С. В. Манецкая, В. А. Худик
Психолого-педагогические условия формирования
профессионального мировоззрения у будущих офицеров
морских специальностей
Офицер является субъектом, который во многом определяет безопасность страны, ее внутреннюю и внешнюю стабильность, место, роль и авторитет в современном мире. Изменения и появление новых политических, экономических, духовных реалий сопровождаются утратой устоявшихся ценностей, и как результат, офицер испытывает определенные трудности c ценностным самоопределением в этих условиях. Профессиональное мировоззрение офицера детерминирует его деятельность и формируется посредством образовательного процесса, что оказывает значительное влияние на его взгляды, формирование его мировоззренческой позиции.
An officer is a subject, who determines the safety of his country, its home and foreign stability, role and prestige in the modern world. With appearance of new political, economic and spiritual changes some old-established values have gone, therefore nowadays an officer has some difficulties in determining real values. Professional outlook of an officer determines his activity and is formed by educational process and this influences on his view, formation of his outlook position.
Ключевые слова: мировоззрение, формирование профессионального мировоззрения, будущий офицер, профессиональная деятельность, компоненты и структура профессионального мировоззрения, организационно-педагогические условия, устоявшиеся ценности.
Key words: world outlook, formation of a professional outlook, a future officer, professional activity, components and structure of professional outlook, organized-pedagogical conditions, old-established values.
Подготовка специалистов морских профессий в условиях гражданского морского вуза затрагивает несколько важных аспектов — подготовку в плане профессионализации личности в гражданской специальности и подготовку как будущих офицеров запаса с учетом специфики гражданских морских профессий. В этой связи профессиональное мировоззрение, которое выступает определенным мерилом профессиональной компетенции, ценностно-смысловой структуры
личности, является ключевым новообразованием периода обучения и
61
формирования личности будущего специалиста. При этом особое значение имеют педагогические условия, способствующие оптимизации процесса обучения и воспитания, формирования ценностносмысловых ориентиров у лиц молодого возраста, начальные и последующие этапы обучения которых связаны с обретением мировоззренческого и профессионального опыта в избранном виде человеческой деятельности. Такими педагогическими условиями, по мнению И. В. Маричева [4], выступают: а) целостная и структурная организация образовательной среды морского гражданского вуза; б) системная организация учебно-методических практик в становлении профессионализации личности; в) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в том числе и в аспекте формирующегося мировоззренческого опыта профессионального мышления и ориентаций личности.
Понятие «профессиональное мировоззрение» в отечественной психолого-педагогической литературе получило широкое толкование [2-3; 6-8; 11 и др.] и связано с этапами развития и становления личности в процессе профессионального образования [6-8] и дальнейшей трудовой деятельности [9; 12]. Данное понятие является производным от понятия «мировоззрение», которое включает в себя духовнонравственное и когнитивно-личностное развитие человека на различных этапах его онтогенеза. Конечно же, профессиональное мировоззрение как итог определенного этапа жизненного пути не является завершенным явлением и находится в постоянном движении и изменении.
Философский смысл понятия «мировоззрение» отражает способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир [10]. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и
убеждениях личности. Эти представления необходимы человеку для организации его деятельности, определения его жизненной позиции и стратегии его поведения. Мировоззрение человека всегда отражает время, жизненные ориентации людей, их представления о реальности.
Приведём некоторые толкования понятия «мировоззрение»:
- это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира (Д. Сайр);
- это обозначение позиции человека посреди сущего, что свидетельствует о том, как решительно мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета (М. Хайдеггер);
- система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации (А.А. Ивин);
- ось, вокруг которой группируются определенные представления о мире и человеке и на основе которой складывается определенный способ видения мира, определенное мировоззрение (В.И. Шинкарук);
- система обобщенных знаний и представлений о действительности, система убеждений и идеалов, раскрывающих практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способности видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ познания себя как конкретного исторического субъекта познания и практики (В.Ф. Черноволенко);
- системное образование, способное не только выражать определенное отношение личности к окружающей действительности, но также побуждать, направлять и организовывать ее активность, участвовать в процессе соподчинения различных деятельностей и мотивов (Г.Е. Залесский);
- обобщенная система взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его социальной и природной среде (Э.И. Моносзон и др.).
Как показал анализ исследований [5-8; 9; 11; и др.], одна из причин такого разнообразия к пониманию сущности мировоззрения состоит в сложности, неоднозначности и слабой изученности самого термина, несмотря на пристальное внимание к нему большого количества учёных. Общим в представленных выше определениях выступает тот факт, что мировоззрение является отражением уникальности человеческой практики, общественной природы человека, в котором индивидуальное бытие осознается как принадлежность данного конкретного индивида к человеческому роду, миру социальных отношений, миру человека.
К такому пониманию близко и профессиональное самосознание специалистов морских профессий, которые в будущем могут стать офицерами Вооруженных сил РФ. Их развитие и становление в условиях гражданского морского вуза происходит под влиянием общественного сознания и господствующих в условиях вуза принципов обучения и воспитания, правил и норм формирующегося мировоззренческого профессионального опыта. Профессиональное мировоззрение офицера детерминирует его деятельность и формируется посредством образовательного процесса, что оказывает значительное влияние на его взгляды, формирование его мировоззренческой позиции.
Сложность в толковании понятия «профессиональное мировоззрение» будущих офицеров вытекает из неоднозначной природы будущей профессиональной деятельности. Ее особенность состоит в том, что офицер - не только носитель мировоззренческой культуры, но и ее проводник в профессиональную среду через подчиненных, в сознании которых начинают формироваться основы мировоззренческой культуры. Офицер выполняет и педагогическую функцию, воспитывая и направляя своих подчинённых. Формирование и развитие профессионального мировоззрения офицера как одна из сторон его профессиональной подготовки требует выделения структурных компонентов профессионально-педагогического мировоззрения и критериев его сформированности.
Теоретическое исследование структуры мировоззрения, отраженное в работах философов, психологов и педагогов, позволило нам, исходя из специфики профессионально мировоззрения офицера, предложить структуру, все компоненты которой, взаимодействуя между собой, образуют в совокупности целостную систему.
Приведем описание структурных компонентов, составляющих профессиональное мировоззрение будущего офицера, которые выступают как качественные условия психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения:
Познавательный - предполагает знание законов общественного развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с использованием боевых средств в военном деле, а также умелое применение современной методики расчетов. Офицер должен уметь распределять задачи для каждого исполнителя, обеспечивать контроль за выполнением приказов, обучать подчиненных, формировать их морально-боевые качества.
Ценностно-нормативный - имеет сложную структуру и включает в себя социальные ценности (они придают личности курсанта необходимую целенаправленность, творчество, адекватную самооценку и ответственность за принятые решения и действия), личностные ценности (способность выбирать цели и соответствующие действия, ориентируясь на ту роль и жизненную позицию, которую офицеру предстоит усвоить); профессиональные ценности (осознание принадлежности офицера к государству, понимание своей роли, определяющей его (государства) судьбу, внутреннюю и внешнюю стабильность, место, роль и авторитет свой и государства в современном мире) и идеалы, которые направляют будущего офицера в ходе его саморазвития, придают ему целеустремленность и являются стимулом духовного развития.
Эмоционально-волевой - предполагает сформированность эмоционального интеллекта: самосознание (офицеры с высоким эмоциональным самосознанием чутко улавливают главные ценности и способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации), самоконтроль (офицеры, обладающие этим навыком, способны контролировать эмоции и импульсы и использовать их на пользу делу), социальную чуткость (офицерам, обладающим способностью прислушиваться к чужим переживаниям, это качество позволит понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп), управление отношениями (такие офицеры подают подчиненным пример желаемого поведения и способны увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией).
Операциональный - отражает совокупность умений и навыков, основанных на нормах профессиональной деятельности. Данная совокупность предполагает наличие профессиональной установки на восприятие и понимание явлений социальной действительности; уме-
ние применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач.
Оценочно-рефлексивный - предполагает понимание собственной значимости, познание себя и самореализацию. Особое значение приобретают адекватная самооценка наличного состояния сформи-рованности инвариантных компонентов профессионального мировоззрения и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности офицера (непосредственно военной, инженерной и воспитательной).
В процессе профессиональной подготовки на военной кафедре курсант с первых шагов овладевает не только узкопрофессиональными, специфическими только для соответствующей учебной дисциплины практическими умениями и навыками, но и широким спектром общепрофессиональных знаний и умений. Учебная деятельность курсантов на военной кафедре является целенаправленной. В процессе обучения развивается самостоятельность обучения, аналитичность и критичность мышления, систематизируются знания по учебным дисциплинам.
В то же время, считаем необходимым отметить, что объем часов, выделяемых на теоретическое обучение будущих офицеров, недостаточен, чтобы сформировать профессиональное мировоззрение. Отсутствует связь между гражданскими и военными кафедрами, и поэтому возникла необходимость разработки организационнопедагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров, предполагающих: направленность содержания образования на формирование личностных идеалов и профессиональных знаний с учетом принципов, регламентирующих это содержание; создание ценностно-развивающей среды, задающей потенциальные возможности для формирования и развития профессио-
нального мировоззрения; выбор образовательных технологий, обеспечивающих включение в образовательный процесс методов и форм, учитывающих специфику субъектов и адекватное включение этих субъектов в процесс деятельности по формированию и развитию профессионального мировоззрения.
Такие условия должны определятся объективными (сфера деятельности офицера; концепция военного образования; квалификационные требования к выпускнику военных специальностей; социальный статус офицера; система обучения и воспитания будущих офицеров) и субъективными факторами (духовный мир личности офицера, текущее состояние профессионального мировоззрения), взаимосвязанными между собой и детерминирующими как процесс профессиональной подготовки офицеров, так и формирование их профессионального мировоззрения.
При разработке организационно-педагогических условий формирования профессионального мировоззрения у будущих офицеров необходимо принимать во внимание особенности их профессиональной деятельности. Феномен воинского труда отличается его ярко выраженной военно-профессиональной направленностью. В военной педагогике под профессионализмом понимается «...степень овладения военнослужащим профессиональными навыками, а профессионалом называют военнослужащего, основным занятием которого является его профессия, .специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию» [1, с. 316].
Анализ содержания педагогических условий позволяет выделить его функции:
- онтологическую, охватывающую процесс теоретического познания профессиональной деятельности офицера, усвоения важней-
ших методологических принципов, а также понимания структуры и места мировоззрения в профессиональном становлении личности;
- аксиологическую, проявляющуюся в общей заинтересованности и взаимодействии общества, государства, вооруженных сил в закладывании системы подлинных и личностно значимых ценностей в мировоззрении будущих офицеров;
- организационную, проявляющуюся во взаимодействии и преобразовании реальности в соответствии с собственным профессиональным мировоззрением;
- рефлексивную, раскрывающую субъектные свойства будущего офицера в практических ситуациях, требующих профессиональных знаний, критического самооценивания, самокоррекции.
Каждая из указанных функций может доминировать в том или ином случае, или они могут сочетаться, но взятые вместе они отражают функциональную структуру мировоззрения современного офицера. Сформулированные критерии представляют собой некий эталон, показатель, по которому мы можем судить о степени становления профессионального мировоззрения будущего офицера, о его готовности к выполнению им профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Военная психология и педагогика: учеб. пособие, М-во обороны РФ / под общ. ред. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. - 376 с.
2. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: МГУ, 1994. - 144 с.
3. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7-10 кл.- М., 1973. - С. 5-10.
4. Маричев И.В. Морская академия в образовательном пространстве. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006.- 144 с.
5. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М., 1981.- С. 306 - 319.
6. Моносзон, Э.И., Правдик Р., Рогова P.M. Формирование научного мировоззрения учащихся. - М.: Педагогика, 1985. - 231 с.
7. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования.- Киев: Наукова думка, 1989. - 116 с.
8. Реутова Л.П. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогического мировоззрения учителей начальных классов: моногр.- Ставрополь: Базис, 2004. - 176 с.
9. Рогова Р. М. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности // Сов. педагогика. - 1976. - № 4. - С. 35-41.
10. Соловьев Вл. М1ръ / Энциклопедический словарь - СПб.: изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1896; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). Репринтное воспроизведение издания 1900 г. - М.: Отчий Дом, 2000. - 1120 с.
11. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. - Воронеж: изд-во ВГУ. 1980. - 147 с.
12. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Краснодар, 1999. - 50 с.