Научная статья на тему 'ХСС в германской политике'

ХСС в германской политике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХСС в германской политике»

Рецензии

155

ХСС В ГЕРМАНСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Интерес научной общественности к деятельности Христианско-социального союза в ФРГ закономерен: эта организация представляет собою одну из сил, которые влияют на формирование политики официального Берлина. Христиан-ско-социальный союз доказал свою жизненность: 8 января 2006 года исполнилось 60 лет со дня его образования.

В монографии профессора Брестского государственного технического университета М.В. Стрельца\ посвя-щённой ХСС в Баварии особое внимание уделяется ведущим личностям ХСС, которые выступают как поистине народные лидеры: Йозефу Мюллеру, Фритцу Шефферу, Гансу Эрхарду и др. Впервые в постсоветской историографии М.В. Стрелец даёт комплексный анализ их концепций, партийной, государственной деятельности.

Обращаясь к германской политике социальных христиан, исследователь выделяет следующие этапы деятельности ХСС: 1945-1949 гг.; 1949-1969 гг.; 1969-1982 гг.; 1982-1989 гг. На первом этапе особую роль в разработке германской политики ХСС играл баварский премьер-министр Ганс Эрхард. Автор монографии обоснованно ставит в заслугу Г. Эрхарду противодействие обозначившемуся расколу Германии во время конференции премьер-министров германских земель в Баварской государственной канцелярии в Мюнхене в начале июня 1947 года. М.В. Стрелец показывает, что данный политик не зацикливался на национальной идее, не возводил её в абсолют, а скорее обращался к общеевропейской идее. В 1948 году Г. Эрхард подчёркивал, что "исто-

1 Стрелец М.В. Христианско-социальный союз в Баварии /ФРГ/: идеология и политика. - Брест., 2004, 410 с.

рическая государственная конструкция Европы с её одновременным сосуществованием и взаимным антагонизмом ориентированных на себя национальных государств окончательно изжила себя".

При характеристике второго этапа наиболее удачным выглядит освещение германской политики ХСС в свете Берлинского кризиса 1958-1961 годов. Автор справедливо отмечает, что антисоветизм в политике ХСС достиг тогда своего апогея.

Впервые в постсоветской германистике рассмотрены все аспекты, связанные с иском формируемого ХСС правительства Баварии против подписанного 21 декабря 1972 года между Федеративной Республикой и ГДР Договора об основах отношений. Концентрируя внимание на этом событии, М.В. Стрелец отмечает, что "по сравнению с другими германскими политическими партиями... германская политика Христианско-социального союза... была наиболее корректной с правовой точки зрения. Ключевым аспектом вклада ХСС в восстановление германского единства явилось заключение Федерального Суда 1973 года по Договору об основах отношений между ФРГ и ГДР".

Важнейшее значение, как отмечает автор, приобрёл государственный договор между ФРГ и ГДР о создании Экономического, Социального и Валютного союза между ГДР и ФРГ, в разработке которого активную роль играл председатель ХСС, федеральный министр финансов Тео Вайгель (договор стал реально действовать с 1 июля 1990 года).

После объединения Германии европейская политика социальных христиан не только не утратила своей значимости, но и заняла более весомое место. Так называемая "Европа-политика" Христианско-социального союза ФРГ

156

Рецензии

прошла в своем развитии три этапа. Первый этап начинается с момента образования партии и заканчивается избранием Ф.Й. Штрауса её председателем. Второй этап включает эру Штрауса в ХСС и часть постштараусовской эры до того момента, когда партия определила своё отношение к Маастрихтскому договору. Тогда начался третий, современный этап.

Анализируя политику безопасности ХСС в эпоху "холодной войны" и специфику данной политики применительно в 1990-ым годам - началу ХХ1 века, автор преодолевает стереотипы, которые традиционно присутствовали в советской историографии.

По мнению М.В. Стрельца, "Социальные христиане с самого начала придавали военно-политической стратегии большее значение, чем военной, постоянно демонстрировали свою заинтересованность в локализации любых региональных конфликтов. В концепциях безопасности, которые разрабатывались в рамках ХСС, неизменно превалировала невоенная составляющая, чётко прослеживалось понимание партией исторической ответственности ФРГ, постоянно отмечалось, что Боннская республика должна стремиться к тому, чтобы выдержать тест на гарантированность мирных намерений... Партия... предлагала свести до минимума количество сценариев, связанных с ведением боевых действий с использованием ядерного оружия".

Разделив внешнюю политику ФРГ на три фазы (1949-1959 гг.; 1959-1969 гг.; 1969-1988 гг.), профессор М.В. Стрелец прослеживает каждую из них в контексте предварительно выделенных им аспектов восточно-политической концепции ХСС на момент начала первой фазы.

Итоговый вывод учёного таков: ".тезис советской историографии о том, будто восточная политика, политика разрядки и разоружения Христианско-социального союза ФРГ была в 19491988 годах контрпродуктивной, не выдерживает критики".

В постсоветской историографии не появлялось специальных работ, посвя-щённых исследованию отношения социальных христиан к восточноевропейскому аспекту политики Берлина, трансформационным процессам на постсоветском пространстве и к немецкой политике в странах СНГ. Автор восполняет этот пробел, поднимая такие темы, как "ХСС и германо-польские отношения в 1990-е годы"; "ХСС и проблемы изгнанных в связи с расширением ЕС на Восток"; "ХСС и Балканский кризис"; "ХСС и постсоветское пространство".

С момента образования СНГ политики и эксперты ХСС считали, что оно может стать фактором стабильности на постсоветском пространстве, эффективно содействовать решению проблем переходного периода. Однако, как подчёркивает М.В. Стрелец, "социальные христиане неоднократно отмечали, что СНГ представляет собой аморфную структуру, явно неэффективную, не имеющую никаких шансов для превращения в обозримом будущем в один из векторов силы в мировой политике. Партия со скепсисом воспринимает интеграционные группировки, которые создаются отдельными членами СНГ".

Обширнейший и строго выверенный материал, приведённый в работе, даёт основания утверждать, что выводы М. В. Стрельца конструктивны и совпадают с основными тенденциями в современной германистике.

Потолков Ю.В.,

кандидат филологических наук, доцент Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.