Г. Бухштаб* История развития ХДС
Христианская демократия в Германии представлена двумя большими народными партиями - Христианско-демократическим и Христианско-социальным союзами. Их создание в 1945 г. положило начало новому отсчету истории политических партий в Германии. Они сущностно определили политическое развитие ФРГ и внесли немалый вклад в не свойственную ранее Германии стабильность партийной системы. Это новое начало означало в то же время и конец того, определяемого принадлежностью к христианской церкви типа партии, который сложился в конце XIX столетия. Новое объединение двух партий назвало себя Союзом, чтобы подчеркнуть свое отличие от традиционных партий. Союз отнюдь не был наследником политического католицизма, сошедшего с политической сцены в 1933 г. Хотя католицизм и является одним из его корней, «Союз» отличается от старых католических партий своей программой, своей организацией, своими членами и избирателями. ХДС/ХСС являются успешнейшими партиями Европы: с 1949 г. - с года основания ФРГ - ХДС/ХСС в совокупности 36 лет являлись ведущими правящими партиями и выдвигали «своих» канцлеров. Аналогичные политические успехи имели место и в федеральных землях.
* Buchstab G. Entwicklungsgeschichte der CDU.
81
Обе христианско-демократические партии опираются на традиции антитоталитарного сопротивления национал-социализму и фашизму в германском обществе. Определяющее значение для новой ориентации германской христианской демократии в момент ее основания в 1945 г. имело решение открыть партию не только для христиан различных конфессий, но и для всех, в том числе и неверующих граждан. Более двух третей основателей партии, подписавших Берлинский манифест 26 июня 1945 г., принадлежали к активному сопротивлению национал-социализму. На собственном опыте они понимали важность политики, опирающейся на христианские, общечеловеческие ценности и в силу этого целью своей ставящей в первую очередь соблюдение человеческого достоинства. Поэтому и отрицание коммунистической идеологии и практики было для ХДС/ХСС не столько продуктом холодной войны, сколько важнейшим исходным пунктом партийной программы.
Чтобы понять идеологические основы германской христианской демократии, следует бросить короткий взгляд на философско-антропологические представления христианства. К ним относится в первую очередь «персонализм», видящий в каждом человеке достоинство и индивидуальность. Именно эти качества побуждают человека к соучастию в «промысле Божьем», к активной, преобразующей жизни. Человек выступает как обладающий достоинством, совестью, чувством ответственности и способностью к самостоятельным суждениям активный, творческий субъект, а не как пассивный объект частных, политических и социальных действий, структур и обстоятельств. Реальность - во всем ее многообразии - руководствуется моральными правилами, определяемыми совестью. Таким образом, высшей целью политической деятельности является внимание к каждому отдельному человеку, а тактикой - прагматическая реакция на каждую отдельно взятую ситуацию. Соотношение целей и средств требует сочетания основополагающих ориентиров и прагматических установок.
На уважении к достоинству личности базируются те основные ориентиры для политики и конституционной деятельности, которые, будучи развиты еще в XIX в., принадлежат к багажу христианско-
82
демократических партий XX и XXI вв. К числу этих ориентиров относятся:
1) стремление к закрепленным на законодательном уровне свободе и равенству шансов;
2) всеобъемлющий принцип солидарности, охватывающий как социальный, так и региональный уровни, как большие, так и малые общественные группы, как отношения между государствами, так и между народами и базирующийся на дифференцированном представлении об обществе, а не на его упрощенном «классовом» понимании;
3) готовность как нести, так и делить ответственность, предпочтение федерализма и субсидиарности авторитарной централистской опеке;
4) открытость эволюционным социальным преобразованиям, позволяющим избежать революционных ломок общества.
Таким образом, христианское представление о человеке является источником политического здравого смысла и полностью исключает идеологические, коллективистские, этатистские и иные искушения. Христиане не верят в утопию рая на земле, создаваемого государством, обществом или политикой. Они убеждены в конечности человека и в его несовершенстве. В силу этого христианин не может позволить себе устраниться от политики, ибо это означало бы устранение от ответственности. Однако политика и политическая ответственность не сводятся для него к борьбе за власть или к решению чисто «мирских», прагматических проблем. Христианско-демократическая политика ориентируется на тот изначальный фундамент, который зиждется на христианском представлении о человеке.
Именно этой политике следовали - и продолжают следовать, несмотря на все перипетии последних лет, - ХДС/ХСС. Союз считается «прототипом» массовой, народной партии. Возникновение после Второй мировой войны христианских, межконфессиональных, открытых для всех соцальных слоев народных партий было не только германским феноменом - оно было присуще всей Европе. Практически везде в Западной Европе христианско-демократические партии успешно вошли в политику и быстро добились власти. В Центральной и Восточной Европе, где к власти пришли коммунистические партии, установившие
83
диктаторские политические системы, христианские демократы были вынуждены эмигрировать, уйти в подполье или же, как в ГДР, стать помощниками коммунистов, включившись в так называемый Народный фронт.
Вскоре после окончания Второй мировой войны в Германии, как на региональном, так и на локальном уровне, образовался целый ряд независимых друг от друга христианско-демократических партийных группировок. В отличие от социал-демократов, коммунистов и в меньшей степени либералов, которые после разгрома национал-социалистического рейха смогли обратиться к своим прежним традициям, христианские демократы осознанно отказались от связи с прошлым. Их отказ от традиционной немецкой партийной системы, раздробленность которой послужила одной из причин краха Веймарской республики, привлек к ним все те силы, которых не привлекали идеи КПГ и СДПГ и которые были готовы пойти новыми путями. Основатели партии были едины в своем стремлении бороться против вышедшего как из капитализма, так и из марксизма национал-социалистического мировоззрения, следствием которого явились как национал-социалистический режим, так и Вторая мировая война, а также против всех тоталитарных и коллективистских тенденций. Новое немецкое государство должно было быть подчинено законам, базирующимся на праве и нравственности, основы христианской этики следовало обновить, а достоинство и свобода индивидуумов, пострадавшие в годы тоталитарного режима, подлежали восстановлению.
Целевые установки, поставленные перед собой этой новой массовой народной партией, не означали, впрочем, что она хотела монополизировать христианскую традицию и христианскую политику в Германии или утверждала, что она - единственная партия, в которой могут объединиться все христиане. Ни ХДС, ни ХСС никогда не отрицали, что помимо их партий существуют и иные возможности политического представительства интересов христианских избирателей. Однако только Союз, единственный из всех партий, принял христианское мировоззрение с его моральными и правовыми основами - от естественного права до христианской этики - не только в качестве своей программы, но и в качестве нормы своей политической деятельности. Поэтому в 84
своих ценностных основах партия считала себя консервативной, в своем отношении к политической свободе - либеральной, а в своих требованиях экономической и общественной справедливости -социальной. Она не хотела быть только католической или же только протестантской партией, она хотела соединить в себе то общее, что имеют обе эти конфессии. Это было непросто, региональные партийные образования, возникшие, как уже указывалось, сначала вне связи друг с другом, имели различные традиции, обусловленные различной партийной историей, конфессиональной и социальной принадлежностью.
Создание ХДС/ХСС ознаменовало новый этап истории политических партий в Германии. В течение чрезвычайно короткого времени удалось создать активную партию, объединяющую в себе различные политические и общественные течения - политический католицизм, христианские профсоюзы, немецкий национальный протестантский консерватизм, части либеральной буржуазии - и занять прочное место в центре партийного спектра, между правым консерватизмом на одной стороне и социал-демократией и коммунизмом - на другой.
Это удалось не столько благодаря подробной программе -Союз сам по себе был программой, когда программы как таковой еще не было, - сколько благодаря основным программным постулатам. К таковым относились критика тоталитарных идеологий национал-социализма и коммунизма, отказ от национализма и централизма, христианское представление о личности, о ее достоинстве и индивидуальных правах; и наконец, в экономической и социально-политической сфере идеи «среднего пути» между либеральным индивидуализмом и «христианским социализмом», объединяющие в себе как рыночные, так и плановые элементы. В 1948 г. был взят курс на «социальное рыночное хозяйство», систему, объединяющую классический либерализм с социальными элементами, иными словами, свободу рынка и выравнивание социальной ситуации.
На своем первом партийном съезде в октябре 1950 г., на котором были объединены в одну партию до тех пор автономные партии федеральных земель, ХДС определил свою позицию как культурную, европейскую и социальную. Он высказался против
85
раздела Германии, за устранение социальной нужды и за Европу не только как идею, но и политическую и экономическую силу.
В фазе своего основания ХДС определялся личностью Конрада Аденауэра. За короткий срок он сосредоточил в своих руках практически все партийные руководящие посты в земле Северный Рейн-Вестфалия и в британской зоне. В 1947 г. он стал руководителем рабочего товарищества ХДС/ХСС и - как организатор и оратор - приобрел авторитет среди соратников. С его избранием президентом Парламентарного совета1 в 1948 г. его статус «перешагнул» региональные границы, а став в 1949 г. первым федеральным канцлером и председателем ХДС ФРГ (этот пост он занимал с 1950 по 1966 г.), он получил признание как соотечественников, так и Запада.
Определяющий вклад личности Аденауэра в развитие стабильной демократии в ФРГ неоспорим. Установление прочной парламентарной демократии является - с учетом немецкой истории - несомненным прогрессом на пути модернизации. В силу этого тезисы о якобы «реставрационном» характере эры Аденауэра беспочвенны.
Аденауэр знал, что демократия не может функционировать без соответствующих институтов. Уроки первой, Веймарской, республики показали необходимость сочетания парламентарной системы со стабильным руководством. Аденауэр, ставший канцлером в 73 года, использовал свой авторитет в полемике со многими своими друзьями по партии, стремившимися к «большой коалиции» с социал-демократами, и настоял на образовании гражданской коалиции. Приход к власти в 1949 г. этой коалиции, состоявшей из ХДС, ХСС, Немецкой партии2 и СвДП, означал для Союза не только стабилизацию, но и рост популярности. Противостояние оппозиции в лице СДПГ Аденауэр рассматривал как средство стабилизации своего собственного большинства. Он полагал, что сильная, большая оппозиция необходима политической системе: «Я придерживаюсь
1 Парламентарный совет - законодательное собрание, целью которого была выработка Конституции (Основного закона) для Германии. - Прим. ред.
2 Немецкая партия - партия правой ориентации, располагавшая немалым политическим влиянием в 50-е годы и входившая в правительство с 1949 по 1960 г. С тех пор политически маловлиятельна. - Прим. ред.
86
убеждения, что оппозиция - это государственная необходимость, ибо только противостояние правящего большинства и оппозиции обеспечивает истинный прогресс и привычку к демократическому мышлению», - говорил он в Бундестаге 20 сентября 1949 г. Однако речь шла необязательно о постоянной конфронтации - в случае необходимости он стремился, несмотря на возражения, исходившие из собственных рядов, достичь согласия с СДПГ и Немецкой федерацией профсоюзов. В качестве примеров можно назвать так называемый «монтанский закон»3 1951 г. или же ратификацию люксембургского соглашения 1952/53 гг. о возмещении ущерба государству Израиль. Однако это исключения. Ибо меняющееся большинство - смертельная угроза для любого правительства. Именно поэтому каждая оппозиция охотно предлагает компромиссы, а каждое правительство старается их избежать.
Попытки Аденауэра в 1950-х годах стабилизировать большинство путем изменения системы пропорциональных выборов забуксовали, впрочем, дойдя до определенных пределов. Предпосылкой для реализации подобной политики является единство собственного политического лагеря. Разногласия с СвДП, опасавшейся за свое политическое будущее, заставили канцлера уступить. Таким образом, уже в первом легислатурном периоде сложились структуры большинства послевоенного периода, которые в значительной мере были определены системой пропорциональных выборов.
Обеспечение стойкого большинства и тем самым стабильности правящего кабинета Аденауэра базировалось, впрочем, в первую очередь на кооперации ХДС с ХСС. С первого легислатурного периода Бундестага ФРГ обе эти партии, продолжая начатую ими во Франкфуртском экономическом совете Бизонии4 и в Парламентарном совете кооперацию, выступали единой фракцией ХДС/ ХСС. ХСС стал важнейшим коалиционным партнером ХДС. Это означало окончательный разрыв с наследием Веймарской
3 Монтанский закон (МопЬаптНЪеБНттищ) - закон о представительстве наемных рабочих в советах и президиумах предприятий горной и сталелитейной промышленности. -Прим. ред.
4 «Бизония» (Ыгопе) - обозначение английской и американской окуппационных зон после Второй мировой войны, объединившихся в 1946 г. - Прим. ред.
87
республики с ее Партией центра и Баварской народной партией, шедшими в своей политике очень разными путями.
ХДС и ХСС имеют практически общие мировоззренческие основы и общие политические цели. В предвыборной борьбе они выступают единым фронтом. Из этого, однако, не следует, что обе партии всегда и во всем едины. Нередко между ними возникают разногласия в текущих, стратегических или же кадровых вопросах. Тем не менее двухпартийная структура немецкой христианской демократии - Союз - сохранилась и политически оправдала себя.
Развитие ХДС до 1969 г. определялось его правящей ролью -при Конраде Аденауэре (до 1963 г.), Людвиге Эрхарде (1963-1966) и Курте Георге Кизингере (1966-1969) в коалиции с СДПГ. Партия обладала огромной притягательной силой на выборах начиная с 1953 г. ХДС/ХСС никогда не набирали меньше 45%. До 1961 г. в партию были интегрированы практически все значительные христианско-демократические организации. Вне всякого сомнения, эта способность обратиться практически ко всем избирателям несоциалистического лагеря, перешагнуть конфессиональные границы и явившаяся ее следствием реорганизация немецкой партийной системы была важнейшим достижением эры Аденауэра.
Политика правительства Аденауэра, экономический подъем, политическая стабилизация, социально-политические ориентиры, а также развитие европейского и атлантического сотрудничества в сочетании с интеграцией Германии в западный мир оказали немалое влияние на позиции демократических левых сил, которые после безуспешной оппозиционной борьбы вынуждены были сблизить свои позиции с позициями Союза. Уже в своей Годесбергской программе 1959 г. СДПГ приблизила свои экономические и социально-политические представления к позициям ХДС/ХСС, а в 1960 г. предложила совместную внешнюю политику как основу стабильности существующих договоров и союзных обязательств.
Успешное развитие Союза шло рука об руку с ростом авторитета канцлера Аденауэра. Недостатки и структурные слабости партии дали о себе знать лишь по мере того, как СДПГ после программного поворота в 1959 г. тоже стала «народной партией», а также после ухода канцлера Аденауэра в 1963 г. со своего поста. Авторитет старого канцлера, привлекательность его 88
политики перевешивали недостатки внутреннего партийного развития Союза, особенно в том, что касалось организации, членства и внутрипартийного волеобразования. Как партия, так и ее фракция в Бундестаге ориентировались в своих решениях на канцлера в ущерб внутрипартийной инициативе.
С организационной точки зрения Союз представлял собой до начала 60-х годов партию обеспеченных слоев, своего рода «партию знати». Однако уже с третьего легислатурного периода, т.е. с 1961 г., партия, поставленная перед лицом новых политических реалий, постепенно расстается с этим имиджем. Христианский импульс, чрезвычайно сильный в фазе основания Союза и в годы восстановления экономики и борьбы с коммунистической угрозой, постепенно ослабевает.
Германия все больше превращалась в секуляризированное общество. Даже у католиков ослабевали связи с церковью. Попытки приобщения молодежи к традиционным культурным ценностям отвергались как «реставрационные». Разногласия между католиками в контексте решений Второго Ватиканского собора5 в 60-х годах не повлияли на ситуацию в ХДС, где католики в те годы составляли большинство. Аденауэр, несмотря на его принадлежность к католической церкви, постоянно подчеркивал необходимость разделять религию и политику. ХДС была задумана не как мировоззренческая, а как христианская, социальная, консервативная и либеральная народная партия, хотя и ориентирующаяся на христианские принципы, но открытая и для неверующих.
В эти годы началось восхождение ХДС/ХСС к тому, чем она является сейчас, - к современной, массовой партии с центральной организацией, развитым аппаратом, активным членским учетом, структурами открытого волеобразования. ХДС взял курс на реформы в 1959 г., в период, когда Аденауэр подвергался серьезной критике внутри страны. ХСС вступил на путь модернизации уже в 1957 г. и, как справедливо отмечает Альф Минтцель, развился в баварскую «партию государственного порядка», превратив Баварию в страну ХСС. ХДС же потребовалось около десяти лет, чтобы создать
5 Второй Ватиканский (21-й Вселенский) собор (1962-1965) принял ряд литургических и канонических решений, символизировавших модернизацию католической церкви («богослужебная реформа») и поворот к экуменическому диалогу. - Прим. ред.
89
структуры современной массовой партии. При этом его важнейшие программные пункты - партнерство с США, дружба с Францией, идея единой Европы, стремление к воссоединению Германии, позиция политического центра, социальное рыночное хозяйство и христианский фундамент - остались неизменными. Не случайно политолог Вильгельм Хеннис, который отнюдь не всегда поддерживает ХДС/ХСС, называл Союз «лучшим достижением в истории немецких политических партий». За двадцать лет нахождения у власти ХДС/ХСС под руководством Конрада Аденауэра, Людвига Эрхарда, Курта Георга Кизингера удалось не только поднять экономику разрушенной страны, но и стабилизировать вторую по счету немецкую демократию.
Годы в оппозиции (1969-1982) вполне могут быть названы «фазой повторного основания» Союза, во время которой он приспосабливался к новым экономическим и общественно-политическим реалиям. В эти годы ХДС и ХСС превратились в плюралистические, массовые партии, в которых, как и во всем обществе, смешались и постепенно растворились конфессиональные, групповые, региональные и иные различия. Убедительно представить себя «правящей партией завтрашнего дня» оппозиционная партия может лишь в том случае, если время своего пребывания в оппозиции она использует для кадрового, организационного и сущностного обновления.
Впрочем, первые годы пребывания в оппозиции прошли под знаком ожесточенных дискуссий о направлениях «восточной политики» правительства СДПГ/ СвДП. Новые акценты внутренней, в том числе социальной, политики этого правительства вначале оказались на заднем плане. Лишь после тяжелого поражения на выборах 1972 г. для ХДС/ХСС началась собственно оппозиционная фаза. Тяжелая экономическая ситуация, рост инфляции и, не в последнюю очередь, успешная кампания в пользу свободного, справедливого и солидарного общественного порядка, за экономическую стабильность и правовое государство, способствовали внутриполитическому успеху ХДС/ХСС. Число членов ХДС увеличилось почти вдвое и достигло 700 тыс., число членов ХСС достигло 175 тыс.
В 70-е годы под председательством Гельмута Коля (с 1973 г.) произошел окончательный поворот ХДС в сторону массовой партии. 90
Новая партийная программа 1978 г. базировалась на таких приоритетах, как социальное равновесие, ответственность, ориентация на результаты труда, экономическая конкуренция. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в эти годы на выборах в ландтаги федеральных земель, внутри партии не прекращалась борьба по целому ряду фундаментальных вопросов внешней и внутренней политики. Председатель ХДС Гельмут Коль и руководитель ХСС Франц Йозеф Штраус имели различные представления о Хельсинкском процессе, о политике разрядки и контроля над вооружением. В сфере внутренней политики имели место разногласия в вопросах финансирования социального страхования, налоговой политики, экологических проблем и внутренней безопасности. Поэтому Союз не производил на избирателей впечатления единой партии. Кроме того, он находился в сложной политической ситуации: с одной стороны, он стоял в оппозиции на федеральном уровне, т.е. в Бундестаге. С другой стороны, по результатам земельных выборов, он обладал большинством в Бундесрате и, следовательно, нес свою долю ответственности за социально- и финансово-политические решения правящих партий. Поражение Штрауса, выдвинутого кандидатом в канцлеры на выборах 1980 г., усилило позиции Коля, бывшего одновременно председателем ХДС и фракции ХДС/ХСС в Бундестаге. Его час настал, когда правительство СДПГ/СвДП в 1982 г. не справилось с задачей санации государственных финансов и не смогло провести в Бундестаге натовское «двойное решение»6.
После 13 лет в оппозиции Союз представлял собой современную массовую партию с количеством членов, приближающимся к миллиону, и располагающую солидной опорой в обществе. На досрочных выборах в Бундестаг в 1983 г. он получил 48,8% - второй по своей величине результат после 1957 г. До 1998 г. фракция ХДС/ХСС оставалась сильнейшей в Бундестаге. Несмотря на сопротивление политических противников и негативное мнение общественности, Коль в ноябре 1983 г. добился одобрения «двойного решения» НАТО. Тем самым он показал, какое значение
6 Имеется в виду решение НАТО от 12.12.1979, в котором странам Варшавского договора предлагалось двустороннее сокращение ракет средней дальности и выражалась угроза в противном случае разместить новые американские ракеты средней дальности в Западной Европе. - Прим. ред.
91
имеет для нового правительства внешняя политика, прежде всего укрепление традиционной западной ориентации ФРГ, и продемонстрировал свою верность традициям Аденауэра - в том числе в европейской политике, и в особенности в германско-французских отношениях. Так называемый «евросклероз» был преодолен, сотрудничество между Колем и французским президентом Франсуа Миттераном постепенно превратилось в мотор европейской интеграции.
Активизировались и германско-германские отношения, был заключен ряд соглашений, в 1983 г. ГДР был предоставлен огромный кредит, а в 1987 г. руководитель ГДР Эрих Хонеккер посетил ФРГ с официальным визитом. Следует, впрочем, отметить, что как раз в германско-германских отношениях политика Коля не всегда находила поддержку в рядах его партии.
Важнейшей внутриполитической задачей была срочная санация госбюджета. Новые задолженности удалось сократить, инфляция понизилась с 5,2% в 1982 г. до 2,7% в 1990 г. Наметились тенденции к экономическому подъему. Менее позитивно выглядела ситуация на рынке труда. Уровень безработицы, обусловленной прежде всего структурными причинами, удалось понизить с 7,2% в 1982 г. всего лишь до 6,9% в 1990 г. В целом экономические и финансово-политические меры правительства Коля тех лет вполне могут быть оценены как успех, хотя, разумеется, требовалось время, чтобы они принесли полноценные результаты. Так или иначе к моменту коллапса политических режимов стран Восточного блока ФРГ находилась в удачной финансовой и экономической ситуации.
Несмотря на положительный баланс своей политики в годы нахождения у власти, Союз снова и снова терял голоса на выборах в земельные правительства. Причиной этого было не в последнюю очередь изменение социальной структуры населения, постепенное разрушение тех традиционных социальных слоев, которые служили прочной опорой христианской демократии. Все больше граждан в принципе отказывались участвовать в выборах, многие колебались между различными партиями, партия теряла популярность у молодежи. Возникла опасность потери того «структурного большинства», которым до сих пор обладали ХДС/ХСС в коалиции с СвДП, ибо на другой стороне наметились 92
тенденции к образованию лагеря СДПГ и Зеленых. Результаты выборов 1987 г. с потерей 4,5% голосов привели к внутрипартийным дискуссиям. В 1989 г. в ходе программной дискуссии были предприняты попытки сместить Коля с поста председателя партии. Попытки эти не удались, так что на партийном съезде в Бремене Коль был вновь избран на этот пост, а генеральный секретарь Хайнер Гайслер потерпел поражение.
Воссоединение Германии принесло ХДС воссоединение с одноименной, обновившейся в 1989 г. партией ГДР. Большую роль при этом воссоединении сыграли обязательства, принятые организаторами ХДС в годы основания партии. На последнем общегерманском собрании в конце 1947 г. основатели ХДС/ХСС констатировали: «Мы - единственная общегерманская партия». Воссоединение произошло на партийном съезде в Гамбурге 1 октября 1990 г.
Шансы на воссоединение Германии возникли раньше, чем ожидалось. Причиной этому был политический кризис Восточного блока, начавшийся после того, как Советский Союз, побежденный США в ходе соперничества на мировой арене, находясь в экономическом кризисе, ступил на путь «перестройки», ослабив свою гегемонию в Центральной и Восточной Европе. Это способствовало активизации национальных и демократических сил. Без поддержки Советского Союза правящие режимы этих стран оказались марионетками, не располагающими поддержкой народа и, несмотря на запоздалую готовность к реформам, не способными удержать власть. И в ГДР власти не смогли противостоять народу, требовавшему свободы.
Таким образом, оправдала себя концепция Аденауэра, концепция долгосрочной политики воссоединения, предполагавшая наличие «ядра» немецкого государства, т.е. Федеративной Республики, способного в силу своей экономической, политической и военной интеграции в западное сообщество, а также в силу стабильного демократического порядка и роста благосостояния населения постепенно осуществить воссоединение Германии.
В вопросах германско-германских отношений Союз под руководством Гельмута Коля отличался от остальных партий тем, что никогда не признавал раздел Германии свершившимся фактом. Поэтому Коль поспешил воспользоваться предоставившимся
93
историческим шансом. В «Программе 10 пунктов» были предложены важнейшие процедуры, последствием которых должен был стать договор о воссоединении. Правительство Коля шло неизведанным путем - исторических прецедентов, образцов, которым оно могло бы следовать, не существовало, поэтому представление о трудностях и опасностях воссоединения было неполным. Даже «стоимость» процесса воссоединения не поддавалась точным расчетам. За сорок лет существования двух германских государств по обе стороны внутригерманской границы возникло, по сути, два различных мира. Тем не менее стремление народа к единству сохранилось, и этой воле народа, нашедшей выражение в «мирной революции» в ГДР, следовал Коль в своей политике.
Воссоединение не изменило той значительной роли, которую играл Союз в сотрудничестве европейских христианско-демократических партий. Федеративная структура Союза после гамбургского партийного съезда 1 октября 1990 г. претерпела лишь незначительные изменения. В ХДС были включены партийные организации восточногерманских федеральных земель. Благодаря участию политиков из новых федеральных земель в руководящих структурах партии и разработке новой, принятой в 1994 г. партийной программы партия избежала фракционной борьбы и основополагающих программных изменений.
Следует отметить, что сначала в западногерманском ХДС не было единства в вопросе о том, следует ли организационно соединяться с восточногерманским ХДС, скомпрометировавшим себя сорокалетним сотрудничеством с СЕПГ. Однако вряд ли было возможно осудить всю партию за «политический конформизм». Следовало провести различие между простыми членами партии, для которых решение вступить в ХДС было одновременно решением «против» СЕПГ, и высшими партийными функционерами, сотрудничавшими с режимом.
Однако в феврале 1990 г., когда «Восточный ХДС» после кадровых, организационных и программных обновлений вышел из «Демократического блока», представилась возможность основать предвыборный союз «Альянс за Германию» с ХДС, «Демократической инициативой» и Германским социальным союзом. На первых свободных выборах в парламент ГДР 18 марта 1990 г. он набрал 48% голосов (40,8% из них - ХДС) и тем самым продемонстрировал 94
убедительную победу (СДПГ набрала лишь 21,9%). На проходивших в то же время коммунальных и земельных выборах на территории ГДР христианским демократам удалось победить в четырех из пяти федеральных земель. На первых общегерманских выборах 2 декабря 1990 г., оформивших состоявшееся воссоединение Германии на парламентарном уровне, ХДС получил 43,8% голосов, в то время как СДПГ набрала лишь 33,5%.
Процесс взаимного приспособления обеих партий продолжался, впрочем, еще несколько лет. Разногласия в рядах бывшего «Восточного ХДС» между «обновленцами» и теми, кто в той или иной форме был интегрирован в государственную систему ГДР, решились в пользу «обновленцев» - не в последнюю очередь благодаря авторитету опытных западногерманских политиков, таких как Курт Биденкопф, Бернард Фогель, Йорг Шёнбом. Основной трудностью процесса интеграции был не столько вопрос элит, сколько партийного базиса. В первые годы после воссоединения партия потеряла 2000 членов на Западе (впрочем, потеря базиса была в эти годы присуща и иным партиям), на Востоке же число членов ХДС сократилось ровно наполовину (с 120 тыс. до 60 тыс.). И наконец, слишком различны по своему социальному и культурному происхождению были рядовые члены партии и избиратели в старых и новых федеральных землях. На Западе 52% избирателей ХДС были католиками, на Востоке - 51% избирателей не принадлежал ни к какой церковной конфессии. На Востоке рабочие составляли чуть ли не половину избирателей ХДС, на Западе же - от силы четверть.
Эти внутрипартийные различия на уровне базиса следовало сгладить и уравновесить, чему помогли как федеративная структура партии, так и ее программный профиль. Принятая на Гамбургском съезде 1994 г. общегерманская программа подчеркивает роль ХДС как «партии единства» и выдвигает идею «ответственной свободы».
Впрочем, политические будни не заставили себя ждать. Результаты выборов в Бундестаг 1998 и 2002 гг. продемонстрировали традиционное распределение сил, при котором ХДС/ХСС доминируют на юге, а СДПГ - на севере Германии.
Воссоединение Германии было сопряжено с трудностями не только для ХДС, но и для возглавляемого им правительства. Основными направлениями второго канцлерства Гельмута Коля
95
были реализация «внутреннего единства»7, дальнейшее развитие процесов европейской интеграции, внутриполитические реформы, прежде всего рынка труда и пенсионная, меры по предотвращению бегства капиталов и, не в последнюю очередь, реализация международной ответственности воссоединенной Германии.
Достижение «внутреннего единства» было возможно лишь в ходе радикальной перестройки устаревших структур бывшей ГДР. Первым шагом был валютный союз, провозглашенный 1 июля 1990 г. и сопровождаемый перенесением западногерманской системы социального обеспечения на восточногерманские земли. Это требовало массивного перевода капиталов на Восток, тем более что экономика новых федеральных земель, ориентированная преимущественно на страны Восточного блока, находилась в коллапсе. С введением «солидарной надбавки»8, созданием Фонда немецкого единства, фонда «Развитие Востока» (1991) и с заключением двух «Пактов солидарности» были предприняты попытки преодолеть структурный крах новых федеральных земель. Это привело к тому, что государственная задолженность возросла в период с 1990 по 1997 г. на 75% и составила 900 млрд. марок, что практически уничтожило все успехи проводившейся до 1989 г. политики консолидации.
Во внешней и европейской политике Коль изначально придерживался западной ориентации. Процесс восстановления германского единства должен был быть увязан в процессы европейской интеграции не в последнюю очередь для того, чтобы облегчить признание европейскими союзниками новой, объединившейся Германии. В сотрудничестве с Францией Коль последовательно проводил курс на углубление интеграции и на расширение Евросоюза за счет стран Восточной Европы (Маастрихтский и Амстердамский договоры от 1992 и 1997 гг., решение от 1996 г. о введении евро) с целью закрепить европейское
7 Под «внутренним единством» в Германии тех лет подразумевался процесс экономического и политического срастания старых и новых федеральных земель, сближение уровней жизни. - Прим. ред.
8 «Солидарная надбавка» (Solidaritatszuschlag) - надбавка к налогу, введенная в старых федеральных землях в пользу подъема экономики новых федеральных земель. - Прим. ред.
96
единство, превратить его в бесповоротный процесс, ведущий к созданию европейского политического союза.
Внутриполитические реформы трудно оценить однозначно. С одной стороны, возглавляемому ХДС/ХСС правительству удались масштабные реформы, в том числе и некоторые поправки к Конституции. Достаточно назвать реформы экологической политики, внутренней безопасности, социальной политики и здравоохранения. С другой стороны, часть этих реформ практически перечеркнула взятый в 1982 г. курс на консолидацию государственных финансов и усиление рыночных элементов. Ряд реформ, связанных с массивной экономией средств (уменьшение выплат по больничным листам, облегчение возможности увольнения сотрудников, большой акцент на самофинансировании пациентов, снижение пенсий), равно как и налоговая реформа, нацеленная на предотвращение бегства капиталов, натолкнулись на критику социал-демократической оппозиции. Поскольку социал-демократы к тому времени составляли большинство в Бундесрате (после проигрыш,) ХДС на выборах в земле Нижняя Саксония в 1990 г.), им удалось блокировать большую часть этих реформ.
В обществе усилились впечатления «политического застоя», что отразилось на результатах земельных и федеральных выборов 1994 и, в особенности, 1998 гг. В 1994 г. христианским демократам еще удалось - с небольшим перевесом - победить оппозицию и сохранить правительственную коалицию с СвДП. Однако доверие населения к способности канцлера Коля вывести Германию из стагнации ослабевало. Результаты выборов в Бундестаг в 1998 г. были показательны - впервые в истории ФРГ смена канцлера была обусловлена решеним избирателей, а не сменой коалиционного партнера. ХДС/ХСС получили нижайший с 1949 г. результат -35,1%, в то время как СДПГ во второй раз с 1972 г. стала сильнейшей фракцией Бундестага.
После поражения на выборах Коль тут же отказался от обязанностей председателя партии. На 11-м съезде партии 7 ноября 1998 г. в Бонне председателем партии был избран Вольфганг Шойбле, бывший до этого председателем парламентской фракции ХДС/ХСС. Тем самым партия возвратилась к традициям своего пребывания в оппозиции, соединив две важнейшие руководящие должности в одном лице. Ангела Меркель сменила Петера Хинце на посту
97
генерального секретаря. Гельмут Коль, возглавлявший партию в течение 25 лет, стал ее почетным председателем. Кадровые изменения произошли и в иных руководящих партийных структурах, однако Шойбле во всех этих изменениях удалось сохранить постоянство, собрать силы и консолидировать партию, прежде чем приступить к программным изменениям. Первые шаги на пути программных реформ были сделаны на 12-м съезде партии в Эрфурте 25-27 апреля 1999 г. «Эрфуртские линии», принятые съездом, предусматривали структурную реорганизацию партии и «дальнейшее развитие программы». Восстановлению позиций партии помог неудачный старт «красно-зеленого» правительства9, в том числе уход ведущего социал-демократического политика Оскара Лафонтена в 1999 г. со всех своих партийных должностей. На семи выборах в ландтаги, на выборах в Европарламент и на коммунальных выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия ХДС/ХСС одержал победы. Однако победы эти были сведены на нет разгоревшимся в 1999 г. скандалом, связанным с финансированием партии (так называемыми «пожертвованиями партии»), который нанес удар по доверию избирателей к партии и вверг ее в тяжелейший кризис с момента основания. Коль вынужден был покинуть пост почетного председателя партии, Шойбле пришлось в феврале 2000 г. отказаться от обязанностей председателя партии и фракции.
Возникший вакуум руководства был, впрочем, очень быстро заполнен. Председателем фракции стал Фридрих Мерц, а на партийном съезде в Эссене в апреле 2000 г. председателем партии впервые была выбрана женщина - Ангела Меркель. Тем самым в партии произошла окончательная смена поколений, символизировавшая конец эры Гельмута Коля. Произошли и организационные изменения - в 2001 г. центральное бюро партии окончательно покинуло Бонн и переехало в Берлин, следом за парламентом и правительством.
Последствия связанного с финансированием партии скандала были преодолены уже к 2001 г. - на выборах в ландтаг земли Баден-Вюртемберг, в Гамбурге (2001), в земле Саксен-
9 Под «красно-зеленым» правительством подразумевается коалиция СДПГ и Союза 90/Зеленых. - Прим. ред.
98
Анхальт (2002) и в земле Нижняя Саксония (2003) Союз вытеснил социал-демократов и сформировал земельные правительства. Однако на выборах в Бундестаг в 2002 г. победы одержать не удалось. Во второй раз после того, как в 1980 г. Франц Йозеф Штраус выступал против социал-демократа Гельмута Шмидта, председатель ХСС Эдмунд Штойбер был выдвинут кандидатом в канцлеры от ХДС/ХСС. Непосредственно после неудачи на выборах Ангела Меркель сменила Фридриха Мерца на посту председателя фракции ХДС/ХСС и вновь соединила оба руководящих поста в одних руках.
Независимо от успехов и неудач ХДС работал над развитием программных установок, соответствующих новым политическим реалиям. Если до выборов в Бундестаг 2002 г. основным пунктом дискуссий с социал-демократами были внешнеполитические вопросы, в частности вопрос о поддержке США в Ираке, то после поражения на выборах споры переместились в сферу внутриполитических реформ. Партии удалось сформулировать ряд удачных положений в новой политике по отношению к семье, политике в сфере образования, иммиграционной политике, разработать налоговую реформу, концепцию современного социального государства (реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения), обновить идеи социального рыночного хозяйства, создать программу структурного роста. В ходе опросов общественного мнения около 50% опрошенных в 2004 г. отдавали свои голоса Союзу. На выборах в Гамбурге в феврале 2004 г. Союз впервые за историю этого города получил большинство. Однако тенденции выборов в ландтаги были не так однозначны - иной раз Союз терял голоса. Повальные неудачи социал-демократов служили при этом слабым утешением. Большие партии теряли избирателей, участие в выборах оставляло желать лучшего. Это указывало на растущее недовольство населения, его сомнения в компетентности политического руководства. Расширяя свой предвыборный потенциал, большие партии теряли свой традиционный базис. Не только политики - вся политика должна была бороться за восстановление доверия к ней.
На выборах в Бундестаг в сентябре 2005 г. победу одержала Ангела Меркель. Если ХДС/ХСС удастся сохранить свою интеграционную силу, привлекая к себе гетерогенные с
99
социальной, религиозной, экономической и культурной точек зрения слои и объединяя их на основе традиционных ценностей, если им удастся и дальше выдвигать более убедительные и компетентные, нежели у их конкурентов, экономические и социальные программы, то дальнейший политический успех не заставит себя ждать.
Перевод с немецкого С.В. Погорельской