Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития парадоксальности мышления при обучении физике в средней школе'

Психолого-педагогические аспекты развития парадоксальности мышления при обучении физике в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PHYSICS TRAINING / PHYSICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситнова Елена Владимировна

Автор определяет уровни методологии решения физической задачи, выделяет психологические моменты в процессе обучения физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Development of Paradoxical Thinking in Process of Teaching Physics at Secondary School

The author distinguishes the levels and methodology of solving a physical problem, paying attention to psychological moments in the course of physics training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития парадоксальности мышления при обучении физике в средней школе»

УДК 374.1(03)

К. В. Чернобабова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, крупных бизнесменов, новаторов в искусстве и спорте - это люди, обладающие проектным типом мышления [1].

В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной.

Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инновационная методика обучения - проектный метод - направлена на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожденной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей [2].

Российские педагоги придавали большое значение формированию у учащихся потребности в самостоятельной, творческой деятельности. Еще Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо, «если ученик не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [3].

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным. По дан-

ным ООН в 90-е г. XX в. количество работников, занятых в информационной сфере возросло примерно на 25% [4].

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов, справочных и обучающих программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Применение ИКТ-технологий в образовании создает благо приятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

В современных условиях развития рыночной экономики, огромного роста объема информации, от каждого человека требуются высокий уровень профессионализма, проявление таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться, оперативно и обосновано принимать решения, работать творчески, самостоятельно. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ [1].

Подавляющее большинство ребят столкнется после школы с реальной проблемой: тотальным охватом всех сфер жизни конкретной компьютерной технологией, включающей понятия: файл, CD и DVD-RAM, электронные таблицы, базы данных, фейерверк программных и аппаратных средств. Знать, что такое «*.WAV» или «*.AVI» теперь, пожалуй, не менее важно, чем знать таблицу умножения.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формирование познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

• приобретает коммуникативные навыки и умения;

• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского,

Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности [5].

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

• проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

• аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

• диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;

• изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

• экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

• проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний [6].

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.

Таким образом, проект - это замысел, движение вперёд. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Информатика - именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Многообразие сфер применения информационных технологий - от области искусства до сложных задач моделирования реальных жизненных процессов - активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению и творчеству.

Предмет Информатика и ИКТ находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель информатики лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, т. к. у любого ребенка есть интересующие его темы, вопросы. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по какому-либо предмету он будет получать знания и умения по информатике.

Проект подразумевает законченность, то есть реализацию. Он должен найти практическое применение, например, он может использоваться на уроке как подсобный материал, или воздействовать на аудиторию в случае социальных проектов.

Проекты могут быть индивидуальные и коллективные, долгосрочные и кратковременные, нельзя установить нижнюю или верхнюю возрастную границу для проектировщиков.

У средних школьников лучше получаются коллективные проекты. Достаточно небольшой группе ребят обозначить проблему, как уже все загорелись. Например, для поздравления мальчиков с праздником 23 февраля девочки создали яркую открытку, на которой были фото каждой из них с пожеланиями. Мальчики аналогично поздравили девочек с 8 марта. Ребята давно закончили гимназию, но бережно хранят эти поздравления. А создатели открытки вспоминают, как они старались: фотографировали, сканировали, фантазировали, пробовали, экспериментировали, спорили, искали, просили, договаривались, наконец, - много работали за компьютером. Работа с цифровой техникой всегда вызывает у детей большой восторг, но

самое главное, ребята использовали компьютер по назначению, а не играли или просматривали мультфильмы, и это им понравилось, ко всему они получили прочные навыки по работе с текстовым документом, включающим рисунки из файлов, рисованные объекты, текстовые эффекты и т. д.

Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

В старшей школе предлагаются индивидуальные творческие проекты, где тему выбирает сам ученик. Ученик может выбрать формой представления проекта презентацию, ’^БВ-сайт, видеофильм, базу данных, использовать технологию программирования - прикладные программы тесты, игры и др., но он должен обосновать правильность своего выбора: социальную значимость проекта, возможности, способы и средства достижения цели.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества. Он помогает ученику в акте познания через диалог с ним, через постановку новой проблемы. Педагог не должен претендовать на то, что знает ответы на все вопросы. Он становится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Такой подход к обучению открывает возможность проведения широких дискуссий на занятиях (включая моральные дилеммы взаимодействия технологии и общества, соединения обучения и воспитания). Такой стиль обучения ведет к созданию более открытого общества. Чем больше знание будет строиться на собственном опыте учащихся, тем более творческими и активными будут выпускники [7].

В нашей гимназии очень охотно и дети, и учителя занимаются проектированием. Содержательная часть проекта обязательно обсуждается с учи-телем-предметником.

Тема должна увлекать ученика, отвечать его склонностям, интересам.

Он развивается, познает новое, и у него появляется возможность быть услышанным, получить оценку. Ученик оценивается не только по информатике, но и по тому предмету, в рамках которого он работал.

Такой подход к проектированию исключает дублирование. У детей гораздо больше фантазии, чем можно себе представить. Они сами поднимают такие темы и вопросы, которые им интересны.

Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь лич-ностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяют свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. И здесь огромную роль играют средства ИКТ. Так, если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеи-

ванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Ребята увлеченно, с интересом собирают материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию, надо выделить самое важное и значительное, надо правильно подать проект, что -бы он вызвал интерес у аудитории. Визуальные средства - эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55%, из аудио - 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации.

Как это сделать? Вот вопрос, который каждый должен решить, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Какую создать анимацию? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы ребята вынуждены искать ответ. Это поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.

Каковы результаты такой деятельности?

Для учащегося

1. Формируются и отрабатываются:

- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

- умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;

- умение представить информацию в доступном, эстетичном виде;

- умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

- умение работать в группе, в команде;

- навыки публичного выступления (ораторское искусство).

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (сканер, микрофон, модем, фото и видеокамеры, мультимедиа проектор, TV-тюнер, Pinnacle PCTV Pro и т. д.)

4. Ученик довольно основательно изучает необходимое для реализации проекта программное обеспечение ПК. Задача учителя обеспечить кабинет необходимыми программными средствами.

Так, в нашем кабинете имеются: Microsoft Office 2003, PhotoShop, Macromedia-Flash, Page-Maker, Pinnacle Studio, декодеры, конверторы и т.д.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все это дает ребятам возможность, выйдя из стен гимназии, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя

1. Отношения с учениками переходят на уровень сотрудничества.

2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.

3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все это приводит к повышению профессионализма учителя.

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают как субъекты, как активные участники образовательного процесса. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность [8].

Метод проектов - это форма обучения, по большей части, внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для учителя. Поэтому важную роль приобретают дополнительные, кружковые и факультативные занятия.

На протяжении многих лет в гимназии работает кружок. Итогом его работы является представление творческих проектов учащихся на школьных и городских конкурсах, научно-практических конференциях, выставках, фестивалях.

В период подготовки к таким конкурсам кабинет превращается в творческую мастерскую, в которой создается атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, рождаются идеи, совершаются удивительные открытия. Ребята творят, фантазируют, творческий процесс так увлекает, что кабинет работает до позднего вечера.

Особое внимание обращается на процедуру защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент - 7-10 минут на выступление. Автор готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри, заранее позаботившись об оформлении аудитории - заявляет о необходимых требованиях к технике и программной поддержке для демонстрации мультимедиа-проекта.

На конференциях и конкурсах работы наших учащихся в течение многих лет отмечаются дипломами победителей. Темы проектов разнообразны:

- «Ромашки, опаленные войной»;

- «Готовимся к ЕГЭ по алгебре и началам анализа» - тест, (рис. 1);

- «Петр I. Штрихи к портрету»;

- «В мире смекалки»;

- «Сочи Олимпийский»;

- «Учись работать в Photoshop»;

- «Кубановедение. Слово о губернаторе»;

- «Авторская песня»;

- «Тема семьи в русской литературе»;

- «Экстремальный велоспорт»; и многие другие.

Лучшие проекты пополняют медиатеку информационного центра гимназии, используются на уроках и классных часах, они отличаются тщательно подобранным материалом, содержательны, интересны, оригинальны. Для их создания ребятам пришлось осуществлять поиск информации в Интернете, работать в школьной медиатеке с CD-энциклопедиями, справочниками, предметными и тематическими электронными носителями; связываться с городскими научными, литературными и др. обществами и объединениями.

Например, к празднованию 60-летия Победы гимназисты встретились с членами сочинского литературного клуба «Надежда», ветеранами ВОВ -женщинами-фронтовичками. Был создан мультимедиа проект «Ромашки, опаленные войной», включающий видео-материал, с интервью, которое брали учащиеся у женщин-героинь, документальные видео-кадры с CD-диска «От Кремля до рейхстага», фото, фрагменты из книг знаменитых со-чинок. На городской научно-практической конференции в номинации «Салют, Победа!», проект занял I место. К празднику 9 мая - Дню Победы -ребята подарили свой проект (CD-диск) работникам городской службы «Социальная защита населения». Был организован показ проекта ветеранам войны. Они были тронуты таким вниманием школьников и сердечно благодарили их.

В любой школе устраиваются праздники, предметные декады, фестивали и т. д., участие в которых требует дополнительной подготовки. Например, к празднику Фестиваль народов «Наши соседи», возникла идея объединить усилия 6-го и 11-го классов, подготовить проект «погружения» в национальную культуру Ребята представляли Украину. Им необходимо было собрать материал о национальных традициях, оформить выставку народно-прикладного искусства, приготовить национальное блюдо, художественно изобразить сцены быта, показать национальную песню и пляску и т. д.

Работая в группах, ученики осуществляли поиск информации в Интернет, в энциклопедиях, книгах, журналах. Работали со сканером, с программой Photoshop. Большая работа была проведена по музыкальному оформлению, поиску мелодий в Интернет, на аудио-дисках. Ребятам пришлось освоить программы по обработке звука, с помощью которых они «отделили» мелодию от слов песни, создали так называемый «минус», чтобы спеть и сплясать под фонограмму «Лщманула, пщвела». Совместное выступление выпускников и «шестиклашек» на сцене в национальных костюмах в составе 17 человек вызвало овацию зрителей.

Главное, как сплотились ребята за время подготовки и репетиций ( после уроков почти ежедневно)! Они жили одной идеей, была одна цель - выступить достойно! Целью проекта было не только получить знания по предме-

там: ИКТ, мировая художественная культура, музыка, но стояли важные воспитательные задачи: развить дух коллективизма, сплотить классный коллектив. Ребята должны были почувствовать, что такое общее дело, когда мы - одна команда! Ведь именно им придется встречать Олимпиаду в Сочи.

Ничто так не сплачивает коллектив, как деловые отношения, общие идеи. Совместная коллективная деятельность устанавливает деловые, межличностные, дружеские контакты между детьми и между учителем и детьми. При работе над подобным проектом, учитель - не только классный руководитель и предметник, но и энтузиаст, и организатор, и художественный руководитель.

В нашей гимназии многие ребята сдают экзамены в форме проекта. Теперь это не реферат на бумажном носителе, а электронный вариант мультимедийного проекта на CD или DVD-RAM.

В современных условиях невероятно быстрыми темпами идет модернизация компьютеров, также быстро происходит обновление программного обеспечения, появляются все новые и новые возможности. Сегодня от ребят требуется умение работать с TV-тюнером, цифровой камерой, умение преобразовать аналоговый вид информации в цифровой.

Так, в экзаменационный проект «Авторская песня» Создановой Елены включаются, созданные ею клипы, анимации, звуковые и видео-фрагменты, взятые из Интернет, с дисковых носителей, а также из телепередачи «В нашу гавань заходили корабли». Выпускник Коновалов Даниил в течение длительного времени просматривал новости Кубани (TV), чтобы записать фрагменты выступления губернатора края А. Н. Ткачева, затем обработал и вставил их в проект по кубановедению «Слово о губернаторе». Ребята «монтируют» фильмы, используя такие новые устройства как Pinnacle PCTV Pro и программы Video Studio, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio и многие др. Им очень нравится, когда их работы демонстрируют на уроках и классных часах. Те, кто знакомятся с работами, с восторгом спрашивают «А кто это сделал?!», у них появляется желание тоже сделать что-нибудь, только «покруче».

Мультимедийные технологии прочно входят в школьную жизнь. Сегодня мультимедийный, интерактивный проект - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению. Мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе проектные методы обучения в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями, можно достичь высоких образовательных результатов, необходимых для жизни в современном информационном обществе, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;

- развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, меж-культурного взаимодействия, воспитание толерантности.

Таким образом, внедрение в проектное обучение информационно-коммуникационных технологий можно отнести к инновационным подходам в образовании, которые раскрывают большие возможности для самоопределения личности, для ее самореализации в современном мире.

Библиографический список

1. Кимишкез, Ю. И., Солодуха Е. Г. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru

2. Колесникова, Е. В., Мидуков В. З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2003.- 98 с.

3. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4.

4. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 288 с.

5. Копылова, О. Е. Методика организации исследовательской и проектной деятельности. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru

6. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.

7. Коробейникова, Н. Ю. Использование проектно-дизайнерской деятельности в дополнительном образовании детей. Технология проектного обучения. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http:// festival. 1september.ru

8. Кажарова, И. А. Метод проектов и познавательная деятельность учащихся // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival. 1september.ru

9. Бекиш, А. И. Сотворчество педагога и учащегося - важный стимул развития личности. // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. http://festival.1september.ru.

10. Иванов, Г. Готовим юных исследователей. // Народное образование. -1999. - № 6. - С. 69-71.

УДК 37.025.7

Е. В. Ситнова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Парадоксальный характер физического мышления может развиваться только при наличии достаточно высокого уровня понимания сути изучаемых физических явлений и описывающих эти явления законов. Высшая степень физического понимания соответствует наличию способности к теоретическому предсказанию характера протекания процесса при условии задания экспериментальной интуиции [1; 2].

Развитие физического понимания наиболее эффективно происходит при решении физических задач в условиях, когда последовательно выдерживаются три уровня методологии [3]. Первый уровень характеризуется использованием конкретных (частных) физических законов, например, законов динамики Ньютона при решении задач по механике. Как правило, решение задач на этом уровне методологии требует использования более сложного или громоздкого математического аппарата, чем на последующих уровнях, хотя, вообще говоря, возможно использование и весьма элегантных математических методов, как, например, метод построения геометрических образов векторных уравнений [4; 5].

Второй уровень характеризуется использованием наиболее общих, фундаментальных физических законов, таких, как, например, закон сохранения энергии. Как правило, на этом уровне используемый математический аппарат оказывается проще, чем при решении той же задачи на первом уровне. Основная трудность при решении задач на втором уровне - это создание полной качественной картины явления, в то время как решение на первом уровне требует ясного понимания локальной ситуации, без немедленного анализа полной картины. Кроме того, здесь возможны случаи, когда одни и те же уравнения баланса сохраняющихся величин соответствуют разным экспериментальным условиям, что требует аккуратного отбора решений, относящихся именно к рассматриваемому процессу [5; 6].

Наконец, третий уровень методологии решения физической задачи характеризуется использованием общих методологических принципов физики, таких, как принципы симметрии, относительности, причинности, простоты и красоты, толерантности и т. д. При решении задачи на этом уровне иногда удается строго получить ответ, вообще не производя никаких математических преобразований. Часто удается сделать совершенно элементарными выкладки, которые были бы весьма громоздкими при решении задачи на других уровнях. Особенно эффективным бывает использование этого

уровня методологии в случаях, когда при решении на других уровнях требуется производить перебор большого числа различных возможных вариантов: удачно выбранный методологический принцип может помочь сразу выделить действительно реализующийся вариант из большого числа правдоподобных. При решении достаточно сложных задач олимпиадного уровня часто приходится использовать два, а иногда и все три уровня методологии для успешного анализа описанной в условии задачи ситуации [2].

Ни одна физическая задача относительно реальных явлений не решается точно, приходится пренебрегать влиянием каких-то факторов, которые мало существенны для рассматриваемого явления, т. е. строить его физическую модель. Иногда этот этап решения задачи перемешивается с этапом перевода вербальной модели на математический язык, так что они оба образуют единое целое при создании математической модели явления. Как показывает педагогический опыт, часто наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос «С чего начать», т. е. не само использование физических законов, а именно выбор, какие именно законы и почему следует использовать при анализе изучаемого явления [7]. Здесь развитие физического понимания идет рука об руку с развитием парадоксального характера мышления обучаемого, если его познавательная деятельность организована на основе использования изложенной трехуровневой методологии. Действительно, именно осознанное или неосознанное (первые проявления интуиции) обращение к разным уровням методологии является побудительным мотивом взглянуть на явление с разных точек зрения, поискать возможность различной математической реализации его физической модели, а также в рамках выбранной математической модели поискать возможность различной интерпретации следующих из модели результатов. Именно эти умения и характеризуют определенные черты парадоксального физического мышления.

Решение физических задач составляет неотъемлемую часть полноценного образования, решая целый ряд педагогических задач. В последнее время на передний план выдвигается задача развития научно значимых элементов умения осуществлять математическое моделирование реальных процессов и выяснять возможность экспериментального наблюдения изучаемых явлений. Развитие парадоксального характера мышления представляет собой наиболее трудно реализуемый компонент обучения физике. Это своего рода вершина хорошо развитого физического понимания, демонстрирующая наибольшую мощь человеческого разума в способности проникать в самые глубокие тайны природы. Как показывает история развития физики, очень ограниченное число действительно выдающихся ученых, внесших решающий вклад в развитие физической науки, в полной мере обладали этим уникальным свойством мышления. Поэтому развитие парадоксального характера мышления является наиболее показательным фактором выявления лиц, склонных и способных к исследовательской деятельности в современных условиях.

При подходе к образованию как к учебной модели науки решение учебной задачи выступает как модель научного исследования со всеми присущими ему атрибутами - обоснованным выбором идеализации изучаемого явления, исследованием частных и предельных случаев, поиском и разбором аналогий с другими задачами и явлениями, а также сравнением методов их анализа [7]. Построение физической и математической модели изучаемого явления должно основываться на использовании методологического принципа простоты и красоты. Принципом простоты всегда интуитивно руководствуются при решении физических задач. Однако для развития парадоксального характера мышления необходимо приучать учащихся целенаправленно руководствоваться этим принципом для поиска наиболее эффективных путей решения. Глубокие физические идеи, как в науке, так и при изучении физики - это плод осмысления сути разбираемых физических процессов, когда возникают неожиданные связи между разнородными, на первый взгляд, явлениями. Это, разумеется, требует исключительно глубокого и ясного понимания изучаемого материала.

Как указывает Л. С. Выготский, существует педагогическое явление, называемое «понятийной пустотой». Оно заключается в том, что «многие учащиеся усваивают слова и целые выражения и, казалось бы, способны вполне осмысленно рассказывать об изученном. Однако в действительности -это «симуляция», «имитация» понимания, бездумное усвоение слов, голый вербализм. За словами у них нет понятий. Они могут лишь повторять заученное, но не осмысленно его применять» [8]. При решении задач, связанных с математическим моделированием, особенно в условиях неполного знания о законах, управляющих явлением, конкретность истины выступает в своем наиболее полном, обнаженном виде, не допуская никаких формальных и тем более бессмысленных утверждений.

Накопленный опыт преподавания физики и научно-методические исследования показывают, что с учетом возрастных особенностей и уровня развития и подготовки учащихся, общенаучные методологические знания можно успешно формировать уже в рамках школьного курса физики [3; 9; 10]. При этом возможно развитие определенных черт парадоксальности мышления обучаемых. В плане организационных форм такой деятельности можно указать на проблемное обучение, исследовательский метод, проектный метод и другие перспективные педагогические приемы. При этом слагаемыми творчества являются нестандартный подход к решению интересующей проблемы на основе синтеза точного знания и высокоразвитой интуиции, единство бессознательного и сознательного.

Наиболее эффективный путь развития творческих способностей это решение нестандартных задач, когда отсутствуют удовлетворительные алгоритмы решения. Именно такие задачи вызывают наибольший интерес у учащихся с познавательной точки зрения, способствуют активизации их творческой деятельности, требуют проявления парадоксальности мышле-

ния. Это в первую очередь связано с особенностями возрастной психологии школьников, со стремлением к неизвестному, к самостоятельному поиску решения проблемы и, в конечном счете, к самосознанию и самоутверждению личности.

В рамках излагаемого подхода к решению физических задач и вообще, к анализу незнакомой, непонятной ситуации парадоксальность мышления может проявляться, в частности, при определении границ применимости используемых физических представлений. Эта задача, всегда подразумеваемая в рамках любых подходов к решению физических задач, обычно не имела принципиальной остроты, поскольку в пределах стандартных методик решение проводится в рамках определенной, заранее выбранной и указанной в условии задачи (пренебречь тем-то) физической модели, границы применимости которой также известны. Учащемуся требовалось лишь предъявить соответствующие знания, а не умение находить эту границу.

Далее, гораздо более представительной становится роль этапа выбора языка для описания явления или процесса, необходимого для построения вербальной модели. Здесь по существу речь идет о выработке глубокого физического понимания, требования к которому оказываются более высокими, чем при обычном подходе. В этой ситуации особенно актуально звучит мнение Э. Ферми о том, что «в физике нет места для путанных мыслей и физическая сущность действительного понимаемого вопроса может быть объяснена без помощи сложных формул» [11].

Парадоксальность мышления хорошо иллюстрируется мнением Н. Бора о том, что физическая картина явления и его математическое описание в определенном смысле дополнительны [12]. Действительно, создание допус -кающей ясное понимание физической картины (т.е. физической модели) явления требует пренебрежения многими деталями и потому объективно уводит от математической точности описания. Наоборот, попытка точного математического описания (в смысле количественного совпадения результатов расчетов с экспериментальными данными) затрудняет ясное понимание. Поэтому на вопрос «Что дополнительно понятию истины?» Н. Бор ответил: «Ясность» [12]. Психологические трудности, которые здесь могут встречаться, хорошо иллюстрируются мнением того же Н. Бора о том, что «высшая мудрость должна быть обязательно выражена такими словами, смысл которых нельзя понять однозначно» [12]. Эти же слова позволяют обозначить еще один важный оттенок понятия «парадоксальность физического мышления».

Можно выделить три важных психологических момента, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения физике и которые могут и должны являться ключевыми моментами в процессе развития парадоксальности мышления. Все эти моменты однозначно следуют из самого понятия парадоксальности мышления.

Первый из этих моментов связан с повторным обращением к физическим представлениям и законам на этапе проведения анализа и расчета уже построенной математической модели явления, т. е. при рассмотрении, казалось бы, чисто «математической» задачи. Второй важный психологический момент связан с определенным расширением взглядов и представлений о способах и значений использования частных и предельных случаев при решении различных задач. Парадоксальность ситуации здесь связана с тем, что иногда разбор частного или предельного случая позволяет сразу высветить всю сложную проблему в целом и указать пути ее решения, а иногда, наоборот, разбор независимой задачи, являющейся частным или предельным случаем другой, более сложной задачи, приводит к неверным результатам именно из-за предельного, неадекватного упрощения реальной ситуации.

Осознание нетривиальности проблемы частных и предельных случаев может служить очень эффективным фактором развития той стороны научного мышления, которая связана с его парадоксальностью. Наконец, третий момент лучше всего выражается словами нобелевского лауреата по физике Ф. Андерсона: «Очень часто упрощенная модель проливает больше света на то, как в действительности устроена природа явления, чем любое число вычислений из первых принципов (ab initio) ... В конце концов, идеальный расчет просто копирует природу, а не объясняет ее» [12]. Истинное, глубокое понимание модельного характера всех научных знаний о природе формирует черты мышления, которые помогают избегать психологических тупиков исследования при неудачном использовании какой-либо конкретной модели.

Библиографический список

1. Кондратьев, А. С. Физическое понимание и его уровни. Вестник СевероЗападного отделения РАО. Вып. 2. - СПб, 1997. - с. 140-148.

2. Кондратьев, А. С., Филиппов, М. Э. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов. - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

3. Бубликов, С. В., Кондратьев, А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1996.

4. Методические рекомендации по решению задач по механике векторным методом. Сост. С. В. Бубликов, М. П. Голубовская, А. С. Кондратьев и др. -Л., 1989.

5. Бутиков, Е. И., Кондратьев, А. С. Физика. Книга 1. Механика. - М.: Физмат-лит, 1994;2000; 2001; 2004.

6. Методические рекомендации к изучению законов сохранения импульса и энергии. Сост. А. С. Кондратьев, И. Б. Горбунова. - Л., 1989.

7. Бутиков, Е. И., Быков, А. А., Кондратьев, А. С. Физика в примерах и задачах. - М.: Наука, 1989; СПб.: Лань, 1999.

8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982.

9. Извозчиков, В. А. Методологические знания как основа учебно-воспитательной деятельности. - Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.

10. Кондратьев, А. С., Петров, В. Г., Уздин, В. М. Методология физической теории в школьном курсе физики. - М. Инта, 1994.

11. Понтекорво, Б., Покровский, В. Энрико Ферми в воспоминаниях учеников и друзей. -М.: Наука, 1972.

12. Мигдал. Квантовая физика и Н. Бор. - М.: Знание, 1987.

13. Ермакова, Е. В. Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2006. -№ 2. - с. 145 - 156.

УДК 78(07)-057.874

Е. П. Гончарова

ПРОФИЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Очевидно, что образовательная система как социальный институт развивается в контексте экономических трансформаций в жизни общества. Сегодня образование ориентируется на перманентное восприятие и внедрение нового в профессиональную жизнь. Современные требования общества к специалисту ориентированы на высокий профессиональный уровень, который может быть обеспечен при условии качественной подготовки. Все чаще исследователи подчеркивают необходимость опережающего характера образования, детерминированности его будущим [1]. Появление рынка образовательных услуг на территории постсоветского пространства вызвано следующими факторами: вхождением национального профессионального образования в мировую обучающую среду; гуманистической направленностью профессионального образования, призванного обеспечить индивидуальное развитие специалиста и его удовлетворительную социальную внедренность [2].

Специфика музыкально-педагогического образовательного процесса (в частности, его психофизиологический аспект, связанный с возрастными особенностями) состоит в прямой зависимости эффективности высшего обучающего звена от начальной музыкальной подготовки. Продуктивность высшего музыкально-педагогического образования зависит от таких показателей, как уровень довузовской подготовки и ее непрерывность. Отметим, что уровень довузовского обучения (качественный показатель) и его непрерывность (процессуальный показатель) находятся в тесной взаимосвязи, которая характеризует преемственность как важнейший принцип музыкально-педагогического образования. Мировой образовательный опыт показывает, что эффективность довузовского этапа подготовки специалиста может быть обеспечена с помощью профилизации обучения на старшей ступени школы [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.