Л. В. Смоленцева, Л. Н. Журбенко
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: компетентность, бакалавр, контекстное обучение, технология подготовки. competence, the bachelor, contextual training, technology of preparation
Рассмотрены содержание и дидактический процесс профессиональнокомпьютерной подготовки бакалавров экономического профиля на основе ком-петентностного подхода. Обоснованы дидактические условия успешности такой подготовки.
The contents and didactic process of professional computer- training of bachelors of an economic structure on the basis of competence the approach are considered. Didactic conditions of success of such preparation are proved.
Новые задачи высшей школы продиктованы переменами в сфере технологий, глобализацией и рыночной конкуренцией. Сегодня компьютерные технологии стремительно унифицируют содержание образовательного процесса в России, приближая его к западноевропейским и американским стандартам. Компьютерные обучающие программы (копры), дистанционное обучение, новые методики тестовой оценки знаний стали сегодня едва ли не главными показателями эффективности работы каждого учебного заведения. Поскольку бакалавр является специалистом первой ступени высшего образования, его востребованность на рынке труда главным образом определяется профессиональной компетентностью. Компетентность - это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать и правильно применять свои знания. Профессиональную компетентность можно охарактеризовать как способность мобилизовать персональные ресурсы, организованные в систему знаний, умений, способности и личностные качества, необходимые для эффективного решения профессиональных задач в типовых и нестандартных ситуациях. Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные знания, умения, личностные качества, приобретаемые в процессе овладения этими предметами.
Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике А.А. Вербицкий в процессе обучения при подготовке специалиста выделил три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой. К базовым формам деятельности относятся:
- учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность -лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);
- квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);
- учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование) [1].
По определению А.А.Вербицкого, контекст - это «система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов».
Анализ содержания требований ГОС ВПО, профессиограмм и квалификационных требований по специальностям, утвержденного Минтруда РФ, позволяет определить на-
правления профессиональной подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. Профессиограмма специальности включает в себя ряд требований, определенным образом взаимосвязанных, профессионально важных и определяющих профессиональную компетентность специалиста. Профессиограмма бакалавра экономики включает как квалификационные требования, так и личностные, определяющие его способности [2]. Следовательно, бакалавр с квалификаций «экономист» должен не только разбираться в финансово-экономических понятиях, но ив совершенстве владеть принципами работы информационных систем, уметь выбирать из огромного количества предлагаемых на сегодняшнем информационном рынке те программные пакеты, которые будут ему необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, бакалавр должен обладать профессионально-компьютерной компетентностью.
На основании исследований, проводимых П.В. Беспаловым [3], представим процесс формирования профессионально-компьютерной компетентности бакалавров экономического профиля в виде комплекса из трех составляющих: функциональной, системной и ак-меологической.
На первом этапе у бакалавров формируется функциональная составляющая. Ее характеризуют: расширение и углубление знаний в области информатики и информационных технологий с учетом изучаемых экономических дисциплин, укрепление перцептивных способностей - к приобретению опыта работы с символами и знаками и к развитию воображения, развитие умственных способностей - к построению динамической модели решения экономических задач с помощью использования специализированных программных средств, к поиску необходимой информации в гипертексте. Формируются новые коммуникативные способности к взаимодействию с компьютером в учебной деятельности.
На втором этапе происходит формирование системной составляющей. На этом уровне развиваются более сложные формы способностей к воображению при включении в виртуальные экономические ситуации, к мышлению стандартизированными алгоритмами как условию перехода от одного программного решения к другому. Возникают новые виды коммуникативных способностей к выбору оптимального диалогового режима работы с компьютером. Соответственно, развиваются умения и навыки свободного ориентирования в мире компьютерных технологий, перехода от одного программного средства к другому, освоение новых универсальных программных средств. Все перечисленное требует уже целостной системы знаний в области информатики и информационных технологий. Функциональная и системная составляющие являются основой для перехода на следующий уровень - профессиональный, когда компьютер и компьютерные технологии непосредственно используются в трудовой профессиональной деятельности выпускника вуза
На третьем этапе формируется акмеологическая составляющая. Она обеспечивается мотивацией человека к высоким достижениям в его профессиональном и личностном развитии с помощью использования информационных технологий, к осознанию и познанию себя как активного субъекта информационного общества. Эта мотивация предполагает наличие умственных способностей к планированию своей деятельности с целью достижения высоких профессиональных успехов и коммуникативной способности к развитию себя в условиях виртуального общения в контексте будущей профессии.
Все эти требования должны быть учтены в процессе подготовки бакалавров экономического профиля
Рассмотрим подготовку бакалавров по следующим экономическим специальностям: 060400 «Финансы и кредит», 061100 «Менеджмент организации», 351400 «Прикладная информатика в экономике». На сегодняшний день эти специальности относятся к наиболее востребованным на рынке труда, так как ориентированы на различные сферы экономики.
В ГОС ВПО по этим специальностям особое место отведено требованиям компьютерной подготовки: уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии. Для реализации этих задач в учебные планы подготовки по этим специальностям введен ряд информационных дисциплин. Бакалавры специальности «Финансы и кредит» в рамках цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» изучают дисциплины «Информатика», «Информационные системы в экономике». Менеджеры в разделе «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» изучают дисциплину «Информатика», а в разделе «Специальные дисциплины» изучают «Информационные технологии управления». Бакалавры - информатики на протяжении всего периода обучения в основном изучают только информационные дисциплины, так как это является основой их специализации. Практика инновационного управления в сфере производства и коммерции российских предприятий на сегодняшний день испытывает острую потребность в новых программных продуктах и специалистах, владеющих навыками работы с ними. К такой продукции можно отнести разработку и применение профессиональных пакетов прикладных программ (ППП). ППП - это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от выполнения рутинной однообразной работы. В настоящее время в сфере экономического учета, финансового планирования и управления в нашей стране наибольшей популярностью пользуются программные продукты фирм «1 С», «Про-Инвест-
Консалтинг», «Галактика». Поэтому будущим экономистам специальности 060400 «Финансы и кредит» можно рекомендовать изучение ППП компании «1С» «1С: Предприятие» и компании «Галактика» ППП «Галактика»; менеджерам специальности 061100 «Менеджмент организации» можно рекомендовать изучение ППП компании «Про-ИнвестКонсалтинг»: «Project Expert», «Forecast Expert», «Sales Expert»; а информатикам специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» можно ознакомиться с принципами работы всех этих программ, включая уровень конфигурирования систем.
Учебный материал для студентов всех специальностей строится в виде интегрированных модулей в зависимости от начального уровня их подготовки, как по информационным, так и по профессионально направленным дисциплинам. Модульная система предполагает деление учебной дисциплины на крупные блоки (модули) так, чтобы темы каждого из них были внутренне связаны между собой, содержали ее завершающие разделы, а также рубежные контрольные точки, что позволяет преподавателям проводить постоянный мониторинг качества усвоения учебного материала и оказывать необходимую помощь при выполнении студентами самостоятельных работ. Поскольку задачи обучения могут со временем меняться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложен базовый компонент и вариативная часть. Базовый компонент представляет собой фундаментальное понятие дисциплины - явления, законы, структурный план или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменений и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента.
Для иллюстрации можно привести фрагменты учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины «Информационные системы в экономике» (ИСЭ) [4]. УМК выполнен в соответствии с типовой примерной программой курса ИСЭ, размещенной на сайте Гос-НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» http//db.informika.ru/spe/prog.htm.
Целью курса ИСЭ является приобретение студентами следующих профессиональнокомпьютерных компетенций:
- овладение приемами работы со специализированными пакетами прикладных программ.
- совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
- овладение методами выбора рациональных вариантов решения управленческих задач за счет использования интеллектуальных информационных систем и различных видов информационных технологий.
Задачи, стоящие перед студентами при изучении курса ИСЭ:
- научиться обобщать полученные по пройденным предметам (см. карту межпредметных связей) знания и систематизировать их по информационным составляющим;
- научиться понимать связь и различия между информационными системами и информационными технологиями;
- овладеть навыками работы с программными продуктами по конкретным отраслям;
- научиться прогнозировать экономическую ситуацию, используя полученные знания в области информационных систем;
- овладеть методами самостоятельного применения профессиональных ППП в зависимости от сложившихся социально - экономических и организационных процессов в объектах управления.
Курс ИСЭ базируется на знаниях, полученных студентами по следующим дисциплинам (рис. 1).
Рис. 1 - Межпредметный блок профессионально-компьютерной подготовки
Для успешного усвоения курс ИСЭ разбивается на логически завершенные и взаимосвязанные модули, соответствующие сферам будущей профессиональной деятельности. Каждый модуль состоит из 2-4 тем, содержащих определенный раздел учебного материала, и представляет собой законченный блок информации. По каждой теме в соответствии с учебным планом читаются лекции и проводятся практические занятия. Предусмотрена индивидуальная самостоятельная работа, состоящая из подготовки к разделам, выделенным для самостоятельного изучения. Большую роль в курсе ИСЭ имеет комплекс практических работ, главной задачей которого является обучение студентов самостоятельному применению специализированных пакетов прикладных программ (ППП) в дальнейшей
профессиональной деятельности. Изучение ППП происходит в форме деловой игры, когда студенты, работающие за компьютерами, разыгрывают роли сотрудников предприятия, выполняя те же самые действия по созданию и обработке документов, что и реальные работники. В зависимости от результатов теста происходит дифференциация обучающихся на группы базового и повышенного уровня. Каждая группа получает разные по сложности задания. Студенту сначала предлагается выполнить обучающий пример, а затем самостоятельные задания. В конце каждого задания приведены контрольные тесты, выполнив которые, студенты получают оценочные баллы. Количество набранных баллов характеризуют качество усвоения материала. Если итоги неудовлетворительные, то необходимо проанализировать свою работу и найти допущенные ошибки. Таким образом, достигается полная имитация квазипрофессиональной деятельности в рамках учебного пространства. Данное деление дисциплины на модули активизирует самостоятельную работу студентов, повышает интенсивность и системность учебной работы, регулирует контроль учебной деятельности студентов в течение семестров, усиливает мотивацию студентов к изучению учебного материала. На всех этапах обучения студенты могут оценить широту стоящей перед ними как экономистами, аналитиками, управленцами задачи. Такая технология основана на мотивации изучения предмета, так как хороший специалист должен иметь в запасе набор отработанных методик, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно решать профессиональные задачи с помощью современных информационных систем и позволит стать более успешным на рынке труда.
Таким образом, формирование профессионально-компьютерной компетентности будет успешным, если выполняются следующие дидактические условия:
1) Определен интегрированный блок дисциплин, в процессе изучения которых формируется профессионально-компьютерная компетентность с выделением ключевой дисциплины профессионально-компьютерной подготовки.
2) Формируется содержание профессионально-компьютерной подготовки в соответствии с системным и контекстным подходами в виде системы интегрированных модулей.
3) Проектируется технология профессионально-компьютерной подготовки в соответствии с акмеологическим подходом для формирования способности к саморазвитию будущего специалиста (выпускника) в условиях виртуального общения в контексте будущей специальности
Литература
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. - 152 с.
2. Профессиограмма направления 080100.62: Экономика. Квалификация: Бакалавр экономики. Режим доступа: http://www.tolgas.ru/specialities.asp?s=177&o=6&mn=mn1&sys= 1Т
3. Беспалов, П.В. Компьютерные компетенции / П.В. Беспалов. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme .php?subaction=showfull&id=1193137601&archive =1196815207&start_from=&ucat=&
4. Смоленцева, Л.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике» / Л.В. Смоленцева. - Казань: Изд. центр Академии управления «ТИСБИ», 2005. - 36с.
© Л. В. Смоленцева - соиск. каф. высшей математики КГТУ, e-mail:[email protected]; Л. Н. Жур-бенко - д-р пед. наук, проф. той же кафедры.