Научная статья на тему 'Формирование компетентности в общении студента вуза'

Формирование компетентности в общении студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ И ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Елена Николаевна

В статье рассматривается формирование компетентности в общении студентов вузов. Компетентность в общении понимается как единство коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей. Даётся структурно-содержательная характеристика каждой компетентности. Приводятся результаты экспериментальной работы по реализации педагогического сопровождения формирования коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности в общении студента вуза»

5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов [Текст]/ Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Науч.-метод. центр «Логос», 1995. - 671 с.

6. Худякова, Н. Л. Аксиологические основы поведения человека [Текст]: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. - 109 с.

7. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла [Текст]/ В. Э. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

УДК 378:6316.77

Борисенко Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, докторант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, lana995@yandex. ги, Кемерово

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТА ВУЗА

Borisenko Elena Nikolaevna

Candidate of Sciences (Education), Assistant Professor, Doctoral Student ofthelnteruniversity Department of General and Higher Education Pedagogics of Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

THE FORMATION OF THE INTERCOURSE COMPETENCE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENT

Роль общения в современном мире постоянно возрастает. Работодатели, предъявляя требования к работнику, руководствуются тем, что круг его должностных обязанностей не ограничивается предметом профессиональной деятельности, а включает в себя широкий организационный и социальный контексты. Работодателю нужны специалисты, которые умеют работать в команде на общий результат, коммуникабельны, умеют сделать понятным смысл своего высказывания для другого и понимают точку зрения своих партнеров, т. е. обладают навыками эффективного общения [2; 4; 6].

Высшие учебные заведения также заинтересованы в студентах, способ-ных к эффективному общению, поскольку современные технологии обучения (интерактивные технологии, обучение в сотрудничестве, проекты, игровые методы и т. д.) требуют от обучаемых умений общаться. В целом, успех в получении образования во многом зависит от умений студента реализовать себя через общение, вступать в контакт с преподавателями и сокурсниками, сообщать и разъяснять свои мысли, предложения и решения, адекватно понимать преподавателей и студентов, снимать напряженность, не допускать возникновение конфликта и т. д. Другими словами, успешная образовательная деятельность студента напрямую связана с наличием у него компетентности в общении.

Формирование компетентности в общении является важной задачей, которую необходимо решать совместными усилиями преподавателей и сту-

дентов. Следует отметить, что новые ФГОС ВПО ориентируют на решение данной задачи, включив в состав общекультурных компетенций выпускника вуза такие компетенции, как способность к объективному анализу, обобщению и восприятию информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества; способность к письменной и устной коммуникации на родном языке; способность к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; готовность к кооперации с коллегами; способность понимать психологические особенности межличностных взаимоотношений; готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность и др.

Общение - сложный многогранный феномен. Ввиду сложности и емкости феномена общения «толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности» [9, с. 297].

Структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями [1; 5].

Следуя данной логике, в компетентности в общении возможно выделение коммуникативной, перцептивной и интерактивной составляющих или коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей.

Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин и другие авторы настойчиво подчеркивают тесную связь между собой трех сторон общения в реальной действительности. Разумеется, выделение коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей в структуре компетентности в общении также возможно лишь для анализа, для проведения экспериментальных исследований.

Соотнося понятия «компетенция» и «компетентность», мы разделяем точку зрения И. А. Зимней, Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколовой,

А. В. Хуторского и других исследователей, определяющих компетентность через обладание и проявление компетенции, и рассматриваем коммуникативную, перцептивную и интерактивную компетентности в совокупности с коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетенциями.

Коммуникативная компетентность/компетенция по сравнению с пер-цеп-тивной и интерактивной является наиболее исследованной областью в педагогической и психологической науках. Анализ работ А. С. Андриенко, Г. К. Борозенец, М. В. Долгих, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, И. А. Зимней, И. Н. Зотовой, Д. А. Иванова, Е. М. Кузьминой, А. П. Панфиловой, Л. А. Петровской, Е. А. Смирновой, А. В. Хуторского и др. показал, что коммуникативная компетентность/компетенция понимается в широком смысле как компетентность/компетенция в общении, а в узком смысле - как

компетентность/компетенция в осуществлении коммуникации. В настоящей работе мы рассматриваем коммуникативную компетентность как компетентность в осуществлении коммуникации.

Коммуникативная компетентность, по мнению Д. А. Иванова, есть способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Коммуникативная компетентность - это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации. Успешной можно считать коммуникацию, «участники которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные» [4, с. 54].

Коммуникативная компетентность является ключевой в силу ряда причин. Среди наиболее часто называемых причин - требования, предъявляемые работодателями к современному специалисту. В каждой профессиональной деятельности существуют свои нормы коммуникации. Можно говорить о коммуникативной компетентности менеджера, педагога, журналиста и т. п. Эти компетентности отличаются друг от друга по набору конкретных профессиональных умений, но их объединяет универсальный набор областей, в которых может осуществляться коммуникативная деятельность любого профессионала: работа с информацией (с текстом), обсуждение (дискуссия), выступление (презентация) и написание различных текстов

Выше сказанное в полной мере относится к студентам высших учебных заведений. Различные виды работы с текстом, написание рефератов, курсо-вых и дипломных работ, выступления с докладами, полемические выступления, участие в обсуждениях, дискуссиях, презентации и многое другое составляют содержание учебной деятельности студентов. Владение разнообразными средствами вербальной и невербальной коммуникации способствует эффективному общению студентов и преподавателей, студентов друг с другом в ходе учебной и внеучебной деятельности.

Мы определяем коммуникативную компетентность студента вуза как интегративное качество личности, позволяющее осуществлять эффективную вербальную и невербальную коммуникацию в процессе межличностного и социального общения при осуществлении учебной и сопутствующих ей видах деятельности в среде высшего учебного заведения и в обществе в целом.

Структурно-содержательная характеристика коммуникативной компетентности студента выглядит следующим образом:

1) когнитивный компонент: понимание сути коммуникации, представление о процессе коммуникации, коммуникативном акте, компонентах коммуникативного процесса; знание особенностей вербальной (устой и письменной) и невербальной коммуникации; знание особенностей монологической и диалогической коммуникации и манипулятивного воздействия в процессе коммуникации; знание иностранного языка; рефлексия своего коммуникативного поведения;

2) аксиологический компонент: отношение к общению как к ценности; отношение к информации как к ценности; убеждение, что другой - это ценность; ценностное отношение к обладанию коммуникативной компетентностью;

3) мотивационный компонент: готовность к осуществлению коммуникации; потребность в аффилиации; стремление к взаимопониманию; стрем-ле-ние оказывать воздействие на других; потребность в самореализации;

4) поведенческий компонент: обладание умениями, навыками и техниками вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации; уме-ние слушать и понимать других; умение преодолевать коммуникативные барьеры; умение распознавать манипуляцию и защищаться от неё; умение действовать в нестандартных коммуникативных ситуациях; осуществление коммуникации на иностранном языке; опыт коммуникативной деятельности; корректировка своего коммуникативного поведения на основе рефлексии;

5) эмоционально-волевой компонент: эмоционально-волевая регуляция процесса коммуникации; положительные эмоции в процессе коммуникации; доброжелательное отношение к другому; постоянное внимание;

6) персональный компонент: адаптивность, коммуникабельность, доверие, открытость, гибкость, доброжелательность, заинтересованность.

Обладание коммуникативной компетентностью является требованием времени, требованием современного развивающегося, поликультурного, по-лиязыкового, информационного, инновационного общества.

Как показало наше предварительное исследование, студенты имеют слабое представление об основных категориях коммуникации. Они могут объяснить на бытовом уровне, что такое коммуникация, что такое обратная связь, но не имеют полного и точного представления о коммуникативном процессе, эффективной обратной связи, о коммуникативных барьерах и способах их преодоления, о видах коммуникативного воздействия и т. д. Это значит, что студентам не хватает теоретических знаний, которые должны лежать в основе коммуникативной компетентности.

Не лучше обстоит дело с перцептивной компетентностью. Приходится констатировать, что для студентов 1-2 курсов (за исключением студентов психологических специальностей) перцептивная сторона общения является неосвоенной областью знания. Из предложенных терминов студенты смогли объяснить только значение термина «стереотип». Около 5% студентов имели примерное представление о том, что такое рефлексия и идентификация. Подавляющее большинство студентов признались, что для них абсолютно незнакомы такие термины как эмпатия, каузальная атрибуция и аттракция. Следовательно, студенты, прежде всего, должны овладеть базовыми знаниями о перцептивной стороне общения.

Изучение особенностей перцептивной стороны общения, межличностной и социальной перцепции связывают с именами Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Н. В. Казариновой, В. Н. Кунициной, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской,

В. М. Погольша и др.

Чтобы обеспечить успешное восприятие, познание и оценивание человека человеком, необходимо знать и принимать в расчет механизмы межлич-

ностной и социальной перцепции (идентификацию, каузальную атрибуцию, рефлексию, эмпатию и др.) и сопряженные с ней эффекты и явления, т. е. обладать перцептивной (социально-перцептивной) компетентностью. В данной статье мы используем термины перцептивная и социально-перцептивная компетентность как синонимичные.

Согласно А. А. Бодалеву, социально-перцептивная компетентность - это способность и подготовленность человека к овладению процессами и механизмами восприятия, понимания и оценки социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.), а также отношений между ними [3].

Исследований, связанных с проблемами формирования и развития пер-цептивной компетентности, немного. К ним относятся исследования М. Ю. Коноваленко, В. А. Мартыновой, А. Л. Фатыховой, О. Н. Ярошенко и др.

Определяя перцептивную компетентность студента вуза, мы опираемся на работы Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, И. А. Зимней, Л. А. Петровской и других выше упомянутых авторов, исходим из нашего понимания компетентности как интегративного качества личности и принимаем во внимание социальные объекты восприятия студента.

В нашем определении, перцептивная компетентность студента - это интегративное качество личности, проявляющееся в успешном восприятии студентом внешних признаков воспринимаемых объектов (студентов, преподавателей, сотрудников вуза и др.), соотнесении внешних признаков с личностными характеристиками воспринимаемых объектов, интерпретации и прогнозировании на этой основе их поступков и поведения, разработке стратегии и тактики своего собственного поведения.

Структурно-содержательная характеристика перцептивной компетентности студента включает:

1) когнитивный компонент: понимание сути межличностной и соци-аль-ной перцепции; представление о процессах и механизмах восприятия, понимания и оценки социальных объектов; знания, способствующие восприятию и познанию социальных объектов и пониманию отношений, возникающих между ними в ходе общения; знание механизмов перцепции, сопровождающих её эффектов и явлений; рефлексия перцептивных процессов;

2) аксиологический компонент: отношение к общению как к ценности; отношение к другому как к ценности; отношение к себе как к ценности; ценностное отношение к обладанию перцептивной компе-тентностью;

3) мотивационный компонент: готовность к использованию знаний, умений и навыков для адекватного восприятия и принятия личности другого, самовосприятия и самопознания; потребность в овладении перцептивной компетентностью и её проявлении;

4) поведенческий компонент: социально-перцептивные умения и навыки; умение сопереживать; опыт познания личностных черт, особенностей поведения, эмоционального состояния другого; опыт самопознания; способность предугадывать возникновение нестандартных ситуаций общения и изменение поведения партнеров по общению; способность воспринимать и оценивать партнеров адекватно возникшей нестандартной ситуации обще-

ния; опыт проявления перцептивной компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; корректировка восприятия других и самовосприятия на основе рефлексии;

5) эмоционально-волевой компонент: эмоционально-волевая регуляция процесса восприятия и познания другого и самопознания; позитивное, доброжелательное отношение к другому;

6) персональный компонент: коммуникабельность, эмпатийность, наблюдательность, сензитивность, эмоциональная отзывчивость, развитая интуиция, уверенность в себе, креативность, рефлексивность.

Формирование перцептивной компетентности позволяет студенту проникать в психологические особенности других людей (прежде всего преподавателей и студентов), с которыми он общается и взаимодействует, понимать их подлинное внутреннее состояние, чувства и намерения и выстраивать свое поведение адекватно перцептивной ситуации.

Интерактивная компетентность как составляющая компетентности общения неразрывно связана с интерактивной стороной общения, с взаимодействием людей. Теоретическое осмысление сущности и различных аспектов процесса взаимодействия изложены в трудах отечественных (Г. М. Андреева, М. М. Бахтин, А. А. Бодалёв, И. А. Зимняя, М. С. Каган,

Н. В. Казаринова, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, А. У. Хараш и др.) и зарубежных (Э. Берн, Г. Блумер, Г. Келли, Г. Мид, Р. Сирс, Д. Тибо, Д. Хоманс, В. Шутц и др.) ученых.

К сожалению, проблемы формирования интерактивной компетентности/ компетенции не привлекли внимания большого количества исследователей. Из работ последних лет стоит упомянуть исследования С. В. Дмитриченко-вой, Н. М. Кодинцевой, Т. А. Лариной, О. В. Сусловой, А. Г. Харитоновой.

Часто интерактивная компетентность ассоциируется с использованием интерактивных методов обучения, и её проявление ограничивается рамками профессиональной деятельности, как правило, педагогической. Например, в исследовании А. Г. Харитоновой интерактивная компетентность трактуется как «личностная способность педагога, позволяющая ему в различных изменяющихся условиях эффективно организовывать совместную деятельность и общение с учениками, в результате которых совершаются позитивные изменения взаимодействующих субъектов, связанные с их внутренним ростом и развитием, приводящие к наиболее полной реализации личности в ситуациях взаимодействия» [7, с. 9].

С точки зрения успешности формирования интерактивной компетентности нас привлекли проверенные практикой идеи немецких психологов Р. Хинша и С. Виттманн. В социальном взаимодействии они выделяют следующие компоненты: ситуация, когнитивная оценка, эмоции, поведение, реакция партнера. Реакция партнера - это уже новая ситуация, которую человек опять воспринимает и оценивает. Многие проблемы социального взаимодействия связаны с тем, что партнер неправильно определяет тип ситуации и поэтому ведет себя неуместно [8].

Для осуществления эффективного взаимодействия студентам необходимо овладеть знаниями, которые помогут им распознавать различные типы ситу-

аций взаимодействия, позиции партнеров в ситуациях взаимодействия, стили взаимодействия и цели выбора того или иного стиля, иметь представление о мотивах социального поведения и т. д.

Студенты должны иметь представление о тех основных отечественных и зарубежных теориях и концепциях взаимодействия, без которых не-возмож-но понимание особенностей взаимодействия общающихся индивидов.

В настоящее время, с одной стороны, когда социальная агрессия становится нормой поведения, особенно важно понимать суть и мотивы агрессивного поведения, уяснить факторы, провоцирующие агрессию. С другой стороны, в условиях современной России необходимо привлекать внимание студентов к таким конструктивным видам взаимодействия, как кооперация и конкуренция.

Человек не может прожить жизнь среди людей, не попадая в конфликт-ные ситуации. Особенно часто в конфликтных ситуациях оказываются молодые люди в силу присущих им бескомпромиссности и максимализма. Как показало наше исследование, оказавшись в конфликтной ситуации, студенты чаще всего выбирают стратегию соперничества, что превращает любой конфликт в деструктивный. Следовательно, понимание сущности конфликта как особой формы межличностного и межгруппового взаимодействия, представление о структуре конфликта и стадиях его развития, о способах взаимодействия в конфликте должны стать составляющей интерактивной компетентности студента.

В нашем понимании, интерактивная компетентность студента - это интегративное качество личности, которое позволяет студенту эффективно взаимодействовать с преподавателями, студентами, сотрудниками вуза в ходе реализации совместной учебной и внеучебной деятельности и осуществлять эффективное взаимодействие в разнообразных ситуациях общения в широком социальном контексте.

Структурно-содержательная характеристика интерактивной компетентности студента:

1) когнитивный компонент: представление об основных теоретических подходах к пониманию и изучению взаимодействия; представление о компонентах взаимодействия, о структуре и типологиях социальных ситуаций; о позициях партнеров и стиле поведения в ситуациях взаимодействия; представление об агрессивном и конструктивных видах взаимодействия; представление о конфликте как особой форме взаимодействия; рефлексия собственного поведения и поведения партнеров в ситуациях взаимодействия;

2) аксиологический компонент: общение как ценность; другой как ценность; собственная личность как ценность; обладание интерактивной компетентностью как ценность;

3) мотивационный компонент: мотивация овладения и проявления компетентности; потребности присоединения, контроля и открытости (любви); стремление получить выгоду от взаимодействия;

4) поведенческий компонент: умение взаимодействовать в контексте социальной ситуации; умение интерпретировать и понимать социальное окружение; умение выбрать позицию, адекватно понять ситуацию взаимодействия и выбрать стиль взаимодействия; умение пространственного

структурирования взаимодействия; владение различными стратегиями поведения в конфликте; умение решать стандартные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия; умение решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, эффективно и творчески; опыт проявления интерактивной компетентности в разнообразных ситуациях общения; корректирование своего поведения в ситуациях взаимодействия на основе рефлексии;

5) эмоционально-волевой компонент: эмоционально-волевая регуляция процесса взаимодействия и проявления интерактивной компетентности в общении; выражение своих эмоций и поведение в соответствии с ситуацией взаимодействия и поведения других людей;

6) персональный компонент: коммуникабельность, демократизм, развитая интуиция, эмпатийность, уверенность в себе, креативность, толерантность, ответственность, рефлексивность.

Обладание интерактивной компетентностью позволяет студенту вести себя адекватно той или иной ситуации взаимодействия, возникающей в ходе учебной и других видах деятельности, и гибко менять свое поведение в случае изменения ситуации.

Мы исследуем формирование компетентности в общении в рамках осуществления педагогического сопровождения данного процесса. Под педагогическим сопровождением формирования компетентности в общении понимается деятельность преподавателя, направленная на обеспечение условий, способствующих осуществлению процесса формирования коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей студента. Студент является субъектом формирования компетентности в общении. Позиция преподавателя - это позиция сопровождающего.

Результаты предварительного исследования подтверждают актуальность проблемы формирования компетентности в общении и говорят о необходимости выработки адекватной стратегии педагогического сопровождения формирования данной компетентности.

Экспериментальная часть нашего исследования, рассчитанная на четыре семестра (1-2 курс), связана с реализацией стратегии педагогического сопровождения формирования компетентности в общении в курсе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Экспериментальная работа осуществлялась на базе кафедр иностранного языка Кемеровского государственного университета (КемГУ) и Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП). Основными стратегическими задачами, которые решались в ходе эксперимента, были 1) подготовка преподавателей иностранного языка к педагогическому сопровождению формирования компетентности в общении;

2) мотивирование студентов к формированию компетентности в общении;

3) отбор содержания образования, обеспечивающего формирование компетентности в общении; 4) применение технологий, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих формирование компетентности в общении; 5) использование ресурсов вуза в создании условий для формирования компетентности в общении.

В качестве основных направлений подготовки преподавателей к педагогическому сопровождению формирования компетентности в общении нами были выбраны 1) реализация компетентностного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку; 2) выполнение роли сопровождающего, которая проявляется в овладении позициями «консультанта», «тьютора», «фасили-татора», «модератора», «организатора образовательного процесса», не предполагающими прямого педагогического воздействия на студента. Для решения поставленных задач мы выступали с докладами на научно-методических семинарах кафедр иностранного языка КемГУ и КемТИППа, на межвузовских, всероссийских и международных научно-практических и научно-методических конференциях, была организована работа секций по данным направлениям в рамках конференций; проведены мастер-классы для преподавателей иностранного языка вузов г. Кемерово; разработаны «Научно-методические рекомендации по осуществлению педагогического сопровождения формирования социальных компетентностей студентов высших учебных заведений».

Мотивирование студентов к формированию компетентности в общении, было связано с ориентацией студентов на осознание личной значимости формирования компетентности в общении, понимание практической ценности и необходимости обладания компетентностью в общении, повышение интереса к формированию компетентности в общении за счет учебного материала, применения инновационных технологий обучения и творческого применения традиционных технологий.

Отбор содержания образования, обеспечивающего формирование компетентности в общении, заключался, прежде всего, в насыщении содержания образования иноязычным аутентичным учебным материалом, ориентированным на раскрытие роли общения и компетентности в общении в современном обществе, раскрытие сущности и содержания коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей, понимание национальных особенностей вербальной и невербальной коммуникации и способов взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров, распознавание манипуляций и т. д.

Компетентность, как деятельностный результат образования, формируется в деятельности. Для формирования компетентности в общении одинаково важны и деятельность и общение в ходе деятельности. Именно этим мы руководствовались при выборе технологий и методов обучения, наиболее эффективными из которых оказались групповая дискуссия, мозговая атака, баскет-метод, драматизация, ролевые и деловые игры, моделирование социальных ситуаций, обучение в сотрудничестве, технология малых групп, кейс-метод, метод проектов, модерация.

Использование ресурсов вуза в создании условий для формирования компетентности в общении заключалось в сотрудничестве с преподавателями межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, преподавателями социально-психологического факультета, факультета филологии и журналистики (КемГУ); кафедрой философии и политологии (КемТИПП); психологическими службами вузов.

В экспериментальные группы вошли студенты КемГУ и КемТИППа. Всего 288 человек. С помощью комплекса диагностических методик (анке-

тирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка, интервью-гайд) и разработанных критериев (когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий, рефлексивный) нами были установлены три уровня сформированное™ коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей студентов экспериментальных групп: низкий, средний и высокий.

Как видно из приведенных ниже таблиц, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительной динамике в изменении уровня сформированности всех трех компетентностей, составляющих компе-тентность в общении.

Таблица 1 - Изменение уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов в ходе экспериментальной работы

Уровень Количество человек, %

сформированности Начальный Основной Завершающий

компетентности этап этап этап

Высокий 14,6 29,9% 41

Средний 45,8 51,4 55,5

Низкий 39,6 18,7 3,5

Из таблицы 1 видно, что в ходе эксперимента количество студентов, демонстрирующих высокий уровень коммуникативной компетентности, постоянно возрастало (в целом на 26,4%), а количество студентов с низким уровнем сформированности коммуникативной компетентности постоянно снижалось (в целом на 36,1%). Студентов, обладающих средним уровнем сформированности коммуникативной компетентности, стало больше на 9,7%.

Таблица 2 - Изменение уровня сформированности перцептивной компетентности студентов в ходе экспериментальной работы

Уровень Количество человек, %

сформированности Начальный Основной Завершающий

компетентности этап этап этап

Высокий 8,3 20,1 25

Средний 51,4 57,6, 68

Низкий 40,3 22,3 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 показывает, что в результате экспериментальной работы процент студентов, обладающих высоким уровнем сформированности перцептивной компетентности, вырос до 25% против 8,3% (увеличение на 16,7%). Количество студентов со средним уровнем сформированности увеличилось на 16,6%, а студентов с низким уровнем сформированности перцептивной компетентности стало на 33,3% меньше.

Таблица 3 - Изменение уровня сформированности интерактивной компетентности студентов

Уровень сформированности компетентности Количество человек, %

Начальный этап Основной этап Завершающий этап

Высокий 13,2 30,6. 39,6.

Средний 46,5 48,6 55,5

Низкий 40,3 20,8 4,9

Анализ данных, приведенных в таблице 3, показывает, что количество студентов, обладающих высоким уровнем сформированности интерактивной компетентности, увеличилось к концу эксперимента на 26,4%, а обладающих средним уровнем сформированности - на 9%. Одновременно, значительно снизилось количество студентов с низким уровнем сформированности интерактивной компетентности: с 40,3% до 4,9%, то есть произошло снижение на 35,4%.

Следовательно, положительные изменения связаны с увеличением в 3 раза количества студентов, обладающих высоким уровнем сформированно-сти коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей, и со значительным сокращением количества студентов, демонстрирующих низкий уровень сформированности компетентностей: коммуникативной - более чем в 11 раз, перцептивной - почти в 6 раз и интерактивной - более чем в 8 раз. Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной и реализуемой нами стратегии педагогического сопровождения формирования компетентности в общении.

По нашему убеждению, компетентность в общении является одной из важнейших социальных компетентностей студента вуза. Она позволяет человеку максимально реализовать себя в учебной и разнообразных видах внеучебной деятельности, способствует эффективному социальному поведению, формированию других видов социальных компетентностей, успешной профессиональной деятельности после окончания вуза.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. -365 с.

2. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции профессионала: взгляд работодателей [Текст] / О. М. Бобиенко // Образовательная политика. - 2007. - № 1. - С. 10-15.

3. Бодалев, А. А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы [Текст] / А. А. Бодалев // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: Материалы научной сессии, посвященной 75-летию акад. А. А. Бодалева. - М. : РАРС, 1998. - С. 8-14.

4. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно-методическое пособие/Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 101 с.

5. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: истоки и перспективы [Текст]/Б. Д. Парыгин. - Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2010. - 532 с.

6. Филатова, М. Социальные компетенции и современное образование [Текст] / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. -С. 65-72.

7. Харитонова, А. Г. Развитие интерактивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Харитонова. - Иркутск, 2005. - 220 с.

8. Хинш, Р. Социальная компетенция; пер. с нем. [Текст] / Р. Хинш,

С. Виттманн. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2005. - 192 с.

9. Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога [Текст] / В. Б. Шапарь. -М.: АСТ; Харьков : Торсинг, 2005. - 734 с.

УДК 37

Григорьева Наталья Валентиновна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономическогоуниверситета в городе Чебоксары

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Grigorieva Natalya Valentinovna

Senior teacher of the chair of foreign languages at the branch of Saint-Petersburg state universityfor engineering and economics in Cheboksary

PRINCIPLES OF FORMATION OF VALUE ORIENTATION OF STUDENTS - FUTURE ECONOMISTS

Устойчивое развитие человечества предполагает динамичное равновесие материального и духовного начал жизни. Однако, по мнению В. В. Манта-това, «для большинства людей в качестве ценностной ориентации выступает примитивный утилитаризм» [1, с. 30]. А. Маслоу полагает, что мы даже боимся высших ценностей, они нас не только влекут, но и пугают. Но ведь если в жизни нет места таким ценностям, как истина, добро и красота, свобода, равенство и справедливость, все остальные стремления и цели людей становятся бессмысленными. Настоящий стержень человеческого характера формируется только идеальными ценностями. Пробуждение и реализация высшей духовной природы человека является непременным условием гармоничного развития мира.

Общество не сможет просуществовать долго, если законы, которые определяют его жизнь, ориентированы на быстрое накопление богатства в руках немногих, обрекая большую часть населения на нищету. В этом отношении нынешние модели развития, которые усиливают неравенство в обществе, с моральной точки зрения неприемлемы.

Духовное совершенствование личности является необходимым условием эволюционного продвижения по пути к более гармоничному миру. Духовное начало проявляет себя непрерывно во всех областях жизни. Оно подталкивает людей на свершения и преображает жизнь. Тойнби считает, что только духовное преображение способно поддерживать непрерывное развитие человеческой цивилизации. Следовательно, образование молодого человека, в частности, будущего экономиста, должно включать и интеллектуальное, и моральное развитие личности. Молодого человека нужно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.