Educational Technology & Society 11(4) 2008
ISSN 1436-4522
Информационная составляющая профессиональной подготовки бакалавров экономического профиля
Л.В.Смоленцева, ст. преподаватель, Академия управления ТИСБИ, Казань, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены этапы и процесс разработки методического материала при информационной подготовке бакалавров экономического профиля. Обобщены задачи, стоящие перед экономистами различных специальностей при изучении информационных дисциплин.
The article considers the stages and the process of methodological approach during the computer-studying course of bachelors majoring in economics.
The article dwells upon the issues challenging the economists of various qualifications while studying computers.
Ключевые слова
компетентность, бакалавр, контекстное обучение, технология подготовки competence, the bachelor, contextual training, technology of preparation
В настоящее время развитие отечественной системы высшего профессионального образования во многом определяется Болонским соглашением и обусловлено переходом к компетентностной модели специалиста на всех уровнях подготовки (бакалавр - специалист - магистр). В условиях рыночной экономики традиционная подготовка студентов экономических специальностей, учитывающая только требования Госстандарта ВПО, не удовлетворяет современные потребности рынка труда. Если раньше в период распределительной системы выпускник вуза мог постепенно адаптироваться к условиям работы, то сейчас от него требуется полной профессиональной реализации соответствующего уровня компетентности. Компетентность - это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать и правильно применять свои знания. Поскольку бакалавр является специалистом первой ступени высшего образования, его востребованность на рынке труда главным образом определяется профессиональной компетентностью. Профессиональную компетентность можно охарактеризовать как способность мобилизовать персональные ресурсы, организованные в систему знаний, умений, способности и личностные качества, необходимые для эффективного решения профессиональных задач в типовых и нестандартных ситуациях. Структура профессиональной компетентности обусловлена спецификой квалификационной характеристики и требованиями, предъявляемыми к носителю конкретной специальности. Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные знания, умения, личностные качества, приобретаемые в процессе овладения этими предметами. Современный специалист для решения профессиональных задач должен ориентироваться в информационных потоках, грамотно использовать средства вычислительной техники, то есть обладать информационной компетентностью. Развитие информационных технологий влечет перераспределение трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, что определяет новые функции в профессиональной деятельности выпускников вузов. Информационная компетентность - это интегральное качество личности, включающее в себя такие компоненты, как компьютерная грамотность; опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием современных компьютерных технологий для достижений профессионально значимых целей; готовность к самообразованию в сфере информационных технологий для постоянного повышения квалификации. В настоящее время успех процесса формирования информационной компетентности любого специалиста вообще и
будущего экономиста в частности зависит от хорошей общеобразовательной компьютерной подготовки. Таким образом, под профессионально-компьютерной компетентностью бакалавров экономического профиля будем понимать овладение интегрированной совокупностью профессионально-компьютерных знаний и умений на уровне, достаточном для решения профессиональных задач в зависимости от направления профиля подготовки.
На основании исследований, проводимых П.В. Беспаловым, представим процесс формирования профессионально-компьютерной компетентности бакалавров экономического профиля в виде комплекса из трех составляющих: функциональной, системной и акмеологической.
На первом этапе у бакалавров формируется функциональная составляющая.. Ее характеризуют: расширение и углубление знаний в области информатики и информационных технологий с учетом изучаемых экономических дисциплин, укрепление перцептивных способностей - к приобретению опыта работы с символами и знаками и к развитию воображения, развитие умственных способностей - к построению динамической модели решения экономических задач с помощью использования специализированных программных средств, к поиску необходимой информации в гипертексте. Формируются новые коммуникативные способности к взаимодействию с компьютером в учебной деятельности.
На втором этапе происходит формирование системной составляющей. На этом уровне развиваются более сложные формы способностей к воображению при включении в виртуальные экономические ситуации, к мышлению стандартизированными алгоритмами как условию перехода от одного программного решения к другому. Возникают новые виды коммуникативных способностей к выбору оптимального диалогового режима работы с компьютером. Соответственно развиваются умения и навыки свободного ориентирования в мире компьютерных технологий, перехода от одного программного средства к другому, освоение новых универсальных программных средств. Все перечисленное требует уже целостной системы знаний в области информатики и информационных технологий. Функциональная и системная составляющие являются основой для перехода на следующий уровень - профессиональный, когда компьютер и компьютерные технологии непосредственно используются в трудовой профессиональной деятельности выпускника вуза.«... Мотивы профессионального использования компьютера вызывают к жизни новые формы умственных способностей к гибкому применению компьютерных средств при решении разных классов профессиональных задач, коммуникативных способностей к взаимодействию с компьютером в трудовой деятельности, способностей к разнообразию круга делового электронного общения. Расширяются знания о возможностях повышения производительности труда при использовании информационных технологий в конкретной деятельности, осваиваются умения решать профессиональные задачи с их применением»
На третьем этапе формируется акмеологическая составляющая. Она обеспечивается мотивацией человека к высоким достижениям в его профессиональном и личностном развитии с помощью использования информационных технологий, к осознанию и познанию себя как активного субъекта информационного общества. Эта мотивация предполагает наличие умственных способностей к планированию своей деятельности с целью достижения высоких профессиональных успехов и коммуникативной способности к развитию себя в условиях виртуального общения в контексте будущей профессии.
Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике А.А. Вербицкий в процессе обучения при подготовке специалиста выделил три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой.
К базовым формам деятельности относятся:
• учебная деятельность академического типа (собственно учебная
деятельность - лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);
• квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые
формы занятий);
• учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская
работа, производственная практика, дипломное проектирование).
По определению А. А. Вербицкого контекст - это «система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов».
Таким образом, формирование профессионально-компьютерной
компетентности у студентов экономических специальностей возможно только при выполнении определенного комплекса дидактических условий, под которыми понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. Выбор цели в виде сформированности профессиональнокомпьютерной компетентности бакалавров экономического профиля осуществляется на основе системного и акмеологического подходов. Формирование содержания информационной составляющей на основе выбранных подходов определяется с учетом принципов модульности и индивидуализации. Проектирование технологии обучения в соответствии с этими принципами осуществляется на основе дифференцированных заданий и межпредметных связей. Поскольку требования к подготовке специалистов определены их дальнейшей профессиональной деятельностью, сформируем схему подготовки бакалавров экономического профиля.
Рис. 1. Схема подготовки бакалавра экономического профиля, востребованного
на рынке труда
Анализ содержания требований ГОС ВПО, профессиограмм и квалификационных требований по специальностям, утвержденному Минтруда РФ, позволяет определить направления профессиональной подготовки специалистов,
востребованных на современном рынке труда. Если традиционное понятие «квалификация специалиста» подразумевает функциональное соответствие между требованиями будущего рабочего места и целями образования, а подготовка сводится к усвоению студентами стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» бакалавра предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, нести ответственность за последствия своей деятельности. В рамках выполнения задачи подготовки информационно компетентных бакалавров экономического профиля важным фактором является изучение общих закономерностей обработки информации на задачах, отражающих их будущую профессиональную деятельность.
Так как профессиограмма специальности включает в себя ряд требований, определенным образом взаимосвязанных, профессионально важных и определяющих профессиональную компетентность специалиста, рассмотрим профессиограмму бакалавра экономики: бакалавр экономики получает подготовку, достаточную для работы в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на административных должностях, в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего экономического образования. На основе полученных знаний выпускник способен осуществлять административную деятельность с целью повышения эффективности использования экономического потенциала хозяйственных субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, защите экономических интересов. Особое внимание при обучении студентов уделяется овладению основами рыночного ведения хозяйства, умению принимать ответственные решения в бизнесе. Выпускник легко может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности: управленческо-хозяйственной, финансовой и кредитной,
налогообложению, экспертно-консультационной, оценке собственности,
внешнеэкономической, научно-методической, научно-педагогической. Способности бакалавра экономики: высокоразвитые организаторские способности,
коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения); способность управлять собой; высокая способность влиять на окружающих методом убеждения, способность решать проблемные ситуации в короткие сроки; хорошо развитые аналитические способности; высокий уровень понятийного мышления, эрудированность, стремление к постоянному личностному росту, способность руководить, умение принимать решения в неопределенных ситуациях. Личностные качества: креативность, энергичность, четкие личные цели; навыки самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии.
Все эти требования должны быть учтены в процессе подготовки бакалавров экономического профиля
Рассмотрим обучение экономистов в Академии управлении ТИСБИ, где постепенно осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр-магистр). В настоящее время вуз готовит бакалавров по следующим экономическим специальностям: 060400 «Финансы и кредит», 061100 «Менеджмент организации», 351400 «Прикладная информатика в экономике».
На сегодняшний день эти специальности относятся к наиболее востребованным на рынке труда, так как ориентированы на различные сферы экономики. В ГОС ВПО по этим специальностям особое место отведено требованиям компьютерной подготовки: уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии. Для реализации этих задач в учебные планы подготовки по этим специальностям введены ряд информационных дисциплин. Бакалавры специальности «Финансы и кредит» в рамках цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» изучают дисциплины «Информатика», «Информационные системы в экономике». Менеджеры в разделе «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» изучают дисциплину «Информатика», а в разделе «Специальные дисциплины» изучают «Информационные технологии управления». Бакалавры - информатики на протяжении всего периода обучения в основном изучают только информационные дисциплины, так как это является основой их специализации. Практика
инновационного управления в сфере производства и коммерции российских предприятий на сегодняшний день испытывает острую потребность в новых программных продуктах и специалистах, владеющих навыками работы с ними. К такой продукции можно отнести разработку и применение профессиональных пакетов прикладных программ (ППП). ППП - это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от выполнения рутинной однообразной работы. В настоящее время в сфере экономического учета, финансового планирования и управления в нашей стране наибольшей популярностью пользуются программные продукты фирм «1С», «Про-ИнвестКонсалтинг», «Галактика». Поэтому будущим экономистам специальности 060400 «Финансы и кредит» можно рекомендовать изучение ППП компании «1С» «1С: Предприятие» и компании «Галактика» ППП «Галактика»; менеджерам специальности 061100 «Менеджмент организации» можно рекомендовать изучение ППП компании «Про-Инвест-Консалтинг»: «Project Expert», «Forecast Expert», «Sales Expert»; а информатикам специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» можно ознакомиться с принципами работы всех этих программ, включая уровень конфигурирования.
Учебный материал для студентов всех специальностей подбирается дифференцированно в зависимости от начального уровня их подготовки как по информационным так и по профессионально направленным дисциплинам.
Для иллюстрации можно привести фрагменты учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины «Информационные системы в экономике» (ИСЭ). УМК выполнен в соответствии с типовой примерной программой курса ИСЭ, размещенной на сайте ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» http// db. informika. ru/ spe/prog.htm.
Целью курса ИСЭ является приобретение студентами следующих профессионально - компьютерных компетентностей:
- овладение приемами работы со специализированными пакетами прикладных программ.
- совершенствование структуры потоков информации и системы
документооборота в фирме;
- овладение методами выбора рациональных вариантов решения управленческих задач за счет использования интеллектуальных информационных систем и различных видов информационных технологий.
Задачи, стоящие перед студентами при изучении курса ИСЭ:
- научиться обобщать полученные по пройденным предметам (см. карту межпредметных связей) знания и систематизировать их по информационным составляющим;
- научиться понимать связь и различия между информационными
системами и информационными технологиями;
- овладеть навыками работы с программными продуктами по конкретным отраслям;
- научиться прогнозировать экономическую ситуацию, используя
полученные знания в области информационных систем;
- овладеть методами самостоятельного применения профессиональных ППП в зависимости от сложившихся социально - экономических и организационных процессов в объектах управления.
Курс ИСЭ базируется на знаниях, полученных студентами по следующим дисциплинам:
Рис. 2. Карта межпредметных связей дисциплины ИСЭ
Большую роль в курсе ИСЭ имеет комплекс практических работ, главной задачей которого является обучение студентов самостоятельному применению специализированных ППП в дальнейшей профессиональной деятельности.
В Академии управления ТИСБИ в рамках информационных дисциплин бакалаврами всех направлений экономического профиля изучается ППП «1 С: Предприятие», так как этот программный продукт обладает большими дидактическими возможностями для обеспечения качественного обучения информационным системам и информационным технологиям в сфере учета, анализа и планирования. К основным достоинствам программы относятся: широкое
распространение, дружественный стандартный интерфейс, прозрачность полученных конечных результатов, возможность конфигурирования на всех этапах эксплуатации. Данный ППП является многомодульной информационной системой, позволяющей решать задачи управления предприятием любой формы собственности в рамках всех подразделений. На пользовательском уровне бакалавры всех специальностей изучают модули «Бухгалтерия», «Зарплата, кадры». Что касается бакалавров -информатиков, то они, пройдя пользовательский уровень, переходят на уровень конфигурирования системы 1 С, что предполагает изучение встроенного языка программирования 1 С. Изучение ППП происходит в форме деловой игры, когда студенты, работающие за компьютерами, разыгрывают роли сотрудников предприятия, выполняя те же самые действия по созданию и обработке документов, что и реальные работники. Таким образом достигается полная имитация квазипрофессиональной деятельности в рамках учебного пространства.
Опишем технологию обучения ППП «1С: Предприятие», модуль
«Бухгалтерия». На основе реальной задачи бухгалтерского учета промышленного предприятия разрабатывается сквозная обучающая задача, включающая все аспекты компьютерного ведения учета на предприятии, начиная с формирования справочников и ввода остатков по счетам и заканчивая формированием итоговых отчетов, включая квартальный баланс. Сквозная задача разбивается на несколько практических заданий по работе с наиболее распространенными разделами бухгалтерского учета (учет основных средств, банковские и кассовые операции, учет товаров, учет нематериальных активов и т.д.). Все задания в различных разделах логически взаимосвязаны, что в целом создает единую картину ведения компьютерного бухгалтерского учета на предприятии. Каждое задание состоит из двух частей: обучающего примера, в котором подробно расписывается порядок ведения учета в данном разделе, и нескольких самостоятельных заданий. В начале обучения студенты проходят предварительное тестирование остаточных знаний по предметам информационного цикла (информатика) и узкопрофессиональным (бухгалтерский учет и т.д.). В зависимости от результатов теста происходит дифференциация обучаемых на группы базового и повышенного уровня. Каждая группа получает разные по сложности задания. Студенту сначала предлагается выполнить обучающий пример, а затем самостоятельные задания. В конце каждого задания приведены контрольные тесты, выполнив которые, студенты получают
оценочные баллы. Количество набранных баллов характеризуют качество усвоения материала. Если итоги неудовлетворительные, то необходимо проанализировать свою работу и найти допущенные ошибки. Таким образом, практические занятия формируют пользовательские навыки работы с компьютером в контексте реальной профессиональной деятельности. На всех этапах обучения студенты могут оценить широту стоящей перед ними как экономистами, аналитиками, управленцами задачи.
Такая технология основана на мотивации изучения ППП, так как хороший специалист должен иметь в запасе набор отработанных методик, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно решать профессиональные задачи с помощью современных информационных систем. Умение работать с ППП расширяет диапазон трудоустройства выпускника, позволяет приобрести производственные навыки, что приносит уверенность в своих силах, а следовательно, повышает профессионализм экономиста и его конкурентоспособность на рынке труда.
Литература
[Аскерко Ю.И., 2007] Аскерко Ю.И. Формирование информационной
компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. пед.наук. - Магнитогорск, 2007. -С.60.
[Беспалов П.В., 2007] Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения. Режим доступа:
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus геаёте.рЬр?5иЬас1юп=5ЬожМ1&М=11931376 01&archive=1196815207&start from=&ucat=&, свободный.
[Бобиенко О.М., 2007] Бобиенко О.М. Модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса в высшей школе. - Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2007. - С.13.
[Вербицкий А.А., 1991] Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 152 с.
[Гоферберг А.В., 2007] Гоферберг А.В. Формирование информационной
компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства. Автореф. дисс. ... канд. пед.наук. - Новокузнецк, 2006. - С.15.
[Евладова Н.В., 2006] Евладова Н.В. Формирование информационной
компетентности студентов экономических специальностей ССУЗов. Дисс. . канд. пед. наук. - Благовещенск: РГБ, 2006. - С.41.
[Смоленцева Л.В., 2005] Смоленцева Л.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике». - Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2005. - 36с.
[Шипулина Л.А., 2004] Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий. Дисс. . канд.
пед.наук. - Ставрополь, 2004. - 199 с.