Научная статья на тему 'Идея формирования мировоззрения обучающихся и её решение в педагогической теории и практике'

Идея формирования мировоззрения обучающихся и её решение в педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / OUTLOOK / SCIENTIFIC OUTLOOK / FORMATION OF OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Надежда Константиновна

Рассматривается проблема формирования мировоззрения обучающихся в образовательном процессе. Выявлено два периода в её решении отечественной педагогической мыслью. В настоящее время изучение формирования научного мировоззрения осуществляется с учетом изменившихся условий, а также подходов к формированию целого спектра других типов мировоззрения. Представлена не только оценка современного состояния проблемы формирования мировоззрения обучающихся в педагогической теории и практике, но и выявлен целый ряд малоизученных аспектов при ее решении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барсукова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of the Trainees' Outlook Formation and its Realization in the Pedagogical Theory and Practice

In the article the answer to a question is given on, as far as the problem of trainees outlook formation in educational process is developed. Two periods of its realization in native pedagogics are revealed. The peculiarity of a todays stage in research is the study of the approaches to formation of scientific outlook from the point of view of the changed conditions, and also approaches to formation of the whole spectrum of other types of outlook. In the article not only the estimation of a modern condition of a problem of trainees outlook formation in the pedagogical theory and practice is submitted, but also a lot of poorly investigated aspects are revealed at its realization

Текст научной работы на тему «Идея формирования мировоззрения обучающихся и её решение в педагогической теории и практике»

Педагогические науки

УДК 37 (094) 37.01:001.8 37:001.12/.18

Барсукова Надежда Константиновна Nadezhda Barsukova

ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕЁ РЕШЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

THE IDEA OF THE TRAINEES' OUTLOOK FORMATION AND ITS REALIZATION IN THE PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

Рассматривается проблема формирования мировоззрения обучающихся в образовательном процессе. Выявлено два периода в её решении отечественной педагогической мыслью. В настоящее время изучение формирования научного мировоззрения осуществляется с учетом изменившихся условий, а также подходов к формированию целого спектра других типов мировоззрения. Представлена не только оценка современного состояния проблемы формирования мировоззрения обучающихся в педагогической теории и практике, но и выявлен целый ряд малоизученных аспектов при ее решении

Ключевые слова: мировоззрение, научное мировоззрение, формирование мировоззрения

In the article the answer to a question is given on, as far as the problem of trainees' outlook formation in educational process is developed. Two periods of its realization in native pedagogics are revealed. The peculiarity of a today's stage in research is the study of the approaches to formation of scientific outlook from the point of view of the changed conditions, and also approaches to formation of the whole spectrum of other types of outlook. In the article not only the estimation of a modern condition of a problem of trainee's outlook formation in the pedagogical theory and practice is submitted, but also a lot of poorly investigated aspects are revealed at its realization

Key words: outlook, scientific outlook, formation of outlook

Актуальность исследования разработанности вопроса о формировании мировоззрения обучающихся в образовательном процессе связана с изменившейся исторической, научной и образовательной ситуацией в России. В связи с этим, приобретает особое значение изучение, обобщение и переосмысление накопленного опыта формирования мировоззрения обучающихся, что позволит дать оценку современного состояния этой проблемы в педагогической теории и практике, а также выявить ряд малоизученных аспектов при её решении.

Постановка вопроса о формировании мировоззрения обучающихся является традиционной для отечественной системы образования. Впервые задача формирования научного мировоззрения, под которым подразумевалось марксистско-ленинское мировоззрение (или синонимично — диа-лектико-материалистическое, коммунистическое, общенаучное, естественно-научное, научно-философское, научно-атеистическое и т.п.), была поставлена государством перед советской школой практически сразу после октябрьской революции 1917 г. На

протяжении нескольких десятилетий, почти до 1990 г., формирование именно такого научного мировоззрения обучающихся рассматривалось как основной критерий эффективности всей системы обучения и воспитания.

Каждому преподавателю социалистической школы на пути формирования научного мировоззрения было необходимо: раскрывать обучающимся диалектико-ма-териалистическое понимание природных и общественных явлений; создавать условия для усвоения доступных их возрасту важнейших положений марксистско-ленинской философии, политической экономии, научного коммунизма; развивать диалектическое мышление; вырабатывать коммунистические идеалы, взгляды и убеждения; развивать их готовность стать воинствующими атеистами; воспитывать обучаю -щихся в духе непримиримости к проискам буржуазной пропаганды; создавать условия для развития чувства советского патриотизма, пролетарского интернационализма, безграничной преданности коммунистической партии, советскому правительству; развивать убежденность в гибели капитализма и построении справедливого общества на всей планете и т.п.

Изучение вопросов, связанных с понятием «научное мировоззрение» и проблемой формирования научного мировоззрения обучающихся в образовательном процессе, находилось в центре внимания советских ученых теоретиков и практиков — философов, педагогов и психологов [ 1 ]. Большое значение для решения проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся имели методологические наработки советских философов — П. В. Алексеева, Р. А. Ар-цишевского, В.С. Буянова, Е.К. Быст-рицкого, Н.К. Гончарова, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, В.С. Овчинникова, М.Э. Омельяновского, В. Г. Платонов, А.А. Радугина, А.Г. Спиркина, П.Н. Федосеева, В.Ф. Черноволенко и др.

Существенный вклад в теорию научного мировоззрения в ее педагогическом аспекте внесли основоположники советской

педагогики — Н.К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А. С. Макаренко, М.Н. Покровский, Н.В. Чехов, С.Т. Шацкий и др. Ими были определены основные факторы формирования взглядов и убеждений учащихся, среди которых действие социальной макросреды, роль школы, самообразование личности, способствующее формированию активной позиции по отношению к окружающему миру и др.

Возможности учебного процесса по атеистическому воспитанию молодежи, как составной части формирования ее научного мировоззрения, рассмотрены в публикациях А.В. Акулининой, А.Н. Алексеева, Е.Н. Алешко, Г.Г. Быкова, Д.П. Битина, Н.Г. Дайри, М.Е. Дуранова, А.В. Иванченко, Е.С. Корольковой, Т.П. Павловой, К.Д. Радиной, З.А. Тажуризиной, Ю.М. Шалаева и др.

Практике формирования научного мировоззрения в образовательном процессе средствами истории и обществоведения посвящены публикации Л.Н. Боголюбова, Г.М. Бунтовской, Н.Г. Огурцова, Н.Д. Тульнова; философии, научного коммунизма и политической экономии — И.Г. Буленкова, А.Г. Волова, С.Ф. Левин-ца, Л.М. Подгорных и др.; биологии — А.Г. Воликова, В.М. Изуткина, Н.М. Леонова, А.С. Мамзина, Л.В. Ребровой и др.; географии — Г.М. Александровой, В.С. Же-кулина, Л.М. Семеновой, В.Н. Серовой и др.; химии — Д.И. Ожерельева, Л.И. Третьякова и др.; отдельных математических дисциплин — А.Н. Бекаревича, Л.Д. Ворониной, Г.Х. Гайдаржи, И. В. Мятиевой, Н.В. Осадчих, Ю.Ф. Фоминых и др.

Проблема формирования научного мировоззрения обучающихся в процессе изучения физики — одна из наиболее разработанных в отечественной педагогической науке и практике советского периода. Ей посвящено большое число общетеоретических, методологических, психолого-педагогических и практических исследований, в которых рассматривались вопросы, не только связанные с раскрытием учащимся диалектико-материалистического понима-

ния природных явлений, но и с формированием социально активной личности. Авторами наиболее значимых исследований в этой области являются В.К. Батурин, Г.М. Голин, В.Ф. Ефименко, В.Г. Иванов, В.Н. Мощанский, В. В. Мултановский, Д.И. Пеннер и Р.Г. Кротова, В.Г. Разумовский, Н.П. Семыкин и В.А. Любичанков-ский, Б.И. Спасский и Ю.А. Коварский,

A.В. Усова и В.В. Завьялов, Н.В. Шаронова и др.

Таким образом, подводя итог изучению советского периода в исследовании вопроса о сущности и путях формирования научного мировоззрения в образовательном процессе в целом, можно констатировать, что данная тема была хорошо теоретически и практически разработана в отечественной психолого-педагогической науке. Отметим основные направления, вокруг которых строилось изучение различных аспектов проблемы формирования научного мировоззрения у обучающихся социалистической школы: формирование коммунистического мировоззрения в процессе усвоения школьниками теоретического наследия

B.И. Ленина (А.М. Божко, А.Т. Кинкуль-кина, В.В. Макеева, Р.М. Рогова и др.); содержательный и процессуальный аспекты мировоззрения в процессе обучения, учебной деятельности школьников (Л.Н. Боголюбов, И.М. Краснобаев, И.Я. Лер-нер, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, В. А. Сухомлинский и др.); условия совершенствования педагогической деятельности, способствующей развитию диалекти-ко-материалистического мировоззрения у учащихся (М.Н. Алексеев, П.Р. Ату-тов, Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, М.И. Кондаков, И.Я. Лернер, М.И. Мах-мутов, В.М. Медведев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Т.К. Мухина, Н.К. Огурцов, Р.М. Рогова, И.В. Сысоенко и др.); изучение категории «убеждение» как регулятора различных форм поведения человека (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогова, М.И. Скаткин, и др.); рассмотрение соотношений категорий «мировоззрение» и «убеждения», «убеждения» и

«знания» (М.Н. Алексеев, З.И. Васильева, А.Г. Ковалев, Э.И. Моносзон, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.И. Школьник и др.); выявление условий формирования диалектико-материалис-тических убеждений, а также критериев оценивания уровней сформированности мировоззрения и убеждений (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Т.А. Ильина, В.М. Медведев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Н.Г. Огурцов, И.В. Сысоенко, Г.И. Школьник и др.) ; особенности формирования различных компонентов научного мировоззрения на различных ступенях обучения как предмет психолого-педагогических исследований (Г.М. Андреева, Т.К. Ахаян, Л.И. Божович, К.И. Бузаров, З.И. Васильева, Г.Е. Залесский, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Л.Д. Костенко, В.А. Крутецкий, А.И. Липкина, Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, В.А. Сухомлинский, Е.А. Степанова, Г.И. Школьник и др.); формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности ( Р.М. Рогова); формирование мировоззрения школьников в процессе трудового обучения и воспитания ( А.А. Шибанов); становление мировоззрения школьников в трудовой деятельности (И. И. Верникова); школьный комсомол и формирование мировоззрения старшеклассников (Т.В. Фролова) и др. [2].

В настоящее время, несмотря на произошедшие в стране политические, экономические, социальные изменения, которые привели к отказу от прежних идеалов, задача формирования научного мировоззрения обучающихся не потеряла своей значимости, но теперь она никак не привязана к марксистско-ленинскому мировоззрению. По нашему мнению [ 1 ], эта проблема должна решаться в направлении создания соответствующих условий, способствующих полноте осмысления личностью своего бытия в мире. Поскольку, чем яснее и шире в мировоззрении индивида представлен внешний мир, чем адекватнее его знание об окружающем, тем четче осознание субъектом своего места в жизни, тем эффективнее его взаимодействие с миром, тем глуб-

же и богаче само «Я» личности по своему содержанию.

Мы обратились к диссертационным исследованиям проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся постсоветского периода и выявили их достаточно много [3]. Среди них за последнее пять лет (с 2008 по 2012 гг.) защитили кандидатские диссертации: М.Г. Базаева (2009) [4], С.И. Бекетова (2008) [5], Е.А. Веселова (2008) [6], Н.В. Дмитриева (2011) [7], Р.С. Киматов (2011) [8], О.Г. Наумова (2008) [9], В.С. Остапенко (2011) [10], Н.С. Постнова (2010) [11], Т. И. Цаплиенко (2012) [12], М.А. Черни-цова (2011) [13] и др.

Характерной особенностью данных работ является то, что их авторы по-разному понимают базовые термины «мировоззрение», «научное мировоззрение»; наблюдается разночтение в выявлении ими типологии, структуры и основных компонентов мировоззрения личности; целый спектр подходов по использованию категории «научная картина мира» и т.д.

Кроме этого, у учёных появилась возможность изучать не только вопрос о формировании научного мировоззрения обучающихся, но и других типов мировоззрения. Например, экологического (З.Х. Галькиева, А. А. Мелентьева, П.В. Полещук, М.С. Хасиханов, М.В. Челнокова, Л.Г. Чернышева и др.), эколого-ноосферного (М.Н. Гринько), экологической культуры как части мировоззрения (А.Н. Ильина), эколого-ориентированного (К.И. Настинова), эволюционно-эколо-гического (Е.Б. Якимова), гуманистического (А.В. Баталова, Н.Н. Казначеева, Л.С. Миллер), экзистенциально гуманистического (Ю.В. Аннушкин и др.), эко-гуманистического (С.А. Селиверстова, А.В. Хахина), целостного (Т.В. Берчен-ко, С. В. Носырев), профессионального (Е.В. Дмитриева, И.Ю. Ибрагимова, Л.П. Реутова, В.О. Романова, С.Ю. Рыбин, Т.С. Туркина, Л.И. Фатеева), информационного ( С.Н. Касьянов), валеологического (В.В. Кожанов), музыкального (П.Н. Ко-

миссаров, Д.К. Кострикова), нравственного (Р. В. Магомедов), при изучении математических дисциплин (А.Л. Жохов, И.Е. Карелина), на уроках художественно-эстетического цикла и изобразительного искусства (Т.П. Михайлова, Т.М. Дмитриева), в процессе освоения религиоведческих знаний (И.В. Метлик) и др.

В заключение отметим, что, несмотря на то, что в имеющихся работах по формированию научного и других типов мировоззрения обучающихся накоплен ценный теоретический и практический материал, многие аспекты этой проблемы остаются пока слабо изученными. Например, построение и апробация различных педагогических моделей формирования мировоззрения обучающихся; выявление педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения обучающихся; использование современных педагогических технологий и разработка новых в решении проблемы формирования мировоззрения обучающихся; создание целостной программы формирования различных типов мировоззрения обучающихся; развитие у обучающихся мотивации к овладению мировоззренческими знаниями и, как следствие, к изменению их взглядов; составление научно-практических рекомендаций по диагностике состояния компонентов мировоззрения в процессе его формирования; исследование проблемы формирования мировоззрения обучающихся различных возрастных групп; выявление возможностей различных учебных дисциплин в решении проблемы формирования мировоззрения обучающихся, а также разработка иных подходов к формированию мировоззрения обучающихся и др. Один из них мы выделяем особо, поскольку работаем над ним в настоящее время [14] — это изучение процесса формирования мировоззрения обучающихся на основе космогонических и эсхатологических научных и религиозных картин мира, последние из которых рассматриваются нами с научных, религиоведческих позиций.

Литература

1. Барсукова Н.К. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. 21 с.

2. Воинкова З.Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 1985. 304 с.

3. Формирование мировоззрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// rsl.ru (дата обращения 09.11.2012).

4. Базаева М.Г. Формирование естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов: на примере курса «Концепции современного естествознания»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.

5. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 21 с.

6. Веселова Е.А. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 27 с.

7. Дмитриева Н.В. Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

8. Киматов Р.С. Химический язык как предмет и средство формирования научного мировоззрения учащихся в обучении химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2011. 26 с.

9. Наумова О.Г. Развитие естественнонаучного мировоззрения студентов в университетском образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 22 с.

10. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Воронеж, 2011. 44 с.

11. Постнова Н.С. Развитие эмоционально-ценностного и интеллектуального компонентов научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения биологии: на примере курса «Человек и его здоровье»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.

12. Цаплиенко Т.И. Формирование современного естественнонаучного мировоззрения у студентов-гуманитариев с позиций синергетической парадигмы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2012. 22 с.

13. Черницова М.А. Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 26 с.

14. Барсукова Н.К. Этапы развития взглядов студентов, как компонента мировоззрения, на возникновение и конец мира // Вестник ЧитГУ. Чита: ЗабГУ, 2012. № 9 (88). С. 27-31.

Коротко об авторе_

Барсукова Н.К., канд. пед. наук, докторант, каф. «Философия и методология науки», Иркутский государственный университет barnk@bk.ru

_Briefly about the author

N. Barsukova, Candidate of Pedagogical Sciences, applicant for doctoral degree, Philosophy and Methodology of Science department, Irkutsk State University, Russian Federation

Научные интересы: научные и религиозные картины мира

Scientific interests: scientific and religious pictures of the world

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.