Научная статья на тему 'Идеи евразийства как духовная альтернатива культурной унификации современного российского общества'

Идеи евразийства как духовная альтернатива культурной унификации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийство / Диалог культур / российское общество / культурная унификация / Глобализация

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киньябузова А. С., Рахматуллина З. Я.

В статье рассмотрена актуальность идей евразийства для развития поликультурного российского общества в условиях наступления глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи евразийства как духовная альтернатива культурной унификации современного российского общества»

УДК 1:316

ИДЕИ ЕВРАЗИЙСТВА КАК ДУХОВНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА КУЛЬТУРНОЙ УНИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© А. С. Киньябузова, З. Я. Рахматуллина*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрена актуальность идей евразийства для развития поликультурного российского общества в условиях наступления глобализации.

Ключевые слова: евразийство, диалог культур, российское общество, культурная унификация, глобализация.

Современное российское общество - арена радикальных цивилизационных изменений во всех сферах. Процессы демократизации, начавшиеся после 80-х годов, разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели к кризисным явлениям в российском обществе и культуре, к девальвации духовных ценностей и культуры в целом.

На культурное состояние российского общества неблагоприятное влияние оказывают всевозможные процессы «извне» (американизация, вестернизация, глобализация). Тотальная экспансия стандартов западного (американского) образа жизни и индивидуалистического духа «фаустовской» культуры как идеальных моделей для организации жизнедеятельности, умноженная на идеологическую пустоту в общегосударственном масштабе, разрушает традиционные ценностные основания того общества, которое на протяжении веков жило в «тепле и уюте» духовного коллективизма, в «Мы»-традиции. «Россия является евразийской страной... Общинный дух, уважение к старшему поколению, приоритет общественных интересов над личными, патриотизм, сострадание к слабым и обездоленным, великодушие к побежденным и терпимость к инакомыслящим - все эти отличительные черты российской национальной культуры давно и хорошо известны»,- подчеркивают О. К. Валитов и И. О. Валитов [1, с. 405—40б]. Безусловно, после долгих лет изоляции российская культура возвращается в мировую цивилизацию, ориентируясь на общечеловеческие ценности, решающие проблемы совместного (планетарного) выживания, но в условиях наступления глобализации, угрожающей социокультурным традициям многочисленных народов и зачастую прикрывающейся общечеловеческими идеалами добра, истины и красоты, актуализируется вечный «гамлетовский» вопрос: быть или не быть? Станет ли отечественная российская культура носителем собственных национальных традиционных ценностей и вековых достижений и не растворится ли в просторах безликой мировой цивилизации? Сегодня, как никогда, актуализируется вопрос об органической, естественной траектории развития, выборе оптимального пути для движения России в мировое культурное пространство. Современный мир, как это очевидно сегодня, влияет на важнейшие составляющие духовной и социальной жизни: мир культуры, духовность нации и личности, отноше-

ние с другими культурными мирами. Все больше сторонников (как в зарубежной, так и отечественной общественной мысли) находит позиция, что главными в современном бытии культур, преломляющемся через призму глобализационных процессов, являются опора на собственные силы, собственный культурный архетип и традиции в процессе нового открытия родных и творческого осмысления чужих культурных ценностей и идея диалога как категорического императива в межличностных, межкультурных, межцивилизационных коммуникациях. Для современного российского общества в данном контексте особый смысл приобретают основные положения учения евразийцев, основывающиеся на идее диалога культур, призывающие к тесному равновеликому общению и равноправному сотрудничеству евразийские народы и государства.

Евразийство — социально-философское течение, зародившееся в 20-е годы в среде русской эмиграции. Евразийство объединило в своих рядах высокообразованных талантливых людей с большим творческим потенциалом, направление деятельности которых было различно: религия, философия, языкознание, этнография, востоковедение, экономика, история. У истоков евразийского учения стояли филолог и культуролог Н. С. Трубецкой, искусствовед П. П. Сувчинский, философ Л. П. Карсавин, географ П. Н. Савицкий, историк Г. В. Вернадский, философы и публицисты Г. В. Фло-ровский, В. Н. Ильин, экономист Я. Д. Садовский, востоковед В. П. Никитин, писатель В. Н. Иванов и др. Как подчеркивает П. Я. Пащенко, «евразийское движение создали талантливейшие молодые русские ученые и философы, случайно встретившиеся в Софии в 1921 г. И создали они его, ориентируясь не на общую идейную платформу, а на общее «настроение», мироощущение, т.е. на то трудновыво-димое, доставшееся от России сокровище, которое невозможно сохранить в одиночку и которое витает в межличностном пространстве» [2, с. 112].

Как известно, евразийцы выступали за сохранение самобытного духовного начала российской культуры и национальных культур, их уникальности и неповторимости. «При кажущейся анархической пестроте отдельные национальные культуры, сохраняя каждая свое неповторимое индивидуальное своеобразие, представляют в своей совокупности некоторое непрерывное гармоническое единство целого. Их нельзя синтезировать, отвлекаясь от их индивидуального своеобразия, ибо именно в сосуществовании этих ярко индивидуальных культурно-исторических единиц и заключается основа-

* автор, ответственный за переписку

184

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

ние единства целого»,— подчеркивал Н. С. Трубецкой [3, с. 334]. По его глубокому убеждению, «познай самого себя» и «будь самим собой» — это жизненные аксиомы, и соблюдение этих императивов необходимо в развитии самобытной национальной культуры [3, с. 117]. Формирование здоровых (бесконфликтных), гармоничных, диалогических социальных и личностных отношений — залог успеха и процветания любого многонационального общества. Диалог предполагает равноправное сотрудничество, основанное на принципе взаимоуважения, где отсутствует градация: низший — высший, совершенный — несовершенный, поскольку, как считали евразийцы, у каждой культуры есть что-то бесценное и важное, чего нет у других культур.

У народов, входящих в континент Евразия, с точки зрения евразийцев, должен быть силен дух национального и культурного единения. Л. П. Карсавин подчеркивал: «Народ является творением и фактором истории. Он опирается на общность происхождения, общность населяемого им края, общность языка и — в первую очередь — на свою творимую культуру и историю» [4, с. 184]. Любовь к своей культуре является выражением привязанности к своей национальности, а культура единой России-Евразии, по утверждению евразийцев,— порождение всех народов, ее населяющих.

Отчуждение идеи равновеликого диалога из сферы межкультурных коммуникаций, возможное установление на планетарном уровне культурного космоса с доминирующей в нем западной (американской) цивилизацией и ее контролем над всеми остальными культурными общностями грозит им деградацией, вырождением и упадком, разрушением национальной духовности, культурной унификацией — об этой опасности идеологи евразийства предупреждали еще в начале прошлого столетия, и эта угроза становится реальной в современном российском обществе. Следует помнить о том, что чем больше налажены культурные связи, способность и открытость к диалогу, тем больше возможностей у отдельных культур к качественному «неподражательному» развитию, сохранению своей персонально-сти в глобализирующемся мире. М. С. Панарин отмечает: ««Центризм» как мировосприятие додиалогово-го типа сегодня по-настоящему сохранился только на Западе — в форме «европоцентризма». Страны Востока и Юга уже знают, что они обречены на диалог и на перерешение собственной судьбы» [5, с. 44].

В процессе глобализации происходит неравноценный информационный и культурный обмен, в результате которого навязываются стандарты и ценностные ориентиры, прежде всего, западного образца. Диалогическое общение, о котором говорили идеологи евразийства, подразумевает не слепое копирование и воплощение различных идей иных цивилизаций, а эквивалентный культурный обмен, творческое заимствование с сохранением собственного «культурного лица»: «И попытка человеческими руками разрушить..., заменить естественное органическое единство живых ярко индивидуальных культур механическим единством безличной общечеловеческой культуры, не оставляющей места проявлениям индивидуальности и убогой в своей абстрактной отвлеченности, явно противоестественна, богопротивна и кощунственна»

[3, с. 335]. Действительно, в истории народов расцвет многих культур связан с их умением учиться, интересом к заимствованиям и творческим переосмыслением достижений других. Культура постоянно нуждается в собеседнике, адресате, партнере, восприемнике. Консервирование национальных ценностей снижает ее творческий потенциал, оборачивается в реальности материальным обеднением жизни и духовным оскудением народа. Истина и смысл существования народа (человека) выявляются в процессе диалогического соприкосновения с судьбой другого народа. Быть в культуре — значит пребывать во взаимодействии с прошлым и будущим, с «актуальными» другими. Диалогизм выступает как один из решающих факторов сближения людей и национальностей, означает также возможность взаимодействия противоположных укладов жизни, религий и ценностных ориентаций, порой враждующих друг с другом, ограничивает гипертрофию этноцентризма в оценке своих культурных достижений и возможностей. Этноцентризм (присущее массовому сознанию чувство групповой солидарности, основанное на представлениях о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные) выражается, прежде всего, в предвзятом, необъективном отношении к другим культурам, формирует упрощенные образы своего народа, щедро наделенные позитивными характеристиками. Высокомерие, недоверие и даже враждебность по отношению к чужим культурам, привычка рассматривать облик других народов только в черно-белых тонах есть та почва, которая питает воинствующий национальный эгоизм (негативный национализм), граничащий с идеей национальной и культурной исключительности.

Экспансия западной культуры, гипертрофированное усвоение ее приоритетов, принципов организации общественной (духовной, политической и др.) жизни, органичных для Европы, ведут современное российское общество к отчуждению от собственных корней, забвению исторической памяти, формированию поколений манкуртов без памяти прошлого, надежного настоящего и уверенного будущего, иванов, не помнящих родства. Русской культуре, выступающей своеобразной стержневой, цементирующей основой для культур многочисленных этносов России, жизненно важным является сохранение своего консолидирующего начала. Откровенное и беспредельное «европейничанье», от которого предостерегал Н. Данилевский, пребывание в аморфном состоянии грозят упадком не только великой русской культуре, но и многочисленным этнокультурам страны. Роль русской культуры, русского языка в развитии других этнических культур колоссальна, поскольку она является не только средством межэтнического взаимодействия, но и важным духовным компонентом, способствующим развитию национальных культур. И. Б. Орлова отмечает: «Именно через русский язык, русскую культуру многие народы евразийской цивилизации знакомятся с сокровищницей мировой культуры, через русский язык они делают всеобщим достоянием свои культурные национальные достижения. Русская культура, как один из мощных источников, питающих общемировую культуру, принадлежит не только славянским, но и

всем другим народам... Все народы через русскую культуру, русский язык приобщились и до сих пор приобщаются к мировой культуре» [6, с. 62]. Особую роль и значение евразийцы, как известно, отводили и русскому этносу, который был призван выступить не хозяином поликультурной общности российского государства, а братом многочисленных народов евразийского континента. «Русский народ оказался не единственным господствующим, а одним из равноправных народов, населяющих государственную территорию. Правда, превосходя все прочие народы своею численностью и имея за собой многовековую традицию государственности, русский народ, естественно, играет и должен играть первую роль среди всех народов государственной территории. Но это все же уже не хозяин среди домочадцев, а только первый между равными» [7, с. 90].

Евразийцы были убеждены, что в России есть потаенное начало, которое способно принести в будущие судьбы русского народа истинную силу и славу при условии неподражательного, самобытного развития. «Освободив свое мышление и мироощущение от давящих его западных шор,— писал Н. С. Трубецкой,— мы должны внутри себя, в сокровищнице национальной русской духовной стихии, черпать элементы для создания нового мировоззрения... В то же время вполне свободные от преклонения перед кумиром западной цивилизации мы должны всемерно работать на создание самобытной национальной культуры, которая сама, вытекая из нового мировоззрения, в то же время обосновала бы собою это мировоззрение» [8, с. 144].

Поиск органичного для России пути социально-экономического развития, обеспечивающего подлинное, гарантированное бытие и качественное, устойчивое движение в мировое глобальное пространство как сильной, авторитетной державы,— задача, которую должно решить сегодня российское общество. Идея сбережения единого российского (евразийского) пространства и качественного развития каждой национальной культуры как самобытной, неповторимой составляющей единого культурного пространства России-Евразии, является одним из ключевых посылов в идеологии евразийства. «Евразийцы глубоко ценят коренное своеобразие каждого народа. Их основное усилие направлено к тому, чтобы каждому народу обеспечить возможность выявления и развития его действительных и неповторимых качеств. И они уверены, что так называемые национальные особенности будут складываться в некоторую гармонию, будут порождать явления широкого и творческого общеевразийского национализма» [9, с. 110].

Творческое осмысление духовных смыслов евразийства, спроецированных на современную российскую действительность, заключает в себе огромный конструктивный потенциал для определения стратегий дальнейшего развития многонационального, поликонфессионального, поликуль-турного российского общества в условиях наступающей глобализации, в выстраивании отношений как между отечественной и мировой культурами,

так и национальными культурами в рамках единой российской культуры. Следует помнить, что каждый этнос в ответе не только за свою судьбу: развитие истории, культуры, языка, но и за развитие мировой истории, мировой культуры, поскольку народы, нации — это одна из составных частей многополярного, многоликого, но неделимого целого.

Евразийская концепция учитывала то, что на огромной территории России-Евразии проживают многочисленные этносы, вероисповедание, культура и быт которых различны, и что в этом множестве просто губительными окажутся стремление к отделению, обособлению, сепаратистские настроения. Именно идея диалога, консолидация вокруг русской народности способствовали полноценному развитию многочисленных этносов России-Евразии, объединенных общностью исторической судьбы.

Равновеликое общение многочисленных этнических общностей России, с одной стороны, и российской национальной культуры с другими национальными культурами на планетарном уровне — с другой, есть необходимое условие движения к глобальному миру, представляющему в идеале единство в многообразии в интересах всех национальных культур и всего человечества. Духовным завещанием можно назвать слова К. Н. Леонтьева: «Истинно мировое есть, прежде всего, свое собственное, для себя созданное, для себя утвержденное, для себя ревниво хранимое и развиваемое, а когда чаша народного творчества или хранения переполнится тем именно особым напитком, которого нет у других народов и которого они ищут и жаждут, тогда кто удержит этот драгоценный напиток в краях национального сосуда?! Он польется сам через эти края национализма, и все чужие люди будут утолять им жажду свою» [10, с. 680]. Есть понятие «мы вместе», и это «вместе», основывающееся на почитании и уважении не только к своей культуре, но и к культуре «соседа», любви как к малой, так и к большой родине, должно стать духовным принципом события и сотворчества многообразных культурных миров в наше время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валитов О. К., Валитов И. О. // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №2. С. 404—407.

2. Пащенко В. Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М, 2003. 368 с.

3. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык / Сост. В. М. Живова. М.: Прогресс, 1995. 800 с.

4. Карсавин Л. П. // Новый мир. 1991. №1. С. 183—195.

5. Панарин М. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М.: ИНТРАДА, 1995. 262 с.

6. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социальноисторическая ретроспектива и перспектива. М.: НОРМА, 1998. 280 с.

7. Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. 368 с.

8. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с.

9. Савицкий П. Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. 464 с.

10. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика: Духовная проза: (1872— 1891). М.: Республика, 1996. 799 с.

Поступила в редакцию 23.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.