Не вызывают затруднений такие характеристики общения сверстника-удмурта, как:
- доверительное отношение к другим людям;
- умение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека;
- умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера;
- почтительное отношение к другим людям;
- соответствие выражения лица партнера его словам.
Таким образом, идентификация может реали-зовываться через воспроизводство указанных эталонов поведения. Как видно, к оптимальным, позитивным характеристикам общения в среде студентов удмуртской национальности относятся отношения-обращения партнеров, социально-перцептивные и экспрессивно-речевые показатели.
Отметим, что за рамки сензитивности студентов-удмуртов вышли такие характеристики, как условия общения - интенсивность контактов, наличие свидетелей, самочувствие (настроение, готовность к общению). Ядром же представлений о партнере по общению у студентов-удмуртов служат отношения-обращения партнеров. В содержательном плане отношения представлены следующими типами:
а) отношениями полюса включенности оси-измерения «дистанция» - доверие;
б) отношениями полюса контроля оси-измерения «позиция» - власть, доминирование;
в) отношениями полюса эмоциональной холодности оси-измерения «валентность» - подозрительность, враждебность.
Таким образом, отношения студентов к другому как субъекту затрудненного общения группируются вокруг полюсов осей-измерений «позиция» и «валентность», а к субъекту незатрудненного общения - вокруг оси-измерения «дистанция».
Полученные нами данные позволяют наметить пути преодоления психологических трудностей общения и повышения взаимопонимания студентов-удмуртов в первую очередь за счет формирования одобряемых, позитивных характеристик общения с помощью социально-психологического тренинга. Развивающим потенциалом обладает курс «Межличностное общение». В ходе лекционных и практических занятий курса «Межличностное общение» у студентов формируется педагогический интерес к вопросам самоанализа, изучения себя как субъекта общения, стремление к совершенствованию путем самовоспитания, благодаря двуединому психологическому механизму идентификации-обособления.
Примечания
1. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. М.; Воронеж, 1996.
2. Волошина, Т. А. Психологические механизмы повышения уровня активности общения [Текст] :
дис. ... канд. психол. наук / Т. А. Волошина. Новосибирск, 1996.
3. Аабунская, В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. А. Лабунская, Ю. А. Мендже-рицкая, Е. Д. Бреус. М., 2001.
4. Аеонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1992.
5. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / В. С. Мухина. М., 1985.
6. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.
Е. В. Ефимова, В. С. Провалов
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются экономические возможности образовательных услуг в связи с интеграцией РФ в мировое экономическое пространство, Болонским процессом, глобализацией высшего образования.
Началом становления международного рынка образовательных услуг, в частности высшей школы, можно считать период образования системы европейских университетов (с эпохи средних веков вплоть до XVIII в.). Именно в этот период наряду с ростом востребованности знаний, заинтересованности студентов и преподавателей в образовании значительно возросла их мобильность, основанная на повсеместном переходе на использование латинского языка в образовательном процессе, а также достаточно свободном доступе во многие университеты того времени [1]. Этот период можно назвать первым этапом интернационализации высшего образования.
С начала XIX в. до конца 40-х гг. XX столетия происходит возрастание так называемого экспорта образовательных услуг из развитых стран в развивающиеся, особенно услуг высшей школы. Это во многом вызвано последствиями длительных войн и необходимостью подъема экономик, разрушенных в их ходе. С конца 1940-х до начала 1990-х гг. наблюдается активизация процессов интернационализации образования, становление мирового рынка образовательных услуг. Значительных успехов на этом поприще достиг-
ЕФИМОВА Елена Васильевна - преподаватель кафедры экономики и управления филиала ВятГГУ в Киро-во-Чепецке, соискатель ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова
ПРОВАЛОВ Владимир Савельевич - кандидат физико-математических наук, доцент по кафедре экономики и управления филиала ВятГГУ в Кирово-Чепецке © Ефимова Е. В., Провалов В. С., 2005
ли Соединенные Штаты Америки - к 90-м гг. XX века им принадлежит уже около трети объема мирового рынка образовательных услуг [2] высшего образования. Второе место занимают университеты западноевропейского сообщества (чуть меньше 30% мирового рынка). Третье место - страны Австралии и Новой Зеландии.
К моменту распада социалистического лагеря становится очевидной ситуация, что образование, в том числе и высшее, необходимо рассматривать как часть внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. По данным ВТО, к концу XX столетия ежегодный объем продаж образовательных услуг составил около 50-60 млрд. $ США с объемом потребителей в несколько миллионов человек. За последние 50 лет этот рынок оказался фактически поделенным между ведущими образовательными державами. Устойчивым лидером, бесспорно, являются США, уверенно контролирующие около трети всего мирового финансового образовательного оборота, а образование является пятой по значимости статьей экспорта национальной экономики. Второе место по объемам продаж занимает Великобритания, утроившая за последнее десятилетие прием иностранных студентов. Далее идут Германия (около 10% рынка) и Франция (9% рынка). Завершают этот список Австралия, Канада и Испания, освоившие рынок экспорта образовательных услуг на 7-8%. Доля России на международном рынке образования по числу иностранных студентов составляет всего 4-5%, это лишь 0,5% всего объема мирового рынка образования.
Приведенные цифры говорят о том, что экономические возможности образовательных услуг в России сильно недооценены. В то же время образовательный потенциал в нашей стране пока остается еще достаточно высоким, в частности общепризнанное лидерство России по степени фундаментальности образования и одной из самых низких стоимостей высшего образования: для иностранных студентов [3].
Новые реалии мирового развития - беспрецедентные процессы глобализации экономических процессов, всех сфер жизни и деятельности человечества. Ответом на вызовы времени в системе высшего образования явилась, в частности, интеграция Европейских стран в общее Европейское пространство, закрепленное Болонским соглашением.
«Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячеле-
тия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.
Основной целью европейской интеграции является создание в Европе «самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большее количество и лучшее качество рабочих мест и большую социальную сплоченность», способствующей дальнейшим действиям и более близкому сотрудничеству в рамках Болонского Процесса [4]. Европейская система высшего образования должна приобрести всемирный уровень притяжения, соответствующий экстраординарным культурным и научным европейским традициям [5].
В соответствии с Болонской декларацией к 2010 г. системы высшего образования европейских стран должны быть реформированы в единую систему путем принятия и реализации совместных мероприятий, направленных на их совместное сближение с сохранением фундаментальных ценностей и разнообразия национальных образовательных систем, обогащающих и развивающих друг друга. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенном и послестепенном. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
3. Внедрение системы зачетных единиц по типу ЕСТБ - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные единицы могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [6].
Российская Федерация, последовательно проводя линию интеграции в мировое экономическое пространство, «подключилась» к Болонско-му процессу, подписав в Берлине 19 сентября 2003 г. Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование. Участие России с самого начала процесса создания общеевропейской системы высшего образования дает ей возможность активно участвовать в определении задач, методов и скорости их достижения, правил и рамок взаимодействия, обеспечить учет российских интересов, интересов вузов и граждан с позиций повышения их конкурентоспособности на международном рынке. В ходе «Болонских преобразований» роль вузов в обществе должна возрасти и дать России возможность по другому определить сущность высшего образования и направлений научных исследований. За счет европейского признания отечественное образование должно стать более привлекательным для иностранных студентов. «Цели России - удвоение ВВП, поднятие уровня жизни, борьба с бедностью. И этих целей достичь без решения задач образования тоже нельзя. Европа интегрируется давно, и важную роль в этом процессе играет мобильность населения. Например, инженер, получающий образование в Португалии, хочет приехать на работу во Францию и остаться там. Перед Европой стоит задача введения единых требований к образованию, чтобы такого человека действительно приняли на работу в другой стране и были уверены в нем как в специалисте.
По сути, такая же задача стоит и перед Россией. У нас огромная страна. Выпускник вуза из Астрахани, к примеру, хочет жить и работать в Санкт-Петербурге. Или другая сторона этого же вопроса. Какие профессии сейчас наиболее популярны? Экономист, психолог, юрист. Их готовят во множестве вузов. Естественно, хотелось бы, чтобы качество образования во всех этих вузах было одинаково высоким. Повышение качества образования - важнейшая задача России» [7].
Однако, очевидно, высшее образование в России сегодня, его доступность отличаются от образования Европы и Америки. Огромная территориальная протяженность страны, ограниченная мобильность населения, обусловленная в первую очередь низким уровнем доходов в большинстве регионов, сосредоточение элитных вузов в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других академичес-
ких центров создает серьезные проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в регионах страны. Неблагоприятной для российской системы образования является и складывающаяся в целом демографическая ситуация, заставляющая вузы изыскивать новые направления в своей деятельности: привлекать иностранных студентов; больше уделять внимания дополнительному образованию взрослых.
Очевидные конкурентные преимущества при этом получат элитные вузы с развитой филиальной сетью, умело применяющие дистанционные технологии, и некоторые региональные вузы, способные оперативно удовлетворять потребности своих территорий в профессиональных кадрах и кооперирующиеся с ведущими вузами страны в «доводке штучной продукции», в том числе для «воспроизводства» и повышения качества своего профессорско-преподавательского состава. Филиалы даже в условиях предоставления платных образовательных услуг повышают доступность образования для широких слоев населения.
Крупные города предоставляют выпускникам высших учебных заведений более широкие возможности трудоустройства и самореализации. Выпускники школ, поступающие в крупные вузы, как правило, обратно не возвращаются. Общение с выпускниками показывает, что даже город Киров, находящийся всего лишь в 40 километрах от Кирово-Чепецка, является для молодых людей более привлекательным как с точки зрения учебы, так и будущей работы. Отток «умной» молодежи и отсутствие возможности готовить специалистов на местах обостряет кадровую проблему предприятий. Так, еще несколько лет назад на Кирово-Чепецкий химический комбинат было практически невозможно устроиться без протекции. Сегодня мы все чаще видим объявления «требуются...». Пока кадровая проблема частично компенсируется сокращением производства и, соответственно, сокращением потребности в персонале. Но намечающиеся тенденции оживления экономики и «старение» персонала в ближайшее время выдвинут проблему кадров на первое место.
Преобладание в России профессиональной мобильности над пространственной вполне закономерно в условиях высоких транспортных тарифов и больших расстояний. К тому же оно требует повышенной фундаментальности подготовки, что отвечает традициям нашего образования, представляет собой его сильную сторону, которая может быть привлекательной для иностранных студентов. Можно сказать, что фундаментальная подготовка представляет собой продолжение общего образования в профессиональном, а российское высшее образование в целом концептуально в большей мере соответствует
требованиям экономики, основанной на знаниях, чем, например, Западной Европы [8].
Закономерное повышение роли периферийных вузов в подготовке кадров в условиях отсутствия планового распределения превращает их в центральное звено всей системы образования в широком ее понимании. Теперь вузы начинают выступать, во-первых, как связующее звено между средней школой и экономикой региона в том, что касается обучения, и, во-вторых, как центр культуры, призванный отвечать за образование в широком смысле региона в целом, включая воспитание через все среды: информационную, управленческую, «досуговую» (прежде всего, семейную) [9].
В научной среде отношение к глобализации высшего образования в целом и присоединение России к Болонскому процессу неоднозначное. Одни положительно относятся к происходящему, чтобы с помощью глобализации разделить эффективность труда для проведения исследовательской работы, совместного содержания оборудования и т. п. Для других глобализация высшего образования вызывает негативную реакцию. Третьи «хотели бы реагировать на угрозы глобализации коллективно, а пользоваться ее возможностями индивидуально» [10].
Естественно, глобализация высшего образования повлияет на все системы высшей школы любой страны. Важно лишь понять, насколько «болезненным и разрушительным будет этот процесс для государственной высшей школы разных стран, смогут ли они конкурировать с международными образовательными корпорациями» [11]. Остается только решить, будем мы активно в этом участвовать или останемся сторонними, пассивными наблюдателями, превращаясь в «образовательную колонию». А чтобы России не стать лишь поставщиком дешевой рабочей силы, людских ресурсов для Европы и США, необходимо создавать «национальную образовательную корпорацию», которая будет двигать российское образование на мировой рынок.
Закончить хотелось бы словами бывшего министра образования В. М. Филиппова: «Я должен откровенно сказать: я считаю, что от вступления России в Болонский процесс вузы в большой степени потеряют. Но и стоять в стороне от этого процесса мы тоже не можем. Когда... они подпишут программу о зачетных единицах и образовании с друг другом, Россия не может ока-
заться вне этого круга. Развитие рынка образовательных услуг необратимо. С помощью дистанционного образования расширится число образовательных услуг, предлагаемых человеку. И, если эти преподносимые Россией образовательные услуги не будут признаваться во всей Европе, окажись мы в стороне от декларации, иностранных студентов мы себе не получим. Российские студенты также будут стараться получить то же самое образование дистанционным образом, никуда не выезжая из Благовещенска, в странах, дипломы которых признаются в Европе» [12].
Примечания
1. Майбуров, И. А. Глобализация сферы высшего образования [Текст] / И. А. Майбуров // МЭиМО. 2005. № 3. С. 10.
2. К образовательным услугам принято относить не только обучение в школе, вузе, курсы повышения квалификации, дистанционное и дополнительное образование, но и различного рода программные продукты: программное и методическое обеспечение, учебные компакт-диски и книги, а также предоставление высшего образования иностранным студентам. Причем последнее в западноевропейских странах является самым значительным предметом образовательного рынка, занимающим его большую часть.
3. Для сравнения: в США год обучения иностранному студенту обойдется в 15-25 тыс. $, в Англии -12-20 тыс. $, а в Австралии или Канаде - 6-10 тыс. $, в России - 2-5 тыс. $ в год.
4. «Создание общеевропейского пространства высшего образования». Из преамбулы Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003 г.
5. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года.
6. Там же.
7. Диев, В. Болонский процесс, или Дорога с односторонним движением [Текст] / В. Диев.
8. Гребнев, Л. С. Российское образование в зеркале демографии [Текст] / Л. С. Гребнев // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 4-25 (см.: www.vopreco.ru).
9. Там же.
10. Ван дер Венде, М. Послесловие к одной дискуссии [Текст] / М. Ван дер Венде // ВВШ «А1та Mater». 2000. № 5.
11. Майбуров, И. А. Глобализация сферы высшего образования [Текст] / И. А. Майбуров // МЭиМО. 2005. № 3. С. 17.
12. Министр образования РФ о Болонском процессе. Выступление В. М. Филиппова на международной конференции. Санкт-Петербург, декабрь 2002 года.