Научная статья на тему 'Евразийская концепция для многонационального общества: творческий и духовный потенциал'

Евразийская концепция для многонационального общества: творческий и духовный потенциал Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДИАЛОГ НАРОДОВ И КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киньябузова А. С.

Статья посвящена творческому осмыслению идей евразийства и выявлению духовного потенциала для современного многонационального российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская концепция для многонационального общества: творческий и духовный потенциал»

УДК 1:316

ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЛЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ТВОРЧЕСКИЙ И ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

© А. С. Киньябузова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена творческому осмыслению идей евразийства и выявлению духовного потенциала для современного многонационального российского общества.

Ключевые слова: евразийство, многонациональное российское общество, диалог народов и культур.

В последние десятилетия XX столетия основными различиями между людьми стали в основном не столько политические, идеологические или экономические, сколько культурные несовпадения. На сегодняшний день наиболее типичными и часто встречающимися являются конфликты, основанные на различии культур. А. В. Гулыга утверждает, что в наши дни Россию постигла трагедия - утрачено единое национальное самосознание. Страна разобщена взаимной неприязнью социальных и этнических групп. Будущее России мыслитель видит в возрождении национального самосознания, культуры и подчеркивает, что в вопросе о национальности главное -не родство по крови, а тип культуры (тот культурный стереотип, который стал родным) [1, с. 178].

Будущее российской культуры связано с возвратом к духовным ценностям, созданным в период многовековой совместной истории народа. Акцентирование значимости самобытности, неповторимости, необходимость сохранения каждой национальной культуры - один из ключевых моментов евразийства.

Специфика становления российского общества как многонационального социума обусловила его превращение в ядро особой цивилизации Евразийского континента. Евразия как географическое, социально-историческое и социокультурное единство народов стала предметом исследования социальнофилософского направления - евразийства, зародившегося в 20-е годы в условиях и среде русской эмиграции. Евразийство объединило в своих рядах филолога и культуролога Н. С. Трубецкого, искусствоведа П. П. Сувчинского, философа Л. П. Карсавина, географа П. Н. Савицкого, историка Г. В. Вернадского, философов и публицистов Г. В. Флоровского, В. Н. Ильина, экономиста Я. Д. Садовского, востоковеда В. П. Никитина, писателя В. Н. Иванова и др.

Датой рождения евразийства, одного из оригинальных идейно-политических, философских течений, принято считать август 1921 г., когда в Софии вышел в свет первый коллективный сборник статей Г. В. Флоровского, Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского под названием «Исход к Востоку». Спектр причин, породивших евразийство, достаточно широк, но все же главной, на наш взгляд, является уникальность той исторической обстановки, которая сложилась на крутом

повороте истории в первой четверти XX века в мире, Европе и в России. Уникальность, необычность общественно-политической ситуации требовала новых подходов для ее обновления, ибо привычные стереотипы мышления, устоявшиеся ценности, представления оказались для этой цели непригодными. «Евразийство ... было призвано решить несколько задач, имевших принципиальное значение для цивилизационного и геополитического самоопределения огромной по территории поликультур-ной России»,- подчёркивает Б. С. Ерасов [2, с. 65].

В понимании евразийцев Россия - не просто государство в ряду других государств Европы и Азии, а единая мощная цивилизация, в которой получили развитие уникальное братство народов, принадлежащих к разным типам культур, стремление к политической, экономической, культурной интеграции.

И. А. Ильин подчеркивал, что Россия - это не случайное нагромождение племен, народов, территорий, а «... живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально-младшими братьями - духовным взаимопониманием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейски-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия» [3, с. 171].

За многие столетия совместного бытия и сотворчества на основе общности их исторических судеб, близости мировоззрения, ментальных черт и поведенческих стереотипов сложился единый социально-духовный Космос народов России, характеризующийся полифонией языков, культур, религий. К. Д. Ушинский писал о том, что русская национальная культура «оказывается не замкнутой, а открытой, не отталкивающей иные миры, но притягивающей их. В условиях многонационального окружения и соседства она способна не только усвоить чужое, но и стать родной для представителей иных национальностей при добровольном овладении ими главным инструментом национальной культуры - ее языком» [4, с. 252].

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №2

551

Значимость национальных культур, сохранение уникальности и неповторимости народов, самостоятельное развитие на основе собственной национальной идеи, исключающее подражание чужим образцам и опирающееся на национальнокультурные традиции, духовные ценности и многовековой опыт социально-исторического взаимодействия народов Евразии, - главные идеи евразийства.

Российская культура - культура великая, одной из ипостасей которой является культура русского этноса. По мнению И. Б. Орловой, «именно через русский язык, русскую культуру многие народы евразийской цивилизации знакомятся с сокровищницей мировой культуры, через русский язык они делают всеобщим достоянием свои культурные национальные достижения. Русская культура, как один из мощных источников, питающих общемировую культуру, принадлежит не только славянским, но и всем другим народам... Все народы через русскую культуру, русский язык приобщились и до сих пор приобщаются к мировой культуре» [5, с. 63].

В условиях наступления глобализации главная задача состоит в сохранении самобытного духовного начала российской культуры, ее уникальности, неповторимости. Нужно исключить подражание западным образцам, поскольку оно грозит растворением в «фаустовской» культуре, «потерей своего собственного национального лица», утратой самобытности. Сама наша эпоха «требует» обращения к идеям евразийства, поскольку они представляют особую актуальность, т. к. призывают активизировать национальное самосознание, вдохновляют людей на решение исторически значимых задач, связанных с сохранением и развитием этноса, утверждают не войну, а мир, не конфликты, а согласие, не национализм, а равновеликое общение других этносов, не бездуховность, а веру, не упадок культуры, а ее возрождение.

Евразийцы подвергали критике взгляд на западную цивилизацию как высшее достижение человеческой эволюции, показывали несостоятельность попыток навязать другим народам такого рода представления, привнести в культуру чуждые ценности и стандарты. При этом они не отрицали значения взаимовлияния культур, и в частности влияния европейской культуры на Россию, но подчеркивали, что евразийская культура многообразнее и шире последней, поскольку она в качестве своих истоков имеет культуру многих примыкающих к ней народов [6, с. 7].

Россия - уникальное место на земле. Уникальность ее заключается в многообразии культур, языков, национальностей, встречающихся в нашей стране. Лучший тому пример - Башкортостан -сердце Евразии, который трепетно относится ко всем народам, проживающим на территории края. Башкортостан сегодня - многонациональная республика, в которой в дружбе и согласии проживают представители свыше 100 национальностей: рус-

ские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты, белорусы, украинцы, азербайджанцы, узбеки, немцы, евреи и др. Каждая культура, народ, религия нашли в Башкортостане свое место, совместная жизнь сблизила и сплотила их. В этом огромная заслуга проводимой в республике национальнокультурной политики.

Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов отмечает: «Межнациональное согласие, общественно-политическая стабильность и спокойствие - это самое дорогое, что мы сегодня имеем в Башкортостане. Дружба и согласие между народами у нас складывались в течение четырех столетий. За эти годы создался уникальный межнациональный микроклимат, который заключается во взаимном уважении и культурно-духовном обмене людей разных национальностей. Я считаю, что многонациональность - это не проблема, не основа для конфликта, а благо, помогающее жить в дружбе и согласии. Это обмен навыками, культурными традициями, духовным богатством» [7, с. 2].

Процесс диалога культур в наши дни приобретает особое значение и самая важная задача - сохранить дружественные отношения между людьми. Необходимо заботиться о том, чтобы все народы чувствовали себя свободно, должен быть диалог «равных и разных», который является предпосылкой согласия, мира, бесконфликтного существования людей. Р. Г. Абдулатипов отмечает: «Видеть в другом человеке - человека, в другом народе - народ, в другом государстве - государство со всеми атрибутами достоинства, индивидуальности и самобытности, любить и уважать других, - тем самым умножая любовь и уважение к себе - вот основа гуманистической культуры межнациональных отношений» [8, с. 147].

Идеи евразийцев призывают к тесному сотрудничеству евразийские народы и государства. Именно евразийский путь, путь диалога и сотрудничества для российской, а, следовательно, и для башкирской культуры, рассматривается как органическая, естественная траектория современного социокультурного развития.

Принципиально важным условием жизни человечества является способность людей к сотрудничеству, компромиссу в межэтнических отношениях с целью решения совместными усилиями жизненно важных социальных и культурных задач.

Совместное проживание в рамках одного государства, общность культурных ценностей, вековые традиции, духовные, социальные и человеческие связи, сложные жизненные перипетии - все это должно служить для формирования межнационального, межкультурного сотрудничества, дружбы народов. Согласие и взаимопонимание, ориентация на целостность и единство многонациональной России являются важнейшим условием для качественного развития всех населяющих ее народов.

Современное российское общество находится в эпицентре цивилизационных изменений: «Ныне

Россия оказалась перед библейской проблемой: найти то единственное слово-идею, которая бы запустила процесс консолидации и создания Новой России, дав и ее лидерам, и народу путеводную нить, ясную цель, придав их деяниям осмысленный, созидательный, целенаправленный характер» [9, с. 68]. Евразийство сегодня - спасительная идеология, своеобразная стратегия выживания для многонациональной и поликонфессиональной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В. // Молодая гвардия. 1995. .№11. С. 174-181.

2. Ерасов Б. С. // ПОЛИС. 2001. №5. С. 65-74.

3. Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи / Под

ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. -368 с.

4. Толерантность / Под ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.

5. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социальноисторическая ретроспектива и перспектива. М.: НОРМА, 1998. -280 с.

6. Файзуллин Ф. С. // Ядкяр. 2005. №2. С. 5-11.

7. Башкортостан - дом дружбы // Рампа. Спецвыпуск. 2003.

№6-7. С. 2.

8. Магомедова М. З. // Межнациональные отношения в полиэтническом регионе: проблемы и пути оптимизации: мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: Информреклама, 2005. -320 с.

9. Челышев Е. П. // Москва. 1998. №4. С. 66-81.

Поступила в редакцию 02.03.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.