ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФРАНШИЗЫ КАК ОБЪЕКТА СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ
Зенина Л.В., аспирант кафедры экономики, управления и оценки НОУ ВПО «МАОК»
Развитие франчайзинга в России и рост числа договоров коммерческой концессии обуславливают необходимость дополнительной проработки норм права, регулирующих данный вид экономических взаимоотношений. Для проведения оценочных работ по определению платы за право пользования франшизой в первую очередь необходимо идентифицировать франшизу как объект стоимостной оценки. В статье дано развернутое определение состава франшизы как одного из ключевых ценообразующих факторов платы по договору.
Ключевые слова: франчайзинг, договор коммерческой концессии, франшиза, интеллектуальная собственность.
IDENTIFICATION OF THE FRANCHISE AS AN OBJECT OF VALUATION
Zenina L., The post-graduate student, Economics, Management and Evaluation chair, NOU VPO «MAOK»
The development of franchising in Russia and the growing number of franchise agreements stipulate the need for additional study of the law governing this type of economic relations. The identification of the franchise is the immediate stage of the valuation. The article gives a detailed definition of the franchise as one of the key pricing factors payment under the agreement.
Keywords: franchise, franchise agreement, franchise, intellectual property.
Создание и развитие нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности, позволяющих идентифицировать компанию и реализовываемые ею товар, услуги, является одной из задач компании, стремящейся с длительной деятельности, развитию на рынке потребительских товаров и услуг широкого спроса. Целевое предложение использовать преимущества узнаваемого сильного торгового знака, ноу-хау компании в производстве продукции, организации снабженческо-сбытовой политики, проведении маркетинговых политики могут предопределять стратегию развития компании через франчайзинг.
Юридически франчайзинг оформился в России в 1996 г. введением норм главы 54 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) о договоре коммерческой концессии. В России законодательно закрепленное определение термина «франчайзинг» отсутствует, употребление термина «франчайзинг» носит разовый характер, например, в п. 20 Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли [1], соответственно трактовку франчайзинга в российской интерпретации следует смотреть в ст. 1027 ГК РФ о договоре коммерческой концессии [2].
Таким образом, под франчайзингом в соответствии с определениями договора коммерческой концессии в понимается обязанность одной стороны (правообладателя, франчайзера) предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (франшизы).
Изучение международной судебной практики по делам о защите интеллектуальной собственности, франчайзинговой практики позволяют сделать вывод о том, что для определения обоснованной платы за право пользования франшизой в первую очередь необходимо определить характер и объем прав, передающиеся по договору коммерческой концессии, то есть идентифицировать франшизу как объект стоимостной оценки.
В статье 1027 ГК РФ законодатель не установил исчерпывающего перечня результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, права на использование которых, наряду с товарными знаками, могут предоставляться по договору коммерческой концессии. Следовательно, по договору коммерческой концессии могут быть также предоставлены права, распоряжение которыми путем предоставления права использования допускается законом.
До 1 января 2008 года по договору коммерческой концессии в комплексе исключительных прав пользователю могло быть также предоставлено право на использование фирменного наименования. Однако после вступления в силу части четвертой ГК РФ согласно пункту 2 статьи 1474 распоряжение правом на фирменное наименование, в том числе путем предоставления другому лицу права использования, не допускается. Вместе с тем, указание в поступившем на регистрацию договоре коммерческой концессии на предос-
тавление, наряду с другими правами, права на использование фирменного наименования, не является основанием для отказа в регистрации договора, поскольку пунктом 7.10 Регламента [3], устанавливающим условия регистрации договоров, такое условие не предусмотрено. В таком случае целесообразно сделать соответствующую отметку в сопроводительном письме заявителю.
Передача неисключительных прав на товарный знак по договору коммерческой концессии является обязательным условием, в противном случае такой договор не подлежит регистрации в Роспатенте РФ (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). В соответствии с действующим законодательством договор, по которому предоставляется право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) и не предоставляется право на использование товарного знака, не может рассматриваться как договор коммерческой концессии и, соответственно, не подлежит регистрации в Роспатенте.
Нормы права по отношению к знаку обслуживания применяются аналогичные товарному знаку, так как в соответствии со ст. 1477 ГК РФ различие товарного знака и знака обслуживания заключается в объекте идентификации: товарный знак идентифицирует товары, знак обслуживания - услуги.
Коммерческое обозначение не является обязательным объектом договора коммерческой концессии и представляет собой средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса. С 1 января 2008 г. часть четвертая ГК РФ рассматривает коммерческое обозначение как объект исключительного права. Исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. В связи с этим, как указывает Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5/29 от
26.03.2009 г. [4], судам следует учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия. По смыслу пункта 2 статьи 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Секретами производства (ноу-хау) по ст. 1465 ГК РФ признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования любым не противоречащим закону способом (ст. 1466 ГК РФ), в том числе
при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.
В контексте регламентирующих документов под «ноу-хау» понимается информация, обладание которой позволяет увеличить прибыльность компании, стоимость самой компании. Важной характеристикой является неотделимость данной информации от компании, а также режим коммерческой тайны, так как исключительное право на ноу-хау существует, пока сохраняется режим конфиденциальности (ст. 1467 ГК РФ). В указанном выше Постановлении № 5/29 отмечается, что к ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства (ст. 1472 ГК РФ) может быть привлечено любое лицо, разгласившее сведения, составляющие секрет производства (или допустившее иные нарушения исключительного права), в том числе публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, получивший доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласил [5, ст. 14].
В качестве ноу-хау в составе франшизы могут выступать:
1) требования к расположению торговой точки. Одним из ключевых причин успешного развития торговой точки является ее расположение, что подтверждается устоявшимся правилом о важных управленческих решениях относительно продукта, его цены, расположения торговой точки и продвижения самого продукта на рынке (four Ps in marketing: product, price, place, promotion) [6]. Выбор расположения торговой точки зависит от множества параметров: отрасли, проходимости потребителей и транспорта, удобства организации въезда и наличия парковки, расположения конкурентов на близлежащих территориях, наличия офисного и складского помещений, организации торгового пространства, соответствия помещений и прилегающих территорий требованиям нормативных документов, в том числе землеустроительных, экологических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических, уровня расходов на аренду или приобретение помещений, других специфических моментов, например, престижности территории. Как правило, у каждой компании есть определенный набор требований к местоположению точки и ее помещениям. Анализ соответствия принятым в компании-франчайзере стандартам проводится экспертом на основе различных методов: распространенным методом является «метод контрольного списка», когда специалист компании экспертно присваивает баллы каждому параметру из фиксированного перечня и на основе полученного результата делает вывод; на основе внешней информации могут быть реализованы методы аналогового сравнения, регрессионного анализа;
2) методы управления торговой точки, включая форму собственности торговой точки. Франчайзи может выступать как управляющий, а объекты недвижимости при этом принадлежат франчайзеру. В соответствии с МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность [7], контроль над такими принципиальными решениями, как организационно-правовая форма франшизополучателя и его структура финансирования, может осуществляться сторонами, не являющимися франшизодателями, и оказывать значительное влияние на доход франшизополучателя. Чем ниже уровень финансовой поддержки, предоставляемой франшизодателем, и чем ниже риски франшизодателя в связи с переменным характером доходов франшизополучателя, тем больше вероятность, что франшизодатель обладает только правами защиты;
3) требования к внешнему и внутреннему оформлению торговой точки, униформу персонала. Фирменный стиль компании, продукции позволяет потребителю идентифицировать компанию/продукт. На разработку фирменного стиля, определенных элементов компании тратят значительные средства;
4) методы и правила обслуживания потребителей. Особенности в обслуживании клиентов, дополнительные сервисы, удобные и привлекательные для потребителя могут способствовать росту доходов торговых точек;
5) методы организации управленческого, бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования. Грамотно организованный учет операций, документооборот минимизирует возможные проблемы с налоговыми органами, включая штрафные санкции, поставщиками и подрядчиками, клиентами компании, способствует укреплению деловой репутации компании. Франчайзером, как правило, определяется используемое в деятельности франчайзи программное обеспечение;
5) методы контроля качества товаров (работ, услуг), произво-
димых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. Это один из ключевых пунктов, так как, во-первых, потребитель рассчитывает получить определенный уровень качества продукции, при несоответствии уровня качества его ожиданиям он может отказаться в дальнейшем от ее приобретения; во-вторых, в соответствии со ст. 1034 ГК РФ, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Порядок, условия контроля качества вырабатываются компанией-франчайзером самостоятельно. Требования к качеству товара помимо нормативных документов по стандартизации определяются наличием собственных секретов производства, проводимой политикой компании к внедрению результатов собственных исследований и изобретений;
6) методы, условия проведения маркетинговых мероприятий. Ввиду необходимости поддерживать узнаваемость и имидж компании, франчайзеру необходимо постоянно проводить рекламные кампании, маркетинговые акции. В договоре коммерческой концессии обязательно должен быть пункт, посвященный методам проведения маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением товаров, услуг, реализуемых под товарным знаком франчайзера.
По договору коммерческой концессии могут быть переданы другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. При этом нормативно-правовыми актами не регламентируется объем информации, необходимый к передаче концессионером (франчайзером) при подписании договора коммерческой концессии, а перечень не подлежащих охране сведений определен Федеральным законом «О коммерческой тайне».
Исходя из анализа практики франчайзи, по договору коммерческой концессии франчайзи для использования в своей предпринимательской деятельности может получить сведения и активы, которые не подлежат правовой охране, в том числе:
1) клиентская база. Развитие через франчайзинг изначально предполагает, что компания-франчайзер имеет известный товарный знак/знак обслуживания, узнаваемый фирменный стиль, существует определенный уровень лояльности потребителей. Поэтому, когда франчайзи открывает торговую точку в новом для потребителя месте, предполагается, что франшиза обеспечит клиентопоток не менее, а даже более интенсивный, чем располагаемые в рамках одной территории торговые точки конкурентов.
2) деловые контакты, в том числе списки поставщиков. Бесперебойные поставки сырья, материалов, товаров, специальные условия обслуживания и скидки способствуют росту прибыльности бизнеса как франчайзера, так и франчайзи.
3) документально-технологическое сопровождение деятельности франчайзи, в том числе получение необходимых разрешений, лицензий и т.п.
4) маркетинговая аналитическая информация об отрасли, конкурентах. Для грамотного принятия управленческих решений компании-франчайзеры всегда должны иметь самую актуальную информацию относительно тенденций отрасли, действий конкурентов, изменений в нормативно-правовых актах. На основе таких данных вырабатывается стратегия и тактика развития компании-франчайзера, что прямо и косвенно оказывает влияние на деятельность франчайзи.
Соответственно в общем случае франшизу формируют следующие нематериальные активы, объекты интеллектуальной собственности и активы, не подлежащие правовой охране:
- товарный знак/товарные знаки;
- коммерческое обозначение и знак обслуживания;
- фирменный стиль торговой точки и внешнего вида работников;
- методы выбора расположения и анализа соответствия принятым внутренним стандартам расположения торговой точки;
- методы управления торговой точкой, включая методы контроля деятельности персонала;
- технологии обслуживания клиентов, включая возможные методы оплаты клиентами за оказанные услуги и реализованные товары;
- методы организации управленческого, бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования;
- методы снабженческо-сбытовой организации деятельности торговой точки, требования к ассортиментной политике;
— деловые контакты, включая данные о поставщиках товаров, сырья;
— методы контроля качества реализуемой продукции и услуг и данные паспорта качества реализуемых товаров/услуг;
— методы проведения маркетинговых мероприятий;
— маркетинговую аналитическую информацию об отрасли,
— прочие нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности.
— коммерческий опыт;
— лояльность потребителей и сформированную клиентскую базу;
— гарантию качества продукции, услуг;
— гарантию продвижения продукции, услуг на рынке;
— документально-технологическое сопровождение деятельности франчайзи, в том числе получение необходимых разрешений, лицензий и т.п.
Анализируя франшизу как единый комплекс объектов можно провести аналогию с единой технологией, освещению особенностей которой посвящена последняя глава в разделе ГК РФ о правах на интеллектуальную собственность (раздел 77 главы 7):
— в соответствии с определениями единой технологии, в нее могут быть включены результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные (ст. 1542 ГК РФ). Составляющими элементами франшизы помимо прав на объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы также могут быть активы, не подлежащие правовой охране, как было обозначено выше, включая данные о деловых контактах, маркетинговую информацию;
— обязанность практического применения единой технологии несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право (ст. 1545). Франчайзер при заключении договора коммерческой концессии обязуется использовать франшизу в своей предпринимательской деятельности;
— право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные результаты из числа указанных результатов (на часть технологии) допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение (ст. 1550 ГК РФ). Аналогично при заключении договора коммерческой концессии франчайзи получает неисключительные права на единовременное пользование целым комплексом прав и нематериальных активов для ведения франчайзингового бизнеса;
— в порядке проведения конкурсов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии указано, что стоимость права на единую технологию определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и с учетом затрат на создание единой технологии, или сведения о безвозмездном отчуждении права на единую технологию по договору об отчуждении права на единую технологию с приведением обоснования такого отчуждения; вид и размер вознаграждения по лицензионному договору определяются на условиях, соответствующих установившейся практике, или предоставляются безвозмездном с обоснованием такого предоставления (Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» № 284-ФЗ от 25 декабря 2008 г.). Доходы от договоров коммерческой концессии должны быть экономически обоснованными в соответствии с требованиями налоговых органов, то есть экономически оправданными и оценка которых произведена в денежной форме, а вид вознаграждения регламентирован текущими нормами права и мировой практикой.
На спорную применимость правил раздела 77 ГК РФ к франшизе указывает тот факт, что правила раздела 77 применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 1543).
Специфика возникновения права на франшизу заключается в том, что при заключении договора коммерческой концессии франчайзи передаются неисключительные права пользования франшизой. Франчайзер имеет исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, подлежащие правовой охране в соответствии с российскими нормами права. Однако исключительные права франчайзера на отдельные объекты, передаваемые по договору коммерческой концессии, могут пре-
кратиться в период действия договора. Соответственно одной из ключевых обязанностей франчайзера является оформление и поддержание в силе всех прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, так как:
— срок, на который заключается договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
— в случае прекращения исключительного права договор прекращается.
Помимо сроков правовой охраны на составные элементы франшизы на решение о сроке договора влияют различные факторы, в том числе:
— объем необходимых для начала деятельности инвестиций;
— размер будущего дохода;
— наличие необходимости вносить изменения в бизнес-систему;
— отраслевая специфика.
В соответствии со ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии может быть заключен как на срок, так и без указания срока его действия. Исходя из положения, что к договору коммерческой концессии применимы правила, указанные в разделе VII ГК РФ о -лицензионном договоре, в случае, когда договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.
Помимо характера и объемов прав, сроков действия исключительных прав ключевыми факторами, оказывающими влияние на величину платы за неисключительные права пользования франшизой, являются:
— обязанности сторон по договору, характер взаимоотношений франчайзи и франчайзера и степень вовлеченности франчайзера в деятельности франчайзи;
— условия осуществления маркетинговой политики;
— специфика отрасли функционирования, нормы рентабельности деятельности в рамках отрасли, финансовые аспекты договора коммерческой концессии у конкурентов.
В соответствии с Законом N 216-ФЗ ст. 1030 ГК РФ с 21.10.2011 г. вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Вознаграждение может выплачиваться в любой форме, предусмотренной договором, то есть возможно сочетание фиксированного и периодических платежей.
Во избежание неоднозначных толкований, исходя из экономической сущности платежей, автор считает корректным использовать следующую терминологию, относящуюся к договорам коммерческой концессии:
— плата за предоставление франшизы вместо фиксированного разового платежа, что соответствует экономическому смыслу и общепринятой практике, диктующей необходимость оказания франчайзера набора услуг для передачи заданного формата бизнес-системы франчайзи;
— плата за право пользования франшизой. Предложенная терминология обусловлена тем, что регулярные виды платы могут иметь различную форму, автор определил основные:
— фиксированный процент от выручки или операционной прибыли;
— плавающий процент от выручки, операционной прибыли, в том числе:
ь регрессивной ставки, когда при увеличении продаж торговой точки франчайзи процент отчислений в сторону франчайзера снижается. Установление такой ставки стимулирует франчайзи работать на увеличение объемов продаж, отражать реальные показатели деятельности в отчетах для франчайзера. В качестве базы для исчисления платы при применении регрессивной ставки может быть выбран сопоставимый период в ретроспективе либо средний показатель за определенный период при отсутствии фактора сезонности.
ь прогрессивной ставки, учитывающей различия локальных рынков и позволяющей извлечь максимум прибыли франчайзеру на слабо конкурентных рынках.
— фиксированные суммы платежа в денежном выражении;
— комбинированный платеж, когда франчайзер устанавливает помимо процента отчислений от выручки или операционной прибыли минимальную сумму платежа, которая должна быть уплаче-
на независимо от финансового результата деятельности франчайзи;
— скрытый платеж в виде дополнительной наценки на реализуемые франчайзером в сторону франчайзи продукцию, сырье и материалы.
Помимо перечисленных видов встречаются специфические формы платы:
— платеж в период запуска новой торговой точки. Такой вид платежа устанавливается временно, его уровень занижен относительно базового уровня. Могут применяться специальные условия, в соответствии с которыми «недоплаченную» часть франчайзи возместить франчайзеру позднее;
— бартерные транзакции между франчайзером и франчайзи;
— нулевая плата за франшизу.
Таким образом, упомянутые в ст. 1030 ГК РФ периодические платежи, отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров являются формами платы за право пользования франшизой.
В мировой практике широко имеет распространение термин «роялти», но дефиниции данного термина в российских нормативных документах, посвященных непосредственно договору коммерческой концессии, отсутствует. Определения роялти даны во внешнеторговых российских соглашениях, в Приказе Росстата от 19.08.2011 № 367 (ред. от 25.08.2011, с изм. от 06.09.2012) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой
труда работников и наукой» и только косвенно затрагивают предмет договора коммерческой концессии.
Оптимальным уровнем платежа является в случае, когда: —соответствует требованиям и нормам отрасли; —обеспечивает такую норму доходности для франчайзи, при который после всех выплат в сторону франчайзи ее уровень будет превосходить или соответствовать нормам прибыли конкурентов, работающих в аналогичной отрасли и сопоставимых по масштабу деятельности;
— суммы выплат от франчайзи будут покрывать расходы франчайзера на контроль и содействие франчайзи, проведение маркетинговых кампаний, включая рекламные расходы.
Примечательно, что исследования, основанные на анализе статистических данных и опросах франчайзеров, показывают, что при принятии соответствующего управленческого решения, связанного, прежде всего, с ростом капитализации компании, усиления позиций товарного знака, плата за предоставление и плата за пользование франшизой увеличиваются единовременно, разнонаправленное изменение величин платы встречается точечно.
В заключение подчеркнем, что выработка методологического аппарата, регламентирующего определение уровня платы за право пользования франшизой и анализ его адекватности, а также необходимость обоснования величины платы в налоговых и судебных органах является одной из самых актуальных проблем в сфере франчайзинга в России на настоящий момент.
Литература:
1. Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, утвержденные Приказом Минпромторга Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 637 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 20 апреля 2013 года. [Текст] / под ред. Т. Дегтяревой. - Москва: Эксмо, 2013.- 512 с. (Серия Все кодексы РФ). ISBN 978-5-699-64556-5.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 321 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5/29 от
26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации : [Электронный ресурс] / URL : http://www.arbitr.ru/ ?id_sec=354&id_doc=20245&id_src=2D908F2D665339666758565116618200&filename=20245.pdf (Дата обращения 21.01.2013 г.)
5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - 16 с. ISBN 978-5-98534-895-8.
6. Business for Higher Awards. Dave Needham ... [et al.]. Oxford, England: Heinemann edition. Published 1996 by Heinemann in Oxford . Written in English.
7. МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», введенным в действие Приказом от 18 июля 2012 г. N 106н Министерства финансов Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».