ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Михаил СТРЕЛЕЦ
СОЦИАЛЬНЫЕ ХРИСТИАНЕ В ФРГ: ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Современный Христианско-социальный союз остаётся активным субъектом обсуждения внешнеполитических вопросов внутри ФРГ, что находит постоянное отражение в его программных установках. Правительственная ответственность на федеральном уровне воспринимается социальными христианами с точки зрения более широких возможностей реализации этих установок и инициатив. В процессе разработки коалиционного соглашения между ХСС, ХДС и СДПГ, подписанного 11 ноября 2005 года, прослеживалось чёткое понимание, что Германия должна быть сознающим ответственность партнёром в Европе и мире.
Делая акцент на "Европа-политику", ХСС не допускает её строгого отождествления с одним из направлений внешней политики. Нынешний председатель ХСС, премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер ещё в 1987 году, будучи руководителем Баварской государственной канцелярии, заявил, что европейская политика "для ХСС никоим образом больше не классическая внешняя политика, а именно европейская внутренняя политика"1.
Восприятие Евросоюза
Важнейшие приоритеты современной "Европа-политики" социальных христиан таковы: 1) упрочение правового базиса функционирования Евросоюза; 2) целенаправленная реализация принципа субсидиарности, последовательный учёт баварских интересов; 3) строгое соблюдение ранее согласованных критериев для стран-кандидатов на вступление в ЕС; 4) расширение полномочий Евросоюза в связи с новыми вызовами Старому Свету.
1 Stoiber E. Bayerns Stellung in Europa // Bayernkurier - 1987 - 17 Januar. S. 3.
© Стрелец Михаил Васильевич - доктор исторических наук, профессор Брестского государственного технического университета.
Наполнение реальным содержанием первого приоритета осложняется тем, что в 2005 году участники референдумов во Франции и Нидерландах проголосовали против ратификации Европейского конституционного договора.
В ХСС весьма удовлетворены следующим моментом коалиционного соглашения: "Ратификация Европейского конституционного договора будет продолжена. Ещё до вступления в силу Конституционного договора национальные парламенты должны быть своевременно вовлечены в законодательство ЕС"1.
В отношении дальнейшего развития процесса единения ХСС требует, чтобы Европа строилась "на принципах федерализма и субсидиарности". "Дальнейшее единение Европы должно вести к сокращению централизма и бюрократии"2. Конечной целью интеграции для ХСС является не федеративное государство, а "союз государств", как его описал Федеральный Конституционный суд в октябре 1993 года в решении по Маастрихту. Это означает, "с одной стороны, дееспособный союз, который в целом обеспечивает Европе мир и свободу, усиливает экономическое благосостояние и решает задачи, которые лучше решать на этом, а не на государственном или региональном уровнях, с другой стороны, остаются незыблемыми сохранение национального и регионального пространства для преобразования на всех других полях, национальная идентичность и региональное многообразие"3.
В среднем уже 50% германской внутренней политики определяется правом ЕС, а в отдельных важных отраслях, таких как экономическая, сельскохозяйственная политика, политика в области окружающей среды, - уже 70%. Представительство баварских интересов в Брюсселе и Страсбурге на европейском уровне поэтому точно так же важно, как представительство интересов на федеральном уровне. По своим экономическим результатам и населению Бавария на 2003 год находилась на 6-м месте среди 15 государств-членов ЕС. В Европарламенте от Баварии представлено 14 депутатов, из них 10 членов ХСС. Координация Баварской "Европа-политики" есть задача государственной канцелярии. Для представительства интересов свободного государства Бавария4 по отношению к институтам ЕС премьер-министр Эдмунд Штойбер назначил государственного министра по делам федерации и европейским делам.
Особое значение придаётся деятельности Баварии в комитете регионов Европейского Союза. Этот комитет регионов вновь создан в 1994 году по инициативе Баварии и делает регионы и коммуны участниками процесса европейских решений. Бавария посылает в комитет регионов премьер-министра Эдмунда Штойбера и упомянутого государственного министра (заместитель). На
1 Gemeinsam fur Deutschland-mit Mut und Menschlichkeit. Auf einen Blick: Der Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Die wichstigsten Vereinbarungen. Munchen : Landesleitung der CSU , 2005 . S. 4.
2 Archiv fur Christlich-Soziale Politik (далее: ACSP), Druckschrift (далее: ДS).
3 Weige 1, Theo. Ruckllick in die Geschichte-Weichenstellungen fur die Zukunft. - Munchen, 1995. S. 10.
4 Официальное название федеральных земель согласно Конституции.
основании статьи 23 Основного закона земли через бундесрат содействуют Европа-политике федерального правительства. Точка зрения бундесрата находит, как правило, отражение в переговорной позиции федерального правительства в Совете министров ЕС. При принятии решений, для которых законодательная компетенция находится исключительно у земель, в Совете министров ЕС должен быть представлен назначенный бундесратом представитель земель Герма-нии1. Правительство Баварии, возглавляемое ХСС, считает, что комитет регионов "должен обеспечить регионам и коммунам право решающего голоса там, где затрагиваются их интересы"2.
Обращаясь ко второму приоритету, партия предпринимает энергичные шаги по соответствующей адаптации внутрифедерального законодательства, используя факт своего представительства в Европарламенте и комитете регионов ЕС.
Участвуя в работе коалиционной группы по реформе федерализма, Эдмунд Штойбер добился внесения в итоговый документ от 7 ноября 2005 года проекта некоторых изменений в Основной закон ФРГ. Дословно предложены следующие формулировки: "... новый абзац 6 статьи 23 ОЗ: "Если по сути затрагиваются исключительные законодательные компетенции земель в сферах школьного образования, культуры или радиовещания, соблюдение прав, которые принадлежат Федеративной Республике Германия как государству-члену Европейского Союза, передаётся от федерации к назначенному бундесратом представителю земель. Соблюдение прав происходит при участии (федерального правительства. - М. С.) и согласовании с федеральным правительством; при этом сохраняется общегосударственная ответственность".
Новый абзац 3-а статьи 52 ОЗ: "По вопросам Европейского Союза бундесрат может образовать европалату, решения которой имеют силу как решения бундесрата; число единообразно подаваемых голосов земель определяется по статье 51 абз. 2"3.
В период председательства Австрии в ЕС (1 января - 30 июня 2006 г.) депутаты Европарламента от ХСС активно использовали тот факт, что действующий председатель федеральный канцлер Вольфганг Шюссель является лидером Австрийской народной партии (АНП). АНП, как и ХСС, входит во фракцию Европейской народной партии Европарламента. При посещении этим деятелем данной фракции в начале 2006 года с ним встретились докладчик по аграрно-политическим вопросам от ХСС Альберт Дес со своим нижнебаварским коллегой Манфредом Вебером. Депутаты от ХСС говорили с Шюсселем о способствовании регионам в создании метропольного региона Восточной Баварии с приграничными регионами Верхней Австрии и Западной Богемии и о будущем
1 Bayern in Europa. - München, 2001 S. 7.
2 Bayern in Europa. - München, 2001 S. 18.
3 Ergebnis der Koalitionsarbeitsgruppe zur Foderalismusreform (Stand: 7. November 2005) // Gemeinsam fur Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 11.11.2005. - Munchen: CSU Landesleitung. 2005. Anlage 2. S. 28.
сельского пространства1. Они активно ставят эти вопросы в первой половине 2007 года, когда в ЕС председательствует Германия. Учёт интересов Баварии, как и других субъектов германской федерации, несомненно, прослеживается в той позиции, которую занял видный деятель ХСС, федеральный министр экономики и технологий Михаэль Глос в дебатах о перемещении производств внутри ЕС.
Позиция ХСС по вопросу о расширении ЕС на восток была чётко прописана в Правительственной программе 2003-2008 годов: "Мы приветствуем расширение Европейского Союза на восток. Европейский Союз открыт также другим государствам после того, как они выполнят предпосылки для вступления" (в ЕС. - М.С.)2.
Партия традиционно демонстрирует позицию неприятия членства Турции в ЕС. В своём выступлении на предвыборном съезде ХСС (2-3 сентября 2005 г., Нюрнберг) Э. Штойбер заявил: "Для нас Европа не только экономическое сообщество, но и сообщество ценностей. Европа также нуждается во внутренней духовной консолидации. Поэтому мы говорим ясно и чётко: "Кто форсирует вступление Турции (в ЕС. - М.С ), тот предъявляет чрезмерные требования ЕС не только политически, не только экономически, но и культурологически. Мы говорим "да" пр ивилегированному партнёрству с Турцией, но "нет" её полному членству в ЕС" .
После выборов в бундестаг 2005 года ХСС пришлось брать в расчёт и подвижки в этом вопросе со стороны ЕС. ХСС начала 3 октября 2005 года переговоры с Анкарой по поводу возможного вступления Турции в ЕС. В ХСС были вполне удовлетворены тем, что в коалиционном соглашении от 11 ноября 2005 года данные переговоры характеризуются как "процесс с открытым концом, который основан на отказе от автоматизма и исход которого не гарантируется зара-нее"4. Главная баварская партия также лоббирует вступление Хорватии в ЕС.
У ХСС есть полное согласие с ХДС и СДПГ в том, что "трансатлантическое партнёрство с США, НАТО и европейская политика безопасности и обороны есть столпы германской политики безопасности"5.
ХСС выступает за эффективный мультилатерализм, при котором приходят в движение международные организации, которые лучше всего приспособлены для решения мировых проблем. Партия отводит ООН ключевую роль для сохранения мира и решения глобальных задач будущего. Она придаёт большое значение детально продуманной реформе этой организации, считая одним из важнейших элементов реформу Совета Безопасности. По мнению ХСС, Герма-
1 Aus der Europagruppe //Bayernkurier. - № 5/4. - Februar.- 2006. S. 7.
2 Landtagswah 1 21.September. Regierungsprogramm 2003-2008. Damit Bayern stark bleibt! - Munchen: Bayerische Staatskanzlei 2003. S. 42.
3 Deutschland bewegen - Bayren starken. Rechenschaftsbericht des Vorsitzenden der CSU. Ministerprasident Dr.Edmund Stoiber. MdL .70. Parteitag der Christlich - Sozialen Union 2./3. September 2005. Messe Nurnberg Munchen. 2005. S18 - 19.
4 Gemeinsam fur Deutschland-mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 11.11.2005 - Munchen: CSU - Landesleitung, 2005. S. 130fl.
5 ACSP, flS 92/717.
ния вполне созрела для того, чтобы стать ещё одним постоянным членом Сов-беза ООН1.
Социальные христиане оптимистически настроены относительно потенциала ОБСЕ. Они считают, что "ОБСЕ должна превратиться в эффективный инструмент превентивной дипломатии. Как единственная общеевропейская организация, она создаёт подходящие рамки для стабильных и кооперативных структур безопасности, которые охватывают как США и Канаду, так и постсоветские государства. Уже сегодня ОБСЕ со своими многочисленными миссиями вносит незаменимый вклад в стабильность мира во всей Европе"2.
Восточная политика
На современном этапе возрастает интерес ХСС к повышению уровня сотрудничества ФРГ со странами, которые возникли на постсоветском пространстве. 1990-е годы - начало XXI века - качественно новый этап в германской Ostpolitik. Он начался при распаде СССР с системных преобразований в бывших соцстранах. Новой реальностью стало существенное снижение удельного веса Восточной Европы в российской внешней политике, а также стремление Берлина усилить своё влияние в данном регионе. Внутриполитическая нестабильность, кризисные явления в экономике, социальная напряжённость, нарастание активности сепаратистских сил предопределили явное ослабление международных позиций России в целом и на восточноевропейском направлении в частности. Кроме того, восточноевропейцы были убеждены, что в Москве по-прежнему мыслят имперскими категориями.
В постсоциалистическом мире постоянно возрастал интерес к германской модели социально-экономического и политического развития. С учётом гигантской экономической мощи объединённой Германии, её места в системе современных международных политических координат, бывшими социалистическими странами высказывались надежды на спонсорские возможности Берлинской Республики3 в становлении рыночных структур, на лоббирование Германией их намерения вступить в НАТО и ЕС.
Восточноевропейский аспект современной внешней политики ФРГ включает двусторонние отношения, сотрудничество и взаимодействие в рамках международных организаций, участие Берлина в определении общих подходов группы постиндустриальных стран, "восьмёрки", к проблемам постсоциалистического пространства в Европе.
Отношения Федеративной Республики Германии с основной частью государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) базируются на солидной договорно-правовой базе. С учётом взаимных интересов созданы стабильные организационные структуры, имеющие целью эффективное партнёрство во имя
1 ЛСБР, ДБ 7/418.
2 ЛСБР, ДБ 7/418.
3 В современной политологии термин "Берлинская Республика" традиционно отождествляют с объединённой Германией.
безопасности, максимальное использование преимуществ международного разделения труда, наполнение реальным содержанием духовно-культурной составляющей межгосударственных отношений.
В бундестаге стали создаваться специальные рабочие группы, задействованные на новых для ФРГ векторах восточной политики. Высший орган исполнительной власти сделал акцент на создание чётких механизмов межведомственного взаимодействия и координации. Функциональное назначение этих механизмов - придание Ostpolitik системного характера, выделение и обоснование главного направления в этой политике, из которого будут вытекать все остальные.
Ключевой аспект современной германской Ostpolitik - способствование трансформации политической, экономической и социальной системы на постсоциалистическом пространстве. Германский вклад в решение данной сложнейшей задачи - это прежде всего концепция консультаций и её реализация. Заработал на постоянной основе политико-экономический Совет по вопросам содействия экономическим реформам в странах СНГ и ЦВЕ. В дипломатических представительствах Федеративной Республики Германии в восточноевропейских столицах стали открываться бюро Совета. В этих же городах появились представительства экономических, научных, культурных организаций Германии. Принципиально новым моментом стало установление партнёрских отношений между отдельными федеральными землями и государствами ЦВЕ, СНГ. В деловые связи с Восточней Европой активно включились банковские, кредитные учреждения ФРГ. В регионе постоянно наращивают активность германские предприниматели.
Федеральное правительство в политике на восточноевропейском направлении отдаёт приоритет Вышеградской группе, в которую входят Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, в балканском регионе особым расположением объединённой Германии пользуются Хорватия и Словения.
Стремление Берлина занять ключевые позиции в ЦВЕ вписывается в намерение Германии существенно повысить удельный вес европейского аспекта внешней политики ФРГ, активно способствовать интеграционным процессам на старом континенте, что делает его сильным игроком на европейской политической арене и вполне может стать прологом для резкого усиления глобальной вовлечённости объединённой Германии.
Таковы основные черты современной германской Ostpolitik. Коалиция в составе ХДС, ХСС, СвДП, правившая в объединённой Германии с 1990 по 1998 годы, стояла у истоков этой политики и имеет основания записать себе в актив все вышеперечисленные сдвиги. Осознание необходимости данных сдвигов - общий знаменатель подходов всех партий указанной коалиции. "Красно-зеленая" коалиция в целом сохраняла преемственность в политике в отношении постсоциалистического пространства. Не внесло в данную политику кардинальных изменений и правительство А. Меркель.
А сейчас попытаемся проследить конкретную роль ХСС в разработке и осуществлении Ostpolitik. Правящий ХСС активно использовал организацион-
ные структуры, созданные с целью эффективного участия Баварии в осуществлении германской Ostpolitik, а именно действующие на постоянной основе рабочие группы, комиссии. Их учреждение началось ещё в эпоху "холодной войны". В эру Гоппеля, премьер-министра Баварии с 1962 по 1978 годы, были созданы рабочие группы по связям с Сербией (1970 г.), с Хорватией (1972 г.), со Словенией (1975 г.). Функционирование первой из названных групп было приостановлено в 1990 году и стало вновь реальным только в начале XXI века. После краха коммунизма заработали организационные структуры по связям с Чешской Республикой (с 1990 г.), Словакией (с 1991 г.), Венгрией (с 1991 г.), Болгарией (с 1995 г.), Украиной (с 1990 г.), Москвой (с 1991 г.), Московской областью (с 1994 г.), Польшей (с 1996 г.), Македонией (с 1999 г.)1.
Исходный пункт позиции ХСС - его восточноевропейская концепция. В сентябре 1994 года федеральный министр финансов, председатель ХСС Тео Вайгель так обозначил её ключевой аспект: "Нужно оказывать помощь извне для самопомощи. Помощь для этих государств есть инвестиции в будущее для свободы, демократии и реформ в целях формирования рыночной экономики. Поддержка не только материального рода, но прежде всего в форме консультаций, передачи технических и организационных знаний и умений - правильное средство. ...Решительные меры по оказанию помощи этим странам, безусловно, обойдутся дешевле, чем в случае, если процесс реформ в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе провалится. Если новые демократии останутся одни со своими экономическими трудностями, то вполне возможно, что это приведёт к новым потокам беженцев и другим неконтролируемым процессам"2.
Над реализацией этого плана активно и целенаправленно работают нынешние министры федерального правительства от ХСС, представители партии в генераторе идей правительства А. Меркель - комитете семи, члены земельной группы социальных христиан в германском бундестаге. Его значение постоянно подчёркивается в процессе разработки новой программы ХСС. В партии в целом удовлетворены нынешним состоянием реформ в ЦВЕ, уровнем связей стран этого региона с Баварией и германской федерацией в целом.
Социальные христиане выступают за то, чтобы прибалтийский вектор был приоритетным в политике ФРГ на постсоветском пространстве. Они считают, что в государствах Балтии значительно больше шансов для успешного осуществления системных преобразований, чем на пространстве СНГ в целом3.
Вместе с тем этот вектор внешней политики Берлинской Республики был и остается объектом пристального интереса ХСС. С момента образования СНГ политики и эксперты данной партии считали, что оно должно стать фактором стабильности на постсоветском пространстве, эффективно способствовать решению проблем переходного периода. Приоритетными для ХСС здесь являются российский и украинский векторы.
1 Bayern. Zahlen. Politik. - München 2000. S. 46-47.
2 ACSP, DS9/14.
3 ACSP, DS 7/74.
ХСС и Россия
Партия выступает за продолжение курса официального Берлина на формирование широкой антитеррористической коалиции, включая Россию, который стал четко прослеживаться после известных событий 11 сентября 2001 года в США1. ХСС замечает принципиально важные изменения в России в эру В. Путина, в результате которых создан более благоприятный климат для вложения иностранных инвестиций: укрепление российской государственности, заметное ускорение формирования правовой базы, адекватной рыночной экономике, устойчивый экономический рост, целенаправленные действия российского правительства по пути модернизации России2.
Широкий резонанс в ХСС вызвал визит главы Российского государства в ФРГ 10-12 октября 2006 года. 11 октября 2006 года в Мюнхене состоялась встреча президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Баварии Эдмундом Штойбером.
А. Меркель в Мюнхен не поехала, и почти весь день Путин провёл в общении с баварским премьером. Российский президент напомнил историю знакомства и продолжил: "С момента нашей последней встречи в 2002 году и в России, и в Германии произошло немало событий, и к счастью, по большей части позитивного характера". За это время Штойбер успел не только проиграть Шрёдеру в борьбе за пост федерального канцлера, но и отказаться после победы Меркель от должности министра экономики. Впрочем, он остаётся одним из лидеров правящей коалиции. А оттого мог с полным правом говорить с Путиным вовсе не как региональный лидер.
Целью поездки В. Путина в Баварию было прежде всего развитие экономических связей с крупнейшими компаниями этого региона. С этой целью Путин встретился с представителями научных, а потом и деловых кругов Баварии. И те и другие заверили, что всерьёз настроены расширять сотрудничество с Россией3. Такой настрой позитивно воспринимается в правящей в Баварии партии, которая обоснованно может записать в свой актив серьёзные достижения на этом направлении.
Активность баварских предпринимателей распространяется на всю территорию России. Наряду с такими глобальными игроками, как "Сименс", МАН и БМВ, большую роль в России играют средние предприятия. Из примерно 4 500 активно присутствующих в России немецких фирм треть приходится на Баварию. Только на территории Московского региона работает около 800 баварских фирм. Они представлены филиалами, предприятиями или участием в российских предприятиях в многочисленных регионах между Калининградом и Владивостоком, Республикой Коми и Чёрным морем. Более половины крупных немецких инвесторов являются баварскими предприятиями.
1 Stoiber E. Ja zu wehrhafter Demokratie und Leitkultur. - München, 2001. S. 14.
2 ACSP, ДS 7/75.
3 Григорьева Е. Путин призвал немцев не бояться России//Известия - 2006 - 12 октября. С. 2.
Среди баварских фирм в России поистине выдающие позиции, вне всякого сомнения, занимает фирма "КНАУФ" из Ипховена. Недавно совладелец и управляющий фирмы Николаус Кнауф вместе с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко открыли новый завод по производству гип-сокартонных листов у самой городской черты Санкт-Петербурга. "КНАУФ" располагает в России 10 производственными предприятиями и 9 маркетинговыми фирмами, в 9 учебных центрах прошли обучение почти 20 тысяч человек. Для 4 000 работников в России фирма является крупным работодателем, а для региона - мотором баварско-российских экономических отношений"1.
Министр экономики и технологий ФРГ Михаэль Глос в силу должностного положения имел самое непосредственное отношение к принятию решения о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ). В его партии это решение было встречено весьма позитивно. Германский интерес относительно СЕГ таков: "Благодаря Штокмановскому месторождению "Газпром" сможет только в Германию отправлять около 50-55 млрд кубометров газа в год, причём это - в добавку к тем 40 млрд, которые немцы покупают сейчас2.
В кругах ХСС значительный резонанс вызвала статья Президента Российской Федерации Владимира Путина "Энергетический эгоизм" - это путь в тупик". Эта статья, приуроченная к председательству России в "восьмёрке", была опубликована более чем в 100 странах мира, в том числе и в ФРГ. Эксперты ХСС находят, что ключевые темы, обозначенные российским лидером (энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями, образование), которые предлагалось обсудить на Санкт-Петербургском саммите, который состоялся в июле 2006 года, являются весьма своевременными3.
* * *
Нет ни одной крупной проблемы современных международных отношений, которая бы не интересовала ХСС. Основываясь на солидных экспертных заключениях, партия отстаивает чётко выверенную позицию, неся нравственную ответственность на федеральном, земельном уровнях, будучи представленной в федеральном, земельном парламентах, Европарламенте, в комитете регионов ЕС. Христианско-социальный союз в Баварии (ФРГ) в поиске ответов на вызовы XXI века исходит из христианского понимания политики, строго и последовательно учитывает баварские и общегерманские интересы, постоянно демонстрирует заинтересованность в торжестве идеалов демократии, справедливости, социального процесса в глобальном масштабе.
1 Министр экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий земли Бавария Эрвин Хуберт: "Многообразие сотрудничества впечатляет"//Известия - 2006 - 3 октября. С. 14.
2 Григорьева Е. Путин предложил изменить лицо Германии. Энергетическое//Известия - 2006 - 12 октября. С. 2.
3 АСБР, ДБ 88/610.