ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА
Т. А. Парфенова, Т. В. Михайлова
В статье рассматривается идеальный образ преподавателя, необходимость изучения которого обусловлена существующим противоречием между необходимостью создания единого образовательного постсоветского пространства и отсутствием существенной сравнительной характеристики идеального образа преподавателя в восприятии студентов России и казахстана. представлены результаты сравнительного анализа представлений российских и казахстанских студентов об идеальном образе преподавателя высшей школы по профессиональным и личностным критериям. эмпирическое исследование проводилось с помощью анкетирования и ранжирования. Выявлены значительные различия в блоке профессиональных качеств по критериям ответственности и креативности, а в блоке личных качеств — по критериям внешней привлекательности, оптимизма, лояльности.
Ключевые слова: имидж преподавателя, эффективность преподавателя, идеальный образ преподавателя.
Расширение и объединение экономического пространства России со странами Содружества независимых государств диктует актуальные направления общественного развития. Среди таких направлений сегодня активно разрабатывается образовательное: происходит поэтапное реформирование всей системы образования на различных ее ступенях, создаются новые стандарты образования, активно расширяется образовательное пространство, вектор образования смещается от классического к практическому, рождаются новые ценности, связанные с переходом к информационному обществу.
Союз России и казахстана формирует новые пути реализации образовательной политики на ее высшей ступени. Среди стран активно заключаются договоры о сотрудничестве образовательных организаций, происходит активный обмен студентами, постоянно реализуются совместные научные события. В таких условиях становится актуальным учет всех национально-культурных и социальных особенностей при создании условий для реализации образовательной политики на постсоветском пространстве.
Об авторах:
Парфенова Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный социально-педагогический университет».
Адрес для переписки: Россия, 443099, г. Самара, ул. Максима Горького,
65/67.
E-mail:
Михайлова Татьяна Владимировна
старший преподаватель кафедры английского языка и методики преподавания Кокшетауского государственного университета имени Шокана Уалиханова (Казахстан).
Адрес для переписки: Республика Казахстан, 020000, г. Кокшетау ул. Темирбекова, 30.
E-mail: [email protected]
99
Социальные явления. 2015 (3)
Эффективность обучения современных студентов в вузе определяется рядом факторов, среди которых одним из главных является представление студентов о личности преподавателя. Данный фактор обусловливает общение в диаде «преподаватель-студент», протекание учебного взаимодействия в аудитории и вне аудитории и в конечном результате определяет формирование профессиональных компетентностей будущих специалистов.
Образ преподавателя — сложная многокомпонентная характеристика, которая, в свою очередь, является подструктурой профессиональной компетентности педагога и включает в себя научную и педагогическую квалификацию, социальную ответственность, коммуникабельность, оптимизм, отношения к студентами, а также такие качества, как пунктуальность, креативность, целеустремленность, терпеливость и др. понятие «идеальный образ преподавателя» неразрывно связано с понятием «имидж преподавателя». На важность представлений о педагоге у студентов указывают многие современные российские и казахстанские исследователи в области межличностного восприятия и понимания человека человеком, отмечая влияние различных параметров этих представлений на эффективность образовательного процесса [Брызгалина, прохода 2014, 65]. так, т. А. Бусыгина рассматривает имидж как один из компонентов модели преподавателя вуза, Л. Ю. Донская сосредотачивает внимание на условиях формирования образа педагога, А. А. калюжный излагает в своих трудах социальнопсихологические основы педагогического имиджа, В. А. прохода представляет образ идеального преподавателя с точки зрения восприятия студентов, В. В. Суржин перечисляет психолого-педагогические особенности образа преподавателя, Е. Ю. Сысоева исследует компоненты идеального имиджа педагога, И. п. чертыкова в своих трудах говорит о влиянии образа преподавателя на эффективность учебного процесса. Среди казахстанских исследователей, активно прорабатывающих данную проблему на фундаментальном и прикладном уровнях, необходимо отметить Б. т. Ибраева, который рассматривает дифференциацию представлений сельских и городских студентов об образе преподавателя, я. С. Рулеву, показывающую международную модель преподавателя вуза, б. Х. толеубекову, изучающую этический аспект имиджа преподавателя вуза [кузьмина, горшков 2014, 54].
Однако, несмотря на многочисленные исследования образа преподавателя высшей школы, до сих пор не проведено существенной сравнительной характеристики идеального образа преподавателя России и казахстана. это и составило проблему нашего исследования.
целью исследования является выявление особенностей восприятия студентами российских и казахстанских вузов идеального образа преподавателя, а также сравнительная характеристика этих представлений.
предмет исследования — сравнительный анализ представлений студентов об идеальном образе преподавателя высшей школы.
под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В процессе этого от-
100
Т. А. Парфенова, Т. В. Михайлова
ражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления. В широком смысле под образом подразумевается зрительный облик, образ мышления, действий, поступков, а также оценочное представление о той или иной личности [Егоров 2013, 123].
термин «образ» неразрывно связан с понятием «имидж». В психологопедагогических литературных источниках под имиджем понимается стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым у людей складывается представление об объекте, они запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом, или благодаря которым объект становится известным. при этом как правило уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или компания. Имидж — это представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д. Имидж педагога — это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании учащихся, коллег, общественного окружения, в массовом сознании. Имидж преподавателя включает в себя такие компоненты, как внешность, вербальные и невербальные средства общения, внутреннее соответствие образа профессии — внутреннее «я»
[Васильева, Юдина 2007, 95].
эмпирическое исследование проходило на базе фгБОУ ВпО «поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. о. Самара, Российская федерация, а также на базе кокшетауского государственного университета им. Ш. Улиаханова, г. кокшетау, Республика казахстан. В исследовании приняли участие 215 студентов в возрасте от 18 до 20 лет. Для исследования главных смысловых элементов категории «идеальный преподаватель вуза» в восприятии студентов использовался метод анкетирования. Респондентам предлагалось заполнить анкету, которую условно можно разбить на три части: профессиональные характеристики, социальные характеристики, индивидуально-личностные характеристики. полученные ответы систематизировались в сходные смысловые группы, отражающие различные проявления имиджа педагога.
категоризация ответов респондентов позволила объединить их в два основных блока, которым можно дать условные наименования «Блок профессиональных качеств» и «Блок личных качеств». Следует отметить, что объединение характеристик идеального образа педагога в два блока характерно как для российских студентов, так и для казахстанских. Однако набор профессионально-личностных характеристик в каждом из блоков отличается в представлениях российских и казахстанских студентов.
Основные профессиональные качества идеального преподавателя вуза, выделенные казахстанскими студентами, можно объединить в следующие категории:
101
Социальные явления. 2015 (3)
- научно-педагогическая квалификация,
- креативность,
- ответственность.
Российские студенты среди основных профессионально важных качеств также выделяют качества, которые можно объединить в категорию «ответственность», тогда как категория «научно-педагогическая квалификация» в ответах может быть рассмотрена более подробно и разделена на две категории: научная квалификация и педагогическая квалификация. категория креативных качеств педагога среди ответов российских студентов не выделена в отдельную, хотя отдельные формулировки данной категории все же присутствовали в ответах студентов. категоризация ответов российских студентов по блоку «профессиональные качества»:
- научная квалификация,
- педагогическая квалификация,
- ответственность.
В категории научно-педагогическая квалификация казахстанские студенты выделяют следующие особо значимые качества преподавателя как успешного профессионала: наличие ученой степени, отличное знание предмета, ораторское искусство и педагогическое мастерство, высокий уровень общего развития, доступность в преподнесении сложного материала. Ответы российских студентов о том, какими профессионально значимыми характеристиками должен обладать идеальный преподаватель вуза, свидетельствует о более детальном отношении студенческой молодежи к этой стороне преподавательской деятельности. Все ответы российских студентов, которые касаются профессионально значимых качеств педагога, можно разбить на две категории: научная квалификация и педагогическая квалификация. категория «научная квалификация» идеального педагога по ответам российских студентов включает такие характеристики, как наличие ученой степени, отличное знание своего предмета, общие глубокие познания в науке, активное участие в научных мероприятиях, постоянное повышение квалификации. категория «педагогическая квалификация» идеального педагога по ответам российских студентов включает такие характеристики, как владение педагогическими навыками работы с аудиторией, ораторское мастерство, умение преподнести сложный материал доступно, умение заинтересовать студентов, умение эффективно организовать семинарские занятия с применением инновационных педагогических технологий, наличие четких и высоких требований к выполнению заданий, креативность в организации учебного процесса.
категория «ответственность» в ответах казахстанских студентов представлена такими характеристиками, как пунктуальность и тщательная подготовка к каждому занятию. В ответах российских студентов данная категория рассматривается чуть более шире: в нее входят такие характеристики, как пунктуальность, своевременное предоставление рекомендаций, тщательная подготовка к каждому занятию, педантичность, добросовестность.
категория «креативность» в высказываниях о профессионально значимых качествах идеального педагога представлена лишь среди казахстан-
102
Т. А. Парфенова, Т. В. Михайлова
ских студентов. В нее входят такие характеристики, как творческий подход к делу, активное участие во внеучебной деятельности вуза, наличие умения использовать эстетические и креативные средства обучения.
Характеристики, выделенные в блоке «Личные качества», в ответах казахстанских студентов можно категоризовать как уважение к студентам, коммуникабельность и оптимизм. Российские студенты в этом блоке выделяют такие характеристики, как уважение к студентам, лояльность, внешняя привлекательность, оптимизм, трудолюбие и коммуникабельность.
казахстанские студенты выделяют следующие характеристики в категории «уважение к студентам»: тактичность, воспитанность, толерантность, умение прислушиваться к мнению студентов, справедливость, доброта, отзывчивость, понимание, уважение, внимательность, терпение, вежливость. Среди качеств категории «коммуникабельность» казахстанские студенты выделяют общительность и деловой стиль общения, а среди качеств категории «оптимизм» — позитивность и чувство юмора.
Российские студенты также отмечают важность таких характеристик преподавателя, благодаря которым можно говорить о проявлении уважения к студентам, а именно справедливость, высокий уровень проявления толерантности, уважение к мнению студентов, внимательность и терпение. также студенты говорят о важности наличия чувство юмора, позитивности, что можно объединить в категорию «оптимизм». Лояльность в характеристике преподавателя свидетельствует о таких качествах, как умение учитывать индивидуальные особенности студентов при оценке, отсутствие предвзятости. коммуникабельность характеризуется в ответах российских студентов как общительность, проявление интереса к студентам, умение использовать различные стили общения во взаимоотношениях со студентами. трудолюбие идеального преподавателя российские студенты характеризуют как увлеченность своей работой и целеустремленность. Внешняя привлекательность преподавателя вуза оценивается студентами как опрятность, интеллигентность, наличие вкуса.
таким образом, проведя сравнительный анализ идеального образа преподавателя вуза, мы можем говорить о незначительных различиях в представлениях российских и казахстанских студентов. Однако полученные данные позволяют констатировать, что для казахстанских студентов более важны ответственность и креативность в профессиональном подходе к преподаванию, тогда как для российских студентов важны научные и педагогические характеристики. также можно отметить, что российские студенты более избирательно относятся к личным качествам преподавателя вуза, подчеркивая необходимость внешней привлекательности, оптимизма, лояльности, трудолюбия, тогда как для казахстанских студентов перечисленные характеристики не имеют большого значения. полученные данные можно использовать для построения международной модели преподавателя вуза. Данное исследование не претендует на исчерпывающий характер, разработку вопросов восприятия студентами преподавателя необходимо продолжать.
103
Социальные явления. 2015 (3)
Список литературы
1 Брызгалина Е. В., Прохода В. А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Экономика образования. 2014. № 1. С. 65-72.
2 Васильева Е. Г., Юдина Т В. Преподаватель глазами студента, студент — глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 95-107.
3 Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31). С. 123-134.
4 Кузьмина Д. Л., Горшков Е. А. Образ преподавателя высшей школы в представлениях студентов педагогического вуза // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». 2014. № 6 (10). С. 54.
104