речня учебного плана профиля, а двух. Составленное расписание позволяет ему без ущерба посещать занятия по всем выбранным дисциплинам и получить по ним зачет или экзамен. Однако в дипломе бакалавра или магистра может быть указан зачет или экзамен только по одной дисциплине. Не является ли это ущемлением прав студента и определенным фактором снижения его стремления к знаниям и к овладению компетенциями, а затем и конкурентоспособности на рынке труда? Может, стоит подумать о фиксации пройденных сверх учебного плана факультативных курсов, участия в грантах и хоздоговорных работах вуза в приложении к диплому? Ведь диплом должен быть «результатом полученных знаний, умений и компетенций» не только для работодателя, но и для самого студента.
Системные факторы касаются организации учебного процесса, в котором определенная роль отводится оценке результативности полученных компетенций и учеб-
но-методическому обеспечению дисциплины. Как известно, компетентностный подход предполагает развитие не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, которые реализуются прежде всего в общественной жизни студента. В связи с этим необходимы критерии оценки общекультурных компетенций и способы их фиксации в балльно-рейтинговой системе оценки компетенций студента. Должны ли отражаться при этом условия их овладения в основной образовательной программе и индивидуальном плане студента?
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что внедрение новой модели образования потребует разного рода ресурсов и затрат как от институциональных структур, так и от студента и преподавателя. Ожидать положительных результатов, удовлетворяющих все заинтересованные стороны - государство, общество, обучающихся, профессиональное и научное сообщество, - в краткосрочной перспективе вряд ли возможно.
SHARF I. THE IMPLEMENTATION OF STUDENTS’ SELF-COGNITIVE WORK IN A COMPETENCE MODEL
Competence model ofhigher education implies broadening of self-supporting cognitive students’ work, which is influenced by certain factors. Being taken into account these factors will improve the quality of the educational process.
Keywords: students’self-supporting cognitive work, scientific research, educational technology.
В.С. СЕНАШЕНКО, профессор Е.А. КОНЬКОВА, аспирант М.Н. КОМБАРОВА, магистр Российский университет дружбы народов
Социально-воспитательная среда вуза как основа воспитания и социализации студенчества
Обсуждаются проблемы формирования социально-воспитательной среды вуза как основы воспитания и социализации студентов в условиях интернационального вуза с учетом особенностей не только индивидуального личностного развития студентов, но и их разной этнокультурной идентичности.
Ключевые слова: социально-воспитательная среда вуза, поликультурный социум, этнокультурная идентичность студента, поликультурная компетентность, субъект-субъектная образовательная модель.
Высшая школа как социальный институт - это совокупность специфических практик, норм, образцов поведения, обеспечивающих становление и развитие личности во всех ее проявлениях - в качестве субъекта труда, субъекта познания и субъекта общения. Иначе говоря, воспитание личностных, профессиональных, деятельностных и социально-коммуникативных качеств выпускника осуществляется в условиях специфической социально-воспитательной среды. При этом формы общения субъектов сферы образования должны надлежащим образом подстраиваться под особенности конкретного человека, учитывая реальные психологические механизмы его интеллектуального и духовного развития.
Определимся в понятиях. Социальновоспитательная среда вуза - это система общественных, материальных и духовных факторов, окружающих субъект образовательного пространства, а также совокупность межличностных взаимодействий, сопровождающих его социализацию, самореализацию и саморазвитие. Социальная составляющая социально-воспитательной среды вуза - это обстоятельства проживания студентов в общежитии, предоставление им санаторно-профилактического лечения и психологического консультирования, оказание материальной помощи, организация досуга. Воспитательная составляющая - это совокупность ме-роприятий,направленных на воспитание профессионала высокой культуры, отличающегося мобильностью, динамизмом и конструктивностью, обладающего развитым чувством ответственности. Формирование социально-воспитательной среды -это непрерывный, ориентированный на будущее многоаспектный процесс, в который вовлечены многие заинтересованные стороны: студенты, преподаватели, руководители, другие категории работников вуза.
Социально-воспитательная среда вуза выполняет функции:
• социализации - создание предпосылок для освоения студентом различных социальных ролей в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации [1]. Результатом социализации является кластер приобретенных знаний, умений, профессиональных и личностных качеств, достаточный для полноценного выполнения будущих социальных ролей. Полученное образование должно гарантировать выпускнику устойчивое общественное положение и хорошо оплачиваемую работу, т.е. определенный уровень социального и экономического комфорта;
• профессионального воспитания -выработка положительного восприятия атмосферы вуза и позитивного настроя на будущую профессиональную деятельность. Включает в себя становление профессиональной культуры обучающихся, формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами учебного плана, умения направлять навыки самовоспитания на повышение качества учебной и научной деятельности, постоянное пополнение своих знаний; воспитание интереса и любви к избранной профессии, адекватного представления об общественном значении и смысле предстоящей деятельности;
• культурологическую - становление человека культуры в ходе личностно-ориентированного образования. Социальновоспитательная среда вуза должна способствовать усвоению учащимися мирового культурного опыта предыдущих поколений, что должно быть реализовано добавлением культурологической составляющей в учебные программы соответствующего содержания;
• собственно воспитательную -формирование устудентов ценностного отношения к миру, культуре, окружающей
среде, направленного на позиционирование себя в этом мире, на самореализацию в профессии, науке, досуге.
Концепция социально-воспитательной среды вуза должна дать ответ на вопрос: кого учит и воспитывает высшая школа и для какого общества? Нельзя не заметить, что по мере продвижения реформы отечественной системы образования всё более заметной становится тенденция использования образования как инструмента социальной стратификации общества, когда качественное образование могут получать дети преимущественно состоятельных родителей. Всё это во многом определяет характер процессов, формирующих социально-воспитательную среду вузов. Решение вопросов во многом находится за пределами образовательной системы, однако учитывать социально-политическую сторону проблемы необходимо. В данной статье мы остановимся лишь на ее педагогической составляющей.
В качестве основного принципа реформирования высшей школы 20 лет назад был выдвинут принцип гуманизации высшего образования, предполагающий переход от авторитарной педагогики к парадигме личностно-ориентированного образования. При этом центральным звеном воспитательно-образовательного процесса становится личностно-профессиональное становление студента, а задача воспитания видится в том, чтобы содействовать его развитию, постоянному самосовершенствованию, выработке таких качеств, как социальная мобильность, профессиональная компетентность, способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность.
Проблема формирования социальновоспитательной среды интернационального вуза нуждается в конкретизации с учетом особенностей не только индивидуального личностного развития студентов, но и их разной этнокультурной идентичности.
Здесь мы сталкиваемся с необходимостью адекватного понимания и синхронного моделирования сложной комбинации процессов и тенденций [2]:
■ индивидуально-личностного развития и становления студента;
■ социализации и адаптации иностранных студентов в иноязычной (инокультур-ной) социальной и образовательной среде;
■ нахождения каждым студентом собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума (национальные нормы и традиции оказываются, как правило, в противоречии с социокультурными реалиями «новой среды »);
■ формирования актуального пространства развития и самореализации каждого студента в условиях поликультурной среды.
Другими словами, сложность проблем перехода от традиционного образования и воспитания к личностно-ориентированному его алгоритму в межкультурной среде увеличивается в связи с параллельно идущими процессами межкультурного диалога, выявляющего множество реальных и потенциальных проблем. Необходимо также учитывать, что современные процессы социализации студентов происходят в условиях социальной разнородности и политической разобщенности студенчества. Студенческая группа сегодня - конгломерат индивидуальностей с разным социальным положением, различными интересами и идеологическими установками.
В интернациональном вузе социальное расслоение усиливается этнокультурным разнообразием студенческой молодежи. Очевидно, что в такой ситуации формирование социально-воспитательной среды вуза требует разработки особых подходов как к организации собственно воспитательной работы вуза, так и к применению педагогических инноваций, методов и приемов.
При этом отмеченные особенности социально-воспитательной среды интернационального вуза несут в себе и новые воз-
можности воспитания, и определенные сложности. Например, этнокультурная разнородность студенческой молодежи содержит определенный созидательный потенциал, ориентируя студенчество на повышение культурного капитала, а социальная дифференциация создает почву для формирования личности, ориентированной прежде всего на реализацию частных интересов, порой вопреки общественным предпочтениям.
Результатом воспитательной работы в интернациональной социокультурной среде вуза должна стать культурологическая и поликультурная компетентность каждого студента. Она включает формирование образа культуры своей страны, понимание основных ее ценностей, выработку толерантного отношения к различным культурным явлениям, приобретение реального опыта взаимодействия с представителями других культур, т.е. опыта межкультурной коммуникации.
Социально-воспитательная среда рассматривается нами какмногокомпонентное явление, затрагивающее все аспекты студенческой жизни. Её основными элементами являются:
♦ предметно-пространственное окружение - обустройство зданий, учебных кабинетов, научно-исследовательских лабораторий, библиотек, читальных залов, общежитий по принципам целесообразности и законам красоты, что оказывает положительное эстетическое и психологическое воздействие на взаимодействие субъектов образования;
♦ социально-поведенческое окружение, которое формируется на основе общепринятых нравственных поведенческих норм с учетом специфики педагогической морали и служит образцом для осуществления взаимодействия в студенческой группе, а также между студентами и преподавателями, студентами и администрацией;
♦ информационное окружение, которое должно задавать направление познава-
тельным действиям студента, способствовать формированию способов мышления, общения, отношений, свойственных специалисту высокой квалификации;
♦ событийное окружение - это пространство целенаправленного формирования познавательных и исполнительских действий студентов, как самостоятельных, так и осуществляемых во взаимодействии с преподавателями, - связанное с организацией их учебной и внеучебной деятельности.
Модернизация образовательных программ высшей школы подразумевает уменьшение доли аудиторной нагрузки и увеличение объема самостоятельной работы студентов. При этом самостоятельная работа студентов может рассматриваться как дополнительный ресурс для осуществления воспитательной работы. Самостоятельная работа, в том числе со специальной литературой, выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, расширяя и углубляя полученные на занятиях знания, развивая умения и навыки работы с информационными источниками, воспитывает самостоятельность, стремление к творчеству, убежденность [3]. Самостоятельная работа также развивает познавательную самостоятельность, т.е. стремление и умение своими силами овладевать знаниями и способами деятельности, применяя их на практике, интеллектуальную активность, т.е. потребность знать как можно больше в сфере своей специальности. Положительно мотивированная и системная самостоятельная работа способствуют воспитанию волевых свойств личности, а также развивает у студентов мышление, память, внимание [4].
Трансформации социально-воспитательной среды вуза связаны также с переходом на систему зачетных единиц, которая, по сути, означает индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса. Индивидуальная образовательная программа определяется как целенаправленно про-
ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и её реализации при осуществлении преподавателями консультационной поддержки, направленной на его самоопределение и самореализацию. Переход от традиционной отечественной системы обучения к зачетным единицам затрагивает вопрос не только разработки новых принципов построения учебных планов, но и в целом организацию учебного процесса [5, 6].
Система зачетных единиц предполагает изменение единицы расчета трудоёмкости освоения образовательных программ, внедрение новых принципов построения учебного процесса, регламентирующих аттестацию студентов с использованием балльнорейтинговых систем оценки их академических успехов, новую методику расчета учебной нагрузки преподавателей, новый способ формирования учебных групп, введение службы академических консультантов. Всё это не может не влиять на постановку воспитательного процесса. К примеру, учебный график при таком подходе строится таким образом, что студент для набора необходимого количества баллов должен активно учиться не только во время сессии, но и в течение всего семестра, что, конечно, положительно влияет на его учебные достижения.
Один из путей индивидуализации учебного процесса - подключение студентов к проектированию собственного образовательного маршрута - стратегии освоения выбранной образовательной программы. Организационно-педагогический подход к решению проблемы включенности студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов предполагает специальным образом организованную совместную деятельность преподавателей и студентов. Метод индивидуальных образовательных программ также предусматривает:
V тщательное изучение образователь-
ных потребностей, достижений, личностно-профессиональных устремлений, актуальных образовательных проблем студентов;
V анализ возможностей образовательной среды вуза для удовлетворения потребностей и устремлений студентов и обеспечения планируемых достижений;
V знакомство студентов с основной образовательной программой, учебными программами дисциплин, вариантами их освоения;
V помощь студентам в осмыслении собственных образовательных проблем, проектировании индивидуального образовательного маршрута (цель, этапы, способы и формы достижения целей, ожидаемые результаты);
V помощь в последовательной реализации индивидуального образовательного маршрута, включая оценку и самооценку текущих результатов, корректировку маршрута, поддержку успехов в обучении;
V включение студентов в работу по системному самонаблюдению и самооценке результатов реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов.
Итак, организационные способы воспитания сегодня складываются в условиях гуманизации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ, перехода к произвольной последовательности изучаемых дисциплин, внедрения системы зачетных единиц с отказом от единых сроков освоения различных основных образовательных программ высшей школы. Очевидно, что это приводит к изменению статуса студенческой группы как эффективного инструмента формирования коллективных ценностей в студенческой среде. Высшая школа постепенно переходит от коллективных форм получения образования к индивидуализированным. Индивидуальные образовательные программы предполагают, что каждый семестр составы учебных групп меняются; они формируются в зависимости от выбора студента-
ми тех или иных дисциплин. Такие понятия, как слаженность, сплоченность, сотрудничество в “академической группе”, отходят на второй план; одновременно возрастает ориентация на личные интересы каждого студента.
Организация учебного процесса, при которой основной структурной единицей становится не студенческая группа, а отдельно взятый студент, усложняет задачу формирования социально-воспитательной среды, по-иному ставя вопрос о её эффективности. Так, при составлении индивидуальной образовательной программы студент неизбежно сталкивается с необходимостью выбора, что должно сопровождаться повышением личной ответственности, более серьезным подходом к изучению структуры своей специальности.
Особый интерес представляют приемы воспитания, используемые преподавателями в интернациональном студенческом коллективе непосредственно в процессе обучения. Так, одной из проблем является установление в ходе занятия продуктивного взаимодействия между студентами. Задачей преподавателя становится содействие налаживанию необходимого контакта между студентами с помощью интерактивных технологий обучения, таких как деловые игры, решение кейсов, проигрывание кон-кретныхситуаций. С целью формирования у студентов определенных психологических и когнитивных качеств: самоконтроля в конфликтных ситуациях и условиях стресса, эмоциональной открытости, гибкости, умений понять и принять чужую точку зрения - практикуются различные социально-психологические тренинги. Анализируя особенности обучения в интернациональной группе и используя современные образовательные технологии, преподаватель стремится создать в аудитории атмосферу психологического комфорта. Известно, что эмоциональное состояние студентов в значительной степени определяет их умственную и физическую рабо-
тоспособность. Высокий эмоциональный тонус аудитории и включенность в учебный процесс каждого студента - залог реализации его интеллектуальныхресурсов. При этом главной ценностью в отношениях между преподавателем и студентами становится их сотрудничество, которое предполагает когнитивный поиск, совместный анализ успехов и просчетов, основанный на мотивации обеих сторон.
Эффективный механизм повышения воспитательного потенциала учебного процесса и обновления социально-воспитательной среды вуза - субъект-субъектная модель учебного процесса, внедрение которой стало одним из инновационных направлений в развитии современной системы образования. В ее основу положены идеи о том, что важно не только передать студенту знания, но и обучить его приемам системного мышления, привить навыки анализа и синтеза разнообразной информации, развить у него творческие способности, сформировать умения применять усвоенные им знания в различных ситуациях, включая самостоятельную постановку задач и поиск новых способов их решения [7]. При этом педагог как субъект управления воспитательным и образовательным процессом несет ответственность за его результаты. Основой субъект-субъектного обучения становится партнерское взаимодействие преподавателя и студента как форма симметричных отношений. Преподаватель становится при этом коллегой-наставни-ком, подсказывающим, в каком направлении нужно двигаться студенту при решении той или иной проблемы.
Существует и несколько иная трактовка рассматриваемой образовательной модели, согласно которой ориентация воспитательного процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения учащихся в качестве объектов образовательных отношений. Она предполагает всего лишь уход от «жесткого манипулирования сознанием воспитанников,
отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению » [8].
Субъект-субъектный подход к обучению основывается на методах активного обучения и предполагает раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося. Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи или проблемы, желание самостоятельно получать знания, критически подходить к суждениям других и отстаивать независимость собственных суждений. Смысл применения этой модели организации учебного процесса заключается в подготовке специалистов к разрешению нестандартных ситуаций, в воспитании творческой личности на основе решения реальных задач.
Таким образом, субъект-субъектная образовательная модель является неотъемлемой характеристикой современной социально-воспитательной среды вуза. Она способствует формированию у студентов таких качеств, как когнитивная самостоятельность, познавательная и мыслительная активность, ответственность. Вместе с тем отношение к студенту как к субъекту, действующему в определенном образовательном пространстве, подразумевает, что он уже состоялся в учебном процессе как ответственный (свободный) субъект. Чтобы осознанно делать тот или иной выбор, необходимо уже быть образованным и эрудированным человеком, обладать неким минимумом знаний, умений и навыков, необходимых при решении столь сложных задач. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, когда студент первого курса просто не готов к осознанному выбору. Поэтому-то и должен сохраняться высокий авторитет преподавателя как гарантия высокого качества воспитательной и учебной деятельности. Наконец, нельзя забывать и о таких достоинствах дисциплинарной (в обоих смыслах) системы обучения, как фундаментальность, последовательность изучения дисциплин, которы-
ми субъект-субъектная образовательная модель себя не обременяет.
Особую роль в персонификации воспитания играет институт кураторов и тьюторов, которые сегодня являются важнейшими фигурами в организации студенческой жизни, в формировании социально-воспитательной среды вуза.
История института кураторства в российском высшем профессиональном образовании насчитывает более ста лет. Куратор (от лат. curator - попечитель) - лицо, которому поручено наблюдение [9]. Говоря о кураторе академической группы, имеют в виду преподавателя или сотрудника образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной студенческой учебной группе с целью наблюдения и контроля над учебной и внеучебной деятельностью студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психоло-го-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. Деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи - поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие участию их в образовательном процессе. Кроме того, куратор является ключевым звеном в адаптации студентов первого курса к новой для них воспитательно-образовательной среде, выступая посредником между студенческой группой и администрацией вуза или факультета, между коллективом преподавателей и студентами. В круг обязанностей куратора входит следующее:
• ответственность за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и вне-учебных мероприятий, в которых они могут или должны принять участие;
• структурирование студенческой группы, постепенное погружение её в режим самоуправления, проведение посвящения в первокурсники, целенаправленное знакомство студентов группы с вузовскими традициями и т.д.;
• обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество в отношениях с кафедрами, деканатом, администрацией университета;
• контроль посещаемости и успеваемости студентов, особенно на младших курсах, оказание консультационной помощи старосте группы.
Таким образом, куратор выполняет информационные, организационные, коммуникативные и контролирующие (административные) функции [10].
Становлениеличностно-ориентирован-ного обучения и введение в учебный процесс системы зачетных единиц повлекло за собой становление института тьюторства. Тьютор (англ. tutor - воспитатель, наставник) - это организатор учебной деятельности студентов. Если куратор взаимодействует с группой, то тьютор ориентирован на индивидуальное взаимодействие с каждым студентом. Он устанавливает со студентами отношения партнерства, обеспечивая им психологическую поддержку в ходе обучения, организует их образовательную деятельность, представляет академические интересы студентов на факультете, кафедре.
В условиях индивидуализации образования тьютор помогает студенту в выборе и формировании индивидуальной образовательной траектории. Работа над индивидуальной образовательной программой требует от студентов энергии, осмысления, анализа, интеллектуальных и душевных сил. В этой работе необходимо учитывать: внутреннюю готовность самого студента к определенным действиям, позицию, занимаемую преподавателем, а также условия, при которых возможна реализация индивидуальной образовательной программы. Тьютор обязан объяснить студентам особенности применения системы зачетных единиц в учебном процессе, оказывать им помощь в формировании индивидуальных
учебных планов, учитывая требования стабильного учебного плана, который составляется в соответствии с требованиями ГОСа, а также контролировать выполнение студентами их индивидуальных учебных планов.
Следует заметить, что в работе тьютора и куратора есть много общего. Во-первых, их деятельность имеет единую цель - оказание социально-педагогической поддержки в интеллектуальном и эмоциональном развитии студента в учебном процессе; налаживание адекватного взаимодействия студента с академической системой через индивидуальную образовательную программу [11]. Во-вторых, деятельность тьютора и куратора направлена на оказание студентам помощи в решении учебных проблем, на создание условий для более успешной их адаптации в высшем учебном заведении, на осознание студентами собственных индивидуальных особенностей, стиля учебы и т.д. Они помогают студенту найти ответы на вопросы: чего я хочу достичь? В каком объеме мне изучать те или иные предметы? Что мне необходимо знать, уметь делать? И тьютор, и куратор являются посредниками между академической системой и студентами, способствуют разрешению конфликтных ситуаций, создают условия для адекватного реагирования на запросы и требования заинтересованных сторон. Тем самым и тот, и другой принимают самое активное участие в формировании социально-воспитательной среды вуза, в которой каждый студент проходит процесс становления и как личность, и как будущий специалист.
Индивидуализация учебного процесса и появление института тьюторов повлекли за собой значительное ослабление роли кураторов в жизни вуза. В настоящее время в некоторых вузах институт кураторов вовсе отсутствует. Одновременно происходит отмеченное выше понижение статуса академической группы. Между тем многие студенты к числу существенных проблем сту-
денческой жизни относят «неорганизованность, разобщенность студенческой группы», низкий уровень развитости взаимоотношений в академических группах [12], что свидетельствует о существенном падении значимости общественной жизни. Это неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание идеологии индивидуализма в молодежной среде. Задачи повышения авторитета куратора и академической группы с целью усиления их влияния на личностное становление молодых людей должны быть отнесены к числу важнейших в системе воспитательной работы вузовских коллективов.
В интернациональном вузе наличие института кураторства и тьюторства особенно важно, ибо здесь студент, кроме всего прочего, попадает в новую межкультурную среду, в которой процесс адаптации может проходить более сложно. При этом куратору необходимо знать основные черты национальных культур студентов для правильного понимания причин появления «культурного шока» - физического и эмоционального дискомфорта, вызванного первичной реакцией на встречу с иной культурной средой. В этом случае куратор может организовать для студентов интенсивный курс, в котором были бы объяснены объективные причины их культурных различий.
Состояние и уровень развития социально-воспитательной среды вуза во многом определяется степенью вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу, которая может быть как встроенной в учебный процесс, так и дополняющей его, а также параллельной ему [13]. Воспитательный потенциал научно-исследовательской деятельности уникален. Участвуя в научной работе кафедры, факультета, вуза, студент попадает в особую среду, которая подразумевает выход на новый уровень общения, поведения, ответствен-
ности, интеллектуальной культуры. Кроме того, преподаватель предстает перед студентом в новой роли - ученого, исследователя, наставника и даже коллеги.
В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий студент овладевает особыми умениями: работать с научной литературой, осуществлять отбор и анализ нужной информации, формулировать проблему исследования, делать выбор методов и алгоритмов её решения, а при необходимости разрабатывать их самостоятельно, аргументированно и логично излагать мысли в письменной и устной форме, представлять развернутые доказательства, объективно оценивать свои достижения, соотносить затраченные усилия с полученными результатами деятельности, отстаивать личную точку зрения.
В процессе научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, которые непосредственно связаны с повышением его конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
■ системное мышление и научный взгляд на окружающий мир;
■ способность к осознанному анализу и проектированию своей деятельности;
■ умение самостоятельно действовать в условиях неопределённости;
■ устойчивое стремление к самосовершенствованию - самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;
■ стремление к творческой самореализации.
Все это в комплексе является свидетельством того, что научно-исследовательская деятельность способствует воспитанию интеллектуальной культуры студентов [14]. В процессе научно-исследовательской деятельности всё большее распространение получают педагогические технологии, обладающие высоким потенциалом эффективности при обеспечении са-
моразвития и самовоспитания студентов. К ним относятся: технология проблемно-поискового обучения, личностно-ориентированные технологии организации учебноисследовательской деятельности студентов, тренинги творческого саморазвития, личностного роста, релаксации, аутотренинг, игры-исследования, субъектноориентированные исследовательские практикумы и мн. др.
В процессе научно-исследовательской деятельности студента, особенно в ходе написания дипломной работы или магистерской диссертации, огромную роль играет научный руководитель. В становлении молодого ученого его влияние трудно переоценить. Весьма эффективным представляется сам процесс общения студента и научного руководителя в рамках проводимого исследования. Постановка вопросов, научные дискуссии стимулируют мысль, творческий поиск, заставляют по-новому взглянуть на известную проблему. Происходит формирование творческого мышления, самостоятельности суждений, правильной научной речи, предполагающей четкость изложения и аргументированность выводов, осознается значимость научно-исследовательской работы, учебного познания, учебного исследования, самопознания и самовоспитания студента.
Очевидно, что в интернациональных вузах при оценке работы студенческих научных кружков, факультетских молодежных научных обществ в качестве позитивного показателя следует учитывать их многонациональный состав, а также наличие международных научных связей, опыт проведения международных исследовательских проектов и мероприятий. Взаимное культурное и интеллектуальное обогащение через позитивное научное сотрудничество спо соб ствует даль н ейш ему междун аро дно -му межличностному общению.
Таким образом, социально-воспитательная среда вуза во всем своем многообразии выступает как основа воспитания и
социализации современного студенчества. Её формирование и развитие с учетом множества инноваций, появившихся в отечественном высшем образовании, становятся первоочередной задачей каждого вуза.
Литература
1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспи-
тания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
2. Бермус А.Г. Концептуальные и методоло-
гические основы педагогической поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве // Сб. тр. II Международной научно-практической конференции «Международная педагогическая лексикография в теории и практике обучения в высшей школе». М., 2001.
3. Митусова О.И. Некоторые вопросы орга-
низации самостоятельной работы студентов. URL: http://rspu.edu.ru
4. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Самостоя-
тельная работа студентов как средство совершенствования образовательного процесса в вузе // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103-109
5. Чистохвалов В.Н. Проблемы организации
учебного процесса в вузе в системе зачетных единиц. URL: http://www.rudn.ru/
6. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Проблемы
качества высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 14-18.
7. Шамсутдинова М.А. Инновационные техно-
логии и методы обучения в профессиональном образовании // Материалы конференции «Новые технологии - основа развития профессионального образовательного пространства учебно-научно-производственного комплекса». Ливны, 2007.
8. Дьюи Д. Школа и общество. М.: Просве-
щение, 1970.
9. Мартынова М.Д. Управление процессом
профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление. 2004. № 5-6(33). С. 104-106.
10. Зелеева В.П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе // Отчеты о научно-
исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». Казань, 2002. С. 184.
11. Губаревич И.И. Роль куратора (персонального тьютора) в работе студента над индивидуальным образовательным проектом в университете // Материалы конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному обучению». Минск, 2002. С. 102.
12. Ященко Л.А. Воспитательная работа в высшем учебном заведении: Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. №5 / БГУ. 2003. URL: www.charko.narod.ru
13. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Формирование исследовательских навыков как проявление высокого качества самостоятельной работы студентов // VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания» (Санкт-Петербург, 12-13 марта 2009 г). С. 54-57.
14. Казанцева Л.А. Воспитание культуры учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов // Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». Казань, 2001. С. 60.
SENASHENKO V., KONKOVA E, KOMBAROVA M. SOCIAL-UPBRINGING ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS A FOUNDATION OF UPBRINGING AND SOCIALIZATION OF STUDENTS
Problems of the formation of social-upbringing environment of higher school as a foundation of education and socialization of students are discussed in this work. Special attention is paid to the problem of the social-upbringing environment’s formation of the international higher education institution. This point requires an additional investigation taking into account features not only for students’ individual and personal development, but also of their diverse ethno and cultural identity. It is here we face with the need of an adequate understanding and synchronous modeling of the complex combination of the processes and trends, defining condition of social-educational environment.
Keywords: higher education, higher school, social-upbringing environment, socialization of students, ethno and cultural identity, individual and personal development of student.
В.Д. ВАСИЛЬЕВА, доцент Р.М. ПЕТРУНЕВА, профессор, проректор
Волгоградский государственный технический университет
Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста
В статье pассматpuвается npoблема фopмupoванuя npoфессuoнальнoй культуpы будущегo сnецuалuста-uнженеpа. Aналuзupуетсяpoль в этoм npoцессе сoцuoкультуp-тй сpеды вуза, npuвoдuтся ее xаpактеpuстuка.
Ключевые слова: npoфессuoнальная культуpа, сoцuoкультуpная сpеда, лттсть, cnецuалuст-uнженеp.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) при всей их логической простоте содержат ряд концептуальных неувязок. В контексте за-
явленной темы мы бы отметили две наиболее существенные:
• несоответствие между фрагментарным характером любого из освоенных интеллектуальных ресурсов и целостным ха-