УДК 378.1 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-77-87
Информационно-образовательная среда вуза:
интерпретационный и содержательный анализ В. И. Токтарова, С. Н. Федорова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. В статье актуализируется значимость дальнейшей информатизации системы высшего образования, рассматриваются основные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда вуза». Цель данной статьи: раскрыть и охарактеризовать информационно-образовательную среду вуза в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные документы, научные статьи и диссертационные работы, в которых рассматривались вопросы введения и использования термина «информационно-образовательная среда». В процессе теоретического анализа использовались методы сравнения, классификации, систематизации и обобщения. Результаты исследования. Был сделан вывод о том, что требования государства к информатизации образования, в т. ч. в высшей школе, достаточно серьезны. В то же время существующая традиционная образовательная система с фрагментарным и несистематизированным применением средств ИОС не справляется с современными требованиями, которые к ней предъявляются. Результаты анализа, выявленные характерные особенности и требования были учтены при проектировании и разработке информационно-образовательной среды на кафедре прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Заключение. Особенностью разрабатываемой ИОС является организация процесса обучения в виде нелинейного взаимодействия его субъектов, предоставление многовариантности путей развития обучения, которое подразумевает изменение модели образовательного процесса от линейной - к нелинейной: реализацию гибких индивидуальных траекторий на основе дифференцированного подхода. Подобная адаптация процесса обучения к личностным особенностям студентов способствует созданию благоприятных условий, позволяющих реализовывать возможности каждого студента в соответствии с его индивидуальными способностями и психофизиологическими качествами, раскрытию интеллектуального потенциала его личности.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-образовательная среда, электронное обучение, студент, вуз.
Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (№ 27.8640.2017/8.9).
Electronic educational environment of higher education institution:
interpretative and content analysis V. I. Toktarova, S. N. Fedorova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The article highlights the importance of further informatization of the system of higher education, considers the main approaches to the definition of the concept "electronic educational environment (EEE) of higher education institution". Purpose of the article.To reveal and characterize the electronic educational environment of higher education institution in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education. Materials and methods. The research materials were normative documents, scientific articles and thesis works regarding the issues of introducing and applying the term "electronic educational environment". In the process of theoretical analysis, methods of comparison, classification, systema-tization and generalization were used. Results of the research. It was concluded that the requirements of the State to the informatization of education, including higher education, are quite serious. At the same time, the existing traditional educational system with fragmented and unsystematized application of EEE means does not cope with the imposed modern requirements. The results of the analysis, the revealed peculiarities and requirements were taken into account in the design and development of the electronic educational environment at the Chair of Applied Mathematics and Computer Science at the Mari State University. Conclusion. The peculiarity of the developed electronic educational environment is the arrangement of the learning process in the form of non-linear interaction of its subjects, as well as providing multivariate ways of learning development, which implies a change in the model of the educational process from linear to nonlinear: the implementation of flexible individual trajectories on the basis of a differentiated approach. Such adaptation of the learning process to the personal characteristics of students contributes to the creation of favorable conditions that allow to realise the opportunities of each student in accordance with his individual abilities and psychological and physiological qualities; it also contributes to personal intellectual fulfilment.
Keywords: informatization of education, electronic educational environment (EEE), e-learning, student, higher education institution (HEI).
Acknowledgements: this work was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (№ 27.8640.2017/8.9).
Актуальные задачи, стоящие перед современным высшим образованием, требуют его дальнейшей информатизации для обеспечения единого пространства, направленного на многоуровневое и непрерывное образование посредством использования электронных и сетевых форм обучения. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе актуально именно с точки зрения повышения его эффективности и качества. Согласно современным исследованиям, в среднем в час на одного студента группы при традиционном обучении приходится приблизительно 0,1 вопроса, при электронном - обучающийся может спросить или ответить на 120 вопросов в час, а для 98 % студентов эффективность индивидуальной работы в рамках электронного обучения повышается на 50 %. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, насколько важен процесс информатизации высшего образования, развития и реализация электронной информационно-образовательной среды вуза.
Понятно, что для полноценного функционирования «электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ»1, должны быть созданы определенные условия.
В качестве одной из основных задач Государственной программы РФ «Развитие образования»2 определена задача по формированию открытой информационно-образовательной среды, создаваемой для удовлетворения образовательных потребностей и реализации индивидуальных возможностей обучающихся. Особое внимание уделяется внедрению онлайн-образования, которое характеризуется использованием новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы3 особое внима-
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642.
3 Федеральная целевая программа развития образования
на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ
от 23.05.2015 г. № 497.
ние уделяется эффективным подходам к реализации и внедрению образовательных программ с применением электронного обучения в различных социокультурных условиях.
Рассматриваемые положения получили свое развитие в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, где одним из основных требований к условиям реализации основных образовательных программ является наличие электронной информационно-образовательной среды организации, которая должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и(или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет»4.
Общие требования к электронной информационно-образовательной среде и электронным образовательным ресурсам, широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий, устанавливает Государственный стандарт ГОСТ Р 53620-2009. В документе5 представлено определение информационно-образовательной среды (ИОС), которая трактуется как система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности
4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата): приказ Министерство образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 943.
5 ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.
на основе информационно-коммуникационных технологий.
Достижение представленных результатов непосредственно связано с переходом к реализации процесса обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды, определяемой применением инновационных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения, ее дидактических возможностей.
Контент-анализ вышеприведенных нормативных документов свидетельствует о том, что требования государства к информатизации образования, в т. ч. в высшей школе, достаточно серьезны. В то же время существующая тради-
ционная образовательная система с фрагментарным и несистематизированным применением средств ИОС не справляется с современными требованиями, которые к ней предъявляются. Между тем качества конкурентоспособности современного выпускника вуза во многом обуславливаются условиями новой информационно-образовательной среды, поэтому ей должно быть уделено особое внимание.
Рассмотрим подходы разных авторов к определению понятия «информационно-образовательная среда» (табл. 1). Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, насколько разноплановыми они являются.
Таблица 1 / Table 1
Определение понятия «информационно-образовательная среда» / Definition of the concept "electronic educational environment"
1 2
Информационно-образовательная среда - это ...
А. Г. Абросимов [1] интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств администрирования и информационной поддержки организации и управления учебным процессом, научными исследованиями
А. А. Андреев [3] педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента
С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун [6] основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность
О. А. Ильченко1 системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования
И. Г. Захарова2 открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы
В. А. Красильникова [9] многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности обучающегося и доступа к информационным ресурсам
С. А. Назаров3 подвижная педагогическая система, объединяющая в себе не только информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, педагогические методы, технологии, средства управления образовательным процессом, но и организацию и содержание процесса профессионального и личностного развития и саморазвития каждого студента
А. М. Новиков [12] совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы
1 Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых ресурсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 20 с.
2 Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения // автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 46 с.
3 Назаров С. А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 17 с.
Окончание табл. 1
1 2
Б. Е. Стариченко [15] совокупность аппаратных средств, программных систем, содержательного наполнения (контента), реализованную на основе современных технологических решений и предназначенную для обеспечения информационных запросов и организации информационных потоков, связанных с обучением и управлением учебным процессом
Е. В. Ширшов [17] совокупность окружающих информационную систему элементов (объектов), которые оказывают на нее влияние или, наоборот, на которые она воздействует
Е. В. Чернобай1 совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс и ориентирующих его участников на получение новых планируемых образовательных результатов
Итак, опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что на настоящий момент единого подхода к пониманию и определению понятия «информационно-образовательная среда» не сформировалось. Разноплановая интерпретация свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования данного понятия в направлении уточнения базового содержания. Но в целом можно подчеркнуть, что, по своему содержательному наполнению, данное понятие является достаточно объемным, что позволяет нам выделить три основных функциональных направления использования ИОС:
- психолого-педагогическое: создает условия для перехода к новому уровню образования, обеспечивает достижение новых образовательных результатов, ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей пользователей; способствует профессиональному и личностному развитию и саморазвитию обучающегося;
- программно-техническое: обеспечивает формирование и развитие информационно-технологической инфраструктуры системы образования, предоставляет инновационные средства программно-технического и технологического характера для совершенствования процесса обучения, коммуникации и взаимодействия, характеризуется аппаратно-программным и информационным обеспечением (возможность доступа к материальным носителям информации);
- информационно-коммуникативное: обеспечивает условия информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, предоставляет инструменты и средства для их полноценного общения и коммуникации, спо-
1 Чернобай Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 303 с.
собствует развитию новых форм сотрудничества участников образовательного процесса с применением средств ИКТ.
Причем нужно отметить, что чаще всего авторами выделяется именно психолого-педагогическое направление ИОС (93,55 %). Возможно, это объясняется тем, что работы по использованию ИОС пишутся педагогами, для которых психолого-педагогическая составляющая более значима. На втором месте по частоте употребления отмечается программно-техническое направление ИОС (77,42 %). И лишь третье место занимает информационно-коммуникативное направление ИОС (45,16 %), что говорит о некоторой недооценке коммуникативного фактора в электронной среде (рис. 1).
Таким образом, информационно-образовательная среда является системным многокомпонентным образованием, насыщенным разнообразными ресурсами и дидактическими возможностями.
В настоящее время проблемам проектирования и использования информационно-образовательных сред посвящено множество работ. Понимание сущности, основной структуры и функций, понятийно-терминологического аппарата ИОС представлены в работах А. А. Андреева, Л. И. Аникушиной, С. Г. Григорьева и В. В. Грин-шкуна, В. В. Гура, О. А. Ильченко, Ж. Н. Зайцевой, И. Г. Захаровой, В. А. Красильниковой, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова, И. В. Роберт, В. И. Солдаткина, Е. В. Ширшова, Ю. А. Шрей-дер, Е. В. Чернобай и других. Научно-теоретическому обоснованию проектирования, создания и внедрения информационно-образовательных сред посвящены работы И. Г. Захаровой, Н. В. Кузьминой, Е. Н. Остроумовой, И. В. Роберт, Б. Е. Стари-ченко, Е. В. Чернобай и других. Функции и роль средств ИКТ в информационно-образовательной среде рассмотрены в работах Е. И. Машбица,
Е. С. Полат, И. В. Роберт, Т. А. Сергеевой и других. Вопросам организации учебной деятельности при работе со средствами ИКТ посвящены исследования С. Г. Григорьева, А. М. Корот-кова, Н. В. Кузьминой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Т. А. Сергеевой и других. Дидактические и методические аспекты применения средств ИКТ в обу-
чении раскрываются в публикациях В. П. Беспаль-ко, А. А. Вербицкого, П. Я. Гальперина, И. В. Роберт, Т. А. Сергеева, А. П. Тряпицина и других. Безусловно, работы вышеуказанных авторов позволили создать научно-методические основы проектирования, разработки и применения информационно-образовательной среды.
Рис. 1. Функциональные направления использования ИОС в работах исследователей / Fig. 1. Functional areas of the use of EEE in the works of researchers
Нами проведен анализ введения и использования термина «информационно-образовательная среда» и выявлено, что чаще всего он дополняется такими словесными обозначениями, как «предметная», «дидактическая», «личностно-развивающая», «высокотехнологичная», «единая», «открытая» «интегрированная» и другими. С введением ФГОС ВО наибольшую популярность приобрела конструкция «электронная информационно-образовательная среда». И даже
отсутствие слов «информационная» или «образовательная» в некоторых конструкциях не меняло базового смысла термина, как например, в случае с «мультимедийной образовательной средой», «виртуальной образовательной средой» или «информационно-педагогической средой».
Ретроспективный анализ введения и использования термина «информационно-образовательная среда» представлен в таблице 2.
Таблица 2 / Table 2
Характеристика различных видов ИОС / Characteristics of different types of EEE
1 2
Предметная информационно-образовательная среда (с 1999 г. - наст. вр.)
Условия информационного взаимодействия между учителем и учеником в процессе обучения определенному учебному предмету (предметам) на базе информационно-коммуникационных технологий И. В. Роберт [14]
Среда, суть которой заключается в наполнении конкретным предметным содержанием и обеспечении эффективной деятельности пользователей и их информационного взаимодействия с интерактивными средствами обучения в заданной предметной области Г. И. Кирилова [8]
Окончание табл. 2
1 2
Дидактическая информационная среда (с 2000 г. - наст. вр.)
Среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующая формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста Н. С. Киргинцев [7]
Личностно-развивающая информационно-образовательная среда (с 2005 г. - наст. вр.)
Среда, направленная на формирование интеллектуально развитой и социально значимой личности, включающая микросреды: библиотеку, как информационный центр вуза и образовательный ресурс; учебную микросреду - учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия, система дистанционного обучения; среду личностного саморазвития; техническое оснащение учебного процесса С. А. Назаров1
Единая информационно-образовательная среда (с 2006 г. - наст. вр.)
Среда, реализующая полноценное информационное обеспечение преподавателей и студентов, родителей обучающихся, общественности и администрации вуза за счет применения единых технологических средств и взаимосвязанного содержания С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун [6]
Интегрированная информационно-образовательная среда (с 2006 г. - наст. вр.)
Объединение технологических средств и организационно-методического сопровождения учебного процесса с возможностью последующей интеграции отдельных сред в единую информационно-обучающую среду вузов Д. А. Афонин2
Высокотехнологичная информационно-образовательная среда (с 2007 г. - наст. вр.)
Совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании высокотехнологичных аппаратно-программных комплексов Е. В. Куц [10]
Мультимедийная образовательная среда (с 2008 г. - наст. вр.)
Учебно-информационная среда, где осуществляется взаимодействие обучающихся с внешним миром через открытые интеллектуальные системы, которые основываются на технологии мультимедиа Е. Д. Нелунова, Т. Н. Николаева [11]
Интегрированная открытая педагогическая система коммуникации участников образовательного процесса, создающая условия непрерывного развития педагогического медиатворчества учителя С. В. Петрова [13]
Виртуальная образовательная среда (с 2009 г. - наст. вр.)
Среда, способствующая реализации жизненных стратегий и ценностных ориентаций личности в интерактивном социальном взаимодействии Д. В. Баяндин [4]
Информационное пространство взаимодействия участников образовательного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников М. Е. Вайндорф-Сысоева [5]
Открытая информационно-образовательная среда (с 2009 г. - наст. вр.)
Педагогическая система особого вида, обладающая рядом отличительных признаков и свойственным педагогическим системам набором элементов, центральное место среди которых занимает самостоятельная работа студентов Н. Б. Стрекалова3
Информационно-педагогическая среда (с 2010 г. - наст. вр.)
Интегративная программно-коммуникационная педагогическая система, подчиненная целям воспитания, образования и развития личности и обеспечивающая едиными технологическими средствами образовательную деятельность и ее информационную поддержку С. Б. Петренко4
1 Назаров С. А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 17 с.
2 Афонин Д. А. Интегративная информационно-обучающая среда профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 23 с.
3 Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2017. 588 с.
4 Петренкова С. Б. Разработка информационно-педагогической среды для студентов гуманитарных направлений подготовки (на примере изучения математики и информатики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2012. 25 с.
Окончание табл. 2
1 2
Электронная информационно-образовательная среда (с 2013 г. - наст. вр.)
Включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся ФГОС ВО
В целом по результатам анализа 96-ти работ, с 2000 по 2018 годы (научные статьи и диссертационные работы), описывающих различные виды ИОС, мы сделали вывод о том, что наиболее часто встречающимися конструкциями в отношении ИОС являются: предметная (18,75 %),
электронная (11,46 %), единая (11,46 %) и виртуальная (10,42 %). Реже встречаются такие конструкции, как: интегрированная (4,17 %), открытая (5,21 %), информационно-педагогическая (5,21 %) и так далее (рис. 2).
Рис. 2. Виды ИОС в работах исследователей
Как и любая другая система, информационно-образовательная среда характеризуется определенными свойствами. В частности, она является:
• предметной, так как наполнена конкретным предметным содержанием;
• дидактической - включает в себя комплекс дидактических возможностей, способствующих совершенствованию процесса обучения;
• личностно-развивающей - предоставляет средства и инструменты личностного развития и саморазвития участников образовательного процесса;
/ Fig. 2. Types of EEE in the works of researchers
• единой - реализует полноценное информационное обеспечение за счет применения единых технологических и педагогических средств;
• интегрированной - объединяет в себе множество различных образовательных технологий и ресурсов, модулей и сред разного уровня;
• высокотехнологичной - ориентирована на достижение новых образовательных результатов за счет использования передовых и прогрессивных технологий современности;
• мультимедийной - активно использует средства мультимедиа;
• виртуальном - позволяет перенести часть учебного процесса и когнитивного взаимодействия в виртуальное пространство;
• открытой - является общедоступной всем участникам образовательного процесса из любого места, в любое время и с любого устройства;
• педагогической - подчинена единым целям образования, воспитания и развития личности;
• электронной - построена на сетевых технологиях и является функциональным обеспечением процесса электронного обучения.
Итак, ИОС - это совокупность программно-технической, учебно-методической, информационно-коммуникативной систем, обеспечивающих образовательный процесс и направлен-
ных на достижение обучающимися образовательных результатов.
В качестве характерных особенностей ИОС исследователями отмечается то, что она:
- включает в себя средства управления учебным процессом;
- обеспечивает автоматизацию образовательного процесса учебного заведения;
- направлена на формирование интеллектуально развитой социально-значимой, творческой личности;
- направлена на развитие компетентности студентов;
- связана с человеком как субъектом образования (рис. 3).
Рис. 3. Характерные особенности ИОС в работах исследователей / Fig. 3. Characteristic features of EEE in the works of researchers
Следует отметить, что с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов некоторыми авторами отмечается и такая характерная особенность ИОС, как «функционирование в рамках государственного образовательного стандарта».
Результаты анализа, выявленные характерные особенности и требования были учтены при проектировании и разработке информационно-образовательной среды на кафедре прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО
«Марийский государственный университет» (рис. 4) [16].
Особенностью разрабатываемой ИОС является организация процесса обучения в виде нелинейного взаимодействия его субъектов, предоставление многовариантности путей развития обучения, которое подразумевает изменение модели образовательного процесса - от линейной к нелинейной: реализацию гибких индивидуальных траекторий на основе дифференцированного подхода. Подобная адаптация процесса обучения к личностным
особенностям студентов способствует созданию благоприятных условий, позволяющих реализовы-вать возможности каждого студента в соответствии
В соответствии с характерными особенностями и требованиями в ИОС выделены следующие структурно-содержательные компоненты:
- содержательно-методический, определяющий как предметно-содержательную область информационно-образовательной среды, так и методы и принципы обучения, средства и формы организации занятий, в соответствии с целями и задачами профессиональной подготовки. Содержательный компонент включает в себя: учебный контент по всем дисциплинам, комплекс информационных и электронных образовательных ресурсов, электронные учебно-методические разработки, электронные библиотечные фонды, компьютерные обучающие системы, практикумы и тренажеры и так далее. Методический компонент содержит описание методики формирования системы знаний и компетенций, авторские образовательные методики и технологии, формы и методы педагогического взаимодействия, рекомендации по организации и осуществлению самостоятельной учебно-
с его индивидуальными способностями и психофизиологическими качествами; раскрытию интеллектуального потенциала его личности.
познавательной деятельности, описание результатов образовательного процесса, методику мониторинга образовательного процесса и диагностирования его результативности и так далее;
- программно-технический, рассматриваемый как совокупность программных и сетевых средств и ресурсов для совершенствования образовательного процесса, современное программно-техническое обеспечение как инструмент новой образовательной среды. К техническим компонентам относятся сервер, клиентские компьютеры, локальные сети учреждения, широкополосные каналы, телекоммуникационные технологии и т. д.; к программным: веб-приложения и автоматизированные программные предметные системы учебного назначения; способы доступа к информационным ресурсам, обмену информацией, ее передачи и транслированию, средства самоидентификации пользователя и защиты персональных данных, средства осуществления информационного взаимодействия, базы данных и базы знаний и так далее;
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Добро пожаловать!
iU(форм,iifдil'шnil ¿1 frp,*iMте-.пг,гi.va среда {¡¡ОС) - vro снгнгыо арглиньвплииая совмулносгь ин-ф^рн-^ии^мь ^ч 1« rJiip-л i,TLi T"?ncHt.ii: рссуртЭР, СрчДСВ ЧРфорПЛинфНРЖ,
тслекотпумикациокиик технологий, аппаратио прагрдппчиго п орглииапциовто'нетадичеммо
ой'1еи»чроыннэч и-» у№Влетаор#чм« потребностей полмооочиЛ в информационны*
у£Лг-#Ак II ДОСуДОх 0б£ЛЮ11ДГ*Лы*йГ<й< яй|j-infr¡t.1.
3.0 гя <;и.\чн.1 if ixKtiK?iJM',Tjfjrdriirtj'-cii"liM HWi.i ггЛпнлй tywvi.i i&ri firni имгг-'
доступ к учебнын плл-нлн,. рлбочмн програннлч дисц1нлин ^чояулеА), практик, к изданиям З.пцмронмыя би^и^течныц <1»<г»?н ■■ глсцздоннъш фбрМОПДОПЬНЫМ IHWVPCOM, ум^чни^« * рабочих npOrpiHHiKJ
фчгесииию кем обр*»ратедьиого процесса,, ро?ультяти .промежуточно^ докт-виш» и реуупьт-этте
■ХАМиНЙ OCriOhHCtl Gtipft lOliii[тГ iii'rjH UpOfрйгъны;
проведение b«js видов r-роислур оиенюи реэультлтов обуче-н*т, реализация которых
Пр^ДуСНйГ^ие-кЛ < npiw-rtHtwuitwi ХПг*Т|«миОГЛ «Лучений, ДнСТЛяцИйнмы!« tVjp.i ldnJiT^rti.Mi.i* ГОЬмйЛОГмАJ форч!Чров-»нче электронного гюртф&лчо сбучлюшлегося, в тон числе сохранение работ
М.Н, |Ы11_|Г .Ч Ц П1! II 1Ч1ГЮК НЛ, }ТИ рЛ&йвЫ I-1J tlCflOMH ПП&МЕ учЛЕТНИКМ a6|V.4*!lTl;l I РЛЬН1Э1 □
процесса;
нржду1 уч№н»в4ии gl^rtwiTflJnbHpig HpOuffWi* В чн(г»г 1гинк|:-пнн,-нг i( [nraij iii"ipi>50p>iot шаиноде-Псг&м* я ос рад« мм cei>i -Интернет-.
Кр.тгил? ■ ишггрухцмя ira раба те л (ЮС
Рис. 4. Фрагмент информационно-образовательной среды / Fig. 4. Fragment of the electronic educational environment
- коммуникативный, способствующий развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучающимися, преподавателем и средствами ИКТ; включающий в себя средства и технологии для реализации интерактивной информационной коммуникации субъектов ИОС: форумы, чаты, электронная почта, блоги, профессиональные социальные сети, виртуальные классы, вебинары, видеоконференции и т. д., а также формы и методы осуществления информационного взаимодействия;
- организационно-управленческий, определяющий организационно-правовую и административную основу (нормативно-правовая база, система
безопасности и разграничения прав доступа и полномочий субъектов, т. д.), систему управления (средства управления образовательной деятельностью, системы коррекции, организации самоконтроля и самодиагностики достижений, технологии управления знаниями и так далее).
Каждый из выделенных компонентов информационно-образовательной среды можно рассматривать как отдельную микросреду, которой также будут свойственны все вышеперечисленные признаки. Структурные компоненты ИОС расширяют возможности в части ведения и управления образовательным процессом, что является недостижимым в традиционном образовании.
Литература
1. Абросимов А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара, 2003. 204 с.
2. Александров П. С. Математика и человеческая культура // Квант. 1982. № 8. С. 2-3.
3. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.
4. Баяндин Д. В. Виртуальная среда обучения: состав и функции // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 113-118.
5. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 14 (273).
6. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М.: МГПУ, 2005. 231 с.
7. Киргинцева Н. С., Пивоваров Д. Э. Дидактическая информационная среда в обучении английскому языку в военном вузе // Информационные технологии. 2000. № 4. С. 154-168.
8. Кирилова Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8 (62). С. 88-94.
9. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования. 2003. № 4. С. 21-27.
10. Куц Е. В. К вопросу о высокотехнологичной среде образовательного учреждения // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 156-159.
11. Нелунова Е. Д., Николаева Т. Н. Концепция саморазвития обучающихся в мультимедийной образовательной среде // Образовательные технологии. 2010. № 1. С. 90-99.
12. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013. 268 с.
13. Петрова С. В. Творческая конструктивная деятельность педагогов гуманитарно-художественного профиля по созданию мультимедийной образовательной среды. Ростов н/Д., 2015. 92 с.
14. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2011. 69 с.
15. Стариченко Б. Е. О построении информационного обеспечения учебного процесса в вузе // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 39-44.
16. Токтарова В. И. Развитие информационно-образовательной среды современного вуза в контексте педагогических инноваций // Инновации в образовании. 2016. № 6. С. 103-115.
17. Ширшов Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия. Ростов н/Д, 2006. 256 с.
References
1. Abrosimov A. G. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy sozdanija informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza [Theoretical and practical basis for creating the information and educational environment of the university]. Samara, 2003. 204 p. (In Russ.).
2. Aleksandrov P. S. Matematika i chelovecheskaja kul'tura [Mathematics and human culture]. Kvant, 1982, № 8, pp. 2-3. (In Russ.).
3. Andreev A. A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah [Some Problems of Pedagogy in Modern Information and Educational Environments]. Innovacii v obrazovanii = Innovations in Education, 2004, no. 6, pp. 98-113. (In Russ.).
4. Bajandin D. V. Virtual'naja sreda obuchenija: sostav i funkcii [Virtual learning environment: composition and functions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2011, no. 7, pp. 113-118. (In Russ.).
5. Vajndorf-Sysoeva M. E. Virtual'naja obrazovatel'naja sreda kak neot#emlemyj komponent sovremennoj sistemy obrazovanija [Virtual educational environment as an integral component of the modern education system]. Vestnik JuUrGU. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Vestnik SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences, 2012, no. 14 (273). (In Russ.).
6. Grigor'ev S. G., Grinshkun V. V. Informatizacija obrazovanija. Fundamental'nye osnovy [Informatization of education. Fundamental basics]. Moscow, MGPU, 2005, 231 p. (In Russ.).
7. Kirginceva N. S., Pivovarov D. Je. Didakticheskaja informacionnaja sreda v obuchenii anglijskomu jazyku v voennom vuze [Didactic Information Environment in Teaching English in Military HEI]. Informacionnye tehnologii = Information Technologies, 2000, no. 4, pp. 154-168. (In Russ.).
8. Kirilova G. I. Principy informacionno-sredovogo podhoda k modernizacii professional'nogo obrazovanija [Principles of the information-environment approach to the modernization of vocational education]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2008, no. 8 (62), pp. 88-94. (In Russ.).
9. Krasil'nikova V. A. Informatizacija obrazovanija: ponjatijnyj apparat [Informatization of education: a conceptual apparatus]. Informatika i obrazovanija = Informatics and Education, 2003, no. 4, pp. 21-27. (In Russ.).
10. Kuc E. V. K voprosu o vysokotehnologichnoj srede obrazovatel'nogo uchrezhdenija [To the question of the high-tech environment of an educational institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2012, no. 7, pp. 156-159. (In Russ.).
11. Nelunova E. D., Nikolaeva T. N. Koncepcija samorazvitija obuchajushhihsja v mul'timedijnoj obrazovatel'noj srede [The concept of self-development of students in a multimedia educational environment]. Obrazovatel'nye tehnologii = Educational technologies, 2010, no. 1, pp. 90-99. (In Russ.).
12. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij [Pedagogy: the dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, 2013. 268 p. (In Russ.).
13. Petrova S. V. Tvorcheskaja konstruktivnaja dejatel'nost' pedagogov gumanitarno-hudozhestvennogo profilja po sozdaniju mul'timedijnoj obrazovatel'noj sredy [Creative constructive activity of teachers of the humanitarian and artistic profile in creating a multimedia educational environment]. Rostov-na-Donu, 2015, 92 p. (In Russ.).
14. Robert I. V., Lavina T. A. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii obrazovanija [Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of informatization of education]. Moscow, 2011, 69 p. (In Russ.).
15. Starichenko B. E. O postroenii informacionnogo obespechenija uchebnogo processa v vuze [On the construction of information support for the educational process in the university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 5, pp. 39-44. (In Russ.).
16. Toktarova V. I. Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo vuza v kontekste pedagogicheskih innovacij [Development of the electronic educational environment of the modern university in the context of pedagogical innovations]. Inno-vacii v obrazovanii = Innovations in Education, 2016, no. 6, pp. 103-115. (In Russ.).
17. Shirshov E. V. Informacionno-pedagogicheskie tehnologii: kljuchevye ponjatija [Information and pedagogical technologies: key concepts]. Rostov-na-Donu, 2006, 256 p. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 12.07.2018 г.; принята к публикации 16.08.2018 г.
Submitted 12.07.2018; revised 16.08.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. All autors have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Токтарова В. И., Федерова С. Н. Информационно-образовательная среда вуза: интерпретационный и содержательный анализ // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 77-87. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-77-87
Toktarova V. I., Federova S. N. Electronic educational environment of higher education institution: interpretative and content analysis. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 77-87. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-77-87 (In Russ.).
Об авторах
About the authors
Токтарова Вера Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г Йошкар-Ола, toktarova@yandex.ru
Vera L Toktarova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,
toktamva@yandex. ru
Федорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
Svetlana N. Fedorova, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, svetfed65@rambler.ru
svetfed65@rambler.ru