А. Минтцель*
Христианско-социальный союз (ХСС) -политика для Баварии, Германии и Европы
1 «Феномен Баварии» в немецкой ■ и европейской политике
Путь Баварии в современность
Причины возвышения Христианско-социального союза (ХСС) до уровня массовой правящей партии, стабильно доминирующей в политической системе нынешней Баварии, можно понять лишь в соответствующем политико-историческом, социокультурном и социоэкономи-ческом контексте. В силу этого в начале статьи представляется целесообразным вкратце представить те предпосылки, которые впоследствии послужили укреплению ХСС в Баварии1.
Важнейшей задачей королевства Бавария (18061918) и его наследников - первого и второго Свободного государства Бавария2 (1918-1933 и с 1946 -
* Mintzel A. Die Christlich-Soziale Union in Bayern (CSU). Politik für Bayern, für Deutschland und für Europa.
1 Подробнее с историей Баварии и ХСС читатель может ознакомиться в моих публикациях по этим вопросам. Их список находится на моем сайте www.prof-dr-alt-mintzel.de
2 Свободное государство Бавария (Freistaat Bayern) - официальное название федеральной земли Бавария в ФРГ. - Прим. ред.
101
по сегодняшний день) - являлось соединение пестрого мира франков, швабов и бывшей Старой Баварии (КигЬауегп)3 в государственное единство. Важнейшими принципами политики просвещенного государственного абсолютизма были объединение, централизация и укрепление суверенитета. Централизованное бюрократическое государство стало инструментом интеграции раздробленных территорий. После основания Германской империи в 1870-1871 гг. перед баварским правительством встала двойная задача - продолжение внутриполитической интеграции, осуществлявшейся по-прежнему административными элитами, и интеграция самой Баварии во Второй рейх. В этом долгосрочном процессе государственная администрация превратилась в весомый, традиционный фактор. В этом - одна из исторических причин нынешней значимости Баварии в германской политике. Баварский король Людвиг II (1845-1886, король с 1864) выразил ту формулу коллективной идентичности, которая и по сегодняшний день определяет баварскую политику: «Мы хотим быть немцами и остаться баварцами».
Национализация, сопровождавшая утверждение Германской империи, воспринималась в Баварии как прусский централизм, давление, принуждение. Формирование коллективной идентичности ментально сопровождалось чувством униженности и протеста, в первую очередь по отношению к «Пруссии». Лишь после окончательного заката «Пруссии» в 1947 г. баварский комплекс неполноценности исчез и в условиях западногерманского государства постепенно сменился баварским чувством превосходства. В конце апреля 1945 г. Бавария, с 1933 г. бывшая одной из провинций национал-социалистического государства, стала частью американской оккупационной зоны. Решающей предпосылкой для будущей роли Свободного государства Бавария в немецкой и европейской политике было территориальное и государственное постоянство. В то время как остальные федеральные земли будущей ФРГ были территориально-политическими
3 Старая Бавария (АИЪауетп, также КигЬауегп) включала в себя территории нынешних районов Верхней и Нижней Баварии, а также Верхнего Пфальца, в культурно-политическом обиходе тех лет название употреблялось с целью отграничения от мест проживания франков и швабов. - Прим. ред. 102
«новообразованиями», обусловленными характером оккупации Германии, восстановление Баварии, начало которому было положено «Прокламацией 2» командующего американскими войсками и военного губернатора Германии генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра от 28 ноября 1945 г., произошло на старом историческом фундаменте, в границах, существовавших с 1806 г. 8 декабря 1946 г. Бавария приняла свою четвертую по счету Конституцию (1818, 1848, 1919, 1946), которая, за небольшими изменениями, действует и ныне.
Присущее баварцам сопротивление централизму и прусской «опеке», равно как и недоверие к «чистому» парламентаризму, привели к тому, что шесть из восьми депутатов ХСС в Парламентарном совете в мае 1949 г. выступили против принятия Основного закона ФРГ.
С течением времени в Баварии, как и в других федеральных землях, развился «партийный и фракционный парламентаризм». Унификация, явившаяся следствием Основного закона с его требованием единых условий жизни по всей территории ФРГ, ограничила баварскую политическую «самобытность». Свободное государство крепко вросло в единую Федеративную Республику. Однако благодаря длительной структурной доминантности ХСС и асимметрии партийной системы в Баварии здесь сохранились особенности, до сих пор влияющие на немецкую и европейскую политику.
Автономная баварская партия и федеральная партия
Историческая традиция Баварии в совокупности с особенностями оккупационной политики привела к возрождению «особого баварского пути» - на этот раз в рамках формирующейся западногерманской партийной системы - и особому парламентарному представительству в Бундестаге. В период 1947-1949 гг. партия ХСС находилась в состоянии необязывающего союза с развивающимся во всегерманскую партию ХДС, не входя в него. Она не хотела быть «земельной» организацией ХДС по образцу иных партийных организаций в федеральных землях. Баварский государственный raison d'etre, право на существование, традиции самостоятельности, споры о «правильном» баварском курсе во
103
внутренней политике послевоенной Германии привели к тому, что в первом составе Бундестага в 1949 г. группа депутатов от ХСС образовала с депутатами ХДС лишь фракционное сообщество, однако фракционное сообщество особого рода. Его основополагающим организационным принципом, действующим по сей день, была самостоятельность депутатской группы ХСС, которая в начале каждого легислатурного периода всякий раз решает по-новому, оставаться ли ей во фракционном сообществе с ХДС. Таким образом, группа депутатов ХСС в Бундестаге отличалась от баварских депутатов иных партий, подчеркивая, что она представляет в Бундестаге как самостоятельную партию, так и федеральную землю. Когда ХДС в 1950 г. создал свою всегерманскую партийную организацию, ХСС настоял на своей партийной автономии.
Согласно параграфу 10 Порядка работы Бундестага от 1951 г., образование подобной фракции требовало специального разрешения всего Бундестага. В 1969 г. ХДС и ХСС настояли на отмене этого положения. Предпосылкой для дальнейшего существования фракционного сообщества является, впрочем, строгое соблюдение правила, запрещающего ХСС и ХДС взаимную партийно-политическую конкуренцию в федеральных землях. И до сегодняшнего дня многие граждане считают фракционное сообщество ХДС/ХСС «курьезом» немецкого партийного ландшафта. Смысл его становится очевидным, лишь когда в ходе «кооперирующейся конкуренции» или «конкурирующей кооперации»4 обеих партий возникают серьезные трения или даже разногласия.
Институционное своеобразие статуса ХСС принесло ему и ряд материальных и кадровых преимуществ. Так, например, в финансовом аспекте (финансирование политических партий из госбюджета) ХСС живет значительно лучше, нежели баварские организации федеральных немецких партий.
Действенная сила ХСС как в земельной, так и в федеральной политике - результат той его институциональной и политической двойной роли, которую играет он, будучи автономной земельной
4 Oberreuter H. Konkurrierende Kooperation// Die CSU in der Bundespolitik Geschichte einer Volkspartei. 50 Jahre CSU 1945-1995. - Grünwald, 1995. - S. 319-332.
104
партией с особым, федеральным характером. Эта двойная роль позволяет ему выступать в качестве партии одновременно и в земельной, и в федеральной политике, причем не просто партии, а представительницы Свободного государства Бавария. Благодаря своим постоянно высоким результатам на выборах в Баварии, ХСС смог укрепить и развить свою двойную роль, явившись партией, воплощающей современную Баварию. Эта партия продолжила исторически обоснованную претензию государства Бавария на право голоса в немецкой и европейской политике, на конституционно-политическом уровне подкрепленную концепцией федерализма. В рамках фракции ХДС/ХСС партия постоянно выступает как «страж баварского федерализма» и германского федерализма в целом.
В лице депутатской группы ХСС Бавария получила новый эффективный инструмент для формирования баварской идентичности и для презентации Баварии вовне. Уникальная в истории германской демократии конструкция предоставила депутатам ХСС возможность в союзе с ХДС в полной мере нести груз государственной политики ФРГ и в то же время занимать свою позицию, а иной раз и своевольничать - или, говоря словами руководства ХСС, ставить «особые баварские акценты». Партийная автономия и особый парламентарный статус ХСС дают преимущества как в политической обороне, так и в наступлении. Бывший председатель ХСС и известнейший в свое время политик ФРГ Франц Йозеф Штраус использовал «кооперативную конкуренцию» ХДС и ХСС для бризантных политических акций, в том числе и внутри Союза.
Двигатель модернизации в Баварии
Вне всякого сомнения, успешное развитие ХСС и его превращение в доминирующую партию в Баварии в решающей мере зависело от благоприятного экономического развития, в частности от поздней индустриализации Баварии. Именно благодаря поздней индустриализации Баварии не пришлось, в отличие от иных европейских стран, переживать всех социальных ужасов этого процесса. Долгосрочный экономический подъем в эру Аденауэра и политическое сообщество с ХДС в Бонне помогли ХСС
105
в полной мере развить свою, присущую только народной партии, поглощающую и интегрирующую силу. Социально-политические достижения уже были выстраданы, социальные конфликты смягчены и нейтрализованы. Индустриализация Баварии не привела к возникновению промышленного пролетариата, высвобождаемая в сельскохозяйственном секторе рабочая сила находила работу в индустриальном секторе и в сфере услуг. Бавария стала «особым случаем позднеиндустриального общества», в котором доминировал менталитет среднего сословия. Экономическая и структурная политика ХСС была и остается направленной на сохранение и укрепление средних слоев Баварии. Субвенционизм, стратегии развития, гармонизации и социального примирения помогают контролировать процессы экономических и общественных изменений. Тем самым ХСС стала мотором баварской индустриализации и модернизации. Из аграрной страны Бавария превратилась в индустриальную с особой специализацией в сферах автомобилестроения, СМИ, услуг и туризма. Уже к 60-м годам ХСС удалось сформировать новую баварскую идентичность, выражаемую гордыми словами: «Мы -баварцы». Она нашла отражение в политических лозунгах ХСС типа «Мы в Баварии» или «Бавария впереди», в фольклоре, в характеристике «лэптоп и кожаные брюки»5.
С 1970 г. ХСС выигрывал все земельные выборы, получая абсолютное большинство голосов. Его предвыборная формула была «50% + х». Доля избирателей СДПГ в Баварии сократилась с 35,8% в 1966 г. до 19,6% в 2003 г. Политическая гегемония ХСС сохранилась до сегодняшнего дня.
Впрочем, на выборах в Бундестаг в 2005 г. глава баварского правительства и председатель ХСС Эдмунд Штойбер несколько переборщил с баварским превосходством и придал этому чувству почти что «баварско-шовинистскую» ноту, заверив баварских избирателей в том, что они «умнее» избирателей новых федеральных земель. В совокупности с рядом иных
5 Кожаные короткие брюки на помочах (Lederhose) - часть баварского национального мужского костюма, ставшая нарицательной для характеристики «настоящего баварца». -Прим. ред. 106
факторов этот пассаж негативно отразился на политическом успехе ХСС.
Значительно раньше, чем его «братская партия»6, ХСС занялся и модернизацией собственных структур, что позволило ему стать современной, хорошо организованной народной партией. Элитам ХСС удалось интегрировать в партию различнейшие регионы Баварии с их сложившимися социальными особенностями и сплотить их всех в единое баварское общество. В этом и заключается нынешний «баварский феномен».
Верность христианским основам
Основатели ХСС хотели создать не просто народную партию -их задачей было преодоление конфессионального раздела Баварии, население которой состояло на 67% из католиков и на 27% из лютеран. С течением времени ХСС смог избавиться от своего католического «ореола» и стать межконфессиональной партией. При всех обусловленных процессами модернизации изменениях ХСС остался верен христианским основам. В партии никогда не было серьезных дебатов по отношению к слову «христианский» в названии. Во всех своих программах и заявлениях она подчеркивала свою верность западному христианству «без конфессиональной и сословной разницы». Слово «социальный» в названии партии, отличающее ее от ХДС, берет свои начала в христианской социальной доктрине. ХСС выступает «за органическое развитие и поддержку немецкой культуры на основе христианского западного духа» и полагает, что христианские церкви должны занимать центральное место в общественных и государственных структурах. В своей последней, пятой по счету программе, принятой в 1993 г., ХСС заявляет: «Христианское представление о человеке, ответственность личности в солидарности и субсидиарности, будучи неотъемлемыми характеристиками христианско-социальной
6 В немецком оригинале друга ХДС и ХСС. - Прим. ред.
- сестринская партия, Schwesterpartei. Так называют друг
107
политики, сохраняют свою актуальность в качестве основных принципов государственной и общественной жизни»7.
Оба компонента - христианский и социальный - были изначально направлены против национализма и материализма, а также против социалистических и советско-коммунистических программ. На сегодняшний день они, как это показала предвыборная борьба 2005 г., направлены против социальной холодности «безграничного капитализма»: признавая необходимость реформ, ХСС требует при этом социальной защиты населения.
«Принципы субсидиарности и федерализма как стратегии будущего»
С момента своего создания ХСС подчеркивал важность принципа субсидиарности, который в своих основах принадлежал к социальной доктрине католицизма. Приверженность этому принципу показывала, что ХСС при всем его межконфессиональном характере находился под сильным воздействием католицизма и его социальной концепции.
Несмотря на все изменения социальной структуры и продолжающуюся миграцию населения из северных областей Германии, Бавария оставалась и остается по преимуществу католической. Это снова и снова находило отражение в программатике ХСС. В своем «светском» варианте принцип субсидиарности предполагает, что высшие государственные институты передают нижестоящим инстанциям столько компетенций, сколько те могут самостоятельно осилить. Иными словами - что можно решить на уровне коммунальной политики, не следует передавать на уровень высших государственных инстанций, а высшим инстанциям не следует вмешиваться в то, что может быть решено на низших управленческих и демократических уровнях. В программатике ХСС этот принцип связан с принципами федерализма. Депутаты ХСС в Европарламенте, равно как и правительство Баварии, выдвигают этот принцип и в дебатах о европолитике, требуя его укоренения в системе
7 Grundsatzprogramm der Christlich-Sozialen Union in Bayern. - 5. ergänzte Auflage. -München, 2005. - S. 20. 108
функционирования европейских институтов. В силу этого ХСС категорически отвергал проявлявшиеся в ходе развития Евросоюза централистские и конституционно-политические тенденции, выступая против введения новых или расширения старых компетенций общеевропейских органов в тех сферах, где проблемы могут быть решены самими государствами - членами ЕС.
В своей программе на выборах в Европарламент в 2004 г. ХСС говорил: «Коммунальное самоуправление - базис демократии и оно не может подчиняться европейским правовым нормативам. В Германии, например, культурные учреждения, детские сады, региональный транспорт содержатся и финансируются коммунами или федеральными землями. В ходе коммунальных и земельных выборов граждане могут непосредственно повлиять на развитие этих структур. Мы хотим, чтобы этот порядок сохранился»8.
ХСС - европейская партия
ХСС всегда считал себя европейской христианской партией, призванной вместе с другими христианско-демократическими партиями Европы создавать и укреплять «европейскую конфедерацию для охраны и развития западной христианской культуры». Уже в 1946 г. он выступал за европейский экономический и валютный союз и требовал отмены таможенных ограничений между странами Европы.
«Баварское право голоса» в немецкой и европейской политике в 50-е и 60-е годы было, иной раз, причиной возникновения напряженности в союзе ХДС/ХСС. Так, в условиях холодной войны концепция Европы как «западного государственного и культурного сообщества» эволюционировала в рамках ХСС в концепцию «христианского защитного вала» против империализма СССР и против Варшавского пакта. Для германско-германских отношений такая позиция означала продолжение доктрины Халльштейна: непризнание ГДР, изображение ФРГ как единственного германского государства. Эта позиция разделялась
8 CSU: Für ein starkes Bayern in Europa. Wahlprogramm zur Europawahl 2004. - München, 2004. - S. 10.
109
тогда в большей или меньшей степени всем Союзом, однако ХСС представлял в нем особенно радикальное крыло. Начало политики разрядки и мирного сосуществования, переговоры между СССР и США были встречены ХСС с недоверием. Председатель ХСС и ведущий федеральный политик Франц Йозеф Штраус полагал, что американско-советское сближение нанесет ущерб немецким интересам в Европе, закрепит раздел Германии.
Руководящие политики ХСС в середине 60-х годов симпатизировали европолитической концепции Шарля де Голля, не разделяя, впрочем, до конца его лозунг «Европа отечеств». По мнению Франца Йозефа Штрауса, НАТО только тогда приобретет истинную субстанцию, когда европейцы осознают свой долг перед собственным континентом, свою историческую обязанность перед Европой.
Различные мнения в вопросах внешней политики и политики безопасности привели в 60-х годах к напряженности в рамках фракции ХДС/ХСС в ходе споров между «голлистами» и «атлантистами». Признанные внешнеполитические эксперты ХСС Франц Йозеф Штраус, Карл Теодор барон фон Гуттенберг и Фридрих Циммерманн усматривали в действиях тогдашнего христианско-демократического министра иностранных дел Шрёдера (1964-1965) попытку отказаться от заданной Конрадом Аденауэром системы политических координат и поставить тем самым под вопрос основы германской внешней политики.
Председатель ХСС Франц Йозеф Штраус, будучи одновременно руководителем группы ХСС в Бонне, совместно с бывшим канцлером Конрадом Аденауэром организовал в рамках фракции ХДС/ХСС фронт против предполагаемых предателей и уклонистов в собственных рядах. Противоречия внутри ХДС/ХСС по вопросам германо-германских отношений и внешней политики продолжились и позже, в годы правления социал-либеральной коалиции, в 1972-1983 гг.
В 1973 г. Бавария в одиночку обратилась в Конституционный суд в связи с подписанием Основного договора9, поскольку фракция ХДС/ ХСС отказалась возбуждать коллективный иск. Ни одна из
9 Договор, регулировавший основы взаимоотношений между ФРГ и ГДР от 21.12.1972. 110
управляемых ХДС федеральных земель не присоединилась к этому демаршу баварского правительства.
ХСС видел в своей политике единственную гарантию продолжения внешнеполитической традиции Аденауэра и изображал себя консолидирующей силой всего Союза. Позже, в 1980-1990-х годах, ХСС указывал на правильность своей твердой политической линии, напоминая, что Франц Йозеф Штраус всегда предвидел грядущий крах советско-коммунистической системы.
Разногласия в рамках фракции ХДС/ХСС были настолько сильны, что после выборов в Бундестаг 3 октября 1976 г. ХСС отказался было оставаться в одной фракции с ХДС. Впрочем, уже 12 декабря он взял свое решение назад, сохранив фракционное сообщество на новых основах «политического паритета», которые он выговорил для себя в ходе фракционных переговоров.
В восприятии стран Варшавского договора в биполярной ситуации холодной войны ХСС превратился в символ реваншизма и национализма, в правоконсервативное крыло Союза. Основные идеологические и программные идеи партии, ее представления о единой, федеративной Европе на базисе западных, христианских культурных традиций отошли у комментаторов на второй план.
Роль ХСС в воссоединившейся Германии
Объединение ФРГ и ГДР в 1990 г. существенно изменило структурные условия партийно-политической конкуренции. С особой силой новый расклад сил почувствовал ХСС. Выстраданный в течение сорока лет и официально закрепленный в 1976 г. баланс между ХСС и ХДС был поставлен под вопрос, ибо политический вес ХДС, соединившегося с одноименной восточногерманской партией, неизмеримо увеличился. Политический же вес ХСС в федеральном контексте уменьшился, что сказалось на его представительстве в Бундесрате, Бундестаге и Федеральном собрании. К тому же в самой Баварии ХСС после более чем тридцати лет безоговорочного политического господства, пришлось защищать свои позиции от усилившейся правонационалистической Партии республиканцев. По итогам выборов в Европарламент в 1989 г. республиканцы по всей Баварии
111
были вторыми после ХСС. Немалая часть ультраправых избирателей, которых до тех пор удавалось удерживать в рамках Союза благодаря «националистическим» акцентам политики Франца Йозефа Штрауса и его личной привлекательности, после его смерти в 1988 г. была, пусть и на относительно короткое время, увлечена правопопулистской риторикой республиканцев. Внутрипартийные скандалы внутри республиканцев и четкая дистанция, которую установил ХСС между собой и этой партией, помогли вскоре справиться с «ультраправой» угрозой.
Новая расстановка политических сил в объедившейся Германии привела к внутрипартийным дискуссиям. В 19901991 гг. некоторыми партийными лидерами была выдвинута идея «всегерманского» распространения ХСС, превращения его в «четвертую федеральную партию» с целью увязать в нее все правоконсервативные и ультраправые политические и электоральные потенциалы. Всегерманский опрос общественного мнения показал, однако, что даже в случае выхода ХСС за пределы границ Баварии существенного усиления его политического веса не произойдет. Севернее Майна ХСС не имел реальных шансов на успех10. В роли всегерманской национал-консервативной партии ХСС не смог бы, кроме того, так успешно представлять в Европе федералистские и европейско-региональные позиции, как он это делает, будучи баварской партией федерального уровня.
Таким образом, смерть Франца Йозефа Штрауса, объединение ФРГ и ГДР и изменение мировых политических реалий, хоть и явились важнейшими вехами на политическом пути ХСС, не изменили, однако, его характера. Предположения, что ХСС без Штрауса зачахнет и деградирует до уровня нормальной земельной партийной организации Союза, станет «провинциальной партией», оказались ошибочными, ибо не учли баварской специфики. Спорными представляются и утверждения, что период с 1988 по 1999 г. символизирует фазу перехода от «старого» к
10 Falter J. , Schumann S. Konsequenzen einer bundesweiten Kandidatur der CSU bei Wahlen: eine in die unmittelbare Vergangenheit gerichtete Prognose // Aus Politik und Zeitgeschichte. Beilage zur Wochenzeitung das Parlament. - Bonn, 1991. - Bh. 11-12. - S. 33-45. 112
«новому» ХСС11. Программные положения ХСС, выраженные лозунгом «за Баварию, Германию и Европу», остались неизменными, важнейшие стратегические установки сохранились. О «новом» ХСС можно было бы говорить, если бы он действительно сменил свои программные установки и организационные структуры и превратился бы во всегерманскую партию. Однако этого не произошло. И в Берлине ХСС удалось утвердиться в своем статусе баварской правящей партии и баварской федеральной партии, а сама Бавария, как заявил нынешний глава баварского правительства Эдмунд Штойбер, осталась «своевольным свободным государством - как в федерации, так и в Европе».
2. Создание общеевропейского порядка
Государство «средней величины» -Бавария в Германии и Европе
В Федеративной Республике Германия Бавария с ее площадью 70 554 кв.км - самая большая федеральная земля. В европейском масштабе она примерно равна по величине государствам Бенилюкс (Бельгии, Нидерландам и Люксембургу) или Ирландии. По численности населения она опережает Чехию и Венгрию12. По своей же экономической мощи Бавария превосходит многие новые государства ЕС. К территориальной величине, плотности населения и экономической силе добавляется еще 200-летняя государственная и культурная традиция, определяющая политико-культурную идентичность Баварии. Все это превращает Баварию в респектабельное «государство средней величины» расширившейся Европы. Тем важнее является государственная и культурная репрезентация Баварии на европейском уровне. Роль представителя Баварии в Европе взял на себя ХСС. Как раз в региональной европейской перспективе баварская идентичность ХСС и ее двойной
11 Kießling A. Die CSU Machterhaltung und Machterneuerung. - Wiesbaden, 2004. - S.
149ff.
12 Sieck A, Sieck J.R. Neues Grosses Europa Handbuch. Aktuell mit umfassendem Länderlexikon und allen wichtigen Daten und Informationen zur Europäischen Union. - München, 2005.
113
политико-институционный характер особо важны. Они находят отражение в «баварских» акцентах европолитики, осуществляемой ХСС совместно с ХДС.
Потеря творческих парламентарных компетенций
И тем не менее самостоятельность Баварии в европейском контексте все более ослабевает. Понятие «европейская партия» имеет для ХСС и еще одно значение: он является партией, полностью интегрированной в европейские структуры. ХСС - член европейского объединения христианско-демократических и консервативных политических партий - Европейской народной партии (ЕНП). Европейская группа депутатов ХСС принадлежит группе ХДС/ХСС, которая в свою очередь является членом фракции ЕНП-ЕД в Европарламенте.
На своем сайте «Европейская группа ХСС» сама признает, что, по оценкам экспертов, до 80% всех принимаемых ныне немецким Бундестагом законов базируются на нормативах ЕС. Подобное развитие наложило, разумеется, свой отпечаток на законотворчество баварского правительства и на законодательство баварского ландтага. Законов, мотивированных спецификой федеральной земли и ориентирующихся на ее особенности, становится все меньше. Творческая роль земельного парламента все более ослабевает. Тем сильнее и громче раздаются жалобы элит ХСС на «бюрократическое засилье» и «регламентационную ярость» европейских институтов в Брюсселе и Страсбурге. Камней преткновения более чем достаточно.
Доминирующие позиции, которые на протяжении десятилетий занимает ХСС в Баварии, находятся в противоречии с его относительно слабыми позициями на европейском уровне. В Европарламенте на сегодняшний день ХДС представлен сорока депутатами, ХСС же - только девятью. Политический вес «Европейской группы ХСС» значительно ниже, чем вес группы ХСС в немецком Бундестаге. Подобно европейским группам всех остальных партий, она настолько прочно увязана в структуры транснациональных европейских партий, что для особых баварских желаний места практически не остается. Баварская европолитика может выражаться лишь в транснациональных
114
альянсах. Таким образом, Европа не только приручила баварского льва13, но и основательно связала его.
Важнейшая проблема былых лет - спор о «правильном курсе» ХСС в баварской и германской политике, вопрос о том, важнее ли земельная политика федеральной или наоборот. Баварский ландтаг, в котором десятилетиями доминирует ХСС, урезан в своей «суверенности» с двух сторон: «экзекутивным федерализмом»14 унитарного государства ФРГ и европейской интеграцией. Мутация германского федерализма к «экзекутивному», присущее процессам европейского единения смещение компетенций на национальный и европейский уровни отражаются на порядке работы баварского ландтага. Создание Комиссии по федеральным и европейским вопросам в 1985 г. (чисто баварская особенность) символизирует начало новой фазы, а становление этой комиссии - вехи на пути потери ландтагом его компетенций. Цена европейской интеграции оказалась немалой для самостоятельных и своевольных баварцев. Однако правящий кабинет ХСС, изначально провозгласившего себя партией европейского единства, вынужден был - равно как и правительства других федеральных земель ФРГ - смириться с уменьшением своей творческой свободы. Этот процесс еще предстоит пройти новым членам Евросоюза. В этом плане интеграция Баварии в ЕС может послужить примером.
Христианско-социальные акценты европолитики ХСС
ХСС изначально понимал Европу как сообщество, основой которого являются единые ценности и солидарность.
В своей программе15 он объявляет себя верным фундаментальным европейским принципам. Это, в первую очередь, свобода, понимаемая как независимость от чуждого
13 Лев - государственный символ Баварии.
14 Под «экзекутивным федерализмом» (Еxekutivföderalismus), т.е. федерализмом исполнительной власти, подразумевается такая форма федерализма, в которой существует тесная институционная связь между центральным правительством и правительствами субъектов федерации, при относительном бессилии парламентов субъектов федерации. - Прим. ред.
15 Grundsatzprogramm der Christlich-Sozialen Union in Bayern / CSU Landesleitung München. - 5. ergänzte Auflage. - München, 2005.
115
господства и возможность развития личности (гражданина) в свободном государстве. Идея личного достоинства считается христианским ядром европейской идентичности: «Христианское представление о человеке - ориентир нашей преобразующей политической деятельности». Кроме того, это идея прав человека, идея демократии как свободного политического порядка, идея современного национального государства, которое представляется как важнейшее достижение Европы. Для ХСС - это республиканское, конституционное государство, поддерживаемое конституционным патриотизмом16 «активного гражданского общества». Для преодоления региональных и глобальных проблем современное национальное государство должно быть интегрировано в союз государств, каким и является Евросоюз. Идея свободы мнения означает свободу дискуссий и является основой демократии. Идея отделения церкви от государства, наследие Просвещения и Французской революции, рассматривается как важнейшее европейское достижение, хотя реализация этой идеи варьируется от страны к стране. Для ХСС, например, неприемлемо французское лаицистское17 государство, он выступает за тесную кооперацию между государством и церковью. Партия поддерживает вклад церкви и религиозных общин в укрепление «общественного блага и в воспитание». В качестве руководящей идеи выступает столь часто упоминаемое ХСС с момента его основания христианское западное государственное и культурное сообщество. Однако как раз в этом пункте ХСС может оказаться в меньшинстве. Сопротивление лаицистских сил привело к тому, что в Договор о Конституции для Евросоюза не было включено указание на Бога. Настойчивость ХСС в вопросе «традиции христианских западных ценностей» и неприятие «мульти-культурной» Европы в конечном счете могут быть поняты как стремление защитить «оплот христианства - Баварию».
16 Понятие «конституционный патриотизм» популярно в ФРГ как среди «левых» (Хабермас), так и консервативных (Штернбергер) интеллектуалов, хотя и с различными смысловыми нагрузками. Идея была разработана в противовес «национальному» патриотизму, скомпрометировавшему себя в Германии. - Прим. ред.
17 Лаицизм (laïcité) - понятие используется как для обозначения движения за секуляризацию, так и для тех вариантов государственных и конституционных моделей, в основе которых лежит отделение церкви от государства. - Прим. ред.
116
В исторической перспективе здесь можно усмотреть некоторые параллели с «контрреформационной» позицией бывшего курфюрства Баварии и его «католической миссией» в Европе. В тех частях Германии, которые определяются преимущественно протестантской культурой, равно как и в странах Северной Европы, баварские представления о Европе не находят поддержки. Расхристианизация Германии, ослабление роли церкви в жизни общества слишком велики для того, чтобы баварские идеи о будущем Европы нашли поддержку в широких слоях населения.
Позиция ХСС в современных дебатах
Важнейшие спорные вопросы европолитики последних лет связаны с расширением ЕС. Основные пункты этих дискуссий могут быть, разумеется, в сокращенном и упрощенном виде, сведены к следующим положениям.
1. Консолидация и углубление нынешнего Евросоюза versus его (быстрое) расширение до 2007 г. (2007).
2. Вступление Турции в ЕС versus «привилегированное партнерство» с ней.
3. Европейская «политика соседства» versus неудержимое расширение Евросоюза.
4. Атлантическая ориентация на США (атлантизм) versus самостоятельная внешняя и оборонная политика «старой Европы».
5. Федерация государств Европы («Европа наций») versus Соединенные штаты Европы.
6. Четкое определение европейских ценностей, Европа как «сообщество единых ценностей» versus неопределенность идентичности, усиливающаяся в ходе «мультикультурализации» европейской идеи.
7. «Европа регионов» как дополнение «Европы наций».
Конечно, эта классификация достаточно схематична, ибо
идеи во многих пунктах пересекаются друг с другом, так что четкие границы между ними определить сложно. Тем не менее она поможет прояснить основные пункты европолитики ХСС, вернее, те акценты, которые она стремится поставить в рамках европолитики ХДС/ХСС. Следует, впрочем, оговориться, что европолитические заявления и установки ХСС, как и всякой
117
крупной политической партии, на курс которой влияют различный расклад сил и различные интересы, не всегда целостны и последовательны, многие из них остаются на уровне апелляций и призывов.
С точки зрения ХСС, приоритет в развитии Евросоюза должен быть отдан его консолидации и углублению процессов интеграции. Перед лицом тех трудностей, которые принесло с собой недавнее расширение (2004), и с учетом нынешнего кризиса Евросоюза баварское правительство и ХСС предостерегают от дальнейшего расширения ЕС. Следует сначала определить границы Европы - как географические, так и политические и культурные, а также ответить на вопрос о том, что представляет собой европейская идентичность. Способность ЕС к экономической и культурной интеграции не следует переоценивать. За расширением, осуществленным в 2004 г., с необходимостью должна следовать фаза консолидации -расширения общеевропейской валютной зоны (еврозоны), реализация шенгенских договоренностей. Это расширение было самым масштабным и самым трудным за всю историю ЕС. ХСС не отрицает права Болгарии, Румынии и Хорватии на членство в ЕС, но полагает, однако, что время для этого еще не созрело.
ХСС решительно отвергает вступление Турции в ЕС и высказывается против начала переговоров с ней: «Турция принадлежит по большей части к Малой Азии, а не к Европе. Ее вступление перегрузит ЕС как политически, так и финансово. Культурные различия огромны и вряд ли поддадутся общественной интеграции»18. Вместе с ХДС ХСС выступает за более «привилегированное партнерство» с Турцией на базисе дальнейшего развития нынешних отношений (ассоциация и таможенный союз).
ХСС и баварское правительство поддерживают концепцию «политики соседства»19, призванную стабилизировать и
18 EU-Erweiterung und Nachbarschaftspolitik. - München, 2005. - S. 5.
19 «Политикой соседства» называется программа ЕС по отношению к ряду стран либо уже граничащих с ним, либо превращающихся в его соседей по мере дальнейшего расширения его структур на Восток и Юго-Восток. Цели ее были впервые изложены в марте 2003 г. в документе Еврокомиссии «Большая Европа и ее соседи - новые рамки для отношений ЕС с его восточными и южными соседями»: http://europa.eu.int/comm/ world/enp/overview_en.htm. - Прим. ред.
118
демократизировать ситуацию в первую очередь в восточных соседях ЕС. В рамках этой политики баварское правительство особое внимание уделяет Украине и Молдавии, которые, по его мнению, принадлежат к Европе. Россия же, напротив, это «особый случай», для которого необходимо разработать «особый план». Отношения с этим «стратегическим партнером» должны служить тому, чтобы Россия «не только на словах признала принципы свободы, демократии, правовой государственности, самоопределения и рыночного хозяйства, но и политически реализовала их»20.
ХСС выступает решительно против «федеративного государства Европы», придерживаясь концепции «Европы наций» в смысле федерального союза самостоятельных европейских государств.
ХСС считает огромной ошибкой отсутствие упоминания о Боге в Договоре о Конституции для Европы. Она изо всех сил, хотя и с небольшими шансами на успех, выступает против дальнейшего вытеснения христианства из общественной и политической жизни.
ХСС выступает за «Европу регионов». Неясно, впрочем, что конкретно понимается под этой «концепцией» и по каким критериям определяются «регионы». На этом вопросе мы остановимся ниже.
«Критическое согласие» с Конституцией ЕС и требование «укрепить права земель»
К числу типичных для ХСС демаршей принадлежат два срочных заявления фракции ХСС в баварском ландтаге, первое -по ратификации Конституции ЕС и укреплению прав стран в рамках ЕС, второй - по Договору о Конституции для Европы, т.е. по самой Конституции21. Ни в одном из иных земельных парламентов ФРГ подобных инициатив не было. В этих заявлениях, с одной стороны, было выражено согласие с Конституционным договором, с другой - внесены типичные для европолитики ХСС замечания и пожелания. Оба этих заявления были приняты ландтагом без
20 EU-Erweiterung und Nachbarschaftspolitik. - München, 2005. - S. 3
21 Bay. Landtag. 5.WP. Drucksache 15/2767. 15.02.2005; Bay. Landtag. 15.WP. Drucksache 15/3244. 21.04.2005; Bay. Landtag. 15.WP. Drucksache 15/3348. 10.05.2005; Bay. Land-tag.15.WP. Drucksache 15/3402. 11. 05.2005.
119
изменений; таким образом, Бавария внесла свой вклад в европейские дебаты о Конституции. Не имея возможности в рамках данной статьи подробнее представить эти инциативы, остановимся лишь на основных моментах. «Ландтаг приветствует тот факт, что в Конституционном договоре найдено место для определения действенного восприятия интересов (немецких) земель. Это наряду с развитием принципа субсидиарности и усилением прав регионального и локального самоуправления является составной частью национальной идентичности...», «кроме того, ландтаг несет свою часть ответственности за успех процесса европейского единения. Он убежден, что разработка европейской политики не является задачей одного лишь Европейского парламента. По его мнению, национальные парламенты союза европейских государств, а в Германии и земельные парламенты, могут внести важный вклад в легитимацию Европейского союза»22.
Таким образом, суть европолитических инициатив ХСС в том, чтобы не допустить утери компетенций стран - членов ЕС, более того, укреплять эти компетенции и к тому же улучшить и расширить возможности немецких федеральных земель и повлиять на процессы европейской интеграции.
В решении баварского ландтага выражается также сожаление, что «Конституционному договору не удалось ограничить компетенции ЕС, как это предусматривалось на встрече в Лаэкене. В сферах разделенных полномочий и дополнительных мер компетенции до сих пор не разграничены. Тенденции к централизации ЕС остались непоколебимы».
«Европа регионов» - блестящая химера
Примечательно, что в вышеназванных парламентских инициативах и решениях не нашлось ни одного слова для пропагандируемой ХСС «Европы регионов». Причина этого, скорее всего, в том, что ХСС хотел провести свои инициативы через ландтаг без изменений, что не удалось бы, если бы в них была упомянута эта спорная концепция. Тем не менее руководство ХСС
22 Bay. Landtag. 15. WP. Drucksache 15/2767. 15.02.2005; Bay. Landtag.15.WP. Drucksache 15/3348. 10.05.2005. 120
и баварское правительство продолжают придерживаться этой консервативной идеи «регионально-федеральной альтернативы»23. Ведущиеся в Брюсселе дебаты о европейской региональной политике интерпретируются ХСС в смысле «Европы регионов». Однако основы этой концепции шатки и расплывчаты. В программе ХСС от 1993 г. речь еще идет о «немецких федеральных землях, т.е. регионах», так что субъекты федерации, очевидно, приравниваются к регионам. В другом месте говорится о структурно слабых и обездоленных регионах одной федеральной земли и приводится в качестве примера район Баварии, граничащий с Чехией. Далее следует пассаж о «землях, регионах и автономных сообществах»24, под которыми, возможно, подразумеваются автономные регионы Испании - Каталония, Страна Басков, Галиция, т.е. так называемые «три испанские нации». В Великобритании таковыми могли бы быть Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия, во Франции, например, католический Руссильон, Корсика, Бретань и Эльзас. Таким образом, подразумеваются, очевидно, исторически сложившиеся так называемые «культурные регионы» с более или менее выраженной коллективной идентичностью. Однако тут же идет речь и об экономических структурных единицах, пересекающих национальные границы и включающих в себя области, принадлежащие различным национальным государствам, например области, соседствующие с регионом Альп (Швейцария, Австрия, Северная Италия, Бавария), с присущими им всем проблемами альпийского транзита. В другом месте говорится о «новых региональных конфликтах» в контексте «проблемы Север - Юг», причем подразумеваются, очевидно, уже регионы мира25. Так или иначе во всех программных документах ХСС концепция «Европы регионов»
23 Ruge, U. 2003: Die Erfindung des «Europa der Regionen». Kritische Ideengeschichte eines konservativen Konzepts. - Frankfurt am Main; N.Y., 2003.
24 Grundsatzprogramm der Christlich-Sozialen Union in Bayern. CSU Landesleitung München. - 5. ergänzte Auflage. - München, 2005. - S. 117.
25 Ibid. - S. 22, 115.
121
остается достаточно туманной26. Отсутствие концептуальной отточенности дополняется и неясностью по поводу того, что же представляет собой «мультикультурная Европа», от возникновения которой так страстно предостерегает ХСС.
Сможет ли «Европа регионов» действительно разрядить региональные конфликты, решить назревшие проблемы и способствовать прогрессу европейской интеграции? Ответы могут быть противоположными - в зависимости от «модели» (Швейцария, Испания, Германия, Бельгия) и от соответствующего контекста. Псевдосубсидиарная интеграционная концепция «Европы регионов» прикрывает регионалистские концепции автономии, обладающие собственной динамикой и отражающие специфические дезинтеграционные интересы. Реализацию их можно было наблюдать не только в Восточной Европе (Чехия и Словакия), но и в ходе распада Югославии.
Именно из-за своей содержательной нечеткости баварская «концепция», похоже, утеряла свою актуальность для современных европейских конституционно-политических дебатов. Программные и «концептуальные» заявления о «регионах» приобретают реальные очертания лишь там, где речь идет о структурных проблемах экономических областей. В таких случаях говорится о структурной политике, об ущемлении прав в ходе экономической конкуренции, о поддержке аграрного сектора, о транспорте и транзите, о рынке труда и иных проблемах, выдвигаются соответственные структурно-политические требования к европейским институтам, подчеркивается необходимость финансовой поддержки регионов Евросоюзом.
3. Проблемы расширения ЕС на Восток и инициативы ХСС
«Возвращение» в Европу
С включением в Евросоюз ряда стран Центральной и Восточной Европы был преодолен раздел Европы и сделан
26 См. подробнее: Hettlage R. Euro-Visionen. Identitätsfindung zwischen Region, Nation und transnationaler Union // Kollektive Identität in Krisen. Ethnizität in Religion, Nation und Europa/Hettlage R., Deger P, Wagner S. (Hrsg.). - Opladen, 1997. - S. 320-357. 122
значительный шаг в сторону нового общеевропейского порядка. Однако в то же время расширение Евросоюза поставило вопросы о его границах и об отношениях с новыми «соседями». Расширение Евросоюза и «политика соседства» превратились в важнейшие и актуальнейшие темы европолитики, в том числе и для ХСС.
Еще до начала расширения баварское правительство совместно с баварскими торговыми, предпринимательскими и ремесленными союзами приняло меры для подготовки к грядущей интеграции, обговорило с предпринимателями меры по приспособлению экономики к новым условиям, выступило с инициативой экономической поддержки баварских пограничных регионов. Все эти мероприятия были увязаны в «Стратегию экономического пространства Центральной Европы». Кооперация государства и предпринимательских структур типична для Баварии, особенно если речь идет о необходимости приспособления к новым политическим и экономическим реалиям.
С расширением ЕС до 25 членов его восточная граница сдвинулась до восточных границ Польши, Словакии и отчасти Венгрии. Большая часть восточной границы приходится на долю Польши. В интересах ЕС не допустить, чтобы эта граница, обеспечивая безопасность ЕС, превратилась тем не менее в новую, непроходимую преграду. С целью поддержки стабильности, безопасности и благосостояния в граничащих с ЕС государствах в 2004 г. была разработана концепция «политики соседства», ставшая важнейшей составной частью совместной внешней и оборонной политики ЕС.
Президиум ХСС принял 23 мая 2005 г. стратегический документ к «политике соседства», являющийся типичным примером баварских акцентов европолитики. В начале документа представлены шесть основных целей этой политики по отношению к новым восточным соседям: не допустить нового раздела континента; обеспечение стабильности за пределами европейских границ; соблюдение геостратегических интересов; поддержка развития в этих странах демократических и рыночных систем; актуальная поддержка; предложение действенной альтернативы к членству в ЕС.
Далее ХСС уточняет: «В равном отношении Евросоюза ко всем граничащим с ним государствам, от Восточной Европы до
123
Средиземноморья, ХСС видит игнорирование того факта, что государства, как, например, Украина и Молдавия, принадлежат к Европе и имеют тем самым право подать заявку на членство в ЕС. ХСС требует, чтобы ЕС провел различие между этими и остальными граничащими с ним государствами»27.
В целях поддержки политики ЕС и в собственных интересах Бавария использует свои двустронние отношения с восточноевропейскими членами ЕС и с их соседями. Особое внимание уделялось Украине, где баварское правительство стремилось поддержать те общественно-политические силы, которые стремились к стабилизации внутриполитической ситуации и - в долгосрочной перспективе - к интеграции в ЕС. Концепция ХСС базировалась на историческом разделе между латинско-христианской и православно-христианской Европой. В вышеназванном документе от 23 мая 2005 г. отмечается: «ХСС призывает федерального канцлера Шрёдера выступить перед русским президентом Путиным в поддержку права Украины на самоопределение и ее демократического порядка. ХСС будет выступать за то, чтобы Украина - в условиях свободы и независимости, а также при соблюдении демократических и государственно-правовых стандартов - смогла занять свое место в международном сообществе государств. ХСС будет стремиться к тому, чтобы в сфере совместной внешней политики и политики безопасности ЕС была достигнута более тесная и согласованная кооперация с Украиной. В существующей более десяти лет совместной комиссии Украины и Свободного государства Бавария ХСС видит приемлемые организационные рамки для углубления двусторонних отношений. ХСС поддерживает Украину в создании правовой государственности и стремлении к европейским правовым стандартам. В этой связи ХСС считает необходимым усиленное сотрудничество с Украиной в вопросах безопасности границ и пограничного контроля (например, помощь в обучении пограничных сил, техническая помощь) и выступает за поддержку Украины при возвращении
27 CSU: EU-Erweiterung und Nachbarschaftspolitik . - МШ^т, 2005. - S. 2.
124
выдворенных нарушителей границ, за сотрудничество в борьбе с торговлей людьми и с контрабандой»28.
Эти принятые президиумом ХСС положения являются красноречивым подтверждением того, что собственные инициативы, выдвигаемые правящей партией Баварии в рамках общей политики Евросоюза, в значительной степени обусловлены баварскими региональными экономическими и политическими интересами. Эти и иные инициативы являются вкладом Баварии в развитие общеевропейской внешней политики и политики безопасности.
4. Заключение
Процесс европейской интеграции означает, что целый ряд важнейших регулятивных полномочий национальных государств будет передан европейским институтам. Законодательство, полномочия исполнительной власти, судебная власть будут перемещены на европейский уровень, что ослабит роль как государств, так и субъектов государственных федераций. В ст. 23, абзаце 1, Основого закона ФРГ сказано: «...Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского союза, базирующегося на принципах демократии, правовой государственности, социальности, федерализма и субсидиарности. Федерация с согласия Бундесрата и путем соответствующих законов может передать соответствующие полномочия». Таким образом, роль Бундесрата и федеральных земель в процессе европейской интеграции закреплена на конституционном уровне.
В странах ЕС, организованных, подобно ФРГ, по федеральному принципу, субнациональные районы, подобные Баварии, во многом утеряли свою автономию. Демонтаж национальной регуляции поставил субнациональные единицы (и регионы) в условия суровой экономической конкуренции. В подобном интеграционном процессе субъекты федерации, равно как и Бавария, больше теряют, нежели приобретают.
В системе разноуровневых переговоров, каковую представляет собой ныне процесс европейской интеграции, Свободное государство
28 CSU: EU-Erweiterung und Nachbarschaftspolitik . - М-ünchen, 2005. - S. 2.
125
Бавария является типичным примером того, как немецкая федеральная земля (т.е. переговорное звено «третьего уровня»), определяющая себя как жизнеспособный культурный регион Европы с традицией собственной государственности, защищается от прогрессирующего наступления на ее право соучастия в европейском интеграционном процессе.
Во имя сохранения культурных традиций и защиты интересов Баварии баварские политики стремятся сохранить хотя бы те возможности соучастия в принятии европолитических решений, которые им остались. С этой целью они развивают межрегиональные и транснациональные стратегии. Они используют свою роль в Комитете регионов ЕС, пытаются оказать влияние на его структурную политику и используют свои непосредственные связи с Еврокомиссией. Через баварский ландтаг и баварское правительство Свободное государство Бавария реализует по отношению как ко «второму» (Германия), так и к «первому» уровню (институты ЕС) европолитики те компетенции, которые на конституционно-правовом уровне закреплены за ним как субъектом федерации, и стремится реализовать свои интересы. Равновесие между обобщающими процессами интеграции, взаимного приспособления и соблюдением особых интересов, защитой особой коллективной идентичности может быть достигнуто лишь на путях субсидиарности.
На федеральном уровне ХСС и баварское правительство считают себя «защитниками федерализма и прав федеральных земель», на европейском - они выступают поборниками федеральных принципов в развитии ЕС. Речь идет о балансе между интеграцией и самоутверждением в сложном, многоуровневом сплетении различных институтов. Установление такого баланса - важнейшая задача европейского конституционного процесса.
Пока существует Бавария, а в ней - ее ведущая и правящая партия ХСС, «баварская проблема» не исчезнет из немецкой и европейской истории и политики. При всех исторических и политических изменениях цели баварского государства остаются неизменными. Первой целью является сохранение баварской государственности, социально-культурных особенностей, политической культуры и материального благосостояния и тем самым
126
сохранение влияния Баварии как исторически сложившегося культурного региона Германии и Европы и в условиях новых политических реалий. Вторая цель - реализация исторически обоснованной претензии Баварии на соучастие в немецкой и европейской политике. «Бавария и ХСС» - формула, выражающая «баварскую идентичность» и региональное самосознание. Роль же ХСС в немецкой и европейской политике выражается в лозунге: «За Баварию, Германию и Европу!»29
Перевод с немецкого С.В. Погорельской
29 CSU: Für ein starkes Bayern in Europa. - München, 2004.