Научная статья на тему 'Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общении (на примере студентов удмуртской национальности)'

Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общении (на примере студентов удмуртской национальности) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
888
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра Светлана Александровна

Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общении (на примере студентов удмуртской национальности)»

приятия является потребность в общении с искусством, которая пробуждается вследствие переживания чувства радости, наслаждения от соприкосновения с прекрасным и усиливается в процессе сотворчества. Глубина сотворчества в свою очередь определяется уровнем художественной компетентности личности. Представление позволяет выделить принцип активного и осознанного взаимодействия с произведением искусства как основополагающее условие его глубинного, смыслового восприятия.

Примечания

1. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе [Текст] / Б. В. Асафьев // Вопросы музыки в школе. Л., 1926.

2. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. Л., 1973.

3. Каракозов, Р. Р. Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы [Текст] / Р. Р. Каракозов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

4. Кабалевский, Д. Б. Про трех китов и про многое другое [Текст] / Д. Б. Кабалевский. М., 1976.

5. Леонтьев, Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия [Текст] / Д. А. Леонтьев // Художественное творчество и психология. М., 1991.

6. Кабалевский, Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе [Текст] / Д. Б. Кабалевский // Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973а.

7. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание [Текст] / Д. Б. Кабалевский. М., 1973б.

8. Неменский, Б. М. Распахни окно: мысли художника об эстетическом воспитании [Текст] / Б. М. Не-менский. М., 1974.

9. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1986.

10. Тарасов, Г. С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников [Текст] / Г. С. Тарасов // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., 1978.

С. А. Васюра

ИДЕНТИФИКАЦИЯ-ОБОСОБЛЕНИЕ КАК ДВУЕДИНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБЩЕНИИ

(на примере студентов удмуртской национальности)

Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.

ВАСЮРА Светлана Александровна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре общей психологии УдГУ © Васюра С. А., 2005

В современной психологии большое внимание уделяется психологическим механизмам восприятия и понимания в общении (А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Б. Д. Парыгин, Е. А. Хороши-лова, И. М. Юсупов и др.). К ним относятся идентификация, эмпатия и рефлексия. В психологической науке под термином «механизм» понимается система различных психических факторов, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, разные психические изменения и пр. Изучение психологических механизмов ведется с позиций принципов структурности, системности, диалектико-матери-алистической детерминации. Использование этих принципов исследования позволяет раскрыть всеобщие связи психологических механизмов с другими психическими и психофизиологическими явлениями. «Психологический механизм является отражением в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей взаимодействия человека с окружающим его миром. Отражение не закодированное, а открытое, содержательное, способное воплощаться в программу побуждения той или иной деятельности и поведения» [4, с. 9].

Реализуясь в межличностном общении, механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии способствуют установлению совместимости и самовыражению субъектов общения. Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление ему, умение «встать на точку зрения» партнера по общению. Человек отождествляет себя с людьми, нравящимися ему, или с обладателями тех качеств, которые он хотел бы иметь. Эмпа-тия - эмоциональное познание другого человека посредством вчувствования, включения в данное состояние и обстоятельства другой личности. Осознание человекам того, как он воспринимается партнером по общению, - рефлексия.

Общение - это не только способ жизнедеятельности людей, но и предпосылка развития свойств личности, становления индивидуальности (А. А. Бодалев, С. А. Васюра, Т. В. Волошина, Т. В. Драгунова, В. И. Кабрин, М. И. Лисина, А. В. Мудрик и др.). Важную роль в этом играет механизм идентификации. Без него «был бы невозможен ни процесс сколько-нибудь полного восприятия партнера по общению, ни установления контакта и взаимопонимания между взаимодействующими индивидами, ни передачи психического состояния или способа коммуникативного поведения от одного индивида к другому» [6, с. 186]. В. С. Мухина вводит в психологическую науку понятие диады идентификация-обособление. Это двуединый механизм развития личности, благодаря которому, с одной стороны, человек уподобляется другим людям, с другой стороны, формирует и сохраняет свою индивидуальность,

С. А. Васюра. Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм.

чувство собственного достоинства [5]. Идентификацию можно рассматривать как переживание человеком своей тождественности с другими людьми, а обособление - как стремление к уникальности, неповторимости, защите «Я» от уравнивающих внешних влияний. В. С. Мухина отмечает, что частным случаем обособления является отчуждение, т. е. эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.

Отношения близости, доверия, принятия активно формируются в юношеском возрасте в студенческой среде. В студенческие годы расширяется диапазон общения, оно становится более целенаправленным, развиваются идентификация, эмпа-тия, рефлексия, способность понимать себя и окружающих. Юноши и девушки, как показывают литературные данные, сталкиваются с рядом объективных и субъективных трудностей в общении, снижающих коммуникативную активность. Показательно в этом плане экспериментальное исследование Т. В. Волошиной. Оно направлено на разработку системы психологических механизмов, средств и методов повышения уровня активности общения личности. Т. В. Волошиной показано, что действие механизма идентификации распространяется на такие показатели активности общения студентов, как экспрессивность, эмпатийность, импульсивность, сотрудничество и результативность [2]. Экспрессивность общения рассматривалась Т. В. Волошиной как передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. Она оценивалась по выразительности мимики, пантомимики, вербальным проявлениям субъекта в общении, по высоте и тембру голоса человека. Эмпатийность в общении - это сопереживание, принятие субъектом тех чувств, которые испытывает партнер. Эмпатия способствует сбалансированию межличностных отношений. Импульсивность коммуникативного поведения студентов выражалась в склонности строить общение ситуативно с учетом меняющейся обстановки, полагаясь на импровизацию. Сотрудничество в общении определялось как ориентация на равноправие отношений, совместное обсуждение ситуации коммуникативной деятельности. Наконец, реальные достижения, полученные человеком в ходе межличностных отношений, свидетельствовали о результативности общения.

Т. В. Волошиной применялись игровые методы социально-психологического обучения студентов, в которых были задействованы разные психологические механизмы повышения уровня активности общения. Например, использование ролевой игры создает условия для того, чтобы испытуемые могли уяснить нормы активного поведения в общении, а также собственные социальные установки, чувства, мысли, связанные с их выполнением. Развивается умение входить в положение других людей,

лучше понимать их позиции и чувства, что непосредственно связано с социально-психологическими явлениями идентификации и эмпатии.

Нами было проведено эмпирическое исследование, задачи которого заключались в выявлении групповой чувствительности к определенным сторонам общения, установлении степени сензи-тивности к позитивным и негативным чертам общения в студенческой среде. В исследовании приняли участие студенты III и IV курсов факультета удмуртской филологии Удмуртского госуниверситета (всего 88 человек). Для решения поставленных задач использован опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения», разработанный В. А. Лабунской [3]. Опросник включает 68 пунктов, описывающих различные характеристики общения. Мы оценивали комплексы социально-психологических характеристик общения (экспрессивно-речевой, социально-перцептивный, отношение-обращение, навыки взаимодействия, условия общения) партнеров-сверстников удмуртской национальности, находящихся в ролевой позиции «трудный партнер». Полученный нами психологический «портрет» субъекта затрудненного общения позволяет предположительно судить о тех характеристиках, с которыми идентифицируют себя студенты (качества, которые не затрудняют общение) и по каким параметрам происходит обособление (качества, которые затрудняют общение).

Представим по степени значимости те показатели, которые вызывают наибольшие трудности в общении студентов:

- властное отношение к другим людям - 67% испытуемых;

- высокомерное отношение к другим людям -64,8%;

- желание навязать свою точку зрения -56,8%;

- неумение поставить себя на место другого человека - 54,5%;

- подозрительное отношение к другим людям - 54,5%;

- неприязненное (враждебное) отношение к другим людям - 54,5%;

- стремление занимать в общении ведущую позицию - 53,4%;

- привычка судить о человеке по его внешности - 53,4%.

Можно предположить, что эти характеристики представляют собой определенные критерии, благодаря которым происходит обособление. Эти критерии относятся к отношению-обращению партнеров друг к другу, социально-перцептивным особенностям участников общения, умениям и навыкам организации их взаимодействия. Через отстранение, обособление развивается индивидуальность студента.

Не вызывают затруднений такие характеристики общения сверстника-удмурта, как:

- доверительное отношение к другим людям;

- умение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека;

- умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера;

- почтительное отношение к другим людям;

- соответствие выражения лица партнера его словам.

Таким образом, идентификация может реали-зовываться через воспроизводство указанных эталонов поведения. Как видно, к оптимальным, позитивным характеристикам общения в среде студентов удмуртской национальности относятся отношения-обращения партнеров, социально-перцептивные и экспрессивно-речевые показатели.

Отметим, что за рамки сензитивности студентов-удмуртов вышли такие характеристики, как условия общения - интенсивность контактов, наличие свидетелей, самочувствие (настроение, готовность к общению). Ядром же представлений о партнере по общению у студентов-удмуртов служат отношения-обращения партнеров. В содержательном плане отношения представлены следующими типами:

а) отношениями полюса включенности оси-измерения «дистанция» - доверие;

б) отношениями полюса контроля оси-измерения «позиция» - власть, доминирование;

в) отношениями полюса эмоциональной холодности оси-измерения «валентность» - подозрительность, враждебность.

Таким образом, отношения студентов к другому как субъекту затрудненного общения группируются вокруг полюсов осей-измерений «позиция» и «валентность», а к субъекту незатрудненного общения - вокруг оси-измерения «дистанция».

Полученные нами данные позволяют наметить пути преодоления психологических трудностей общения и повышения взаимопонимания студентов-удмуртов в первую очередь за счет формирования одобряемых, позитивных характеристик общения с помощью социально-психологического тренинга. Развивающим потенциалом обладает курс «Межличностное общение». В ходе лекционных и практических занятий курса «Межличностное общение» у студентов формируется педагогический интерес к вопросам самоанализа, изучения себя как субъекта общения, стремление к совершенствованию путем самовоспитания, благодаря двуединому психологическому механизму идентификации-обособления.

Примечания

1. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. М.; Воронеж, 1996.

2. Волошина, Т. А. Психологические механизмы повышения уровня активности общения [Текст] :

дис. ... канд. психол. наук / Т. А. Волошина. Новосибирск, 1996.

3. Аабунская, В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. А. Лабунская, Ю. А. Мендже-рицкая, Е. Д. Бреус. М., 2001.

4. Аеонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1992.

5. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / В. С. Мухина. М., 1985.

6. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.

Е. В. Ефимова, В. С. Провалов

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматриваются экономические возможности образовательных услуг в связи с интеграцией РФ в мировое экономическое пространство, Болонским процессом, глобализацией высшего образования.

Началом становления международного рынка образовательных услуг, в частности высшей школы, можно считать период образования системы европейских университетов (с эпохи средних веков вплоть до XVIII в.). Именно в этот период наряду с ростом востребованности знаний, заинтересованности студентов и преподавателей в образовании значительно возросла их мобильность, основанная на повсеместном переходе на использование латинского языка в образовательном процессе, а также достаточно свободном доступе во многие университеты того времени [1]. Этот период можно назвать первым этапом интернационализации высшего образования.

С начала XIX в. до конца 40-х гг. XX столетия происходит возрастание так называемого экспорта образовательных услуг из развитых стран в развивающиеся, особенно услуг высшей школы. Это во многом вызвано последствиями длительных войн и необходимостью подъема экономик, разрушенных в их ходе. С конца 1940-х до начала 1990-х гг. наблюдается активизация процессов интернационализации образования, становление мирового рынка образовательных услуг. Значительных успехов на этом поприще достиг-

ЕФИМОВА Елена Васильевна - преподаватель кафедры экономики и управления филиала ВятГГУ в Киро-во-Чепецке, соискатель ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова

ПРОВАЛОВ Владимир Савельевич - кандидат физико-математических наук, доцент по кафедре экономики и управления филиала ВятГГУ в Кирово-Чепецке © Ефимова Е. В., Провалов В. С., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.