проектов на уроках информатики средней школы
Ермошина М. Ю.
Ермошина Марина Юрьевна / Ermoshina Marina Yurevna - учитель информатики
высшей категории, Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Шуя
Аннотация: в статье рассказывается об опыте работы по использованию метода проектов на уроках информатики средней школы. Проектная деятельность начинается с 5-го класса. Проекты создаются при изучении графики, программирования, электронных таблиц.
Ключевые слова: метод проектов на уроке, проектная деятельность учащихся. Определение метода проектов из Википедии1:
«Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».
Теория развивающего обучения уходит корнями в прошлый век. Прекрасно она описана в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, В. В. Занкова, В. В. Давыдова и их последователей и учеников. Практически развивающее обучение применяется многими учителями на уроках и во внеурочной деятельности, статей по этой теме много на различных сайтах: https://infourok.ru/, http://www.metodichka.org/, festival.1september.ru, www.itlt.edu.nst u.ru, http://nsportal.ru/^ т.д.
Я хочу рассказать о своём опыте работы по применению метода проектов на уроках информатики в средней школе.
1 Ийр8://т^1к1ре111а.о^/лак1/Метод_проектов.
42
В 5-м классе при изучении компьютера даю задание нарисовать клавиатуру. С этим заданием, согласитесь, может справиться любой. Правда, некоторые говорят: «У меня нет компьютера», предлагаю посетить библиотеку, там всё можно найти в книгах. Это задание даёт возможность получить 4 или 5 каждому ученику. Развивает внимательность, усидчивость и т.д. и получаем колонку оценок.
При изучении текстового редактора - обязательно проектно-творческое задание: составить поздравление ко Дню Матери. Работы получаются не очень яркие и правильные, но душевные. Вот какие подписи к картинкам с цветами из интернета пишут мои ребята: «Дорогая мама!!!!!! Мама, я тебя очень люблю и я хочу, чтобы ты была красивая и радостно улыбалась каждый день!» - Подшивалов Николай и Цветков Максим 5-б класс; «Дорогая Мама! Поздравляю тебя С днём матери! Желаю долгих лет, прекрасного здоровья, хороших и добрых детей!» - 5-а класс, Плетнёва Алёна и Македонская Алина; «Мамулечка! Ты у меня самая лучшая на белом свете, такая одна единственная и неповторимая!» - Бирюкова Даша, 5-б класс; «Любимая моя мамочка!!! Я тебя очень люблю. И я очень хочу, чтобы у тебя было счастье и здоровье!!!» - Власова Алиса, 5-а класс.
Как можно не поставить 5 за такие душевные работы. Конечно, эстетичности не хватает, но с точки зрения информатики всё хорошо: разные шрифты, выравнивание, вставка рисунка, заливка. Для 5-го класса это прекрасно. Ведь эти задания даю в ноябре, а начали изучать предмет в сентябре, 1 час в неделю. А вот работа старшеклассников (рис. 1):
Рис. 1. Работа старшеклассников
Работа выполнена в графическом редакторе Gimp, цветная, с градиентным фоном, палитра подобрана правильно. Красиво, но вот душевности, непосредственности нет. Но за технику получают 4 и 5.
У пятиклашек графика - одна из любимых тем. Конечно, планирую обязательно рисунок на свободную тему. Хотя лучше выполняют задания по заданной теме: «Сказки Андерсона», «Масленица», «Рисуем сказочный дом» и т.д.
В 8-ом, 9-ом классах осваиваем Gimp, проекты больше, много работы выполняется дома. Готовим поздравления классным руководителям и учителям с Днём учителя, открытки ко Дню Победы и другим знаменательным датам.
Большая проблема при преподавании информатики - программирование! Очень тяжело вложить в головы учеников эту тему. Начинаю с 8-го класса, но и к 11-ому простую программу самостоятельно написать многие не могут. Попробовала проект: разработать тренажёр для начальной школы по изучению таблицы умножения. Начинаем просто с линейной программы: вывод задания на экран, ввод ответа, вывод ответа ученика и правильного решения (рис. 2).
Рис. 2, 3. Линейная программа
Дальше совершенствуем: добавляем проверку условия - верно решил или нет, в зависимости от этого разный вывод: правильно, не правильно (Рис. 3).
Дальше идём к циклу: определяем количество примеров и считаем правильные, выставляем оценки. Можно и массив сюда подключить, чтобы упор сделать на самые трудные задания. Далее объектно-ориентированное программирование: формы, кнопки и т.д. Проект можно проводить с 8-го по 11-й классы. Использование этого проекта позволило ученикам наглядно представить все сложности программ, их разработку, научиться отлаживать программы, исправлять ошибки. После такой работы и другие задачи программирования стали понятнее. Интерес к программированию и успеваемость значительно повышаются.
При изучении электронных таблиц интересен проект «Расчет бюджета молодой семьи из 2-х или 3-х человек». Ученики ставят зарплаты себе и супругу побольше. Составляют список расходов (домашнее задание: записать, сколько тратит мама на питание, коммунальные услуги, одежду, налоги и т.д.). Когда подводят итог дохода и расхода, то наступает разочарование... Доход-то маловат! В этом проекте формируются все УУД: регулятивные, познавательные, личностные, метапредметные и к самостоятельной жизни готовимся!
Использую на уроках групповую работу. Нравится она мне, кроме всего прочего, ещё и за то, что проверяешь работ в 2 -3 раза меньше, оценки же у всех. Интересно отметить, что дети не любят объединяться с теми, кто плохо работает, а когда формируешь группу сама, то заставляют лентяев обязательно что-то делать. Воспитывает не учитель, а коллектив! Проекты группы создают
интересные, разноплановые, включают исследовательскую работу. Например, проект «Курению - нет!»:
Планирование проекта.
Сбор информации:
Ученики исследуют проблему курения в обществе, вреда от него, используют интернет, учебники и т.п.
Проводят соц. опрос среди учеников школы, педагогов, родителей (анкетирование: обязательно вопрос: «Как ты учишься?» для детей, «Ваши успехи в личной и профессиональной жизни?» для взрослых, можно анонимное анкетирование, интервью (можно видео), фотографии)
Хранение информации:
Всю полученную информацию сохраняют на Google диск, с открытым доступом.
Обработка информации (моделирование в электронных таблицах):
Информация сортируется по возрастным группам или классам, заносится в эл.таблицу: Отношение к курению (курят; пробовали; хотят попробовать; не курят, но не считают курение вредной привычкой; против курения; успехи в учёбе или жизни).
Вычисляются результаты: количество курильщиков, не курящих и т.д.; находят средние результаты по возрастным категориям, процентные соотношения.
Анализируют связь: Курение - Успех в учёбе (жизни).
Итог: Презентация «Курению - нет!». Информация на сайт школы о том какие результаты получены в ходе исследования.
Качества и умения 21 века, формируемые в ходе проекта:
• Коммуникабельность и сотрудничество
• Грамотность в области ИКТ
• Инициативность и самостоятельность
• Критическое мышление и способность решать проблемы
Это всё проекты и элементы проектной деятельности на уроке. Внеурочные проекты ещё интереснее. Здесь можно индивидуально поработать с талантливыми детьми. Привлечь средне успевающих и помочь им получить более высокую отметку. Слабые дети также с интересом занимаются проектами, им хорошо при групповой работе. Таким образом, применение проектной деятельности на уроке и во внеурочное время приведёт к повышению успеваемости, развитию интереса к предмету, получению и закреплению знаний.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Статья «Метод проектов». URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов_(дата
обращения: 20.04.2016).
2. Материал курсов edugalaxy.intel.ru (проходила лично в октябре 2014 года).