МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
досуге. С огорчением писал об этом факте Д.С. Лихачёв: «Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры - лапта, городки, рюхи? Сложный вопрос. Исчезают игры вообще. Они заменяются танцами и другими формами развлечения. А, между тем, игры очень важны в воспитательном отношении. Игры должны быть возрождены в нашей жизни...» [6, с. 111].
Важную задачу возрождения народных игр, как средства творческого обогащения современных детей, подчеркивают многие фольклористы и педагоги: А.И. Лазарев, Л.Н. Лазарева, А.А. Стародубцев, И.А. Шоров, Ю.А. Намитоков, М.А. Мухлынин и др. К их мнению прислушиваются и многие педагоги-организаторы детского досуга.
Список использованной литературы:
1. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 1987. - 285с.
2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - Москва: Флинта: МПСИ, 1998. - 240 с. - (Библиотека педагога-практика).
3. Куликовская, И.Э. Технология интегрированного праздника: пособие для методистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / И.Э. Куликовская. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. - 128 с.
4. Лесной, С. Откуда ты, Русь? / С. Лесной. - Ростов-на-Дону: Донское слово. Квадрат, 1995. - 352 с.
5. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
6. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев - М.: Наука, 1978. - 393 с.
7. Опарина, Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: монография / Н.А. Опарина. - М.: МПГУ, 2010. - 180 с.
8. Панфилов, В.В. Режиссёру праздника - об игре / В.В. Панфилов. - Москва: ВЦХТ, 2004. - 175 с. - (Я вхожу в мир искусств: репертуар.-метод. б-чка; №3).
9. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб: СПбГУП, 2003. -203с.
© Н.А. Опарина, 2015
УДК 378.1
А.Н. Панфилов, к.п.н, доцент Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация В.М. Панфилова, ст. преподаватель Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация В.Л. Виноградов, к.п.н, доцент Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена анализу причин необходимости в практико-ориентированном профессиональном обучении будущих педагогов для школ. Предлагается способ построения основной профессиональной образовательной программы на основе сетевого взаимодействия вуза и школы. Предлагается организационный вариант построения и реализации сетевого взаимодействия вуз-школа.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Практико-ориентированная подготовка, сетевое взаимодействие, сетевое событие.
В Проекте модернизации педагогического образования основополагающее значение придается практико-ориентированной подготовке педагогических кадров. Основным образовательным результатом которой является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом педагога (ПСП), что обеспечивает, в свою очередь, возможность организации полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования (ФГОС ОО) [1].
Разрыв между теорией и практикой является одним из основных недостатков существующих основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогов для основной школы. При конструировании новых ОПОП разработчикам необходимо основываться на следующее ключевое положение: в процессе профессиональной подготовки требуется достичь баланса между теоретическими знаниями студентов и обучением, основанном на практике, позволяющем освоить профессиональную деятельность.
Совершенствование связи между теорией и практикой в ОПОП педагогического образования позволит будущим учителям использовать оба типа знаний для успешного выполнения профессиональных действий в школе. Как это сделать? Во-первых, усилить практическую направленность теоретического обучения за счет увеличения учебных часов на практикумы, для отработки профессиональных функций и трудовых действий в модельных условиях вузовской аудитории. Во-вторых, увеличить объем (не менее 60 зачетных единиц), и изменив технологию реализации учебных и производственных практик. В-третьих, согласовать разные виды практик. Тематические практики учебного модуля, направленные на освоение отдельных профессиональных действий (учебно-ознакомительная, учебная практика учебного модуля - распределенная форма) определяются целью и содержанием соответствующего учебного модуля; долгосрочные производственные практики «стажировочные», направленные на синтез целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями ОПОП и встраивание студента в «школьную социальную среду».
Главной целью практической подготовки будущего учителя является формирование способности к самостоятельному профессиональному развитию, т.е. развитию своей профессиональной деятельности в условиях конкретной образовательной организации (ОО). Для реализации такого практико-ориентированного подхода в реализации ОПОП потребуется сконструировать новую систему школьно-вузовского партнерства, функционирующую на основе сетевого взаимодействия. В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования чаще всего понимается как «горизонтальное взаимодействие однотипных образовательных учреждений по распространению функционала и совместному использованию ресурсов». Анализ образовательной практики регионов России позволил выделить следующие модели организации сетевого взаимодействия: «Ресурсный центр» (может иметь разный масштаб), «Консалтинговый центр», «Научно-образовательный центр», «Паритетная (автономная) кооперация, «Модель площадок», «Модель проектов», «Школьный округ», «Университетский округ» и др. Применяются разнообразные формы организации сетевого партнерства: сетевые воспитательные события, проекты, программы, общественные акции, конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, очные и заочные (в дистанционном режиме) курсы повышения квалификации и переподготовки кадров [2].
Нас интересует другой тип сетевого взаимодействия: вертикальная интеграция. Она охватывает различные уровни образования - высшее образование (в нашем случае педагогическое) и среднее образование (в нашем случае основная школа). Однако в российском педагогическом образовании используется лишь минимальный уровень вертикальной интеграции образовательной деятельности: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др.
Практико-ориентированное педагогическое образование не может обойтись без сетевого взаимодействия по двум причинам. Первая причина правовая. Анализ пунктов ФГОС ОО показывает, что общеобразовательные учреждения «...должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность... использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
на повышение эффективности образовательного процесса» [4]. О сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ говорится в Законе «Об образовании в РФ». Статья 15, посвящена непосредственно сетевым формам обучения: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [5]. Действующий «Закон об образовании в РФ» не только разрешает использовать образовательный потенциал школ, колледжей, вузов, но и ориентирует образовательные организации на более широкий круг партнеров. По сути это нормативная основа межведомственного подхода к реализации образовательных программ разного уровня. Вторая причина содержательная, суть которой заключается в том, что качественное образование невозможно получить только в рамках одного уровня. Применительно к профессиональной подготовке педагога для школы это можно изложить так: в центре сетевого взаимодействия находится студент, который выстраивает и реализует свой индивидуальный образовательный план профессионального образования, а в качестве «сетевого события» - учебный модуль, учебная и производственная практика в ОО, консультации учителя-супервизора, НИРС, учебные и исследовательские проекты и т.д.
При этом реализуются четыре параллельно текущих процесса: 1) формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального); 2) создание системы управления сетевым взаимодействием; 3) технология коммуникации школ и вуза, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др.; 4) технология формирования новых профессиональных стереотипов участников сетевого взаимодействия (педагогов школ и преподавательского состава кафедр вузов).
Важной особенностью сетевого взаимодействия вуз - школа является то, что в нем нет организаций в традиционном смысле. Первичным основанием сетевого взаимодействия выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (по А.И. Адамскому) [3]. Сетевым событием может быть проблема образовательной организации, программа развития ОО, педагогический проект, семинар, встреча, обмен информацией, мастер-класс, профессиональные пробы и т.п., в решении которых заинтересованы обе стороны. Важный компонент «сетевое событие» - предполагает ориентацию на решение некоторой учебно-профессиональной или профессиональной задачи, для чего собственно инициируется и проводится событие в школе с детьми или педагогами школы. Причем сетевое событие инициируется педагогическими коллективами ОО, участвующими в сетевом взаимодействии, учителями-супервизорами и координаторами от вуза, заявляющими, таким образом, студентам, осваивающим ОПОП, об актуальной потребности в решении этой задачи. В этом случае сетевое событие становиться механизмом переноса деятельности внутри сети вуз-школа.
Организационный вариант сетевого взаимодействия вуз-школа в практико-ориентированной профессиональной подготовке может быть различным. По типу вовлеченных субъектов, определяющих основные функции сетевого взаимодействия вуз-школа, сетевое взаимодействие может быть реализовано по типу «социальное партнерство». То есть, сетевое взаимодействие образовательных организаций несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия. Нормы деятельности задаются естественным образом внутри сети образовательных организаций, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Тогда образовательная сеть это совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.
Субъектами сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением, реализующим основное общее образование, выступают образовательные учреждения высшего педагогического профессионального образования. Таким образом, организуется «вертикальное» взаимодействие между учреждениями различного уровня образования. Основная функция такого типа взаимодействия, называемого «социальное партнерство образовательных организаций» - расширение социальной ситуации развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешней среды (кадровых, научно-методических, лабораторных и пр.) для вуза -школьной среды, для школы - среды вуза. В этом случае может использоваться модель сетевого взаимодействия - Ассоциация образовательных организаций. Ассоциация (от лат. «accosiare» - соединять,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
объединять) - одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц, основанным на членстве. Члены ассоциации сохраняют свою юридическую самостоятельность, однако, несут субсидиарную ответственность по её обязательствам. Целью создания ассоциации является координация деятельности, входящих в нее юридических лиц, а также представление и защита общих интересов. В Российской Федерации деятельность ассоциаций регламентируется Гражданским кодексом и законом «О некоммерческих организациях».
Механизмы сетевого взаимодействия ОО: Согласованные и нормативно закрепленные способы участия ОО в формировании и совместном использовании ресурсов сети (договор простого товарищества или договор о совместной деятельности регламентируются ст. 1041-1054 ГК РФ). Внутренние регламенты деятельности ОО, приведенные в соответствие с сетевыми принципами организации деятельности (Устав ОО, положения). Организационно-управленческое обеспечение использования ресурсов, сконцентрированных в ресурсных единицах сети (организационная структура сетевого взаимодействия, внутренние регулирующие документы сети ОО).
Основные характеристики сетевого взаимодействия вуз-школа (по М.М. Чучкевич [6]):
1. Независимость членов сети. Образовательные организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности. Принципиальными являются два основных типа ответственности: перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели; перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.
2. Множественность лидеров. Под «лидером» мы понимаем любого члена или группу людей образовательных организаций, осуществляющих сетевое взаимодействие, являющихся носителями некоторого ресурса (знания, профессиональная компетентность, владение технологией и др.). Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей организаций, входящих в сеть.
3. Объединяющая цель. Представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идеологемы сетевого взаимодействия - сотрудничество. Объединяющая цель в сетевом взаимодействии организаций строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, информационных ресурсов сети.
4. Добровольность связей. Работники образовательных организаций, осуществляющих сетевое взаимодействие, опираются на право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия по конкретным проектам.
5. Множественность уровней взаимодействия. Сетевое взаимодействие вуз-школа осуществляется: минимально по административным каналам (администрация вуза - администрация школы); напрямую, между теми объединениями в вузе и школе (кафедра вуза и методическое объединение в школе, лаборатории и др.) и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. В этой связи и возникает реальная множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своего уровня сети, так и с представителями других уровней.
Кому и что дает сетевое взаимодействие? Образовательные организации получат: реализацию ОПОП и ООП на новом уровне, совместные дела (конкурсы, праздники и т.д.), исследовательские проекты, издание сетевого методического журнала и др.; оценку уровня профессиональной компетентности студентов; внешний аудит образовательной деятельности школы; поддержка деятельности со стороны учредителей и других организаций и частных лиц; возможность оказывать влияние на развитие профессионального и общего образования на разном уровне и различных масштабах; мотивацию обучающихся на освоение соответствующих компетенций; координацию взаимодействия образовательных учреждений по реализации соответствующих образовательных программ; эффект «новые ресурсы»; особое положение образовательных учреждений. Учителя, учителя-супервизоры школ, ППС вузов получат: реализацию адресных программ повышения квалификации учителей и учителей-супервизоров; обмен накопленным опытом (через видеоконференции, открытые мероприятия, круглые столы, семинары, мастер-классы и др.);
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
возможность оказывать влияние на образовательный процесс; возможность внедрения инновационных педагогических технологий и исследовательские проекты; профессиональное общение (виртуальное и реальное). Студенты и школьники получат: возможность общения; совместные учебные и внеучебные дела (конкурсы, игры, олимпиады, праздники и т.д.); возможность оказывать влияние на организацию обучения; множество профессиональных проб студентов в разнообразных условиях конкретных школ. Список использованной литературы:
1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014—2017 [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 15.09.2014)
2. Лекомцева Е.Н., Золотарева А.В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 229 - 232.
3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / Под ред. А.И. Адамского - М.: Эврика, 2006.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/543/(дата обращения: 21.05.2015)
5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/1543/12.12.29- ФЗ Об образовании в Российской Федерации (дата обращения: 21.05.2015)
6. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - С.24-32
Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14.
© А.Н. Панфилов, В.М. Панфилова, В.В. Виноградов, 2015
УДК37
Е.В. Панфилова
Студентка 5 курса Факультет дошкольного,начального и специального образования педагогического института Белгородский государственный университет Г. Белгород, Российская Федерация
ВАРИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Аннотация
В статье рассматривается специфика обучения русскому языку младших школьников с нарушениями речи; анализируются проблемы, которые возникают у учащихся с речевыми нарушениями при обучении русскому (родному) языку.
Ключевые слова
Школьники с нарушениями речи, трудности обучения русскому языку, антропоцентрический аспект.
Проблема обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями является трудной и разносторонней. Школьное образование детей с разными нарушениями речи реализуется через систему учреждений общего и специального типов.