А. В. Худяков
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В 60-70-е ГОДЫ XX ВЕКА
Работа представлена кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. Э. Черник
В статье раскрываются основные подходы к понятию мировоззрения, рассматривается его эволюция в 60-70-е годы XX века. Анализируются его структурные элементы, характеризуются взаимосвязи между морально-нравственными компонентами воспитательного процесса, содержанием мировоззрения и процессом его формирования. Показана гуманистическая направленность этой работы.
In this article we reveal the main approaches in understanding the concept «world-outlook», we regard its development in 60-70s of XX century. We analysis structural elements of this concept and characterize connections between moral components of the process of bringing-up, of the contents of «world-outlook» and of the process of its formation.
В 1960-е гг. заметно активизировались исследования, связанные с теорией и практикой формирования мировоззрения. Они стали тесно увязываться с различными аспектами нравственного воспитания. Содержание последнего, в свою очередь, также пересматривалось. «Теперь, - говорил тогдашний президент АПН РСФСР И. А. Ка-иров, - многие старые понятия морали приобретают новое содержание. В содержание морали включаются такие понятия, как гуманизм, долг, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество»1 . Эти понятия являлись изначально значимыми не только для личности, но и для ее ближайшего окружения, общества и государства. При этом все они рассматривались и толковались весьма политизировано. Идеологический монополизм повлиял на подходы к вопросам формирования мировоззрения. Исследователи (Э. И. Монос-зон, Т. А. Ильина, Р. М. Рогова, Л. Н. Коган, М. Я. Ковальзон и др.) исходили из того, что марксизм-ленинизм - единственное научное мировоззрение.
Важно вместе с тем признать, что педагоги продуктивно исследовали сущность и механизмы формирования мировоззрения. В частности, Э. И. Моносзо-ном было сформулировано понятие мировоззрения, свойственное этому периоду. Он представлял мировоззрение как целостную систему взглядов и убеждений, в которой человек осознает себя, свое место в мире и выражает свое отношение к окружающей его действительности -природной и социальной среде. Являясь высшим синтезом опыта, знания и эмоциональных оценок, в которых обобщенно отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторически конкретной системе общественных отношений, мировоззрение человека определяет идейную направленность всей жизни и деятельности2.
Выделяя в качестве ядра мировоззренческой системы взгляды и убеждения, Т. А. Ильина считала, что эти компоненты тесно связаны с определенными эмоциями, которые условно можно назвать мировоззренческими чувствами, - это чувство
патриотизма, интернационализма, общественного долга, коллективизма3.
А. Г. Спиркин заострял свое внимание на гностической парадигме формирования мировоззрения, полагая, что знания являются одним из важнейших элементов мировоззрения. Вместе с тем, знания превращаются в мировоззрение лишь тогда, когда они формируют социально-политическую, нравственную и эстетическую позиции человека, когда они приобретают характер убеждения, становятся основой всего образа его жизни, его заветной и решающей жизненной целью4.
Мировоззрение рассматривалось не только в аспекте научных представлений о мире, но и в духовно-нравственном. Впоследствии при разработке взглядов на сущность и структуру мировоззрения это ста -ло одним из главнейших образований, лежащих в основе мировоззрения как такового.
Новые подходы к рассмотрению проблем мировоззрения обнаруживаются в отечественной педагогике после сформулированного на XXIV съезде КПСС положения, что сердцевиной всей идейно-воспитательной работы правящей и единственной в то время партии является формирование у населения страны коммунистического мировоззрения, воспитания масс на идеях марксизма-ленинизма5. Это положение было своеобразным социальным заказом и почти прямым указанием для объединения усилий ученых различных отраслей научного знания в разработке рекомендаций школе по дальнейшему повышению эффективности воспитания подрастающего поколения.
При Президиуме Академии педагогических наук СССР был образован Научный совет по проблемам формирования мировоззрения учащихся. К работе в нем были привлечены ведущие специалисты научноисследовательских институтов академии, НИИ школ (педагогики) всех республик, входивших в Советский Союз, преподаватели педагогических вузов. Руководителем
совета назначили академика Э. И. Монос-зона.
Были выделены проблемы, требующие скорейшей разработки. Среди них, например: что такое мировоззрение и какое мировоззрение является научным; какова роль мировоззрения в развитии индивида и общества; соотношение мировоззрения и идеологии, мировоззрения и конкретных естественнонаучных знаний; связь мировоззрения с практической общественно-политической деятельностью; структура мировоззрения, соотношение взглядов и убеждений. Особо были выделены проблемы методики формирования мировоззрения подрастающего поколения. Требовали опытно-экспериментальной проверки пути и методы формирования мировоззрения учащихся; изучение роли различных предметов, учебных и внеклассных занятий в процессе формирования мировоззрения, уровней и критериев эффективности формирования мировоззрения и др.
Особый вклад в изучение упомянутых проблем внесли представители ленинградской научной школы. В частности, исследования 3. И. Васильевой, изучавшей нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности, показали, что эффективность педагогического взаимодействия в формировании личности находится в зависимости от учета и разрешения возникающих противоречий одновременно как по линии обучения, так и по линии воспитания. Учитывая характер противоречий и движущих сил целостного развития личности, ее исследования подтвердили единство обучения и воспитания, в котором обучение служит своеобразным носителем воспитания, его средой и источником и в то же время само претерпевает изменения под влиянием воспитания. В формировании мировоззрения, однонаправленных познавательных и нравственных потребностей, моральных устоев, нравственных знаний и поведения, по мнению 3. И. Васильевой, и состоит решающая возможность «слияния обучения и воспитания в единый поток»6.
В качестве одной из основополагающих характеристик сформированности мировоззренческой позиции 3. И. Васильева предложила рассматривать воспитание общественной, нравственной направленности личности школьника. При этом она исходила из того, что в подростковом воз -расте идет интенсивное становление моти-вационной сферы, накапливается опыт общественного поведения, складывается система нравственных представлений, понятий, оценок.
Подчеркивая роль социальной активности школьников в формировании мировоззрения, Т. Н. Мальковская указывала на то, что функция воспитания в процессе ее формирования заключается, во-первых, в развитии и формировании социальных потребностей личности, ее интересов, способностей к творческой деятельности; во-вторых, - в овладении социальными и культурными ценностями общества; в-третьих, - в освоении нравственных норм и принципов, в выработке убеждений7.
В рамках составляющих интегральное формирование мировоззрения рассматривались гражданское и эстетическое воспи-тание. В частности, Т. К. Ахаян отмечала, что идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности неразрывно связаны с интеллектуальным развитием учащихся, их патриотическим,
интернациональным воспитанием и участием в общественной деятельности. Гражданское воспитание по сути своей есть синтез множества взаимосвязанных компонентов, которые образуют один из важных структурных компонентов личности, реализуемых посредством ее активности. Оно оказывает влияние на весь духовный облик школьника8.
В целом, анализ показывает, что в 6070-е гг. минувшего века в отечественной на -уке исследовались психологические и социально-педагогические основы формирования мировоззрения. Получили развитие проблемы формирования мировоззрения в процессе трудовой и общественно полезной деятельности. В этот период стали рассматриваться проблемы интегративного характера, отражающие роль гражданского, эстетического и нравственного воспитания в деле формирования гуманистически ориентированного мировоззрения. В исследованиях этих лет прослеживается, что ценностный подход к действительности является характерной чертой мировоззрения. Также следует отметить, что гуманистический характер коммунистического мировоззрения, воплощенный и закрепленный в моральном кодексе строителя коммунизма в начале 1960-х гг., выдвигал требования к строительству взаимоотношений между людьми и народами на гуманном и взаимном уважении.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Каиров И. А. Новая программа КПСС и задачи педагогической науки. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1963. С. 57.
2 Моносзон Э. И. Роль школьного образования в формировании мировоззрения учащихся // Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы в процессе обучения и труда / Под ред. Э. И. Моносзон. М.: Просвещение. 1966. С. 6.
3 Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение. 1969. С. 173.
4 Спиркин А. Г. Философия. М.: Просвещение. 1965. С. 153.
5 Материалы XXIV съезда КПСС.
6 Васильева 3. И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5-8 кл.). Л., 1973. С. 29-30.
7 Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. С. 5.
8 Ахаян Т. К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков. Л., ЛГПИ. 1982. С. 111.