Научная статья на тему 'Коммуникативная активность студентов: индивидуальные стили, гендерные особенности и способы формирования'

Коммуникативная активность студентов: индивидуальные стили, гендерные особенности и способы формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
746
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра Светлана Александровна

Исследуются проявления коммуникативной активности в учебной деятельности студентов. Установлены разные индивидуальные стили коммуникативной активности юношей и девушек. Показаны способы формирования коммуникативной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication activity of students during studying process was found

The occurrence of students' communicative activity in educational process is investigated. Different individual styles of communicative activity of boys and girls are developed. The ways of communication activity forming are shown.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная активность студентов: индивидуальные стили, гендерные особенности и способы формирования»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_23_

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2006. № 9

УДК 378.14(045)

С.А. Васюра

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ, ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Исследуются проявления коммуникативной активности в учебной деятельности студентов. Установлены разные индивидуальные стили коммуникативной активности юношей и девушек. Показаны способы формирования коммуникативной активности.

Ключевые слова: коммуникативная активность, интегральная индивидуальность, индивидуальные стили коммуникативной активности в учебной деятельности.

Необходимость следования приоритетам современного образования актуализирует проблему поиска путей психолого-педагогического содействия развитию личности и индивидуальности студента. Современный темп жизни, интенсификация учебной деятельности в вузе порой затрудняют формирование коммуникативной активности учащихся, приводят к неудовлетворенности своим общением в студенческой среде. Тем не менее студентам, обучающимся по специальностям социономического типа (профессии типа «человек-человек»), необходимо быть подготовленными к осуществлению разных видов общения, иметь развитую коммуникативную активность, позволяющую инициативно и компетентно проявить себя в общении.

В связи с этим важны исследования, направленные на изучение коммуникативной активности студентов, установление ее роли в процессе учебной деятельности, выявление трудностей в общении. Важно также решить такие научно-практические задачи, как установление связи между коммуникативной активностью и индивидуально-психологическими свойствами студентов, рассмотреть гендерные аспекты их коммуникативной активности.

В психологической науке проблема коммуникативной активности рассматривается с разных позиций, так как феномен активности сложен. Анализ работ по этой проблематике показывает, что психологическое содержание понятия «коммуникативная активность» еще не раскрыто с достаточной определенностью. В зарубежной психологии, как отмечает А.И.Крупнов, имеют место несколько подходов к изучению общительности, социабельности [8]. В подходе, который обозначен как мотивационный, рассматриваются внутренние побуждения, мотивы общения. Он представлен психоаналитическим направлением. Второй подход - поведенческий. В нем придается значение внешним, поведенческим проявлениям общительности. Этот подход бихе-виориальный. В третьем прагматическом подходе изучается влияние общи-

тельности на эффективность деятельности. Четвертый подход - собирательный, он заключается в определении общительности через набор близких этому свойству качеств.

В отечественной психологии середины XX-го века исследователи уделяли внимание главным образом такому коммуникативному качеству, как общительность (Б.Г. Ананьев [1], А.И. Ильина [6] и др). Предпринимаются попытки комплексного изучения коммуникативной деятельности. Ю.Л.Ханин [14] рассматривает коммуникативность личности как интегральный показатель, в который входят три стороны коммуникативности: потребность в общении, эмоциональное самочувствие личности до, во время и после общения, коммуникативные навыки и умения.

В 80-е гг. исследователи обращаются к понятию коммуникативного потенциала. В.В. Рыжов [12] рассматривает коммуникативный потенциал как систему социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Р.А. Максимова [10] говорит о коммуникативном потенциале как сложном структурном образовании, которое проявляется в наличии у человека ряда коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальный уровень взаимоотношений с окружающими. Компонентами этого образования являются коммуникативная активность (инициативность), эмоциональная реактивность в общении и коммуникативная уверенность. Р.А.Максимова указывает, что снижение коммуникативного потенциала происходит при нарушении системы межличностных отношений, а увеличение связано с наличием положительной психологической атмосферы и нравственного климата в социальной микросреде. В ходе эмпирического исследования она установила, что существует прямая зависимость между уровнем развития коммуникативного потенциала и успешностью учебной деятельности в школьных и студенческих группах.

В 90-х гг. XX в. растет интерес психологов к вопросам активности общения (А.А. Бодалев [3], В.Ф. Бехтерев [2], Т.В. Волошина [5] и др.). Изучению коммуникативной активности посвящены работы представителей пермской психологической школы - В.И. Шмыкова [15], С.А. Васюра [4], Д.С. Корниенко [7]. Коммуникативная активность рассматривается в этих работах как сложное многокомпонентное психологическое образование, как мера взаимодействия субъекта общения с окружающими людьми, исходящего из его собственной инициативы.

Наше исследование выполнено согласно концепциям интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986), индивидуального стиля активности (Б.А. Вяткин, 1991,1993), целостного подхода к изучению активности (А.И.Крупнов, 1985, 1995). Интегральная индивидуальность - это большая динамическая саморазвивающаяся и самоактуализирующая система, обеспе-

чивающая приспособление человека к среде. Для нее характерны иерархический способ организации и многоуровневость (биохимический, общесоматический, нейродинамический, личностный, социально-психологический уровни). Развитие интегральной индивидуальности можно рассматривать как развертывание индивидуальных свойств по мере их созревания, а также как изменение связей между свойствами различных иерархических уровней индивидуальности. Звеньями, опосредующими взаимосвязи между свойствами разных уровней наряду с индивидуальными стилями деятельности и общения, являются стили коммуникативной активности. Деятельность человека, например учебная деятельность студента, возможна и наиболее продуктивна при определенном согласовании между индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. В.С.Мерлин указывал, что «разные иерархические уровни определяются разными закономерностями, между ними всегда существует известная рассогласованность. Специфическая функция интегральной индивидуальности заключается в поддержании оптимального динамического равновесия между разными иерархическими уровнями» [11. С.89]. При наличии опосредующих звеньев, каковыми могут быть индивидуальные стили коммуникативной активности, структура разноуровневых связей изменяется, становится более гармоничной. Наши задачи заключались в изучении коммуникативной активности в учебной деятельности студентов, в выявлении их индивидуальных стилей коммуникативной активности, детерминированных разноуровневыми свойствами индивидуальности, в анализе гендерных особенностей коммуникативной активности студентов. Решение этих задач может принести практическую пользу образовательным учреждениям, направленным на создание условий для развития студента как субъекта деятельности и общения.

В исследовании принимало участие 258 студентов (130 девушек и 128 юношей в возрасте 19-24 года) Института социальных коммуникаций, колледжа социальных технологий и сервиса, факультета психологии и педагогики Удмуртского госуниверситета (очной и заочной форм обучения). Для исследования различных компонентов коммуникативной активности применялся тест суждений А.И.Крупнова. В нем реализован системный подход к изучению различных свойств личности, развиваемый в трудах А.И.Крупнова и его сотрудников. Индивидуально-психологические особенности студентов определялись с помощью следующих методик: опросника Я.Стреляу, методики определения структуры темперамента В.М.Русалова (В-ОСТ), методики многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16 РБ), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири. Гендерные качества диагностировались по методике «Маскулинность-феминность» С.Бем. Для обработки

эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» для персонального компьютера.

Средние показатели коммуникативной активности в группах девушек и юношей были сопоставлены по критерию Стьюдента. Значимые различия между юношами и девушками отсутствуют по большинству компонентов коммуникативной активности - динамическому, эмоциональному, мотиваци-онному, продуктивному. Установлены различия по следующим показателям: интернальность, осмысленность, личные трудности общительности. У студенток более выражена интернальная регуляция коммуникативной активности. Они в большей степени, чем молодые люди, проявляют усилия, инициативу в общении, считают, что от них во многом зависит то, как сложатся взаимоотношения с окружающими.

Различия между юношами и девушками по когнитивному компоненту коммуникативной активности заключаются в том, что у студенток ярче выражена осмысленность. По-видимому, девушкам свойственно более глубокое понимание существенных признаков общительности, роли коммуникативной активности в жизни и деятельности.

Межполовые различия установлены по личностным трудностям реализации общительности. У девушек они более выражены, чем у юношей. Как отмечает О.А.Тырнова [13], девушкам чаще всего мешает робость, заниженная самооценка, недоверчивость, подозрительность и стеснительность. В целом в своем исследовании О.А.Тырнова показала, что девушки больше, чем юноши испытывают как операциональные, так и личностные трудности.

Перейдем к психологической характеристике коммуникативной активности юношей. Их мотивация общения связана с намерением получить новую учебную информацию, с намерением избежать чувства одиночества и лучше узнать себя. Их коммуникативная активность часто побуждается общностью интересов и дел с сокурсниками. Через общение молодые люди пытаются решить практические вопросы в учебной деятельности, определиться в жизни и не отстать от других.

Юноши склонны считать, что осуществление различных намерений в общении часто зависит от везения и стечения обстоятельств, что бесполезно предпринимать усилия, чтобы завоевать внимание других людей. Если возникают конфликтные ситуации в учебной деятельности, то они предпочитают подождать, пока проблемы не решатся сами собой. Молодые люди полагают, что в общении бывают такие проблемы, которые невозможно решить даже при сильном желании. Они часто думают о своих недостатках, что затрудняет общение в студенческой среде.

Иная характеристика коммуникативной активности девушек-студенток. Их коммуникативная активность проявляется в намерении поделиться свои-

ми чувствами и мыслями с сокурсниками, они стремятся заслужить уважение и признание в студенческой среде. Студентки считают, что успех в общении является результатом целенаправленных усилий человека и мало зависит от обстоятельств и случайностей, они полагают, что всегда нужно проявлять инициативу в общении. Их контакты в студенческой среде побуждаются желанием оказать помощь и поддержку сокурсникам.

Девушки полагают, что общительность способствует приобретению нового круга друзей и знакомых. В качестве трудностей реализации коммуникативной активности студентки отмечают, что они робеют при выступлении перед большой аудиторией. Девушки также считают, что их часто не понимают в коллективе.

В юношеской выборке был проведен факторный анализ показателей коммуникативной активности и индивидуально-психологических свойств, получены три значимых фактора, объясняющих 36,4 % общей доли дисперсии. Значимые веса в структуре 1-го фактора приходятся на 27 показателей, из которых 10 - показатели коммуникативной активности, 17 - показатели свойств разных иерархических уровней индивидуальности. Исходя из представленных в 1-м факторе показателей, мы можем предположить, что юноши со структурой этого индивидуального стиля коммуникативной активности энергичны в налаживании социальных связей с широким кругом лиц, проявляют эмоциональность в общении. Они руководствуются как эгоцентрическими, так и социоцентрическими мотивами в контактах с окружающими людьми. Представители этого стиля отличаются осмысленностью в общении, их общение характеризуется предметностью и отсутствием операциональных и личностных трудностей реализации коммуникативной активности.

Исходя из свойств индивидуальности, вошедших в первый фактор, мы можем утверждать, что данный стиль коммуникативной активности свойственен юношам с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Представители этого стиля легко устанавливают социальные связи, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют широкий набор коммуникативных программ, отличаются высоким темпом поведения и скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. У них легкая и плавная речь, у них высокая чувствительность к расхождению между задуманным и реальным результатом действия. Они общительны и открыты, эмоционально устойчивы и реалистически настроены, напористы и самоуверенны, искренни в отношениях, смелы и отзывчивы. Им свойственна выраженная маскулинность. В межличностных отношениях они проявляют доминантность, стремятся к лидерству и командованию другими, не склонны уступать и подчиняться. Этот симптомокомплекс можно охаракте-

ризовать как типично мужской и обозначить его как «энергичный, деловой» стиль коммуникативной активности.

Во второй фактор входят 17 показателей, коммуникативная активность представлена шестью показателями. Следует отметить, что данный стиль коммуникативной активности не является гармоничным. Студенты, которым свойственен этот стиль, проявляют эмоциональность в контактах, социоцен-трическую мотивацию общения, предпринимают попытки проанализировать свои коммуникативные свойства и их роль в жизнедеятельности. Они испытывают личностные трудности реализации коммуникативной активности.

Юноши, которым свойственен этот стиль, легко вступают в контакты и переключаются в процессе общения, чувствительны к неудачам в учебе, а также к неудачам в общении. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной мотивацией, чувствительны к реакциям окружающих, следуют своим побуждениям. В межличностных отношениях они нуждаются в признании, ориентированны на принятие и социальное одобрение, непосредственны. Таким образом, второй фактор можно назвать «конформный, эмоциональный» стиль коммуникативной активности.

В третий фактор вошли 4 показателя коммуникативной активности, 10 показателей индивидуальных свойств. Студенты, которым свойственна структура коммуникативной активности, соответствующая третьему фактору, отличаются выраженной регуляцией коммуникативной активности, социо-центрической мотивацией общения, осмысленностью своих коммуникативных действий. Эти юноши обладают неуравновешенным типом нервной системы. Они тактичны и дипломатичны, доверчивы и терпимы, проницательны, у них выражена феминность. Они не проявляют резкости и критицизма по отношению к окружающим, зависимы от чужого мнения, ориентированы на принятие и социальное одобрение.

Данный стиль можно обозначить как «дипломатичный, ориентированный на других».

В выборке девушек данные интеркорреляций показателей коммуникативной активности и свойств индивидуальности также были подвергнуты факторному анализу, получены 3 фактора, объясняющих 36,6 % общей доли дисперсии. В первый фактор вошло 27 показателей, из них 12 показателей коммуникативной активности. Исходя из показателей, вошедших в первый фактор, мы можем утверждать, что девушки проявляют инициативность в общении, отличаются широким кругом контактов, у них преобладают в общении стенические эмоции - радость, восхищение и пр. Регуляция коммуникативной активности этих девушек происходит по экстернальному типу, так как они полагают, что взаимоотношения с партнерами по общению зависят от внешних условий и обстоятельств. Мотивация их коммуникативной активности разнообразна, она включает как эгоцентрические мотивы, так и аль-

труистические. Представительницы этого стиля активности осознают основные функции общительности, их общение направлено на решение практических задач.

Можно утверждать, что индивидуальный стиль коммуникативной активности студенток, соответствующий первому фактору, свойственен испытуемым с сильным и подвижным типом нервной системы. Их отличает тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к разнообразию форм предметной деятельности, они автоматически включаются в социальные связи, обладают высоким темпом поведения и скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. По своим личностным свойствам они сердечны и открыты, напористы, жизнерадостны и разговорчивы, предприимчивы, ориентируются на социальное одобрение. Студентки отличаются выраженной маскулинностью. В интерперсональных отношениях уверены в себе и настойчивы, не склонны уступать и подчиняться другим. В целом данный симтомокомплекс можно обозначить как «энергичный, контактный» стиль коммуникативной активности.

Во второй фактор вошли 16 показателей, из них 6 показателей коммуникативной активности. По-видимому, этот стиль активности нельзя считать гармоничным, так как во второй фактор вошли обе группы трудностей, возникающих в общении. Они сочетаются с эмоциональностью в контактах с людьми, которая выражается как в виде стенических, так и в виде астенических эмоций. Эти студентки отличаются поверхностностью суждений об общительности.

Девушек этого стиля коммуникативной активности можно охарактеризовать как импульсивных в общении, чувствительных к расхождению между задуманным и реальным результатом действия, с высокой социальной ранимостью. Они находятся под влиянием чувств, не вступают в споры в проблематичных ситуациях. Для них характерны чувство вины, впечатлительность. Они обладают повышенной мотивацией, раздражительностью. В отношениях с окружающими проявляют ироничность и упрямство, неконформность, свой негативизм могут проявлять в вербальной агрессии. Таким образом, с учетом показателей, которые вошли в этот фактор, можно назвать данный стиль коммуникативной активности «эмоциональный, затруднительный».

Третий фактор представлен 11 показателями, 3 из них - компоненты коммуникативной активности. Этот стиль коммуникативной активности является типично женским. Он проявляется в доминировании стенических эмоций в общении, в гибком регулировании своей коммуникативной активности. Студентки, для которых характерен данный стиль коммуникативной активности, отличаются сильным процессом торможения. Им свойственна конформность, мягкость и уступчивость, они терпимы, благожелательны по отношению к другим, уживчивы, консервативны и принимают только испытанное временем. В межличностных отношениях ожидают помощи и советов,

вежливы, не умеют проявлять сопротивление, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, проявляют теплоту и дружелюбие. В целом, исходя из показателей, вошедших в третий фактор, мы можем обозначить этот стиль как «покладистый, экспрессивный».

Таким образом, в ходе нашего исследования выявлены проявления коммуникативной активности в учебной деятельности студентов, установлены три различных стиля коммуникативной активности юношей, обусловленных симптомокомплексами разноуровневых свойств индивидуальности: «энергичный, деловой», «конформный, эмоциональный», «дипломатичный, ориентированный на других». В двух из трех выявленных стилей присутствует гендерный компонент - в первом «энергичном, деловом» стиле - маскулинность, в третьем «дипломатичном, ориентированном на других» стиле коммуникативной активности - феминность.

Выявлены три индивидуальных стиля коммуникативной активности студенток. Эти стили детерминированы различными симптомокомплексами свойств, относящихся к разным уровням их интегральной индивидуальности. Эти стили обозначены нами как «энергичный, контактный», «эмоциональный, затруднительный», «покладистый, экспрессивный». Как и в мужской выборке, в женской выборке в структуре двух из трех стилей присутствует гендерный компонент - маскулинность в первом стиле и феминность в третьем.

Не все выявленные нами стили юношей и девушек являются продуктивными, гармоничными. Стиль юношей «конформный, эмоциональный» и стиль девушек «эмоциональный, затруднительный» не только затрудняют общение, но и, вероятно, не способствуют развитию индивидуальности студентов. Отметим две особенности этих стилей коммуникативной активности юношей и девушек. Во-первых, в структуру стилей входят показатели трудностей общения; во-вторых, компонентом стилей является эмоциональность. Следовательно, один из путей преодоления трудностей реализации коммуникативной активности студентов связан с регулированием эмоциональных форм реагирования в различных ситуациях общения.

Полученные нами данные о коммуникативной активности студентов дают возможность строить индивидуальные коррекционно-развивающие программы для студентов. Эти программы должны быть специально направлены на те компоненты коммуникативной активности, которые затрудняют общение. Некоторые практические рекомендации разработали А.И. Крупнов, О.Б. Барабаш, В.М. Поляруж [9]. Эти рекомендации позволяют студентам самостоятельно преодолевать застенчивость, формировать уверенность и инициативность в межличностном общении.

Нами была разработана и верифицирована модель развития коммуникативной активности студентов. Целевая направленность программы:

- развитие самопознания и познания других людей;

- формирование коммуникативных навыков и умений;

- формирование способности ставить перед собой задачи своего развития как субъекта коммуникативной активности и искать средства их достижения.

В качестве средств и методов реализации программы используются психологическое просвещение, психодиагностика, психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа. Следует отметить, что групповая психокоррекционная работа обязательно должна проводиться в смешанных по половому признаку студенческих группах. Совместное участие юношей и девушек в этой работе позволит смоделировать основные жизненные и учебные события студентов, понять гендерные особенности коммуникативной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т.1.

2. Бехтерев Ф.В. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях: Учеб. пособие. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1996.

3. Бодалев А. А. Психология общения. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4. Васюра С.А. Особенности коммуникативной активности юношей и девушек (на примере студентов факультета физической культуры)// Вестн. Перм. пед. ун-та. 2002. Сер. Физкультура и спорт. № 1.

5. Волошина Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 1996.

6. Ильина А.И. Общительность и темперамент школьников. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1961.

7. Корниенко Д.С. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: генетический и онтогенетический аспекты: Автореф. дис. ... канд психол. наук. Пермь: Изд-во Перм. пед. ун-та. 2003.

8. Крупнов А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация образования. 1995. № 3.

9. Крупнов А.И., Барабаш О.Б., Поляруж В.М. Рекомендации по саморегуляции и самокоррекции свойств личности. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1995.

10. Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны его жизнедеятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.

11. Мерлин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

12. Рыжов В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения // Вопр. психологии. 1980. № 1.

13. Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Дис. ... канд психол. наук. М., 1999.

14. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.

15. Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных// Психол. журн. 1996. Т.17. № 3.

Поступила в редакцию 13.01.06

S.A. Vasyura

Communication activity of students during studying process was found

The occurrence of students' communicative activity in educational process is investigated. Different individual styles of communicative activity of boys and girls are developed. The ways of communication activity forming are shown.

Васюра Светлана Александровна

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1, корп. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.