ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ
В. И. Горовая, И. А. Данилова
IDEAL PEDAGOGUE'S IMAGE IN STUDENTS' VIEWS
Gorovaya V. I., Danilova I. A.
The "pedagogical culture" notion is considered in the article as a professional-psychological characteristic. The system of a pedagogue's value orientations in students' views and the content of the "idealpedagogue" notion are given.
Key words: pedagogical culture, an ideal pedagogue, value orientations, image.
В статье рассматривается понятие «педагогическая культура» как профессионально-психологическая характеристика. Выделена система ценностных ориентаций педагога в представлениях студентов и содержательное наполнение понятия «идеальный педагог».
Ключевые слова: педагогическая культура, идеальный педагог, ценностные ориентации, имидж.
УДК 378.1
Изучение особенностей сознательного выбора студентами-будущими педагогами профессиональных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой системы профессиональных ориента-ций - одна из актуальных задач профессиональной педагогики.
И потому результатом педагогической подготовки студентов должна стать сформи-рованность гуманистического мировоззрения и достаточный уровень педагогической культуры. На понятие «педагогическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным определение И. Ф. Исаева, утверждающего, что педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий (1; 2).
Педагогическая культура проявляется как профессионально-психологическая характеристика, которая включает в себя два основных блока. Первый блок - теоретический или теоретико-концептуальный, второй блок называется практическим или «педагогической деятельностью». Первый блок педагогической культуры содержит результаты теоретической деятельности, а второй связан с деятельностью педагога по обучению, воспитанию и развитию личности обучающегося. Иначе говоря, это деятельность, обращенная к внутреннему миру субъекта учения.
ШГоровая В. И., Данилова И. А.
Образ идеального педагога в представлениях студентов
Подготовка студентов к педагогической деятельности связана с формированием таких внутренних инстанций, как профессиональные ценностные ориентации, выступающие в качестве важнейших личностных ценностей и целей профессиональной деятельности, опосредуемых педагогической культурой. Они определяют особенности и характер отношений педагога с окружающей действительностью и тем самым осуществляют психологическую регуляцию его активности и поведения в условиях профессиональной деятельности.
Между системой профессиональных ценностей и педагогической деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая прослеживается при формировании мотиваци-онной сферы и ценностных ориентаций будущего педагога. Система ценностей педагога придает определенную направленность его деятельности, определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов профессиональной деятельности. Это выражается в его автономности, независимости и готовности к активному педагогическому взаимодействию на различных уровнях.
Под ценностными ориентациями мы понимаем, с одной стороны, выражение определенного вида ценностно-ориентировочной деятельности, обусловленной уровнем развития нравственных отношений и предпочтений личности, а с другой -взаимосвязь элементов направленности личности (потребности, идеалы, установки, интересы).
Ценности представляют собой одновременно мотивационное и когнитивное образование. Они выступают для индивида как некоторые категории оценки действительности, в частности других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные ориентации являются категориями, которыми человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, следовательно, они выступают основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира (3).
Приступая к эмпирическому исследованию, мы предположили, что изучение образа «идеального педагога» позволит получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности студентов в вузе. Поэтому в исследовании была поставлена задача изучить, на какой «идеал педагога» ориентированы будущие специалисты в сфере образования.
Для решения этой задачи использовался метод анализа продуктов деятельности. Студентам выпускных курсов было предложено творческое задание - «Каким содержанием Вы наполнили бы понятие «идеальный педагог»? Задание выполнялось после изучения курса «Технологии профессионально ориентированной деятельности». Данный учебный курс был выбран не случайно, он касается проблем выработки модели субъект-субъектных взаимоотношений в диаде «педагог - обучающийся» на основе принципов гуманизма и этической доктрины «информированного согласия». Его главной стратегической задачей является формирование установки у будущих педагогов на построение отношений с обучающимся в педагогическом процессе как педагогики сотрудничества.
В ходе исследования, которое проводилось в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах, было опрошено 162 студента, из которых 82% составляли девушки и 18% - юноши.
Качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволяет констатировать, что в содержание понятия «идеальный педагог» студенты вкладывают характеристики, отражающие специфику профессиональной роли и индивидуально-психологические особенности личности: эмоционально-волевую, действенно-практическую, потребностно-мотиваци-онную, межличностно-социальную, экзистен-ционально-бытийную, морально-нравственную и когнитивно-познавательную сферы.
Наибольший удельный вес в характеристике «идеального педагога» отводится межличностно-социальной сфере личности, которая обычно включает в себя межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.
Студенты отмечают следующие качества идеального педагога:
- оказание педагогической поддержки (23%);
- эмпатия, понимание (18,2%);
- умение установить контакт с коллегами (13,8%);
- умение найти подход к любому ребенку (12%);
- коммуникабельность, гибкость в общении (8,8%);
- взаимопомощь (7,5%);
- открытость, искренность, приветливость (5,5%);
- умение видеть в ребенке личность (4,5%);
- умение доступно объяснить учебный материал (3%);
- уважение со стороны окружающих, авторитет (2,6%);
- умение учить учиться (1,1%).
Приведенные данные можно проиллюстрировать следующими высказываниями студентов: «Идеальный педагог - это в первую очередь понимающий человек, который может понять другого человека и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации».
«Чтобы быть идеальным педагогом, нужно стремиться к этому, подкрепляя данное стремление положительными действиями по отношению ко всем детям».
«По моему мнению, понятие «идеальный педагог» должно соответствовать такой характеристике, как человечность, под которой я понимаю отношение к ребенку как к личности. Еще необходимо умение работать с коллегами по работе, ведь зачастую ребенку необходима помощь нескольких специалистов».
Наибольший процент среди межлич-ностно-социальных качеств принадлежит таким характеристикам, как оказание психологической поддержки; эмпатия, понимание; умение установить контакт.
Представляет интерес тот факт, что многие студенты указывают на необходимость уважения личности ребенка и знание его индивидуальности; профилактики здо-
рового образа жизни; соблюдения принципов правдивости, непричинения вреда, справедливого отношения к детям; знания и уважения их прав.
Как видим, перечисленные выше характеристики ориентированы на практические знания педагога и соблюдение им норм и принципов педагогической этики.
Среди качеств, относящихся к морально-нравственной сфере, включающей морально-нравственные действия, поступки и свойства личности, наиболее часто студентами отмечаются: доброжелательность, интеллигентность, ответственность.
Приведем в этой связи несколько высказываний:
«Понятие «идеальный педагог» мною прежде всего ассоциируется с гуманизмом, добротой, чуткостью и осознанием того, что он наделен ответственностью за своих учеников».
«Идеальный педагог - это человек, обладающий такими качествами, как добропорядочность, отзывчивость, честность, доброта, внимательность по отношению к детям».
Характеризуя «идеального педагога», студенты выделяют и такие характеристики, как моральная устойчивость, высокая духовность, законопослушность, справедливость, пунктуальность, бескорыстие и альтруизм, которые также относятся к морально-нравственной сфере личности. Об этом свидетельствуют выдержки из их ответов.
Например: «Идеальный педагог - это человек, который всегда готов бескорыстно помочь другому, даже в ущерб собственным интересам».
«Идеальный педагог - это носитель высоконравственных духовных принципов, личность, обладающая морально положительными качествами».
«По моему мнению, идеальный педагог должен быть похож на человека, которого описывает Киплинг в своем стихотворении «Заповедь». Ведь идеальный педагог в первую очередь должен быть идеальным человеком».
К действенно-практической сфере обычно относят проявления человека как
ШГоровая В. И., Данилова И. А.
Образ идеального педагога в представлениях студентов
деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире, и в характеристике идеального педагога эта сфера представлена профессиональными умениями.
Среди профессиональных качеств студенты называют следующие:
- высококвалифицированный специалист и профессионал (62%);
- способность оказать ребенку любую помощь в любой ситуации (7,5%);
- максимальный успех в педагогической работе и отсутствие педагогических ошибок (6,6%);
- умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях (5,5%);
- соблюдение доктрины «информированного согласия» (5,4%);
- соблюдение норм педагогической этики (5%);
- соблюдение прав ребенка (2,4%);
- соблюдение толерантности (2,2%);
- оказание педагогической поддержки
(1,3%);
- проведение педагогической диагностики (1,1%);
- забота о здоровье детей (1%).
Вот несколько примеров из ответов студентов: «Идеальный педагог - это максимальный процент хорошо успевающих школьников».
«Идеальный педагог - это классный профессионал в сфере педагогической деятельности».
«Мне кажется, что это специалист, не делающий поспешных выводов и умеющий быстро принимать правильные решения в нестандартных ситуациях».
«Это специалист, соблюдающий все правила педагогической этики, хорошо подготовленный и с наибольшим эффектом и пользой выполняющий свои обязанности».
Когнитивно-познавательная сфера традиционно понимается как получение, хранение, узнавание, воспроизведение и преобразование информации. К ней следует относить когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности. В представлениях студентов эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к
профессиональным знаниям педагога. Идеальный педагог должен:
- быть носителем прочной базы теоретических знаний (40,3%);
- обладать эрудицией (22,9%);
- отличаться психологической компетентностью (12,9%);
- быть опытным (7,6%);
- ориентироваться на все новое (7,5%);
- обладать гибким мышлением (2,5%);
- быть компетентным (2,4%);
- быть готовым сообщать детям интересующую их информацию (1,7%);
- обладать умением пользоваться информацией (1,6%);
- вносить вклад в развитие педагогической науки (0,6%);
Наибольший удельный вес в этой сфере студенты отвели следующим характеристикам: владению прочной базой теоретических знаний (40,3%), эрудированности (22,9%) и психологической компетентности (12,9%), что можно проиллюстрировать следующими высказываниями:
«Идеальный педагог должен в совершенстве знать свою специальность и интересоваться новыми открытиями, методами, средствами».
«По моему мнению, идеальный педагог должен обладать компетентностью во всех вопросах, должен иметь знания по психологии, и не просто иметь эти знания, но и уметь применять их на практике».
«Мне кажется, идеальный педагог должен обладать обширным запасом знаний, должен быть всесторонне развит и должен быть хорошим психологом».
В содержание понятия «идеальный педагог» студенты включают также профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни и здоровью детей. Эти характеристики можно отнести к потребностно-мотивационной сфере, которая включает различные потребности (испытываемые человеком в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связан-
ные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности.
Несомненный интерес представляют качества «идеального педагога», касающиеся эмоционально-волевой сферы личности, включающей в себя эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности.
По мнению студентов, такой педагог должен обладать уравновешенностью, умением контролировать свои эмоции, жизнерадостностью и оптимизмом, спокойствием, дисциплинированностью, энергичностью и активностью, силой воли. Данные опроса распределились следующим образом:
- уверенность в себе (32%);
- позитивная Я-концепция (24,4%);
- автономность и принятие автономии другого (21,9%);
- интегральный локус контроля (4,8%);
- способность к рефлексии (4,8%);
- обладание яркой индивидуальностью (4,8%);
- самоуважение (2,5%);
- самодостаточность (2,4%);
- высокая самооценка (2,4%).
Что касается высказываний студентов, то они следующие:
«Идеальный педагог должен обладать чувством самоуважения, поскольку уважая себя, он будет всегда стремиться быть на высоте».
«Педагог должен быть самостоятельным в принятии решений и уважать самостоятельность других людей, понимать, ка-
кое впечатление он оказывает на других и обладать высокой самооценкой. Только такой педагог может называться идеальным».
Хотелось бы отметить, что определенную роль в понимании идеальности педагога студенты отвели имиджу специалиста. По мнению некоторых из них, идеальный педагог должен быть аккуратным, обладать привлекательной внешностью и приятными манерами, вести здоровый образ жизни, иметь хороший заработок.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в своих представлениях студенты прежде всего выделяют межличностно-социальную сферу личности идеального педагога. Это обусловлено, на наш взгляд, глубоким осознанием будущими специалистами того, что профессиональная деятельность педагога - это деятельность в сфере общения и одной из сторон успешности данной деятельности является достаточный уровень развития меж-личностно-социальных качеств, направленных на умение установить сотрудничество с детьми и коллегами.
Для будущих специалистов также важно обладание достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему.
Наличие морально-нравственных, по-требностно-мотивационных и эмоционально-волевых качеств позволяет педагогу достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие педагогической науки или практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. - М.; Белгород: Везелица, 1992.
2. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород: Везелица, 1993.
3. Тихомандрицкая О. А., Дубровская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 80-90.
Об авторах
Горовая Валерия Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, профессор
ы
ШГоровая В. И., Данилова И. А.
Образ идеального педагога в представлениях студентов
кафедры общей биологии. Сфера научных интересов - теория и методика профессионального образования.
Данилова Ирина Александровна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный универси-
тет», аспирант кафедры общей биологии. Сфера научных интересов - повышение квалификации педагогических работников. Danilova [email protected]