Научная статья на тему 'Информатизация вуза: практический опыт'

Информатизация вуза: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ / INFORMATIZATION / ELECTRONIC CONTROL BY ESTABLISHMENT / INFORMATION FIELD / ELECTRONIC PRACTICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

Статья посвящена актуальным проблемам информатизации вуза. Рассматривается опыт внедрения системы и технологии электронного управления вузом, а также использования IT в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University informatization: go-ahead

The article is devoted to the actual problems of university informatization. Experience of introduction of system and technology of electronic control and use of IT by university and in modern educational process is considered.

Текст научной работы на тему «Информатизация вуза: практический опыт»

ANDREEV A. THE ROLE AND PROBLEMS OF THE TEACHER IN E-LEARNING ENVIRONMENT

The role and the competence of teachers of higher educational institutions in conditions of filling the educational environment with means of information and communication technologies are discussed.

Keywords: educational environment, IT, e-Learning, teacher, tutor,

дл. крюков, ректор Информатизация вуза:

Южно -Ур альский

профессиональный институт Практи4ескии °пЫт

Статья посвящена актуальным проблемам информатизации вуза. Рассматривается опыт внедрения системы и технологии электронного управления вузом, а также использования 1Т в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: информатизация, электронное управление учреждением, информационное пространство, электронный практикум.

Информатизация учебных заведений и дистанционное образование - значимые тенденции последнего времени и «модная тема » очных и заочных дискуссий.

Сегодня уже не актуальны рассуждения о том, «нужно или не нужно » внедрять системы и технологии электронного управления в образовательные учреждения. В самом ближайшем будущем наличие системы онлайн-взаимодействия всех субъектов образовательного процесса («Электронная учебная часть », «Электронный деканат» и пр.) будет одним из конкурентных преимуществ образовательного учреждения. Электронное управление рассматривается сегодня как многообещающая стратегия вузовского менеджмента.

Среди ожидаемых последствий создания системы электронного управления вузом выделяются экономические (сокращение затрат на обслуживание студентов вуза), технические (появление необходимых технологий), социальные (повышение гражданской культуры основной массы студентов).

Безусловно, объективным условием актуализации концепции электронного управления образовательным учреждением стало развитие Интернета, ставшего удобным и, что немаловажно, дешевым средством,

при помощи которого идеи перешли из области умозрительных конструкций в практическую область.

Электронное управление образовательным учреждением базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества; оно характеризуется направленностью на потребности обучающегося, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Как одно из следствий, оно явится действенным способом решения бюрократическихпроблем в вузе, поскольку обеспечит новую организацию деятельности административных подразделений образовательного учреждения и изменение всего комплекса отношений администрации с обучающимися и преподавателями [1].

Среди явных преимуществ электронного управления - не просто переход на электронный документооборот, а именно повышение уровня участия гражданского общества и его институтов в вопросах управления образованием на основе совершенствования процессов обмена информацией. Принципы такого вида управления подразумевают, что обучающийся, преподаватель и сотрудник учреждения получают реальную возможность доступа к инфор-

мации или подачи сведений в кратчайшие сроки, в оптимально удобном режиме и в условиях комфортности. При этом упрощаются и делаются прозрачными финансовый менеджмент, управление персоналом, оптимизация его распределения и использования, управление учебными программами, расписанием и пр.

Поделюсь опытом создания системы в Южно-Уральском профессиональном институте. Для перехода к полному электронному управлению вузом, на наш взгляд, следует решить ряд задач. Среди них:

• создание веб-сайтов управления вузом, их регулярное обновление с публикацией основной информации по ключевым темам развития учебного заведения;

• организация интерактивного взаимодействия администрации вуза со студентами и работодателями. Это подразумевает, например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются студентам и работодателям, или, скажем, поиск вакансий на основе заданных пользователем критериев;

• создание Интернет-портала с широким спектром услуг вуза (подача документов на поступление в вуз, на получение дипломов о высшем образовании, на обмен утраченных документов, осуществление финансовых операций студентами и пр. в электронной форме). На этом этапе одной из основных проблем является обеспечение безопасности работы с официальной документацией и информацией.

Данные задачи либо последовательно решаются сегодня руководством вуза, либо рассматриваются как близкие перспективы. Новой концепцией сайта ЮУПИ, по нашему убеждению, должно стать развитие интерактивных услуг и серверов для студентов, родителей и работодателей.

Среди программных мероприятий, проводимых в рамках концепции электронного управления вузом, у нас успешно реализуются проекты, направленные на организацию административных отношений внут-

ри вуза и на улучшение взаимодействия между вузом и студентом («Тарификация», «Расписание», «Электронный журнал», «Проверка работ», «Календарно-тематический план», «Электронная ведомость», «Электронная зачетка», «Абитуриент» и пр.).

Свободный и постоянный доступ к информации о своей успеваемости, которую студент может получить через «Электронный деканат», формирует у него чувство ответственности за результаты обучения. Таким образом, внедрение 1Т формирует новую концепцию взаимоотношения вуза со студентом в конкурентной образовательной среде, которую можно определить как «вуз для студентов». Это обеспечивает смещение акцентов в организации профессиональной подготовки с преподавания учебного предмета на активную образовательную деятельность студента, что предполагает использование деятельностных образовательных технологий, умение студента самостоятельно оценить успех или неуспех своего обучения, вовремя провести коррекцию.

Сегодня в системе профессионального образования реализуются следующие образовательные модели с использованием 1Т:

• самостоятельная деятельность обучающегося: кейс-технология и Интернет-технология (самостоятельное изучение печатных/ электронных учебников и пособий, выполнение заданий, прохождение тестов самопроверки);

• взаимодействие обучающихся: Интернет/Интранет-технология (дискуссии и совместные проекты через компьютерные конференции, аудио-, видеоконференции), чат, форум, программы аудио- и видеообщения;

• модель на основе педагогической деятельности преподавателя: телекоммуникационная технология (видеолекции и видеоконференции);

• модель контекста профессиональной деятельности обучающегося: любая из перечисленных технологий (тренинги, прак-

тические задания, упражнения, конкретные ситуации).

Сделав акцент на позитивных аспектах этих подходов, мы начали разработку собственной информационно-образовательной модели обучения. Электронное пространство вуза уже сегодня открывает новые возможности для субъектов образования: с одной стороны, в удаленном доступе познакомиться с материально-технической базой и оснащением учебного процесса, с другой - буквально заглянуть в каждую аудиторию и лабораторию, понять, где студент будет «грызть » гранит науки.

В скором времени завершится создание полного эффекта присутствия на занятии как в режиме off-line, так и в режиме online [2]. Разработки компании АТВЕ позволят студенту-пользователю не только в полной мере ощутить эффект присутствия на занятии, но и неоднократно возвращаться к материалу по той или иной дисциплине, получать для персонального использования контент лекций как с видеосигналом и мультимедийными презентациями и т.п., так и скачивать аудиосигнал лекции для прослушивания на iPode.

По нашему убеждению, единое информационно-образовательное пространство вуза можно и должно построить по принципу «студенческого кампуса» через обеспечение высокой интерактивности образовательного процесса, единого темпа обучения, своевременной обратной связи.

Принцип интерактивности реализуется через совместную деятельность всех участников образовательного процесса, а также интерактивную форму представления учебно-методического материала. Принцип единого темпа обучения позволяет организовать эффективное взаимодействие обучающихся друг с другом в ходе образовательного процесса. Согласованность междуин-дивидуальными учебными траекториями отдельных обучающихся и траекториями учебной группы или дискуссионной группы дает обучающимся возможность одновременно участвовать в виртуальных дискусси-

ях, выполнять совместные проекты и осуществлять другие виды учебной деятельности. Реализация принципа своевременной обратной связи способствует усилению мотивации обучающегося. В системе традиционного образования помощь обучающемуся со стороны преподавателя всегда запаздывает. Образовательный процесс в рам-кахмодели «студенческого кампуса» организован таким образом, чтобы обеспечить своевременную обратную связь между преподавателем (методистом) и обучающимся, и это позволяет оказывать ему своевременную психолого-педагогическую и техническую поддержку.

Для организации обучения в рамках модели «студенческого кампуса» нет необходимости создавать особые учебные компьютерные сети. Наоборот, по нашему мнению, могут активно применяться уже существующие, в частности Интернет и те сервисы, которые предоставляют входящие в ее состав серверы. Так, например, SharePoint, Microsoft Net Meeting и аналогичные программы могут использоваться для чтения лекций и проведения практических занятий, близких по форме к традиционным. Они позволяют организовать виртуальное учебное занятие, в точности повторяющее традиционное, однако расширяющее аудиторию обучающихся количественно и пространственно. Например, так может проходить практическое занятие в режиме on-line. Особенности программных продуктов Microsoft Net Meeting и SharePoint позволяют преподавателю контролировать работу обучающихся.

Следует также добавить, что в пространстве студенческого кампуса можно организовать:

■ работу преподавателя и студента с общими приложениями и общим рабочим столом;

■ совместное изучение учебного материала одновременно всеми обучающимися;

■ консультации преподавателя в любой из допустимых форм взаимодействия - текстовой, звуковой или видео;

■ общение и взаимодействие между обучающимися;

■ передачу файлов, содержащих программное обеспечение, учебный материал или задания [3].

Модель «студенческого кампуса» в полной мере реализуется в ходе выполнения студентами учебных заданий. В качестве примера рассмотрим несколько возможных вариантов использования традиционных Интернет-технологий в учреждении профессионального образования.

Методическим решением проблемы организации самостоятельного поиска (который должен быть именно поиском, а не банальной компиляцией или заимствованием) обучающимися информации станет создание электронных практикумов (электронных рабочих мест), имеющих самонакапливае-мую базу заданий и использующихся при подготовке студентов по всем специальностям. Для этого организуется программная среда, где по типу социальной сети работает база данных с удобным интерфейсом, который выглядит как рабочее место сотрудника (стол, компьютер, веб-камера, калькулятор, ручка, листы заданий и отчетов и т.д.). Выполнение заданий в рамках электронного практикума позволяет: а) создавать условия для реализации межпредметных связей в обучении; б) использовать знания, умения, полученные в процессе изучения основ наук; в) интегрировать знания из различных блоков; г) осознать роль знаний в практической деятельности.

К примеру, преподаватель, ведущий занятия у студентов по специальности в области сервиса, на первой неделе дает каждому обучающемуся или группе индивидуальное задание следующего содержания:

«Турист Иванов едет один с Ярославского вокзала г. Москвы по маршруту “Золотое кольцо”. Рассчитать маршрут с использованием программы “Туры-ру”». Или такое: «Не-

обходимо предложить тур на Черное море (г. Сочи) для семьи из трех человек, проживающей в г. Тюмени, уложившись в сумму 30 000 рублей », и т.д. На следующей неделе дается задание по разработке маршрутов по странам СНГ, еще через некоторое время - по странам дальнего зарубежья и т.п. Ежемесячно база заданий пополняется.

Студент, входя в программу, видит такое же рабочее место рядового сотрудника офиса с необходимой техникой, что и в реальности. Также он видит лист заданий преподавателя и лист своих ответов.

Следующий этап работы - это анализ проводок, подсчет прибыли и убытков, определение рентабельности и прочее. Все это «предмет» работы студентов - будущих бухгалтеров. На следующем этапе подключаются студенты- «налоговики », которые делают сверку правильности начисления и уплаты виртуальных налогов. Решение вопросов правого регулирования споров возлагается на студентов правовых специальностей.

Для разработки и поддержки приложений подбирается соответствующее программное обеспечение. В итоге получается виртуальный электронный мир виртуальных рабочих мест с реальным исполнением производственных функций будущих работников (рис. 1).

Вопросы, возникающие у студентов по

Студент №1 Н Студент №2 ■ Студент №3 ■ Студент № .Ме

Общий банк заданий по дисциплине

Рис. 1. Самоформирующаяся база данных по дисциплине

каждому «этапу» исполнения, обсуждаются на форуме преподавателя или здесь же, на графической доске. Для этого нужно «кликнуть » по монитору виртуального компьютера или изображению коммуникатора. Можно получить срочную визуальную консультацию преподавателя, сделав звонок по виртуальному телефону, используя возможности IP-телефонии, или перейти в программу Skype или Netmeeting, «кликнув » по изображению видеокамеры.

Междисциплинарный характер конечного результата складывается из «ступенчатых» результатов,достигнутых отдельными заинтересованными группами студентов - менеджерами, экономистами, дизайнерами, специалистами в области сервиса, информационных технологий и пр. Продолжительность выполнения проекта определяется учебным графиком.

На межкафедральном уровне формулируется общая «профессионально» ориентированная проблема, интегрирующая различные ее аспекты - экономические, управленческие, технические и пр. - и включающая в себя множество задач с целью вовлечения в ее решение как можно большего числа студентов. На этом этапе важно определить, сколько проблем будет «запущено»: либо это одна проблема, на решение которой будет направлены усилия нескольких «параллельных» потоков, либо каждая группа студентов получает свое отдельное задание, тогда количество «вариантов» должно быть увеличено в разы.

Цикличность действий, связанных с выполнением заданий, прослеживается на микро- (отдельная группа студентов в рамках специальности) и макро- (группа студентов в рамках одного курса, факультета/ факультетов) уровнях. Цикл включает:

1) определение темы, 2) самостоятельное выполнение студентом и /или студентами своей части задания,3) под-

готовку промежуточного продукта в соответствии с поставленной задачей (программы, экономическое обоснование, бизнес-план и пр.), 4) создание конечного продукта, 5) презентацию полученного продукта, 6) анализ проведенной работы. Выполнив полный цикл работ на микроуровне, группа передает законченный продукт следующей группе. И цикл повторяется снова. Таков же в целом порядок работы над заданием и на макроуровне.

Основное время работы над заданием отводится на самостоятельную работу студентов с привлечением различных ресурсов. Эффективность реализации этого этапа зависит от наличия «избыточного информационного ресурса», например современных технических средств. В качестве методического обеспечения процесса, который был рассмотрен в качестве примера, используются электронные УМК, в том числе включающие в себя электронные учебники и видеокурсы, расположенные в электронной библиотеке образовательного учреждения. Для их разработки используется уникальный программно-аппаратный комплекс Echo 360 фирмы ATBE.

На заключительном этапе выполнения задания презентуется конечный продукт, в оценке которого участвуют преподаватели различных кафедр.

Таким образом, формируя самонапол-няющуюся базу заданий по одной дисциплине любого цикла ГОС ВПО, используя междисциплинарные связи и практическую

Рис. 2. Самоформирующаяся база данных по специальности

работу студентов, кафедры формируют общий банк данных самонаполняемых заданий по специальности подготовки в целом (рис. 2).

Созданные виртуальные рабочие места с настоящими практическими заданиями при правильном и выгодном взаимодействии с фирмами-партнерами (работодателями) могут дать студентам не только практический опыт работы, но и реальный заработок.

Данный подход к организации подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования имеет основание быть востребованным и по той причине, что переход на ФГОС, который, среди прочих, предполагает изменение технологии обучения, ориентирует на «модульность» образовательного процесса, на ре-

шение проблем межпредметной «разобщенности» и движение от ЗУНов по отдельной дисциплине к профессиональным компетенциям специалиста.

Литература

1. См.: Крюков Д.Н., Васильева И.Л. Автома-

тизированная система управления учебным процессом вуза // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 72-77.

2. Крюков Д.Н. Электронный вуз: визуализа-

ция эффекта присутствия // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 80-84.

3. См.: Крюков Д.Н. Многофункциональный

практикум для студентов // Проблемы и перспективы развития научных исследований и индустрии нанотехнологий: Сб. материалов всероссийской конференции (25-28 мая 2010 г.). СПб., 2010.

KRYUKOVD. UNIVERSITY INFORMATIZATION: GO-AHEAD The article is devoted to the actual problems of university informatization. Experience of introduction of system and technology of electronic control and use of IT by university and in modern educational process is considered.

Keywords: informatization, electronic control by establishment, information field, electronic practical work.

Интернет в современном

В.А. ТОЛКАЧЕВ, профессор оСфазовати: щгаСшемы,

Современная гуманитарная зерсзективы

академия (по материалам Интернет-

конференции)

Московскую финансово-промышленную академию (МФПА) и Современную гуманитарную академию (СГА) связывают давние плодотворные и конструктивные отношения в сфере организации и проведения научных конференций. Это подтвердила совместная масштабная заочная Интернет-конференция «Интернет в образовании », которая проводилась с октября 2009 г. по март 2010 г.

Наряду с электронными публикациями докладов на сайте конференции и обсуждением актуальных тем на форумах конференции стоит отметить интерактивные аудиовидеовыступления (вебинары) ведущих специалистов в области электронного обучения. Информационными партнерами конференции явились ведущие российские журналы «Высшее образование в России», «Качество образования» и «Открытое образование».

Интерес к проблематике Интернет-обучения проявили представители вузов, ссу-зов и школ России, Белоруссии, Украины, а также Открытого университета Великобритании. В более чем 170 докладах, которые опубликованы на сайте конференции (http:llwww.conf.muh.rul091012lindex.htm), охвачены практически все значимые проблемы современного российского Интернет-обучения.

М.В. ВОРОНОВ, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.