Научная статья на тему 'Информационные технологии в подготовке бакалавров по направлению «Экономика»'

Информационные технологии в подготовке бакалавров по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БАКАЛАВР / СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕCONOMICS / BACHELOR / STANDARD / COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Д. А.

Показана роль и место информационных технологий в подготовке бакалавра по направлению «Экономика». Предложена концепция использования информационных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF BACHELORS IN ECONOMICS

The role and place of information technologies in teaching bachelors in economics are determined in the article. The concept of using information technologies in educational process is suggested.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в подготовке бакалавров по направлению «Экономика»»

УДК 378.1

Д.А. Марков

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»*

Показана роль и место информационных технологий в подготовке бакалавра по направлению «Экономика». Предложена концепция использования информационных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: экономика, бакалавр, стандарт, компетенция, информационные технологии.

С 2011 года в России принята двухуровневая система высшего профессионального образования (ВПО), интегрированная с Европейской образовательной системой, что призвано обеспечить единство ВПО на территории стран, подписавших Болонскую декларацию.

Болонская декларация содержит 10 основных направлений деятельности:

1) введение понятных, сравнимых степеней, приложения к диплому;

2) переход на систему высшего образования, состоящую из двух циклов;

3) введение системы зачетных единиц как средства развития мобильности студентов;

4) развитие мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала;

5) развитие сотрудничества в области обеспечения качества с целью разработки сравнимых критериев и методик;

6) формирование европейского пространства высшего образования с акцентом на образовательные программы, межвузовское сотрудничество, интегрированные программы обучения и исследований;

7) введение третьего цикла в общую систему высшего образования;

8) придание европейского измерения высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение его привлекательности и конкурентоспособности;

9) обеспечение социальной направленности высшего образования;

10) развитие обучения в течение жизни.

© Марков Д.А., 2012

Марков Денис Анатольевич - канд. экон. наук, доц. кафедры менеджемента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета.

* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 12-12-59500.

В России в 2009 году разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ориентированные на подготовку студента в соответствии с данными направлениями. Приказом Минобрнауки введен в действие ФГОС подготовки бакалавров по направлению «Экономика» [6]. Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года. Трудоемкость составляет 240 зачетных единиц (ЗЕТ). Подготовка бакалавра по направлению «Экономика» предусматривает формирование у него 16 общекультурных и 15 профессиональных компетенций.

Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение [4]. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7], что предусматривает реализацию компетентностного подхода, заложенного образовательным стандартом. Компетентность - это готовность специалиста к деятельности, состояние, адекватное выполнению задачи [3].

Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением (ссуз, вуз), и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях (что выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, особенно технического профиля, пришедших по распределению на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили в институте, и слушай меня!»). В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу [2]. Поэтому переход России на двухуровневую систему образования призван унифицировать систему ВПО и ориентировать ее на подготовку специалиста, отвечающего требованиям современных социально-экономических условий.

Говоря о ФГОС подготовки бакалавра по направлению «Экономика», следует отметить, что в нем заложен компетентностный подход: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обу-

чающихся» [6]. Данный подход предусматривает большую долю практических занятий (более 50 %), по сравнению с лекционными. Кроме того, в соответствии с ФГОС 20 % занятий дожны проводиться в интерактивной форме.

Анализируя ФГОС по направлению «Экономика», можно отметить, что все профессиональные компетенции требуют знаний, умений и навыков применения компьютерных информационных технологий в их освоении. Любая информационная технология (ИТ) должна рассматриваться как средство обеспечения основного вида деятельности. Поэтому изучение таких дисциплин, как «Эконометрика», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ» и многих других, невозможно без освоения компьютерных ИТ. При этом каждый абитуриент, поступая в вуз уже обладает (должен обладать) базовыми знаниями и практическими навыками по применению компьютера к решению учебных задач. Умение выпускника применять технологии MS Office (Open Office) по управлению документами, таблицами, презентациями, Internet, электронной почты и др. позволяет выпускнику не только овладеть всеми профессиональными компетенциями, но и даст возможность самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками [5].

При этом владение информационными технологиями при подготовке бакалавра можно разделить на две основные части:

1) базовые ИТ;

2) ИТ профессиональной (экономической) деятельности.

Базовые ИТ должны позволять студенту осваивать основные учебные дисциплины в соответствии с учебным планом. Поскольку абитуриенты, поступающие в вуз, имеют все-таки различный исходный уровень владения ИТ, несмотря на базовое общее (полное) среднее, начальное профессиональное (НПО) или среднее профессиональное (СПО) образование, необходима на первом курсе обучения дисциплина, позволяющая освоить и закрепить базовые ИТ.

Ранее в Государственном образовательном стандарте (ГОС) второго поколения по специальности «Экономика и управление на предприятии» (ЭУП) была предусмотрена дисциплина «Информатика» [1], относящаяся к федеральному компоненту обязательных дисциплин естественно-научного цикла, предусматривающая изучение базовых ИТ. В действующий ФГОС данная дисциплина не включена, а общекультурная компетенция 13 (ОК 13) («владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях») нацелена на формирование базовых знаний, умений и навыков использования ИТ.

Почти все профессиональные компетенции предусматривают их формирование на основе использования базовых ИТ. Что следует отнести к базо-

вым ИТ? Те технологии, которые позволяют осваивать профессиональные дисциплины направления и профиля подготовки. Студент должен уметь работать с операционной системой Microsoft Windows, пакетом Microsoft Office или Open Office, прежде всего с текстовым редактором, табличным процессором, презентациями, web-браузером Internet Explorer (или аналогичными), электронной почтой.

Безусловно, что ИТ подразумевают использование не только компьютерных ИТ. Студент должен уметь составлять организационно-распорядительную документацию и знать принципы документооборота, при этом внимание следует уделить как работе с бумажными документами, так и с электронными. Письменные работы должны оформляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Начиная с первого курса обучения у студента должна формироваться компьютерная грамотность, позволяющая применять ИТ для решения учебных задач.

В ГОС второго поколения по специальности ЭУП была предусмотрена дисциплина федерального компонента «Документирование управленческой деятельности», раскрывающая базовые принципы документирования и организации работы с официальными документами согласно утвержденным государственным стандартам (ГОСТ). Используя возможности компьютерных ИТ на практических занятиях, можно подготовить студента к формированию документации в соответствии с ГОСТ, что в свою очередь позволит при дальнейшем изучении дисциплин в оформлении учебных документов применять унификацию и стандартизацию.

На более старших курсах следует рассматривать изучение ИТ в профессиональной деятельности. ИТ в экономике должны основываться на решении экономических задач (расчета, учета, анализа, планирования) при помощи электронных таблиц MS Excel или Open Office Calc. Студент-экономист должен понимать возможности электронных таблиц (ЭТ), позволяющих проводить типовые экономические расчеты, составлять бухгалтерский баланс, анализировать финансовое состояние, рассчитывать бюджет движения денежных средств и т.п. Поэтому представляется целесообразным проведение практических занятий по профессиональным дисциплинам в специализированных аудиториях, оборудованных компьютерной техникой. Конечно, не все практические или лабораторные занятия требуют компьютерной техники, но предусмотреть возможность проведения 25 % занятий с использованием компьютерной техники представляется целесообразным.

В ГОС второго поколения по специальности ЭУП среди федеральных компонентов естественно-научного цикла была включена дисциплина «Информационные технологии в экономике» (ИТЭ), которая, согласно указанным в стандарте дидактическим единицам, во многом могла дублироваться другими дисциплинами, такими как «Информатика», «Документирование

управленческой деятельности», «Информационная безопасность» или «Защита информации» и др.

Во ФГОС подготовки бакалавра по направлению «Экономика» дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии в экономике» отсутствуют, как среди математического, так и среди профессионального цикла. Компьютерные ИТ можно применять для решения прикладных задач экономики непрерывно в течение всего периода обучения, поэтому нет необходимости осваивать дисциплину «Информационные технологии в экономике» (или аналогичной). Если рассмотреть дисциплины профессионального цикла через применение специальных ИТ, то можно рекомендовать использование следующих пакетов прикладных программ (ППП) по направлению «Экономика»:

Макроэкономика ЭТ

Микроэкономика ЭТ

Эконометрика ЭТ, MathCad

Статистика ЭТ, SPSS, Statistica

Бухгалтерский учет и анализ 1С: Предприятие

Деньги, кредит, банки ЭТ

Институциональная экономика ЭТ

История экономических учений не требуется

Корпоративные финансы ЭТ, Project Expert,

Макроэкономическое планирование и прогнозирование Альт-Инвест

Маркетинг ЭТ, SPSS

Менеджмент ЭТ

Мировая экономика и международные экономические отношения ЭТ

Теория отраслевых рынков ЭТ

Финансы ЭТ

Экономика труда ЭТ

Экономика общественного сектора ЭТ

Можно видеть, что ключевое место среди ИТ отводится электронным таблицам. Поэтому при подготовке бакалавра по направлению «Экономика» основной акцент необходимо сделать на освоение таких ППП, как MS Office Excel или Open Office Calc, так как именно они наиболее широко используются в профессиональной деятельности, согласно стандарту.

Бакалавр по направлению «Экономика» должен быть подготовлен к следующим видам деятельности [6]: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в ос-

новном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Все виды профессиональной деятельности предусматривают использование ИТ, как в широком понимании - обеспечение подготовки документов с использованием компьютера, так и в узком - составление специальных форм отчетности, необходимых для решения конкретных задач.

Конечно, изучение специальных ППП может оказаться также целесообразным. Использование таких ППП, как MS Project, MS Visio, Mind Manager, Aris и др., в профессиональной деятельности специалиста (прежде всего связанного с информационно-аналитическими расчетами) определяется спецификой работодателя будущего бакалавра экономики. Однако способность самостоятельно осваивать новые ИТ в профессиональной деятельности формируется через решение прикладных задач с использованием базовых ИТ (прежде всего MS Office и Open Office). Понимая специфику задачи и зная, что необходимо сделать для ее решения, специалист способен решить ее на основе применения базовой ИТ. Впоследствии при регулярном решении подобной задачи не составляет особого труда освоить новую ИТ самостоятельно или обучаясь по краткосрочной дополнительной образовательной программе.

Поэтому мы считаем, что для реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС подготовки бакалавра по направлению «Экономика», следует ввести дисциплину, которая бы формировала умение студента работать с базовыми ИТ. Это может быть «Информатика», «Информационные технологии» или аналогичная дисциплина, которая была бы обязательна для всех студентов. По дисциплинам профессионального цикла надо предусмотреть возможность проведения практических или лабораторных занятий в объеме 20-25 % аудиторной нагрузки в компьютерном классе для решения практических задач в соответствии с тематическим планом дисциплины.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Квалификация: экономист-менеджер [Электронный ресурс]. - URL: http://eduscan.net/standart/080502

2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - Т. 10, № 3. -С.361-365.

3. Котельникова И.М., Еремеева О.А. Формирование профессиональных компетенций как проблема повышения качества образования // Успехи современного естествознания. Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 55-57.

4. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. - 1998. - № 1. - С. 36-38.

5. Марков Д. А. Информационные технологии в подготовке выпускников с высшим профессиональным образованием по направлению 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент», квалификация (степень) «бакалавр» // Формирование гуманитарной среды в вузе: Инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф., г. Пермь, 25-28 апреля 2011 г. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. - С. 105-107.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика (квалификация (степень): бакалавр» [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7198/747-2009.pdf

7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Получено 15.05.2012

D.A. Markov

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF BACHELORS IN ECONOMICS

The role and place of information technologies in teaching bachelors in economics are determined in the article. The concept of using information technologies in educational process is suggested.

Keywords: еconomics, bachelor, standard, competence, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.