Психолого-педагогические науки
• ••
107
УДК 377.032
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
©2007 уЛубекова Н.Ш., Мирзоев Ш.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье дано теоретическое и методологическое обоснование процесса формирования научного мировоззрения учащихся колледжа в ходе изучения обществознания, выявлены педагогические условия эффективного формирования научной мировоззренческой культуры будущих специалистов. Раскрыты потенциальные возможности общественных дисциплин для формирования морально-этического облика учащихся, имеющие неоценимые перспективы для обновляющегося российского общества. Представлены результаты исследования проблемы сформированности мировоззренческой культуры у учащихся колледжей г.Махачкалы в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Theoretical and methodological grounds of upbringing of college students’ scientific world outlook in the process of studying social science is given in the article; pedagogical conditions of effective upbringing of future specialists’ scientific world outlook culture are brought to light. Potential opportunities of the social disciplines for the formation of moral-ethical character of students, having invaluable perspectives for renewing of Russian society are revealed. The results of the research of the problem of upbringing of college students’ world outlook culture in Makhachkala in comparative and correlating aspects are given in this article.
Ключевые слова: научное мировоззрение учащихся, мировоззренческая культура, мировоззрение и образование, ценностные ориентации, обществоведческие знания, убеждения.
Keywords: students’ scientific world outlook, culture of the world outlook, world outlook and education, orientations for values, knowledge of social science, beliefs.
В условиях динамично развивающегося общества, когда складываются новые социально-экономические условия производства, формируется глобальное информационное общество, образование от репродуктивных форм должно перейти к непрерывно развивающимся формам и методам обучения и воспитания. Новая парадигма открытого и непрерывного образования «школа-колледж-вуз» призвана обеспечить системную подготовку кадров с высоким профессиональным и мировоззренческим потенциалом.
Безусловным требованием,
предъявляемым сегодня каждому
специалисту, являются широта кругозора, понимание необходимости развития современной цивилизации как гуманистической и глубоко нравственной, усвоение общих научнотехнических и социальнополитических тенденций развития общества, определение своего собственного места в жизни.
Современное российское общество остро ощущает потребность в социально-активной личности, ответственной, всесторонне развитой. Науч-но-техни-ческая революция (НТР), рост информированности всех слоев населения, особенно молодежи, усиливают влияние рациональных эле-
108
Известия ДГПУ, №1, 2007
ментов сознания на поведение человека, формирование его жизненной позиции. Исходя из потребностей развивающегося общества, важным элементом современной образовательной политики должно стать формирование мировоззренческой культуры, основанной на объективных данных современной науки, использующей научный метод познания, руководствующейся системно-информа-ционным подходом к анализу окружающего мира.
В настоящее время, в период модернизации среднего профессионального образования, когда происходит переход от традиционной «знаниевой» парадигмы к личностно ориентированному обучению, определены новые социальные требования к системе российского образования. В этой связи осуществляется пересмотр основных педагогических установок, в том числе и по формированию научного мировоззрения учащихся колледжа.
Выпускник современного колледжа - личность, готовая к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, реализации своего творческого потенциала в жизни. Ему необходимо уметь адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, быть подготовленным к самостоятельному восприятию новой информации и овладению современными технологиями как на производстве, так и в системе образования. В этой связи актуализируется проблема формирования ценностно-
смысловых аспектов будущей профессиональной деятельности, мировоззренческих установок.
Для исследования заявленной проблемы значительный интерес представляют идеи и концепции отечественных философов, педагогов и психологов, рассматривающих проблемы формирования научного мировоззрения в различных направлениях.
Философские аспекты процесса формирования научного мировоз-
зрения разрабатывались М.Н. Алексеевым, В.С. Овчинниковым, А.А. Радугиным, А.Г. Спиркиным, П.Н. Федосеевым, В.Ф. Черноваленко и другими. Ими раскрыты историкофилософские предпосылки возникновения, становления и развития данного понятия на различных исторических этапах; определены представления о мировоззрении, его структуре и основных компонентах.
Пути, средства и условия формирования мировоззрения, различные типологии и классификации мировоззрения представлены в работах уче-ных-педагогов Е.В. Бондаревской, К.П. Депенчука, А.Я. Ермолова, Л.Ф. Кухтиной, Э.С. Серебряковой, В.И. Шинкарук, Г.Ш. Щукиной и других.
Проблема определения основных компонентов в структуре научного мировоззрения получила определенное освещение в работах З.Г. Воинковой, Г.Е. Залесского, Б.Т. Лихачева, Э.И. Моносзона, Н.Г. Огурцова, К.К. Платонова, Р.М. Роговой, В.А. Сластенина, А.Х. Спиркина, И.Ф. Харламова.
Проблема формирования научного мировоззрения средствами обществоведения и истории в определенной степени раскрыта исследователями Ю.К. Бабанским, Л.Н. Боголюбовым, Г.Е. Залесским, Е.В. Квятов-ским, Г.В. Клюковым, И.Я. Лернером, Б.Т. Лихачевым, Э.И. Моносзоном, В.М. Медведевым, В.И. Мощанским, Р.М. Роговой, В.И. Селивановым, В.А. Сластениным, И.В. Сысоенко и другими.
Т.В. Фролова, опираясь на психолого-педагогические исследования Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, раскрыла основные ценности, которые составляют основу мировоззрения и направленность жизненных позиций личности. Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся гуманитарного цикла раскрыта Р.М. Булатовым, Л.А. Воловичем, Ю.А. Карагоэ, В.А.Мосоловым, Н.А. Филатовой.
Психолого-педагогические науки •••
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что исследований, связанных с формированием научного мировоззрения в условиях личностнодеятельно образовательного процесса, практически нет. Отсутствует и программа формирования научного мировоззрения учащихся средних профессиональных учебных заведений, учитывающих их специфику.
Более того, при всей актуальности и общественной значимости проблемы потенциальные возможности предметов общественного цикла в формировании мировоззренческой культуры учащихся средних специальных учебных заведений реализуются недостаточно. В современной педагогической практике использование мировоззренческого потенциала общественных предметов осуществляется спонтанно, что негативно отражается на уровне сфор-мированности у учащихся исследуемого качества.
Как следствие многолетних упущений в системном формировании мировоззренческой культуры учащихся к настоящему времени появились и накопились противоречия:
- между сложившейся практикой формирования созерцательного мировоззрения и необходимостью формирования мировоззрения, побуждающего людей к активной, преобразующей деятельности на благо всего общества;
- между потребностью учащихся соотнести свои жизненные представления с новыми мировоззренческими идеями и неумением преподавателей успешно использовать их жизненный опыт для усвоения научных знаний;
- между необходимостью систем-
ного и последовательного формирования диалектико-
материалистического мышления учащихся, являющегося одним из главных признаков научного мировоззрения, и сложившейся практикой
109
схоластического теоретизированного обучения;
- между необходимостью формирования у учащихся целостной системы научных знаний и дискретностью преподавания этой системы наук.
Эти и другие противоречия, встречающиеся в педагогической теории и практике, актуализируют проблему формирования мировоззренческой культуры учащихся, ставят перед необходимостью поиска, систематизации и внедрения в учебно-
воспитательный процесс колледжей оптимальной, соответствующей современным реалиям российского среднего специального образования системы формирования мировоззрения учащейся молодежи.
«Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» [4. С.575]. Данное определение выделяет в мировоззрении, помимо информационной, еще и функцию аксиологическую.
Мировоззрение - это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Сущность мировоззрения состоит в том, что оно выражает деятельнопрактическое отношение человека к действительности и представляет собой идеальную побудительную силу активной человеческой деятельности.
В зависимости от конкретноисторического содержания различаются типы мировоззрения:
- по отношению к науке - два основных: научное и антинаучное.
- по принципу прогрессивности: прогрессивное, консервативное и реакционное.
Мировоззренческие нормы, правила и регулятивы поведения опре-
110
Известия ДГПУ, №1, 2007
деляют ценностные ориентации человека в мире. Исследование вопросов становления и развития ценностных ориентаций учащихся является одной из насущных задач формирования мировоззренческой культуры личности. От того, какие мировоззренческие ценности будут приоритетными в процессе развития личности, зависит ее позиция в обществе, коллективе, семье. В этой связи интерес представляют результаты опытно-экспериментальной работы И.В. Огарковой, проведенной в целях исследования и решения проблемы сформированности гуманистических мировоззренческих ценностей (на примере гуманизма, патриотизма, толерантности) у старшеклассников в школе многонационального региона. Особое внимание она уделяла выявлению взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей. Практическая значимость исследования И.В. Огарковой заключалась в конструировании педагогического
Изменения в уровнях сформиров
• • •
процесса, направленного на усиление воспитания у учащихся таких слабо сформированных ценностей, как гуманизм, патриотизм, интернационализм и толерантность. В своем исследовании мы склонны придерживаться гуманистических мировоззренческих ценностей, выделенных в исследовании И.В. Огарковой (табл. 1) [3. С.18].
Наиболее интенсивно процесс становления научного мировоззрения протекает в старшем подростковом возрасте. Как отмечают ученые-исследователи Л.И. Божович, Г.Е. Залесский, И.С. Кон, Л.Д. Костенко, В.А. Крутецкий, И.В. Сысоенко, Г.Н. Филонов и другие, психологические возможности (качественно новый уровень развития теоретического мышления, становления самосознания) позволяют учащимся данного возраста сделать осознанный выбор относительно своего будущего.
Таблица 1
гуманизма у старшеклассников
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ уровни До эксперимента 2005-2006 уч.г. После эксперимента 2006-2007 уч.г. До эксперимента 2005-2006 уч.г. После эксперимента 2006-2007 уч.г.
Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
1 Высокий 48 32 57 35 10 36 14 50
2 Средний 71 46 80 50 12 43 11 39
3 Низкий 34 22 25 15 6 21 3 11
Итого 153 100 162 100 28 100 28 100
Большое значение для формирования мировоззренческой культуры учащихся старшего подросткового возраста приобретают общественные дисциплины, в частности «Обществознание». Потенциальные
возможности данной дисциплины для формирования морально-этического облика еще не раскрыты и имеют неоценимые перспективы для государства и обновляющегося российского общества.
Следует отметить, что на усвоение содержания данной дисциплины
в колледже (в данном случае - в промышленно-экономическом колледже г. Махачкалы) отводится 115 часов. Программное содержание дисциплины «Обществознание» предусматривает изучение и усвоение учащимися колледжа таких содержательно насыщенных тем, как «Общество как система», «Познавательная деятельность», «Духовная жизнь
общества», «Религия как феномен культуры», «Социальные феномены жизни человека», «Личность как
субъект общественной жизни», «Со-
Психолого-педагогические науки
111
• ••
циальные нормы и девиантное поведение» и другие.
В процессе изучения общественных дисциплин учащиеся колледжа не только усваивают содержание учебного материала, но и вырабатывают собственные убеждения, взгляды и идеалы, которые стремятся реализовать в практических делах и поступках. Содержание общественных дисциплин заключает в себе огромный потенциал для формирования мировоззренческой культуры учащихся (взглядов, убеждений, психологических установок, идеалов).
Однако современная система профессионального образования в колледже не обеспечивает организации полноценной познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежали бы принципы научности, системности, последовательности,
способствующие формированию мировоззренческой культуры, основанной на системности и интеграции научных знаний.
Понимание важности и своевременности проблемы исследования потребовало углубленного понимания основ учения о мировоззрении: его сущности, структуры, основных компонентов, а также установления методов, форм и путей формирования научного мировоззрения в процессе обучения.
Решение рассмотренной проблемы и составило цели нашего исследования: теоретическое и методологическое обоснование процесса формирования научного мировоззрения учащихся колледжа в ходе изучения обществознания; выявление педагогических условий эффективного формирования научной мировоззренческой культуры будущих специалистов.
Объект исследования - учебновоспитательный процесс в колледже.
Предмет исследования - пути и средства формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения обществознания.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность формирования научного мировоззрения учащихся в процессе изучения обществознания значительно повысится, если создать следующие условия: обучать учащихся определенным рациональным приемам анализа и синтеза общественных явлений; создать базу основополагающих научных категорий, составляющих сущность мировоззренческой культуры учащихся; формировать мотивации и умения учащихся использовать приемы умственной деятельности на практике; формировать готовность использовать полученные знания в последующей познавательной и преобразующей деятельности; организовать самостоятельную работу учащихся, способствующую обеспечению целостности и системности формирования мировоззренческой культуры учащихся колледжа.
В настоящее время, когда осуществляется переход к непрерывному, открытому образованию, создаются новые программы развития средних профессиональных учебных заведений, совершенствуются методы, способы и приемы построения обучения, рассчитанные на развитие мышления, творческих способностей, активности и самостоятельности студентов, необходимо создавать благоприятные педагогические условия для формирования нового научного мировоззрения.
Особое значение приобретают в этой связи психолого-педагогические исследования проблем развивающего обучения, раскрывающие оптимальные пути формирования научного мировоззрения учащихся колледжа в процессе изучения обществознания. Возникает необходимость выявления реальных условий эффективного формирования мировоз-
зренческой культуры обучающихся, создания новой модели обучения, направленной на подготовку соци-
112
Известия ДГПУ, №1, 2007
• • •
ально и профессионально компетентной личности.
Как показал анализ деятельности преподавателей обществознания в колледжах г. Махачкалы (3 колледжа, 6 преподавателей и 224 учащихся), значительная их часть не применяет на уроках рациональные приемы и методы познания, направленные на формирование у студентов культуры мыслительной деятельности с учетом мировоззренческих ценностей, историко-культурного наследия многонационального российского общества и государства.
Для восполнения пробела учебнометодической деятельности преподавания и оптимизации формирования мировоззренческой культуры учащихся колледжа нами был сконструирован и использован в работе целый ряд активных форм и методов учебной деятельности: эвристиче-
ская беседа, учебная дискуссия, проблемная ситуация, практическая конференция, ролевая игра, само-
анализ, самооценка, убеждение. В ходе исследования мы охватили темы, которые, на наш взгляд, располагают высоким потенциалом мировоззренческих ценностей и определяют направленность жизненных позиций, ориентаций личности: 1) отношение человека к природе; 2) взаимосвязь человек - общество; 3) отношение человек - человек (смысл жизни человека): человек как высшая ценность, место человека в мире, в обществе, труд как ценность и др. Для этого нами были разработаны критерии и определены три уровня сформированности этих мировоззренческих ценностей: высокий,
средний, низкий.
Состояние сформированности у учащихся мировоззренческой культуры в сравнительно-
сопоставительном аспекте до и после применения активных форм и методов ее формирования выглядит так (табл. 2):
Таблица 2
Изменения в уровнях сформированности мировоззренческой культуры у учащихся
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ уровни До эксперимента 2005-2006 уч.г. После эксперимента 2006-2007 уч.г. До эксперимента 2005-2006 уч.г. После эксперимента 2006-2007 уч.г.
Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
1 Высокий 58 32 62 34 15 36 23 55
2 Средний 80 44 84 46 19 45 16 38
3 Низкий 44 24 38 20 8 19 3 7
Итого 182 100 184 100 42 100 42 100
Как показывают результаты нашего исследования, в результате господства методики механического заучивания происходит отрыв обучения от реальной действительности, у учащихся не вырабатываются специальные умения и навыки, необходимые для формирования научного мировоззрения.
Ситуация затрудняется еще тем, что в учебном процессе главный акцент преподаватель делает на изучении конкретного предмета и слабо
реализует межпредметные и внутрипредметные связи.
Формирование научного мировоззрения на уроках общественных дисциплин имеет свои особенности, а именно создается не только научная картина мира и обновляется стиль научного мышления, но и «задаются ориентиры ментальности, или миропонимания, основанного на Разуме. Разум усваивает современный тип научной рациональности и синтезирует миропонимание в его целостно-
Психолого-педагогические науки •••
сти с мироощущением, мироотноше-нием и миросозиданием человека» [1. С. 34].
Для превращения обществоведческих знаний в убеждения необходимо выполнение ряда требований, выдвинутых дидактикой: научная доказательность и логическая непротиворечивость всех изучаемых положений, пробуждение положительного эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; самостоятельная деятельность учащихся [5. С.27].
Обществоведческие знания могут способствовать развитию научнопрогрессивного мировоззрения, если они характеризуются своей общественной актуальностью. Мировоззренческие взгляды и убеждения становятся неэффективными, а в системе мировоззренческой подготовки появляется пробел, если какие-то потребности общественного развития сковываются или охватываются устаревшей мировоззренческой формой. Конкретно это требование выдвигает перед учителями задачу выработки мировоззренческих взглядов по наиболее важным, ключевым для нашей эпохи вопросам - предотвращение войны, экологические проблемы, терроризм и т.д.
Как показывают многочисленные исследования, на становление научного мировоззрения оказывает влияние личностный жизненный опыт учащихся. Возникает противоречие между житейскими представлениями и новыми мировоззренческими идеями, представленными в обществознании, которые не всегда воспринимаются учащимися, так как первые имеют для них ценностное значение. Результатом этого является возникновение вопроса о соотношении обыденного и научного воззрения на мир.
В педагогической науке существуют различные взгляды на роль опыта детей в учебном процессе, начиная со схоластического обучения, отрицающего личную мысль, собственный опыт ребенка, и кончая признанием
113
индивидуального опыта в качестве основы обучения (теории индивидуалистической педагогики, свободного воспитания, прагматизма). По мнению И.Д. Лушникова, основой обучения служит система знаний, а не ограниченный опыт детей, однако опыт детей может служить опорой целенаправленного формирования научного мировоззрения [2. С.40].
Формирование мировоззрения человека является фактором не только гносеологическим, но и психологическим, поскольку человек воспринимает окружающую его действительность как целостная личность.
Наряду с рациональной наибольшее влияние на протекание, характер и конечный результат формирования научного мировоззрения оказывают деятельностно-волевая и эмоциональная стороны. Мировоззрение тесно связано и с чувствами - эстетическими и интеллектуальными. Это объясняется тем, что человек в процессе познания не просто усваивает знания, взгляды, мысли, а подвергает их сложной переработке. Они становятся составной частью убеждений человека и руководством в поведении лишь в том случае, если внутренне приняты им и у него появилось к ним оценочное отношение.
Цель непрерывного образования школа-колледж состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной обществоведческой науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информаци-онным подходом к анализу окружающего мира.
Мерилом мировоззрения являются дела и поступки людей. Ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения - взгляды, психологические установки. Таким образом, мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, т.е. синтез разнообразных качеств человека и опыта познавательной деятельности. Формирование научно-
114
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2007
го мировоззрения учащихся и их мировоззренческой культуры в целом является непременным условием оптимизации процесса профессионального и личностного становления каждого гражданина.
Исследование рассматриваемой проблемы позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Непременным условием повышения эффективности формирования мировоззренческой культуры учащихся является развитие у них способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в их умелом владении рациональными приемами и методами анализа и оценки общественных явлений.
2. Целостность и системность формирования мировоззренческой культуры учащихся могут быть обеспечены только при систематическом и последовательном усвоении научных знаний и осмыслении базовых мировоззренческих проблем, касающихся происхождения жизни и человека,
смысла жизни человека и смысла истории, назначения человека в обществе, гражданственности, духовного и нравственного развития личности.
3. Для успешного формирования мировоззренческой культуры учащихся необходимо развивать потребно-стно-мотивационную сферу личности, при этом учитывая возрастные особенности ее развития и личностный опыт. Как показывает исследование, решению данной педагогической проблемы способствует умелое применение преподавателями на уроках активных форм и методов учебной деятельности.
4. Выдвинутая в Законе РФ «Об образовании» задача формирования у учащихся мировоззренческой культуры, адекватной современному уровню знаний, не может быть решена без комплекса знаний о природе, обществе и человеке, целостность которого обеспечивается реализацией в учебном процессе внутрипредметных и межпредметных связей.
Примечания
1. Арутюнян М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование. №12. 2004. - С. 34. 2. Душников И.Д. Формирование научных понятий у школьников с учетом их жизненного познавательного опыта. - Свердловск, 1976. - С. 40. 3. Огаркова И.В. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2000. - С.18. 4. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. - М., 1993. -С. 575. 5. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и общест-
воведения / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 1985. - С. 27