Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза'

Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЕLECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS'' INDIVIDUAL WORK / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / DISTANCE LEARNING SYSTEM OF THE MOODLE / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / CONTENT OF INDEPENDENT WORK / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / FORM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна, Лошкарева Дарья Александровна, Костылев Денис Сергеевич

В статье рассматриваются причины возросшей значимости самостоятельной работы наряду с другими видами учебной деятельности студентов вуза. Раскрыта роль информационно-образовательной среды вуза в реализации требования учета индивидуально-личностных особенностей студентов в образовательном процессе. Выделены принципы успешной организации самостоятельной работы студентов: системности, модульности, структуризации содержания самостоятельной работы на относительно самостоятельные элементы, соответствующие учебным элементам в каждом учебном модуле дисциплины, деятельности, управляемости, взаимосвязи и взаимодополняемости контактной самостоятельной работы, выполняемой студентом под непосредственным руководством преподавателя в аудитории, и внеконтактной, выполняемой без непосредственного контакта с преподавателем, но по подготовленным им заданиям, используя созданное им дидактическое оснащение самостоятельной работы, разносторонности дидактической поддержки самостоятельной работы студентов. Дается описание структурных составляющих электронного учебно-методического комплекса: аннотации ЭУМК, целей, задач и образовательных результатов, инструкции по работе с ЭУМК, рейтинг-плана обучающегося, методических рекомендаций по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактических материалов (теоретических, практических, для проведения текущего и рубежного контроля), материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочных материалов. Раскрыты их возможности для организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна, Лошкарева Дарья Александровна, Костылев Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT INFORMATION AND UNIVERSITY

This article discusses the reasons for the growing importance of independent work, along with other types of educational activities of the university students. The role of the information-educational environment of high school in the implementation of the requirements of accounting individual personality characteristics of students in the educational process. Obtained principles of successful organization of independent work of students: the systematic, modular, structuring the content of independent work on relatively independent elements corresponding educational element in each training module disciplines, activities, manageability, interconnection and complementarity contact independent work performed by students under the direct supervision of the teacher in the classroom, and non-contact, carried out without direct contact with the teacher, but prepared them jobs, they created using didactic equipment of independent work, the versatility of didactic support for independent work of students. A description of the structural components of the electronic educational complex annotations EUMK, goals, objectives and learning outcomes, working with EUMK instruction plan ranking student, guidelines for the implementation of all types and forms of educational activities, teaching material (theoretical, practical, for of current and boundary control), materials for the interim assessment of students, information and reference materials. Disclosure of their potential for the organization of independent work of students.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза»

Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

© 2016

Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Никишина Ольга Александровна, магистрант

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород (Россия) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Лошкарева Дарья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»,

Нижний Новгород (Россия) Костылев Денис Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»,

Нижний Новгород (Россия)

Аннотация/ В статье рассматриваются причины возросшей значимости самостоятельной работы наряду с другими видами учебной деятельности студентов вуза. Раскрыта роль информационно-образовательной среды вуза в реализации требования учета индивидуально-личностных особенностей студентов в образовательном процессе. Выделены принципы успешной организации самостоятельной работы студентов: системности, модульности, структуризации содержания самостоятельной работы на относительно самостоятельные элементы, соответствующие учебным элементам в каждом учебном модуле дисциплины, деятельности, управляемости, взаимосвязи и взаимодополняемости контактной самостоятельной работы, выполняемой студентом под непосредственным руководством преподавателя в аудитории, и внеконтактной, выполняемой без непосредственного контакта с преподавателем, но по подготовленным им заданиям, используя созданное им дидактическое оснащение самостоятельной работы, разносторонности дидактической поддержки самостоятельной работы студентов. Дается описание структурных составляющих электронного учебно-методического комплекса: аннотации ЭУМК, целей, задач и образовательных результатов, инструкции по работе с ЭУМК, рейтинг-плана обучающегося, методических рекомендаций по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактических материалов (теоретических, практических, для проведения текущего и рубежного контроля), материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочных материалов. Раскрыты их возможности для организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, самостоятельная работа студентов, электронное обучение, система дистанционного обучения Moodle, электронный курс, содержание самостоятельной работы, форма обучения

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT INFORMATION AND UNIVERSITY

© 2016

Kutepova lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Nikishina Olga Aleksandrovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia) Aleshugina Elena Anatolievna candidate of pedagogical sciences, associate professor Loshkaryova Daria Aleksandrovna candidate of pedagogical sciences, associate professor Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod (Russia) Kostylev Denis Sergeevitch, candidate of pedagogical sciences, associate professor Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. This article discusses the reasons for the growing importance of independent work, along with other types of educational activities of the university students. The role of the information-educational environment of high school in the implementation of the requirements of accounting individual personality characteristics of students in the educational process. Obtained principles of successful organization of independent work of students: the systematic, modular, structuring the content of independent work on relatively independent elements corresponding educational element in each training module disciplines, activities, manageability, interconnection and complementarity contact independent work performed by students under the direct supervision of the teacher in the classroom, and non-contact, carried out without direct contact with the teacher, but prepared them jobs, they created using didactic equipment of independent work, the versatility of didactic support for independent work of students. A description of the structural components of the electronic educational complex annotations EUMK, goals, objectives and learning outcomes, working with EUMK instruction plan ranking student, guidelines for the implementation of all types and forms of educational activities, teaching material (theoretical, practical, for of current and boundary control), materials for the interim assessment of students, information and reference materials. Disclosure of their potential for the organization of independent work of students.

Keywords: еlectronic information-educational environment, students' individual work, e-learning, distance learning system of the Moodle, e-course, the content of independent work, the form of training.

Современное общество большое внимание в образовательной сфере уделяет доступности, качеству и эффективности обучения, возможное при реализации основополагающих принципов: самообразование выступает ведущей функцией образовательного процесса; индивидуализация как основа обучения; соблюдение принципа наглядности и занимательности обучения; ориентация на практическую направленность учебного процесса; гарантированные результаты образования [1].

Возросшая значимость самостоятельной работы наряду с другими видами учебной деятельности определяется многими факторами. Среди них можно выделить

необходимость учитывать индивидуально-личностные особенности студентов: различия в уровне готовности студентов к восприятию учебного материала по отдельному предмету, различия в темпе, стиле, характере индивидуальной самостоятельной деятельности, различия в ценностном отношении студентов к дисциплине, стремлении студентов к самостоятельному управлению своим личным временем[2]. Требования федерального государственного образовательного стандарта нового поколения предусматривает объем самостоятельной работы обучающихся от 1/3 до 2/3 общего объема учебного времени, отведенного на изучение отдельной учебной дис-

Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...

циплины [3]. Другой причиной повышения значимости самостоятельной работы обучающихся является активное развитие информационно-образовательной среды вуза, использование дистанционных образовательных технологий. При таких условиях эффективность ее организации определяет качество всего образовательного процесса, формирования профессиональных компетенций [4].

Реализация самостоятельной работы возможна при наличии умений самостоятельно учиться. Проблема формирования у студентов умений самообразовательной деятельности выделяется как одна из важнейших и определяет переустройство всего образовательного процесса в вузе [5]. Исследование вопроса организации самостоятельной работы студентов рассмотрено С.И. Архангельским, Е.Я. Голантом, М.А. Даниловым и др. [6,7,8,9].

Для успешной организации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие принципы:

- системности, означающего, что к организации самостоятельной работы студентов необходимо подходить системно: содержание, формы, методы, средства её осуществления должны соответствовать поставленной генеральной цели, результаты отслеживаться по специально разработанным критериям [10];

- модульности. Содержание самостоятельной работы над изучением учебной дисциплины разбивается на относительно самостоятельные модули, соответствующие учебным модулям, выделенным в учебной дисциплине [11];

- структуризации содержания самостоятельной работы на относительно самостоятельные элементы, соответствующие учебным элементам в каждом учебном модуле дисциплины;

- деятельности. Каждый элемент самостоятельной работы должен предусматривать включение студентов в конкретные виды деятельности, соответствующие содержанию изучаемого учебного элемента и способствующие формированию умений самостоятельной работы [12];

- управляемости. Самостоятельная работа студентов на любом уровне обучения должна быть управляемой, Это необходимо для того, чтобы научить студента самостоятельно осуществлять управление своей деятельностью. Ведущая роль в осуществлении управления самостоятельной работой студентов принадлежит преподавателю, который в процессе реализации каждого модуля самостоятельной работы четко осуществляет основные управленческие функции (аналитическую, прогностическую, организационную, контролирующую, коррекци-онную), обращает внимание на правильность их реализации, обучает студентов самоуправлению [13];

- взаимосвязи и взаимодополняемости контактной самостоятельной работы, выполняемой студентом под непосредственным руководством преподавателя в аудитории, и внеконтактной, выполняемой без непосредственного контакта с преподавателем, но по подготовленным им заданиям, используя созданное им дидактическое оснащение самостоятельной работы. Контактная самостоятельная работа должна готовить студента к выполнению внеконтактной работы. На учебном занятии студент под непосредственным контролем преподавателя учится выполнять необходимые действия, составляющие в совокупности его самостоятельную работу над усвоением определенного учебного элемента, осознает личностную значимость овладения этими действиями и готовится к выполнению этих действий без непосредственного контакта с преподавателем. Результаты вне-контактной самостоятельной работы студентов должны быть проверены преподавателем и на их основе откорректирована организация контактной самостоятельной работы [14];

- разносторонности дидактической поддержки самостоятельной работы студентов. Для активного включе-

ния студентов в выполнение самостоятельной работы необходимо предварительно создать ее дидактическое обеспечение [15]. Технологическая карта дисциплины должна содержать сведения о всех видах самостоятельных работ, требования к их выполнению и критерии оценки. Для организации контактных самостоятельных работ должны быть разработаны задания на бумажном или электронном носителях: для внеконтактных самостоятельных работ задания могут быть выставлены на сайте кафедры и снабжены методическими указаниями, рекомендациями, памятками, образцами оформления [16]. Значительную помощь в выполнении самостоятельных работ оказывают студентам учебные и методические пособия, задачники-практикумы по решению задач, содержащие необходимые теоретические сведения, вопросы для самопроверки знаний, образцы заданий для самостоятельной работы, индивидуальные задания, образцы решения задач [17].

Организация самостоятельной работы обучающихся осуществляется путем активного использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых через открытую информационно-образовательную среду вуза. Наиболее эффективным способом организации самостоятельной работы студентов является разработка и реализация электронных учебно-методических комплексов на базе платформы дистанционного обучения LMS Moodle. Платформа LMS Moodle является наиболее популярной системой дистанционного обучения и способствует качественной реализации различных видов самостоятельной работы, организации групповой и индивидуальной работы студентов [18].

В состав содержания электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) входят следующие компоненты: аннотация ЭУМК, цели, задачи и образовательные результаты, инструкция по работе с ЭУМК, рейтинг-план обучающегося, методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактические материалы (теоретические, практические, для проведения текущего и рубежного контроля), материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочные материалы.

В аннотации указываются автор(ы)-разработчик(и)/ составитель(и) ЭУМК (ФИО, должности, ученые степени и звания), целевая группа (шифры и наименования специальностей/ направлений подготовки и профили, форма(ы) обучения, курс, семестр и форма промежуточной аттестации), принципы, подходы и методы обучения.

Перед обучающимися ставятся цели, задачи и образовательные результаты освоения элемента учебного плана. Приводятся пояснения к технологиям и средствам обучения, видам контроля. Указывается связь между образовательными результатами модуля ОПОП и данным элементом учебного плана.

Инструкция по работе с ЭУМК представляет собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающемуся оптимальным образом организовать процесс обучения.

Рейтинг-план обучающегося разрабатывается в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества подготовки обучающихся и определяет порядок изучения элемента учебного плана (дисциплины, модуля, практики и т.п.) согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Включает в себя сроки прохождения (номер недели и/или дата) элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, работы (формы отчетности) и виды контроля [19].

Методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности включают:

- советы по планированию и организации самостоятельной работы обучающегося: виды работ и описание последовательности действий, правила выполнения, критерии и показатели оценки;

Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна и другие педагогические

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ... науки

- рекомендации по использованию специально подобранных материалов и ЭОР;

- рекомендации по выполнению зачетной контрольной работы, теста и другие.

Дидактические материалы по элементу учебного плана (дисциплине, модулю, практике и т.п.) представляют собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия с обучающимися [20-24]. Теоретические материалы должны быть представлены в текстовой форме в виде конспекта лекций и/или слайд-конспектов лекций в форме компьютерной презентации, и/или аудио/видеолекции в форме медиафайла [25]. Практические материалы должны быть представлены для всех видов работ, включенных в рейтинг-план обучающегося. Указывается вид, название и цель работы (ПР, ЛР, ПЗ), задание или группа заданий, порядок выполнения и рекомендации по выполнению заданий. Приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения заданий или решения типовых задач, показатели и критерии оценки всей работы или заданий. Материалы для проведения текущего и рубежного контроля представляют собой совокупность оценочных средств в различных видах и формах, которые обеспечивают систематический и полный контроль результатов обучения.

Оценочные средства могут быть представлены как:

- задания и/или тесты, содержащие вопросы для входного контроля;

- тренировочные задания и/или тесты, содержащие вопросы для самоконтроля;

- контрольные вопросы и/или тесты (по теме, разделу и др. блоку);

- варианты заданий контрольных работ (аудиторных и внеаудиторных);

- варианты заданий для проектных, расчетно-гра-фических и других видов работ [26].

Материалы для проведения текущего и рубежного контроля должны быть представлены после каждой темы и/или раздела. Материалы для проведения промежуточной аттестации представляют собой совокупность оценочных и методических материалов, необходимых и достаточных для проведения объективного контроля.

Информационно-справочные материалы могут быть представлены как словарь основных терминов, гиперссылки на открытые полнотекстовые издания учебной и научной литературы, периодические издания и другие ЭОР, предназначенные обучающемуся для самообразования и представленные в списке литературы рабочей программы.

Таким образом, разрабатываемые электронные курсы на платформе дистанционного обучения LMS Moodle позволяют создать принципиально новую образовательную среду, активизирующую самостоятельную работу студентов, осуществляющую интерактивный диалог между пользователем и информационной системой, реализуемой посредством мультимедиа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008.-225 с.

2. Костылева Е.А. Подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами технологий взаимодействия: автореф. дис.. канд. пед. наук/Е.А. Костылева, Волж. гос. инженер.-пед. акад. Нижний Новгород., 2005. -23 с.

3. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.

4. Гущин А.В., Прохорова О.Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды 70

Мининского университета на первом этапе реализации проекта <ЮЕ: Электронное обучение и электронная образовательная среда»/Вестник Мининского университета. 2015. № 3.

5. Груздева М.Л. Содержание понятия «информационная культура»//Приволжский научный журнал. 2008. № 1. С. 178-182.

6. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла //Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 226-228.

7. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

8. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 163 с.

9. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.

10. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (6). URL:http://www.mininuniver. ru/mediafiles/u/file s/Nauch_deyat/Vestnik/2014-12-4/ Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf

11. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 24 с.

12. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

13. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кабадько Г.И. Методическая система контроля качества обучения дисциплинам математического и естественнонаучного цикла обучающихся в условиях дистанционного обучения/Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 238-242.

14. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения/Д.С. Костылев, Е.А. Костылева, Л.И. Кутепова//Перспективы науки. -2015. -№ 4 (67). -С. 23-25.

15. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 4)

16. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

17. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. 182 с.

18. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.

19. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Электронное обучение при изучении естественнонаучных дисциплин: плюсы и минусы/В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам

Кутепова Любовь Ивановна, Никишина Ольга Александровна, Алешугина Елена Анатольевна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...

Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 41-43.

20. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.

21. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.

22. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 151-156.

23. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник.

2014. № 2 (7). С. 11-15.

24. Гнатюк Н.В. Методическое сопровождение образовательного процесса в вузе // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 48-50.

25. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию иноязычной подготовки в магистратуре. В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. Нижегородский институт управления,

2015. С. 314-316.

26. Шевченко С.М., Мухина М.В., Кутепова Л.И., Смирнова Ж.В. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.