УДК 796.011.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Н.Н. Снесарь
Представлена педагогическая технология для применения в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Основу технологии составляют подвижные игры, содержание которых адаптировано к условиям образовательно-воспитательной среды.
Ключевые слова: дети с легкой степенью умственной отсталости, игровой тренинг.
Современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Вместе с тем наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов социализации - семьи, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и др.
[1, 2, 3].
Потребность детей и подростков с нарушениями в развитии в определении своего места в социуме, стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной стороны, стимулируется общественными процессами, а с другой стороны, ограничивается нежеланием или неумением взрослых признать общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего молодого человека, имеющего различные отклонения в физическом, психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и социальную самодеятельность. В обществе наблюдается дефицит современных и продуктивных специально -педагогических условий для гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в физическом и умственном развитии, формировании индивидуальных социально значимых качеств.
Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал снижения воздействия различных нарушений в развитии детей. Через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе.
В физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости мы использовали термин «игровой тренинг», вкладывая определенный смысл в это понятие. Под игровым тренингом понимается специфическая форма организации и проведение занятий по физическому воспитанию, позволяющая гармонизировать и интегрировать процесс умственного и физического развития; осуществлять коррекцию и социализацию детей с легкой степенью умственной отсталости через различные игры, ролевые и игровые упражнения.
Используя понятие «игровой тренинг» (практика), мы подчеркиваем направленность педагогического процесса на то, чтобы в ходе игр дети получали: знание об общественной жизни в целом и
закономерностях развития социальных процессов; о нормах и правилах межличностного общения; о способах и приёмах регулирования общественных отношений; включались в разнообразные формы социального взаимодействия; приобретали умение анализировать социально значимые ситуации и определять свою роль в этих ситуациях и отношениях, формировать физические качества и быть готовыми физически к преодолению различных трудностей.
Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и социально-адаптационных задач нами были структурированы следующие блоки игрового тренинга: игры общей физической направленности; подвижные игры; интеллектуальные, координационные и коммуникативные игры; игры-тренинги психо-мышечной релаксации и концентрации; игры-драматизации и концерты; игры-походы проводились на природе (таблица).
Для развития социальной активности детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе включения их в социоориентированную игру предусматривается целенаправленное создание эмоционально значимых трудностей - «барьеров», в ходе преодоления которых происходит развитие и личности, и коллектива. Понятие «барьер» и «преодоление» рассматриваются как сопротивление среды в процессе развития и саморазвития индивида, как физическую, интеллектуальную, социальную трудность на пути удовлетворения потребностей личности. Преодоление внешних и внутренних барьеров положено в основу организации игр для детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе физического воспитания в школе-интернате VIII вида. Диагностика результатов физического воспитания и социальной активности детей с легкой степенью умственной отсталости осуществлялась в декабре и мае учебного года. Оценивалось участие детей как в подготовке, так и в проведении коллективных игр. Социальные качества личности как таковые диагностировать достаточно сложно, особенно у детей с легкой степенью умственной отсталости, однако они всегда проявляются в деятельности индивида.
Поэтому мы рассматриваем социальную активность в процессе игрового тренинга как качество социально-ценностной деятельности и выделяем следующие показатели её проявления в жизнедеятельности детей в школе-интернате VIII вида:
1) В отношении к коллективу, другим людям, общественной деятельности; ориентация на оказание помощи.
2) Отношение к себе, своему здоровью; умение адекватно оценить и поддерживать свой социальный статус.
3) В отношении к окружающей среде и её преобразованию; ориентация на сохранение и улучшение природного окружения; отношение к трудовой и общественно полезной деятельности.
Блоки игровых упражнений в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости
№ Тематические блоки игр Содержание игр и направление Педагогические и социальные задачи Учебный год
1 Игры общей физической подготовки Игры включают различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний, комбинированных упражнений и др. Развитие базовых физических качеств (сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость) Сентябрь, апрель
2 Игры на развитие мышления, памяти и логики Игры-загадки, кроссворды, исторические игры и др. Формирование общих знаний, укрепление памяти, развитие логики мышления В течение года
3 Игры на развитие координации движения Спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, игры с использованием различных предметов и др. Целенаправленное формирование базы различных специфических и прикладных движений Октябрь, декабрь, май
4 Игры-тренинги психо- мышечной релаксации Аутотренинг, гимнастика йога, медитация, функциональная музыка и др. Формирование умений и навыков психо-мышечной релаксации Октябрь, декабрь, апрель
5 Игры природноэкологического направления «Разведчики», «Следопыты», «Г ладиаторы», «Охотники», «Санитары», «Спасатели» и т. д. Бережное отношение к окружающей среде, умение ориентироваться и дружить с природой Сентябрь, май
6 Ситуационные и социальные игры Создание в игре сюжетов из жизни и др. Формирование у детей навыков и опыта разрешения (решения) различных жизненных ситуаций, взаимопомощи, солидарности и преодоления природных препятствий В течение года
В зависимости от степени проявления названных показателей социальной активности выделены три уровня её сформированности:
- низкий уровень активности, как ребенок осознанно принимает все формы социального взаимодействия, но не проявляет инициативы и самостоятельности; соблюдает принятые в коллективе правила жизни и деятельности, но не стремится их совершенствовать;
- средний уровень социальной активности, когда ребенок активно участвует в общественной жизни, стремится реализовывать свои способности в различных видах деятельности, когда уверен в своих силах;
- высокий уровень социальной активности, когда деятельность ребенка характеризуется ярко выраженной направленностью на социальное взаимодействие, когда он не просто активно участвует в различных видах коллективной и социально направленной индивидуальной деятельности, а стремится инициировать, планировать, организовывать различные формы социального взаимодействия, берёт на себя ответственность за результат, ориентирован на созидательную преобразующую социальную деятельность.
Барьеры «ставят» перед детьми педагоги с учётом их социального опыта и индивидуальных психофизических возможностей. Они достаточно трудны, но посильны детям. В ходе социоориентированного игрового тренинга детям предоставляются возможности для межличностного взаимодействия.
Социальная среда, создаваемая педагогом в ходе игрового тренинга, должна моделировать такие условия, при которых развивающийся подростковый социум, с одной стороны, способствует осознанию каждым учеником индивидуальных особенностей (своих и чужих), создаёт условия для реализации его социальных ролей; с другой стороны, требует подчинения потребностей личности интересам социума, следовательно, и определённой направленности социальной активности индивида в соответствии с «законами жизни» коллектива.
Особое значение имеет проведение игр на природе, которые имеют ярко выраженную специфику социализирующего влияния на личность школьников. Поход в природу расценивается детьми как игра, но игра серьезная, со строгими взрослыми правилами. В этой серьёзной игре педагогом целенаправленно создаются экстремальные условия существования, специальная воспитательная среда, активизирующая способности (или выявляющая неспособности) детей адаптироваться в сложных нестандартных ситуациях.
Природная среда «испытывает» умения строить межличностные отношения в таких условиях жизни, которые непосредственно зависят от сплоченности групп, обнаруживают зависимость отдельного человека от коллектива и отношений в этом коллективе, от готовности и умения оказать и принять помощь. Природное окружение создает возможность для гармоничного развития духовного мира личности, её эмоциональноценностного отношения к природе, к жизни, для понимания своей сопричастности Миру. Дети, соприкасаясь с величием природы, переживают целый комплекс разнообразных, противоречивых ощущений -свободы и социальной зависимости, уверенности в своих силах и страха. Интеграция в природном окружении различных видов социоориентированной игры позволяет создать специфические условия
своего рода социального тренинга, способствующего развитию социальной активности.
Была разработана и наполнена содержанием технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости (рисунок).
Физическая и интеллектуальная готовность детей с легкой степенью умственной отсталости социализироваться в обществе. Результаты физического воспитания на основе игрового тренинга
оЗ
1-н
К
к
к
<и
О
1-4
о
м
о
&
к
<и
м
о
к
о
о
оЗ
к
<и
н
<и
к
оЗ
н
к
с
о
о
м
о
І-Ч
о
и
о
<и
СО
к
-е
ра
о
н
оЗ
н
Л
СО
<и
&
Л
«
о
&
к
о
&
Уроки физической культуры, спартакиады, беседы, походы, прогулки, соревнования и др.
Игры общей физической подготовки Игры на развитие мышления, памяти и логики е и ти и ит ии я ра я э 8 й к на д иж н ор ви ы оо дв гр ок Иг Игры-тренинги психо-мышечной релаксации Ситуационносоциальные игры
Содержание видов и формы игровой деятельности
Материальнотехническое обеспечение игрового тренинга Программнометодическое обеспечение игрового тренинга Педагогическая технология игрового тренинга а н н о ка в го ей ог когтва ти то ко е ов га ст тат ск дя гро нг к £ Е § В 5 гн ул ич н е е а уз з а в р К <и К Е О Ь осп ос в
Организационная структура педа технологии игрового тренинга в ( воспитании детей с легкой степень гогической изическом умственной
Структура педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной
отсталости
В процессе организации игровой деятельности среди детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях учебного процесса физического воспитания учитывались следующие специфические особенности, которые обусловлены:
- разными формами патологии и, следовательно, разными медицинскими показаниями и противопоказаниями к тем или иным физическим упражнениям;
- разным состоянием сохранных функций;
- разным уровнем двигательного опыта, развития физических и психомоторных качеств;
- разным отношением к двигательной активности, в том числе к подвижным играм.
Указанные особенности необходимо учитывать учителем в ходе организации и проведении игрового тренинга.
Применение в игровом тренинге широкого спектра подвижных игр активизирует все системы организма детей, приносит занимающимся положительные эмоции. Все это вместе взятое позволяет говорить о гармоничном оздоровительном эффекте подвижных игр. Для детей с легкой степенью умственной отсталости крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как реагирует на полученную нагрузку детский организм. При подборе игр необходимо учитывать характер и глубину умственной отсталости, реальные двигательные возможности детей и их индивидуальные реакции на физическую нагрузку, осуществлять строгий контроль величины двигательной нагрузки на детей.
При выборе содержания игрового тренинга необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок. Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью двигательной активности, классифицируемых по частоте сердечных сокращений:
- до 100 ударов в минуту - зона низкой интенсивности. Игры проводились преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность игрового занятия 10-15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неоднократно, ставя определенные задачи интеллектуального и физического характера, так как развитие мелкой моторики связано с развитием психических процессов, речевой деятельности, интеллекта.
- 100-120 ударов в минуту - зона умеренной интенсивности. Подбор игр осуществлялся таким образом, чтобы они служили не только для развлечения, но развивали внимание, формировали четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации -
малогрупповой, по четыре-восемь человек. Продолжительность одной игры не более 10 минут. Игра повторялась три-четыре раза, в зависимости от эмоционального и физического состояния играющих. В то же время включались несколько подвижных игр, рассчитанных на развитие разных групп мышц, так как разнообразие движений, вариативность сюжета, смена ролей, включение игровых речитативов усиливают воздействие игры на организм и личность детей. Суммарная продолжительность подвижных игр составляла 25-30 минут. Нагрузка при 100-120 ударах в минуту не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость.
- 120-140 ударов в минуту - зона тонизирующей нагрузки. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, частота пульса отражает степень физической и психической напряженности. Продолжительность одной игры до 5 минут, но повторялись такие игры многократно. Как правило, в одно игровое занятие включаются две-три хорошо освоенные игры и одна-две новые. Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной величины нагрузки. В процессе каждой подвижной игры организм занимающегося приспосабливается к небольшому утомлению и успевает восстанавливаться во время отдыха между играми. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма и, в зависимости от их содержания, требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве. Форма организации - малогрупповая, от шести до десяти человек. Многие игры и эстафеты проводятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия - 35-40 минут.
- 140-160 ударов в минуту - зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются подвижные игры с элементами спортивных игр, а также спортивные игры по упрощенным правилам. Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т. п.) в течение 10-15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Перед участием в подобных играх дети проходили предварительную подготовку, отрабатывались отдельные элементы игр.
Выводы.
1. Сформирована, структурирована и наполнена содержанием педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая: материально-техническое обеспечение, программно-методическое, технологическую модель реализации, педагогическую диагностику результатов физического воспитания детей на основе игровой деятельности.
2. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости, которая включает: игровые упражнения, распределенные по различным блокам в зависимости от времени учебного года, решение поставленных задач по четвертям; методику избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений. Все это в совокупности обеспечивает динамизм, продуктивность и гармоничность процесса физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в школе-интернате VIII вида.
3. Разработано содержание и методика диагностики двигательных и
интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки-критерии: физическая
подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве.
Список литературы
1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие. М.: Советский спорт, 2004. 90 с.
2. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно -
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
3. Хоботов С.А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
Снесарь Наталья Николаевна, доцент, tmfk [email protected], Россия, г. Красноярск, Сибирский государственный технологический университет
EDUCATIONAL TECHNOLOGY TRAINING GAME IN PHYSICAL EDUCATION CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION
N.N. Snesar
Presented educational technology for use in the physical education of children with mild mental retardation. The technology is moving games, the content of which is adapted to the conditions of education and educational environment.
Key words: children with mild mental retardation, arcade training.
Snesar Natalia Nikolaevna, associate professor, Russia, Krasnoyarsk, Siberian state technological University
Получено 12.02.2013 г.