Научная статья на тему 'Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза'

Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
UPBRINGING SPACE OF TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY / UPBRINGING AMBIENCE OF TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION PROCESS OF UPBRINGING SPACE AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна

В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий «воспитательное пространство» и «среда». Раскрываются возможности информатизации воспитательной среды в пространстве педвуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of upbringing ambience in teahing college space

The article considers questions of correlation between concepts upbringing space and upbringing ambience. Opportunities of upbringing ambience in a teachers' training college space are marked.

Текст научной работы на тему «Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза»

качественно новая задача - не только получать знания, но и определять траекторию своего обучения, что в наибольшей степени способствует формированию профессионально-субъектной позиции будущего педагога.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учеб/ курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. 608 с.

2. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого образования системы образования РФ. Дистанционное образование в СГУ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// do .sgu .ru/conc.html

3. Моисеенко Н. А. Информационная образовательная среда в педагогической теории и практике. Грозный: ГНТУ, 2006.

4. Пронина Л. А. Основы информационной теории культурно-образовательного пространства: моногр. Тамбов, 2007.

5. Спринт-Информ: Справочная интерактивная система по информатике. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/

/sprint-inform /i_ru_text.htm# infosfera

6. Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства // [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp? Nomer=319

7. Якушин П. А. Организационно-педагогические условия развития современного информационного пространства общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т общ. образования МО РФ. 2003.

8. Maes R. Reconsidering Information Management through a generic framework // Prima Vera Working Paper, University van Amsterdam. 1999. Sept.

УДК 378.015.324

З. И. Исламова

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДВУЗА

В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий «воспитательное пространство» и «среда». Раскрываются возможности информатизации воспитательной среды в пространстве педвуза.

Ключевые слова: образовательное пространство, воспитательное пространство вуза, воспитательная среда вуза, информатизация воспитательной среды вуза.

The article considers questions of correlation between concepts upbringing space and upbringing ambience. Opportunities of upbringing ambience in a teachers’ training college space are marked.

Key words: educational space, upbringing space of teachers’ training university, upbringing ambience of teachers’ training university, information process of upbringing space at university.

Проникновение информационных технологий во все сферы профессионального образования накладывает свою специфику на формирование социокультурного типа молодого человека, стержневыми характеристиками которого становятся конкурентоспособность, компетентность, мобильность, способность к быстрому отбору и усвоению необходимой информации, свободное владение своей профессией на уровне мировых стандартов информационного общества.

Такая постановка проблемы закономерно влечет за собой переосмысление информационной сущности профессионального воспитания и его категориального аппарата. Не случайно в сферу педагогической науки все интенсивнее привносятся идеи информациологии и синергетики, а в сферу воспитательной практики активнее внедряются виртуальные, информационно-коммуникативные и компьютерные технологии.

Этому, безусловно, способствуют инновационные поиски ученых в области информациологии (В. В. Нечаева, И. И. Юзвишина и др.), профессионально-педагогического образования (Е. В. Бондаревской, А. С. Гая-зова, В. А. Федорова и др.), информационно-коммуникативного обеспечения образовательного пространства (И. Г. Захаровой, Г. П. Максимовой, Е. С. Полат, В. А. Трайнева и др.).

В целях выявления информационной составляющей воспитания позволим себе представить аспектный анализ этой категории как социального явления и воспитательного процесса.

Общеизвестно, что воспитание как социальное явление предполагает совокупность взаимодействий и взаимоотношений общества и человека, обеспечивающую передачу социального опыта старшего поколения младшему. Данная трактовка адекватно согласуется с информационным пониманием накопленного человечеством социального опыта (искусственной информации) как совокупности отношений и отображений материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком [13, с. 502]. В таком контексте безусловна роль информации как универсальной информационногенной среды, являющейся основой развития природы и общества [13, с. 22].

Основными отличительными чертами воспитания в социальнопедагогическом аспекте общепринято считать его социальный характер (отражение особенностей социального развития человечества в мега-, мак-ро-, мезо-, микросредах), исторический характер (проявление тенденций и особенностей макросоциума в различные пространственно-временные эпохи общественно-исторического развития), конкретно-историческую направленность (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном пространственно-временном этапе развития). В этих

трактовках явно прослеживаются пространственно-временные и средовые признаки, сущностные характеристики которых наиболее адекватно описываются в понятийном аппарате информациологии [13].

В категориальном аспекте одним из дискуссионных вопросов воспитания остается вопрос соотношения воспитательного пространства и среды в вузе.

Определяя понятие «пространство», мы использовали данные С. И. Ожеговым трактовки пространства как объективной реальности, формы существования материи, характеризующейся протяженностью и объемом; промежутка между чем-нибудь, места, территории, на которую что-то распространяется, где что-нибудь вмещается; поверхности земельной площади [9]. Таким образом, можно отметить следующие параметры рассматриваемого понятия: объем, протяженность, распространенность, территориальность, способность вместить что-либо.

Перечисленные характеристики существенно дополняются учеными в области информатики, которые трактуют пространство как территорию, на которую распространяется информация или компьютерная сеть, позволяющая каждому человеку на любом этапе своей жизни подключаться к получению и приобретению любой необходимой ему информации. Отдавая дань научным изысканиям информациологов, подчеркнем безусловную ценность вездесущей информации, которая «наполняет пространство внутри нас, между нами, вокруг нас и - во всей Вселенной. Она есть единое вакуумное, материзованное и дематиризованное пространство Вселенной» [13, с. 22]. Такое понимание сущности пространства и информации объясняет наблюдающийся в психолого-педагогической науке всплеск инновационных поисков, основанных на закономерностях и принципах информациологии.

Анализ вышеперечисленных трактовок позволяет согласиться с определением пространства как формы взаимодополняющего развития постоянно меняющегося и растущего объема информации, отражающей определенные образовательные идеи, концепции, парадигмы и технологии их реализации [3]. В этом контексте правомерна трактовка образовательного пространства как существующего в социуме «места», где субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляется специальная деятельность разных систем (государственных, общественных и смешанных) по социализации и воспитанию человека, создаются условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития его личности.

Человек существует одновременно в различных образовательных пространствах, одни из которых взаимосвязаны и взаимодополняемы, другие связаны слабо или же практически автономны.

В рамках образовательного пространства могут быть выделены следующие подпространства: единое информационное, виртуальное образовательное, информационное образовательное, единое воспитательное, социальное пространство студенческой группы, личное пространство человека (пространство жизни, пространство сознания человека) и т. д. [3].

Для нас принципиально важной является экстраполяция выявленных значений образовательного пространства в контекст сущностных характеристик понятия «воспитательное пространство». Оно соответственно может быть представлено как совокупность взаимоотношений и взаимосвязей, где осуществляются социокультурные идеи, социально-педагогические концепции, социально-воспитательные парадигмы и технологии их реализации, направленные на развитие и формирование личности будущего специалиста в пределах педвуза.

Мы согласны с мнением ученых в области профессионального воспитания высшей школы в том, что воспитательное пространство может включать в себя множество других пространств, например социокультурное, этнокультурное, медиапространство региона, информационное воспитательное пространство вуза, личное жизненное пространство студента [3; 7]. Вместе с тем в любой совокупности воспитательных пространств с объективной необходимостью должна проявляться высокая степень взаимосвязи, что явно прослеживается в следующей триаде взаимозависимых воспитательных пространств: пространство сознания личности (индивидуально-жизненный мир личности студента), воспитательное пространство (реальная окружающая действительность) и виртуальное медиапространство объективного мира (мир вне студента) в границах вуза. Важно подчеркнуть, что совокупность воспитательных пространств должна отражать взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс духовных, материально-предметных, медиа- и других пространств, сопряженный с воспитательными процессами [6].

Таким образом, к основным характеристикам современного воспитательного пространства можно отнести ряд объективных измерений:

• физически-временное измерение (характеристика воспитательного места);

• протяженность, объемность мыслимо-возможных и действительных границ (пределы вуза);

• культурно-географические особенности места, где происходит социально-воспитательное взаимодействие, реализуются воспитательные взаимосвязи;

• временные параметры пребывания личности в воспитательной среде;

• структурно-функциональное, содержательно-смысловое измерение [3].

Дальнейшее уточнение сущностных характеристик понятия «воспитательное пространство» целесообразнее провести в сравнительном анализе с понятием «воспитательная среда».

В определении сущности понятия «среда» вновь обратимся к словарю С. И. Ожегова, в котором среда трактуется как вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-нибудь; совокупность природных и культурных условий, факторов, в которых развивается индивид, личность, социальная общность [9].

В этом контексте приемлемо толкование понятия «образовательная среда» как естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

В педагогической литературе глубокий сравнительный анализ этих понятий приведен в исследованиях А. С. Гаязова и Г. П. Максимовой, где среда характеризуется не только как место обитания, наполнение, окружение, но и как наполняемость, направленность.

Сравнение данных параметров понятий «пространство» и «среда» позволяет утверждать, что первое отличается от второго более широким содержательным потенциалом, более выраженной емкостью, многогранностью. Среда, в свою очередь, характеризуется такими параметрами, как наполняемость объектами, факторами, условиями; объем наполнения или окружения. Особо подчеркнем, что если воспитательное пространство носит в значительной степени объективный характер, то воспитательная среда в большей степени субъективизирована, т. е. может носить организованный и управляемый характер.

В соответствии с этим под воспитательной средой подразумевается искусственно создаваемое (организованное) социально-педагогическое и информационное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание воспитания, обеспечивающего его качественную профессиональную подготовку в пространстве педвуза.

Завершая рассуждения о соотношении понятий пространства и среды, можно предположить, что воспитательное пространство в силу своей емкости, многогранности, объективности и т. д. включает в себя воспитательную среду, равно как и другие среды. Воспитательная среда соответственно находится в тесном соотношении, взаимосвязи и взаимозависимости с информационной, социально-культурной средой, коммуникативной, субкультурной студенческой и другими средами. Это разные среды, но они находятся в состоянии абсолютного взаимодополнения и взаимодействия. Вместе с тем именно воспитательная среда вуза как непосредственное окружение студента предполагает целенаправленную организацию, управление и адекватное наполнение ее смыслами, представлениями, ценностными ориентациями и отношениями, которые обусловливают его формирование как будущего специалиста и человека культуры в пространстве вуза.

Это, безусловно, обеспечивается всем многообразием факторов социализации, но ускорителем профессиональной подготовки является организованный процесс воспитания в вузе. Под воспитанием мы подразумеваем целенаправленный процесс создания благоприятных обстоятельств успешной социализации, образования, развития и саморазвития личности будущего специалиста. Смысл воспитания в социальнопедагогическом аспекте заключается в трансформации внешних факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микросреды) во внутренние усло-

вия и предпосылки развития и саморазвития эмоционально-нравственной, интеллектуально-познавательной и практико-действенной сфер личности студента [6].

Основополагающим условием развития эмоционально-нравственной сферы личности студента является создание социально положительной (воспитательной) среды, использующей воспитательный потенциал сплоченной группы, студенческих общественных организаций, творческих центров, предметной среды факультетов. Не менее важна и организация деятельностной среды, которая включает интеллектуально-познавательную, учебно-научную, проективно-исследовательскую, квазипрофессиональную, общественно-трудовую, коммуникативную деятельность. И наконец, благотворно влияет на развитие личности будущего специалиста создание коммуникативной среды в процессе взаимодействия студента с людьми, книгой, музыкой, живописью, средствами массовой коммуникации и т. д.

Но наиболее существенную роль в контексте информатизации воспитания играет социально положительная информационная среда, создаваемая средствами информационно-коммуникативных технологий (мультимедиа, кинопродукция, телевидение и т. д.).

Высшая школа накопила богатый опыт организации воспитательной среды в пространстве вуза в целом и информационно-воспитательной среды в частности. Его сохранение и дальнейшее обогащение остается неотъемлемым условием профессионального воспитания студента в вузе. Вместе с тем нельзя не согласиться, что залогом успешности воспитания является его соответствие современным требованиям информационного общества, т. е. информатизация воспитательной среды вуза.

В настоящее время стало аксиоматичным определение информатизации как процесса создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе использования информационных ресурсов посредством применения современных информационных технологий и развитой инфраструктуры [11]. Нам остается лишь добавить, что информатизация воспитательной среды направлена на информационно-технологическое обеспечение процесса личностного и профессионального становления студента в пространстве вуза. В ходе становления студент проходит ряд взаимосвязанных и взаимозависимых этапов социализации: адаптацию, интеграцию и индивидуализацию.

В соответствии с социально-педагогическим подходом адаптация означает приспособление личности к социальным нормам и ценностям вузовского социума; индивидуализация - максимальную персонализацию и стремление к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности; и, наконец, интеграция -вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и отношений группы, факультета, вуза.

Эти процессы взаимосвязаны, взаимодополняемы и взаимозависимы, однако, согласно дипольной парадигме, время от времени претерпе-

вают определенные экстремумы (социальная адаптация - внутриличност-ная дезадаптация; интеграция - внутригрупповая дезинтеграция; персонализация - профессиональная дезориентация, профессиональная адаптация - профессиональная дезадаптация). Безусловно, в этих случаях студенты нуждаются в педагогической поддержке со стороны преподавателей и администрации вуза. Уместно упомянуть бесспорную педагогическую аксиому: негативные последствия экстремумов легче предотвратить, нежели устранить. Вузовская педагогика накопила достаточный опыт адаптационно-коррекционных форм воспитательной работы со студентами на каждом этапе социализации. Это, в первую очередь, проверенные практикой технологии коллективно-творческой деятельности, интерактивного и коммуникативного взаимодействий, направленные на развитие общения игры и психотренинги.

Каждый из перечисленных этапов существенно модернизируется благодаря использованию мультимедиатехнологий. Так, на адаптационном этапе первого курса реальное ознакомление первокурсника с факультетом предваряется виртуальным вхождением в студенческую среду посредством диска «Виртуальный факультет», где он «проходит» все основные структурные подразделения вуза. Качественное мультимедиасопровождение позволяет новичку окунуться в студенческие мероприятия, праздники и традиции («Посвящение в студенты», «Студенческая осень», «Юморина» и т. д.), опосредованно вбирая в себя нормы и ценностные ориентации студентов факультета.

Визуальное представление о творческом сотрудничестве с преподавателями можно получить благодаря видеопрезентациям о жизнедеятельности кафедр и других научных подразделений факультета. Особую воспитательную значимость приобретают предложенные вниманию первокурсников электронные продукты, разработанные силами старшекурсников в проектно-творческих, проблемных группах и студенческих ВНИКах (временных научно-исследовательских коллективах) вуза. Информационно-технологическая поддержка адаптационного периода включает в себя помимо этого компьютерный мониторинг, дающий не только характеристику уровня сформи-рованности диагностируемых ценностных ориентаций, но и рекомендации по их дальнейшему развитию. Целенаправленное информационно-технологическое сопровождение воспитательного процесса способствует успешному вхождению студентов в социально-воспитательную, деятельностную и коммуникативную среду, значительно ускоряя освоение шкалы ценностных ориентаций и социальных ролей студенческой субкультуры.

Очевидно, что тенденции влияния медиатехнологий на сознание студентов в силу своей особой привлекательности приобретают значительную динамику, занимают приоритетные позиции во времязатратах современного студенчества и между тем оторваны от обсуждения, воздействия и контроля со стороны преподавателей и родителей, т. е. предыдущего поколения [7].

Полемика относительно позитивных или негативных последствий влияния мультимедиа на сознание студента давно уже носит беспочвенный и деконструктивный характер. Информационно-коммуникативные технологии проникают во все уровни и подразделения современной высшей школы. Общеизвестно, что так называемое «поколение большого пальца» в лице современного студенчества активно взаимодействует в чатах и форумах, «зависает в контактах», реализуя свои потребности в общении, познании и расширении диапазона личностного информационного поля, независимо от психолого-педагогических оценок и комментариев. Но в рамках нашего научного интереса важно понять, насколько целенаправленно созданная информационная среда вуза выполняет воспитательные функции.

Нам думается, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) не обладают воспитательным потенциалом - не может осуществить воспитательный эффект электронная оболочка компьютерной диагностики воспитанности студентов. В данном случае ее польза состоит в том, что она автоматизирует и интенсифицирует процесс системного отслеживания уровня воспитанности студентов, оставаясь при этом не более чем информационно-технической составляющей (поддержкой) диагностики. Однако ее наполнение, содержание диагностических пакетов воспитанности, развивающая направленность тестов и т. д., безусловно, содержат в себе воспитательный потенциал. Таким образом, воспитательный смысл целенаправленно созданной информационной среды как совокупности ИКТ заключается в том, что она, модернизируя и интенсифицируя воспитательный процесс, способствует повышению качества воспитания.

К сожалению, в настоящее время использование новых информационных технологий в целях интенсификации воспитательной работы в вузе сдерживается дороговизной компьютерной техники, а также отсутствием достаточного количества теоретически обоснованных и экспериментально проверенных компьютерных программ. К тому же установка специализированного программного обеспечения требует финансовых затрат, привлечения IT-специалистов, обеспечения базового уровня компьютерной подготовки педагогов и кураторов. По этим причинам многие образовательные учреждения заменяют дорогостоящее программное обеспечение менее эффективными прикладными программами интегрированного пакета Microsoft ОГПсе. Между тем практика показывает, что воспитательная эффективность ряда информационных технологий несравненно выше финансовых затрат на его внедрение.

Например, значительно повысить эффективность воспитательной работы возможно, если автоматизировать рабочее место куратора. Автоматизировать не означает «перевести данные в компьютер» или рассматривать компьютер как эквивалент печатной машинки. Важнее предвидеть такие возможности использования новых информационных техноло-

гий, как интенсификация всех уровней воспитательного процесса; всестороннее развитие студента; подготовка выпускников вузов к жизни в условиях информационного общества; реализация социального заказа, обусловленного процессами информатизации современного общества.

Рассматривая автоматизированное рабочее место куратора студенческой группы как одно из средств информатизации и интенсификации воспитательной работы в вузе, остановимся на описании основных возможностей программного продукта и его преимуществах.

Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) куратора традиционно понимается совокупность программно-технических средств, позволяющих автоматизировать основные функции конкретного специалиста. АРМ куратора студенческой группы, по сути, представляет собой электронный журнал, включающий широкий диапазон возможностей:

• распределение прав доступа к информации;

• формирование списка студентов;

• вывод необходимой информации о студенте, группе, кураторе;

• создание плана-графика проведения внеаудиторных воспитательных мероприятий, родительских собраний;

• ввод дополнительной информации о планируемом воспитательном мероприятии или собрании;

• учет степени активности студентов в организуемых мероприятиях и делах студенческой группы;

• проведение интернет-форума по проблемам воспитания;

• осуществление интернет-консультаций;

• наличие электронной библиотеки куратора;

• удобное визуальное представление данных (таблицы, графики, диаграммы);

• автоматическое формирование отчета о проделанной работе за учебный год на основе имеющихся данных;

• вывод документов на печать.

Пользователи АРМ (преподаватели, кураторы, студенты) посредством Интернета взаимодействуют в программе, находясь вне учебного заведения. Неоспорим тот факт, что Интернет открывает большие возможности для коммуникативного взаимодействия кураторов, студентов и их родителей. Например, родительские собрания можно проводить посредством интернет-форума, в котором на вопросы родителей могут отвечать не только кураторы и преподаватели, но и администрация учебного заведения. Практика показывает, что использование АРМ куратора в образовательных учреждениях высшего профессионального образования позволяет, во-первых, избавить куратора от рутинного малопроизводительного труда в делопроизводстве и планировании воспитательного процесса, во-вторых, предоставляет ему инструмент для принятия обоснованных, объективных решений по совершенствованию воспитательного процесса. Благодаря АРМ рационально используется рабочее время и расширяются возможности

личностного общения куратора с группой, что приводит к повышению эффективности и улучшению качества процесса воспитания.

Новые информационные технологии активно проникают в структурно-содержательное наполнение современных видов оценки качества воспитания в высшем учебном заведении. Мониторинг, включающий ряд этапов (нормативно-установочный, диагностико-прогностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический) и осуществляемый посредством использования современных компьютерных программных технологий, позволяет систематически отслеживать состояние объекта воспитательной деятельности, анализировать и прогнозировать его изменения в целях принятия управленческих решений.

Критериями и соответствующими показателями в этой области выступают творческая и социальная активность студентов (интенсивность участия в существующих и инициатива в разработке новых проектов), но ведущим показателем, с нашей точки зрения, является уровень сформи-рованности социальных, духовно-нравственных и профессиональных ценностей будущих специалистов.

Современные мониторинговые исследования, проводимые в системе высшей школы, предполагают использование компьютерной программы 1С: Предприятие (версия 8), которая позволяет адекватно определить степень сформированности ценностных ориентаций студентов разных курсов и специальностей, осуществить сравнительный анализ, отражая его результаты в графиках и диаграммах.

По нашему мнению, организация воспитательной среды невозможна без сложившейся системы использования мультимедиатехнологий. Рассмотрим информационные технологии, получившие наибольшее распространение в вузовском воспитательном процессе.

1. Электронная презентация, основанная на присущей современным студентам психологии восприятия, подразумевающей усвоение информации не столько аудиальными, сколько визуальными рецепторами. Для создания пакета презентаций о студенческой жизни, деятельности основных подразделений факультета, научно-творческой работе кафедр, студенческих ВНИКов, проектных и проблемных групп целесообразно использовать поддержку специальных программ, в частности PowerPoint.

2. Электронная почта как асинхронная коммуникационная среда, не требующая согласования времени и места получения информации, как средство дополнительной поддержки проективно-творческой деятельности, дающее возможность общения студентов с преподавателем и друг с другом, и как средство управления ходом воспитательного процесса.

3. Компьютерное тестирование ценностных ориентаций, позволяющее провести рейтинг и мониторинг качества воспитанности личности студента.

4. Автоматизированное рабочее место куратора студенческой группы как одно из средств интенсификации воспитательной работы в вузе.

5. Мультимедиатека воспитания - интерактивная компьютерная разработка, включающая в себя видеоклипы, анимацию, музыкальное сопровождение, галереи картин и слайдов, различные базы данных по воспитанию.

6. Виртуальный университет как информационная среда вуза.

7. Интерактивная мастерская педагога-куратора, демонстрирующая видеозапись воспитательных ситуаций с возможностью их интерактивного анализа, выбора вариантов решения и получения результатов.

8. Электронная библиотека куратора - совокупность гипертекстовых или гипермедиасистем, размещенных на одном или нескольких сетевых серверах в помощь кураторам, воспитателям и студентам.

Перечисленные информационные технологии уже заняли свою нишу в воспитательной среде вуза и активно используются на современном этапе развития высшего профессионального образования.

Таким образом, воспитательная среда вуза как непосредственное окружение студента предполагает целенаправленную организацию, управление и адекватное наполнение ее смыслами, представлениями, ценностными ориентациями и отношениями, которые обусловливают формирование в пространстве вуза будущего специалиста и человека культуры. Информационно-технологическое сопровождение способствует успешному вхождению студентов в социально-воспитательную, деятельностную и коммуникативную среды, значительно ускоряя при этом процесс усвоения шкалы ценностных ориентаций. Воспитательный смысл целесообразно созданной информационной среды вуза как совокупности ИКТ заключается в том, что она, модернизируя и интенсифицируя воспитательный процесс, способствует повышению качества подготовки будущего специалиста, способного самореализоваться в современном информационном обществе.

Литература

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1999.

2. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни (новая парадигма). М.: Моск. гос. ун-т, 2004.

3. Гаязов А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина. М.: Гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС», 2006.

4. Емельянова И. Н. Интегративный подход к реализации воспитательной функции в системе университетского образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 3 (51). С. 18-27.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

6. Исламова З. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.

7. Максимова Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Нечаев В. В., Евреинов Э. В., Харитон А. Г., Юзвишин И. И. и др. Практикум по основам информациологии. М., 1998.

9. Ожегов И. С., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2002.

11. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие. 2-е изд. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2005.

12. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование, теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

13. Юзвишин И. И. Основы информациологии: учеб. М.: Междунар. изд-во «Информациология»; Высш. шк., 2000.

УДК 37.026:004.087

А. М. Кабанов

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -БАЗА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассмотрены аспекты интеграции технических дисциплин с изучением иностранного языка в специальных целях с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе опытно-поисковой работы, проводимой преподавателями таких дисциплин, как «Иностранный язык» и «Обогащение руд».

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронный учебник, педагогическая опытно-поисковая работа, интеграция учебных дисциплин, иноязычная профессиональная компетенция.

ТЫв article covers a range of aspects related to integration of technical subjects with foreign language studying. Teachers of the subjects «Foreign language» and «Ore beneficiation» use of the electronic educational resources in a process of pilot teaching.

Key words: electronic educational resources, eBook, pedagogical experiment, electronic plot teaching, subjects’ integration, skilled professional surrounding in foreign language.

Электронные образовательные ресурсы способствуют не только усвоению того или иного курса, но и интеграции учебных дисциплин. Электрон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.