Химия растительного сырья. 1998. №1. С. 65-66.
ХРОНИКА
III РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Нарастающее загрязнение окружающей среды пагубно отражается на генетическом развитии всего живого, в том числе и человека. Такой ход развития требует принятия срочных радикальных мер по предотвращению негативных последствий. Их разносторонняя оценка и пути улучшения состояния биосферы являются задачей всех экологических форумов. Одним из них, акцентирующих внимание на воспитании и образовании населения, является традиционная III региональная научно-методическая конференция «Непрерывное экологическое образование», проведенная 20—21 апреля 1998 г. в Сибирском государственном технологическом университете.
В работе конференции приняли участие представители администрации Красноярска и Красноярского края, городских и краевых экологических служб и фондов, средств массовой информации, большинства высших учебных заведений города, академических и исследовательских институтов, общеобразовательных и профессионально-технических учреждений, а также гости из Архангельска, Хабаровска, Улан-Удэ и других городов страны. Общее количество докладов в 5 секциях (проблемы экологического образования в высших и средних специальных учебных заведениях, довузовское экологическое образование и воспитание, внедрение результатов НИР в преподавание экологии, методическое и методологическое обеспечение экологичности производства и НИР студентов в области экологии) — 117, участников — около 200 человек.
При обсуждении рассматриваемых на конференции вопросов пришли к следующему заключению:
1. Несмотря на сложности, связанные, прежде всего, с ухудшением экологического образования в общеобразовательной школе, продолжает укрепляться и совершенствоваться стратегическая линия развития системы непрерывного экологического образования. В вузах города открываются специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций экологического направления, аспирантуры, осуществляется повышение квалификации преподавательского состава, набирают силу экологические факультеты, кафедры, специальности и специализации, идет соответствующая подготовка абитуриентов. В ряде районов края открываются филиалы центров по непрерывному экологическому образованию. Успешно осуществляется разработка учебнометодической литературы для студентов и других категорий учащихся. В Красноярске регулярно проводятся всероссийские, региональные и городские экологические конференции и олимпиады, в которых принимает участие большое число студентов и школьников города и края.
2. Административными образовательными структурами города и края и представителями вузов разработаны программы по внедрению непрерывного экологического образования в общеобразовательные учреждения. В определенной мере они финансируются городским и краевым экологическими фондами. Однако в основном это
реализуется в крупных городах. Отдаленные города и мелкие административные образования практически не получают финансовой поддержки в выполнении программы НЭО. Для большинства сельских школ мало известен программно-целевой механизм финансирования экологического образования и воспитания.
3. Вызывает большую тревогу наблюдаемое свертывание в общеобразовательных учреждениях экологического преподавания. На преподавание этой дисциплины в средних школах не отводится времени, не финансируется участие учителей в работе семинаров и конференций. В частности, сложившееся положение нашло отражение в резком сокращении числа преподавателей школ на конференции по непрерывному экологическому образованию. Для снижения остроты положения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3.11.94 г. № 1208 целесообразно скоординировать усилия научно-образовательских структур по финансированию приоритетных направлений и активно работающих коллективов.
4. Для более квалифицированной подготовки специалистов-экологов необходимо активнее внедрять в преподавание такие дисциплины как экологическое законодательство, экспертиза, аудит промышленная экология; шире использовать в
практике возможности информатики и компьютерной техники; привлекать для этой цели лучших специалистов. Важно принять меры к востребованию экологических инженерных кадров, облегчив трудоустройство и эффективность использования выпускников-экологов.
5. Для дальнейшего совершенствования системы НЭО необходима более строгая временная координация организационных усилий отдельных творческих коллективов. При решении вопроса целесообразно закрепить за конкретными экологическими центрами образовательных учреждений ответственность за подготовку мероприятий по тематической, профессиональной и возрастной ориентации. Такое разделение позволяет коллективам специализироваться по городским, региональным и российским масштабам, по студенческой, преподавательской и научной тематике, по общей, промышленной и социальной экологии, экологическому законодательству и экспертизе и т.д.
6. Важным направлением деятельности образовательных структур является расширение и укрепление контактов со средствами массовой информации и экологическими службами с целью подготовки специалистов и экологического просвещения населения.
Директор центра НЭО СибГТУ профессор Р. А. Степень