работу студентов, кафедры формируют общий банк данных самонаполняемых заданий по специальности подготовки в целом (рис. 2).
Созданные виртуальные рабочие места с настоящими практическими заданиями при правильном и выгодном взаимодействии с фирмами-партнерами (работодателями) могут дать студентам не только практический опыт работы, но и реальный заработок.
Данный подход к организации подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования имеет основание быть востребованным и по той причине, что переход на ФГОС, который, среди прочих, предполагает изменение технологии обучения, ориентирует на «модульность» образовательного процесса, на ре-
шение проблем межпредметной «разобщенности» и движение от ЗУНов по отдельной дисциплине к профессиональным компетенциям специалиста.
Литература
1. См.: Крюков Д.Н, Васильева И.Л. Автома-
тизированная система управления учебным процессом вуза // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 72-77.
2. Крюков Д.Н. Электронный вуз: визуализа-
ция эффекта присутствия // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 80-84.
3. См.: Крюков Д.Н. Многофункциональный
практикум для студентов // Проблемы и перспективы развития научных исследований и индустрии нанотехнологий: Сб. материалов всероссийской конференции (25-28 мая 2010 г.). СПб., 2010.
KRYUKOVD. UNIVERSITY INFORMATIZATION: GO-AHEAD The article is devoted to the actual problems of university informatization. Experience of introduction of system and technology of electronic control and use of IT by university and in modern educational process is considered.
Keywords: informatization, electronic control by establishment, information field, electronic practical work.
Интернет в современном
В.А. ТОЛКАЧЕВ, профессор ОбразОванИИ: проблемЫ,
Современная гуманитарная перспеКтивы
академия (по материалам Интернет-
конференции)
Московскую финансово-промышленную академию (МФПА) и Современную гуманитарную академию (СГА) связывают давние плодотворные и конструктивные отношения в сфере организации и проведения научных конференций. Это подтвердила совместная масштабная заочная Интернет-конференция «Интернет в образовании », которая проводилась с октября 2009 г. по март 2010 г.
Наряду с электронными публикациями докладов на сайте конференции и обсуждением актуальных тем на форумах конференции стоит отметить интерактивные аудио-видеовыступления (вебинаргы) ведущих специалистов в области электронного обучения. Информационными партнерами конференции явились ведущие российские журналы «Высшее образование в России», «Качество образования» и «Открытое образование».
Интерес к проблематике Интернет-обучения проявили представители вузов, ссу-зов и школ России, Белоруссии, Украины, а также Открытого университета Великобритании. В более чем 170 докладах, которые опубликованы на сайте конференции (Ъпр:11ши)и).со^.тиЪ.ти109101211пйех.Ыт), охвачены практически все значимые проблемы современного российского Интернет-обучения.
М.В. ВОРОНОВ, профессор
Анализ материалов конференции свидетельствует о том, что в них нашли отражение инновационные подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности с использованием возможностей Интернета, обозначены проблемы, имеющие место в этой сфере деятельности, и высказаны некоторые предложения по ее совершенствованию.
Интернет-технологии, обеспечивающие реализацию многих педагогических новаций, используются сегодня в вузах в разных вариантах:
■ только на базе Интернет-обучения или с частичным использованием его возможностей;
■ с применением отдельных информационно-телекоммуникационных технологий;
■ с использованием образовательных ресурсов на электронных носителях и др.;
■ при проведении занятий в разных формах, для разных категорий обучаемых и уровней образования.
Эти технологии применяются вузами-участниками конференции в разных объемах. Так, инновационная стратегия с использованием возможностей Интернета в полном объеме - вектор образовательной деятельности Современной гуманитарной академии (СГА). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения лежат в основе всей деятельности академии. Независимо от формы обучения все виды занятий и самоподготовка базируются на ИКТ, которые обеспечивают доступ к образовательным ресурсам, размещенным на электронных носителях. Консультации профессорско-преподавательского состава проводятся также с использованием этих технологий как в режиме online, так и в режиме off-line. Широкий спектр компьютерных методик задействован при тестировании и самотестировании студентов, полный цикл администрирования учебного процесса реализуется при помощи автоматизированной системы. Целенаправленно развивается внедрение
мультимедийных технологий и Интернет-порталов в учебный процесс и Московской финансово-промышленной академии.
Инновационность в образовании, базирующаяся на возможностях Интернета, находит свое наиболее действенное проявление в применении таких технологий обучения, как веб-квест, Веб 2.0, блог-технологии, мультимедийные технологии, технологии Интернет-форумов и др. Приведем примеры использования указанных технологий в образовательных учреждениях, представители которых приняли участие в конференции.
Представляет интерес инновационный опыт включения Интернета в образовательную систему Ярославской области, где все образовательные учреждения (от детского сада до высших учебных заведений) имеют доступ к Интернету. В частности, в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова на факультете социально-политических наук апробирована и успешно функционирует инновационная информационно-обучающая технология веб-квест. Основная цель ее применения - побуждение студентов к самостоятельному поиску необходимой для обучения информации. Веб-квест - это дидактическая структура, в рамках которой преподаватель формирует поисковую деятельность обучающихся, задает ее параметры и время. Поиск информации способствует превращению студентов из пассивных объектов учебной деятельности в ее активных субъектов, повышает их мотивацию к добыванию знаний, вырабатывает ответственность за результативность образования и самообразования. Веб-квест - это увлекательное путешествие по сети Интернет, которое предполагает осуществление запросов в разные поисковые системы, получение достаточно большого объема информации, проведение ее анализа, систематизации и презентации. Преимущество данной технологии и в том, что она позволяет организовать студентов в группы (от трех до пяти человек), развивает их конкурентоспособность, лидерские качества, что
отвечает современным запросам жизни и профессиональной деятельности.
Заслуживает внимания и инновационная деятельность Томского государственного университета по модернизации дополнительного школьного образования на основе внедрения в систему дистанционного образования сервисов веб 2.0 и методики разработки образовательного портала, оснащенного современными информационно-коммуникационными технологиями. В университете создано коммуникативное пространство, в котором учащиеся общаются, заводят новых друзей, развиваются творчески и интеллектуально. При этом реализуются следующие принципы проектирования и использования веб-ресурсов второго поколения:
■ социальность, предполагающая создание пользователями на сайте личной зоны для успешной самопрезентации, самоорганизации, установления связей друг с другом;
■ привлечение посетителей портала к формированию его содержания;
■ сочетание самоорганизации с работой кураторов в проектных группах;
■ интеграция (внешняя и внутренняя).
Использование технологий веб 2.0 в
ходе организации внеучебной работы школьников является перспективным, так как позволяет применять в образовании простые и интересные формы самопрезентации, общения и взаимодействия учащихся и педагогов.
Представляется перспективным для Интернет-образования и опыт Пятигорского государственного лингвистического университета по внедрению инновационных блог-технологий. В учебном процессе задействованы такие блоги, как:
■ тьюторский, содержащий расписание занятий, программы учебных курсов, домашние задания для студентов, дополнительные материалы;
■ классный/групповой блог, в котором информацию размещают как преподаватели, так и студенты;
■ студенческий, предоставляющий студентам возможность для самовыражения и самоутверждения.
Использование блог-технологий в учебной деятельности способствует:
• вступлению обучающихся в живой диалог с носителями языка в реальном времени и с отсрочкой во времени;
• активному вовлечению их в языковую среду и преодолению языкового барьера;
• творческой активности студентов;
• совершенствованию коммуникативной и межкультурной компетентности;
• повышению мотивации учащихся к активному изучению иностранного языка и культуры.
В материалах конференции представлены доклады и сообщения, в которых, наряду с описанием инновационных технологий, приводится процедура использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.
В частности, в Уральском государственном горном университете интенсивно развиваются образовательные методики включения электронных образовательных ресурсов в информационно-коммуникативную среду. Каждый базовый электронный учебно-методический комплекс (а таковые подготовлены по 78 курсам) содержит: рабочую программу, развернутый план изучения курса, описание возможных маршрутов изучения дисциплины, базу модулей, методическое пособие по практике, контрольные вопросы.
Для эффективного осуществления образовательного процесса в этом университете создан Интернет-институт, в котором готовятся качественные мультимедийные электронные учебно-методические материалы. Сотрудниками Института разрабатывается интерфейсная часть этих материалов, так называемая оболочка, и альтернативные навигационные средства по содержанию электронных курсов. Так, для экономических, юридических, общепрофессиональных и технических дисциплин созданы интерфейсы, предусматривающие воз-
можность наиболее простой и удобной ее модернизации. При помощи тьюторов происходит наполнение учебно-методического ресурса мультимедийными компонентами. Все дисциплины снабжаются цветными графическими иллюстрациями, способствующими возникновению у студентов интереса к изучаемому материалу. Также проводятся съемки, монтаж и размещение в учебном ресурсе видеопрезентаций, что позволяет обучаемым знакомиться как с изучаемой дисциплиной, так и с тьютором. Все это способствует подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям.
Анализ материалов участников конференции свидетельствует не только об инновационной деятельности образовательных учреждений по использованию возможностей Интернета, но и о тех проблемах, которые являются препятствием на пути развития Интернет-обучения. Спектр этих проблем достаточно широк и многообразен. Выделим из них наиболее значимые, отмеченные многими участниками конференции.
■ Интернет-образование - это надежда или очередной миф модернизации отечественного образования?
■ Как обеспечить функциональную грамотность всех субъектов образовательной деятельности в сфере Интернет-обучения?
■ Какими педагогически значимыми требованиями следует руководствоваться при подготовке учебныхпродуктов, включаемых в электронный учебно-методический комплекс?
■ Как эффективно, дидактически и методически грамотно использовать материалы ЭУМК в образовательном процессе?
■ Как обеспечить органичное сочетание в учебно-воспитательном процессе возможностей традиционного и Интернет-образования при подготовке специалистов?
■ Как осуществлять полноценное воспитание обучающихся в системе Интернет-обучения?
■ Что следует сделать для того, чтобы у обучающихся в ходе Интернет-образования вырабатывались способности к решению не только типичных, но и проблемных, творческих задач, обеспечивающих достижение успеха в жизни и профессиональной деятельности?
■ Как материально мотивировать преподавателей на то, чтобы они были не только пользователями, но и активными творцами Интернет-образования?
Качественное решение обозначенных проблем - одно из магистральных направлений модернизации российского образования.
Изложим наше видение перспектив развития отечественного Интернет-образования. В числе таковых выделим одну, а именно дидактически обоснованную подготовку и качественное использование в образовательном процессе электронного учебно-методического комплекса.
ЭУМК - это учебное электронное издание, программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактически обоснованного процесса обучения, содержащий систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы, подготовленные в соответствии с принципами интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанци-онности.
Современный ЭУМК - это мультимедийный интерактивный комплекс, содержащий не только текстографическую информацию, но и звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем, реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы нелинейное взаимодействие «студент - педагог - учебный материал».
ЭУМК должен включать определенный перечень учебных продуктов (рабочая программа, учебник, практические задания, тестовый материал и т.д.) и быть классифицирован в соответствии с определенными
дидактическими критериями: уровнем образования (начальное, среднее, высшее и т.д.), формой получения образования (очное, заочное, очно-заочное, экстернат), видом учебной деятельности (лекция, семинар, практическое занятие и т.д.), способами взаимодействия с обучаемыми (декларативные, интерактивные), способами создания образовательных траекторий (адаптивные, неадаптивные).
При подготовке и использовании в образовательном процессе ЭУМК следует руководствоваться модульным подходом, с помощью которого возможно успешное решение ряда образовательных задач, таких как:
■ формирование субъектной позиции студента;
■ «выращивание » цели образования в ходе сотрудничества преподавателя со студентом;
■ генерирование у студентов продуктивного мышления в процессе занятий;
■ использование при подготовке учебных продуктов организационно-деятель-ностных методов, способствующих развитию у обучаемых мыслетехнических, коммуникационных и рефлексивных способностей, соответствующих способам профессиональной деятельности;
■ ориентация студентов на самостоятельную оценку полученного образовательного результата.
По мере развития дистанционных форм обучения все больший вес приобретает вопрос оценки качества результатов обучения. Заметим, что основная часть применяемых в настоящее время инструментов оценки уровня освоения учебной программы относится к так называемому закрытому типу. При их использовании деятельность обучаемого в итоге сводится к выбору (с некоторыми нюансами) ответа из предложенного множества альтернатив. Добавим, что в соответствии с рекомендациями психологов в тестах не должны фигурировать имена персоналий и даты. Кроме того, предлагается исключить тесты с дистракторами, в резуль-
тате прохождения которых у обучаемого может происходить «впечатывание» в память неверного ответа. К сожалению, эти рекомендации повсеместно нарушаются.
Построение инструментов открытого типа, когда обучаемый в полной мере может проявить свое творчество и индивидуальность в условиях дистанционных технологий обучения, представляет собой серьезную научную и научно-методическую проблему. Основные факторы, препятствующие достижению на этом пути существенных успехов, обусловлены не только уровнем развития информационных технологий, но и, в конечном счете, неразрешимостью (по крайней мере, на данном этапе развития цивилизации) проблемы искусственного интеллекта.
Вместе с тем работы в этом направлении продолжаются, и некоторый прогресс в расширении возможностей инструментария для контроля уровня освоения компетенций имеется. Здесь мы представим некоторые результаты работ, полученные в СГА.
В связи с двойным назначением инструментария: развитие компетенций и контроль уровня их освоения - соответствующие процедуры, реализуемые по дистанционным технологиям, получили название «Тест-тренинг уровня освоения компетенций» (ТТК).
Для ряда направлений подготовки, таких как «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция », в качестве сценария одной из компьютерных программ для формирования отдельных компетентностей и их тестирования взяты процессы формирования и проверки уровня компетентности обучаемого при работе с типовыми в этих предметных областях документами.
Схема действия такого инструментария такова. Студент формирует некоторый набор нормативных актов, регламентирующих работу с соответствующим типом документов (с возможностью зайти, например, в систему «Гарант» для консультации и подбора нормативныхматериалов). Затем из имеющегося банка документов выбира-
ется документ, форма которого соответствует заданию (при этом в качестве «подходящих» может быть предложено несколько различных форм). Далее, следуя поставленному заданию, предлагается заполнить выбранную форму документа, что осуществляется (в зависимости от реализованной технологии), например, путем переноса на нужные места формы выбираемых студентом фраз-заготовок, которые представлены на экране (как верных, так и ошибочных).
Подобные тест-тренинговые средства могут быть направлены на освоение компетенций по работе со многими документами.
К примеру, для менеджеров, экономистов и юристов целесообразна разработка компьютерных средств тест-тренинга компетенций (ТТК) на анализ и составление различных хозяйственных договоров. В заданиях в первую очередь должно быть представлено описание рассматриваемой ситуации, в рамках которой анализируется существующий или формируется новый договор. Работа обучаемого должна начинаться с выполнения следующего задания: «Какой тип договора отвечает требованиям задания? Введите в свободной форме перечень существенных для данного типа договора условий» (проверка результатов может осуществляться аналогично контролю владения терминами и определениями предметных областей, например, по словоформам). Здесь также желательно обеспечить поддержку работы студента по подбору нормативных правовых актов, регламентирующих составление рассматриваемого договора. В ТТК на анализ договора предлагается найти ошибочные фрагменты в предлагаемых текстах договоров различного типа и указать вводом текста в свободной форме суть ошибки. При работе с
ТТК на формирование договора вначале целесообразно предложить студенту выделить существенные условия договора, затем выбрать необходимую форму договора (устная, простая письменная, нотариально удостоверенная, с госрегистрацией и т.п.). После этого студент формирует (или выбирает из предложенного множества) макет структуры (упорядоченную совокупность разделов договора), в который он должен внести выбранные им фразы из предложенных (часть верных, часть ошибочных, с неоднозначным выбором).
Разработку теоретико-методологических и прикладных проблем использования возможностей Интернета в отечественном образовании следует осуществлять в содружестве многих специалистов: педагогов, психологов, технологов, программистов, медиков, финансистов.
Нам представляется важным продолжить коллективное обсуждение рассмотренной на конференции тематики. Для этого целесообразно:
♦ используя современные телекоммуникационные технологии, организовать при вузах, активно использующих Интернет, постоянно действующие курсы, ориентированные на формирование и развитие у преподавателей должной Интернет-культуры;
♦ рекомендовать аспирантам и докторантам проведение диссертационных и монографических исследований проблематики Интернет-образования;
♦ для публикации результатов исследований в области Интернет-образования организовать постоянно действующий сайт, на страницах которого развернуть конструктивный диалог педагогической общественности для выработки соответствующих научно-методических рекомендаций.
VORONOVM., TOLKACHEVV. INTERNET IN MODERN EDUCATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
The wide range of problems discussed at the joint Internet conference «Internet in education» is viewed in the article.
Keywords: Internet education, innovative Internet technologies, pedagogical novations.