Научная статья на тему 'Специфика образа университета в языковом сознании абитуриентов поликультурного вуза'

Специфика образа университета в языковом сознании абитуриентов поликультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ УНИВЕРСИТЕТА / ИДЕАЛЬНЫЙ ВУЗ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / COLLEGE / IMAGE UNIVERSITY / THE PERFECT SCHOOL / LANGUAGE AWARENESS / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хильченко Олеся Владимировна

Анализируются результаты анкетирования, направленного на выявление представлений о функционировании высшей школы, современных преподавателях и студентах в языковом сознании абитуриентов, проживающих в поликультурном городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the results of questionnaire aimed at identifying ideas about the functioning of higher education, modern teachers and students in language consciousness of students living in a multicultural city

Текст научной работы на тему «Специфика образа университета в языковом сознании абитуриентов поликультурного вуза»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293). Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 61-64.

СПЕЦИФИКА ОБРАЗА УНИВЕРСИТЕТА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ АБИТУРИЕНТОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Анализируются результаты анкетирования, направленного на выявление представлений о функционировании высшей школы, современных преподавателях и студентах в языковом сознании абитуриентов, проживающих в поликультурном городе.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, образ университета, идеальный вуз, языковое сознание, поликультурная среда.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется рядом существенных перемен, связанных со спецификой функционирования вуза в условиях рыночной экономики, усилением конкуренции в сфере высшего образования, а также с проблемами повышения уровня профессиональной подготовки кадров. Сложившаяся ситуация требует от современных вузов соответствующей организационной культуры, формируемой на основе отхода от традиционных культурных ценностей и представлений. На первый план выходят задачи повышения качества образования и новые задачи по подготовке специалистов, обладающих ключевыми компетенциями, необходимыми в условиях рыночной экономики, и опытом самостоятельной профессиональной деятельности [1. С. 155-156].

Одним из важных направлений деятельности современного вуза стало привлечение абитуриентов. Предполагая, что анализ представлений о функционировании высшей школы, современных преподавателях и студентах в языковом сознании абитуриентов, прожи-

Создает условия для занятий спортом Предлагает обучение по востребованным специальностям Содействует развитию творческих способностей студентов Не завышает цены за обучение Заботится о здоровье студентов Имеет общежитие Молодой и перспективный Содействует трудоустройству выпускников Дает высокий уровень знаний В нем легко учиться Имеет известные научные школы Отличается свободомыслием Расположен недалеко от дома Формирует дух творчества Заботится о духовно-нравственном воспитании студентов Пользуется вниманием работодателей Имеет квалифицированные кадры преподавателей Славится своими выпускниками Имеет многолетнюю историю и собственные традиции

вающих в поликультурном городе, поможет сформировать объективную картину восприятия образа вуза в казахстанской национальной среде, нами было проведено анкетирование.

Респондентами выступили выпускники школ 2012 г., поступавшие в вузы г. Коста-ная (Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Костанайский государственный университет им. А. Байтур-сынова, Костанайский социально-технический университет им. З. Алдамжара). В общей сложности в опросе приняло участие 300 человек.

Вопросы, на которые предлагалось ответить участникам, были разделены на три блока, первый из которых был направлен на выявление качеств, приоритетных для «идеального вуза», второй - на выявление оценки наиболее значимых характеристик современного студента, третий, включающий один вопрос, был призван раскрыть особенности образа современного преподавателя.

Первая категория вопросов проведенного анкетирования позволила выявить качества, которыми, на взгляд абитуриента поликуль-турного города, отличается «идеальный вуз»,

□ 7 ]б

□ 2

] 26 Ш28

21

33

22

36

41

89

5

4

7

О

и, напротив, обнаружить недостатки университета, отталкивающие будущих студентов.

По итогам анализа результатов опроса было отмечено, что «идеальный вуз», в первую очередь, должен давать высокий уровень знаний (89 %) и иметь квалифицированные кадры преподавателей (77 %). Немаловажное значение имеет содействие трудоустройству выпускников (41 %), приемлемые цены за обучение (36 %), обучение по востребованным специальностям (33 %). Как видно из рис. 1, наименее приоритетными для современного абитуриента являются такие качества вуза, как забота о здоровье студентов (7 %), наличие общежития (6 %), свободомыслие (4 %), наличие известных научных школ (2 %) и др.

Оценивая приведенные составителями качества «идеального вуза», 6 % участников опроса предложили расширить список. Наибольший интерес представляют следующие ответы: учет социального и экономического положения студентов, сотрудничество с вузами других стран мира, обучение на иностранных языках, антикоррупционная система.

Используя выявленные в первых двух пунктах качества, 25 % респондентов предприняли попытку оценить известные им вузы. Четверть опрошенных отметила, что известные им вузы недостаточное внимание оказывают трудоустройству выпускников. Часть испытуемых (13 %) указала на недостаточность квалифицированных кадров. Среди прочего было отмечено, что в известных абитуриентам вузах завышают цены за обучение, готовят студентов по специальностям, не являющимися на сегодняшний день востребованными, не предлагают общежития, не всегда предусматривают бюджетные места.

При анализе качеств, отталкивающих от вуза, большинство респондентов отметили формирование низкого уровня компетенции

(75 %), требование высокой платы за обучение (55 %), обучение по ограниченному перечню специальностей (53 %) (рис. 2)

11 % участников анкетирования дополнили предыдущий перечень такими качествами, как «плохая слава», отсутствие или невостребо-ванность выпускников, недостаточное внимание спорту.

При работе с вопросами второго блока, направленными на выявление специфики образа студента, респонденты должны были отметить в предложенном списке не более 7 качеств, наиболее значимых, на их взгляд, для обучающегося в современном вузе. Так как все опрошенные проживают в поликуль-турной и полиэтнической среде, мы посчитали необходимым включить такие понятия, как развитое национальное самосознание, толерантность, любовь и уважение к культуре своего народа. Считая, что одним из важнейших компонентов высшего образования является патриотическая составляющая, мы предложили оценить патриотичность, правовую осведомленность, политическую грамотность, наличие гражданской позиции, политическую активность современных студентов. Помимо того, образ современного человека, живущего в существующих социокультурных и экономических условиях, на наш взгляд, возможно оценивать с позиций эрудиции, лидерства, грамотности, ответственности, энергичности, креативности, честности, целеустремленности и пр.

Результаты опроса показали, что в языковом сознании абитуриентов образ обучающегося в вузе базируется на таких понятиях, как ответственность (76 %), энергичность (65 %), эрудиция (49 %), креативность (46 %), честность (41 %) (проценты указывают на то, какое количество опрошенных среди прочих качеств отметило рассматриваемое понятие) (рис. 3).

Не известный Вашим знакомым

Не ориентированный на современный рынок

Дающий низкий уровень компетенции

Имеющий ограниченный перечень специальностей

Расположенный далеко от дома

Требующий очень высокую плату за обучение

75

53

7

55

О

Следует отметить, что данная часть анкетирования была ранее проведена нами также и среди студентов, которые наиболее важными качествами современного студента считают грамотность (81 %), ответственность (73 %), целеустремленность (62 %), воспитанность (52 %), эрудиция (50 %),умение анализировать и обобщать (47 %), уверенность в себе (46 %).

Наименьшее количество раз были отмечены в анкетах абитуриентов такие понятия, как любовь и уважение к культуре своего народа (8 %), политическая активность (2 %), наличие гражданской позиции (2 %), развитое национальное самосознание (5 %), политическая грамотность (6 %).

Сравнивая результаты анкетирования среди абитуриентов с результатами опроса студентов, мы выявили следующие особенности.

Практически половина студентов (47 %) указала на важность такого качества, как умение анализировать и обобщать. Среди абитуриентов на него обратили внимание только 10 %. Вызывает интерес оценка такого качества, как грамотность. Важность ее отметили 81 % студентов и только 15 % абитуриентов. Та же тенденция наблюдалась при оценке уверенности в себе: 46 % студентов и 18 % абитуриентов.

10 % абитуриентов предложили расширить данный список и указали, что важными для современного студента являются пунктуальность, ум, уважение к педагогам, любовь к спорту, мобильность, любознательность.

Проанализировав ответы респондентов, мы выявили наиболее частотные понятия, характеризующие недостатки студента вуза: лень (63 %), отсутствие тяги к знаниям (62 %), безответственность (39 %), зависимость от

Умение анализировать,

Уверенность в себе Ц елеустремле нность Самостоятельность Трудолюбие Воспитанность Порядочность Честность Креативность Энергичность Ответственность Г рамотность Любовь и уважение к Толерантность Развитое национальное Политическая активность Наличие гражданской Политическая грамотность Правовая Патриотичность Лидерство Эрудиция

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 3. Анализ качеств, наиболее значимых для современного студента

Безответственность Неэмоциональность Легкомыслие

Нежелание повышать образовательный уровень

Эгоистичность Высокомерие Неискренность Лень

Отсутствие тяги к занятиям спортом Зависимость от Интернета Неумение выражать свои мысли четко и грамотно Неумение работать с информацией Инфантильность Наличие вредных привычек Безынициативность Несамостоятельность Нетерпимость

Недостаточная политическая грамотность Низкий уровень речевой культуры Низкий уровень общей культуры Отсутствие тяги к знаниям

0 10 20 30 40 50 60 70

Интернета (31 %), наличие вредных привычек (29 %).

Среди недостатков, нетипичных для современного студента, по результатам опроса можно назвать неэмоциональность (0 %), инфантильность (2 %), неумение работать с информацией (4 %), неискренность (5 %).

Настоящее время диктует новые требования к преподавателю высшей школы. Это, прежде всего, связано с глобализацией, то есть реформированием единого образовательного пространства. В образовании Казахстана проводится реформа - внедрение кредитной системы образования. В связи с этим целесообразно говорить и о преподавателе университета нового поколения. Он должен соответствовать всем тем качествам, которые важны для педагога в любой стране мира [2].

Третья часть анкеты включала один пункт, в котором предлагалось закончить фразу: «Современный преподаватель характеризуется...». Закончить данное предложение сделали попытку 70 % испытуемых. Среди прочих следует отметить следующие ответы: «высоким уровнем знаний», «высоким уровнем квалификации», «грамотностью» - 43 %; «умением найти подход к студенту», «взаимопониманием со студентом», «умением находить общий язык с аудиторией» - 27 %; «умением заинтересовать», «умением давать знания», «умением преподать свой предмет», «умением доходчиво объяснить материал» - 19 %, «опытностью» - 5 %; «порядочностью», «честностью» - 4 %.

Таким образом, проведенный опрос показал, что «идеальным» в языковом сознании будущих студентов поликультурного города является вуз, дающий высокий уровень знаний, имеющий квалифицированные кадры преподавателей, содействующий трудоустройству выпускников, требующий приемлемые цены за обучение, ведущий обучение по востребованным специальностям. Известным участникам опроса вузам недостает таких качеств, как трудоустройство выпускников, достаточность квалифицированных кадров, приемлемые цены за обучение, обучение по востребованным спе-

циальностям, наличие общежития и бюджетных мест. Оттолкнули бы участников опроса такие характеристики, как предоставление низкого уровня компетенции, требование высокой платы за обучение, обучение по ограниченному перечню специальностей. Образ современного студента в языковом сознании абитуриентов поликультурного города формируется на основе таких положительных качеств, как ответственность, энергичность, эрудиция, креативность, честность. Среди осуждаемых характеристик частотными оказались такие, как лень, отсутствие тяги к знаниям, безответственность, зависимость от Интернета, наличие вредных привычек.

В условиях современности, когда время диктует новые требования к преподавателю высшей школы, с точки зрения абитуриентов он характеризуется «высокимуровнем знаний», «высокимуровнем квалификации», «грамотностью»; «умением найти подход к студенту», «взаимопониманием со студентом», «умением находить общий язык с аудиторией»; «умением заинтересовать», «умением давать знания», «умением преподать свой предмет», «умением доходчиво объяснить материал», «опытностью»; «порядочностью», «честностью».

Результаты исследования продемонстрировали ценностные составляющие, которые помогут сформировать более точную картину специфики восприятия образа вуза в казахстанской национальной среде и могут быть рассмотрены в качестве рекомендаций по формированию имиджа вуза в условиях глобализации с учетом национального подхода.

Список литературы

1. Джавадян, Г. Г. О корпоративной культуре инновационного вуза // Высш. образование в России. 2012.№ 3. С. 155-156.

2. Рулева, Я. С. Международная модель преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Вестн. Казахстан.-Америк. свобод. ун-та. 2008. № 1. ИКЬ: http://www.vestnik-kafu. т6о/)оита1/13/473/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.