раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.14
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
© О. В. Митченкова
Оренбургский государственный университет, Кумертауский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453350 г. Кумертау, 2 переулок Советский, 3б. Тел./факс: +7 (34761) 21838.
E-mail: oksana-kf@mail. ru
Рассмотрены вопросы проектирования воспитательной системы вуза и креативного воспитательного пространства в условиях перехода отечественной высшей школы на новые «федеральные» государственные образовательные стандарты.
Ключевые слова: проектирование, воспитательное пространство, воспитательная система вуза, креативность.
В качестве основной задачи перед высшим образованием на 2011 год ставится переход отечественной высшей школы на новую - «уровневую» -систему высшего профессионального образования и новые «федеральные» государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО), представляющие собой обязательность совокупности требований при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки.
Основным отличием нового стандарта является его ориентация на результаты обучения, представленные в виде компетентностной модели выпускника, ориентированной на формирование личности специалиста через построение процесса обучения, направленного на освоение студентами общепрофессиональных и общекультурных компетенций.
В качестве одной из ведущих в новом стандарте выделяется такая компетенция, как самостоятельность студентов, предполагающая готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции, определяющая способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности, изменению социокультурных и социальных условий деятельности.
Вводимая система «уровневой» подготовки предполагает создание педагогического механизма, основанного на комплексном, скоординированном использовании всех образовательных и воспитательных возможностей вуза в единый целенаправленный процесс, что должно позволить привлечь каждого студента к активному индивидуальному управлению своим компетентностным развитием.
Важным дополнительным компонентом в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» является существенное возрастание значения социальной свободы для реализации потенциала активной, творческой личности, возрождения ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности через формирование в специалисте креативно-
значимых качеств, являющихся основополагающей составляющей развития профессиональной самостоятельности студента.
Таким образом, перед сферой образования ставятся новые задачи по разработке и внедрению педагогических условий, обеспечивающих достижение фундаментальных целей образования: компетентность, научное мировоззрение, гражданская позиция, творчество.
Говоря о важности подготовки профессионально-компетентных специалистов, необходимо проводить параллельную составляющую по развитию креативных качеств индивида через создание нового образа будущего бакалавра, дипломированного специалиста, магистра, обладающего общекультурной и профессиональной компетенцией. При этом понимают под креативностью комплекс интеллектуальных и личностных особенностей личности, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению [1, с. 63]. Следовательно, «креативность» и
«творчество» как процессуально-субъективные и предметно-результативные факторы оказывают первостепенное значение на формирование личности как общественного субъекта и являются объектом специального развития в процессе обучения и воспитания.
Воспитание креативно-развитой личности нами рассматривается как сложное общественное явление в организованной среде, окружающей как отдельного студента, так и значительное их число, и представляющее единое воспитательное пространство, в котором должны обеспечиваться воспитательные эффекты через воспитательную систему педагогически организованной креативной среды вуза (социокультурной, учебно-развивающей, внеучебно-творческой, информационной и т. д.) с выходом на внешнюю среду окружения, с которой субъекты вступают во взаимодействие.
Таким образом, мы сталкиваемся с двумя проблематичными вопросами как внутреннего, так и внешнего взаимодействия на индивидуума, порой весьма противоречивых в своих воздействиях. В подобной ситуации для получения положитель-
ного педагогического эффекта в вопросе развития профессиональной самостоятельности студента мы ставим перед собой задачу по проектированию педагогического взаимодействия по созданию единого воспитательного пространства, охватывающего воспитательную систему в вузе, являющуюся открытой для взаимодействия с окружающей средой: студенты участвуют в решении важных для окружающего их социума задач, а родители и общественность - в решении воспитательных проблем вуза. Это прямой путь к интеграции, когда и вуз, и окружающая его среда превращаются в единое воспитательное пространство.
Обобщая закономерности воспитательной деятельности по формированию личности, В. А. Ани-щенко приходит к выводу, что «продуктивность воспитания студентов находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе» [2, с. 173].
Соглашаясь с мнением А. В. Кирьяковой и В. А. Анищенко [3-4], можно сказать, что создание и реализация воспитательной системы, позволяющей построить креативное воспитательное пространство, способствующее разносторонней самореализации студента как личности в вузе, возможны через гуманизацию и аксиологизацию образовательного процесса.
Мы считаем, что на решение задачи проектирования воспитательной системы вуза по формированию креативно-значимых качеств студента должны быть направлены:
- подчиненность всей организации определенной цели (целостность);
- структурированность (наличие элементов, частей);
- взаимосвязанность и взаимодействие элементов (самоорганизованность);
- управляемость в процессе функционирования и развития.
Как считают В. А. Сластенин и И. А. Колесникова, «воспитательная система - развивающийся во времени и в пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создана) [5, с. 35]. Учитывая, что подготовка профессионально самостоятельного специалиста с выраженными креативно-значимыми качествами должна носить не только социально-значимую и профессиональную направленность, построенную на интересах общества и работодателя, но и наделять будущего выпускника вуза способностями проектирования своего самостоятельного жизненного пути, нами были установлены следующие функции воспитательной системы вуза:
- культурно-образовательная;
- регулятивно-воспитательная;
- организационно-управленческая;
- коммуникативная;
- социально-интегративная;
- социально-трансляционная;
- саморазвития личности и социального наследования.
Используя последовательность функциональной взаимосвязи и интегрированность процессов самореализации личности из воспитательной системы в воспитательное пространство, была создана проектная основа воспитательной системы, основанная на двух уровнях ее организации.
Первый уровень - основополагающий. Содержательной частью его исполнения является работа, основанная на разработанном программном обеспечении и интегративном взаимодействии воспитательных сред как внутри вуза, так и за его пределами во внешнем пространстве направленных на решение задач обучения, воспитания, самосознания студента, развитию его способности и влияния сфер, недоступных педагогическому контролю, усвоению ценностей духовно-нравственного и гражданского становления - Человек, Отечество, Знание, Мир, Любовь, Культура и др.
Для определения долговременных стратегических целей и задач, конечной модели личности специалиста, основных принципов и направлений воспитания с целью практической реализации этой модели в филиале разработана и внедрена концепция социально-воспитательной работы. Актуальность разработки концепции социально-воспитательной работы со студентами определяется еще и тем, что в новых социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности выпускника университета, становящегося не только дипломированным специалистом, но и в потенциале - руководителем.
Концепция служит аксиоматической базой создания и развития системы воспитательной работы в филиале. На основе принятой концепции разработана программа социально-воспитательной работы в вузе, в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения, а затем реализуются в планах воспитательной работы филиала, факультета, кафедры, общежития или другого структурного подразделения.
Среди основополагающих документов по организации социально-воспитательной работы необходимо отметить и ряд программ: по адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, комплексную программу профилактики асоциального поведения, программу по профилактике правонарушений. Разработаны более 30 локальных актов по вопросам организации работы института кураторства, студенческого самоуправления, поощрения студентов. Все культурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся на основе утвержденных положений.
Второй уровень - структурно-функциональный. ФГОС ВПО предусмотрено: вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе
общественных организаций, творческих и спортивных клубов, научных студенческих обществ.
В Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации подчеркивается: «В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления может быть отнесено к высокому рангу значимости в воспитании и подготовке будущих специалистов. Основная черта современной реальности профессионального образования - кардинальное повышение требований самой социальной жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышению личной ответственности за социальную реализацию своего предназначения и признания, а также за решение конкретных проблем» [6, с. 2].
В Кумертауском филиале ГОУ ОГУ создано широкое поле для реализации задач студенческого самоуправления - соуправление в группах как первый элемент самоуправления, функционируют студенческий совет филиала и студенческий совет в общежитии, студенческий профсоюзный комитет. Полученный опыт в реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях на уровне филиала позволил студентам принять участие в создании и организации работы городской молодежной общественной палаты города, приобретая и развивая навыки социальной инициативы, творчества, активной позитивной общественной деятельности.
Участие в работе органов студенческого самоуправления способствует развитию лидерских, организаторских и управленческих качеств у студентов, а соответственно формирует потребность самореализоваться, принести практическую помощь обществу. Этому способствует создание первичной ячейки молодежного отделения партии «Единая Россия» - «Молодая гвардия»; широкое вовлечение студенческой молодежи в волонтерское движение; создание студенческих строительных отрядов.
С каждым годом в филиале все шире начинает проявляться личная инициатива студентов, находящая реализацию в массовом волонтерском движении, в ходе которого через реализацию социальных и трудовых инициатив студенчества молодые люди приобретают навыки профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействующие их личностному развитию, процессам трудовой и социальной адаптации молодежи, а также решению первоочередных задач, выносимых на летний период по поддержке и развитию материально-технической базы филиала.
Инициаторами развития волонтерского движения стали студенческая профсоюзная организация и Студенческий совет филиала, которые на расширенном заседании приняли решение обратиться в Ученый совет филиала с просьбой поддержать их инициативу. Решением Ученого совета
было утверждено «Положение на лучшую волонтерскую группу», на основе которого три года подряд в филиале осуществляется волонтерское движение в летний каникулярный период.
Оперативный студенческий штаб составляет график выхода студенческих трудовых бригад на работы для организации разнообразных видов строительных работ по реконструкции, техническому ремонту зданий, находящихся на балансе филиала.
Ежедневно ход работ освещается специально созданной молодежной информационной бригадой, выпускаются «Боевые листки», где отражаются объемы выполненных работ, качество проделанной работы, выставляются баллы за работу.
Участниками волонтерского движения стали студенты 1-4 курсов, что составляет 80% от общего числа студентов филиала очной формы обучения.
Отрадно отметить, что ежегодно волонтеры реализуют социальные проекты: в 2008 г. силами волонтеров ко Дню республики горожанам был сделан подарок - прекрасный сквер с фонтаном, в 2009 г. реконструкция кондитерского цеха, спортивно-оздоровительного комплекса «Звезда» для проведения соревнований городского и республиканского уровня.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека [7, с. 3]. Практическая творческая деятельность в волонтерском движении, когда видны реальные результаты твоих способностей, твоего труда, позволяет стать студенту человеком успешным, человеком результата. «Творчество, связанное с отходом от традиционных решений, с изысканием новых путей достижения даже традиционных целей,- неотъемлемая часть трудовой деятельности современного инженера» [8, с. 52].
Мотивация на реализацию своего личностного потенциала в общественно-значимых делах формируется посредством и других коллективно-творческих мероприятий, социальных проектов - «Школа молодежного предпринимательства», «День донора», экологические субботники, «День борьбы со СПИДом», волонтерская акция «Работу молодым!», «Молодая гвардия» поет песни Победы» и др.
Культурно-массовые и спортивные мероприятия как основная форма внеучебной работы реализуются в трех направлениях, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого студента, развить навыки работы в команде, привить корпоративно-значимые ценности, сформировать интерес к науке, искусству, культуре и спорту.
Первое направление - массовые мероприятия. Их проведение способствует воспитанию чувства любви к своему вузу, эмпатии, принадлежности к единому студенческому братству, сопричастности к общему делу, созданию атмосферы творческого самовыражения и публичного признания. Традиционные мероприятия филиала: День знаний, Посвящение в первокурсники, фестиваль «Студенческая
осень», Татьянин день, Спартакиада, Вахта памяти, волонтерские и экологические акции и др. Самым кульминационным является мероприятие «Созвездие», на котором в присутствии администрации города, представителей базовых предприятий, руководителей общественных организаций подводятся итоги работы студенческого коллектива за год, награждаются студенты, достигшие лучших результатов по итогам учебной, научной, общественной, культурно-массовой и спортивной деятельности.
Второе направление - групповые формы, которые способствуют формированию коллектива, выявлению лидеров, приобщению к творчеству, актуализации креативного начала личности при планировании коллективной жизнедеятельности, коммуникативной культуры, навыков соуправле-ния, сотворчества. К ним относятся мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений: часы куратора, вечера поэзии, музыкальные гостиные, уроки мужества, арткафе, капустники, мастер-класс, малый Эрмитаж и др.
Третье направление - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, которая способствует активизации процесса самопознания, повышение самооценки и веры в свои возможности, развитие позитивной «Я»-концепции, выявление и поддержка индивидуальности - осуществляется в следующих формах:
- индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности филиала в рамках учебного курса;
- разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
- работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере искусства и т. п.);
- индивидуальная исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов;
- стимулирование творческой мотивации как основной доминанты развития стремления стать креативным, самореализоваться, изучить нехарактерные для себя виды деятельности;
- создание обстановки психологического комфорта: недопустимость негативных оценок, внимание со стороны взрослых, положительная эмоциональная поддержка нестереотипных решений;
- креативность самих преподавателей, воспитание через пример;
- создание профессионально направленного креативного воспитательного пространства, спо-
собствующего развитию тех креативных навыков и умений, которые необходимы студенту в его будущей профессиональной деятельности.
Креативное воспитательное пространство позволяет координировать личностные качества студента, будущие профессиональные качества, их интеграцию в образовательной и профессиональной деятельности, социальной среде. Оно учит «самостроительству», которое включает в себя «самопознание, самооценку, самопроектирование и самореализацию» [9, с. 17]. Здесь происходит событие, со-творчество педагога и студента, взаимное ценностное обогащение, личностное становление. Такое воспитательное пространство позволяет выявить, развить и дать возможность реализовать креативные способности личности студента, выступающие как одно из ведущих качеств в современном мире для профессионала в любой сфере деятельности.
Создание креативного воспитательного пространства в вузе является актуальным направлением развития воспитательного аспекта высшей школы, т.к. его построение позволит решить ряд задач: личностноориентированное творческое воспитание, развитие ценностного базиса личности, вариативность воспитательной практики, свобода выбора деятельности, психологический комфорт, оптимизация социализации личности, жизнетворчество и самостроительство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Митченкова О. В. Развитие креативных качеств личности будущего инженера в образовательном процессе вуза // Образование и саморазвитие. 2009. №5. С. 63-69.
2. Анищенко В. А. Педагогические условия управления творческой инновационной деятельностью высшего учебного заведения. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2002. 237 с.
3. Анищенко В. А. Проектирование образовательных систем в условиях непрерывного профессионального образования. М.: Дом педагогики, 2008. 385 с.
4. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 578 с.
5. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 336 с.
6. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации. иЯЬ: http://sovet.fizteh.ru/analysis/concept.html
7. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 288 с.
8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.
9. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая территория // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: мат-лы Вторых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой (г. Владимир 12-16 октября 2009). Владимир; М.: изд-во И. Шалыгина, 2009. С. 15-19.
Поступила в редакцию 16.04.2009 г.