Научная статья на тему 'Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам'

Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2867
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭКОНОМИСТЫ / ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ / АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ / INFORMATION DISCIPLINE / ECONOMISTS / SOFTWARE PACKAGES / THE ALGORITHMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Смоленцева Лариса Владиславовна

В статье описана технология применения пакетов прикладных программ в процессе обучения студентов будущих экономистов информационным дисциплинам. Рассмотрена классификация прикладных пакетов, дана их характеристика с учетом возможных сфер применения. Разобраны алгоритмы изучения профессиональных программных пакетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Смоленцева Лариса Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the technology application software packages in the learning process of students future economists of information discipline. Classification of software packages considered. Their characterization is given in view of possible applications. Steps-study office software algorithms are studied. Algorithms work with programs briefly explain.

Текст научной работы на тему «Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам»

Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам

Смоленцева Лариса Владиславовна к.п.н., доцент кафедры информационных технологий, Университет управления «ТИСБИ», ул. Муштари, 13, г. Казань, 420012, (843) 238-68-56 [email protected]

Аннотация

В статье описана технология применения пакетов прикладных программ в процессе обучения студентов - будущих экономистов информационным дисциплинам. Рассмотрена классификация прикладных пакетов, дана их характеристика с учетом возможных сфер применения. Разобраны алгоритмы изучения профессиональных программных пакетов.

This article describes the technology application software packages in the learning process of students - future economists of information discipline. Classification of software packages considered. Their characterization is given in view of possible applications. Steps-study office software algorithms are studied. Algorithms work with programs briefly explain.

Ключевые слова

Информационные дисциплины, экономисты, пакеты прикладных программ, алгоритмы работы.

Information discipline, economists, software packages, the algorithms

Введение

Важной задачей образования будущих экономистов следует считать их подготовку для реальных условий профессиональной деятельности, раскрытие творческого потенциала и способностей к самостоятельным действиям. Так как работа любого практикующего экономиста связана с компьютером, необходимо осуществлять последовательное обучение студентов информационным дисциплинам, начиная с первого курса вуза. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности является показателем высокой эффективности управленческого труда, характеристикой потенциальных возможностей будущих экономистов. Поэтому одним из важнейших факторов повышения качества подготовки специалистов в области экономики является их умение работать со специализированными пакетами прикладных программ для решения повседневных профессиональных задач.

Теоретические аспекты использования пакетов прикладных программ

Пакеты прикладных программ (ППП) - это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от выполнения рутинной однообразной работы. Прикладные пакеты предназначены для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. Поэтому этот класс программ представляет наибольший интерес для массового пользователя компьютеров.

Из-за огромного разнообразия прикладного программного обеспечения существует множество вариантов его классификации [1]. Рассмотрим наиболее общую классификацию прикладных пакетов. Различают следующие виды ППП:

- проблемно-ориентированные - используются для тех проблемных областей, в которых возможна типизация функций управления, структур данных и алгоритмов обработки. Например, это ППП автоматизации бухучета, финансовой деятельности, управления персоналом и т.д.;

- методо-ориентированные - характеризуются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономикоматематический метод, используемый для решения задач. К пакетам этой категории относятся программные средства, реализующие методы математического программирования (линейного, динамического, статистического и т.д.), сетевого планирования и управления, теории массового обслуживания; математической статистики и др.

- автоматизации проектирования - используются в работе конструкторов и технологов, связанных с разработкой чертежей, схем, диаграмм;

- общего назначения - поддерживают компьютерные технологии конечных пользователей и включают текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базами данных (СУБД);

- офисные - обеспечивают организационное управление деятельностью офиса. Включают органайзеры (записные и телефонные книжки, календари, презентации и т.д.), средства распознавания текста;

- настольные издательские системы -более функционально мощные текстовые процессоры;

- системы искусственного интеллекта - используют в работе некоторые принципы обработки информации, свойственные человеку. Включают информационные системы, поддерживающие диалог на естественном языке; экспертные системы, позволяющие давать рекомендации пользователю в различных ситуациях; интеллектуальные пакеты прикладных программ, позволяющие решать прикладные задачи без программирования.

В экономической практике в основном используются проблемноориентированные ППП. Они, в свою очередь, подразделяются на проблемноориентированные ППП для промышленной сферы и проблемно-ориентированные ППП непромышленной сферы. Первые должны составлять технологическую основу не только для планирования производства усовершенствованными методиками, контроля за выполнением плана работ, но и обеспечивать движение финансовых и трудовых ресурсов, осуществлять ряд функций, связанных с контролем сервисного обслуживания, распределением готовой продукции и маркетингом. Вторые предназначены для автоматизации деятельности фирм, не связанных с материальным

производством (банки, биржи, торговля и т.п.) Требования к ППП этого класса предусматривают создание интегрированных многоуровневых ППП.

Интегрированные пакеты представляют собой набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, реализованные на общей вычислительной и операционной платформе. К наиболее распространенным интегрированным ППП относятся ППП, компонентами которых являются: СУБД; текстовый редактор; табличный процессор; органайзер; средства поддержки электронной почты; программы создания презентаций; графический редактор. Компоненты интегрированных ППП могут работать изолированно друг от друга, но основные их достоинства проявляются в разумном сочетании друг с другом, в унифицированном для различных компонентов интерфейсе. К интегрированным ППП можно отнести ППП отдельных предметных областей, которые являются одним из основных направлений развития индустрии создания программных продуктов. На протяжении последних двадцати лет активно разрабатываются и применяются ППП для таких предметных областей, как бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, документационное обеспечение управления, налогообложение, управление проектами и персоналом, банковское дело, статистическая обработка данных, финансовый анализ, планирование и принятие решений, страховая деятельность и другие области данной сферы. Для таких ППП характерно следующие тенденции в области развития:

- создание программных комплексов в виде автоматизированных рабочих мест (APM);

- создание интегрированных систем управления предметной областью на

базе вычислительных сетей, объединяющих АРМы в единый

программный комплекс с архитектурой "клиент - сервер";

- организация данных больших информационных систем в виде

распределенной базы данных в сети ЭВМ;

- наличие простых языковых средств конечного пользователя для запросов к базе данных;

- создание программного обеспечения, позволяющего настраивать функции обработки данных конечными пользователями (без участия программистов);

- защита программ и данных от несанкционированного доступа

(парольная защита на уровне функций, режимов работы, данных).

Для подобного класса ППП высоки требования к оперативности обработки данных (к примеру, пропускная способность для банковских ППП должна составлять несколько сот транзакций в секунду). Также велики объемы хранимой информации в базах данных, что обусловливает повышенные требования к средствам администрирования данных (актуализации, копирования, обеспечения производительности обработки данных).

Особое место среди ППП занимают офисные пакеты, которые представляют собой набор приложений, предназначенных для работы с электронной документацией. Хотя единого, стандартного "офиса" не существует, к подобным ППП предъявляются определенные требования. Например, любой офисный пакет должен содержать текстовый и табличный редакторы. При этом все программы, входящие в офисный пакет, должны быть совместимы, то есть уметь работать вместе, в единой связке, создавая и обрабатывая в несколько рук один документ. Например, в любой документ текстового редактора Microsoft Word можно вставить электронную таблицу, подготовленную в Microsoft Excel и наоборот. Также приветствуется программная совместимость между ППП различного класса. Например, в документ Microsoft Office (Word, Excel) можно перевести

сформированный отчет, созданный ППП "1С:Предприятие" [2]. Без знаний и умений работать с такими ППП выпускник вуза имеет гораздо меньше шансов быть конкурентоспособным на рынке труда, особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день требования к специалистам неуклонно возрастают.

Практические аспекты использования ППП в процессе обучения

Качество обучения в вузе определяется уровнем базовой подготовки и умением использовать вычислительную технику для решения конкретных профессиональных задач. Не вызывает сомнений, что использование ППП позволяет всемерно активизировать и интенсифицировать обучение студентов всех направлений в целом и экономических направлений в частности. Без знаний и навыков работы с прикладными пакетами будущий экономист имеет гораздо меньше шансов быть конкурентоспособным на рынке труда, особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день требования к выпускникам неуклонно возрастают. В Университете управления "ТИСБИ" в процессе преподавания информационных дисциплин, таких как "Информатика", "Экономические информационные системы", "Предметно-ориентированные экономические информационные системы" и т.д., лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах с использованием различных ППП. Первая часть обучения будущих экономистов предполагает освоение базовых принципов работы в ППП Microsoft Office, особенно в табличном редакторе "Microsoft ЕхсеГ'[3]. Например, для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Компьютерный практикум" заранее подготавливается раздаточный материал с описанием алгоритма выполнения конкретного задания в офисном ППП. Рассмотрим в качестве примера занятие по теме "Составление теста с помощью Microsoft ЕхсеГ. На рис.1 показан фрагмент задания на рабочем листе табличного редактора.

[xji q g- о* * ідта

Главная Вставка

Разметка страницы

Формулы

делаем тест - Microsoft Excel

Данные Рецензирование Вид

Обычный

в Страничный режим

11^1 Представления Разметка ___

страницы Ш Во весь экран Режимы просмотра книги

s О ГЛ ІІ£>І ^Ноеое

\ Ыа 1э£! q УпорЯ(

Показать Масштаб 100% Масштаб по

выделенному Масштаб

! ОКНО эрядочить все ] Закрепить области Л

II

1 ТЕСТ

г Инструкция

3 Щелкните в ячейке "№ правильного ответа" затем по кнопке со стрелкой и выберете номер правильного ответа, на ваш взгляд, ответ

4

5 № Загадка Варианты ответа JS's правильного ответа

5 1 Устройство для отображения информации 1. принтер 2

7 2. монитор

в 3. мышь

9 2 Единица информации 1. бит 1

10 2. байт

11 З.слот

12 3 Именованное место, где может храниться информация 1.папка 3

13 2. ключ

14 3 файл

Рис.1. Фрагмент рабочего листа Ехсе1

Студенты делают задание, опираясь на подробный алгоритм его выполнения. При этом они могут самостоятельно вносить изменения в этот алгоритм, оптимизируя сам процесс работы с компьютером.

Далее приводится подробное описание последовательности действий:

- В ячейке G5 напишите слово "результат".

- Сделайте текущей ячейку G6. Убедитесь, что ячейка является объединенной из трех ячеек (G6 - G8) Если это не так, то объедините ячейки.

- Установите курсор в объединенной ячейке G6. Щелкните по кнопке fx или выполните команду меню Формулы - Вставить Функцию. Выберите категорию Логические, функцию ЕСЛИ.

- Щелкнув по кнопке ОК, вы перейдете ко второму окну Мастера функций. Заполните его как показано на рис.2. (Адрес ячейки в окне Мастера функций можно ввести щелчком левой клавиши мыши по этой же ячейке в таблице Excel). Чтобы не проводить описанную операцию для каждого вопроса (загадки), с помощью автозаполнения по маркеру скопируйте эту функцию ЕСЛИ в нижеследующие ячейки (т.е. ячейки G9- G35).

- Установите курсор в ячейке 036. Щелкните по кнопке "Автосумма", укажите правильный диапазон ячеек (06:035), т.е. диапазон тех ячеек, где выставлялись баллы. В результате в ячейке 036 появится итоговая сумма баллов.

В результате всех действий должен создаться тест на заданную тематику.

Рис. 2. Окно мастера функций Ехсеї

В ППП Microsoft Office входит СУБД Access, который позволяет студентам самостоятельно создавать базы данных для различных сфер экономики. Поскольку Ехсе! входит в состав этого офисного пакета, возможен перенос данных из табличного редактора в СУБД. Такой перенос возможен при создании документов массовой рассылки при слиянии сразу нескольких документов.

приложенияж таблиц ЗЬагеРош!* запросов запросов форм форма на- т и кодт

Шаблоны Таблицы Запросы Формы

Рис. 3. Интерфейс СУБД Access

Рассмотрим создание базы данных "Промышленный склад" в СУБД Access. Предполагается, что студенты после теоретической подготовки могут самостоятельно сформировать базу данных по заданной тематике. Тем не менее они получают раздаточный материал, в котором предложен один из возможных вариантов выполнения задания.

Рис. 4. Схема данных в СУБД Access

Этапы работы в СУБД Access подробно расписываются по шагам:

- Проектирование структуры базы данных.

База данных должна состоять из пяти таблиц (или более). Одна таблица должна иметь поле (поля) подстановок для одной из двух других таблиц.

- Построение таблиц базы данных.

Таблицы создать в разных режимах. Задать каждой таблице уникальное ключевое поле.

- Создание схемы данных (рис.4).

Установить связи между таблицами: «один-к-одному» и «один-ко-многим».

- Ввод данных в таблицы.

Заполнить таблицы в режиме формы «ввода-вывода». Использовать «Мастер форм» и «Конструктор». Каждую из форм выполнить одним из этих двух способов.

- Создание кнопочной формы.

Создать кнопочную форму в режиме «Конструктор» (рис.5) или с помощью диспетчера кнопочных форм (рис.6). Кнопочная форма должна иметь заголовок - название и кнопки быстрого запуска с названием таблиц базы данных.

- Использование базы данных.

Создать по таблицам не менее 5-ти любых запросов Эти рекомендации позволяют сформировать любую базу данных в рамках конкретного задания.

Рис. 5. Кнопочная форма, созданная в режиме "Конструктор"

Рис. 6. Кнопочная форма, созданная в режиме "Диспетчер кнопочных форм”

Вторая часть обучения информационным дисциплинам посвящена работе с профессиональными пакетами, где рассматриваются более узкие аспекты, тесно связанные с будущей профессиональной деятельностью экономиста. Это происходит на старших курсах в рамках дисциплин "Экономические информационные системы", "Предметно-ориентированные экономические информационные системы". Например, на сегодняшний день в РФ признанным лидером является интегрированный комплекс "1С: Предприятие 8" фирмы "1С", который включает отдельные модули по бухгалтерии, логистике, управлению предприятием, расчету заработной платы, управлению персоналом. С помощью этого пакета можно создать виртуальную модель предприятия любой отрасли и любой формы собственности. Варьируя исходными данными, представляется возможным смоделировать на компьютере различные экономические ситуации и проанализировать их с целью принятия управленческих решений. ППП «1С: Предприятие 8» является

интегрированным программным продуктом, состоящим из взаимосвязанных модулей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«Бухгалтерский учет», «Управление персоналом», «Управление торговлей», «Комплексная автоматизация», «Управление производственным предприятием», «Управление проектным офисом», «Консолидация», «Отраслевые решения» и т.д.), что позволяет обучать будущих экономистов разных направлений и профилей. Более того, возможно использование специальных модулей отдельно для хозрасчетных предприятий, бюджетных организаций, торговых, строительных, сельскохозяйственных предприятий и т.д. На этом этапе обучения целесообразно "проиграть" как можно больше возможных ситуаций, поэтому следует организовать работу каждого студента в отдельной информационной базе [4].

Файл Правка Операции Банк Касса Покупка Пропажа Склад Производство ОС НМД Зарплата Кадры Отчеты Предприятие Сервис Окна Справка □ йІІХ \ І 0й ♦ * 0,1 Н "З1 ® _ I И И 4 м м+ м-1 _ Показать панель Функций Д Быстрое освоение ^Советы т

[5^ Пред... ЩБанк ^Касса ^Поку... ^-Прод... Склад Прои... І^НМА Ц^Зарп... 5^ Кадры ЩМони... | & Руко...

ирганизация: Конфетпром ... х | и Как пользоваться отчетами < а іюня ді і-ч г.

Отчеты для руководителя Период: 01.01.2014 Я ~ 29.06.2014 Я ... Оощи показатели Почата Лвкжы к ожзоды 'тоебшгь Убитой ОЄоооткьк согпста Денежные средства Оттатю; юкгхкш соіесії Оперативные данные Обновить Сегодая Сравнить с Изм 28.06.2014 Щ

Остаток денежных средств 567 808 567 808 -

Продажи -Поступление денежных средств - Текущей мес. ПрошхыЧ мес.* Изм. Прошльй год * Изм.

Раооп яэкжгаа «идея Расчеты с псжуиат^лямн Дюаігаа нжитжэгнмяи похугататз; Заоопжекность поя-гизіек по срокам долга Продажи - - Поступление денежных средств - - * данные за аналогичный период прошлого месяца (прошлого года) Настоойка счетов ¥чета расчетов Пегплн° Нэч мрпинд Изм

ПооіичгкЕаЕ апсткеыккть ігокінзтапгіг Задолженность покупателей 842 500 842 500 -

Расчеты с поставщиками Диимюз аяолжениоетк г&гтаипва м Заяолжеккогть погтаиожан в т. ч. просроченная 842 500 (100%) 842 500 (100%) -Оборотные средства 2 042 745 2 042 745 -

Рис. 7. Интерфейс "1С:Предприятие 8.2"

Это означает, что формируется комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ) на единой информационной платформе, в рамках которой студенты пробуют себя в качестве узких специалистов. Например, АРМ бухгалтера связан с АРМ кадровой службы и АРМ склада. Все они взаимодействуют друг с другом и замыкаются на АРМ главного бухгалтера, который передает информацию главному экономисту.

Таким образом, будущим экономистам дается возможность исполнить различные роли на своем предприятии, увидеть все стороны работы в условиях автоматизированного ведения бухгалтерского, кадрового, складского и т.д. учета

Заключение

Пакеты прикладных программ являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности экономистов, поэтому на их освоение требуется определенное время. В силу ограничения учебным планом аудиторных занятий, целесообразно поэтапное изучение программных продуктов, начиная с широко применяемых во всех отраслях офисных ППП и заканчивая специальными профессиональными ППП. На сегодняшний день в вузовском образовании происходит интеграция учебной, научной и профессиональной деятельности, что связано с использованием информационных технологий на всех этапах обучения. В связи с этим решаются задачи определения оптимального соотношения теории и

практики, рационального построения аудиторных занятий и самостоятельного обучения, разработки инструментальных методик по реализации учебных целей Использование пакетов прикладных программ при изучении информационных дисциплин способствует лучшему взаимодействию студентов в едином информационном пространстве, их активной совместной деятельности, что позволяет подготовить конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, востребованного на современном рынке труда.

Литература

1. Смоленцева Л.В. Формирование профессионально-компьютерной компетентности бакалавров экономического направления в рамках контекстного обучения: Монография: - Казань: Издательский центр Университета управления "ТИСБИ", 2013. -196с.

2. Смоленцева Л.В. Профессиональные компетенции менеджеров как определяющая роль в управлении предприятием в современных условиях/Л.В. Смоленцева, К.Н.Хафизова//Международный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2013. -Том 16. Номер 2. -С.408-416. URL: http ://ifets.ieee.org/russian/depository/v 16_i2/pdf/5 .pdf

3. Смоленцева Л.В. Дидактическое моделирование профессионально-компьютерной подготовки бакалавров-экономистов//Международный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2009. -Том 12. Номер 4. -С.441-447. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v12_i4/pdf/4r.pdf

4. Смоленцева Л.В. Реализация профессионально-компьютерной подготовки бакалавров экономического направления в рамках контекстного обучения//Международный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2010. -Том 13. Номер 4. -С.338-346. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/7r.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.